ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2009, стр. 14-18

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

УДК 623:001.51

В.В. КОЛОДЯЖНЫИ, начальник отдела

ООО «Техносоюзпроект»,

доктор военных наук, профессор

А.А. ПОСУДЕВСКИЙ, главный научный сотрудник

ООО «Техносоюзпроект»,

кандидат технических наук, доцент

Д.А. ГАВРИЛЮК, ведущий программист

ООО «Техносоюзпроект»

Известно, что реализуемые боевые возможности войск находятся в прямой зависимости от качества управления. В современных условиях качество управления войсками становится таким же решающим фактором, как количественные и технические характеристики сил и средств вооруженной борьбы. Опыт локальных войн и военных конфликтов убедительно показывает, что одной из основных причин снижения потенциальных боевых возможностей сил и средств ПВО в ходе боевых действий является низкий уровень управления. Одним из основных путей выхода на качественно новый уровень управления является широкое использование средств автоматизации во всех звеньях и на всех этапах процесса управления войсками.

Исследования показывают, что применение автоматизированных систем управления позволяет увеличить реализуемые боевые возможности, повысить эффективность боевого применения войск при существующем боевом составе. При этом сторона, имеющая более высокий уровень автоматизации управления, в состоянии быстрее реагировать на все действия противника, сосредоточить силы и средства на главных направлениях и, в конечном счете, более полно использовать все имеющиеся возможности для достижения поставленных целей. Поэтому в армиях развитых зарубежных стран быстрыми темпами проводится информатизация, направленная на внедрение средств вычислительной техники и автоматизированных систем в процесс управления войсками [1; 2].

В Республике Беларусь также уделяется большое внимание оснащению органов военного управления комплексами средств автоматизации. За последние несколько лет для ВВС и войск ПВО разработан и принят на вооружение целый ряд АСУ оперативного и тактического звена управления. В существующих АСУ автоматизированы преимущественно процессы сбора и обработки радиолокационной информации о воздушной обстановке, принятия решений на уничтожение воздушных целей подчиненными огневыми средствами, а процессам управления соединениями, частями и подразделениями непосредственно на этапе подготовки и в ходе ведения боевых действий внимания уделено недостаточно. Поэтому штабы соединений и частей работу по планированию, а также решению управленческих задач в ходе ведения боевых действий по-прежнему выполняют в основном ручным способом.

Предлагаемая автоматизированная система поддержки решений и планирования боевых действий соединений и частей ПВО предназначена для автоматизации коллективной работы должностных лиц штаба соединения (части)

ПВО при управлении подчиненными подразделениями на этапе подготовки и в ходе боевых действий. Она является элементом распределенной автоматизированной системы управления войсками тактического уровня и обеспечивает реализацию сетевого метода работы должностных лиц штаба при решении управленческих задач (рис.1).

Программное обеспечение автоматизированной системы позволяет ее использовать в формированиях родов войск ПВО, включающих:

соединения и части зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии;

соединения и части радиотехнических войск;

части истребительной и ударной авиации.

Автоматизированная система в реальном масштабе времени цикла управления обеспечивает решение следующих основных задач:

сбор и первичная обработка оперативно-тактической информации;

отображение на цифровой карте района боевых действий текущей оперативно-тактической обстановки и планируемых действий войск;

проведение комплекса оперативно-тактических расчетов, обеспечивающих принятие обоснованных решений и планирование боевых действий частей и подразделений;

разработка электронных текстовых боевых документов;

разработка электронных графических боевых документов.

Автоматизированная система поддержки решений построена на принципах распределенной обработки данных и обеспечивает параллельный доступ должностных лиц органа управления к вычислительным и информационным ресурсам. Структура автоматизированной системы включает технические средства и основные виды обеспечения, представленные на рисунке 2.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

Технические средства представляют собой базовый комплект вычислительных средств, которые предназначены для эксплуатации в жестких условиях работы, имеют параметры, удовлетворяющие вычислительные потребности должностных лиц и обеспечивают работу в локальной вычислительной сети. Кроме того, в комплект технических средств входят устройства вывода данных на печать, передачи данных, а также дополнительные устройства коллективного отображения информации. Конструктивно технические средства выполнены в виде группы двухмониторных АРМ, объединенных открытой ЛВС.

К основным видам обеспечения системы поддержки решений относится математическое, программное, информационное и методическое обеспечение.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

Математическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов и моделей боевых действий, используемых в процессе управления войсками. Основу математического обеспечения составляют разработанные штабные методики решения оперативно-тактических задач, обеспечивающие получение необходимых расчетных данных для оценки обстановки, выработки обоснованных вариантов решений и детального планирования боевых действий войск с учетом современных условий и конкретной оперативно-тактической обстановки.

Программное обеспечение подразделяется на общее, функциональное и специальное. Общее программное обеспечение включает операционные системы и набор сервисных программ. Функциональное программное обеспечение представляет собой общую оболочку, а также комплекс программных средств, предназначенных для обработки формализованных данных, решения расчетных и информационных оперативно-тактических задач, получения справочной информации. Специальное программное обеспечение включает программы защиты информации от несанкционированного доступа, электронные подписи и другие.

Информационное обеспечение представляет собой массивы структурированной информации, хранящейся в базе данных, а также входная оперативно-тактическая информация об обстановке и принятых решениях, вводимая с АРМ или поступающая по локальной вычислительной сети.

Методическое обеспечение включает руководство пользователя, методические рекомендации по автоматизированной обработке оперативно-тактической информации, а также методики работы должностных лиц органов управления по применению средств автоматизации в цикле управления войсками.

Основные функциональные элементы системы поддержки решений представлены на рисунке 3. К ним относятся следующие основные элементы:

система хранения информации; система управления базами данных; система обработки формализованных данных; система электронного документооборота; система управления рабочими потоками; геоинформационная система; система визуализации ОТИ и результатов ее обработки; модуль сопряжения с локальной вычислительной сетью. Система хранения информации предназначена для накапливания и хранения данных обстановки, а также постоянной и переменной ОТИ. Она включает базы данных, хранилища данных, а также файловую систему хранения информации.

Базы данных предназначены для хранения массивов данных, которые не связаны с условиями предстоящих боевых действий. Такие данные накапливаются, хранятся и редактируются до начала подготовки боевых действий.

Хранилища данных представляют собой оптимально организованную базу данных, обеспечивающую максимально быстрый доступ к информации, необходимой для принятия решений. Хранение информации в хранилище данных организовано в форме, удобной для анализа и получения необходимых отчетов. Основой структуры хранилища данных является разработанная модель информационного поля штаба формирования войск ПВО.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

Файловая система предназначена для хранения переменной информации об оперативно-тактической обстановке. Эта информация может накапливаться, храниться в файлах и редактироваться с началом подготовки и ведения боевых действий.

Хранение файлов организовано и осуществляется в системе в виде разветвленного «дерева». Процедура поиска, открытия и сохранения файлов осуществляется с помощью диалоговых окон интерфейса типа «укажи и нажми». Такая система не требует от должностных лиц запоминания процедур и их последовательности для получения или изменения информации.

Система управления базами данных предназначена для управления процессами ввода, записи, коррекции и вывода информации по запросу соответствующих потребителей (оператора или программных модулей).

Система обработки формализованных данных представляет собой комплекс программных средств, реализующий штабные математические модели и методики решения ОТЗ. Она позволяет получать расчетные данные, необходимые для детальной оценки обстановки, подготовки вариантов решения и планирования боевых действий войск ПВО. Структура системы обработки формализованных данных представлена на рисунке 4.

Система обработки формализованных данных имеет модульный принцип построения. Штабные математические модели реализованы в комплексе расчетных модулей, логически и информационно связанных между собой и объединенных единой базой данных. Результаты расчетов отображаются на экране монитора на фоне цифровой карты района боевых действий и представляются графически в виде гистограмм и таблиц и могут использоваться в качестве переменной информации при генерации электронных текстовых и графических боевых документов.

Система электронного документооборота представляет собой комплекс программных средств (рис. 5), обеспечивающих в автоматизированном режиме генерацию электронных текстовых и графических боевых документов. Кроме того, обеспечивается автоматизированный контроль исполнения, доведения, получения и отправки документов, а также оперативный поиск и санкционированный доступ к ним.

Генерирование текстового боевого документа обеспечивается комплексом программных средств (см. рис. 5). Разработанная технология предусматривает автоматический отбор из базы данных, размещение и форматирование формализованных модулей таким образом, чтобы сформировать заданный документ, полностью соответствующий требованиям по его разработке и оформлению. После этого осуществляется заполнение информационных полей формализованных модулей переменной оперативно-тактической информацией. Поступление переменной оперативно-тактической информации предусмотрено:

с автоматизированных рабочих мест (АРМ) путем ее ввода оператором в соответствующих рабочих окнах;

из базы данных временного хранения результатов решения расчетных оперативно-тактических задач;

по каналам связи от АРМ взаимодействующих и вышестоящих КП.

Сформированные электронные текстовые боевые документы сохраняются в виде отдельных файлов. После их рассмотрения и утверждения соответствующими должностными лицами электронной подписью документ может быть отправлен адресату по каналам телекодовой связи.

Система электронного документооборота позволяет также автоматизировать процесс разработки электронных графических боевых документов. При этом обеспечивается детальное отображение текущей оперативно-тактической обстановки и планируемых действий войск на экране монитора на фоне топоосновы ЦКМ.

Хранение электронных документов организуется по иерархическому принципу. При этом каждый документ помещается в «папку», которая в свою очередь, хранится на «полке». Уровни иерархии создаются пользователем в соответствии с принятой систематизацией документов. Количество уровней вложения при хранении документов не ограничено.

Система травления рабочими потоками обеспечивает координацию работы должностных лиц органа управления на всех этапах процесса управления и представляет собой специальную программу, которая технологически связывает операции исполнителей, выполняемых в сети АРМ, в сквозные управленческие процессы, которые контролируются и координируются руководителем как единым целым.

Геоинформаиионная система является многофункциональной информационной системой и предназначена для обеспечения сбора и анализа пространственных данных о районе планируемых боевых действий, а также выполнения оперативно-тактических расчетов и отображения информации, необходимой при выработке решения и планировании боевых действий с учетом условий местности.

Система визуализации оперативно-тактической информации обеспечивает должностным лицам штаба получение требуемой информации из базы данных, расчетных и информационных оперативно-тактических задач в форме, соответствующей требованиям руководящих документов и принятой в практике работы штабов войск ПВО. Основными элементами системы визуализации ОТИ являются модуль генерации отчетов и витрины данных. Совместное функционирование этих элементов обеспечивает удобный пользовательский интерфейс оформления и представления обработанной ОТИ, справочных данных, результатов расчетов в виде табличных отчетов, графиков, диаграмм и информационных карт.

Новизна автоматизированной системы заключается в том, что она обеспечивает автоматизацию работы должностных лиц органа военного управления на всех этапах его работы в реальном масштабе времени цикла управления войсками. Разработанное математическое и программное обеспечение позволяет оперативно и обоснованно оценивать обстановку, разрабатывать замысел и варианты решения, осуществлять выбор оптимального варианта боевых действий сил и средств ПВО, а также осуществлять планирование противовоздушной обороны войск и объектов.

Таким образом, разработанные аппаратно-программные средства впервые обеспечивают на практике возможность использования геоинформационных и компьютерных технологий в процессе управления боевыми действиями формирований войск ПВО. Это повышает уровень поддержки принимаемых решений и обеспечивает детальное планирование боевых действий сил и средств ПВО.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

Вместе с тем внедрение средств автоматизации в процесс управления войсками изменяет характер труда должностных лиц органов управления и поэтому обусловливает необходимость совершенствования организации их работы. В свою очередь, совершенствование организации работы органа управления рассматривается как улучшение методов, применяемых для выполнения основных функций и последовательности выполнения основных операций управления войсками. Мировой опыт показывает, что одним из наиболее привлекательных методов организации работы должностных лиц является сетевой метод работы.

В основе сетевой организации работы штаба и распределения обязанностей должностных лиц лежит принцип групповой обработки данных. Реализация сетевого метода на основе использования ЭВМ позволяет на практике перейти к параллельной технологии работы [3], которая обеспечивает возможность одновременного доступа должностных лиц ко всей имеющейся в системе хранения оперативно-тактической информации для ее обработки и использования. При этом информация, необходимая для всех должностных лиц одновременно, отображается на коллективных средствах отображения, а частная информация выдается по запросу должностного лица в соответствии с его полномочиями.

