ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ БМП-3

Техника и вооружение № 2/2006 стр. 21-24

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ БМП-3

Сергей Суворов,

кандидат военных наук

Несмотря на то, что и по сей день по своим характеристикам БМП-3 остается лидером в своем классе, предложенная российскими конструкторами программа модернизации обеспечивает повышение боевой эффективности этой машины как минимум в 1,5-2 раза. Модернизацию осуществили ОАО «Курганмашзавод», ОАО «Электромашина» и ОАО «Пеленг». В 2005 г. усовершенствованная БМП-3 стала звездой экспозиции традиционной международной выставки вооружений IDEX, проводимой в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби.

На усовершенствованной БМП-3 установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», вспомогательная силовая установка, система кондиционирования воздуха, быстродействующая система пожаротушения «Радуга-2», автомат переключения передач АПП-688 и электронный помощник водителя и наводчика, который не только отображает нужную информацию на многофункциональном цветном дисплее, но и дублирует ее голосом по переговорному устройству (в том числе и на арабском языке).

Комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» обеспечивает круговую защиту машины от поражения ракетами ПТРК с инфракрасной и лазерной системами наведения, в том числе и от тех, которые летят сверху, для чего в составе системы имеется дополнительный датчик. Вспомогательная силовая установка позволяет работать с комплексом вооружения в автоматизированном режиме (при включенной СУО) без запуска основного двигателя. От нее также может быть запитана и система кондиционирования воздуха, создающая комфортные условия работы экипажа и десанта. Подача воздуха осуществляется индивидуально каждому члену экипажа и десантнику. Общий вес вспомогательной силовой установки и системы кондиционирования не превышает 250 кг. Быстродействующая система пожаротушения «Радуга-2» служит для автоматического обнаружения и тушения очагов возгорания внутри БМП. Система полностью автономна и работает даже при выключенном питании, что реализовано на машинах такого класса впервые. Более того, при отсутствии в машине экипажа, например при ее стоянке в парке, «Радуга-2» сообщает о возгорании в БМП звуковыми и световыми сигналами, подобно противоугонной сигнализации автомобилей.

Автомат переключения передач АПП-688 облегчает управление машиной, снижает утомляемость водителя при совершении длительных маршей и позволяет сократить расход топлива при движении на 15%, а также полностью реализовать тяговые характеристики силовой установки.

Электронный помощник водителя и наводчика значительно снижает вероятность выхода из строя оборудования в результате неправильных действий слабо подготовленного экипажа, обеспечивает диагностику оборудования и кроме выдачи информации о неисправных узлах, деталях и блоках подсказывает, где они находятся. Эту систему можно также использовать для обучения экипажей правилам эксплуатации: с ее помощью сроки обучения сокращаются почти в два раза. Многофункциональный дисплей системы используется для работы навигационной системы GPS и как видеомонитор камеры заднего обзора.

Машина заинтересовала многих арабских военачальников, и это понятно, ведь на вооружении только одних ОАЭ находится БМП-3 больше, чем во всем остальном мире, включая и Россию. По замыслу, в ходе выставки IDEX планировался показ этой машины с боевой стрельбой на полигоне Макатра, но в связи с ожиданием приезда командующего эмирской гвардией ОАЭ БМП-3 не стали трогать и на полигон не отвезли. Зато в последний день выставки модернизированная БМП показала всю свою прыткость на берегу искусственного канала и в самом канале, продемонстрировав высокие мореходные качества.

Белорусская компания «Пеленг» из Минска разработала для бронетанковой техники новый панорамный прицел командира - «Соколиный глаз». Такой прицел сейчас проходит испытания все в тех же ОАЭ и показывает довольно высокие результаты. Благодаря его установке в машину упростились многие операции, такие как, например, выверка прицелов. Теперь ей может заниматься один человек, находясь внутри машины.

Новый прицел имеет телевизионный, тепловизионный, оптический и лазерный дальномерный каналы. Обеспечивает круговое наблюдение командиру машины без поворота головы, а по вертикали дает возможность наблюдать и вести прицельный огонь из всех видов оружия БМП-3 при углах от -15 до + 60°. Дальность обнаружения цели ночью до 3,5 км. Кстати, этот прицел может устанавливаться не только на БМП-3, но и на другие образцы боевых машин, в том числе и танки.

Говоря о перспективах совершенствования российской машины, нельзя не отметить турецкую БМП ACV-SW (производства компании FNSS) с башней от БМП-3, представленную на той же выставке. Естественно, «новинка» вызвала интерес у специалистов. Неужели достигнуты договоренности между Турцией и Россией о совместном производстве таких БМП? Во время бесед с представителями турецкой компании оказалось, что нигде о России даже и не упоминается, а на листовках и буклетах только коротко: «Made in Turkey». Ясность наступила после общения с официальным представителем «Курганмашзавода» в ОАЭ Владимиром Устьиным и другими российскими специалистами, работающими там по контракту.

Оказывается, после того как эмиратские власти в конце 90-х не сошлись в цене с представителями «Росвооружения» и контракт на поставку в эту страну российских БТР-80Ане состоялся, сухопутные силы ОАЭ приобрели турецкие БМП ACVIFV. Эти машины - дальнейшее развитие выпускавшихся в Турции по лицензии американских не пошедших в серию опытных БМП ХМ765. По характеристикам они уступают нашим БТР, а вот при движении грохочут так, что заглушают иногда даже французские «Леклерки» с 1500-сильным немецким дизелем MTU883. Вооружение HaACVIFV слабенькое. Вот и обратились арабские военные к представителям компании FNSS с предложением увеличить огневую мощь АС V и установить на нее боевое отделение российской БМП-3, которая уже успела себя хорошо зарекомендовать в армии ОАЭ. Надо отметить, что по огневой мощи БМП-3 до сих пор остается лидером среди всех боевых машин этого класса в мире. Стабилизированные в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка и 100-мм орудие-пусковая установка способны поражать любые бронированные и небронированные цели с ходу на дальностях до 4 км. К этому необходимо добавить высокую эксплуатационную надежность российской башни, и сразу становится понятным желание арабской стороны оснастить турецкую БМП таким комплексом вооружения.

Решение абсолютно правильное, к тому же, оно обеспечивает унификацию вооружения и боеприпасов боевых машин легкого класса в армии ОАЭ. Здесь следует отметить, что модернизацией боевой техники в ОАЭ занимались и раньше. Так, например, несколько лет назад там перевооружили легкие танки «Скорпион» английского производства, опять же российской 30-мм автоматической пушкой 2А72 (та же самая, что стоит на БМП-3).

Теперь пошли дальше и решили установить целиком всю башню. Турецкие инженеры долго не думали, согласованиями с российскими представителями решили не заниматься, а просто взяли башню и «воткнули» в свою БМП. А дальше-то что? Тут ведь специалисты нужны, чтобы башня «заработала». И вот после демонстрации на выставке начался диалог с российской стороной, но не турецких представителей, а арабских. Причем речь уже ведется о модернизированных башнях БМП-3 с комплексом активной защиты «Штора-1» и другими «наворотами». Идут переговоры и о поставке таких башен для патрульных катеров ВМС и сил береговой охраны ОАЭ.

Беспокоит другое. Это уже не первый случай «пиратской» модернизации российской военной техники за рубежом. В тех же ОАЭ на 10 БМП-3 без согласования с российской стороной были установлены кондиционеры производства ЮАР и гусеничные ленты какой-то местной компании. В результате практически на всех машинах вышло из строя электрооборудование, а гусеницы по тракам собирают в пустыне, теперь только на металлолом. Как заявил на пресс-конференции глава делегации «Рособоронэкспорта» Николай Димидюк, теперь за эти 10 машин Россия никакой ответственности не несет и восстанавливать их не будет, «они нас теперь просто не интересуют». Восстановить эти машины российские специалисты, конечно, смогут, но если договорятся о стоимости работ.

Но все-таки хочется верить, что «пиратство» в области модернизации российского вооружения и техники в ближайшем будущем будет остановлено.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации