Особенности организации транспортного обеспечения в вооруженных силах иностранных государств
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 62-64
Особенности организации транспортного обеспечения в вооруженных силах иностранных государств
УДК 625.7
Полковник А.А. РОДИОНОВ,
начальник управления
Научно-исследовательского института
Вооруженных Сил Республики Беларусь,
кандидат военных наук
Анализ организации транспортного обеспечения в вооруженных силах иностранных государств показывает, что транспортное обеспечение в условиях современной вооруженной борьбы продолжает оставаться одним из основных видов тылового обеспечения войск. Транспорт имел и имеет огромное военное значение во все времена, во всех странах.
Результаты исследований организации транспортного обеспечения войск в современных войнах и вооруженных конфликтах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] позволяют сделать вывод о том, что в вооруженных силах зарубежных государств воинские транспортные формирования, включающие автомобильные, железнодорожные и дорожные соединения, воинские части и подразделения, морские транспортные суда, самолеты и вертолеты военно-транспортной авиации, немногочисленны. Во-первых, потому, что военными доктринами Франции, Германии, Испании, Италии, США, Норвегии, Швеции и ряда других государств не предусматривается возможность ведения боевых действий на своей территории. Во-вторых, часть функций, свойственных воинским транспортным формированиям, возлагается на государственные и негосударственные коммерческие организации. При этом основными задачами, решаемыми транспортными формированиями, являются: перевозка войск и воинских грузов в районы вооруженных конфликтов; подвоз войскам всех видов материальных средств; техническое прикрытие транспортных коммуникаций; обслуживание железных и автомобильных дорог, подведомственных военному ведомству в мирное время; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий.
Воинские транспортные формирования или их аналоги имеются в вооруженных силах более чем двух десятков европейских государств, США и Канады и, как правило, входят в состав инженерных войск. В Российской Федерации они представлены железнодорожными войсками, являющимися самостоятельной федеральной структурой, а также дорожными и автомобильными соединениями и воинскими частями, входящими в состав тыла вооруженных сил. В Украине воинские транспортные формирования имеют аналогичную структуру, но железнодорожные войска являются составной частью министерства путей сообщения [8]. Основными военно-транспортным формированиями США являются железнодорожная, дорожная и транспортная бригады, подчиненные транспортному командованию сухопутных войск на театре военных действий. Продолжается реформирование воинских транспортных формирований в Румынии и Словакии. Отдельные эксплуатационные и восстановительные транспортные подразделения имеются в вооруженных силах Турции, Индии, Пакистана, Кореи, Тайваня, Бразилии и Филиппин. Норвегия содержит восстановительные транспортные подразделения в системе гражданской обороны.
Особенностью организации транспортного обеспечения вооруженных сил зарубежных государств является привлечение к перевозке войск и воинских грузов прежде всего государственных и негосударственных коммерческих организаций. Основной целью такой политики является сокращение финансовых затрат на транспортные операции за счет уменьшения стоимости перевозок. Так, например, в гражданском секторе мировой экономики за последние 30 лет плата за осуществление перевозок уменьшилась на: авиалиниях - на 26%; железной дороге - на 35%; автотранспортом - на 47%; морем - на 53%, при одновременном повышении скорости перевозок и надежности доставки грузов. В настоящее время именно на этот сектор экономики опирается министерство обороны США, чтобы удовлетворить 85% своих потребностей в перевозках войск и грузов в мирное и военное время. Вооруженные силы ряда европейских государств, таких как Финляндия, Австрия и Греция, решение проблем транспортного обеспечения вооруженных сил полностью возлагают на государственные и негосударственные коммерческие организации. Особый интерес для военных специалистов Республики Беларусь может представлять организация транспортного обеспечения в вооруженных силах США, НАТО и Российской Федерации, имеющих опыт его организации в условиях ведения современных боевых действий (Ирак, Югославия, Афганистан) и антитеррористических операций (Чеченская Республика, Дагестан).
Ввиду особенностей географического положения США и глобальной зоны их национальных интересов особое внимание командование вооруженных сил США вынуждено уделять вопросам переброски войск и перевозки грузов. По оценкам зарубежных военных специалистов, средства стратегической мобильности вооруженных сил США способны обеспечивать переброску в зону операций одной легкой бригады за четверо суток, армейского корпуса в составе пяти дивизий с силами тылового обеспечения - за 75 суток [6]. Существующая система транспортного обеспечения вооруженных сил США наиболее ярко проявила свою эффективность в ходе подготовки и ведения военных действий в Ираке. Так, например, только для первой войны с Ираком в зону Персидского залива было доставлено 3,8 млн. тонн грузов и 503 тыс. человек. При этом почти 95% грузов было доставлено морем. Заблаговременно созданные запасы были рассчитаны на 30-суточную потребность создаваемой группировки войск [9]. В дальнейшем материально-технические средства для войск подавались с континентальной части США, а также с баз и складов на территориях других государств. Для этих целей использовались военные и авиационные базы на территории Саудовской Аравии, Кении, Омана, Сомали и Египта. Подача материальных средств осуществлялась по схеме континентальная часть США (или Западная Европа) - районы заблаговременного складирования - пункты выгрузки на побережье Аравийского полуострова (Умм-Каср), в районе боевых действий - полевые посадочные площадки или дивизионные пункты снабжения - бригадные тыловые районы [9].
Подвоз материальных средств в требуемом объеме обеспечивался широким использованием морских транспортных судов [ 10 ], самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации. Доставка материальных средств в низовом звене тыла осуществлялась преимущественно автомобильным транспортом. Задачи по доставке материальных средств непосредственно в части и подразделения с аэродромов и из пунктов выгрузки были возложены на транспортную бригаду и батальоны снабжения горючим, а также на автомобильные подразделения частей. Их возможности приведены в таблице [6].
Необходимо учитывать, что функционирование системы транспортного обеспечения, как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом звене, стало возможным лишь в условиях полного отсутствия какого-либо воздействия ВВС Ирака по подразделениям, частям, органам управления тылом коалиционных сил и коммуникациям. Разрушенные же в ходе нанесения ВВС коалиционных сил воздушных ударов мосты восстанавливались силами инженерных войск с использованием сборных мостовых конструкций.
В ходе боевых действий в пустынных районах Ирака проявились наиболее сильные стороны системы управления тылом армии США - гибкость и оперативность, которые достигались высокой степенью автоматизации. В войсках была создана и в реальных условиях успешно применялась компьютерная система управления тыловым обеспечением. Использование этой системы позволило разрабатывать планы по переброске войск и грузов из США и Европы в район Персидского залива в среднем за 3 часа вместо четырех суток, требуемых ранее для аналогичного планирования.
Операция группировки вооруженных сил США и НАТО в бывшей Югославии выявила ряд проблем в тыловом и транспортном обеспечении. Для их решения использовались технологии информационной интеграции. В Боснии и Герцеговине, где зона проводимых операций носила, так называемый, «нелинейный» характер, для передачи данных тылового обеспечения между информационными системами управления сухопутных войск США, складов и баз снабжения впервые вместо курьеров с дискетами использовались электронная почта и сеть «Интернет». Полевая система мобильной связи MSE 1-й пехотной дивизии ВС США была дополнена сетевой системой шифровки NES фирмы «Моторола». Предоставление персоналу тылового обеспечения доступа в сеть «Интернет» помогло уменьшить время перевозки материальных средств в Европу в большинстве случаев с 4 - 6 недель до нескольких дней.
Происходит дальнейшее совершенствование техники тыла, связанной с перевозками материальных средств. Широкое распространение получили разработанные для нужд вооруженных сил США стандартные погрузочно-разгрузочные платформы на основе 16,5-тонных грузовиков с прицепом, способные самостоятельно загружаться и разгружаться в течение 5 минут.
Каждый такой грузовик оснащается приемником GPS и терминалом космической связи для периодического доклада своего местоположения.
В еще большей степени используются стандартные контейнеры, которые не только повышают гибкость распределения и хранения ресурсов, но и позволяют шире применять автомобили и суда коммерческого сектора для перевозок.
В сухопутных войсках США ищут и нетрадиционные пути доставки материальных средств боевым подразделениям, находящимся в непосредственном боевом соприкосновении с противником. По программе "Сэведж" разработаны и проходят испытания артиллерийские снаряды калибра 155 мм для доставки лекарств и патронов, других видов боезапаса и средств спасения раненых в условиях ведения интенсивного боя на дальность более 20 км со скоростью свыше 2000 км/ч, когда применение других средств доставки (вертолетов, самолетов) невозможно. Передовые артиллерийские наводчики могут скорректировать доставку так, чтобы полезная нагрузка, спускаемая на парашюте, попадала в выбранную точку. Суточный боезапас пехотного батальона в составе 600 человек для стрелкового оружия составляет 120 тыс. патронов. Он может размещаться в 200 снарядах "Сэведж", которые доставляются на позиции артиллерийского взвода одним 5-тонным грузовиком или вертолетом СН-47. Взвод способен отстрелять эти снаряды в течение 12,5 мин., причем каждый снаряд пролетает 20 км за 90 секунд. Внутривенные растворы из расчета 0,5 л на каждого солдата того же батальона могут доставляться снарядами, выпускаемыми в течение 6 минут.
Проблемы транспортного обеспечения войск постоянно рассматриваются военными теоретиками и специалистами-практиками Российской Федерации [1, 2, 7, 11]. Несмотря на изменения, произошедшие в российской армии в целом, в структуре тыловых органов, построении системы обеспечения войск проблема эффективного использования транспортных средств остается фактически нерешенной. Целесообразна ли централизация - вопрос, по мнению специалистов в области транспортного обеспечения вооруженных сил, остается актуальным и сегодня. В настоящее время существует мнение о необходимости перехода к принципу децентрализованного использования всех транспортных средств и передачи их органам, нуждающимся в перевозках. Предлагается также централизацию ограничить сугубо специальными вопросами и не объединять использование всех видов транспорта и все транспортное обеспечение в общей системе тыла вооруженных сил единым руководством [7]. Основные выводы о направлениях совершенствования системы транспортного обеспечения российскими военными теоретиками сделаны на основе анализа его организации в ходе первой (1994 - 1996 гг.) и второй (1999 - 2001 гг.) чеченских кампаний [1, 2].
Отличительной особенностью в организации подвоза материальных средств Объединенной группировке войск (сил) при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, по сравнению с военными действиями коалиционных сил НАТО в зоне Персидского залива, явилось то, что подвоз осуществлялся в условиях постоянного воздействия незаконных вооруженных формирований на автомобильные колонны тыла. При этом в воинских частях создавались повышенные запасы боеприпасов (до шести боекомплектов), что в несколько раз превышало возможности штатного транспорта подвоза и вынуждало выкладывать запасы на грунт. Очередное перемещение боевых подразделений и воинских частей приводило к значительному отставанию сил и средств тыла и создавало угрозу невыполнения боевой задачи. Из всего объема перевезенных автотранспортом материальных средств более 50% составляли боеприпасы, примерно по 15% приходилось на горючее и продовольствие [2].
Охрана и оборона автотранспорта на маршрутах движения осуществлялась силами мотострелковой роты, выделенной в распоряжение заместителя командующего войсками округа по тылу. В этих целях в состав каждой колонны (20 - 30 машин) включались 2 - 3 БМП. При следовании колонн численностью 50 - 100 автомобилей для их прикрытия, кроме мотострелковых подразделений, выделялся боевой вертолет [1].
Несмотря на имеющийся опыт боевых действий в Афганистане и Чечне в 1994 - 1996 гг. [1,5], выработанные обоснованные предложения по оснащению автомобильных воинских частей более мощными средствами связи реализованы не были. Данная проблема была решена только в ходе второй чеченской кампании (1999 - 2001 гг.) за счет оснащения автомобильных воинских частей радиостанциями Р-142 (Р-140), что позволило организовать управление подвозом, диспетчерскую службу и взаимодействие с частями и подразделениями обеспечения, органами ГИБДД и МВД.
Поддерживать в эксплуатационном состоянии военно-автомобильные дороги, организовывать на них дорожно-комендантскую службу оказалось крайне затруднительным из-за отсутствия в составе окружного тыла развернутых дорожно-комендантских соединений и частей. В результате содержание путей подвоза и эвакуации, восстановление (наведение) мостов через водные преграды и на горных перевалах осуществлялось силами сводного отряда в составе представителей ДЭУ, дорожных и инженерных войск, которых было явно недостаточно [1, 2, 5].
Диспетчерские пункты комплектовались исключительно за счет офицеров дорожных депо и других частей кадра автодорожной службы Северо-Кавказского военного округа. Восстановление мостов через реки Терек и Нефтянка в пригороде г. Грозный также было организовано силами офицеров дорожного депо и инженерных войск.
В Вооруженных силах Российской Федерации проводятся работы по дальнейшему совершенствованию специальной техники тыла. В ноябре прошлого года в Москве тылом Вооруженных сил Российской Федерации в ходе ежегодной выставки были представлены новые образцы технических средств тыла: бронированный автомобиль КамАЗ-43501 «Бархан», тактический автодорожный разборный мост ТАРМ.
Анализ организации транспортного обеспечения в вооруженных силах иностранных государств в условиях современных локальных войн и антитеррористических операций позволяет сделать следующие выводы:
вопросы совершенствования системы воинских перевозок, доставки грузов, восстановления транспортных коммуникаций остаются приоритетными для вооруженных сил всех иностранных государств;
в целях снижения финансовых затрат при решении задач транспортного обеспечения вооруженных сил европейских государств и США предусматривается привлечение государственных и негосударственных коммерческих структур. На этот сектор экономики опираются вооруженные силы практически всех европейских государств;
при планировании тылового обеспечения операций группировки транспортных войск целесообразно иметь на каждом операционном направлении с задачами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия и восстановления военно-автомобильных дорог и организации воинских перевозок и доставки грузов. В то же время в распоряжении центральных органов тыла должны быть силы и средства, способные обеспечить решение задач по организации и обеспечению всех видов воинских перевозок в интересах всей группировки войск;
современное высокоточное оружие противника способно нарушать работу транспорта на всю глубину построения войск и тыла. В связи с этим основой бесперебойного обеспечения боевых действий материальными средствами, вооружением и военной техникой является создание запасов в районах заблаговременного складирования, широкое использование для доставки материальных средств в боевые порядки всех имеющихся видов транспорта. В современных условиях значительно возрастает роль воздушного, водного и особенно автомобильного транспорта;
в условиях все возрастающего объема и неравномерной потребности в перевозках, необходимости сокращения сроков на их осуществление важнейшую роль будут играть: широкое применение сил и средств, сокращающих сроки погрузочно-разгрузочных работ (средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, контейнеры, пакеты), подвоз материальных средств «транзитом», минуя их перегрузку в ряде звеньев тыла;
в вооруженных силах наиболее развитых государств мира особое внимание уделяется совершенствованию техники тыла, связанной с подвозом материальных средств, восстановлением транспортных коммуникаций, с использованием новейших достижений науки и техники. Осуществляется поиск новых, нетрадиционных способов доставки материальных средств боевым подразделениям;
система управления транспортными перевозками, восстановления транспортных коммуникаций должна находиться в постоянном развитии и соответствовать уровню развития системы управления войсками и тылом. Гибкость и оперативность управления может быть достигнута использованием современных средств связи и высокой степенью автоматизации.
Подчеркивая значимость роли транспортного обеспечения, уместно привести слова генерала армии А. Хрулева: «Командир, не уделяющий должного внимания пополнению запасов, не имеющий резерва транспортных средств - всего лишь молчаливый созерцатель надвигающейся катастрофы» [ 12]. Видный советский военачальник, первый начальник Тыла Вооруженных Сил СССР, всю Великую Отечественную войну руководивший тылом Красной Армии, имел на сей счет веские доказательства. Опыт современных войн и вооруженных конфликтов лишь яркое тому подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чуранов В. Т. Опыт организации тылового обеспечения федеральных войск РФ при выполнении задачи по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чечни / Сб.: - М.: ШТВС РФ, 1996. - 30 с.
2. Исаков В.И. Опыт и проблемы тылового обеспечения действий ОГВ(С) при проведении контртеррористических операций в Северо-КавказскомрегионеРФ/Сб. НПКВСРФ 11 ноября 1999г.:-М.:ГШВСРФ, 1999.-С. 109- 136.
3. Ветров А. Тыловое обеспечение объединенных вооруженных сил НАТО / Зарубежное военное обозрение. - М.: 2002. - № 10:
4. Полянский Л.Б., Родионов А.А. Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства /Наука и военная безопасность.- Минск: 2005. - МЗ.- С. 13 - 15.
5. Родионов А.А., Аверин КС. Современный опыт тылового обеспечения при ведении боевых действий /Наука и военная безопасность. - Минск:2006. -МЗ-С.51- 54.
6. Тимоненков Р. Силы глобальных перевозок/Независимое военное обозрение. - М.: 2004. № 30. -С. 85- 98.
7. Бичик B.C. К вопросу о централизации использования транспорта в обеспечении войск / Военно-экономический вестник. -М.: 2004. -МЗ.-С.20-26.
8. Родионов А.А. Транспортные войска. Скоро и такие появятся в Вооруженных Силах нашей страны /Во славу Родины. - 29.10.2005. Минск: МО РБ, 2005. - С. 2.
9. Родионов А.А., М.П. Зайковский. Тыловое обеспечение / Операция «Свобода Ирака» (подготовка и ход боевых действий) сб. науч. ст. / ТУ «НИИ ВС РБ», б-ка, М.Т. Кендюхов (отв. ред.) [и др.] - Минск: ТУ «НИИ ВС РБ», 2003.- С. 47- 52.
10. Евстафьев А. Состояние и перспективы развития командования морских перевозок ВМС США / Зарубежное военное обозрение. - М.: 2002. - № 1.
11. Бордюг О.А. Транспортный потенциал России - основа мобильности войск / Вестник Академии военных наук № 4(17) / АВНРФ. - М.:2006.-С.40-41.
12. Карпов В.В. Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант. - М.: Вече, 2004. - 384 с.