Процесс электронного диалога должностных лиц в сети АРМ при обработке ОТИ предполагает наличие дисциплины использования общих диалоговых окон пользовательского меню, а также соблюдение очередности ввода информации и использования вычислительных ресурсов. Поэтому работа в сети АРМ обусловливает необходимость непосредственной координации работы должностных лиц штаба на всех этапах процесса управления [4]. Решение данной задачи возможно на основе использования специального программного обеспечения, реализующего систему управления рабочими потоками. Она позволяет технологически связать операции должностных лиц, выполняемые на АРМ, в сквозные управленческие процессы, которые контролируются и координируются старшим начальником как единым целым. В общем виде схема взаимодействия должностных лиц в сети АРМ и координации их работы при организации боевых действий представлена на рисунке 6.

Одним из способов организации дисциплины общения должностных лиц в сети АРМ является установление их приоритетов, которые задаются через профили. С их помощью определяется перечень возможных для выполнения операций на рабочем месте и уровень доступа к информации. Основой для задания приоритетов и синхронизации работы должностных лиц в сети АРМ является алгоритм выполнения основных элементов управленческого процесса, который автоматически генерируется в соответствии с конкретными задачами, решаемыми органом управления. В алгоритме, кроме описания последовательности работ, выполняемых параллельно, обозначаются элементы их синхронизации в виде соответствующих команд и докладов, отображаемых в рабочих окнах системы управления рабочими потоками.

Разработанная технология работы должностных лиц органа управления основана на использовании математических моделей и современных информационных технологий, которые обеспечивают учет взаимосвязей, возникающих между объектами вооруженной борьбы, а также влияние на этот процесс факторов географической среды района боевых действий. Это дает возможность использования в работе штабов метода оценки обстановки и принятия решения по элементам решения [5], основное отличие которого от используемого метода оценки обстановки по ее элементам заключается в изменении последовательности работы должностных лиц - вместо устаревшего последовательного способа выполнения основных операций выработки решения ручным способом предусматривается возможность их выполнения параллельно.

Таким образом, согласованная и корректируемая параллельная работа должностных лиц в сети АРМ позволяет обеспечить их взаимодействие, быстро находить наиболее рациональные и даже оптимальные варианты решения, избежать ошибок в прогнозировании последствий при их принятии. Гибкая организационная структура органа управления позволяет эффективно использовать средства автоматизации, совершенствовать методы работы и обеспечить качественное решение задач организации противовоздушной обороны в сложных и быстро меняющихся условиях обстановки.

ПОДСИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

Предварительные расчеты и оценки, изложенные в [6], показывают, что применение предлагаемой автоматизированной системы поддержки решений в цикле управления войсками позволит:

повысить качество и оперативность работы органов управления в 1,5 - 2 раза;

в 3 - 4 раза сократить трудозатраты на разработку боевых документов;

за счет более рационального выбора варианта действий сил и средств ПВО увеличить реализуемые боевые возможности на 15 - 20% и ожидаемую эффективность противовоздушной обороны войск и объектов на 13 - 14%.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жуков В.А. Взгляды военного руководства США на ведение информационной войны //Зарубежное военное обозрение. - 2001.-№1. - С.2-9.

  2. Донское Ю.Е., Фомин В.В. Информационное превосходство: пути реализации в операциях // Военная мысль. - М., 2003. - № 11. - С. 57-61.

  3. Калинин Ю.П., Озеранский А.И. Информационные сети - перспектива автоматизации процессов управления войсками. //Военная мысль. - М., 1997. - №2. - С. 54-58.

  4. Теория системного менеджмента: учебник /Под. Ред.

  5. А.Г. Порошнева, З.П. Румянцевой, НА. Соломатина. - М.: ИИ-ФРА, 1999. - 669 с.

  6. Барвиненко В.В., Ляпин В.Р. О методе оценки обстановки и принятия решения //Военная мысль. - М., 2004. - Ml. - С. 33-39.

  7. Колодяжный В.В. Проблема выработки обоснованных решений при организации боевых действий формирований войсковой ПВО и ее решение на основе использования средств автоматизации. Дис. на соискание ученой степени доктора военных наук. - Смоленск: ВА войсковой ПВО, 2006. - 296 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации