ТЕРРОРИЗМ - ВЗРЫВЫ, СОТРЯСАЮЩИЕ МИР
Обозреватель - Observer 2006 №7 (198)
ТЕРРОРИЗМ - ВЗРЫВЫ, СОТРЯСАЮЩИЕ МИР*
А.Тихонов
На сегодняшний день, кроме спецслужб России, достаточно богатый опыт в борьбе с терроризмом имеют спецслужбы США, Великобритании и Израиля. Специальные и войсковые методы активно использовались и используются американцами в борьбе с повстанцами в Малайзии, на Филиппинах, особенно широко во время войны в Афганистане и Ираке.
США, Великобритания и Израиль против терроризма
В США задачи борьбы с террористами и партизанами возложены на парашютно-десантные войска и войска специального назначения.
Характерной особенностью пропагандистского обеспечения борьбы с повстанцами являлось широкое использование вооруженными силами этих стран методов "психологической войны", то есть пропаганды, основанной на дезинформации, лжи, полуправде, подтасовке фактов, фальсификациях, суевериях и даже мистификациях, воздействовавших на психику людей.
Так, для того, чтобы заставить партизан уйти из одного района на Филиппинах, был распущен слух о появлении там вампиров. Для подкрепления этого слуха несколько пленных партизан были умерщвлены, кровь из них выкачали, а на теле, в области шеи, сделали проколы, имитирующие укусы вампиров. Затем "обработанные" таким образом тела людей подбрасывались в места, где действовали партизаны. Такая "операция" принесла успех - повстанцы поверили мистификации и покинули район, в котором борьба с ними была крайне затруднена.
Другие приемы подрывной пропаганды преследовали цель поссорить и внести раскол в руководство вооруженных группировок, дискредитировать отдельных представителей этих группировок или движения в глазах местного населения.
В случаях, когда психические методы борьбы не приносили должного результата, проводились специальные операции.
Например, во Вьетнаме их осуществляли войска специального назначении - "зеленые береты" и "рейнджеры". Подразделения этих войск, используя данные агентурных разработок и другую разведывательную информацию, совершали рейды по уничтожению партизанских штабов, руководителей партизанских групп и отрядов.
Следует, однако, отметить, что весь опыт вооруженных сил США по борьбе с вооруженными формированиями относится к действиям вне территории своей страны и связан с войнами в Корее и во Вьетнаме, военными операциями в Ливане, Панаме, Гренаде и Сомали.
Что касается борьбы с незаконными вооруженными формированиями (НВФ) внутри страны, то она ведется здесь в отношении различных террористических групп отечественного (уголовного, националистического толка) и зарубежного (в основном мусульманского) происхождения, которые не отличаются многочисленностью. Поэтому борьбу с ними ведут, главным образом, полиция и спецслужбы. Вооруженные силы в лице Национальной гвардии используются здесь крайне редко.
24 апреля 1996 г. Конгресс США принял федеральный закон "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни". 3акон регулирует деятельность правоохранительных органов не только в США, но и в других странах.
Этим законом рекомендовано президенту США "использовать все необходимые средства, в том числе тайные операции и военную силу, а не только международное сотрудничество правоохранительных органов для подрыва и разрушения международной инфраструктуры террористов, мест их дислокации и убежищ".
Таким образом, США также перешли на "израильскую модель" борьбы с терроризмом.
США сформулировали четыре принципа борьбы с терроризмом:
1. Никаких уступок террористам. Никаких сделок с ними.
2. Неотвратимость наказания. Террористы, совершившие преступление, должны понести кару во что бы то ни стало.
3. Изоляция и давление на страны (Куба, Иран, Ирак, Северная Корея, Судан, Сирия), поддерживающие терроризм, с тем чтобы они прекратили эту политику.
4. Содействие и всяческая помощь антитеррористическим службам тех государств, которые поддерживают США в их борьбе с терроризмом.
Но ни опыт борьбы с НВФ за пределами страны, ни достаточно широкая сеть информаторов так и не смогли предотвратить террористические акты, произошедшие 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Мир был шокирован не только легкостью, с которой было осуществлено уничтожение небоскребов, но и тем, что организация теракта, как потом выяснилось, осуществлялась под самым носом у ФБР "Аль-Каидой" - структурой, которую когда-то создало ЦРУ…
Уже несколько десятилетий Великобритания ведет войну с экстремистами и террористами из Северной Ирландии. За это время был накоплен колоссальный опыт борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, созданы необходимые организационные структуры, принято соответствующее законодательство. С конца 60-х годов борьба с терроризмом была возложена, главным образом, на МИ-5.
Функционально в составе службы безопасности существуют два антитеррористических отдела.
Отдел "Ф-3" занимается борьбой с международным терроризмом, действуя совместно с соответствующими подразделениями МИ-6 и Воздушно-десантной службы (САС).
Отдел "Ф-5" - головное подразделение по борьбе с североирландским терроризмом.
Политическая разведка в лице МИ-6, наряду с вербовкой иностранцев, связанных с террористическими организациями, через свои заграничные резидентуры принимает активное участие в поддержании контактов с разведками тех стран, где активность террористов наиболее действенна.
Военная разведка и ее структура САС тесно взаимодействуют с МИ-6 при проведении антитеррористических мероприятий за пределами Великобритании.
Британская электронная разведка (ШКПС) нацелена на перехват переговоров лиц, связанных с террористическими организациями. Скотланд-ярд также имеет в своей структуре антитеррористический отдел - Спешиал бранч.
В стране создана достаточно крепкая законодательная база, в которую вошли Акт о терроризме 2000 г., Акт о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности 2001 г. и Акт о предотвращении терроризма 2005 г.
Акт о терроризме 2000 г. был принят для того, чтобы иметь законодательную базу, которая бы охватывала все формы терроризма. Среди преступлений, подпадающих под действие Акта, были:
-
организация или обучение; использование и производство огнестрельного оружия, взрывчатых материалов, химического, биологического или ядерного оружия; или приглашение другого лица обучаться этому на территории или за пределами Великобритании;
-
руководство организацией, занимающейся террористической деятельностью;
-
подстрекательство другого лица к совершению террористического акта полностью или частично за пределами Великобритании;
-
сбор или предоставление денежных средств или собственности террористам;
-
отказ от предоставления информации, которая могла бы предотвратить террористический акт.
В рамках данного Акта Великобритания впервые ввела запрет на международные террористические организации, сделав членство и поддержку запрещенных организаций незаконными и наказуемыми. Лица, совершившие данные преступления, могут быть приговорены к тюремному заключению продолжительностью до 10 лет.
Акт о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности 2001 г., принятый в ответ на события 11 сентября 2001 г., расширил возможности противостояния терроризму.
Ключевые положения Акта включили положения о возможности задержания лиц, подозреваемых в международном терроризме и являющихся иностранными гражданами, вынесении решения о депортации, а также более жесткие меры, касающиеся финансирования террористической деятельности, в том числе замораживание активов отдельных лиц или организаций, представляющих угрозу для граждан Великобритании или резидентов.
Затем, в начале этого года, в связи с некоторыми сложностями юридического характера (в особенности в вопросе права на задержание) в ранее принятом законодательстве правительство инициировало Акт о предотвращении терроризма 2005 г., в рамках которого для предотвращения, ограничения и пресечения связанной с терроризмом деятельности были введены ограничения (при наличии соответствующего решения суда) на действия, передвижения, выбор места пребывания отдельных лиц, в отношении которых имеются достаточно обоснованные подозрения в террористической деятельности.
В настоящее время правительство проводит консультации по другим законодательным мерам, которые, по мнению полиции и служб безопасности, помогут в борьбе с терроризмом.
В Израиле, наиболее подверженном террористическим актам, в основе борьбы с терроризмом лежит образцовая разведывательная система, отлаженное проникновение в структуры террористических организаций. Благодаря чему израильским спецслужбам удается предотвращать теракты.
В результате принятой политики в стране были созданы специальные антитеррористические подразделения: одно - в составе полиции, другое - в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье - в составе спецназа военно-морских сил страны.
В 1985 г. был сделан еще один важный шаг в деле борьбы с терроризмом: в Израиле была создана школа антитеррористической борьбы.
Ее возникновение позволило централизовать и сделать единой подготовку специалистов, что способствовало улучшению взаимодействия между различными подразделениями при их совместных действиях. Школа стала учебно-методическим и информационным центром, а также полигоном для испытания новых тактических приемов и способов действий, оценки оружия, техники и снаряжения, поступающих на вооружение отрядов.
Несколько позже была произведена четкая регламентация всех задействованных в антитеррористической операции сторон и выработаны основные направления контртеррористической деятельности, которые по настоящее время определяют стратегию Израиля в борьбе с терроризмом.
Основными целями контртерроритической деятельности Израиля являются:
- Минимизация распространения террористической деятельности и приносимого ею ущерба.
Израиль борется с террористическими организациями, которые часто размещаются на неконтролируемых территориях, а потому не в силах уничтожить эти организации военным путем. Поэтому основной целью является уменьшение количества террористических нападений и минимизация прямого и косвенного ущерба.
- Уничтожение террористских отрядов.
Стремясь минимизировать деятельность террористов, израильские силы обороны наносят удары по террористическим группам на различных стадиях их организации и подготовки: во время тренировок боевиков, выдвижения к территории Израиля, пересечения ими границы, пребывания на территории Израиля и во время осуществления террористических акций.
- Наблюдение за лидерами террористов и их уничтожение.
Электронное и физическое слежение за перемещением лидеров и активистов террористических групп. Точечные и методические удары по лидерам боевиков и функционерам, непосредственно отвечающим за планирование и исполнение террористических акций.
Согласно принятой в Израиле контртеррористической доктрине, физическому уничтожению должны подвергаться не только исполнители, но и организаторы, а также идейные и финансовые вдохновители террористических акций.
Примером подобного рода действий является уничтожение лидеров организации ХАМАС.
- Удары по инфраструктуре террористов.
Военные и иные удары по инфраструктуре террористов вынуждают боевиков использовать большее количество ресурсов для организации и осуществления терактов.
- Подрыв террористической морали.
Успешные антитеррористические операции подрывают уверенность террористов в своих действиях, мешают их усилиям по рекрутированию новых сторонников и отпугивают участников.
Антитеррористическая деятельность Израиля представлена оперативными, оборонительными и карательными мероприятиями.
Оперативные мероприятия включают бомбардировку (обстрел) местности, внезапную высадку десанта (наземное вторжение), морские операции и точечные удары по лидерам террористов.
Оборонительные мероприятия предполагают создание препятствий на пути выдвижения террористических групп и нарушение их попыток совершения терактов на территории Израиля.
Например, создание так называемой "Стены безопасности", отделяющей территорию Израиля от палестинских земель, или стремление военных возвести электронный забор вдоль израильско-египетской границы: от Эйлата до Керем-Шалома, что на южной оконечности сектора Газа.
Карательные мероприятия предусматривают наказание согласно закону руководителей и исполнителей террористических актов (от непосредственных исполнителей до сторонников террористических организаций).
На территории Израиля происходит постоянная модификация законодательства, направленного на то, чтобы оградить граждан страны от террористической деятельности.
В настоящее время принят ряд законов, в соответствии с которыми те или иные действия, способствующие возникновению и осуществлению террористического акта, являются уголовными.
Так, например, израильским законодательством объявляются поддерживающими террористическую организацию, а потому преступными, действия, выражающиеся в устном или письменном восхвалении, одобрении или поощрении насильственных действий, хранении материалов, пропагандирующих деятельность террористической организации, демонстрации солидарности с ней (поднятие флага, демонстрация эмблемы или лозунга, распевание гимна в общественном месте) и т.д.
На занятых территориях существует система усиленных наказаний против терроризма, включающая в себя арест, административное задержание, ссылку, опечатывание и разрушение домов лиц, признанных террористами.
Хотя мировое сообщество и осуждает подобные методы израильтян, руководство страны полагает, что разрушение домов является действенной мерой, помогающей предотвратить теракты.
В настоящее время антитеррористические силы Израиля подразделяются на 3 группы:
Подразделения захвата. Выполняют операции по спасению заложников и уничтожению террористов.
Включают в себя ЯМАМ (специальное подразделение полиции), "Саерет Маткаль" (подразделение специального назначения Генерального штаба), "Шаетет-13" (спецназ ВМС) и группу ЛОТАР Эйлат (специально ответственную за операции в районе г. Эйлат из-за его географической удаленности).
Подразделения вмешательства. Отвечают за оцепление и охрану зоны операции, собирают разведывательную информацию и ожидают подразделения захвата. Подразделения вмешательства могут непосредственно осуществлять контртеррористическую операцию только в случае, если террористы начали убивать заложников.
Подразделения вмешательства состоят из частей Армии обороны Израиля и принадлежат к каждому из 3-х военных округов.
Северный округ:
-
разведрота пехотной бригады "Голани" (Саерет Голани).
Центральный округ:
-
разведрота парашютно-десантной бригады (Саерет Цанханим);
-
разведрота пехотной бригады НАХАЛь (Саерет Нахаль);
-
спецподразделение "Мистаравим" - "мнимых арабов" (Саерет Дувдеван).
Южный округ:
-
разведрота пехотной бригады "Гивати" (Саерет Гивати).
Из-за различия ролей и задач подразделения вмешательства известны как подразделения "внешнего круга", а подразделения захвата - как подразделения "внутреннего круга".
Подразделения поддержки. Оказывают помощь подразделениям захвата и поддержки при проведении антитеррористических операций.
Включают в себя подразделения разминирования (спецподразделение инженерных войск), электронной борьбы (отвечают за радиосвязь в зоне операции и блокируют радиосообщения террористов), компьютерного планирования (создают трехмерную модель здания, цели), кинологическую службу и ряд других.
В мирное время, согласно штатному расписанию, подразделения захвата обязаны держать в постоянной готовности как минимум 2 группы бойцов, подразделения вмешательства - 1 группу, подразделения поддержки - 1 группу. Состояние постоянной готовности означает, что группа будет готова к переброске на место проведения операции через 15 мин. после получения команды.
Доставка участников группы осуществляется на специально оборудованных микроавтобусах (каждая машина перевозит оружие, снаряжение и 7 бойцов) или на вертолетах.
В военное время количество групп, находящихся в режиме постоянной готовности, сокращается, так как считается, что подразделения вмешательства и захвата будут выполнять спецоперации за линией фронта, а потому для проведения антитеррористических операций в качестве подразделений вмешательства будут привлекаться полицейские структуры.
Помимо вышеизложенного, большинство спецподразделений Армии обороны Израиля, хотя и не являются подразделениями захвата, вмешательства или вспомогательными подразделениями, но проходят курс антитеррористических действий.
Именно эта четко отлаженная система антитеррористических действий позволяет Израилю противостоять атакам палестинских боевиков и уже на раннем этапе предотвращать до 80% планируемых террористических актов.
Применение военной силы в борьбе с терроризмом
Еще совсем недавно борьба с террором - предотвращение терактов, пресечение финансирования группировок экстремистского характера, нейтрализация или уничтожение лидеров и наиболее одиозных фигур в мире террора было уделом специальных служб. Однако для борьбы с международным терроризмом, который распространился по всему миру, имеет на вооружении самую современную боевую технику и оружие, а возможно и средства массового уничтожения этого оказалось недостаточно.
Поэтому для борьбы с ним потребовалась и военная сила. Причем роль военных здесь, по всей видимости, не будет сводиться, скажем, просто к точечному удару крылатой ракетой по дому, где в данный момент находится известный террорист с группой приспешников, или даже высадке группы армейского спецназа на территорию суверенного государства для "захвата объектов"...
Пентагон уже разрабатывает для этого настоящие войсковые операции с участием всех родов войск. В связи с этим меняется характер боевой подготовки американских военнослужащих, испытываются новые типы вооружения и боевой техники. В военном бюджете предусмотрена даже специальная статья финансирования борьбы с терроризмом.
Но в этом случае нельзя забывать, что если маховик военной машины запущен, то остановить его уже проблематично. А уничтожать она может не только террористов, но и многое-многое другое. Например, отдельно взятое государство, обвиненное другим государством в международном терроризме.
Мировое сообщество безоговорочно поддержало проведение антитеррористической операции в Афганистане, так как свидетельств того, что движение "Талибан" и группировка "Аль-Каиды" в основу своей деятельности положили терроризм, было более чем достаточно.
Но что будет дальше?
У того же мирового сообщества есть опасения, что Вашингтон может назначить в качестве объекта продолжения борьбы с терроризмом страну, проводящую политику, противоречащую США. И бросить против нее авианосные ударные группы, части морской пехоты и стратегические бомбардировщики. Характерный пример этому оккупация Ирака.
Именно под лозунгом "войны против терроризма", в 2003 г. начались боевые действия в Ираке. Если в Афганистане американцы сражались с режимом талибов, которые и в самом деле укрывали у себя саудовского миллионера Осаму бен Ладена и его пособников из террористической сети "Аль-Каида", то в Ираке военная машина США обрушилась на суверенное государство с его законным правителем Саддамом Хусейном, который хотя и был, по уверению американцев, диктатором, но к террористам из "Аль-Каиды", а следовательно к терактам 11 сентября, никакого отношения не имел.
С тех пор прошло немало времени.
Американской армии, самой мощной армии в мире на сегодняшний день, удалось одержать ряд военных побед, которые привели к важным политическим изменениям в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Но главные цели, которые президент Буш ставил перед Пентагоном и другими участниками "войны против терроризма", достигнуты не были. Не только не были пойманы и наказаны непосредственные организаторы терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, но и безопасности в мире, в том числе и в "свободном мире", не прибавилось. Как показали события в Мадриде и Лондоне (не говоря уже, например, о Бали, Израиле, Египте или России), террористы приняли вызов Буша всерьез и активно включились в "войну". Оказалось, что даже самая мощная армия в мире не в состоянии справиться с врагом, который действует не на полях сражений, а на улицах густонаселенных городов мира.
Победить терроризм обязательно нужно. Но не любой ценой. И главное здесь - избежать двойных стандартов. Не должно быть "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих" террористов. Если есть убедительные доказательства о принадлежности кого-то к терроризму, с ним надо вести беспощадную борьбу, невзирая на то, в чьих друзьях он ходит.
Примечания
* Продолжение. Начало см. "Обозреватель-Observer". 2006. № 6.


