РАЗВИТИЕ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВА

Полковник в отставке П.И. Вещиков, доктор исторических наук

Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 85-90

РАЗВИТИЕ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В СИСТЕМЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВА

Полковник в отставке П.И. Вещиков, доктор исторических наук

В современной интерпретации «Безопасность военная, состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения... государству... ущерба средствами вооруженного насилия». Одной из главных составляющих безопасности военной является состояние экономики страны, степень развития народного хозяйства и ее способность поставлять необходимую военную продукцию для нужд армии и флота. В свою очередь обеспечение войск (сил) всем необходимым для жизни и боя сосредоточивается в системе Тыла Вооруженных Сил, который является как бы первым эшелоном экономики государства. Уставный термин «Тыл» (обратная сторона фронту) начал расширять свое содержание и функции в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.

Маньчжурская армия и ее военное хозяйство развертывались уже в ходе войны при отсутствии особого мобилизационного периода. Формирование органов управления, сил и средств материального, медицинского и других видов обеспечения осуществлялось на основании «Положения о полевом управлении войск», утвержденного в 1890 г. Однако было сделано отступление от этого Положения, исходя из конкретной обстановки: сформировали военно-окружное управление в Харбине с подчинением его начальника командующему Маньчжурской армией. Это несколько упорядочило снабжение войск. В целом же состояние военно-хозяйственного обеспечения войск находилось в крайне тяжелом положении.

Доставка личного состава и грузов на Дальний Восток осуществлялась по единственной транссибирской магистрали, которая была еще недостроена. Катастрофически не хватало снарядов. Соединения и части не имели подвижных запасов материальных средств. Продовольствия и фуража имелось всего на 4-10 дней, и только в Порт-Артуре обеспечивалась полугодовая потребность. При этом с увеличением численности войск запасы провианта быстро сокращались и не восполнялись, так как подвоз снабженческих грузов, в том числе и продовольствия из центральных губерний, прекратился из-за занятости подвижного состава переброской войск.

С началом войны действовало только одно интендантское управление, которое возглавлял интендант армии генерал-майор И.Губер. Ему подчинялись помощник интенданта, канцелярия и шесть отделений по видам снабжения.

В ходе проведения операций обнаружилось, что эта война в корне отличалась от всех предыдущих.

Возросла численность войск. Увеличились ширина фронтовой полосы и глубина боевых задач. Действующая армия расчленилась на три частные группировки. Зародилась операция как совокупность сражений и боев на определенном операционном направлении. Зачастую соединения вели боевые действия на изолированных участках фронта. Наконец, увеличились сроки проведения операций и войны в целом.

После назначения А.Н.Куропаткина полноправным главнокомандующим он старается упорядочить управление русскими войсками, численность которых приближалась к 300 тыс. человек. Создаются три армии, а это предъявляло новые требования к обеспечению войск и вызвало значительную перестройку органов снабжения. По инициативе генерала А.Н.Куропаткина при главнокомандующем Маньчжурскими армиями было создано полевое управление тыла с более обширными функциями по сравнению с органами интендантского управления ранее существовавшей армии. По существу оно явилось фронтовым звеном. Для руководства обеспечением войск в составе полевого управления тыла находились начальники соответствующих служб по видам снабжения. Они выполняли, по сути дела, лишь организующие и инспекторские функции. Кроме того, был создан исполнительный орган тылового управления Маньчжурских армий.

В состав тылового управления входили начальник штаба тыла, начальник военных сообщений тыла, интендант тыла, начальник артиллерии тыла, начальник инженеров тыла, начальник санитарной части тыла, казначей тыла и контролер тыла. Оно имело в своем распоряжении различные тыловые части, учреждения и выполняло функции по снабжению всех войск армий, а также эвакуации раненых и больных на основе указаний начальников соответствующих служб полевого управления тыла при главнокомандующем.

В каждой армии было сформировано управление тыла, которое возглавлял начальник тыла армии. В составе управления имелось шесть отделов и управление интенданта армии из трех отделений (вещевого, продовольственного и денежно-счетного).

В корпусах и дивизиях новым штатом были введены корпусные и дивизионные интенданты с соответствующими службами. В бригадах, полках, отдельных батальонах (дивизионах) к этому времени тыловые службы возглавлял заведующий хозяйством.

Здесь следует отметить, что в ходе русско-японской войны впервые в русской армии на различных хозяйственных должностях использовались офицеры со специальным образованием, окончившие интендантские курсы, которые были основаны в 1901 г.

Территория в полосе действий войск, районов размещения органов управления, частей и учреждений тыла разбивалась на «общий» и «ближний» тыл. Тыловое управление при главнокомандующем ведало территорией общего тыла, которая охватывала все основные железнодорожные, грунтовые и водные пути сообщения. Территория же ближнего тыла находилась в распоряжении армий и являлась их тыловым районом, как принято называть в современных условиях. Его глубина (тылового района армии) назначалась в зависимости от характера предполагавшейся операции и начертания путей сообщения. Она колебалась от 1,5 до 10 переходов (один переход - 25 км). Имелось в виду максимальное приближение к войскам армейских частей и учреждений тыла. Ограждение территории общего тыла и выделение тыловых районов для армий явились попыткой разграничить районы заготовок материальных средств и размещения частей и учреждений тыла. Кроме того, определить ответственность за подвоз и эвакуацию, хотя эта мысль и не высказывалась официально.

Как видно, уже на этом этапе впервые уставной термин «Тыл» (обратная сторона фронта), сменил или вернее расширил свои функции и «вобрал» в себя территорию, а также силы и средства, предназначенные для всестороннего обеспечения войск в состав которых они входили. Таким образом, организация материального и других видов снабжения, структура органов управления, частей и учреждений тыла приняли достаточно стройную систему, хотя она и не была еще безупречной.

Итоги войны истории известны. После русско-японской войны было принято решение переработать, с учетом приобретенного опыта, все основные руководящие документы в армии и на флоте: Положение о полевом управлении войск, уставы и наставления (инструкции), Положение о войсковом хозяйстве и т.д.

По вопросам Военного хозяйства работала специальная комиссия, которой было поручено разработать предложения: по управлению тылом действующей армии; о централизации снабжения войск (имелось в виду упразднить установившееся деление Военного хозяйства на «войсковое» и «интендантское») и др. Однако осуществление выработанных рекомендаций сильно осложнялось финансовыми затруднениями.

Раздел «тыл действующей армии» в проект Положения о полевом управлении войск в военное время был включен, но оно было утверждено только в 1914 г. вдень объявления мобилизации перед Первой мировой войной 1914-1918 гг., а детализирующие положения к нему появились уже в ходе войны, и до начала боевых действий исполнители о них не знали. Однако развертывание войск и их Военного хозяйства осуществлялось по Положению... 1890 г. Кстати, по признанию А.В. Хрулева, Положение... 1914 г. было разыскано и успешно использовано в 1941 г. при реорганизации Тыла Красной Армии.

В ходе войны управление тылом осуществлялось следующим образом: центральные военно-хозяйственные управления подчинялись непосредственно военному министру; общее руководство войсками и их военно-хозяйственным обеспечением на театре военных действий осуществлял Верховный главнокомандующий через ставку и штаб, однако в этих структурах отсутствовали органы по управлению снабжением войск, кроме управления военных сообщений, которое организационно входило в штаб.

Во фронте непосредственное руководство военно-хозяйственным снабжением войск осуществлял Главный начальник снабжения армий фронта, подчиненный командующему, однако его работа увязывалась с генерал-квартирмейстером, то есть с оперативным отделом штаба фронта.

Впоследствии начальник снабжения фронта, кроме снабженческих служб, объединял руководство военными сообщениями, транспортом, санитарной и ветеринарной службами, казначейством, военными округами и гражданским управлением в полосе фронта, однако специальных органов управления он не имел, все вопросы решались через штаб фронта, у которого также отсутствовали какие-либо подразделения. Ставка и штабы фронтов получали информацию о состоянии обеспечения войск «от дежурного генерала».

В армейском звене принцип самостоятельности органов управления материально-техническим и другими видами обеспечения также не выдерживался. Руководство снабжением войск сосредоточивалось в штабе армии, в его этапно-хозяйственном отделе.

В корпусе и дивизии начальники соответствующих служб снабжения подчинялись непосредственно командиру соединения. В полку хозяйственную часть возглавлял заведующий хозяйством, которому подчинялись службы снабжения.

Таким образом, положительный опыт по централизованному снабжению войск через органы управления тыла был категорически отвергнут. Вместе с тем театр военных действий делился условной линией параллельно линии фронта на войсковой и тыловой районы. Войсковой район простирался от переднего края до границы армейского и фронтового района. Оперативные боковые разграничительные линии определяли армейские и фронтовые тыловые районы. Боковые разграничительные линии в войсковом районе между корпусами, дивизиями и полками не устанавливались.

Начиная с 1915 г. (позиционный период), дивизиям и полкам определялись районы для заготовок продовольствия, фуража и других видов материальных средств «...при посредстве военных команд..., путем реквизиций у населения в прифронтовых губерниях...».

К этому времени появилась необходимость создания специальных органов управления по опыту русско-японской войны - управления по снабжению войск при Ставке Верховного Главного Командования с подчинением их начальнику штаба. Учреждалась должность главного полевого интенданта, затем было создано главное управление военных сообщений. Внесены некоторые изменения в органы снабжения фронтов. Вместе с тем этапно-хозяйственный отдел штаба армии не мог самостоятельно отдавать распоряжения по обеспечению войск без начальника штаба, всегда занятого и обычно мало вникавшего в работу служб снабжения.

Опыт Первой мировой войны показал необходимость создания самостоятельных органов тыла от центра до полка (отдельной воинской части) включительно, ибо при наличии многомиллионных армий материальные потребности войск стали настолько велики, что удовлетворить их оказалось невозможно без мобилизации всей экономики страны.

Только в ходе Гражданской войны в России (1918-1921 гг.) на ряде фронтов и в армиях были созданы самостоятельные органы тыла. Так, назначенный А.Я.Пархоменко в ряде документов именуется начальником тыла. Тыл фронта имел штаб из трех отделов, а также управления, службы по всем видам снабжения. А.Я.Пархоменко снискал репутацию человека, способного в любой обстановке осуществлять всестороннее обеспечение войск. Не случайно при организации 1-й Конной армии он был назначен ее начальником тыла. Это он тогда создал высокоподвижный, потому времени, тыл 1-й Конной и, советуясь с генералами русской армии, выработал тактику действий частей, учреждений и подразделений тыла подвижных войск.

Начальником тыла Юго-Западного фронта одно время являлся Ф.Э.Дзержинский. В составе штаба тыла этого фронта имелось четыре отдела. На флоте также была введена должность начальника тыла. Вместе с тем центральные органы военно-хозяйственного снабжения армии и флота реформированию не подвергались.

В полосе действий войск для размещения частей и учреждений назначались тыловые районы: войсковой тыловой район, глубина которого от линии фронта составляла 60-70 км, армейского - от 100 до 200 км и фронтового - 500 и более км.

Как и все войны, Гражданская война закончилась. Резко сокращаются армия и флот. Центральное управление снабжения реформируется в Управление снабжения, однако и это управление ликвидируется. Традиционные, с двухвековой историей службы продовольственного и вещевого снабжения объединяются в одном Военно-хозяйственном управлении. То же самое происходит с другими службами снабжения и обслуживания. Кроме того, все они были подчинены непосредственно народному комиссару обороны Советского Союза. Порядок снабжения тогда был значительно упрощен устранением промежуточных звеньев - армейского, корпусного, дивизионного и осуществлялся по схеме центр - военный округ - воинская часть - военнослужащий. Термин «Тыл» как система всестороннего обеспечения войск, сил исключается из обихода, ликвидируется Военно-хозяйственная академия. Это решение впоследствии признали как ошибочное, не вытекающее из опыта минувших войн, что и подтвердили последующие события.

В 1935 г. вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, подчиненные также наркому обороны, принимается новая схема снабжения войск: центр - военный округ - дивизия - полк - рота - военнослужащий. Вновь создается Военно-хозяйственная академия и интендантское училище.

С образованием в 1938 г. самостоятельного Народного комиссариата Военно-Морского флота были созданы и его органы снабжения.

В этот период уставной термин «Тыл» уже в юридическом плане меняет свои функции. Так, в 1934 г. был издан временный устав тыла часть 1 (войсковой тыл), а в 1936 г. - часть II (армейский тыл). Проводились общевойсковые маневры и учения, где проверялась правильность важнейших теоретических взглядов, изложенных ч уставах по организации снабжения и обслуживания войск. В 1941 г. разрабатывается проект устава тыла РККА (часть I - «Войсковой и армейский тыл»), где определяется, что «Войсковым тылом называется территория, ограниченная с фронта боевой линией войск и с тыла границей, отделяющей ее от армейского тыла». Как видно, речь шла только о территории, при этом силы и средства по материально-техническому, медицинскому и другим видам обеспечения войск в это понятие не включались.

Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Считалось, что только штаб, являясь органом управления командующего (командира), мог правильно сочетать управление войсками, подчинить организацию и работу служб снабжения интересам обеспечения соединений и частей в условиях маневренных операций и боя. Начальники штабов фронта, армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку - помощника по тылу.

В 1939 г. создается Управление начальника снабжения Красной Армии, а ее начальником назначается А.В.Хрулсв. В 1940 г. управление было преобразовано в Главное интендантское управление. В него были включены управления: продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. В марте 1941 г. решением

ЦК ВКП(б) и Советского правительства утверждается Положение о главных и центральных управлениях Народного комиссариата обороны.

В соответствии с решением правительства нарком обороны приказом от 13 марта 1941 г. распределил обязанности между своими заместителями по руководству службами снабжения и обслуживания.

Так, первый заместитель Маршал Советского Союза С.М.Буденный руководил работой управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия, санитарного, ветеринарного управлений и отделом материальных фондов.

Управления устройства тыла, вооружения и снабжения, военных сообщений и снабжения горючим входили в состав Генерального штаба Красной Армии.

Маршал Советского Союза Г.И.Кулик ведал деятельностью Главного артиллерийского управления и Управления химической защиты Красной Армии.

Заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников руководил Главным военно-инженерным управлением, а также Управлением строительства укрепленных районов.

Главное автобронетанковое управление и финансовое управление при НКО оставались в непосредственном подчинении Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко.

В крайне тяжелых условиях начавшейся Великой Отечественной войны органы управления, силы и средства военно-экономического обеспечения соединений и объединений выполняли триединую задачу: обеспечивали мобилизационное развертывание соединений и частей, а также войск, которые вели напряженные боевые действия на фронте от Баренцева до Черного морей; вывозили из-под ударов противника промышленные, сельскохозяйственные предприятия и запасы материальных средств; кроме того, осуществляли отмобилизование собственных частей и учреждений.

Центральные управления снабжения и обслуживания НКО в начальный период войны практически бездействовали. 30 июня 1941 г. главный интендант Красной Армии генерал-лейтенант А.В.Хрулев докладывал начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К.Жукову: «Дело организации службы снабжения действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление устройства тыла, вооружения и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить»3. Тогда Георгий Константинович с присущей ему прямотой ответил А.В. Хрулеву: «Мы сами не имеем никаких связей. И не знаем, что войскам требуется»4.

Однако было ясно, что существовавшая система управления военно-экономическим обеспечением войск не соответствовала условиям начавшейся маневренной войны. Требовались решительные меры по централизации управления службами снабжения и обслуживания.

Группой офицеров из состава Генерального штаба, Главного интендантского управления под руководством А.В. Хрулева, изучивших опыт управления тылом Маньчжурских армий в период русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, а также в армиях западноевропейских государств в ходе начавшейся Второй мировой войны, в сжатые сроки были разработаны Положения о Главном управлении тыла Красной Армии, Управлении тыла фронта (армии) в военное время. Инициативу главного интенданта поддержат впоследствии член ГКО А.И.Микоян.

Кстати, тогда в архивах было разыскано и использовано Положение о полевом управлении войск, утвержденное Николаем II в 1914 г., но так и не введенное в жизнь. Уже тогда предусматривалась определенная централизация в снабжении соединений и частей в военное время.

28 июля 1941 г. проекты документов лежали на столе у И.В.Сталина. Члены ГКО собрались на станции метро «Кировская». В эту ночь немцы бомбили Москву. Прочитав документы, Верховный Главнокомандующий молча протянул их начальнику Генерального штаба Г.К.Жукову, тот быстро ознакомился с проектами и заявил категорическим тоном: «Я не согласен. Авторы этих документов хотят, чтобы органы тыла подмяли Генеральный штаб».

Сталин вспылил: «Вы в этом ничего не понимаете. Никакой Вы ни начальник Генерального штаба, Вы просто кавалерист». Взял документы обратно и сразу же подписал их. Здесь следует сказать, что впоследствии документы были доработаны и заново утверждены 30 июля 1941 г.

Тогда были утверждены «Положение об управлении Тылом Красной Армии на военное время», «Схема организации органов управления тылом». 1 августа 1941 г. был подписан приказ народного комиссара обороны об организации Главного управления тыла, управлений тыла фронта и армии и об утверждении Положения об их управлениях. Этим приказом учреждались должности начальника Тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий.

Уже после войны, касаясь вопросов, связанных с реформой тыла, Г.К.Жуков «дал объяснение: до 1941 г. он не представлял себе гигантские масштабы и необычайную сложность в работе тыла в современной войне; с этой проблемой ознакомился по-настоящему лишь в ее ходе. А, касаясь причин освобождения его с поста начальника Генерального штаба, заметил, что, возможно, И.В.Сталин при решении этого вопроса имел в виду не только разногласия по поводу обороны Киева, но и реорганизацию тыла».

Главное управление тыла Красной Армии состояло из штаба тыла, управления военных сообщений, автодорожного управления и инспекции начальника Тыла. Кроме Главного управления тыла начальнику Тыла Красной Армии подчинялись управления: Главное интендантское, снабжения горючим, санитарное и ветеринарное. Впоследствии в его подчинение было передано Финансовое управление Красной Армии. Должности заместителей начальников штабов по тылу во фронтах (армиях) и отделы (отделения) тыла в общевойсковых штабах упразднялись. Положением об управлении тылом предусматривалось, что начальник Тыла Красной Армии ведает его организацией, перевозками войск и пополнений, подвозом всех видов материальных средств фронтам, эвакуацией раненых и больных, военного имущества.

На должность начальника Тыла Красной Армии был назначен генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев. При назначении первых начальников тыла фронтов народный комиссар обороны Советского Союза обстоятельно беседовал с ними в своем кабинете, где указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов и это каждый должен хорошо усвоить».

Утвержденные ГКО Положения явились основанием для законодательного введения в оборот новых терминов: «Тыл», а впоследствии и «Тыловое обеспечение» войск действующей армии. Новая структура управления силами и средствами материального, технического, медицинского и других видов обеспечения себя оправдала и в основном оставалась до конца войны. Она соответствовала условиям обстановки и теоретическим взглядам на обеспечение боевых действий. Подобной централизации обеспечения войск (сил) как до начала Второй мировой войны, так и в ходе се не имела ни одна армия мира.

Руководствуясь общими положениями постановления ГКО о реорганизации существовавшей системы снабжения, в августе 1941 г. были преобразованы органы тыла ВВС, в ноябре 1941 г. создается стройная структура обеспечения войск ПВО, а в мае 1942 г. - ВМФ. В 1942 г. были введены должности заместителя командира корпуса, дивизии по тылу с соответствующим аппаратом. Положение о реорганизации органов управления и снабжения военных округов было утверждено в 1943 г. Уставной термин «Тыл» приобрел новые функции, которые были распространены на все Вооруженные Силы Советского Союза.

В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. органы тыла совершенствовались. Развитие системы тыла армии и флота определялось экономическими возможностями страны. В итоге из разрозненных маломощных служб различной направленности и подчиненности военно-экономическая система Вооруженных Сил была преобразована в единый дееспособный и мощный организм.

При этом военно-экономическая система Вооруженных Сил всегда являлась частью всей экономической системы страны, причем значительной частью, став ее передовым эшелоном, и определяла, наравне с другими составляющими, безопасность государства.

Что касается самого термина «Тыл», то современные энциклопедические издания дают следующее толкование: «Тыл (военный), вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий...»; «Тыл вооруженных сил, силы и средства, предназначенные для тылового и технического обеспечения вооруженных сил; часть вооруженных сил, являющаяся связующим звеном между ними и экономикой государства. В состав Тыла вооруженных сил входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения возложенных на него задач».

Используя успехи экономической системы народного хозяйства страны, Тыл армии и флота в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принял и доставил непосредственно в войска к орудию, к танку, вручил каждому воину огромное количество вооружения, боевой и другой техники, более 10 млн тонн различных боеприпасов, свыше 16 млн тонн горючего, около 40 млн тонн продфуража, большое количество других видов материальных средств. Военно-экономическая система Вооруженных Сил в трудных условиях военного времени внесла достойный вклад в обороноспособность государства.

Созданная в годы войны стройная централизованная структура органов управления, соединений, частей и учреждений тыла в полной мере отвечала возросшим требованиям и способствовала успешному решению практических задач. Она гармонично сочетала единоначалие в командовании войсками и централизованное руководство их тыловым обеспечением. Опыт войны свидетельствует, что только при четком, научно-организационном управлении достигается бесперебойное тыловое обеспечение войск и успешное решение ими боевых задач.

В послевоенный период, в связи с появлением новых средств борьбы, совершенствовалась и система Тыла Вооруженных Сил России.

Так, в ходе формирования Ракетных войск стратегического назначения был создан тыл целого вида Вооруженных Сил. Создавались автономные объекты с набором полной инфраструктуры. Поначалу войска и семьи офицерского состава размещались в палатках, временных помещениях барачного типа. Питание было организовано из полевых кухонь, нередко воины получали продовольствие сухим пайком. В последующем военные городки приобрели благоустроенный вид с необходимым комплексом коммунально-бытовых услуг.

Однако проводимые мероприятия не всегда достигали цели. Имелся целый ряд недостатков, которые отрицательно влияли на боевую готовность войск, что в определенных условиях могло отрицательно сказываться на безопасности государства.

Автору этих строк довелось непосредственно принимать участие в работах по тыловому обеспечению войск 40-й армии в ходе их мобилизационного развертывания и ввода на территорию Республики Афганистан в ноябре-декабре 1979 г.

При создании группировки войск были проведены работы, которые по масштабам мобилизационных мероприятий в послевоенный период никогда не проводились. В результате допущенных просчетов целый ряд воинских частей - формирователей оказались неспособными выполнить возложенные на них мобилизационные задачи. Кроме того, силы и средства тылового обеспечения армии развертывались в последнюю очередь, а некоторые уже в ходе начавшегося ввода войск". Таким образом, и на этот раз был напрочь отвергнут опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., который свидетельствует, что «развертывание соединений, частей и учреждений тыла должно соответствовать срокам отмобилизования объединений, соединений и частей, в состав которых они входят, а для воинских формирований с длительными сроками развертывания - упреждающие». Здесь же следует отметить, что ответственные офицеры 5-й мед показали самые низкие знания и умения выполнять работы по своим функциональным обязанностям, что явилось причиной невыполнения этим соединением ряда мероприятий в планируемые сроки.

В Российской Федерации в настоящее время осуществляются чрезвычайно сложные процессы, среди которых перевод экономики страны на рыночные отношения и реформа Вооруженных Сил. Причем, происходят они в условиях, когда сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Кроме того, национальная безопасность современного Российского государства основывается на более сложном, чем прежде, комплексе многоплановых политических, дипломатических, экономических, технологических, идеологических и иных мер.

Вышеизложенное не оставляет сомнений в том, что необходимо неотложное развертывание углубленного исследования вопросов военно-экономического обеспечения войск (сил) в различных условиях их деятельности. Это является одной из приоритетных задач, поскольку имеющийся опыт следует всесторонне использовать как в ходе реформирования системы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, так и в процессе обеспечения их боевой и мобилизационной готовности в мирное время, а также в условиях войны.

Во время военной реформы девяностых годов XX столетия крупные политические просчеты привели к тяжелым последствиям как для мощи военной силы, так и военной безопасности России. В 2003 г. органы управления Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации из государственного бюджета получили всего 60 млрд руб., что позволило финансировать только текущее довольствие войск по продовольствию на 80%, вещевому снабжению на 20%, по снабжению горючим чуть больше 70%15. Примерно такое же положение с финансированием и в других службах тыла, а по отдельным и того ниже. Конечно, все это направлено не на повышение уровня боеготовности войск (сил), а скорее наоборот.

Здесь уместно напомнить слова Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна о значении тыла в войне: «Тыл - это половина победы и даже немножечко больше, чем половина...». Видный российский военачальник такой вывод сделал после долгих раздумий. Наверное, у Ивана Христофоровича, командующего армией и войсками фронта в годы Великой Отечественной войны, начальника Тыла Вооруженных Сил Советского Союза на сей счет были веские доказательства, коль так громко он об этом заявил. Поэтому при проведении реформ Вооруженных Сил Российской Федерации следует весьма внимательно и ответственно подходить к внесению изменений в организационно-штатную структуру органов управления и систему тылового обеспечения войск (сил) как мирного времени, так и в ходе войны. И всегда помнить, что военно-экономический фактор в безопасности Отечества является одним из главных ее составляющих.

Литература

1. Военное хозяйство - Тыл Вооруженных Сил России (XVIII-XX вв.). М., 2003. С. 109

2. РГВИА. Ф. 16. Оп. 13. Д.18. Л. 64-68.

3. Архив ГШ. Ф.10. Оп. 295. Д. 001. Л. 241.

4. Тыл Вооруженных Сил. 1991. № 9. С. 25.

5. Военно-исторический журнал. 1961. № 6. С. 68, 69.

6. Тыл Вооруженных Сил. 1990. № 1. С. 36, 37.

7. ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 12018. Д. 147. Л. 1-10. 42.

8. ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 12022. Д. 84. Л.80.

9. Советская военная энциклопедия. В 8 томах, т. 8. М.: Воениздат. 1980. С. 152.

10. Информационный сборник Тыла Вооруженных Сил.1995. №121. С. 10.

11. Военное хозяйство - Тыл Вооруженных Сил России (XVIII-XX вв.). М., 2003. С. 286.

12. Военная доктрина Российской Федерации//Красная Звезда. 2000. 12 мая.

13. История военной стратегии России. М.: Кучково поле. Полиграфресурсы. 2000. С. 5.

14. Красная звезда. 2003 1 августа.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации