ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 3/2007, стр. 49-52

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

УДК 355.23

В.И.АНДРЕЕВ,

профессор кафедры идеологической работы и социальных дисциплин

Военной академии Республики Беларусь,

доктор педагогических наук, профессор

Педагогическая культура офицера - сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя одновременно уровень развития офицера как педагога и программу развития его компетенций и компетентностей в аспекте восприимчивости к инновациям и творческого подхода к их реализации на практике.

Являясь частью общей культуры человека, педагогическая культура офицера способствует реализации требования личностно-деятельностного, системного подходов к совершенствованию военно-педагогического процесса в части (подразделении) на основе реализации идеологии белорусского государства.

В условиях строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, укрепления безопасности страны значительно возросли требования к офицеру как военному педагогу, его педагогической культуре (ПК).

К педагогической культуре офицера относят его профессиональную компетентность, методическую компетенцию и педагогическую технику (внешний вид, умение держать себя, грамотно и логично формулировать свои мысли).

Свидетельство тому позитивные отзывы о наших выпускниках - военных психологах 2006 года. Так, умелым военным психологом и толковым специалистом зарекомендовал себя психолог 15-й зрбр лейтенант В. Бутько [1]. Успешно руководит комнатой психологической разгрузки лейтенант Д. Бержанин [2]. Эти курсанты всегда отличались хорошей общей культурой еще в стенах академии.

Военнослужащие по праву считают, что основой педагогической культуры служит общая культура офицера. Так было всегда. К примеру, известный российский полководец М.И. Кутузов уже в молодости умел говорить с солдатами и убеждать своего начальника А.В. Суворова. Будучи дипломатом, Кутузов был исключительно интересным и талантливым собеседником, пленял своим красноречием крупнейших политических деятелей Турции, изучил турецкий язык. Один из английских парламентариев, узнав об этом, сказал: «Кутузов дурачил турок, говоря по-французски, и можно себе представить, как он будет их дурачить, говоря по-турецки..» [3]. Как видим, мудрейший русский полководец умел одинаково успешно и действовать, и говорить. Солдаты любили Кутузова не только благодаря его военному опыту и авторитету, но и за развитый дар слова, его общую культуру.

Педагогическая культура, по определению военных педагогов А.В. Барабанщикова и С.С. Муцынова, внедривших понятие «педагогическая культура» впервые как в военную, так и общую педагогику, «представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности, достигнутый уровень развития личности как педагога» [4].

Изданного определения следует, что педагогическая культура офицера как специфически профессиональное явление означает достигнутый уровень совершенства учебно-воспитательной деятельности, компетентность офицера как педагога.

Структуру ПК составляют две группы компонентов:

1. Личностные качества офицера, опирающиеся на творческий, инновационный уровень формируемых преподавателем педагогических ценностей:

военно-педагогическая направленность; психолого-педагогическая эрудиция и компетенция; интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств; педагогический оптимизм.

2. Практические компетенции: педагогическое мастерство;

способность творчески использовать научные знания и передовой опыт обучения и воспитания;

педагогическая техника;

педагогический такт.

На базе данной структуры представляется возможным определить следующим образом структуру педагогической культуры офицера - идеологического работника (рис.1).

На рисунке представлены основные педагогические компетенции офицера - заместителя командира подразделения по идеологической работе:

а). Аналитико-синтетические (диагностические). Они включают в себя:

изучение реального положения дел в подразделении (состояние боевой и идеологической подготовки, воинской дисциплины, возможных причин нарушений, конфликтов), предполагаемых тенденций и динамики их развития;

изучение на основе психолого-педагогических знаний индивидуальных характеристик и особенностей воинов и ВК (демографических данных, совместимости, сплоченности и

др-);

установление причин отрицательных явлений, противоречий, недостатков, перспектив дальнейшего роста.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

б). Конструктивные (прогностические):

формулирование стратегических и промежуточных целей воспитания и обучения воинов на основе анализа конкретного состояния развития личности воинов и ВК (прогностическая функция);

разработка соответствующих планов (проектов) и их согласование с командирами и соответствующими идеологическими структурами;

определение вариативных подходов, взаимодействия, педагогических средств, сроков решения тактических и отдаленных целей, способов и приемов их решения, подключения к ним ВК.

в). Коммуникативные (педагогический такт):

нахождение подходящего тона разговора (с учетом особенностей ситуации, морально-психологического состояния людей, их психических свойств (направленность, темперамент, характер), интонации, стиля педагогического общения, целесообразных слов и выражений, мимики, жестов и др.);

перемена стиля общения при смене ситуации, творческий пересмотр оперативных целей, технологий, отказ от некоторых из них для достижения успеха в будущем, при решении задач управления, обеспечении дисциплинированности, сплоченности и др.

г). Организаторские (педагогическая техника):

диверсификация технологий организации учебных занятий (методов, форм и средств обучения), воспитательных мероприятий, идеологических индивидуальных, групповых воздействий воспитания на военнослужащих;

творческое использование имеющихся компетенций и компетентностей;

создание педагогически целесообразных ситуаций для обучения и воспитания воинов, должного уровня ориентации идеологической работы, активизации членов БРСМ, актива, поддержание уставного порядка, уровня боеготовности подразделения;

овладение технологиями обучения и воспитания, умением внедрять и использовать в учебном процессе информационные и компьютерные средства, тренажеры и т.п.;

педагогический учет и контроль успеваемости и воспитанности, обеспечение объективности оценок, результатов соревнования, поведения военнослужащих; ведение соответствующей документации и др.

Руководство педагогической деятельностью офицеров, прапорщиков, сержантов, активистов подразделения осуществляется заместителем командира по идеологической работе по направлениям: организаторскому, методическому (технологическому), духовно-нравственному (патриотическому) и др.

Организаторское направление реализуется в планировании, подготовке и проведении в подразделении конкретных форм боевой и идеологической подготовки, воспитательной работы и др., в ходе которых заместитель командира по идеологической работе целенаправленно направляет подчиненных воспитателей на достижение педагогических целей (обучения и воспитания воинов), анализирует качество их проведения в соответствии с поставленными целями (насколько они повлияли на чувства, настроения, на их отношение к службе, товарищам, себе и другим, способствовали воспитанию воли и преодолению трудностей, укрепили дисциплину, повысили боевую готовность, улучшили психологический климат и др.).

Методическое направление обнаруживается в систематическом обучении офицеров, прапорщиков, сержантов, молодежных активистов психолого-педагогическим знаниям, методике их применения на практике в работе с людьми (по изучению психологии личности воина и ВК, применению принципов и методов воспитания и обучения, в том числе в работе с воинами с девиантным поведением, имеющими психические отклонения, по совершенствованию ПК, методике самообразования и самовоспитания).

Духовно-нравственное (патриотическое) направление проявляется в форме личного педагогического общения заместителя командира по идеологической работе с людьми, проведения различных мероприятий военно-патриотической и духовно-нравственной направленности, в том числе с представителями Белорусской Православной Церкви, формирования у личного состава патриотического сознания, четкой гражданской позиции.

Важнейшим выразителем сущности педагогической культуры офицера является педагогическое мастерство.

По определению А.В. Барабанщикова и С.С. Муцынова: «Педагогическое мастерство - это синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокими качествами личности педагога и воспитателя позволяют им эффективно решать учебно-воспитательные задачи» [5].

Педагогическое мастерство, по взглядам современных военных педагогов-исследователей, отражает высокий уровень творческой самореализации офицера как учителя и воспитателя [6] (рис. 2).

Каковы же пути формирования педагогической культуры и педагогического мастерства заместителя командира по идеологической работе?

Прежде всего - формирование личностных ценностей. Личностные ценности, особенно на этапе вхождения в профессию идеологического работника, могут детерминировать его поведение.

Проблема личностных ценностей не абстрактна. Положительное или отрицательное отношение к процессам, происходящим в белорусском обществе и государстве, к событиям, происходящим вне Беларуси, к поведению людей - есть постоянное обращение к собственным жизненным ценностям. Без ценностного подхода к явлениям действительности невозможна эффективная профессиональная деятельность офицера. Целью действия должна стать идея. Но, чтобы стать такой целью, она должна быть воспринята как ценность, которой следует овладеть. То, что не является личностной ценностью, не может стать для человека побудителем к действию.

Сформированное ценностное отношение к профессионализму заместителя командира по идеологической работе, к активному личностно-профессиональному развитию, к акмеологии как признаку вершинности проявляется в реализации творческого потенциала офицера (слово «acme» - древнегреческое, означающее вершину, высшую степень чего-либо) (рис. 3).

Методология акмеологии опирается на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию [7].

Военно-педагогический процесс является взаимодействием его участников в контексте субъектно-деятельностного подхода (Н.В. Кузьмина, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.).

Рассматривая акме как вершину совершенства (тип I), уместно обратиться к утверждению 1егеля, что все, достигшее совершенства, достойно смерти, обречено на вымирание. Пне из-за того, что это худшее, а потому, что в нем нет потенциала к развитию. В основе «вершинной» модели возможно возникновение новой, более высокой степени развития (тип II). Согласно «интенциально-динамической модели» (тип III) сущностными признаками акме являются прогрессивная направленность, интенсивность развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития) (рис.4) [8].

В соответствии с представленными концепциями акме можно проследить динамику формирования педагогического мастерства офицера.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ОФИЦЕРА

Первый этап связан с периодом общеобразовательной и военной подготовки будущего офицера в военном учебном заведении. Следующий этап - со временем становления в должности (от 3-х до 5-ти лет). И третий период охватывает совершенствование педагогического мастерства в ходе повышения квалификации и переподготовки, последипломного образования.

На первом этапе будущие офицеры получают начальные понятия о педагогическом мастерстве посредством развития своих педагогических способностей во взаимодействии с преподавателями, товарищами, самообучения, самовоспитания.

На втором этапе у офицеров складываются окончательные представления о характере профессии, вырабатываются установки, правила по начальному формированию педагогического мастерства.

На третьем этапе происходит непрерывное развитие и совершенствование педагогических способностей и компетенций в соответствии с концепцией обучения на протяжении всей жизни.

Изначально, основным путем формирования педагогического мастерства офицера считаются его собственные умения в этом направлении, преодоление трудностей и противоречий. По мысли А.С. Макаренко: «..Мастером может сделаться каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе» [9].

В конечном счете все элементы педагогической культуры офицера отражаются в сфере общения, в его культуре поведения, основанном на духовном богатстве человека. Вспомним высказывания по данному поводу А.П. Чехова и народной артистки СССР СВ. Гиацинтовой: «Воспитанность - это не только хорошие манеры, это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это - прежде всего его внутренняя интеллигентность» [10].

Интеллигентный офицер - человек, обладающий большим духовным богатством и высокой культурой чувств. Развивать культуру чувств - задача более сложная, чем обогащать себя знаниями и развивать ум. По этому поводу А.П. Чехов заметил: «Какое наслаждение уважать людей!» [10]. У офицера высокой педагогической культуры интеллигентность сочетается с высокой нравственностью.

От идейной убежденности, военно-профессиональной подготовленности и культуры офицерских кадров зависит качество подготовки личного состава и военной безопасности Отечества. Успеха достигнет тот офицер, который воспринимает инновации, находит творческие пути в педагогической практике организации воспитания и руководства людьми.

Педагогическая культура офицера - это не свод правил, а творческое состояние офицера, его готовность и способность адаптироваться в своей области деятельности, успешно решать самые сложные учебно-воспитательные задачи в контексте идеологии белорусского государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьменков С. По соревновательному баллу // Белорусская военная газета. - 13 декабря 2006.

2. Кандраль И. Воспитание ответственности // Белорусская военная газета. - 30 марта 2007.

3. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Мн: Вышэйшая школа, 1991. - С. 192.

4. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. - М., 1985. - С. 30.

5. Там же. - С. 78.

6. Военная психология и педагогика: учеб. пособие/Под ред. П.А. Корчемного, Л.Т. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - С. 194-195.

7. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. - М.: изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - С. 1-4.

8. Там же. - С. 20.

9. Макаренко А.С. Соч., Т.5. - С. 349-350.

10. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - С. 208.

Компетенция - способность личности мобилизовать в деятельности свои ресурсы - специальные и общие способности, обобщенные умения, знания, способы выполнения военных специальных функций и внеличностные ресурсы.

Компетентность - качество личности, проявляющееся в глубоком профессиональном знании существа военной деятельности в определенной сфере.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации