СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) (ПРОЦЕССЫ, АЛГОРИТМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ)

Современная военно-политическая обстановка характеризуется многовариантностью угроз национальной безопасности России, возросшей вероятностью втягивания ее в локальные войны и вооруженные конфликты, для силового разрешения которых требуется наличие соответствующих по составу группировок войск (сил)1 на направлениях или в районах, где возникла военная угроза либо развязаны военные действия.

Вестник Академии Военных наук 03-2004г стр.13-18.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУППИРОВОК ВОЙСК (СИЛ) (ПРОЦЕССЫ, АЛГОРИТМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ)

Генерал-майор Ю.Н. ТУЧКОВ, кандидат военных наук, доцент

Современная военно-политическая обстановка характеризуется многовариантностью угроз национальной безопасности России, возросшей вероятностью втягивания ее в локальные войны и вооруженные конфликты, для силового разрешения которых требуется наличие соответствующих по составу группировок войск (сил)1 на направлениях или в районах, где возникла военная угроза либо развязаны военные действия.

Изучение опыта локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основу этих группировок могут составишь не только общевойсковые объединения различного масштаба. Для решения задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах могут, создаваться и специальные объединенные группировки войск нетрадиционного состава. Масштаб таких группировок, уровень руководства ими, характер решаемых задач, а также способность быстро реагировать на кризисные ситуации и проводить операции практически всех типов и видов позволяют называть их оперативными.

Как правило, объединенные оперативные группировки войск (ООГВ) будут представлять собой временные нештатные воинские формирования (контингенты), включающие объединения, соединения и части различных видов, родов войск и специальных войск Вооруженных Сил, а также силы и средства других министерств и ведомств, имеющие общую цель действий и объединенные единой системой управления.

В некоторых источниках такие формирования называются просто «оперативными» или «объединенными группировками войск», что практически не меняет их сути и не имеет принципиального значения при рассмотрении вопросов их создания и применения.

Потребность в создании ООГВ обусловливается характером и особенностями локальных войн и вооруженных конфликтов, требующими выделения воинских контингентов определенного состава; снижением боевых возможностей группировок войск мирного времени на стратегических направлениях и необходимостью их усиления боеготовыми соединениями и частями из других регионов; доказанной практикой военных действий высокой эффективности применения формирований подобного типа.

Создание ООГВ, а также содержание и порядок их подготовки к решению задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах будут иметь свои особенности по сравнению с известным порядком подготовки общевойсковых объединений к ведению операций в крупномасштабной войне. Рассмотрению особенностей создания таких группировок и посвящена настоящая статья.

В недавнем прошлом группировки Вооруженных Сил для ведения крупномасштабной войны в основном формировались и содержались еще в мирное время. Там, где угроза оценивалась достаточно высоко, они были более мощными и в случае развязывания военных действий могли быть усилены в ходе стратегического развертывания Вооруженных Сил.

Сегодня реальностью стали локальные войны и вооруженные конфликты, в том числе и непосредственно у границ России. В таких условиях, конечно, наилучшим вариантом было бы заблаговременное создание и содержание соответствующих группировок войск, сил и средств в потенциально взрывоопасных районах, как на границах, так и внутри страны. Однако, учитывая размеры территории Российской Федерации и протяженность ее границ, содержать в мирное время на всех направлениях войска, способные в полном объеме решать задачи в локальных войнах и вооруженных конфликтах, даже по чисто экономическим соображениям, неприемлемо. Следовательно, создавать ООГВ в основном придется в угрожаемый период - в случае постепенного нарастания напряженности в течение длительного времени или в ходе военных действий - при внезапном зарождении вооруженных конфликтов (локальных войн) и их стремительном развитии. Однако системы управления и обеспечения во всех потенциально опасных в конфликтном отношении районах необходимо иметь уже в мирное время.

Как известно, термином «создание группировок войск» обозначается одно из мероприятий подготовки операции (боевых действий), проводимое командующими (командирами), штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служб и заключающееся в расположении на местности в соответствии с замыслом предстоящих действий объединений, coединений и частей различных видов Вооруженных Сил, родов войск специальных войск, а также тыла, предназначенных для выполнения боевых задач в операции. При этом группировки войск могут создаваться по принадлежности, направлениям действии решаемым задачам и т.д. Перераспределение- и перемещение войск, сил и средств при создании группировок происходит, как правило, внутри уже сформированных к этому времени объединений в ходе- развертывания последних.

Термин «создание ООГВ» имеет несколько иной смысл, потому что здесь речь идет в первую очередь о формировании группировки войск, имеющей основные признаки объединения и способной выполнять поставленные задачи путем проведения операций (боевых действий). Поэтому создание ООГВ - это важнейшая составная часть подготовки объединений, соединений и частей Вооруженных Сил и других войск РФ к выполнению задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Оно представляет собой процесс выполнения соответствующими органами управления комплекса мероприятий по определению состава, формированию и сосредоточению на операционном направлении (в полосе, районе) в соответствии с замыслом предстоящих действий специального контингента войск. Цель создания ООГВ - своевременное сосредоточение в назначенном районе достаточного для решения поставленных задач боевого состава войск и обеспечение их полной готовности к проведению операции (боевых действий).

Все мероприятия по созданию ООГВ делятся на две группы. К первой группе относятся: определение требуемого состава группировки, сроков и способа ее создания, основных вопросов организации управления ею в соответствии с возможными угрозами; установление подчиненности и порядка взаимодействия разнородных войск и разноведомственных формирований, предназначенных в состав ООГВ; определение задач войскам по вопросам перегруппировки (выдвижения) в районы оперативного (боевого) применения; подготовка поиск к действиям; организация контроля и помощи.

Вторая группа включает: приведение войск в высшие степени боевой готовности; принятие командованием ООГВ в свое подчинение войск других министерств и ведомств. А также сил и средств усиления, перебрасываемых с других направлений, перегруппировку (выдвижение) войск i в назначенные районы; завершение подготовки и поддержание готовности к действиям; доставку и размещение запасов материальных средств; последующее наращивание боевого состава (усиление) ООГВ при угрозе эскалации военных действий

Задачи, касающиеся вопросов создания объединенной оперативной группировки, доводятся до войск отдельными пунктами оперативной директивы (боевого приказа), в распоряжениях по видам обеспечения и указаниях по взаимодействию. Порядок решения связанных с этим вопросов детально определяется в разрабатываемых соответствующим штабом планах: приведения войск в боевую готовность, переброски (перегруппировки) войск в назначенные районы, их развертывания в районе оперативного применения в соответствии с характером решаемых задач (для ведения оборонительных, блокирующих, наступательных, демонстративных и других действий). В части касающейся эти вопросы отражаются в планах взаимодействия, оперативной маскировки и других документах плана операции (боевых действий).

Поскольку заблаговременно прогнозировать варианты возникновения вооруженных конфликтов (локальных войн) в различных регионах и, соответственно, определять степень участия в них войск весьма трудно, то заблаговременную подготовку операции (боевых действий) ООГВ целесообразно осуществлять еще в мирное время, а наращивать - в ходе обострения напряженности в тех или иных районах. Такая необходимость обосновывается и тем, что подобные конфликты обычно возникают как результат обострения различного рода противоречий, которые формируются, как правило, не одномоментно, а достаточно постепенно.

В мирное время руководством страны и Вооруженных Сил осуществляется прогнозирование возможных вариантов развития военно-политической обстановки в рамках общей системы подготовки к отражению агрессии. Принимаются долгосрочные решения на размещение (дислокацию) группировок войск, определяется степень их укомплектованности для поддержания готовности к оперативному реагированию на взрывоопасные ситуации.

В военных округах, объединениях видов Вооруженных Сил и других войсках на основе прогноза возможного развития военно-политической и оперативно-стратегической обстановки могут разрабатываться оперативные планы, в которых предусматриваются различные варианты применения подчиненных войск. При недостатке данных для принятия решения в полном объеме войскам могут определяться лишь ориентировочные задачи. При этом основное внимание уделяется рекогносцировке возможных районов оперативного (боевого) применения и маршрутов выхода в них, организации взаимодействия с дислоцирующимися в границах ответственности округа формированиями других министерств и ведомств, накоплению и рациональному эшелонированию запасов материальных средств.

С обострением напряженности в конкретном районе, где затрагиваются интересы России, наряду с реализацией невоенных мер по предотвращению военных действий руководство страны и Вооруженных Сил принимает принципиальное решение о возможности применения военной силы и готовности к этому войск. При этом определяются (уточняются) цель и общие задачи Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, возможности имеющихся в кризисном районе сил и средств, состав войск усиления и сроки их переброски в зону потенциального конфликта. Все задачи доводятся (уточняются) до командований видов Вооруженных Сил, военных округов и других войск.

В военных округах, объединениях видов Вооруженных Сил и других войсках применительно к складывающейся обстановке разрабатываются (уточняются) оперативные планы, а также возможные варианты действий подчиненных войск, определяются задачи, осуществляется планирование операций (боевых действий) по избранным вариантам. Кроме того, принимаются меры к наращиванию готовности войск и увеличению запасов материальных средств. При необходимости, как правило, для демонстрации силы, может проводиться реальная перегруппировка отдельных соединений и частей.

Непосредственная подготовка первой операции или боевых действий конкретной ООГВ начинается с принятием руководством страны и Вооруженных Сил решения на применение военной силы по мере дальнейшего обострения обстановки и возникновения кризисной ситуации. Назначается орган управления группировкой, до которого доводится оперативная директива с указанием конкретной задачи и порядка перехода в его подчинение войск, прибывающих на усиление, в том числе сил и средств других министерств и ведомств. Именно на этом этапе осуществляется основной объем мероприятий по созданию ООГВ, которое завершается сосредоточением войск в назначенных районах.

Одним из важнейших вопросов является определение целесообразного способа создания ООГВ, который должен обеспечить своевременное прибытие и развертывание в районе конфликта контингента войск, достаточного по составу (возможностям) для решения поставленных перед ним задач.

Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов свидетельствует, что выбор целесообразного способа создания ООГВ зависит от условий их развязывания и ожидаемого характера действий противника, полученной задачи и применяемых видов вооружения, состава своих войск и удаленности мест их дислокации от района оперативного (боевого) применения, характера местности и развитости элементов оперативного оборудования в полосе перегруппировки (выдвижения) и в районе конфликта, а также других условий обстановки.

Так, при благоприятном варианте (нарастание напряженности в течение длительного времени) ООГВ может быть сформирована в полном объеме еще в мирное время, в том числе в угрожаемый период. В случае резкого обострения напряженности заблаговременно создать группировку удастся, скорее всего, лишь частично. Вполне очевидно, что наиболее сложная ситуация складывается при внезапном нападении противника. Может так случиться (а после свершившегося выхода НАТО на наши границы это абсолютно реально), что в приграничном военном округе придется одновременно выполнять мероприятия по выдвижению войск, восстанавливать нарушенное управление, отражать удары с воздуха, уничтожать морские десанты, аэромобильные войска, десантно-диверсионные силы противника и бандформирования. Кроме того, в зависимости от степени соответствия разработанных в мирное время вариантов применения сил и средств реально складывающейся обстановке создание требуемой группировки может осуществляться в намеченных районах по заблаговременно подготовленным планам или в незапланированных районах, что еще более усложнит проведение необходимых мероприятий.

Вместе с тем, несмотря на многообразие возможных условий формирования ООГВ, можно выделить две разновидности в проведении всех мероприятий исследуемого процесса: последовательное или одновременное. Первый вариант чаще всего реализуется при отсутствии явных признаков нарастания кризисной обстановки или при ее постепенном обострении. В этом случае выдвижение и развертывание войск, предназначенных в состав группировки, может осуществляться в распорядительном порядке, а все мероприятия по ее созданию, как правило, будут проводиться последовательно, скрытно, путем поэтапного (поэшелонного) наращивания к установленному времени в районе конфликта войск, сил и средств и их готовности к действиям в зависимости от потребности, т.е. адекватно угрозе и решаемым задачам.

Такой порядок позволяет заранее провести необходимые мероприятия или своевременно реагировать на обострение обстановки и, вместе с тем, обеспечить скрытность фактической подготовки к военным действиям. Однако в этой ситуации присутствует опасность опоздать с готовностью своих войск к действиям. Кроме того, не исключается возможность раскрытия противником намерений нашего командования. Поэтому в процессе создания требуемой группировки войска должны быть в постоянной готовности к отражению внезапных ударов противника, особенно по элементам системы управления, узлам наземных, воздушных и морских коммуникаций.

Вторая разновидность находит применение, как правило, в условиях резкого обострения военно-политической обстановки и непосредственной угрозы нападения противника или в внезапного начала им военных действий. В такой ситуации ООГВ будет создаваться в экстренном порядке - по тревоге, а все мероприятия 6удутосущществляться относительно одновременно, по установленному плану путем открытого приведения соединений и частей сразу в боевую готовность ПОЛНАЯ (с проведением, при необходимости, выборочного отмобилизования) и их выдвижения в районы боевого применения под прикрытием частей постоянной готовности, в том число внутренних и пограничных войск.

Такая последовательность проведения мероприятий в угрожаемый период позволяет в короткие сроки развернуть сразу всю группировку, что в определенной степени гарантирует решение ею поставленных задач. Вместе с тем существует опасность спровоцировать противника на paзвертывание своих ударных группировок и подтолкнуть его к эскалации конфликта. Кроме того, все эти действия связаны с большими экономическими затратами.

Рассмотренные разновидности не в полной мере раскрывают суть способа создания ООГВ как избранного варианта действий в определенных условиях, так как в структуру способа входят и другие составляющие, которые имеют свои варианты реализации. Основными такими составляющими являются: вариант комплектования боевого состава группировки, порядок организации управления ею, а также способ перегруппировки (выдвижения) войск в назначенные районы.

Как показывает анализ состава группировок войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних лет, вариант комплектования боевого состава ООГВ зависит от ее основных (базовых) структурных компонентов, которых насчитывается несколько: боеготовые соединения и части Вооруженных Сил и других ВОЙСК, дислоцированные непосредственно в районе конфликта или перемещаемые туда посредством внутриокружной перегруппировки; наиболее боеспособные силы и средства из состава соседних военных округов, центрального подчинения и других войск Российской Федерации, перебрасываемые в распоряжение командования ООГВ; соединения и части различного подчинения после отмобилизования; войска союзных государств в коалиционных группировках (способ организации управления ими, состав и порядок создания определяют, как правило, на договорной основе).

Сочетание перечисленных компонентов, а также доминирующее положение какого-либо из них в ООГВ каждый раз будет зависеть от конкретной оперативно-стратегической обстановки Например, в районах, где нет развернутых на постоянной основе войск, военные действия могут вестись только за счет войск, сил и средств, перебрасываемых с других направлений.

В любом случае в состав создаваемой группировки должны включаться соединения, части и подразделения полной боевой готовности в их организационно-штатной структуре со своими органами управления, силами и средствами обеспечения и запасами материальных средств.

Помимо войск военного округа в районе конфликта могут действовать поддерживающие, взаимодействующие, а также решающие свои специфические задачи объединения, соединения, части и объекты видов Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также иррегулярные вооруженные формирования (партизанские, добровольческие, казачьи и др.). Это, в свою очередь, может потребовать отражения в способе создания ООГВ порядка и последовательности действий указанных войск, формирований и органов, установления степени их подчиненности и определения порядка организации управления ими.

Исследования показали, что порядок организации управления ООГВ выбирается в зависимости от целей ее применения, характера решаемых задач, наличия и принадлежности системы управления, имеющейся в районе конфликта в мирное время, а также ожидаемой степени информационного воздействия противника. Однако в любых условиях обстановки руководство всеми войсками, силами и средствами в районе конфликта должно быть единым.

Непосредственное управление группировками сил и средств в пограничном инциденте или конфликте целесообразно возложить на начальника регионального пограничного управления, а в акциях и инцидентах внутреннего характера - на командующего округом внутренних войск. При определенных условиях эти группировки могут быть усилены частями, подразделениями, сводными отрядами войск военных округов или, при необходимости, силами и средствами Вооруженных Сил центрального подчинения.

При угрозе перерастания пограничных или других инцидентов, а также очагов социальной напряженности в вооруженный конфликт (локальную войну) руководство ООГВ необходимо возложить на командующего войсками военного округа, а в. отдельных случаях - на командующего (командира) отдельно действующей армией (корпуса), в границах ответственности которого возникла кризисная ситуация, или от которого выделены основные силы и средства (при распространении зоны конфликта на территории нескольких округов). В локальной войне, грозящей перерасти в региональную, потребуется создавать, а при наличии - использовать систему управления стратегического территориального командования.

Выделяемые в состав ООГВ разнородные войска и разноведомственные формирования могут входить в нее на принципах придания, оперативного подчинения или поддерживать ее в ходе военных действий. Различны и сроки подчиненности: до окончательного разрешения конфликта, на операцию (боевые действия), для решения одной оперативной задачи или на какой-то другой, установленный высшим органом управления срок.

В зависимости от обстановки предусматриваются и различные способы перегруппировки (выдвижения) соединений и частей в район конфликта. Так, все войска или какая-то их часть могут выдвигаться в назначенные районы своим ходом или перевозиться транспортом различного вида. Наиболее вероятен комбинированный способ, причем все большее предпочтение отдается воздушному транспорту.

Условиями обстановки определяется и последовательность перегруппировки (выдвижения) войск. Первыми в район конфликта выдвигаются находящиеся в непосредственной близости боеготовые соединения и части. Их усиление осуществляется последующей перегруппировкой главных сил. При отсутствии вблизи очага напряженности боеготовых войск, дислоцированных там на постоянной основе, первыми в район конфликта перебрасываются мобильные компоненты, а затем (после подготовки) и главные силы создаваемой группировки. Возможны и другие варианты.

Развертывание ООГВ войск может осуществляться одновременно - после ее сосредоточения в районе конфликта и определения замысла действий, или последовательно - по мере прибытия ее составных частей. Нельзя исключить и так называемый комбинированный способ, когда порядок развертывания войск будет различным по направлениям и районам действий. В ходе развертывания обшей группировки войск внутри нее создаются группировки войск меньшего масштаба для действий по направлениям (в зонах ответственности) и другие, характерные для военных действий в крупномасштабной войне. Кроме того, могут создаваться группировки войск (сил, средств), применяющих высокотехнологичное оружие, для ведения блокадных действий, изоляции отдельных районов, разоружения незаконных вооруженных формирований и другие.

В завершение анализа структуры способа создания ООГВ подчеркнем, что рассмотренные составляющие являются основными и не исчерпывают всего их многообразия. Однако в процессе выбора и формирования целесообразного способа именно они, видимо, должны выдвигаться на первый план: командующему (командиру) группировкой будет удобнее оперировать двумя-тремя составляющими, которые наиболее полно отражают суть способа создания группировки в конкретной обстановке. В результате построения того или иного варианта из рассмотренных выше составляющих и формируется избранный способ создания группировки.

Таким образом, под «способом создания ООГВ» следует понимать избранный вариант комплектования ее боевого состава соединениями и частями, организации управления ими, а также порядка и последовательности их переброски или выдвижения в назначенные районы.

Приведем несколько примеров.

Так, в условиях постепенного нарастания напряженности и угрозы развязывания вооруженного конфликта в приграничном районе, наличия в военном округе достаточного количества сил и средств для его разрешения способ создания ООГВ может быть следующим: последовательное ее формирование из соединений и частей постоянной готовности военного округа (пограничных и внутренних войск), распорядительным порядком приводимых в боевую готовность ПОЛНАЯ и перегруппируемых своим ходом в районы их боевого применения с организацией управления на базе военного округа (армии, корпуса).

При резком обострении напряженности с возникновением угрозы развязывания локальной войны и явном недостатке сил и средств у приграничного военного округа для отражения агрессии предпочтителен такой способ создания ООГВ, как одновременное ее формирование за счет войск постоянной готовности военного округа и дислоцируемых в границах его ответственности других войск, перегруппируемых в район конфликта своим ходом, а также за счет их усиления т/сотовыми соединениями и частями (или после отмобилизования) с других направлений, перебрасываемы» ми в районы боевого применения комбинированным способом, с организацией управления на базе военного округа.

Перечислить все способы создания ООГИ весьма затруднительно, да и вряд ли необходимо - слишком велико число возможных вариантов сочетаний их составляющих, которые в конкретных условиях обстановки имеют конкретное наполнение. Поэтому важная задача командующих и штабов - выявление и совершенствование в холе оперативной подготовки эффективных способов создания ООГВ, отвечающих требованиям обстановки и замыслу операции (боевых действий).

Наиболее приемлемый (целесообразный) способ создания группировки выбирается соответствующим командующим (командиром) при принятии решения в ходе заблаговременной подготовки операции (боевых действий) еще в мирное время. При обострении обстановки избранный способ может уточняться (изменяться содержание его отдельных составляющих). В случае развития обстановки по непредусмотренному варианту будет определяться другой способ создания ООГВ. При этом чаще всего потребуется уточнять все или почти все составляющие ранее избранного способа.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации