КАШМИР - наиболее опасный региональный спорный вопрос

Обозреватель - Observer 

Внешняя политика 

КАШМИР - наиболее опасный региональный спорный вопрос

Мансур Алам, Посол Пакистана в России

История взаимоотношений между Индией и Пакиcтаном известна всему миру. С тех пор как Индия получила независимость, а в августе 1947 г. появился независимый Пакистан, обе страны были вовлечены в спор из-за Кашмира. Первая война между ними по этому поводу началась в октябре 1947 г. и закончилась в августе 1948 г. Она оставила штат Джамму и Кашмир поделенным между ними. Совет Безопасности ООН, способствовавший прекращению огня, принял резолюцию № 47 от 21 апреля 1948 г., которая призвала к свободному и справедливому плебисциту под эгидой ООН с тем, чтобы дать возможность народу Кашмира выразить свое право на самоопределение. И Индия, и Пакистан приняли эту резолюцию, была создана группа военных наблюдателей ООН по Индии и Пакистану (UNMOGIP) для контроля за прекращением огня и оказания помощи в претворении в жизнь резолюции ООН.

Однако Индия под тем или иным предлогом не желала выполнять резолюцию, а спустя несколько лет даже отказалась обсуждать этот вопрос с Пакистаном. После пограничной войны с Китаем в 1962 г. Индия, подталкиваемая США и Великобританией, наконец согласилась провести всесторонние переговоры с Пакистаном на уровне премьер-министров. В 1963 г. было проведено шесть раундов переговоров между министром иностранных дел Индии Свараном Сингхом и министром иностранных дел Пакистана Зульфикаром али Бхутто, однако они закончились безрезультатно. По спорной территории Кашмира не было достигнуто никакого соглашения. Провал этих переговоров, а также возникшая в результате этого тупиковая ситуация и не надлежащее исполнение обязательств в конце концов привели ко второй войне между двумя странами в 1965 г.

Мировое сообщество еще раз вмешалось с целью прекратить войну. Добрые услуги, оказанные премьером Косыгиным и другими советскими лидерами, завершились подписанием соглашения в Ташкенте 10 января 1966 г.

Однако Ташкентское соглашение также не привело к достижению положительных сдвигов в кашмирском вопросе и через четыре года в ноябре-декабре 1971 г. между Пакистаном и Индией вспыхнула третья война. После окончания военных действий премьер-министр Пакистана Зульфикар али Бхутто и премьер-министр Индии Индира Ганди 2 июля 1972 г. подписали Симлское соглашение, в котором взяли на себя обязательство разрешить все спорные вопросы, включая Кашмирский, путем двусторонних переговоров. В течение 1972 и в 1990 г. Пакистан неоднократно обращался к Индии с предложением провести прямые переговоры по Кашмиру и по многим другим вопросам с тем, чтобы нормализовать отношения между двумя странами и устранить угрозу другой войны. В то же время Пакистан принял и ряд мер как в двустороннем порядке, так в рамках Ассоциации Межрегионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC), направленных на ослабление напряженности и улучшение отношений с Индией. Однако это также оказалось неэффективным для того, чтобы вовлечь Индию в обсуждение с Пакистаном проблемы Кашмира.

КАШМИР - наиболее опасный региональный спорный вопрос

Выступления коренного населения в оккупированной Индией части Кашмира в 1990 г., которые не ослабли до настоящего времени, вынудили Индию сесть за стол переговоров. С середины 1990 г. до января 1994 г. состоялось несколько раундов переговоров на уровне первых заместителей министров иностранных дел и других высоких должностных лиц. И снова, несмотря на небольшие успехи по некоторым другим вопросам, Кашмирский вопрос оказался гордиевым узлом, приведшим к срыву переговоров.

После своего избрания на пост премьер-министра в феврале 1997 г. Мохаммад Наваз Шариф предложил своему индийскому коллеге господину Гуджралу начать без всяких условий переговоры по всем вопросам. Понимание, достигнутое между двумя премьер-министрами, привело к новому раунду переговоров на уровне заместителей министров иностранных дел. Однако после третьего раунда, проведенного 23 июня 1997 г. в Исламабаде, переговоры по Кашмиру снова зашли в тупик, и переговорный процесс оказался приостановленным на 15 месяцев. Возобновлены они были в результате договоренности между премьер-министрами Индии и Пакистана в Нью-Йорке 23 сентября 1998 г. Первый раунд имел место 15-18 октября 1998 г. в Исламабаде, следующий будет проведен в Дели в начале февраля 1999 г.

Пакистан искренне надеется, что эти переговоры приведут к результату, а не к тупиковой ситуации. Однако исходя из собственного пятидесятилетнего опыта ведения двустороннего диалога с Индией по Кашмирскому вопросу, Пакистан не может испытывать оптимизм в том, что Индия согласится на справедливое и равноправное решение этого спора на основе резолюций ООН. Тем не менее ядерные испытания, проведенные Индией 11 и 13 мая и в ответ - Пакистаном 28 и 30 мая, добавили дополнительную срочность необходимости разрешить кашмирский вопрос мирным путем. Глубокая озабоченность и интерес, проявленный мировым сообществом к этой проблеме в свете ядерных испытаний, проведенных двумя странами, является естественным и совершенно понятным.

Пакистан разделяет эту озабоченность и в интересах международного мира и безопасности выражает желание провести серьезные переговоры с Индией для достижения скорейшего разрешения кашмирской проблемы. Он также полон желания принять соответствующие меры укрепления доверия, особенно в части обычных и ядерных вооружений, с целью уменьшения напряженности и устранения угрозы войны и ядерного конфликта в Южной Азии. Пакистан даже выступил с предложением о договоре о ненападении.

Однако, имея в виду сложность кашмирской проблемы, ее историю и отсутствие взаимного доверия между двумя странами, трудно быть оптимистичным в том смысле, что очередной раунд двусторонних переговоров приведет к успеху. В этой связи необходимо, чтобы мировое сообщество, озабоченное наличием ядерного оружия в Южной Азии, находящейся и так в атмосфере сильной напряженности из-за Кашмира, сконцентрировало свое внимание на этих переговорах и предприняло все усилия для предотвращения их срыва в интересах международного мира и безопасности.

Пакистан хотел бы воспользоваться добрыми услугами и посредничеством Генерального Секретаря ООН или другой стороны для дружественного и мирного урегулирования вопроса, по которому ведутся переговоры. Он уже обратился к Совету Безопасности ООН и лидерам мировых держав, включая Президента Ельцина, сыграть свою роль. Непреклонный отказ Индии согласиться с привлечением третьей стороны неоправдан. Нет ничего необычного в том, что в спорном вопросе, когда стороны не могут прийти к соглашению на двусторонней основе, они обращаются к нейтральной третьей стороне за помощью в разрешении проблемы. Большая часть старых споров, также как и новых спорных вопросов и проблем, таких как арабо-израильский конфликт, Камбоджа, Босния, Косово, Северная Ирландия и т.д. решаются через ООН или путем привлечения третьей стороны.

Единственный успешный договор между Индией и Пакистаном, Договор по бассейну р. Инд 1960 г. о разделе бассейна и вод этой реки, был заключен при активном участии Мирового Банка. Поэтому непонятно, почему Индия отказывается принимать добрые услуги других в связи с проблемой Кашмира, проблемой, представляющей угрозу миру в связи с появлением у противостоящих государств ядерного оружия.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации