ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2007, стр. 8-13

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

УДК 623.4.01

К.Н. ЧУГАЙ,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил

Республики Беларусь, кандидат технических наук

Подполковник В.В. БОНДАРЕНКО,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил

Республики Беларусь

Подполковник Ю.И. СЕМАК,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил

Республики Беларусь

Статья посвящена проблеме научно-методического обоснования направлений развития (модернизации) физически и морально устаревших образцов боевых бронированных машин (ББМ). Предлагается концептуальный подход к созданию облика базового образца ББМ.

Современное развитие видов и типов образцов вооружения и военной техники (ВВТ) должно рассматриваться в рамках системы вооружения военной организации государства и ее главного компонента - вооруженных сил. При этом обязательно должны учитываться экономические возможности, научно-технический потенциал, возможности по военно-техническому сотрудничеству государства и угрозы его жизненно важным интересам.

В существующих экономических условиях Республики Беларусь, характеризуемых ограниченным объемом средств, выделяемых на оборонные нужды, выбор направления развития (модернизации) бронетанкового вооружения следует осуществлять с учетом как имеющегося научно-технического потенциала, так и возможностей военно-технического сотрудничества.

Направления развития конкретных типов образцов военной техники определяются степенью реализации ими одной или нескольких определенных тактических, технических или функциональных задач, а также техническими и технологическими возможностями промышленности. Совокупности таких условий свойственна многокритериальная неопределенность. Поэтому описание ее представляет сложную проблему, требующую научной проработки.

При обосновании направлений развития (модернизации) образцов бронетанкового вооружения (БТВ) применительно к ББМ следует учитывать существующие мировые тенденции развития средств поражения и развития боевых бронированных машин. Это позволяет выработать научно обоснованные подходы к формированию облика (качественного уровня) современной боевой бронированной машины.

Мировые тенденции развития средств поражения боевых бронированных машин

Для поражения боевых бронированных машин используется широкий спектр обычных и высокоточных средств поражения.

К обычным средствам поражения ББМ относятся ручные и реактивные противотанковые гранаты, противотанковые мины, бронебойные кумулятивные и кинетические боеприпасы танков, ствольной артиллерии и реактивные системы залпового огня (РСЗО), неуправляемые авиационные бомбы и бомбовые кассеты.

Высокоточными средствами поражения являются крылатые ракеты, авиационные управляемые ракеты, управляемые авиационные бомбы, управляемые авиационные бомбовые кассеты и кассетные бомбы, беспилотные летательные аппараты одноразового применения, противотанковые управляемые ракеты, высокоточные боеприпасы ствольной и реактивной артиллерии, оперативно-тактические и тактические ракеты.

В современных условиях наиболее пристальное внимание уделяется развитию высокоточного оружия, так как его применение позволяет обеспечить требуемую эффективность и расширить возможности по огневому поражению ББМ.

Среди наиболее опасных высокоточных средств поражения для ББМ выделяют:

авиационные управляемые ракеты (АУР) и управляемые авиационные бомбы (УАБ), предназначенные для поражения стационарных и мобильных бронированных наземных целей в глубине обороны противника без захода самолета-носителя в зону действия ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях;

управляемые авиационные бомбовые кассеты (УАБК) и кассетные бомбы (КБ) (с управляемыми боевыми элементами), которые могут поражать в боевых порядках наступающих войск или в районах сосредоточения, а также в колоннах на марше;

беспилотные летательные аппараты (БЛА) одноразового применения, эффективные в любое время суток и в любых погодных условиях;

противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), используемые при нанесении ударов как с воздуха (с вертолетов, самолетов и БЛА), так и с земли (с самоходных, буксируемых, возимых и носимых противотанковых ракетных комплексов, танков и других ББМ);

оперативно-тактические (ОТР), тактические ракеты (ТР) (боевая часть в кассетном исполнении, с управляемыми поражающими элементами) и высокоточные боеприпасы ствольной и реактивной артиллерии, предназначенные для поражения одиночных бронированных целей и механизированных колонн.

Среди основных тенденций развития средств поражения ББМ выделяют [1,2]:

увеличение дальности огневого поражения;

повышение точности доставки средств поражения к цели;

автоматизацию процессов подготовки к боевому применению, расширение области использования электронно-вычислительной техники и средств автоматизации управления оружием;

комплексирование и унификацию вооружений на всех уровнях.

В результате повышение эффективности средств поражения представляет собой многосвязный процесс, при реализации которого должны быть улучшены характеристики средств разведки, средств управления огнем, огневых средств и боеприпасов. Совершенствование средств поражения наряду с повышением точности стрельбы позволяет сократить расход снарядов (ракет) и, как следствие, время, затрачиваемое на выполнение боевой задачи, что в конечном итоге позволяет расширить их боевые возможности.

Мировые тенденции развития боевых бронированных машин

Среди тенденций развития ББМ можно выделить следующие:

повышение огневой мощи;

повышение защищенности;

повышение подвижности;

улучшение компоновки;

внедрение систем командной управляемости;

повышение надежности;

продление срока службы.

Повышение огневой мощи ББМ направлено на увеличение показателей эффективности поражения бронированных и укрепленных целей в любых условиях обстановки и на максимальных дальностях, а также на кардинальное расширение возможностей систем поиска, обнаружения, идентификации целей различных классов.

Наиболее экономически приемлемым считается путь непрерывного совершенствования показателей огневой мощи, основанный на использовании унифицированных боевых модулей. Сущностью принимаемых конструкторских, технических и технологических решений является реализация возможностей военно-промышленного потенциала Республики Беларусь по самостоятельной разработке и (или) закупке комплексов средств вооружения и управления оружием, выполненных по модульному принципу в шельтерном исполнении. В качестве таких комплексов могут быть использованы зарубежные универсальные боевые модули, имеющиеся на рынке вооружения [3].

Обобщая существующие и перспективные подходы к компоновке вооружения, можно отметить следующие варианты компоновки боевых модулей:

вариант 1 - автоматическая 30-мм пушка 2А42 (2А72), 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс», автоматический 30-мм гранатомет АГ-17(30), пулемет калибра 7,62 мм. Боевой модуль предназначен для борьбы с легкобронированными машинами, с воздушными целями, с бронированными целями, с пехотой (аналоги: «Кливер» (Россия); «Шквал» (Украина); AMV (Финляндия - Швеция); «Россомаха» (Польша));

вариант 2 - автоматическая 30-мм пушка 2А42 (2А72), автоматический 30-мм гранатомет АГ-17(30), пулемет калибра 7,62 мм. Боевой модуль предназначен для борьбы с легкобронированными машинами, с воздушными целями, с пехотой (аналоги: «Шквал» (Украина));

вариант 3 - двухствольный 30-мм автомат 2А38, пулемет калибра 7,62 мм. Боевой модуль предназначен для борьбы с легкобронированными машинами, с воздушными целями, с пехотой (аналоги: «Ингул» (Украина); «Тайфун» (Украина));

вариант 4 - 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс». Боевой модуль предназначен для борьбы с бронированными целями, с воздушными целями, с пехотой;

вариант 5 - 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, автоматический 30-мм гранатомет АГ-17(30). Боевой модуль предназначен для борьбы с легкобронированными машинами, с воздушными целями, с пехотой.

Все современные образцы оснащаются комбинированными приборами для работы в любое время суток.

Так, современный бронетранспортер БТР-90 в составе комплекса вооружения имеет 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК 9К113 «Конкурс» (четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим наведением по проводу), автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя».

Современный БТР AMV, разработанный фирмой Patria Vehicles (Финляндия - Швеция) в сотрудничестве с финскими силами обороны, представляет собой многоцелевой базовый вариант, состав вооружения которого определятся установленным боевым модулем. В качестве вооружения могут применяться следующие типы: 4 ПТУР TOW; 90-мм пушка; 105-мм пушка с малой энергией отдачи, реактивные системы залпового огня.

Современная боевая машина десанта БМД-4 оснащена установленными в единой маске 100-мм орудием 2А70, 30-мм автоматической пушкой 2А72; 7,62-мм пулеметом ПКТ, ПТРК 9К113 «Конкурс» (или ПТРК «Аркан»), автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».

Бортовое оборудование перспективного образца БМП RST-V (США) [4, 5, 6] позволяет идентифицировать неподвижные объекты размером 2,3 - 2,3 м на удалении до 5 км днем и до 3 км ночью, определять дальность до целей на расстоянии до 10 км с точностью Юм. Состав разведывательного оборудования комплектуется в зависимости от выполняемых задач.

Повышение защищенности боевой бронированной машины достигается за счет применения новых броневых материалов, увеличения толщины брони, применения специальных форм корпусов, использования специальных маскировочных ра-диопоглощающих сетей и масок, применения специальных маскирующих красок для снижения заметности. При этом повышается противопульная, противоосколочная и противоминная защита.

Повышение уровня защищенности боевой машины может быть реализовано путем:

применения модульных конструкций для повышения защищенности корпуса и башни. Модульная конструкция позволяет без изменения толщины брони повысить защищенность и обеспечить возможность совершенствования защищенности на протяжении жизненного цикла образца. Применение модульной конструкции позволяет оперативно изменять степень защищенности образца боевой машины в зависимости от решаемых боевых задач. Удобство монтирования позволяет быстро заменять поврежденные модули в полевых условиях. Так, современный бронетранспортер AMV отличается возможностью установки на него различных по эффективности комплектов пассивной брони;

применения средств динамической защиты (аналоги: «Контакт-5», «Реликт» (Россия); «Нож» (Украина); «Super Blazer» (Израиль); «Clara» (Германия)) [7, 8, 9]. Так, на БМП «Мардер- 1АЗ» реализована динамическая защита «Clara» в виде комплекта модулей из композиционного материала, содержащего взрывчатые вещества. Немецкие специалисты считают, что комплект динамической защиты позволяет обеспечить круговую защиту машины от поражения гранатами ручных противотанковых гранатометов и некоторыми типами кумулятивных снарядов;

дополнительного усиления противоминной защиты днища. Повышение эффективности противоминной защиты достигается как за счет повышения толщины брони (установка дополнительных броневых листов из композиционных материалов («Меркава» Мк4 (Израиль)) [10]), так и за счет специальной формы днища (БТР-90);

применения комплекса активной защиты (аналоги: «Арена» (Россия); «Заслон» (Украина); APFSDS (Германия)). Повышение защищенности образца боевой машины от противотанковых средств поражения с настильной и пикирующей траекторией достигается независимо от применяемых в них систем наведения и типа боевой части. Комплекс «Заслон» создавался для того, чтобы устранить недостатки существующих комплексов активной защиты танка «Дрозд» и «Арена». В отличие от комплексов «Арена» или «Дрозд» опасная для пехоты зона значительно меньше, сенсоры вынесены за пределы боевой машины, максимальная скорость перехватываемых целей увеличена до 1200 м/с (700 м/с у «Арены»), обеспечивается защита от боеприпасов, атакующих сверху и, возможно в перспективе, от бронебойных подкалиберных снарядов;

применения электромагнитной и электротермической защиты. В США, ФРГ, Великобритании и Франции ведутся концептуальные работы по созданию «электрического» танка AET (AllElectrical Tank) как основной боевой машины XXI века [11]. Принцип действия электромагнитной защиты (ЭМЗ) заключается в воздействии мощным импульсом электрического тока на средство поражения (по своей сути аналогичен динамической защите). Принцип действия электротермической защиты (ЭТЗ) состоит в использовании мощных электрических импульсов для образования газообразного рабочего тела, метающего металлические пластины на средство поражения (кумулятивные или подкалиберные снаряды);

применения комплексов оптико-электронного противодействия (аналоги: «Штора» (Россия); «Стража»; «Колос»). Комплекс «Штора» обеспечивает предупреждение экипажа о лазерном облучении танка в спектральном диапазоне 0,7 - 2,5 мкм и обеспечивает постановку активных помех противотанковым комплексам с полуавтоматической системой наведения путем постановки многоспектральных аэрозольных завес, погашающих лазерное излучение;

применения современных средств и мер обеспечения живучести и пожаровзрывобезопасности (система пожаротушения Spectronix на танках «Меркава» Мк4);

применения средств снижения заметности (аналог: «Контраст» (Украина)). Применение маскировочных конструкций «Контраст» позволяет снизить дальность обнаружения на 30 % в видимой области, в нижнем инфракрасном диапазоне - на 30 %; в термическом инфракрасном диапазоне снижает заметность на 3-5дБ в диапазоне 3-14 мкм; коэффициент затухания сигналов РЛС в диапазоне 10-75 ГГц снижает коэффициент отражения на 8-14 дБ.

Повышая защищенность боевой машины, необходимо выбирать решения, позволяющие не допустить превышение массогабаритных требований и обеспечить сохранение плавучести.

Повышение подвижности обеспечивается: переходом на более мощные многотопливные дизельные двигатели с наддувом; использование более совершенных гидромеханических трансмиссий; улучшение конструкции и характеристик ходовой части.

Улучшение компоновки машины заключается в формировании требований к размещению узлов и агрегатов, в первую очередь в интересах обеспечения высокой живучести экипажа и десанта.

Основной составной частью функционального назначения боевой машины является корпус. Конструкционные решения корпуса определяют архитектуру боевой машины. В перспективных образцах БТР АМУи «Россомаха» погрузка и спешивание производятся исключительно через аппарель, расположенную в корме корпуса, в то же время двигатель расположен впереди справа.

Внедрение систем командной управляемости происходит за счет обеспечения цифрового информационного и речевого обмена, использования современных систем навигации, функционирующих в реальном масштабе времени.

Для обеспечения управления штабом, подразделениями, боевыми группами, экипажами боевых машин и другими взаимодействующими подразделениями необходима устойчивая радиосвязь в сложных условиях помеховой обстановки. С этой целью необходимо иметь средства связи, работающие в разных частотных диапазонах (KB, УКВ и ДЦВ) и в различных режимах. Так, на серийных (модернизированных) зарубежных образцах БТВ уже сейчас установлены или будут устанавливаться информационно-управляющие системы, в которые интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки. В результате обеспечивается объединение информационно-управляющих систем отдельных боевых машин в единую автоматизированную систему управления боем и оружием. Тем самым создается единое «информационное пространство», обеспечивающее обмен информацией как между машинами комплекса (включая машины разведки и БЛА), так и средствами поддержки (системы залпового огня, разведывательно-ударные ракетные комплексы, дальняя разведка и пр.).

Повышение надежности направлено на обеспечение требуемой боевой готовности в сложных условиях применения и снижение эксплуатационных затрат.

По оценкам российских специалистов затраты на ремонт отдельных сложных образцов вооружения достигают 30-50 % от цены нового изделия.

Продление срока службы образцов БТВ реализуется за счет использования модернизационного потенциала до 40-50 лет [12].

В качестве примера следует привести результаты исследований, проведенных в интересах сухопутных войск США [13], которые позволили сформировать облик боевой машины будущего. Боевая машина будущего должна иметь следующие характеристики: масса 10-20 т; десант - отделение военнослужащих; покрытие и конструкция корпуса должны быть выполнены с применением технологии «стеле»; предусмотрен дополнительный электрический двигатель; запас хода без дозаправки должен быть не менее 300-500 км; машина должна быть унифицированной для применения на любой местности и в любых климатических условиях.

Подход к формированию облика боевой бронированной машины

В основе подхода к формированию облика боевой машины с учетом выполняемых ею задач, в рамках которого будут получены оценки численных значений показателей и критериев категорий качества образца боевой машины, должны лежать три основных принципа: базовый, агрегатно-узловой и блочно-модульный.

Базовый принцип заключается в разработке основного образца ББМ на «платформе» унифицированной базовой несущей конструкции в соответствии с концептуальными подходами и закладывает модернизационный потенциал изделия. На основе базового образца боевой машины могут выпускаться модификации различного функционального назначения.

Так, к примеру, на основе боевой машины «Страйкер» (США) может быть собрано 8 образцов: боевая машина огневой поддержки со 105-мм пушкой; самоходный миномет и ПТРК; боевая разведывательная машина; командно-штабная машина; медико-эвакуационная машина; ремонтно-эвакуационная машина; машина РХБ разведки; машина передовых артиллерийских наблюдателей.

Агрегатно-узловой принцип заключается в создании агрегатов и узлов различного функционального назначения на основе размерной или (и) функциональной взаимозаменяемости их составных частей.

Блочно-модульный принцип определяет возможность унификации свойств функциональных и технических модулей, предназначенных для решения широкого спектра задач различными воинскими подразделениями.

В настоящее время востребованы боевые машины, обладающие не только высокой мобильностью, но и лучшей защищенностью, увеличенной полезной нагрузкой и более низкими затратами на весь жизненный цикл. Этот подход должен быть реализован при выборе пути создания боевой машины модульного типа. Применение данных принципов позволит уменьшить затраты на систему эксплуатации боевой машины.

Для оценки численных значений показателей и критериев категорий качества образца боевой машины используется эвристико-нормативный подход [14]. В условиях многокритериальной неопределенности возможно установить лишь граничные значения основных тактико-технических требований, предъявляемых к боевой машине.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН

Сотрудниками ГУ «НИИ ВС РБ» [15,16] разработаны методики, позволяющие методом экспертного оценивания получить оценки приоритетности свойств, оценить предварительные тактико-технические требования, предъявляемые к образцу боевой машины, а также оценить степень соответствия выполняемых боевой машиной боевых задач требуемым. Метод экспертного оценивания позволяет решить поставленную задачу без разработки сложного математического аппарата для проведения полномасштабного моделирования и дополнительных научно-исследовательских изысканий. Для адекватности получаемых результатов методом экспертного оценивания должен быть обеспечен подбор специалистов соответствующего уровня и соблюдены требования независимости экспертных оценок.

В соответствии с разработанными методиками по назначению (потребительскому свойству) образец боевой машины оценивается показателями технического уровня. Среди обобщенных показателей выделяют:

показатели огневой мощи;

показатели защищенности;

показатели подвижности;

показатели боевой управляемости;

показатели эксплуатационно-технических возможностей.

В рамках разработанных методик по каждому обобщенному показателю качества существуют несколько частных показателей, имеющих четкий физический смысл и существенные отличия, что позволяет максимально детализировать облик боевой машины.

Для обработки суждений экспертов по приоритетности свойств образца вооружения в соответствии с методом парных сравнений используется разработанная в ГУ «НИИ ВС РБ» прикладная программа в среде Microsoft Excel. Данная прикладная программа реализует алгоритм расчета средних значений весовых коэффициентов (дуг графа свойств образца ВВТ), а также вычисляет индексы относительной согласованности суждений каждого эксперта и коэффициенты конкордации по экспертным группам.

Блок-схема формирования облика базового образца боевой бронированной машины представлена на рисунке.

Обоснование концепции перспективного образца боевой бронированной машины

Процесс развития ББМ складывается из жизненных циклов отдельных типов образцов бронированных машин, способных выполнять функциональные задачи по предназначению с требуемой эффективностью.

При обосновании концепции перспективного образца ББМ в методологическом аспекте возможны три варианта выбора рационального решения: концепция пригодности, концепция оптимизации и концепция адаптивизации. Для краткосрочной перспективы с учетом минимально необходимых ресурсных затрат наиболее приемлема концепция пригодности. Однако, если за этот относительно короткий временной интервал не будет получен необходимый научно-технический и производственный задел для реализации образца ББМ нового поколения, то можно оказаться в критической ситуации, характеризуемой устаревшим парком штатных ББМ. Использование концепции оптимизации на всех стадиях жизненного цикла образца ББМ затруднительно из-за высокого уровня неопределенности исходных параметров задачи и жесткой зависимости реализации известных алгоритмов ее решения от финансовых, экономических и прочих ресурсных возможностей государства. Остается концепция адаптивизации, которая предоставляет возможность выполнения одновременно гибких и целеустремленных действий, что наиболее приемлемо в условиях априорной неопределенности. Реализация концепции адаптивизации основывается не на единственном решении, а на последовательности решений.

В организационном аспекте концепция перспективного образца ББМ может быть реализована только на основе планирования и реализации инноваций оперативно-тактического, научно-технического и производственного характера. Под инновацией (нововведением) в рассматриваемой ситуации будем понимать осваиваемые (создаваемые) новые или усовершенствованные формы и способы вооруженной борьбы, технологии, виды товарной продукции двойного назначения, а также организационно-технические решения военного, производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок [на основе 17, 18].

Сравнительный анализ возможных вариантов концепций перспективного образца БТВ и последующий выбор наилучшего необходимо проводить путем количественно-качественного оценивания инноваций оперативно-тактического, научно-технического и производственного характера в их цельной совокупности. Цельность означает то, что такое системное образование выступает и соответственно воспринимается как требуемый унифицированный образец ББМ в рамках системы вооружения Вооруженных Сил. Ведь можно спроектировать образец ББМ, отвечающий боевым и техническим требованиям, но не удовлетворяющий экономическим требованиям, требованиям по техническому обслуживанию, ремонтопригодности и применению по назначению в системе «человек - машина» [19]. Поэтому для решения проблемы обоснования концепции перспективного образца ББМ необходимо использовать системный подход. При этом не следует забывать классический пример Р.Л. Акоффа: «Предположим, что нами отобраны по одному автомобилю каждой из имеющихся в продаже марок. Затем обращаемся к группе экспертов с просьбой изучить их и выбрать самый лучший карбюратор, после этого выбрать наилучший двигатель, распределитель, трансмиссию и т. д., пока не соберем все автомобильные части от разных автомобилей. Нам вряд ли удастся собрать автомобиль из этих частей, а если и удастся, то он едва ли будет хорошо работать. Причина ясна: отдельные части не будут подходить друг к другу. Отсюда вывод: лучше, когда части системы хорошо подходят друг к другу, даже если по отдельности они работают и не превосходно, чем когда превосходно работающие части не подходят друг кдругу. В этом существо системного подхода» [20].

Выделение трех аспектов концепции перспективного образца ББМ позволяет абстрагироваться и отдельно рассматривать оперативно-тактическую, научно-техническую и производственную концепции.

Смысл оперативно-тактической концепции перспективного образца ББМ заключен в реализации следующих принципов системности развития системы вооружения: «образец военной техники «под задачу»», «образец военной техники «под организацию»» и «образец военной техники «под конструктивный признак»» [14]. Из анализа принципов военного искусства можно сформулировать группы принципиальных требований к перспективному образцу ББМ:

боевые свойства (огневая мощь, подвижность, защищенность);

эксплуатационно-технические свойства (боеготовность, надежность, безопасность);

управляемость;

универсальность.

Научно-техническая концепция перспективного образца ББМ основывается на модели жизненного цикла образца и содержит информационные технологии поддержки принятия адаптивных решений на всех его стадиях жизненного цикла. Такая реализация позволит постоянно контролировать ключевые концептуальные характеристики образца ББМ и его технический уровень. Информационное обеспечение решения различных задач может выполнять система мониторинга ВВТ Вооруженных Сил [14].

Производственная концепция перспективного образца ББМ выступает в роли своего рода «источника» материальной возможности осуществления проекта перспективного образца ББМ, мерилом его реальности. Поэтому она содержит прогнозируемые ограничения по материальным (промышленным) и временным ресурсам, финансовым средствам и способности промышленности реализовать проект перспективного образца ББМ. Этот проект должен быть реальным и оптимальным с точки зрения научно-технической концепции. Как показывает практика, ключевыми ограничениями производственного характера выступают ресурсные ограничения и интенсивности потока событий первых трех стадий модели жизненного цикла изделия.

Постановка задачи обоснования концепции перспективного образца ББМ включает многомерное пространство основных его тактико-технических характеристик, показателей конструктивных и технических решений, группу множеств их возможных значений (области определений), в котором необходимо определить область допустимых решений. Далее следует на основе алгоритма, выработанного в рамках концепции адаптивизации, принять решение. Математическим аппаратом для решения данной задачи может быть теория распознавания образов, а в качестве датчиков информации в первом приближении могут быть использованы процедуры соответствующих экспертных оценок.

Платформенное проектирование как основа для разработки перспективной боевой бронированной машины

С учетом современного мирового и отечественного опыта проектирования бронированных машин и других видов и типов ВВТ следует особо отметить инновационный проектный подход - платформенное проектирование. Под «платформой» понимается интегрированный и объединенный набор общих особенностей различного характера, на основе которых можно создать набор или семейство образцов ББМ. Платформенное проектирование ориентировано на интеграцию с упором на систематическое повторное использование проекта (рабочей конструкторской документации базовых составных частей) образца бронированной машины при создании, модернизации и модификации образцов ВВТ для решения замкнутого множества типовых боевых задач по предназначению. Такой проектный подход предназначен для разработки сложных изделий ВВТ на основе базовой платформы и совместимых компонентов вооружения и специального оборудования, что позволяет уменьшить риск создания, затраты на разработку и сократить время проектирования. В роли платформы для образца ББМ должна выступать часть образца, которая включает бронированный корпус, ходовую часть, силовую установку и силовую передачу.

Примером платформенного проектирования служат работы, проводимые в США по созданию перспективной ББМ системы FCS (Future Combat System). В ее состав будет входить 18 боевых систем, из которых восемь - наземные экипажные машины (танк, БМП, БРМ, САУ, самоходный миномет, КШМ, БРЭМ, БМЭМ) [21]. Наземные экипажные машины создаются на едином унифицированном шасси с соответствующими массогабаритными ограничениями для воздушного транспортирования.

Платформенное проектирование в сочетании с CALS-технологиями (информационными технологиями) автоматизированного проектирования и производства позволят эффективно реализовать адаптивную концепцию перспективного образца ББМ. Только при однозначном принятии решения на реализацию такого подхода можно гарантировать успех в создании перспективного образца ББМ.

Заключение

Обобщая проведенный анализ, следует отметить следующее: существующая тенденция, заключающаяся в применении высокоточных средств поражения, требует совершенствования как всего комплекса вооружения в целом, так и повышения защищенности самой боевой бронированной машины. Решая задачу по всем направлениям одновременно, необходимо учитывать как экономические возможности, так и приоритеты в задачах, выполняемых с применением ББМ. Предложен подход к формированию облика перспективной ББМ, позволяющий парировать проблему отсутствия возможностей по проведению полномасштабных научно-исследовательских изысканий. Особенность подхода состоит в системном представлении основных факторов, определяющих потребительские свойства перспективной ББМ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. - М.: Вече, 2002. - 384 с.

2. Бондаренко В.В. Тенденции и направления развития высокоточного оружия // Вестник Военной академии Республики Беларусь. - 2004. -№3[4].-С.5-9.

3. Полонский В. Бронетанковое вооружение в современном бою //Военный парад. - 2005. - № 1.

4. Аганов А. Боевые машины для разведывательных подразделений и сил специального назначения армий зарубежных стран//Зарубежное военное обозрение. - 2003. - №7. - С. 36-42.

5. Аганов А. Модернизация танков Ml «Абраме» и боевых машин пехоты М2 «Брэдли» в США//Зарубежное военное обозрение. - 2002. -№9. - С. 24-29.

6. Филатов Т., Якубсон С, Беглова П. Развитие подвижных наземных комплексов оптико -электронных средств разведки за рубежом // Зарубежное военное обозрение. - 2002. - № 2. - С. 23-26.

7. Тарасенко А. Комплексная защита бронетанковой техники. Украинский подход// Техника и вооружение. - 2007. -№2. - С. 10-16.

8. Брилев О.П. Современная концепция танков и бронетанкового вооружения // Вооружение. Политика. Конверсия. - 2000. -№4.-С 8-11.

9. Хилмес Р. Боевые бронированные машины для противодействия современным планам вероятных действий противника//Military Technology.

- 2002. -№6.- Р. 159-163.

10 .БерезовА. Повышение защищенности бронетанковой техники за рубежом// Зарубежное военное обозрение. - 2007. -№2.-С. 31-33.

11. Иванов О. Пути повышения уровня защищенности зарубежной бронетанковой техники //Зарубежное военное обозрение. - 2003. - № 10.

- С. 37-42; № 11. - С. 33-37.

12. Маев С.А. Состояние и перспективы развития бронетанкового вооружения и военной техники, военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации //ВТТВОмск-2003. -С. 73-78.

13. Печуров С. От видовой концепции к новой технике сухопутных войск США//Зарубежное военное обозрение. - 2000. -№11.- С. 14-17.

14. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудрое В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения /Под ред. A.M. Московского.

- М.: Издательство «Вооружение. Политика. Конверсия», 2004. - 419 с.

15. Семак Ю.И., Петьков А.А. Модель оценивания эффективности системы вооружения вооруженных сил//Международная научная конференция по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использования технологий двойного применения Минск-2005.

- С. 209-210.

16. Петьков А.А., Агишев А.Т. Методика оценки целесообразности модернизации образца (комплекса) вооружения //Международная научная конференция по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использования технологий двойного применения Минск-2005.

- С. 85-87.

17. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики». Закон Республики Беларусь № 83 от 12 ноября 1997 г. - Минск. -9 с.

18. «О модельном законе «Об инновациях»». Постановление межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации №5-8 от 28 февраля 1998 г. - Санкт -Петербург. -6 с.

19. Дедков В.К. Основные вопросы эксплуатации сложных систем/В.К. Дедков, Н.А. Северцев. - М.: Высшая школа, 1976. - 406 с.

20. Акофф Р.Л. Определение сложной системы. - «Изв. АН СССР. Техническая кибернетика». - 1971. -№5.-С. 10-20.

21. Иванов О., Изюмов Д. Перспективная боевая система сухопутных войск США//Зарубежное военное обозрение. - 2007. -№3. -С. 31-39.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации