Заботы государств об укреплении своей безопасности стары как мир. Каждое государство считает приоритетной задачей защитить своих граждан и общество от внешних и внутренних угроз, обеспечить неприкосновенность границ, территориальную целостность и суверенитет страны, предотвратить социально-политические конфликты, не допустить низвержения установленного общественно-политического строя. События свидетельствуют, что сделать это не просто, особенно на нынешнем переломном этапе, когда биполярный военно-политический порядок в корне изменился. Потеряло свое значение традиционное деление субъектов международных отношений на противников и союзников, нейтралов и неприсоединившихся.
Принципиальное отличие внешней военно-технической политики (ВТП) от других составных частей внешней политики заключается в том, что в ее рамках определяются цели, задачи, формы и содержание международной деятельности государства в сферах разработки, испытаний, производства, закупок вооружения и военной техники (ВВТ), их эксплуатации и ремонта, создания научно-технической и технологической базы для развития ВВТ на основе новейших достижений науки и техники.
Прежде всего, несколько слов о самих терминах "национальные интересы", "национальная безопасность" и других подобных понятиях, поскольку иногда слова "национальный" и "государственный" отождествляются. Национальные интересы, действительно, выступают прежде всего как государственные, но они не всегда совпадают. Исходя, видимо, из этого Евгений Амбарцумов предпочитает вести речь не о национальных, а о "национально-государственных интересах", так как Россия - многонациональное государство ("Красная звезда" 11.02.93 г.). Но в жизни, да и в мировой практике, давно уже принято употребление слова "национальный" не только в узком, но и в более широком смысле. Живут в одной и той же стране разные народы со своими сложившимися автономиями (в Англии - Шотландия и Уэльс; в Испании - Каталония и Страна Басков; в Бельгии - Фландрия и Валлония и т.п.), но во всех этих странах есть общие интересы, объединяющие эти народы.
За последние два года, прошедшие со времени окончания войны в Персидском заливе, название ближайшего южного соседа России - Турции -стало все чаше звучать в сводках новостей. Упоминание о стране, историю двусторонних отношений которой с Россией отягощает память о многочисленных войнах, встречаются в связи с событиями в мусульманских республиках бывшего СССР, а также в странах, получивших название "ближайшего окружения нашей страны". Все громче звучит голос Анкары на бывшей периферии Османской империи, и в частности на Балканском полуострове.
В последние годы ведущие страны мира в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности все более ориентируются не только на государственные спецорганы, но и на частные сыскные бюро и охранные агентства, привлекаемые к следственно-розыскной деятельности, исследованию различных аспектов в борьбе с правонарушениями.
Прогрессирующая нестабильность в развитии мирового сообщества наиболее ярко проявляется в политических процессах, происходящих в Европе. Коренные изменения в этом регионе в течение последних лет обусловлены крушением военно-политической системы - Организации Варшавского Договора (ОВД) и распадом Советского Союза, влиянием дестабилизирующих процессов в ряде западных стран и бывших советских республик. Эти события привели к серьезным политическим, экономическим, социальным, этническим потрясениям и изменениям в общеполитической структуре Европы.
ВАШИНГТОН. Министерство обороны США разработало структуру вооруженных сил будущего, которая, по мнению МО, позволит Соединенным Штатам дать отпор потенциальным агрессорам, принять участие в международных операциях по поддержанию мира, продолжить военное присутствие за рубежом и обладать эффективными средствами ядерного сдерживания.