Основные аспекты информационно-аналитического обеспечения органов военного управления
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 21-24
Основные аспекты информационно-аналитического обеспечения органов военного управления
УДК 358.111.6
Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ,
начальник Научно-исследовательского института
Вооруженных Сил Республики Беларусь,
доктор военных наук
В статье отражены взгляды автора на создание и практическое внедрение в практику работы органов военного управления системы информационно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в области строительства, развития, подготовки и применения Вооруженных Сил.
В современных условиях процесс управления Вооруженными Силами проходит на фоне радикальных преобразований в информационной сфере. С увеличением количества и сложности управленческих задач резко возрастают объем и разнородность обрабатываемой информации. Принимаемые в области управления решения связаны с высоким уровнем ответственности и государственной значимости. Качество этих решений напрямую зависит от своевременного и полного информационно-аналитического обеспечения процесса их принятия. Информация для принятия таких решений должна соответствовать ряду требований. В частности, она должна быть актуальной, своевременной, проблемно-ориентированной, достоверной, носить прогностический характер и обладать максимальной полнотой при минимальном объеме.
Проблема подготовки аналитических материалов для должностных лиц органов военного управления (ОВУ) непосредственно связана с концепцией информационного управления, которая соответствует современным взглядам на управление сложными организационными системами [1]. В ее основу положен метод информационного воздействия на субъекты управления, базирующийся на комплексном использовании и аналитической обработке всех видов поступающей информации.
Практическая реализация концептуальных положений требует создания системы информационно-аналитического обеспечения должностных лиц ОВУ (далее - системы) [2].
Основной целью создания системы является повышение эффективности управления Вооруженными Силами за счет информационно-аналитического обеспечения процессов принятия решений должностными лицами ОВУ.
Создание такой системы возможно путем решения комплекса задач, основными из которых являются:
формирование информационных ресурсов и информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений в области военной безопасности государства, строительства, развития, подготовки и применения Вооруженных Сил;
информационное обеспечение военно-теоретических и военно-технических научных исследований;
создание и аналитическая обработка информационных ресурсов, необходимых должностным лицам ОВУ в процессе управления;
обеспечение эффективного развития информационной инфраструктуры Вооруженных Сил;
информационно-аналитическое обеспечение формирования государственной программы вооружения и годовых оборонных заказов;
организация оперативного обмена информационными ресурсами между пользователями системы;
внедрение современных информационных технологий в практику работы ОВУ.
Анализ мирового опыта создания систем информационно-аналитического обеспечения показал, что в их основу положены два основополагающих принципа: проблемной ориентации системы и программно-целевой установки ее создания [3]. Это касается как процесса создания классификаторов информации, так и процесса избирательной аналитической подготовки и доведения информации до должностных лиц ОВУ в соответствии с их местом и ролью в системе управления Вооруженными Силами [4]. Исходя из этого, система должна представлять собой взаимосвязанную и соответствующим образом сформированную совокупность организационных, правовых, информационных, научно-методических и программно-технологических компонентов, обеспечивающих качество принимаемых управленческих решений за счет рационального использования информационных ресурсов и информационных технологий.
При этом ОВУ, как субъекты системы, должны постоянно взаимодействовать с информационной средой, регулировать движение информации, анализировать тенденции развития внешних и внутренних факторов и на этой основе вырабатывать предложения для принятия решений по управлению Вооруженными Силами, создавая условия для достижения целей военного управления.
Система должна учитывать неоднородность процесса принятия управленческих решений и специфику работы должностных лиц ОВУ. Для этого она должна осуществлять поддержку:
мониторинга состояния объекта управления;
контроля реализации решений и эффективности исполнительных механизмов;
анализа внешних и внутренних проблемных ситуаций и прогнозирования их развития;
процессов подготовки содержательной части управленческих решений и их документального оформления (проекты нормативно-правовых актов);
анализа обоснованности и юридической правомерности принимаемых решений;
процедур согласования и процессов группового принятия решений (организация экспертизы предлагаемых решений);
функций управления деятельностью самого ОВУ.
Функции такой системы должны определяться существующими в настоящее время возможностями информационных технологий:
надежным хранением и оперативным избирательным доступом к большим объемам документальной и справочной информации;
автоматизированной поддержкой процедур обработки информации: ретроспективным анализом, моделированием, прогнозированием и экспертной оценкой;
внешними и внутренними коммуникациями, а также поддержкой доступа к удаленным информационным источникам и фондам;
автоматизированной поддержкой технологических процедур работы с документами (регистрация, сортировка, размножение, редактирование, печать, оформление и издание);
поддержкой индивидуальной и коллективной работы с информацией.
Организационно система должна представлять собой единый контур взаимодействующих структур, осуществляющих информационно-аналитическую поддержку принятия решений, в соответствии с существующей системой управления Вооруженными Силами. Вариант структуры системы представлен на рисунке 1. Такой вариант не требует затратных организационно-штатных мероприятий, обеспечивает быстрый сбор и обработку информации, своевременный маневр ресурсами и оперативную реакцию системы на изменения внешних и внутренних условий функционирования Вооруженных Сил. При этом функцию управления системой целесообразно возложить на Генеральный штаб, как основной орган военного управления, определяющий приоритеты в развитии Вооруженных Сил.
В рамках предложенной структуры необходимо выделить научно-методический центр, аналитические подразделения, центр технической поддержки и потребителей информационных ресурсов.
В качестве научно-методического центра системы целесообразно рассмотреть государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь». При этом главным аналитическим подразделением системы можно определить научно-исследовательский (аналитический) центр института, а функции технического подразделения вполне правомерно будет возложить на главный информационно-вычислительный центр Вооруженных Сил. К потребителям информационных ресурсов относятся все ОВУ, включенные в контур системы информационно-аналитического обеспечения.
Порядок функционирования системы определяется ее целевым предназначением, решаемыми задачами и информационными потребностями ОВУ Вооруженных Сил. В основу функционирования системы должен быть положен поиск и анализ новых, перспективных идей в области обеспечения военной безопасности государства, теории и практики вооруженной борьбы, развития вооружения и военной техники.
Для практической реализации целевого предназначения системы в ее структуре предусмотрены источники информационных ресурсов, основными из которых являются:
результаты фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития Вооруженных Сил;
материалы, подготовленные научными и аналитическими подразделениями;
государственные и коммерческие информационные ресурсы, распределенные по территории Беларуси и за рубежом;
печатные и видеоматериалы с выставок вооружений и военных технологий;
справочники и базы данных по вооруженным силам и ВВТ стран мира;
книги, монографии и другие издания по военной тематике;
оперативная информация.
Информационно-аналитическое обеспечение должностных лиц ОВУ осуществляется на основе классификатора информационных ресурсов, их информационных потребностей и уровня полномочий. Для организации информационно-аналитического обеспечения основное внимание необходимо уделить решению двух взаимосвязанных задач:
анализу мировых тенденций в развитии теории и практики вооруженной борьбы, вооружения и военной техники и наиболее приоритетных направлений строительства вооруженных сил;
аналитическому обеспечению принятия управленческих решений при возникновении внеплановых ситуаций в ходе повседневной жизнедеятельности войск.
Решение первой задачи целесообразно осуществлять в соответствии с планом информационного обеспечения Вооруженных Сил, на основе проводимых исследований по приоритетным направлениям их развития. В основу решения второй задачи необходимо положить аналитическую обработку поступающих текущих информационных ресурсов. При этом в ходе решения как первой, так и второй задач необходимо самое серьезное внимание уделить контролю над практической реализацией и учетом в ходе принятия решений представляемых в ОВУ аналитических материалов и рекомендаций.
В современных условиях развития Вооруженных Сил требуются нестандартные, базирующиеся на экспертно-аналитическом обеспечении управленческие решения. Анализ качества процесса их принятия позволяет определить и сформировать новую информационно-аналитическую технологию их подготовки. В Вооруженных Силах еще не накоплен достаточный опыт информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений в режиме целенаправленного поиска. До сих пор главное внимание уделяется краткосрочным проблемам, спектр возможных решений которых недостаточно широк, потребности в сложных методах анализа невелики, а основные информационные запросы связаны с отслеживанием текущей ситуации. Поэтому на современном этапе возможно решение относительно простых аналитических задач, таких как предварительный просмотр и классификация информации, организация проведения прогнозно-аналитических работ, подготовка информационно-аналитических материалов по результатам выполняемых научных исследований.
Основными управленческими функциями, заложенными в основу предлагаемой модели информационно-аналитического обеспечения решения задач управления, являются:
1. Мониторинг проблемных ситуаций.
Реализация данной функции обеспечивает анализ всей поступающей текущей информации, ее обобщение, сопоставление и представление в ОБ У в виде, наиболее соответствующем их потребностям. Результаты ее реализации должны использоваться не только для решения оперативных вопросов и текущего информирования должностных лиц ОВУ, но и для формирования информационной базы с последующим вводом информации в систему для последующего многократного ее применения.
2. Сбор и первичная обработка информации. Проведение аналитических исследований непосредственно
опирается на процессы сбора и первичной обработки информации, которые представляют собой наиболее рутинную и трудоемкую часть работ. От качества их выполнения во многом зависит эффективность результатов проводимых аналитических исследований. При низком уровне организации работ по сбору и первичной обработке информации аналитические исследования будут характеризоваться низкой достоверностью и объективностью, а их результаты, как правило, будут отражать субъективное мнение отдельных аналитиков.
Первичная обработка поступающей информации должна проводиться с учетом ее основных признаков (вид представления, актуальность, тематика, источник информации) с целью минимизации объема материалов для уменьшения трудоемкости операций при проведении последующих аналитических работ, упрощения процедур поиска и подбора необходимой информации, систематизации информации по степени важности и актуальности.
Для проведения аналитических исследований необходимо оперативно поддерживать, как минимум, пять групп баз данных [5J:
группу с законодательными и нормативными правовыми актами, отображаемую в форме полнотекстного документа;
группу со статистической информацией и аналитическими материалами, полученными по результатам непосредственной обработки статистики;
группу, содержащую результаты аналитических исследований (тексты подготовленных и разосланных аналитических записок);
группу справочных баз данных и картотек;
группу оперативной информации (по материалам средств массовой информации).
3. Экспертно-аналитическое обеспечение.
Если реализация первых двух функций может быть сосредоточена во всех компонентах системы, то аналитическая работа, изначально творческая по своей сути, возможна лишь в научных структурах Вооруженных Сил. Для эффективной реализации этой функции необходимы усилия и квалификация наиболее компетентных специалистов во всех проблемных областях. Как показывает мировой опыт, непременным условием высокой эффективности работы любой аналитической структуры является непосредственное участие специалистов в той деятельности, которую они обслуживают. Только так возможно достичь необходимой «настройки» аналитической работы на реальные процессы принятия решений. Поэтому наиболее целесообразным, с этой точки зрения, будет участие специалистов-аналитиков в решении приоритетных задач повседневной жизнедеятельности Вооруженных Сил.
4. Создание системы автоматизированной поддержки аналитических исследований.
При этом целесообразно использовать специальные информационно-программные средства, включающие следующие компоненты [6, 7]:
прикладные программы аналитической и поисковой обработки информации;
прикладные программы картографического анализа информации;
прикладное информационно-программное обеспечение систем баз знаний;
логические структуры баз данных для решения аналитических задач;
типовые форматы входных и выходных сообщений и отчетов;
запрограммированные стратегии поиска и обработки текстовой информации;
средства ведения и использования классификаторов информации и словарей.
В структуре специальных информационно-программных средств необходимо выделить следующие блоки:
организация внешнего информационного взаимодействия и предварительной обработки информации;
автоматизация рабочих мест аналитиков;
организация системы коллективного использования данных.
Выбор специальных информационно-программных средств необходимо осуществить с учетом создания единой технологии обработки информации и использования типовых технологических блоков автоматизации.
С учетом вышеизложенных функций сама модель информационно-аналитического обеспечения решения задач управления приобретает вид, представленный на рисунке 2. Информационно-коммуникационная среда представленной модели функционально предназначена для доступа (в том числе удаленного) коммуникаций к внешним и внутренним информационным ресурсам.
Основными блоками модели являются:
Блок мониторинга проблемных ситуаций обеспечивает выявление проблем и определение наиболее приоритетных направлений их решения на основе анализа мировых тенденций в развитии военной науки.
Блок текущего информационно-документального обслуживания предполагает обеспечение необходимого уровня качества принимаемых решений за счет сбора, аналитической обработки и предоставления в ОВУ информации о текущей и прогнозируемой обстановке в объекте управления и во внешней среде.
Блок системного анализа и прогнозирования ситуаций призван обеспечить необходимый уровень качества принимаемых решений за счет углубления процедур анализа и прогнозирования ситуаций во внешней среде, а также за счет оценки последствий принимаемых решений.
Блок поддержки и экспертизы принимаемых решений предназначен для обеспечения необходимого уровня качества принимаемых решений за счет предоставления информации по аналогам решаемых вопросов, аналитической обработки информации и поддержки содержательной экспертизы принимаемых решений.
Блок информационного сопровождения процессов принятия решений обеспечивает необходимый уровень обоснованности принимаемых решений за счет поддержки процедурных и содержательных аспектов группового обсуждения вариантов решений.
При практической реализации представленной модели особое внимание следует уделить определению необходимого уровня качественных показателей функционирования системы. Здесь необходимо четко ответить на вопросы: как определить приоритеты, что мы хотим получить, где и как применить конечные результаты, как оценить и стимулировать собственно информационно-аналитическую работу? Кроме того, крайне важно, чтобы в модели комплексно учитывался порядок реализации внутренних управленческих функций системы и автоматизированная поддержка основных процедур внутреннего управления (анализа, планирования, распределения ресурсов, постановки задач и контроля).
Таким образом, представленные в статье подходы позволят создать систему информационно-аналитического обеспечения ОВУ, учитывающую специфику деятельности должностных лиц всех уровней и на разных этапах процесса принятия решений. Предложенная модель на основе комплексного использования единой информационной базы данных обеспечит возможность анализа и распространения оперативной информации, содержащей управленческую, нормативно-правовую, статистическую и научную информацию в соответствии с видом и уровнем деятельности потребителей информационных ресурсов. В конечном счете это будет способствовать принятию обоснованных и своевременных управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Синявский В.К. Методологические аспекты поддержки принятия решений должностными лицами штаба ракетных войск и артиллерии. - Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3. - 68с.
2. Синявский В.К. Анализ основных тенденций в развитии систем и средств автоматизации управления войсками (силами) ведущих зарубежных государств. - Наука и военная безопасность. - 2006. - № 2. - 64 с.
3. Синявский В.К. Мировые тенденции развития автоматизированных систем управления войсками. - Наука и военная безопасность. - 2005. - № 3. - 40 с.
4. Прохоров В.Н., Сейфулин И.Г., Строганов Ю.А. Информационное обеспечение на базе фактографических проблемно-ориентированных банков данных / под общ. ред. В.Н. Прохорова. - Москва: ВНИИКИ, 1991. - 77 с.
5. Калиниченко В.И. Совершенствование информационного обеспечения руководителей объединений, предприятий и организаций / В.П. Калиниченко. - Киев, 1998. - 15 с.
6. Исследования и разработки в области информационных технологий: основные проблемы и тенденции / Москва: ИНИОН, 1987.
7. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие / С.Н. Князев. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.