О ДОГОВОРЕ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ОВСЕ) И ПРОБЛЕМАХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
1998 № 7 (102)
Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы |
О ДОГОВОРЕ ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ (ОВСЕ) И ПРОБЛЕМАХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
Подписан 19 ноября 1990 г. в Париже. Ратифицирован Верховным Советом РФ 8 июля 1992 г. Реализация началась 17 июля 1992 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Срок выхода на установленные уровни вооружений завершился 16 ноября 1995 г.
РАЙОН ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА - вся сухопутная территория государств-участников в Европе от Атлантики до Урала (страны НАТО и бывшие государства ОВД).
ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ КАТЕГОРИИ ВООРУЖЕНИЙ: танки; боевые бронированные машины; артиллерия калибра 100 мм и выше; боевые самолеты; ударные вертолеты.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОГРАНИЧЕНИЙ: для группы государств установлены максимальные уровни ограничений: танки - 20 000 ед., ББМ - 30 000 ед., артиллерия - 20 000 ед., боевые самолеты - 6800 ед., ударные вертолеты - 2000 ед., боевые самолеты морской авиации постоянного наземного базирования - 430 ед.
Предельные уровни для одного государства: танки - 13 300 ед., ББМ - 20 000 ед., артиллерия - 13 700 ед., боевые самолеты - 5150 ед., ударные вертолеты - 1500 ед., боевые самолеты морской авиации постоянного наземного базирования - 400 ед.
Для Российской Федерации: танки - 6400 ед. (из них в регулярных частях - 4975); ББМ - 11 480 ед. (10 525), в том числе БМП и БМТВ - 7030 ед., артилле-рия - 6415 ед. (5105), боевые самолеты - 3416 ед., ударные вертолеты - 890 ед., боевые самолеты морской авиации постоянного наземного базирования - 300 ед. Норма сокращения Российской Федерации составляла: по танкам - 3187 ед., по ББМ - 5419 ед., по артсистемам - 660 ед., по боевым самолетам - 1029 ед., по ударным вертолетам - 99 ед. (выполнена полностью).
Кроме того, Россия до конца 1999 г. вне рамок Договора обязана сократить за Уралом не менее 6000 танков, 1500 ББМ и 7000 артсистем. На 1 февраля с.г. сокращено 3242 танка, 2054 ББМ.
КОНТРОЛЬ. В целях обеспечения контроля каждое государство-участник имеет право проводить и принимать в пределах района применения инспекции: l объектов контроля (без права отказа) - 15% от количества объектов контроля (на 1998 г. квота России 48 инспекций);
l по требованию в пределах указанных районов (с правом отказа) - 23% от количества инспекций объектов контроля (на 1998 г. - 11 инспекций). Кроме инспекций, Договором предусматривается возможность использования национальных и многонациональных технических средств контроля. Для содействия реализации положений Договора об ОВСЕ в Вене действует Совместная консультативная группа (СКГ).
Первой Конференцией по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996 г.) одобрены:
-
решение проблемы фланговых ограничений (увеличение уровней вооружений для СКВО и ЛенВО на основе изменения границ фланговой зоны);
-
продление до конца 1999 г. срока выполнения Российской Федерацией обязательств по сокращению вооружений за Уралом и упрощенные процедуры сокращения;
-
решение о начале процесса модернизации Договора об ОВСЕ.
ПЕРЕГОВОРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ДОГОВОРА идут в Вене в рамках СКГ с января 1997 г.
Договор в целом содействовал усилиям по снижению военных потенциалов в Европе. Однако он разрабатывался с целью установления безопасного и стабильного баланса обычных вооружений между военными союзами - НАТО и ОВД. В результате кардинальных изменений военно-политической ситуации в Европе (роспуск ОВД, распад СССР, вывод российских войск с территории государств ЦВЕ и Балтии, расширение НАТО на Восток) Договор утратил свои цели и ориентиры и служит лишь интересам НАТО. По существу при расширении альянса все вооружения, разрешенные Договором бывшим участникам Варшавского Договора, могут влиться в военный блок НАТО.
РЕШЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОВСЕ принято на Конференции по рассмотрению его действия 31 мая 1996 г. А на Лиссабонской встрече глав государств ОБСЕ в декабре 1996 г. одобрен Документ по охвату и параметрам процесса адаптации Договора к новым условиям.
ПОЗИЦИЯ СТРАН ЗАПАДА заключается в том, чтобы приспособить процесс модернизации Договора к планам расширения НАТО и в договорной форме закрепить легитимность увеличения военного потенциала альянса. Они предлагают:
-
отойти от закрепленных в Договоре предельных уровней для групп государств;
-
возможность «переливов» вооружений в пределах всего района применения, за исключением флангов;
-
сохранить фланговые ограничения с целью закрепить ограничения на обычные вооружения России и Украины;
-
ввести новые механизмы складирования вооружений, которые не приемлемы для России.
ПОЗИЦИЯ РОССИИ учитывает факт наличия в Европе мощного военного союза, уровень вооружений которого значительно возрастет за счет вступления в него новых членов.
Модернизация Договора должна обеспечить равную безопасность всем государствам-участникам, независимо от их принадлежности к союзам. Обновление ДОВСЕ может идти только на базе укрепления его двух фундаментальных элементов: ограничения обычных вооруженных сил военно-политического союза и неразмещения вооруженных сил вне территорий стран группы 16-ти. После достижения согласия по этим двум проблемам можно перейти к согласованию: национальных уровней ограничений, зональному делению района применения, укреплению информационного и контрольного режимов, открытию Договора для других стран, возможность его применения в кризисных ситуациях. Россия может пойти только на такую модернизацию Договора об ОВСЕ, которая обеспечит равную безопасность для всех его государств-участников.
В целом модернизация Договора должна привести его в соответствие с новыми военно-политическими условиями в Европе, сократить до минимума военный ущерб от расширения НАТО.
Эксперты «РАУ-Корпорации»