ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА
1995 № 9 (68)
Обозреватель - Observer |
Экономика |
Реформа за рубежом глазами молодого поколения ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА (опыт США времен "Великой депрессии") В.ФОМУШКИН Классическим примером преодоления жесточайшего, всеобъемлющего кризиса является политика "нового курса", проводившаяся под руководством Франклина Рузвельта в 30-е годы XX в. Предысторию политики "нового курса" обычно начинают с возникновения на рубеже XIX-XX столетий институционализма - течения, выступившего с обоснованием реформ экономики, направленных на ограничение чрезмерной монополизации, против разорения мелкого и среднего предпринимательства, углубления социального неравенства. Государство как охранитель условий "честной конкуренции", как страж на пути чрезмерной концентрации и монополизации экономики, как сила, противодействующая махинациям бурно развивающегося в конце XIX в. монопольного капитала Америки, - эти идеи институционализма были положены в основу антимонопольного законодательства (Закон Шермана - 1890 г., Закон Клейтона - 1914 г.). В 20-х годах в США появляется активная группа экономистов - сторонников стабилизации экономики с помощью кредитно-денежной политики. Условием проведения такой политики они считали освобождение от требований поддержания золотого стандарта, от которого к тому времени отказались практически все развитые страны мира, который ограничивал денежную эмиссию размерами золотого запаса страны и сковывал проведение желаемой кредитно-денежной политики. Лидером этой группы выступал И. Фишер, который предполагал, что главным условием экономической стабильности является устойчивость цен, которую и следовало бы обеспечить с помощью денежной политики, но этому препятствовала система золотого стандарта, ибо изменение цен на золото приводило к изменению цен на большинство товаров. В те же годы начинает формироваться и концепция стабилизации экономики с помощью бюджетной политики на основе планирования общественных работ. В популярной работе Ф. Гарвеса и Э. Хансена (изд. в 1928 г.) говорится: "Стабилизация требует от всех государственных органов, особенно от федерального правительства, планирования общественных работ на протяжении длительного времени, с тем чтобы эти мероприятия можно было развернуть при первых признаках снижения деловой активности. Особенно желательно, чтобы эти общественные работы финансировались с помощью дополнительных банковских займов, дабы. покупательная способность общества могла возрасти". В то же время широкий отклик в Америке получают ранние работы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Дошли они и до правительственных кругов США, где нашли определенную поддержку. Однако очень часто преувеличивается роль идей Кейнса в политике "нового курса". Ведь основная книга Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" вышла в 1936 г., когда мероприятия "нового курса" осуществлялись полным ходом. Поэтому нельзя отождествлять имя Кейнса с политикой "нового курса". Анализируя природу "нового курса", кейнсианец Л. Кейзерлинг писал: "Его особенности определялись основными тенденциями американского опыта:
При всем моем уважении к Кейнсу я не в состоянии привести обоснованных доказательств тому, что "новый курс" был бы иным, если бы Кейнса не существовало". Таким образом, когда в 1929 г. разразился кризис небывалой глубины и продолжительности, экономическая и политическая мысль страны уже содержали многие из тех идей, которые были положены в основу "нового курса" Рузвельта и которые оказались созвучны теории Кейнса о механизме функционирования рыночной экономики, о роли совокупного спроса как основного объекта регулирования, о путях государственного вмешательства в его формирование и управление. Кризис 1929-1933 гг., не имевший себе равных в истории США, в одну ночь сделал беднее огромное число американцев. И так низкая покупательная способность в результате биржевой паники еще более уменьшилась. Невозможность реализовать продукцию или получить банковскую ссуду привели к массовому банкротству пред- " приятии. За годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 5760 банков, а вместе с ними и миллионы вкладчиков. Американская экономика столкнулась с обострением проблемы рынков, хронической недогрузкой предприятий, хронической массовой безработицей, в целом усилилась ее неустойчивость. За 48 месяцев (период между высшей предкризисной точкой и низшей точкой падения) ВНП сократился на 46,1 % (в текущих ценах), валовые капитальные вложения за 36 месяцев на 94%. Огромное число людей оказалось без работы. Пополнили ряды безработных и разорившиеся из-за резкого снижения цен фермеры. По данным официальной статистики, число безработных с 1,5 млн. в 1929 г. увеличилось до 12,8 в 1933 г., т.е. возросло в 8,5 раза, и составило четвертую часть от всего трудоспособного населения страны. По сведениям профсоюзов, к марту 1933 г. в стране насчитывалось 17 млн. безработных. Выселенные за неплатеж из своих квартир, они селились на окраинах городов, где возникали воздвигнутые из ящиков и строительных отходов "бидон-вилли" и "поселки президента Гувера". Мероприятия по преодолению кризиса начались еще при Гувере. Была создана "Реконструктивная финансовая корпорация", кредитовавшая некоторые компании, чтобы спасти их от банкротства. Это делалось с целью недопущения дальнейшего роста безработицы и поддержания стратегически важного производства. Образованное правительством "Федеральное фермерское бюро" занималось закупкой излишков сельскохозяйственной продукции, которые в противном случае уничтожались бы. Таким образом, сдерживалось разорение значительного числа фермеров, вызванное временным падением покупательной способности населения. Усилена была протекционистская политика: в 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Но все эти меры не возымели должного эффекта. Они напоминали несбалансированное и бессистемное "латание дыр". Росло недовольство народа, подогреваемое профсоюзами и всевозможными активистами социалистического толка. На президентских выборах в ноябре 1932 г. ф. Рузвельт выступил с программой "нового курса" и победил. В программе содержался комплексный подход к путям и методам оздоровления национальной экономики. Ядром программы было признание необходимости существенного усиления государственного регулирования рыночного механизма. "Новый курс" был поддержан большинством американцев, поверивших в его, а значит, и свой успех. Он сплотил нацию единой идеей, единой верой в процветание Америки. Со страниц газет и по радио к людям обращались виднейшие политические и общественные деятели, призывая своим неустанным трудом доказать, что Америка - великая страна. По улицам были развешены лозунги: "Мы великая нация" ... Подъем экономики начался с духовного подъема нации, с возрождения национального (не путать с националистическим) самосознания. Все это послужило основой для экономического возрождения. Основное внимание Ф. Рузвельт уделял "проблеме реализации". Корни неудач в экономике он видел в расстройстве сферы обращения, при которой потребители обладают недостаточной покупательной способностью для приобретения всего произведенного товара. По его мнению, разрешить эту проблему можно путем сокращения избыточного производства и повышения цен, а также путем достижения полной занятости, благодаря чему увеличился бы покупательный спрос. Однако полную занятость возможно было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий необходимых финансовых средств и достаточно емкого внутреннего рынка. Поэтому в системе "нового курса" главными мероприятиями являлись: оказание помощи пошатнувшейся финансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций. Для регулирования экономики в 1933 г. были приняты "Закон о восстановлении национальной промышленности" (НИРА) и "Закон о регулировании сельского хозяйства" (ААА). В соответствии с этими законами было осуществлено принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства с целью его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждой из которых были введены так называемые "кодексы честной конкуренции", которые:
"Кодексы НИРА, - отмечал Дж. Гэлбрейт, - являлись прямым вмешательством, копией позднего контроля над зарплатой и ценами... "Кодексы "честной конкуренции" фиксировали верхнюю границу часов работы и минимум зарплаты. В большинстве кодексов: 40 часов в неделю и 30 центов в час. Одним из важнейших направлений стала структурная политика, имевшая в годы "нового курса" импульсивный характер. Проведение ее не отличалось последовательностью и целенаправленностью. Стремление наладить рациональное, с точки зрения экономики в целом, функционирование регулируемой отрасли в долгосрочном плане перемежалось с ориентацией на решение конъюнктурных задач (а иногда обусловливалось ими). Народнохозяйственное значение отрасли определялось поддержкой государства, которое было заинтересовано в ее нормальном функционировании и рассчитывало на "цепную реакцию оживления", стимулирующую общеэкономическую конъюнктуру. Эти меры носили чрезвычайный и временный характер, большинство из них было позднее отменено, но в тот момент они сыграли свою положительную роль по выводу экономики страны из тупика. К тому же это был первый опыт государственного регулирования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, и, естественно, механизм такой экономики был еще не отлажен, но переход к ней уже осуществлен. В области сельского хозяйства "новый курс" состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Надо отметить, что аграрная политика Ф. Рузвельта была менее успешной. Сокращение сельскохозяйственного производства и удорожание продукции при том, что часть населения и до этого недоедала, привели к еще большим осложнениям. Многие семьи вынуждены были еще сократить и так скромные "потребительские корзины". Однако проводимые меры социальной поддержки населения во многом компенсировали эти потери. "Новый курс" предусматривал ряд мероприятий, направленных на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) и введена система выдачи пособий бедствующим безработным. В июне 1935 г. был принят Закон Вагнера "О трудовых отношениях", который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договоры. Он также закреплял определенные ограничения на забастовки. Для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж. Все эти меры во многом ввели стачечное движение в конструктивное русло, позволяя рабочим отстаивать свои права и в то же время не наносить вред общественному производству. Надо отметить, что эти меры послужили качественному развитию американского менеджмента: от отношений "хозяин - батрак" к отношениям "руководитель - подчиненный". Кроме этого был принят Закон о минимальном уровне заработной платы. Целью этой меры было не только снять возрастающее неудовлетворение рабочих своим положением, но и обеспечить расширение совокупного спроса, для чего и повышались доходы рабочих. По этой же причине снижались налоги на прибыль. Правительство тем самым компенсировало предпринимателям потери, связанные с социальными программами, а кроме того, побуждало их более активно инвестировать избыточные средства. Было законодательно оформлено участие государства в социальном страховании. Социальное обеспечение, имевшее местный характер, стало одной из главных сторон деятельности федерального правительства. В 1935 г. Закон о социальном обеспечении учредил:
В довоенные годы общественная помощь составляла 4% ВНП. В 1935 г. 49% расходов на социальное обеспечение финансировало государство. Не избежала государственного регулирования и сфера биржевой и банковской деятельности. Важен был Закон о государственном страховании частных вкладов и ссуд. Он составил лавинообразно растущее сокращение денежного обращения, что наносило существенный урон экономике. Дело в том, что спад производства в начале "Великой депрессии" вызвал волну банкротств банков, особенно на Среднем Западе - сельскохозяйственной житнице страны. Это подорвало доверие людей к банковским вкладам, что уменьшило их долю по сравнению с наличными сбережениями и вызвало усиленное эффектом мультипликатора снижение денежного обращения, что вновь обусловило спад производства, и т. д. Государственное страхование вкладов повысило доверие граждан и разорвало порочный круг, обеспечив необходимое экономике расширение денежного обращения. Начало "Великой депрессии", вызванное биржевой паникой, обусловило необходимость стабилизации фондового рынка посредством государственного регулирования. Закон о ценных бумагах, принятый в 1933 г., был призван создать условия, при которых всем участникам фондового рынка в равной степени обеспечивался гарантированный доступ к важной и объективной информации, позволяющей им обоснованно принимать инвестиционные решения, и предотвращается возможность намеренного введения вкладчиков в заблуждение. Была создана Комиссия США по ценным бумагам и биржам, на которую были возложены функции регистрирующего и контролирующего органа, призванного упорядочить фондовый рынок. Этот закон обеспечил более полную открытость фондового рынка с точки зрения полноты и достоверности информации о его деятельности, что повысило доверие и обеспечило рост активности на нем. Безусловно, меры "нового курса" были жесткие меры. Носили они чрезвычайный характер и были обусловлены жесточайшим кризисом. Консерваторы не раз обвиняли президента Ф. Рузвельта в том, что он пытался ввести социализм в Америке, но он неизменно отвечал на это, что все его действия были предприняты с целью исключить возможность зарождения социализма на американской почве. Получило свое развитие научное управление экономикой, был открыт потенциал социального регулирования, обогатился опыт проведения эффективной социальной политики, сложились начальные элементы разработки экономических отраслевых и региональных программ. Политика "нового курса" произвела революцию в капиталистической экономике, открыв не использовавшиеся до тех пор в капиталистической экономике возможности. |