Информационно - аналитические системы органов государственного управления
«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.15-17
Информационно - аналитические системы органов государственного управления
Подполковник И.В. ИГНАЩЕНКО,
начальник военно-научного управления
Вооруженных Сил Республики Беларусь,
кандидат технических наук
С.В. ЕНИН, главный научный сотрудник
Национального центра информационных ресурсов и
технологий Национальной академии наук Беларуси,
кандидат технических наук
Создание информационно-аналитических систем в Республике Беларусь происходило в условиях дефицита всех видов ресурсов: финансовых, кадровых, методических, материально-технических. Для формирования вновь нарождающегося сектора информационно-аналитических продуктов требовалось понимание необходимости их создания. На сегодняшний день основными потребителями информационно-аналитической продукции являются органы госуправления всех уровней - высшие, отраслевые, территориальные, причем, как ни парадоксально, именно они оказались наименее обеспеченными информационно-аналитическими технологиями.
Развитие информационно-аналитических систем органов государственного управления в Республике Беларусь
Создание информационно-аналитических систем в Республике Беларусь происходило в условиях дефицита всех видов ресурсов: финансовых, кадровых, методических, материально-технических. Для формирования вновь нарождающегося сектора информационно-аналитических продуктов требовалось понимание необходимости их создания.
Одними из первых пустующую нишу информационо-аналитических продуктов заполнили негосударственные исследовательские центры, которые смогли получить необходимое финансовое и иное обеспечение из зарубежных источников: от различных фондов и международных организаций. Семнадцать центров такого рода в июне 1997 года образовали так называемую "Белорусскую ассоциацию фабрик мысли" для объединения усилий по проведению социальных исследований, экспертиз и консультаций государственных и негосударственных структур.
Среди внутренних негосударственных источников финансирования аналитических исследований важнейшими являются крупные банки, инвестиционные и страховые компании, финансово-промышленные группы, политические партии, средства массовой информации. Однако на сегодняшний день ни одна из этих категорий не имеет самостоятельных информационно-аналитических систем. Потребности в информационно-аналитической продукции удовлетворяются с помощью услуг экспертов-аналитиков из государственных управленческих структур, научно-исследовательских институтов или независимых центров. Таким образом, на сегодняшний день основными потребителями информационно-аналитической продукции являются органы госуправления всех уровней - высшие, отраслевые, территориальные, причем, как ни парадоксально, именно они оказались наименее обеспеченными информационно-аналитическими технологиями.
Большинство ведомств еще со времен всеобщего увлечения автоматизированными системами управления (конец 80-х годов) обзавелось собственными информационно-вычислительными центрами, на базе которых по мере развития технологий стали создаваться корпоративные сети. В последние годы в большинстве основных ведомств были разработаны концепции (программы) информатизации. Разработка этих документов производилась, главным образом, техническими специалистами, которые, в зависимости от уровня квалификации, в большей или меньшей степени использовали для построения информационных сетей современные технические и программные решения. Однако при этом не достаточно либо совсем не уделялось внимания решению основных задач ИАС, не учитывались сформулированные выше специфические требования, предъявляемые к используемым информационным технологиям.
Отсутствие на сегодняшний день в структуре большинства органов управления специализированных аналитических подразделений приводит к тому, что идеологическое руководство и техническое обеспечение ведомственной информатизации передается отраслевым исследовательским или проектным институтам или некоторым специально созданным структурам, например Национальному центру маркетинга и конъюнктуры цен при МИД - головному исполнителю по программе информационного обеспечения внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности.
При такой организационной схеме информационно-аналитические подразделения не включены непосредственно в контур управления, не принимают непосредственного участия в выработке управленческих решений, не могут обеспечить использование общесистемных критериев и необходимое качество информационной поддержки. Что же касается технических решений создания корпоративных информационных сетей, то и здесь возникают проблемы в связи с тем, что с этой задачей лучше справляются специализированные фирмы (системные интеграторы), имеющие необходимый практический опыт и проводящие подбор специалистов.
Функции и задачи информационно -аналитической системы органа государственного управления
Основное назначение информационно-аналитической системы - поддержка принятия управленческих решений. Информационно-аналитические системы существовали и достаточно эффективно функционировали задолго до появления компьютеров и информационных сетей, которые служат лишь инструментом для аналитической работы.
Процессы управления любыми объектами (системами), независимо от их сложности, основываются на мониторинге состояния объекта управления, анализе полученной информации и выработке на основе имеющихся опыта, теории, методов (или алгоритмов) управления управляющих воздействий, ориентированных на изменение состояния объекта управления в соответствии с некоторой заранее определенной целевой функцией (системой более или менее формализованных целей). Функция управления (выработка и реализация управленческих решений) осуществляется органом (системой) управления, частью которой является информационно-аналитическая система.
Следует отметить, что в случае сложных социально-экономических систем (общегосударственного, отраслевого или территориального уровней) полная формализация процессов управления как системой в целом, так и ее элементами практически невозможна, поэтому создаются системы информационной поддержки принятия управленческих решений, основным элементом которых является информационно-аналитическая система, решающая следующие задачи:
- Построение информационно-логической модели управляемой социально-экономической системы. Для этого осуществляется структуризация задачи управления социально-экономической системой на ряд проблемных областей, определение системы показателей (параметров), характеризующих каждую проблемную область, установление и моделирование взаимосвязи между параметрами.
- Построение системы сбора информации о значении параметров, характеризующих каждую проблемную область (мониторинг состояния социально-экономической системы).
-Анализ состояния социально-экономической системы, выявление критических ситуаций, подготовка вариантов управленческих решений, прогноз изменения состояния социально-экономической системы, создание автоматизированной системы принятия управленческих решений.
-Построение информационно-логической модели системы (органа) управления социально-экономической системы: определение информационных потребностей каждого элемента структуры управления и лиц, принимающих решения, формализация технологии подготовки управленческих решений.
- Анализ эффективности и оптимизация структуры органа управления социально-экономической системы.
Информационно-аналитические системы должны быть частью контура управления и нести ответственность перед лицами, принимающими решения, за качество системы поддержки принятия управленческих решений.
Количественный состав информационно-аналитической системы определяется числом проблемных областей (направлений), за каждую из которых отвечает персонально один из работников информационно-аналитической системы. Руководители направлений в своей деятельности опираются на использование института независимых экспертов, в качестве которых могут выступать как отдельные ученые и специалисты, так и научные коллективы и организации, которые проводят экспертизу, подготавливают обзорно-аналитические материалы, выполняют НИОКР в интересах органа управления.
Исходя из имеющихся информационных потребностей, информационно-аналитические системы определяют требования и выступают заказчиком информационной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и представление (визуализацию) информации. С точки зрения применяемых информационных технологий, информационно-аналитическая деятельность предъявляет ряд специфических требований, которые определены:
- большими объемами и разнородностью обрабатываемой информации (документальная и фактографическая, научно-техническая, финансовая, социально-политическая, экономическая, правовая, персональная и т.д.), разнообразием источников информации (СМИ, научно-технические и специальные издания, ведомственные банки и базы данных, международные сети);
-необходимостью семантического анализа большого потока документальной информации, анализа и прогнозирования временных рядов значений параметров, определяющих состояние управляемой социально-экономической системы, автоматизации анализа фактографических данных;
|- необходимостью в информационном моделировании предметных областей, представлении объектов, понятий и семантических связей между ними, формализации, накоплении и использовании
знаний экспертов;
- требованиями по обеспечению безопасности и надежности системы информационной поддержки;
-требованиями по наглядности и комплексности представления информации для экспертов и лиц, принимающих решение.
В случаях социально-экономических систем невозможна формализация ни одного из элементов контура управления, а возможно только создание эффективной системы поддержки принятия управленческих решений, основанной на использовании разной степени формальности информационно-логических моделей управляемой социально-экономической системы. Качество принятия управленческих решений и, как следствие, качество функционирования управляемой социально-экономической системы во многом определяется качеством такой поддержки.
Технология функционирования информационно-аналитических систем во многом зависит от типа и сложности управляемого объекта (социально-экономической системы), однако можно сформулировать ряд общих принципов, справедливых для всех типов информационно-аналитических систем:
- информационно-аналитические системы должны быть непосредственно включены в контур управления, т.е. принимать участие в выработке управляющих решений;
- информационно-аналитические системы в первую очередь ориентированы на информационно-аналитическую поддержку лиц, принимающих решение;
- структура информационно-аналитических систем определяется относительно небольшим числом проблемных направлений, на которые подразделяются задачи и сфера управления социально-экономической системы. Руководители направлений в своей деятельности используют, кроме штатных системных аналитиков, институт независимых экспертов, которыми могут быть как отдельные ученые и специалисты, так и научные коллективы;
- деятельность информационно-аналитических систем подразделяется на направления:
первое - постоянный мониторинг состояния управляемой социально-экономической системы, анализ и прогнозирование, выявление проблем, регулярное представление информационно-аналитических материалов лицам, принимающим решения;
второе - оперативная работа по заданию руководства социально-экономической системы по подготовке и обоснованию вариантов управленческих решений, анализ проблемных ситуаций, подготовка специальных аналитических записок.
Первое направление носит плановый, регулярный характер, работы по второму направлению инициируются руководством социально-экономической системы и определяются ее состоянием и внешней средой.
Проблемы и пути развития информационно-аналитических систем органов государственного управления
Существующая практика -при создании отраслевых информационно-аналитических систем использовать в качестве базовых подчиненные неспециализированные НИИ (или другие отраслевые структуры) - не позволяет создать полноценные аналитические службы.
Одной из причин медленного формирования информационно-аналитических служб является дефицит специалистов-аналитиков, инструктивно-методических материалов, централизованного организационно-методического руководства. Для ликвидации этого дефицита целесообразно использовать опыт Российской академии госслужбы при президенте Российской Федерации по проведению семинаров и конференций по проблемам информационно-аналитической деятельности.
Отсутствие информационно-аналитических систем в органах управления приводит к тому, что разработка программ информатизации, управление созданием информационных систем для органов управления осуществляется, в основном, техническими специалистами. В результате ставятся и достигаются технические цели типа: число установленных компьютеров, протяженность каналов связи, скорость передачи и объемы хранимых данных и т.п., но никак не эффективность информационной поддержки и обеспечение качества управленческих решений.
Для создания отраслевой информационно-аналитической системы необходимо выполнить:
- разработку концепции информатизации отрасли;
- системный анализ информационных потребностей всех категорий пользователей отрасли, инженерно-технического персонала, системы подготовки и переподготовки кадров;
- системный анализ информационных ресурсов, необходимых для аналитической работы и информационного обеспечения (печатные издания, официальные документы, стандарты, нормативные документы, специализированные базы и банки данных);
- разработку необходимого лингвистического обеспечения, включая рубрикаторы и классификаторы тематических областей, тезаурусы, языки запросов;
- разработку технологий формирования полнотекстовых баз данных и информационно-поисковых систем;
- разработку технологий экспертизы и подготовки аналитических материалов;
- разработку структурь информационно-аналитической системы с выделение подсистем и определение> правил взаимодействия между ними при выполнении пользовательских запросов;
-формирование требований к программно-техническому обеспечению информационно-аналитическойсие темы.
Такого рода системный подход позволит добиться реального функционирования информационно-аналитической системы как системы информационной поддержки формирования и принятия решений, что особенно важно при управлении сложным социально-экономическими системами, независимо от oобласти конкретной применимости: национальная и военная безопасность, внешняя: политика, социально-политическая или экономическая сфера.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Викулов СВ., Сторонин В.В., Маслов В.В. Военно-экономическая аналитическая деятельность в Вооруженных Силах. «Военная мысль», № 4, 2002.
2.Енин С.В. Информационно-аналитические службы - инструмент информатизации органов управления. «Веснік сувязі», № 6, 1997.
3. Ойхман Е.Г., Попов Э В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы статистика, 1997.