МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УГРОЗ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие современных международных отношений России, и в первую очередь с сопредельными государствами, тесно связано с ее качественно новым геополитическим положением, коренным образом, повлиявшим на ситуацию на государственной границе и приграничной территории.

Вестник Академии военных наук 03-2004г стр.119-125.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УГРОЗ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Капитан 1 ранга в отставке В.А. АМИРЯН,

доктор философских наук, профессор,

действительный член АВН

Развитие современных международных отношений России, и в первую очередь с сопредельными государствами, тесно связано с ее качественно новым геополитическим положением, коренным образом, повлиявшим на ситуацию на государственной границе и приграничной территории.

Соседство России с такими мировыми «центрами силы», как США, страны Европейского Союза Китай, Япония, требует систематического анализа всех аспектов информации, в необходимой мере характеризующей обстановку на границе, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе. В свою очередь, это обусловливает не только характер служебно-боевой деятельности Пограничной службы ФСБ России, но и перспективы ее строительства и развития. Исследование угроз пограничной безопасности Российской Федерации представляет собой сложный, многоступенчатый процесс. Как и в любом процессе исследования, в нем общепризнанным инструментом познания является метод анализа. Под анализом в узком смысле принято понимать расчленение объекта - мысленное или реальное - на составные части, а в широком смысле - научное исследование вообще.

В научном анализе при решении задач исследования можно выделить три основные стадии: описательную (собственно анализ), объяснительную (оценка) и предсказательную (прогноз). Однако это выделение чисто гносеологического порядка, ибо в процессе научного исследования одновременно присутствуют элементы анализа, оценки и прогноза.

Анализ любого явления, процесса или объекта должен завершаться обобщающими выводами, т.е. оценкой, экстраполяция которой в будущее есть не что иное, как прогноз. Анализ, таким образом, выступает одним из наиболее эффективных методов исследования сложных явлений, процессов и объектов.

Если исследование любого явления - сложный, многоступенчатый процесс, то постижение сущности такого феномена социальной действительности, как угроза национальной безопасности вообще и угроза пограничной безопасности в частности, является не менее сложной проблемой.

Содержанием любого научного знания являются определенные истины, опираясь на которые, можно объяснить происхождение и сущность тех или иных явлений или процессов. Истинные знания могут быть получены, как показывает практика, при условии, если выбран верный путь (метод) их достижения и четко сформулированы методологические основы исследования. То же самое можно сказать и об исследовании угроз пограничной безопасности Российской Федерации.

Методологические основы (методология) исследования угроз пограничной безопасности Российской Федерации есть система категорий (понятий), методов, теоретических положений, обеспечивающих решение теоретических и практических задач пограничной безопасности. К сфере этой частной методологии относится решение, прежде всего следующих проблем.

1. Уяснение сущности угрозы пограничной безопасности и определение категорий, раскрывающих предмет исследования.

2. Выделение основных аспектов информации для анализа и оценки угроз пограничной безопасности Российской Федерации.

3. Выбор и обоснование методики анализа, оценки и прогноза развития угроз пограничной безопасности России.

4. Раскрытие сущности, содержания и структуры оценки угроз пограничной безопасности.

5. Выработка мер по нейтрализации угроз пограничной безопасности России и ликвидации их источников.

Уяснение сущности угрозы пограничной безопасности и определение категорий, раскрывающих предмет исследования

Проблема исследования угроз национальным интересам России в ее пограничном пространстве и их нейтрализации приобрела особую актуальность в постсоветский период. Решение этой проблемы зависит, прежде всего, от раскрытия и уяснения таких явлений (и определения соответствующих им понятий), как интерес, национальный интерес, угроза.

Интерес - это объективная, социально детерминированная, осознанная потребность социального субъекта (индивида, социальной группы, общества, государства), сформированная общественными отношениями и направленная на создание необходимых условий, способствующих самоутверждению и дальнейшему развитию этого субъекта. Иными словами, интерес есть присущая всякому социальному субъекту деятельная позиция, линия поведения, выражающая его избирательное отношение к объективным возможностям и тенденциям общественного развития. Понятие «интерес» - многозначное. Оно употребляется во многих науках, каждая из которых, имея дело с конкретным его видом, одновременно рассматривает его определенные стороны.

Национальные интересы нашей страны - это интересы Российской Федерации, евроазиатской державы, обладающей определенным набором исторических, культурологических, социально-политических, географических и демографических признаков, сочетание которых дает историко-политический феномен России как единого многонационального государства. Национальные интересы России - это осознанные потребности ее народа в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, В национальных интересах России объективируется отношение ее граждан ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями россиян.

Национальные интересы России являются основой формирования стратегических задач внутренней и внешней политики государства. По своему содержанию они суть интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества и государства. Если эти интересы не приносятся в жертву во имя достижения каких-либо целей, если они надежно защищены, то можно утверждать, что национальная безопасность государства обеспечена.

Проблема национальной безопасности и проблема ее национальных интересов теснейшим образом взаимосвязаны. По сути, это одна проблема, и мы дифференцируем ее только в теоретико-познавательном, гносеологическом плане.

Методология исследования предполагает уяснение общего и особенного в содержании понятий «опасность» и «угроза», употребляемых в официальных документах и периодических изданиях, причем часто как идентичные. Это вносит некоторую путаницу в решение проблемы в целом и ее отдельных аспектов.

Опасность - это ситуация, в которой субъекту (личности, обществу, государству) может быть причинен какой-либо вред, несчастье. При этом неясно, кто, когда, откуда и кому причинит вред или несчастье.

Понятие «угроза» имеет более конкретное содержание. Угроза - это качественное, конкретизированное по месту, источнику, времени и цели состояние опасности. То есть угроза - это реальная или действительная опасность, которую можно изобразить графически в виде вектора.

Опасность, таким образом, при определенных условиях становится угрозой. В этом процессе «превращения» опасности в угрозу можно выделить три этапа (уровня). Первый - отсутствие в условиях опасности угрозы. Второй - возникновение и рост угрозы. (Вероятность реализации угрозы растет по направлению от нуля к единице, но не превышает 0,5.) Третий - непосредственная угроза безопасности, то есть такое состояние опасности, при котором вероятность реализации угрозы на практике превышает 0,5 и приближается к единице.

Следует отметить то, что в последние годы в научной литературе, различного рода исследованиях и иных публикациях для характеристики военно-политических отношений стали употребляться термины «вызов» и «риск». Анализ их содержания позволяет утверждать, что они являются, во-первых, производными от понятий «опасность» и «угроза», и, во-вторых, менее конкретными, нежели последние. Таким образом, понятиями «вызов» и «риск» мы можем пренебречь.

Очевидно, что, если угроза представляет собой реальную, действительную опасность, то отсутствие опасности, или безопасности, означает и отсутствие угрозы. То есть выражение « угроза национальной безопасности» ( или «угроза отсутствию угрозы») по сути не совсем корректно. Тем не менее, оно прочно вошло в обиход, употребляется не только в средствах массовой информации, но и в официальных документах. Не является исключением и настоящая статья.

Философско-методологический подход к исследованию системы угроз пограничной безопасности Российской Федерации предполагает, прежде всего, анализ ее сущности как сложного социально-политического явления, как целостной подсистемы социально-политических отношений на определенном историческом этапе их образования и развития. Кроме того, такой подход требует изучения связей этой подсистемы и ее структурных элементов с определенными сторонами пограничных отношений, обусловливающих ее появление и развитие.

В настоящее время на международной арене действуют многочисленные и разнообразные, в том числе диаметрально противоположные, социально-политические силы. Взаимосвязь и взаимовлияние этих сил - государств, политических партий, социальных групп, их коалиций и др. - сочетается с их борьбой, принимающей подчас форму острейшего противоборства и вооруженных конфликтов, которые порождают угрозы национальной и пограничной безопасности. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть следующее.

Во-первых, угрозы пограничной безопасности Российской Федерации являются следствием определенной политики сопредельных (и других) государств.

Во-вторых, угрозы пограничной безопасности России представляют собой интегрированные результаты воздействия на эту безопасность ряда разнохарактерных факторов. То есть угроза пограничной безопасности Российской Федерации - многофакторное по своему происхождению явление.

В-третьих, угроза пограничной безопасности Российской Федерации относится к пограничной сфере как к особой, специфической области жизнедеятельности общества и государства, определяющим фактором которой является государственная граница. Угроза пограничной безопасности России представляет собой возможность причинения ущерба (вреда) этой безопасности; с исчезновением такой возможности (с ее нейтрализацией) исчезнет и сама угроза.

В-четвертых, угрозы пограничной безопасности Российской Федерации тесно связаны с угрозами ее национальной безопасности, они соотносятся, как особенное и общее.

Таким образом, угрозы пограничной безопасности Российской Федерации - это сложные образования, в которых тесно переплетаются результаты воздействия разнородных (политических, военных, экономических, географических, экологических, демографических и иных) факторов, негативно влияющих на пограничную безопасность. Угрозы пограничной безопасности России характеризуются динамизмом, многообразием тенденций и форм проявления. Поэтому классификация всех факторов и их состояний, детерминирующих угрозы пограничной безопасности Российской Федерации, достаточно сложна. Тем не менее, базисными факторами, детерминирующими угрозы пограничной безопасности Российской Федерации, являются угрозы в политической, военной и экономической сферах.

С точки зрения исторического развития Российской Федерации угрозы ее пограничной безопасности не являются чем-то неизменным или застывшим. Неизменным для угроз пограничной безопасности России на различных этапах истории государства всегда оставалось лишь одно: быть интегрированным результатом воздействия различных факторов, результатом социально-политической деятельности.

Таким образом, содержанием угрозы пограничной безопасности Российской Федерации является совокупность разнородных факторов в различных сферах общественной жизни и международных отношений, негативно воздействующих на ее пограничную безопасность.

В структуре угрозы пограничной безопасности Российской Федерации можно выделить следующие основные аспекты ее исследования:

1) субъекты (источники) угрозы;

2) интересы и цели субъектов угроз пограничной безопасности;

3) реальные процессы и явления, характеризующие состояние и тенденции развития угроз пограничной безопасности.

Как уже отмечалось, к методологическим основам исследования угроз пограничной безопасности России относится определение категорий, опираясь на которые, можно решать теоретические и практические проблемы, стоящие перед Пограничной службой ФСБ Российской Федерации. Содержание определений данных категорий подвижно, оно отражает реалии нашего времени. С учетом этих реалий можно дать следующие определения интересующих нас категорий.

Метод (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала.

Методика - упорядоченная совокупность приемов, методов, процедур, операций, корректировка исследования на основе одного или чаще определенного сочетания нескольких методов.

Методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и от греч. logos - слово, понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К числу таких интересов относятся совокупные потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Пограничная безопасность - одно из слагаемых национальной безопасности: состояние защищенности государственной границы, приграничной территории, экономических, социальных, культурных, духовных и других объектов, в том числе и объектов Пограничной службы ФСБ, находящихся в пределах пограничного пространства, от непосредственных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера.

Военная угроза - качественное, конкретизированное по источнику, цели и времени состояние военной опасности; реальная, или действительная, военная опасность, исходящая от определенного субъекта международных отношений и нацеленная на другого определенного их субъекта, являющегося в данном случае, по сути, объектом.

Выделение основных аспектов информации для анализа и оценки угроз пограничной безопасности Российской Федерации

В приграничных регионах Российской Федерации и на территории отдельных государств с целью выявления, анализа, оценки и прогнозирования угроз пограничной безопасности представители войск и органов Пограничной службы должны отслеживать информацию по основным сферам общественной жизни.

1. Военная сфера:

а) характер вооруженных конфликтов вблизи государственной границы;

б) деятельность вооруженных группировок и бандформирований в сопредельных государствах;

в) военная деятельность в сопредельных государствах вблизи государственной границы (наращивание войсковых группировок, войсковые учения, передислокация живой силы и техники, характер и направленность подготовки военных кадров);

г) подготовка на территории сопредельных государств вооруженных формирований и групп.

2. Экономическая сфера:

а) характер производства в приграничных регионах России;

б) характер экономической зависимости приграничных регионов от иностранного капитала;

в) наличие тенденций к экономической обособленности приграничных субъектов Российской Федерации;

г) наличие и характер экономической и демографической экспансии со стороны сопредельных государств;

д) характер контрабандной деятельности через государственную границу;

е) обстановка с вывозом за рубеж капитала, стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров.

3. Политическая сфера:

а) наличие и характер территориальных притязаний к России;

б) наличие и уровень регионального сепаратизма и национального эгоизма;

в) состояние международно-правового оформления государственной границы;

г) характер деятельности иностранных спецслужб и антироссийских организаций в приграничных регионах Российской Федерации и сопредельных государствах;

д) наличие трансграничной организованной преступности и терроризма в приграничных регионах и на сопредельной территории.

4. Социальная сфера:

а) уровень жизни большинства населения в приграничных регионах;

б) характер социально-политической обстановки в приграничных регионах;

в) состояние миграции через государственную границу.

5. Духовная сфера:

а) уровень интеллектуального потенциала населения приграничных регионов;

б) характер криминализации общественного сознания населения приграничных регионов;

в) состояние правовой культуры и нравственности жителей приграничных регионов.

6. Сфера экологии:

а) эпидемиологическая обстановка;

б) возможность заноса на территорию Российской Федерации инфекционных заболеваний через государственную границу;

в) возможность переноса через государственную границу заразных болезней животных и птиц;

г) возможность аварий, катастроф и стихийных бедствий в сопредельных государствах с трансграничным переносом последствий.

Выбор и обоснование методики анализа, оценки и прогноза развития угроз пограничной безопасности России

В настоящее время используются различные методики (методы) анализа, оценки и прогноза развития угроз пограничной безопасности. Как свидетельствует опыт аналитико-прогнозной деятельности в различных сферах общественной жизни, до 90% всех оценок и прогнозов выполнено на основе экспертных (интуитивных) и экстраполяционных методов (методик). Это обстоятельство стало определяющим при выборе экспертного метода для исследования угроз пограничной безопасности Российской Федерации. Приемность и оптимальность этого метода обусловлены, в частности, следующими причинами.

Во-первых, экспертный метод (метод экспертных оценок) сегодня является самым разработанным в научной литературе, процедурно доступным и усвояемым практическими работниками. Он прост для понимания именно как способ получения необходимой оценочно-прогнозной информации.

Во-вторых, источниками информации выступают эксперты, хорошо знающие объект исследования, имеющие доступ к базе данных, информационным потокам.

В-третьих, экспертизу можно выполнить силами группы специалистов на ПЭВМ. Применение других методов требует использования сложной вычислительной техники, разработки специальных алгоритмов и программ, т.е. значительных затрат ресурсов.

Экспертное (интуитивное) оценивание и прогнозирование применяется тогда, когда объект исследования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно. В этих случаях прибегают к опросу экспертов. Экспертные оценки отражают индивидуальные суждения специалистов относительно состояния и практики развития объекта и основаны на мобилизации их профессионального опыта и интуиции. Применяемые в процессе оценивания и прогнозирования методы экспертных оценок разделяются на индивидуальные и коллективные.

Метод экспертных оценок позволяет выразить индивидуальную информацию специалистов (экспертов) об угрозе пограничной безопасности Российской Федерации. Источником исходной информации об угрозе являются главным образом знания, опыт и интуиция специалистов, имеющих непосредственное отношение к реализации пограничной политики Российской Федерации. Характерные черты экспертного метода:

1) получение исходной информации кратким и эффективным способом - от носителей-экспертов к специалистам, ее обрабатывающим;

2) персонифицированность обработки информации на первой стадии, а затем анонимность. Мнение экспертов получают с помощью заполнения подготовленных опросных листов;

3) осуществление (по желанию экспертов) обмена мнениями в несколько туров;

4) объединение мнений экспертов путем математической обработки;

5) унификация понятийного аппарата исследования;

6) исследование угроз пограничной безопасности в единстве с исследованием других факторов безопасности государства;

7) уточнение структуры объекта исследования и учет новых аспектов (параметров) информации.

Предлагаемая методика (метод) допускает, однако, возможность предвзятых оценок экспертов. Их можно избежать в процессе обмена информацией между экспертами, в результате неоднократного обдумывания вопросов анкет и ответов.

Обработка информации (систематизация и обобщение результатов опроса экспертов) начинается с формулировки основных угроз пограничной безопасности, уровень которых должны оценивать эксперты. Представляется, что эти угрозы могут быть сформулированы следующим образом.

1. Расширение вооруженных конфликтов на границе и в приграничных районах на националистической, религиозной, сепаратистской и иной основе, поддерживаемых извне.

2. Активизация разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб и некоторых антироссийских центров, организаций и их эмиссаров на границе и в приграничных районах.

3. Рост хищений природных ресурсов и браконьерства в приграничных районах, территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также контрабанды, наносящей ущерб экономике страны.

4. Усиление проявлений реваншизма и территориальных притязаний к России со стороны некоторых сопредельных государств и возможное провоцирование на этой основе инцидентов и конфликтов.

5. Рост трансграничной организованной преступности, сопровождаемый нелегальной переброской через границу наркотиков, оружия, боеприпасов.

6. Усиление вынужденной миграции через границу граждан третьих стран.

В таблице показателей (опросном листе, анкете) уровней основных угроз пограничной безопасности Российской Федерации на том или ином участке ее государственной границы каждый эксперт выставляет свою оценку конкретной угрозе в соответствии с предложенной шкалой. Затем составляется итоговая таблица средних оценок, выставленных группой экспертов. Эти оценки сравниваются с оценками предложенной шкалы средних показателей уровней угроз. Далее предполагается графическая интерпретация эмпирических зависимостей данных экспертного опроса в виде графиков уровней угроз пограничной безопасности России в каждом приграничном регионе.

Средние оценки уровней различных угроз пограничной безопасности заносятся в итоговую таблицу.

На основе результатов полученных средних оценок уровней угроз пограничной безопасности разрабатываются графики изменения угроз по пограничным регионам (участкам границы) и определяется интегрированная угроза по шкале числовых значений средней оценки уровней угроз. Затем готовятся и представляются вышестоящему командованию аналитические справки о характере угроз пограничной безопасности Российской Федерации, прогноз их развития, а также предлагаются меры по их нейтрализации и ликвидации.

Раскрытие сущности, содержанияи структуры оценки угроз пограничнойбезопасности Российской Федерации

Уяснение сущности оценки уровня угроз пограничной безопасности позволяет субъектам пограничных отношений не только более или менее объективно ее оценивать, но и принимать на основе этой оценки оптимальные решения.

Оценка всегда есть сравнение и его результат, хотя не каждое сравнение - это оценка. Будучи результатом сравнения, сопоставления, мысленных образов нескольких явлений или процессов, оценка выступает отражением объективного соотношения между сравниваемыми предметами, явлениями или процессами. Оценка угроз пограничной безопасности есть результат сравнения наиболее существенных компонентов и факторов реальной угрозы пограничной безопасности в пограничном пространстве России с типовым ее образом, эталоном (моделью) на основе определенной системы принципов, методов и критериев в интересах субъекта политики.

Таким образом, оценка уровня угрозы пограничной безопасности России требует сравнения ее со специально разработанными типовыми моделями, которые выполняют в процессе оценивания функцию критерия и тем самым позволяют прийти к оценочному суждению (выводу, оценке). В оценочном суждении проявляется сущность оценки уровня угрозы пограничной безопасности России как результат специфического взаимодействия субъекта и объекта оценки.

То обстоятельство, что каждая оценка представляет собой результат сравнения оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого, является наиболее важным моментом, отличающим процесс оценки от процесса познания. Таким эквивалентом в оценке уровней угрозы пограничной безопасности России может быть практически любая из норм-моделей, доступных субъекту оценки, сложившаяся и нашедшая свое подтверждение в практической деятельности. Представляется наиболее целесообразным и достаточным, с точки зрения практики, выделение следующих уровней угроз пограничной безопасности Российской Федерации (шкала числовых значений экспертных оценок уровней угроз пограничной безопасности в баллах):

0 - угроза отсутствует;

1 - низкий уровень угрозы;

2 - средний уровень угрозы;

3 - высокий уровень угрозы;

4 - вооруженный конфликт.

Выработка мер по нейтрализации угроз пограничной безопасности России и ликвидации их источников

Как уже отмечалось ранее, угроза пограничной безопасности России представляет собой - в графическом изображении - вектор, который характеризуется, прежде всего, своей величиной и направленностью, а также временем (моментом) образования. То есть угроза имеет точку отсчета (координаты начала вектора), направление действия, объект действия (координаты объекта или конца вектора). В данном случае под координатами субъекта угрозы (начала вектора) следует понимать не только место (а это могут быть пограничный район, приграничный регион, морское пограничное пространство), но и сферу общественной жизни, в которой проявляется угроза. Объект воздействия угрозы, то есть то, против чего (кого), она направлена, обозначен в ее названии - пограничная безопасность Российской Федерации, тот или иной ее аспект (сфера проявления).

Следовательно, разработка мер по нейтрализации угрозы пограничной безопасности России и ликвидации ее источника предполагает, во-первых, выявление субъекта угрозы, его места, сферы проявления угрозы и, по-возможности, времени начала ее действия; во-вторых, выбор сил и средства для решения задачи (т.е. нейтрализации угрозы и ее ликвидации); в-третьих, определение времени, места, форм и способов действий этих сил и средств. Среди способов действий сил и средств войск и органов Пограничной службы ФСБ Российской Федерации по нейтрализации угроз ее пограничной безопасности и ликвидации их источников можно отметить следующие:

1) участие в переговорах по дипломатическим каналам;

2) переговоры по линии погранпредставительства и погрансотрудничества;

3) служебно-боевые действия войск и органов в различных формах;

4) разъяснительная работа с представителями государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и общественных объединений в приграничных регионах;

5) координация и взаимодействие войск и органов Пограничной службы ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти в целях согласования единства совместных действий при охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

6) разъяснительная работа среди населения приграничных районов, активное привлечение его к решению задач пограничной безопасности;

7) войсковые действия (участие в проведении антитеррористической операции).

Исходя из изложенного, можно утверждать, что нейтрализация угроз пограничной безопасности Российской Федерации и ликвидация их источников осуществляются в процессе реализации всех способов действий Пограничной службы ФСБ, при этом в зависимости от ситуации выделяются самые приоритетные из них. Например (содержание угрозы и способы ее нейтрализации):

1. Расширение вооруженных конфликтов на границе и в приграничных районах на националистической, религиозной, сепаратистской и иной основе - служебно-боевые действия войск и органов ПС ФСБ.

2. Рост браконьерства и хищений морских биологических ресурсов в приграничных районах, территориальных водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также контрабанды, наносящей ущерб экономике страны - переговоры по линии погранпредставительства и погрансотрудничества.

3. Нарастание потоков незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Юго-Восточной Азии, Ближнего и Сред-

него Востока, Китая через территорию Российской Федерации в третьи страны, а также их оседание в России - переговоры по линии погранпредставительства и погрансотрудничества.

4. Активизация разведывательной и иной подрывной деятельности иностранных спецслужб и некоторых антироссийских центров, организаций и их эмиссаров на границе и в приграничных районах - усиление контрразведывательных мероприятий.

5. Усиление проявлений реваншизма и территориальных притязаний к России со стороны некоторых сопредельных государств и возможное провоцирование на этой основе инцидентов и конфликтов - переговоры по линии погранпредставительства и погрансотрудничества; согласованные действий войск и органов Пограничной службы ФСБ России с действиями войск и органов ФСБ, МВД, Минобороны России.

6. Рост трансграничной организованной преступности, сопровождаемый нелегальной переправой через границу наркотиков, оружия, боеприпасов - согласованные действий войск и органов Пограничной службы ФСБ России с действиями органов ФСБ, МВД России на государственной границе и путях международного сообщения; войсковые действия (участие в проведении антитеррористической операции).

Методологические основы (методология) исследования угроз пограничной безопасности России представляют собой систему категорий (понятий), методов, теоретических положений, обеспечивающих решение теоретических и практических задач пограничной безопасности. Эти основы есть конкретно-научная методология, в пределах компетенции которой уточняются понятия, раскрывавшиеся ранее с общеметодологических позиций. Уяснение на базе конкретно-научной методологии сущности и содержания угроз пограничной безопасности способствует своевременной выработке мер по их нейтрализации.

Литература:

1. Краткий словарь основных терминов, применяемых в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации/ Под общ. ред. Тымко А.И.-М.:Граница,1996.-С.61 -62.

2. Ожегов СИ. Словарь русского языка/ Под ред. Шведовой Н.Ю.-М.:Рус. яз.,1985.-С98.

3. Там же. - С. 591.

4. Закон Российской Федерации «О безопасности».//Российская газета.1992.6 мая.

5. Рабочая книга по прогнозированию /И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.) - М.:Мысль,1982.С.158.

Пограничное пространство - государственная граница Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничная территория, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводная среда, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. - См.: Краткий словарь основных терминов, применяемых в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации /Под общ. ред. Тымко А.И. М.: Граница, 1996. С. 61-62.

Вызов - выраженное взглядом, словами, поступками и т.п. желание вступить в борьбу, спор. - См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка /Под ред. Шведовой Н.Ю. М.: Рус. яз. 1985. С. 98.

Риск-возможная опасность. - См.: Там же. С. 591.

Как показывает практика, 14-15 экспертов обеспечивают репрезентативность исследования. См.: Рабочая книга по прогнозированию / И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.) М.: Мысль. 1982. С. 158.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации