Разведывательные беспилотные летательные аппараты США

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ .ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"

Ежемесячный информационный бюллетень

№10/2000

Разведывательные беспилотные летательные аппараты США

В журнале Jane's Defence Weekly и ряде других изданий опубликованы некоторые данные о планах разработки и производства разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для армии, ВМС и корпуса морской пехоты США.

Командование армии США планирует реструктурировать воздушный компонент системы Prophet, предназначенной для картографирования рай-она боевых действий. Руководитель военных закупок по этой программе под-полковник Darrell считает, что в соответствии с указанным планом в каче-стве воздушного компонента системы вместо вертолетов UH-60 Black Hawk будут использоваться новые тактические БПЛА, а пилотируемые средства воздушной радиоэлектронной разведки (SIGINT) будут представлены само-летами Aerial Common Sensor (ACS).

Для выполнения реструктурированной программы будут заключены три контракта:

в начале 2001 фин. г. на проведение работ по уточнению содержания программы и определению возможностей снижения риска, связанного с ее выполнением (сумма контракта - 17 млн. долл.);

- в III квартале 2003 фин. г. - на опытно-конструкторские работы с опционом на производство, начиная с 2006 фин. г. 72 систем (сумма контрак-та - 40 млн. долл.);

- в начале 2006 фин. г. - полномасштабный контракт на серийное про-изводство (сумма контракта - 580 млн. долл.).

Определение возможностей снижения риска, связанного с выполнением программы, будет проводиться совместно с Национальным агентством бе-зопасности (NSA).

В этой работе планируется провести испытания трех вариантов полезной нагрузки, установленных на БПЛА Shadow-400 и Shadow-600, разработан-ных корпорацией AAI. Указанные беспилотники представляют собой более крупные модификации БПЛА Shadow-200, контракт на разработку которого был заключен в конце 1999 г.

В число подлежащих испытаниям полезных нагрузок входят:

- комплект аппаратуры радиоэлектронной разведки (SIGINT);

- аппаратура радиоразведки (COMINT), работающая в диапазоне ча-стот 20 90 Мгц;

- аппаратура точного целеуказания, которая может быть интегрирова-на в систему бортовой радиоэлектронной аппаратуры самолета ACS.

К числу работ в области тактической воздушной разведки, проводимых в интересах армии США, относятся исследования возможностей снижения зву-ковой заметности БПЛА и разработка наземной станции радиоэлектронной разведки (РЭБ) модульной конструкции, которая может быть использована как для работы с самолетами ACS, так и в системе Prophet.

Система Prophet Air предназначена для замены другой системы РЭБ ЕН-60 Quickfix, финансирование модернизации которой прекращено и кото-рую планируется постепенно снять с вооружения. При этом в течение одного года будет существовать переходный период, когда боевые возможности воз-душной разведки окажутся ограниченными, поскольку последнюю систему Quickfix предполагается снять с вооружения в 2005 г., а беспилотные ком-плексы Prophet Air начнут поступать в войска в 2006 г. Подполковник Darrell считает, однако, что при наличии необходимых финансовых средств поступ-ление на вооружение этих комплексов может быть ускорено, что в полной мере обеспечит сохранение боевых возможностей воздушной разведки на пе-реходный период.

Упомянутый выше БПЛА Shadow-200 является разведывательным бес-пилотником ближнего действия и предназначен для разведки и обнаружения целей на бригадном уровне. Аппарат был выбран армией США на конкурс-ной основе. Другими претендентами были беспилотники Outrider и Hunter. Пробные полеты всех этих БПЛА проводились в октябре- ноябре 1999 г.

БПЛА Shadow-200 разработан компанией AAI небольшой дочерней компанией корпорации United Industrial и имеет следующие тактико-техни-ческие характеристики: длина 3,35 м; размах крыла 3,96 м; взлетная масса - 138 кг; масса полезной нагрузки - 27,2 кг; высота полета - 4570 м;

скорость - до 228 км/ч; силовая установка - роторно-поршневой двига-тель UEL AR.-741 мощностью 38 л. с., установленный в хвостовой части. Для запуска БПЛА используется пусковая установка с рельсовыми напра-вляющими, а для посадки - тормозной посадочный крюк.

Компания AAI и израильская фирма Israel Aircraft Industries были по-ставщиками БПЛА Pioneer для ВМС и корпуса морской пехоты США. Од-нако в настоящее время эти виды вооруженных сил планируют заменить Pioneer летательным аппаратом с вертикальным взлетом и посадкой. Что же касается армии, то она предложила компании AAI поставить беспилот-ную систему воздушной разведки, удовлетворяющую следующим основным требованиям:

- дальность действия не менее 50 км при продолжительности пат-рулирования в районе разведки 4 ч (в перспективе - 200 км при продолжи-тельности патрулирования З ч);

- полезная нагрузка - оптико-электронная/ИК разведывательная ап-паратура, средства связи и передачи данных;

- силовая установка бензиновый двигатель.

По данным на конец 1999 г. компания AAI могла поставить систему с дальностью действия 100 км, которая может быть увеличена до 125 км. Ее дальнейшее увеличение зависят от дальности действия бортовой аппара-туры линии передачи данных. На разведывательных БПЛА в качестве та-кой аппаратуры Армия хочет иметь единую аппаратуру передачи данных в тактическом звене (Tactical Common Data Link), максимальная дальность действия которой пока неизвестна.

Потребности армии составляют 44 системы воздушной разведки с БПЛА Shadow-200 в качестве воздушного компонента и оцениваются в 300 млн. долл. Пока же в конце 1999 г. был заключен контракт на сум-му 41,8 млн. долл., которым предусматривается изготовление малой серии. При полномасштабном производстве беспилотники будут несколько отли-чаться от изготовленных по этому контракту. Согласно пожеланиям заказ-чика, серийный образец БПЛА будет иметь конфигурацию Block 2, которой предусматриваются установка усовершенствованной бортовой оптико-электронной/ИК разведывательной аппаратуры и единой аппаратуры передачи данных в тактическом звене, а также возможность работы с тактической системой управления (TCS). Эта система разрабатывается Министерством обороны США как единая система управления для военных БПЛА. Конфи-гурацией Block 2 предусмотрена и возможность любых доработок, необходи-мость в которых может возникнуть после проведения начальных испытаний.

В состав каждой беспилотной разведывательной системы Shadow-200 войдут три БПЛА, две наземные станции управления, транспортная машина для перевозки БПЛА и машина обеспечения для перевозки обслуживающего персонала и необходимого оборудования.

Командование армии хочет начать испытания отдельных элементов си-стемы Shadow-200 как можно скорее, не дожидаясь ее поставки в полной комплектации. Испытания таких элементов планируется проводить в раз-личных условиях окружающей среды и электромагнитных помех. Критиче-ским контрольным рубежом будет март 2001 г., когда начнутся предвари-тельные войсковые испытания, для которых потребуется иметь две системы:

одну - для непосредственных испытаний, а другую - для подготовки бое-вого расчета. После завершения этих испытаний в конце 2001 фин. г. должен начаться этап полномасштабного серийного производства.

В связи с контрактами на разработку и производство БПЛА Shadow-200 выделение средств на боевое использование и материально-техническое обеспечение состоящих на вооружении армии беспилотников Hunter будет, по-видимому, весьма ограниченным. В перспективе армия может быть заин-тересована в приобретении усовершенствованного варианта БПЛА Shadow-200. Таким вариантом может быть беспилотник Shadow-600, имеющий боль-ший размах крыла, более мощный двигатель UEL 801 и относящийся к тому же классу БПЛА, что и Hunter.

Командование ВМС США приступает к разработке новой программы создания многоцелевого БПЛА с большими дальностью действия и боевы-ми возможностями по сравнению с беспилотными системами вертикального взлета и посадки малой дальности (до 200 км), разрабатываемыми в насто-ящее время. Поступление многоцелевых БПЛА средней дальности на воору-жение ожидается между 2006 и 2014 гг.

К числу задач, решаемых с помощью беспилотных систем, командование ВМС и корпуса морской пехоты относят подавление систем ПВО противни-ка, задачи командования и управления, наблюдение и разведку. Руководи-тель программ БПЛА для ВМС считает, что беспилотники могут обнару-живать транспортные средства (например, мобильные пусковые установки ракет Scud) и, используя легкие боевые средства поражения, препятство-вать движению этих целей до прибытия самолетов штурмовой авиации для нанесения по ним бомбовых ударов.

К февралю 2000 г. требования к тактико-техническим характеристикам нового БПЛА установлены не были. Как полагают, они будут аналогичны характеристикам разведывательного БПЛА ВВС США Predator (масса по-лезной нагрузки - 204 кг, продолжительность пребывания в удаленном на 740 км от места запуска районе разведки - 24 ч).

По опубликованным данным, ВМС заинтересованы в получении БПЛА, способного находиться в воздухе в течение 24 ч на удалении до 370 км от авианосной ударной группы или от экспедиционного отряда морской пехоты.

Специалисты ВМС рассматривали возможность создания морского вари-анта БПЛА Predator, но пришли к выводу, что изменения, проведение кото-рых необходимо для использования этого беспилотника с кораблей, являются слишком сложными.

Представлялось возможным использовать БПЛА Predator наземного ба-зирования с управлением его полетом с корабля. Этот вариант встретил, однако, решительные возражения со стороны ВВС США, которые никак не намерены передавать на любое время управление своими беспилотниками ни ВМС, ни какому-либо другому виду вооруженных сил.

В январе 2000 г. в собственности ВМС имелись два БПЛА Predator, кото-рые использовались в основном при разработке единой тактической станции управления (TCS), предназначенной для управления оперативным использованием беспилотников малой и средней дальности всех типов. Согласно пла-нам ВМС, эта станция будет главным наземным компонентом новой такти-ческой беспилотной многоцелевой системы. Помимо этого Predator исполь-зовался и при разработке концепции боевого использования указанной си-стемы. На работы в данном направлении будет выделено около 2 млн. долл.

Сроки поступления новых многоцелевых БПЛА на вооружение зависят в основном от того, каким техническим решениям ВМС отдадут предпо-чтение. Если будет сделан выбор в пользу сложных технологий, поставка БПЛА начнется в 2014 г. Относительно традиционная беспилотная система может быть готова к 2006 г.

Одним из вопросов для обсуждения в ближайшее время является вопрос о том, будет ли БПЛА платформой с вертикальным взлетом и посадкой или эти процедуры будут осуществляться обычным способом.

Стоимость программы создания многофункционального БПЛА для ВМС пока не определена. Основное финансирование потребуется не ранее 2002 г.

В качестве БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой ВМС выбрали на конкурсной основе беспилотник Model 379, разработанный компанией Northrop Grumman. В феврале 2000 г. с ней был заключен контракт на техническую разработку и изготовление этих аппаратов. Сумма контрак-та - 93,7 млн. долл. Другими претендентами на получение контракта были БПЛА с поворотными несущими винтами Eagle Eye компании Bell Helicopter и беспилотник Cypher компании Sikorsky.

БПЛА Model 379 предназначен для наблюдения, разведки, оценки ре-зультатов нанесенных ударов, ретрансляции радиосигналов и может дей-ствовать с небольших кораблей, имеющих вертолетную палубу.

Конструктивно беспилотник представляет собой модифицированный ва-риант вертолета Model 330 SP компании Schweizer. Свой первый полет, который продолжался 18 мин, БПЛА совершил в январе 2000 г. в науч-но-исследовательском центре ВМС США, расположенном в г. China Lake, шт. Калифорния, и занимающемся проблемами воздушной войны.

Требования ВМС к БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой сводятся к следующим: вертикальный взлет с полезной нагрузкой массой 91 кг; полет в район ведения разведки на дальность до 204 км, патрулирование в этом районе в течение 3 ч на высоте до 6100 м, возвращение и вертикальная посадка при скорости ветра до 46 км/ч в любом направлении.

Требование ВМС к скорости БПЛА - 370 км/ч - было впоследствии снято. В настоящее время БПЛА Model 379 имеет максимальную скорость 213 км/ч. Однако при условии придания аппарату большей обтекаемости установленный на нем двигатель Allison 250 компании Rolls-Royce сможет обеспечить максимальную скорость около 278 км/ч.

Для расширения боевых возможностей БПЛА Model 379 компания Northrop Grumman намерена интегрировать в состав бортовой радиоэлек-тронной аппаратуры автоматические системы управления полетом и посад-ки. В качестве последней может быть использована система посадки, разра-ботанная для пилотируемых вертолетов.

Контрактом, заключенным ВМС США с компанией Northrop Grummau, предусматривается поставка в середине 2001 г. одной беспилотной разве-дывательной системы, в состав которой входят три БПЛА Model 379, две наземные станции, удаленные терминалы для приема данных, а также три многоцелевые полезные нагрузки (оптико-электронные и ИК датчики, лазер-ный целеуказатель). С помощью этой аппаратуры можно идентифицировать цели, имеющие размеры танка, при максимальной наклонной дальности не менее 6,4 км. Войсковые испытания системы планируется начать в конце 2002 г. В дальнейшем ВМС планируют первоначально закупить 12, а кор-пус морской пехоты - 11 систем Model 379.

Сравнительно новым направлением работ по созданию БПЛА для ВМС США является разработка малогабаритных разведывательных беспилотников с воздушным стартом. Так, в конце 1999 г. научно-исследовательская лаборатория ВМС (NRL) провела летные испытания складывающегося ма-логабаритного БПЛА Extender, имеющего следующие тактико-технические характеристики: продолжительность пребывания в воздухе - 2,3 ч; мак-симальная дальность действия - не менее 160 км; крейсерская скорость полета - 72 км/ч; максимальная - 136 км/ч; при посадке - 56 км/ч; взлет-ная масса - 13,2 кг, масса полезной нагрузки - 2,25 кг; размах крыла в развернутом состоянии - 3,1 м; длина - 76 см.

В сложенном состоянии размеры упаковки с БПЛА составляют 76х76 х 45 см, что позволяет размещать их на самолетах типа Р-3 Orion. Эти само-леты и используются для воздушного старта, который начинается с вытал-кивания вручную упаковки с БПЛА через заднюю грузовую дверь. В воздухе раскрывается парашют-крыло, упаковка стабилизируется, развертывается БПЛА и сбрасывается парашют-крыло.

Корпус морской пехоты (КМП) США заключил контракт с компанией Sikorsky на поставку в 2000 г. двух опытных образцов БПЛА Cypher II и че-тырех наземных станций по программе Dragon Warrior. В контракте, сумма которого составляет 5,46 млн. долл., предусмотрен опцион на возможную поставку десяти серийных образцов, на что выделено 3,76 млн. долл.

К конструктивным особенностям БПЛА Cypher II относятся съемные крылья и туннельный толкающий воздушный винт. Основные тактико-тех-нические характеристики сводятся к следующим: продолжительность па-трулирования на удалении 185 км от места запуска 2ч; максимальная взлетная масса - 100 кг; масса полезной нагрузки - 20 кг; максимальная скорость полета с установленными крыльями - 230 км/ч; длина 2 м; раз-мах крыла 3 м (при проведении военных операций в городских условиях крылья могут быть сняты).

К оперативным возможностям БПЛА Cypher II относятся следующие:

доставка полезной нагрузки массой до 9,3 кг (например, датчиков, обеспечивающих заблаговременное обнаружение оружия массового пораже-ния) в точно указанное оператором место (путем сбрасывания или призем-ления в этом месте);

- использование БПЛА в качестве воздушного ретранслятора сигналов тактических линий связи, дальность действия которых ограничена дально-стью прямой видимости;

- действия с палуб патрульных кораблей в прибрежных районах (в кон-фигурации с установленными крыльями);

- возможность использования для управления действиями БПЛА пер-сонала с минимальной специальной подготовкой;

- полеты на малой высоте при небольшой скорости для обнаружения мин и точного определения их расположения с помощью соответствующей аппаратуры;

- установка удаленных датчиков по периметру зоны расположения войск с целью усиления их защиты;

- сбрасывание дымовых бомб, контейнеров со слезоточивым газом или других несмертельных веществ для обеспечения подавления массовых бес-порядков.

Беспилотник поступит в лабораторию по исследованию боевых действий КМП, где будет использован для испытаний различных полезных нагрузок и проверки разработанных концепций боевого использования БПЛА в ин-тересах КМП. В конце 1999 г. эта лаборатория сообщила о проведении конкурса на проведение научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ по созданию наземных машин без экипажа UGV (Unmanned Ground Vehicle), а также миниатюрных летательных аппаратов. На про-ведение этих работ выделяется примерно 2,5 млн. долл. К числу других вопросов, представляющих интерес для лаборатории, относятся следующие:

- возможное дополнительное размещение полезных нагрузок на БПЛА Cypher II (например, аппаратура радиопеленгации и определения местопо-ложения источников излучений);

- разработка недорогих способов передачи цифровых данных и видеоизображений с: БПЛА на наземные станции управления и с этих станций на пункты в тылу и возможности преимущественного использования для этих целей спутниковых линий;

- создание современной недорогой и легкой ретрансляционной аппара-туры связи, пригодной для установки на БПЛА самолетного и вертолетного типов, а также оснащение двигателем беспилотных летательных аппаратов типа парашют-крыло (unmanned powered parafoils);

- использование БПЛА или наземных машин без экипажа для выведе-ния из строя линий связи противника и гражданского оборудования, исполь-зующего глобальную спутниковую навигационную систему GPS;

- использование БПЛА или оснащенных двигателем беспилотных ле-тательных аппаратов типа парашют-крыло для установки на дальностях свыше 300 м с точностью 40 м датчиков, способных передавать получаемые разведывательные данные центрам управления с помощью спутниковых или самолетных ретрансляторов;

- разработка концепции создания оснащенных вооружением БПЛА, осо-бенно беспилотников многоразового использования.

ВВС США сосредоточили значительную часть своих усилий на приобре-тении БПЛА стратегической воздушной разведки RQ-4A Global Hawk.

В соответствии с программой демонстрации перспективных принципов технологических решений ВВС закупили пять беспилотников, из которых после завершения этой программы смогут получить только четыре, так как один аппарат разбился при проведении летных испытаний (проверяя работу системы обеспечения посадки, персонал ВВС по ошибке привел в действие аппаратуру подрыва БПЛА).

19 июня 1999 г. в ходе проведения в штатах Техас и Нью-Мексико еже-годных учений ПВО США Roving Sands начался этап оценки полезности БПЛА Global Hawk для ВВС США. Беспилотник взлетел с авиабазы Эд-варде, шт. Калифорния, и прибыл в район ведения разведки, расположен-ный севернее испытательного ракетного полигона армии США White Sands, шт. Нью-Мексико. За время пребывания в этом районе с помощью бортовой разведывательной аппаратуры было получено 69 обзорных и детальных изо-бражений местности. Общая продолжительность полета - 12,8 ч. Второй полет состоялся 27 июня 1999 г. и продолжался 17,2 ч, из которых 12 ч БПЛА находился в районе ведения разведки. Качество изображений, полученных с помощью бортовой РЛС с синтезированной апертурой и переданных на зем-лю по линии передачи данных, специалисты по анализу разведывательных данных оценили как весьма высокое.

В сентябре 2000 г. после завершения этапа демонстрации перспективных принципов технологических решений и на основании полученных результа-тов ВВС США рассмотрят вопрос о переходе к рассчитанному на один-два года этапу технической разработки для серийного производства БПЛА.

На этом этапе главным для ВВС будет снижение стоимости беспилотника, который вместе с разведывательной аппаратурой первоначально оцени-вался в 10 млн. долл. (в ценах 1994 фин. г.). Однако такие показатели достиг-нуты не были, и в 1999 г. стоимость БПЛА составляла уже 14-15 млн. долл. В то же время бригадный генерал D. Nagy, который контролирует закупки ВВС США по программам воздушной разведки, считает, что даже при такой стоимости Global Hawk будет дешевле, чем сравнимый с ним пилотируемый разведывательный самолет.

В период технической разработки планируется также провести испыта-ния надежности системы индивидуальной защиты БПЛА от средств пора-жения.

Оценивая потребности ВВС США в беспилотниках Global Hawk, генерал D. Nagy считает, что для обеспечения только видовой разведки потребуется закупить 20 БПЛА или более. Если же будут приняты решения об исполь-зовании этого аппарата для решения и других задач (например, для радио-электронной разведки или в качестве воздушного узла связи), потребуется иметь более 40 БПЛА.

Для ведения видовой разведки в качестве разведывательной аппаратуры будут использоваться оптико-электронные и ИК датчики и РЛС с синтези-рованной апертурой.

Выпускающая БПЛА Global Hawk компания Northrop Grumman может выпускать в год до десяти аппаратов. По ее данным, потребности ВВС США составят в конечном итоге не менее 100 беспилотников. Интерес к этому аппарату проявили также ФРГ, Израиль, Швеция и Великобритания.

В перспективном плане компания Northrop Grumman рассматривает возможность создания малозаметного БПЛА Block 10 Global Hawk, осна-щенного различными видами полезной нагрузки. Малозаметность позволит использовать Global Hawk вместо БПЛА оперативно-тактической разведки Dark Star, работы по созданию которого прекращены.

Awiation Week & Space Technology.- 1999 .--- July 12 .- P. 53;

2000 .- January 1 .- P. 44; 2000 .- January 24 . - P. 30; 2000 .- January 31 .'- P. 37.

Jane's Defence Weekly.-- 2000 . - 16 February. - P. 16; 1999 .- 6 October.- P. 10.

Jane's International Defense Review. 1999 .- № 12 . P. 20; 2000 . - № 1 .- P. 13. Flight International.-- 1999 .- 15-21 December.- P. 20.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации