ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Анализ научных работ по проблеме формирования отклоняющегося поведения у военнослужащих позволяет проследить зарождение, становление и развитие взглядов на сущность данного психологического явления в рамках военно-психологической теории.

Вестник Академии военных наук 03-2004г стр95-99.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Полковник С.П. ЕВЕНКО, кандидат социологических наук, профессор АВН

Анализ научных работ по проблеме формирования отклоняющегося поведения у военнослужащих позволяет проследить зарождение, становление и развитие взглядов на сущность данного психологического явления в рамках военно-психологической теории.

Под отклоняющимся поведением принято понимать систему поступков или отдельные поведенческие акты, противоречащие принятым в обществе социальным нормам (правовым, нравственным) ИЛИ нормам психического здоровья.

Первые упоминания о различных формах отклоняющегося поведения военнослужащих (таких, как уклонение от военной службы, уход с поля боя и т д.) относится к временам древней Греции на рубеле V века до нашей эры и отражены в мифологии. Мифологизированные истории, будучи первичной формой исторического сознания, в которых субъект непосредственного действия персонифицирован в фигуру героя, по отношению к которой человеческие сообщества выступают в качестве средства и объекта волеизъявления творящей историю персоны, дают нам возможность проводить параллели временных пластов бытия, при которой прошлое становится вечностью, способной вторгаться в события настоящего. Достаточно напомнить тот факт, когда мать героя Троянской войны Ахилла, зная из предсказаний, что её сын погибнет на этой войне, спрятала его на одном из островов Эгейского моря.

Научное исследование проблемы психологии отклоняющегося поведения военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что данное социально-психологическое явление имело место в различных армиях, в том числе и российской.

Типичным примером нормативного закрепления ответственности ратных людей за различные формы отклоняющегося поведения можно считать действовавший в России Литовский статут 1529 года, содержащий раздел «Об обороне земской», где наряду с обязанностями военной службы указаны наказания за уклонение от явки на службу или «уход из войск до полного роспуска1».

В процессе укрепления государственности России изменялись нормативные установки, определяющие поведение «служивых людей». В них четко прописаны ответственность ратников за побег со службы, побег с ратного поля, содействие побегу, непослушание начальнику и т.д.

Дальнейшее усиление военного потенциала России из-за необходимости вести военные действия, направленные на расширение территориальных владений, повлекло за собой качественное изменение военной организации и, как следствие этого, изменение в нормах прохождения военной службы. Законодательное оформление Петром I положения о качественном отборе ратных людей и строгой ответственности воинов за побеги с государственной службы сыграли свою определенную роль в улучшении функционирования новой регулярной армии, созданной по западноевропейскому образцу. Были ужесточены наказания за бегство с поля боя, дезертирство, преступления против военной подчиненности и т.п.

Исследуя этот постоянно сопутствующий строительству вооруженных сил любого государства социальный феномен через призму законодательных актов, уложений и т.д., можно отметить, что уход с ратного поля, ослушание начальников, утеря оружия и т.д. признается отклоняющимся поведением военнослужащих, отрицательно сказывающимся на функционировании всех элементов военной организации.

Проблемам научного осмысления психологического содержания отдельных видов отклоняющегося поведения военнослужащих уделяли и такие виднейшие психологи запада как Г. Зиммель, Г. Лебон, Л. Бланж и другие. Особое внимание эти ученые обращали на анализ поведения военнослужащих, функционирование военной организации.

Решающим фактором, влияющим на исход войны, по мнению итальянского ученого Г. Шамбрау, является качество человеческого материала, его «боевой дух», присущий не всем народам, который надо формировать на основе культурных ценностей нации. Считая «боевой дух» некой обобщенной психологической характеристикой военнослужащего Г. Шамбрау полагал, что именно низкий уровень боевого духа детерминирует различные отклонения в поведении военнослужащих.

Изучение поведения военнослужащих, как в мирное, так и в военное время было в центре внимания и таких видных военных ученых запада, как Д. Рам, Б. Кисслинг, Клаузевиц, Мольтке и других. Особое внимание в их исследованиях было уделено анализу психологического состояния военнослужащих, формированию у них боевого духа, что, в свою очередь, позволяло уменьшить количество случаев отклонений в поведении военнослужащих. Так, например, французский генерал Юнг на базе большого статистического материала исследовал систему моральной подготовки французской армии. Он рассматривал ее в качестве одного из факторов, позволяющего укрепить воинскую дисциплину и снизить влияние негативных явлений, таких, как дезертирство, неповиновение командирам, членовредительство.

Рассматривая историю военно-психологической мысли, можно подчеркнуть, что отклоняющееся поведение военнослужащих было объектом научного анализа и многих российских военных ученых (Н.Н. Головина, Н.А. Корфа, Н.Л. Клало, Г.А. Леера и т.д.). Работы этих ученых относятся ко второй половине XIX века и связаны с зарождением военно-психологической науки в России.

В указанный период активно разрабатывается категориально понятийный аппарат военно-психологической науки, исследуются специфические явления, характерные для массовых армий того времени: «моральная упругость войск», «нравственные силы бойца», «боевой дух». В центре научного анализа этих ученых находится «воюющий человек», его поведение в бою, в том числе и некоторые формы отклоняющегося поведения, такие как дезертирство, членовредительство, уход с поля боя, неподчинение начальнику и т.д.

По мнению офицера Генерального штаба И.П. Маслова, «...главной причиной явлений военного искусства XVIII века была неблагонадежность бойца, получаемого при посредстве вербовки, бойца идейно и духовно вовсе не заинтересованного в исходе войны. Неизбежный результат этих условий - дезертирство - является страшилищем всех военных начальников этого периода. «Солдат убежит» - вот постоянно гнетущий их страх»2 [31. С. 254]. Одной из причин, способствующих формированию отклоняющегося поведения военнослужащих, по его мнению, являются низкие моральные качества солдат.

Особое место в исследовании проблем психологии отклоняющегося поведения военнослужащих занимают научные труды российского военного ученого Н.А. Корфа. Наряду с введением в научный оборот таких понятий, как «психофизическая сила» и «суточная сила», он предлагает командирам реальные методы для изучения психологических свойств личности военнослужащих, склонных к совершению различных форм отклоняющегося поведения: а) по собственным воспоминаниям о переживаниях и душевных состояниях солдата (у труса все гладко и отсутствует страх); б) наблюдение за поведением бойца перед боем (наличие суетливых движений); в) по отражению психического состояния бойцов на их сосудистой системе и внутренних органах (бледность или покраснение кожных покровов лица).

Особое внимание формированию нравственного элемента у войск как необходимого средства для поддержания нормативного поведения военнослужащих на основе религиозного сознания, уделял российский военный ученый П.П. Яковлев. Он отмечал, что нравственный элемент формирует такие психологические чувства у солдат, как взаимная выручка, способность переносить все трудности и лишения военной службы, храбрость, а это, в свою очередь, благоприятно влияло на исход военных сражений и сокращало число дезертиров и беглецов.

Большой вклад в становление военной психологии, в частности в изучение проблем, связанных с отклоняющимся поведением военнослужащих, внес военный ученый Г.А. Леер. По его мнению, «... основная причина успехов и неудач на войне зависит от роли психологического фактора на войне», под которым он понимал человека как главное орудие войны. Согласно его взглядам, для исключения негативных явлений в армии, в том числе различных отклонений в поведении военнослужащих, важным является формирование нравственных начал личности воина. Решение этого важного вопроса профессор Г.А. Леер рассматривал через процесс становления и формирования личности бойца.

Поражение армии в русско-японской войне заставило российских военных ученых внимательно проанализировать причины неудач, которые преследовали русскую армию. Перед ними реально обозначились проблемы, связанные с теоретическим осмыслением накопленного эмпирического материала о ходе военной компании 1904 - 1905 годов, более углубленным изучением реального положения дел в обществе и армии. Проведенные исследования наглядно продемонстрировали содержание социально-психологических процессов и явлений, имевших место в русской армии того периода, в том числе и различные формы отклоняющегося поведения (паника, дезертирство, членовредительство, неисполнение приказов начальников и т.д.), оказавшие значительное влияние на исход большинства сражений.

Показательны в этом смысле исследования, проведенные психологом Г. Шумковым. Главную задачу командира он видел в строгом определении наличия психического расстройства у военнослужащего, чтобы под видом душевнобольных не пропустить симулянтов - лиц психически здоровых, желавших избежать военной службы, т. е. уклониться от нее. Им же были определены (в результате клинических наблюдений за поведением больных) основные симптомы душевных расстройств: бессвязная речь (бормотание), потеря ориентации и пространстве и времени, отсутствие аппетита, бессонница и т.д., продолжающиеся длительное время.

Исключительное внимание исследованию свойств бойца уделяет российский военный психолог, офицер Генерального штаба Н.Н. Головин. При изучении проблем моральной упругости армии его в не меньшей мере интересовали проблемы паники, душевных расстройств и других психологических состояний военнослужащих, как во время боевых действий, так и после них. Исследуя механизмы формирования у военнослужащих мотивации на уклонение от боевых действий как специфической формы выполнения обязанностей военной службы, он считал, что в их основе лежит борьба двух мотивов: стремление к победе и инстинкт самосохранения.

Дальнейший анализ проблемы психологии отклоняющегося поведения показывает, что вновь созданная Красная армия буквально с первых дней своего существования столкнулась с этим негативным явлением. Самой распространенной формой отклоняющегося поведения, которая приобрела массовый характер в Красной армии, явилось уклонение от военной службы. Только за период с 1918 по 1919 год от мобилизации в ряды Красной Армии уклонилось 917.250 человек, с февраля по август 1919 года было задержано 399.058 дезертиров, все они были возвращены в свои части. Также были зарегистрированы и такие случаи уклонений от военной службы как дезертирство, с переходом на сторону врага, за два месяца 1919 года таких случаев было зарегистрировано около 4,5 тысяч. Только чрезвычайные меры, предпринятые молодым Советским правительством, позволили остановить развал армии. Примером может служить принятый ВЦИК декрет «О сроке службы в Рабоче-крестьянской Красной Армии» от 22 апреля 1918 года. В нем определены основные обязанности, сроки службы красноармейцев, а также виды наказаний М самовольное оставление части, дезертирство, неисполнение приказа, симуляцию и членовредительство4.

После победы в Гражданской войне перед молодым советским государством, которое проходило этапы своего становления в полной изоляции и враждебном окружении, встала проблема его защиты. Особое внимание при решении этой задачи было уделено созданию новых вооруженных сил, которые по своим качественным показателям превосходили бы армии противника, формированию «идейного бойца», которому в силу своей классовой принадлежности чужды мародерство, паника, страх, дезертирство, что характерно для буржуазных армий. Необходимость научного познания социально-психологических процессов, происходящих не только в обществе, но и в армии, стало важнейшим принципом деятельности Советского государства. Так, в 1918 году в постановлении Совнаркома «О социалистической академии общественных наук» В.И. Ленин указывал, что необходимо одной из первоочередных задач поставить ряд психологических исследований. В связи с этим в первые годы советской власти, а также в период подготовки и проведения военных реформ 20 - 30 г.г. военно-психологические исследования в Красной армии получили широкое распространение. Исследования, проводимые советскими военными учеными, такими как В. Геронимус, Б. Жерве, С. Орловский, С. Оликов, были нацелены на изучение психологического состояния военнослужащих, уровня политической грамотности красноармейцев, состояние военной дисциплины и т.д., что, в свою очередь, позволяло эффективно бороться с различными формами отклоняющегося поведения военнослужащих.

До середины 30-х годов Главным управлением РККА издавались статистические справочники, характеризующие личный состав армии и флота: его политико-моральное состояние, состояние воинской дисциплины, число преступлений и т.д.

В годы Великой Отечественной войны проблема отклонений в поведении военнослужащих выдвигается в число актуальных и важных задач военной теории и практики. Важность решаемой задачи по борьбе с этим негативным психологическим явлением обусловлена формами его проявления и масштабами. Только в 1942 году за членовредительство было осуждено 128 тысяч красноармейцев. Государственное и военное руководство уделяло значительное внимание преодолению и предупреждению фактов дезертирства, паники и членовредительства. Четкая организация боевой деятельности, непрерывная партийно-политическая работа, личная отвага офицеров, направление в штрафные батальоны и роты - все эти мероприятия позволили значительно сократить число фактов отклонений в поведении и добиться победы над врагом.

В результате своего эволюционного развития исследуемое понятие (отклоняющееся поведение военнослужащих) нашло свое отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в дисциплинарном уставе ВС РФ.

Следует отметить, что до середины 80-х годов военными учеными, такими как А.В. Барабанщиков, М.П. Бережнов, В.Н. Ковалев, В.П. Федотов и другие, были достаточно широко изучены проблемы взаимоотношений в воинских коллективах, создание в них здорового морально-психологического климата и укрепления воинской дисциплины. Однако в этих работах изучение поведения военнослужащих в армейских коллективах проводилось в условиях стабильного общества. Вследствие этого негативные явления в жизнедеятельности воинских коллективов, такие, как самовольное оставление части, неисполнение приказа, хищение оружия и боеприпасов, членовредительство, убийство и т.д., рассматривались как единичные случаи, не характерные для армии социалистического типа. Неформальная организация как составная часть воинского коллектива, по их мнению, была направлена в основном на удовлетворение положительных потребностей военнослужащих, связанных с оказанием помощи в освоении военной специальности, поддержки друг друга, общения на базе взаимной симпатии.

Таким образом, необходимо отметить, что различные формы отклоняющегося поведения в традиционной советской психологической школе характеризовались отказом от норм и ценностей военной службы, наносившим определенный вред функционированию военной организации.

Изучение отечественной военно-научной литературы позволяет с определенной долей условности классифицировать научную деятельность в области разработки методологических и теоретических аспектов психологии отклоняющегося поведения личности в условиях военной службы по следующим направлениям.

Первое направление представляет серьезные методологические наработки военных ученых, рассматривающих все многообразие психологических процессов и явлений, связанных с дисциплинированным поведением военнослужащих. В их трудах предметом изучения главным образом являются наиболее общие законы, закономерности, тенденции психологического процесса формирования дисциплинированной личности военнослужащего, принципы и методы его научного анализа.

Особый интерес в этом отношении представляет собой работа В.Т. Доценко. Ученый в ней отмечает, что формирование психологических основ дисциплинированного поведения является прочной основой, позволяющей уменьшить число отклонений в поведении военнослужащих.

Автором были изучены психологические особенности личности военнослужащего, которые ведут к снижению уровня воинской дисциплины, т.е. увеличению числа ее нарушений, что в конечном итоге рассматривается как отклонения. Такими особенностями являются: повышенный уровень риска службы, сенсорная депривация, гиподинамия.

Второе направление объединяет в себе теоретические исследования отдельных форм отклоняющегося поведения военнослужащих. Анализ различных девиаций, таких как неуставные взаимоотношения, уклонения от военной службы, суициды, агрессия, отрицательное лидерство, паника позволяет изучить различные аспекты отклоняющегося поведения, увидеть всю многогранность и многосторонность этого психологического явления.

Представляет большой практический интерес исследование одной из форм отклоняющегося поведения военнослужащих - неуставные взаимоотношения. Социально-психологическое содержание неуставных взаимоотношений различно, и данное социально-психологическое явление может зависеть от: индивидуальных или групповых искаженных способов самоутверждения военнослужащих в воинском коллективе; нервных срывов и реактивных состояний воинов; отрицательных привычек личности5.

Комплексное изучение неуставных взаимоотношений показало, что данный вид отклоняющегося поведения, заключающийся в нарушении норм и правил взаимоотношений, формируется в недрах воинского коллектива, в частности его неформальной организации, т.е. как следствие ее дисфункции.

Существенным вкладом в изучение психологии отклоняющегося поведения стали исследования суицидального поведения военнослужащих, которые позволяют рассматривать самоубийство как следствие социально-психологической дезадаптации личности военнослужащего в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. В частности классификация суицидальных явлений, разработанная А.В. Боенко, построена на основе психологической теории деятельности и включает в себя внутренние и внешние формы психических актов (пассивные суицидальные мысли, суицидальные намерения, суицидальные попытки и завершенные суициды). Значительный эмпирический материал позволил сделать выводы, что у военнослужащих, совершивших истинные попытки суицида, в большинстве случаев преобладали черты астенического и сенситивного типов акцентуации личности. Военнослужащие, совершившие демонстративную попытку, отличались, как правило, чертами истероидного и эпилентоидного типов акцентуации личности. Отличительной характерологической чертой суицидентов, совершивших аффективные попытки самоубийства, являлась эмоциональная лабильность.

Особый интерес представляет изучение психологии отклоняющегося поведения военнослужащих через призму агрессивности. Изучение агрессивного поведения военнослужащих показало, что следствием определенного типа агрессии, как правило, могут являться различные отклонения в их поведении. Многообразие агрессивных актов по параметрам устойчивости и интенсивности оценочного компонента следует подразделять на четыре класса:

ситуативно-защитная агрессия, оппозиционно-защитная агрессия, инструментальная агрессия, враждебная агрессия. Если ситуативно-защитная и инструментальная агрессии в большей степени обусловлены внешними причинами и почти не ведут к отклонениям в поведении, то оппозиционно-защитная, в значительной степени определяющаяся субъективным восприятием ситуации, может вызывать такие формы отклонений, как самовольное оставление части, нарушение правил несения караульной службы. «Ведущим мотивом для данного типа агрессивного поведения является болезненное и ущемленное самолюбие, чувство невозможности самореализации и самоутверждения»6.

Третье направление представляют работы методического плана, исследующие конфликтные ситуации как одну из причин формирования отклоняющегося поведения у военнослужащих.

Значительный вклад в изучение отклоняющегося поведения посредством анализа социально-психологических основ конфликтов во взаимоотношениях офицеров внес военный психолог А.Я. Анцупов. Отмечая в своей работе то обстоятельство, что неэффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «подчиненный - прямой начальник» приводит к отклонениям в поведении военнослужащих. Причем отклонения в поведении могут возникать как у подчиненного, так и у начальника. Это может выражаться в оскорблении, злоупотреблении служебным положением и т.д.

Особый интерес представляет изучение отклоняющегося поведения военнослужащих с позиций межличностных ролевых конфликтов. Межличностный ролевой конфликт представляет собой состояние ролевых взаимоотношений в группе в период Их перестройки в ответ на неспецифический внешний стимул. Он возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоотношения не отвечают требованиям новой ситуации. Большая часть этих конфликтов возникает по поводу решения основных служебных задач. Это, в свою очередь, приводит к таким отклонениям, как несвоевременное выполнение приказа, пререкания, неповиновение, халатное выполнение служебных обязанностей.

Необходимо отметить, что при всей многосторонности анализа психологии отклоняющегося поведения личности в армейской среде ученые-обществоведы особо пристальное внимание уделяли процессам формирования отклоняющегося поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на рядовых и сержантских должностях. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что основную массу отклонений в поведении военнослужащих составляют отклонения, совершенные этой категорией военнослужащих. Психологические особенности формирования отклоняющегося поведения особой статусной группы Вооруженных Сил РФ - офицерского корпуса - не изучались.

Проведенный анализ, кроме того, позволяет также с уверенностью констатировать, что благодаря работам многих военных ученых изучены различные психологические аспекты отклоняющегося поведения военнослужащих. Вместе с тем проблема отклоняющегося поведения военнослужащих в условиях военной службы как проблема психологии и в теоретико-методологическом и в методическом плане имеет немало «белых пятен». До сих пор психология отклоняющегося поведения в теоретическом плане остается недостаточно развитым и институционализированным направлением в отечественной военной психологии, нет однозначного определения изучаемого понятия, не разработан целостный психологический понятийно-категориальный аппарат, релевантная теоретическая концепция методики изучения психологии отклоняющегося поведения военнослужащих. Не вскрыты внутренние психологические механизмы процесса формирования отклонений в поведении военнослужащих, система факторов, влияющих на изучаемый социально-психологический феномен. В стадии оформления находится процесс разработки технологий минимизации этого психологического явления.

Современная теория психологии отклоняющегося поведения поставила на повестку дня ряд серьезных теоретических проблем, в частности вопросы о внутренних социально-психологических механизмах этого явления, факторах, определяющих интенсивность его формирования, о направленности отклонений под влиянием различных социально-психологических факторов, о влиянии функциональности военной организации на формирование отклонений в поведении военнослужащих и др. В то же время теоретическая разноголосица затрудняет формирование целостной устойчивой концептуальной модели, универсальной для социально-психологического анализа психологии отклоняющегося поведения, базирующейся на единстве методологии, теории и методики. Все это и многое другое представляет огромный интерес для психологии личности сегодня, обусловливая ее роль и место в системе психологического знания.

Литература:

1. Статут Великого Княжества Литовского. СПб., 1811.

2. Маслов И.П. Анализ нравственных сил бойца. - СПб., 1896.

3. Леер Г.А. Метод военных наук. - СПб., 1894.

4. Из истории гражданской войны в СССР. - М., изд-во Советская Россия, 1960., Т.1.

5. Съедин СИ., Крук В.М. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения. (Социально-психологический аспект). М.: ВПА. - 1990.

6. Дохолян СБ. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности. Автореферат дис. канд. психол. наук. - М, - 1998.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации