О формировании ядерных сил Индии
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ"
Ежемесячный информационный бюллетень
12/0
О формировании ядерных сил Индии
В январе 2003 г. СМИ США и Запада опубликовали информационные сообщения о принятии правительством Индии ядерной доктрины страны, введение ее в действие и о проведении связанных с ней мероприятий, обес-печивающих создание структур и органов управления ядерными силами и контроля за содержанием и применением ядерного оружия (ЯО).
4 января 2003 г. правительственный комитет по безопасности Республи-ки Индия принял решение и официально объявил о введении в действие ядерной доктрины страны и о реализации плана создания специальной ко-мандно-управленческой структуры руководства ядерными силами, их стро-ительством, оперативным развертыванием, подготовкой и применением.
Планом предусматривается формирование высшей командно-у правлен-ческой структуры при премьер-министре правительства страны NCA (Nuclear Command Authority) и командования ядерными силами NCC (Nuclear Command arid Control).
Премьер-министр Индии этим решением формально наделяется правом принятия решений на применение ядерных сил (получает в руки "ядерную кнопку").
Официальная ядерная доктрина Индии именуется "Доктриной мини-мального ядерного сдерживания" MND (Minimal Nuclear Deterrance) и пре-дусматривает применение ядерных сил в ответ на агрессию против Индии с применением ядерного, химического и бактериологического (биологическо-го) оружия массового поражения.
Ядерная доктрина Индии начала разрабатываться после проведения в мае 1998 г. очередной (второй по счету) серии испытаний ядерных устройств военного назначения (практически одновременно с такими же испытаниями в Пакистане). О начале разработки ядерной стратегии 15 августа 1998 г. официально объявил премьер-министр Индии Atal Behari Vajapayee. В сен-тябре 1998 г. в Индии для подготовки проекта ядерной доктрины были созданы специальные группы из числа ученых-ядерщиков национального агентства по ядерной энергии, военных специалистов штабов видов ВС и других государственных структур.
Руководство Индии и ее ВС сформулировали цели и основное содержание будущей военной ядерной доктрины страны, назвав "Доктриной минималь-ного ядерного сдерживания".
Ядерное сдерживание, согласно доктрине, осуществляется наличием у страны боеготовых, развернутых ядерных сил и средств всех трех видов ВС, политической волей и решимостью руководства Индии нанести адекватный ответный ядерный удар противнику в ответ на нападение с применением ядерного и другого оружия массового поражения против Индии.
В официальном заявлении правительственного комитета по безопасности Индии (CCS) о принятии ядерной доктрины от 4 января 2003 г. Содержится предупреждение потенциальным противникам, в первую очередь Пакиста-ну, о том, что на первый ядерный удар против Индии и/или ее В С ответ будет "массированным с целью нанести агрессору невосполнимый ущерб".
Индийские офицеры считают, что предупреждение о "массированном возмездии" предназначено руководству Пакистана с тем, чтобы предупре-дить о недопустимости применения им тактического ядерного оружия и ядерных ракет ТВД или ХБРО против группировок ВС Индии, развернутых на ее собственной территории.
Известно, что Индия и Пакистан подписали и ратифицировали меж-дународную Конвенцию по химическому оружию, но Пакистан при этом применение химического оружия поставил в зависимость от "национальных интересов".
В этом заявлении подтверждалась также ранее официально выражен-ная готовность Индии присоединиться к многосторонним международным соглашениям по контролю за вооружениями, продолжать соблюдать мора-торий на ядерные испытания, приверженность политике глобального ра-зоружения и строго контроля за экспортом "чувствительных технологий и материалов". Подтверждалось также намерение Индии в максимальной степени воздерживаться от использования ядерного оружия и установить "абсолютный политический контроль над ядерными силами и ядерным ору-жием" .
Новым важным элементом официального заявления о ядерной доктри-не является решение о создании особого командования ядерными силами и соответствующих структур управления, связи, контроля за ядерными сила-ми, ядерным оружием и его носителями. По мнению военных обозревателей Индии и Запада, это решение было давно назревшим и явно запоздалым, по-скольку тревогу за рубежом вызывало отсутствие у Индии системы контро-ля за ЯО, обеспечения его сохранности, требуемого технического состояния и безопасности.
Политическое руководство Индии выразило также намерение гибко под-ходить к применению всех видов оружия массового поражения.
Высшая командно-управленческая структура руководства ядерными си-лами (NCA) по замыслу планируется двухуровневой.
I. Высший военно-политический орган в структуре управления предста-влен Политическим советом (Political Council) во главе с премьер-министром правительства страны.
На Политический совет возлагается задача руководства и контроля за ядерными силами. Этот политический орган является высшим и единствен-ным государственным органом, наделенным властью принимать оконча-тельные решения о статусе ядерных сил и средств, их оперативной и боевой готовности, о боевом развертывании и применении ядерных сил.
II. Исполнительный орган, подчиненный Политическому совету, пред-ставлен исполнительным советом (Executive Council) во главе с советни-ком по национальной безопасности при правительстве (National Security Adviser).
Советником по национальной безопасности на январь 2003 г. является Mifra.
Задача исполнительного совета состоит в организации реализации ре-шений Политического совета по строительству и развитию ядерных сил и постоянный контроль за исполнением решений; оказание практической помощи командованию ядерных сил в их строительстве, подготовке и под-держании готовности.
В структуре оперативного управления вооруженными силами создается командование ядерными силами (NCC --- Nuclear Command and Control), в подчинение которому переходят ядерные силы и средства ТН, ОТН СН Армии, ВВС и ВМС.
По существу это объединенное командование ядерными силами ВС, от-вечающее за комплектование, оснащение, оперативную и боевую подготовку, оперативное развертывание, состояние оперативной и боевой готовности и боевое применение ядерных сил в соответствии с решениями и по приказам высшего военно-политического руководства страны.
Министр обороны Индии G. Feruandes 8 января 2003 г. официально под-твердил решения о создании структуры управления и командования ядер-ными силами и заявил: "Мы создаем структуру командования ядерными силами. Как мы это делаем, никогда не будет обнародовано".
9 января 2003 г., комментируя официальное объявление о принятии ядер-ной доктрины Индии, генерал-майор в отставке и независимый военный ана-литик Индии М. Singh, заявил: "Решение комитета по безопасности кабинета министров страны от 4 января 2003 г. впервые формально объявляет о на-личии и введении в действие ядерной стратегии и доктрины Индии".
По оценкам иностранных военных аналитиков от 2000 2001 гг., Индия располагает возможностями для производства от 75 до 125 ядерных боеза-рядов различного типа и назначения.
По тем же оценкам, по состоянию на начало 2003 г. ВС Индии распола-гают носителями ядерного оружия:
- в составе сухопутных войск (армии): артсистемами 155-203 мм ка-либра (дальность стрельбы - до 32 км); БРМД TH/OTH "Prithvi-1/II" с дальностью стрельбы -- 150 250 км (сформирована одна бригада БРМД в составе 1218 подвижных ПУ);
в ВВС - самолетами-носителями ЯО (от 24 до 36 ед., в том числе "Mirage-2000D");
в ВМС - палубными самолетами-носителями (один авианосец; до 12 самолетов-носителей); торпедными дизель-электрическими ПЛ и ядерными торпедами.
В перспективе (не ранее 2005 г.) в составе ядерных сил Индии могут появиться ядерные БРОД ОТН/СН "Agni-2" с дальностью стрельбы 2000 2500 км. По зарубежным оценкам, оперативные потребности Индии в БРСД типа "Agni-2" оцениваются в 50 ед., и ВПК страны в состоянии обеспе-чить их производство; по состоянию на начало 2003 г. эта БРСД прошла три успешных полигонных испытания на дальность стрельбы порядка 2000-2200 км и готовится к запуску в производство.
После 2010 г. вполне возможно принятие на вооружение ядерных сил Индии БРПЛ "Agiii-З" с дальностью 3000 3500 км (в настоящее время эта БРПД готовится к проведению полигонных испытаний).
К 2015 г. планируется создать и развернуть МБР "Agni-4" (дальность свыше 10000 км), которая в настоящее время разрабатывается.
В ВМС к 2015 г. планируется развернуть одну -две атомные ПЛАРБ СН с ядерными БРПЛ СН/ОТН большой дальности (оперативные потребности ВМС Индии оцениваются в 4-6 ед. ПЛАРБ СН/ОТН), 1-2 ед. ПЛАРК с ядерными КР ОТН средней дальности до 500 800 км (в стадии разработ-ки находится КР "Sagarika" с проектной дальностью стрельбы 300-500 км) и до четырех многоцелевых АПЛ с крылатыми ракетами ТН/ОТН. Опера-тивные потребности ВМС Индии в ПЛАРК и ударных (многоцелевых) ПЛА оцениваются в 4-6 ед.
Создание боеспособных ядерных сил и надежной системы командования, управления, контроля, разведывательно-информационного обеспечения, свя-зи, по официальным оценкам высшего военного руководства страны, потре-бует расходов в объеме до 20 млрд. долл. в ближайшие шесть-семь лет.
За это время предстоит обеспечить разработку, производство, испытания и поставку в войска новых надежных платформ и носителей ядерных бо-езарядов для Армии, ВВС и ВМС; создать и развернуть разветвленную и достаточно неуязвимую общенациональную систему связи, компьютерного управления, разведки (включая космическую) информации (С ISR); раз-вернуть эффективные системы ПВО и ПРО центров управления, позиций ядерных сил и средств, промышленных центров, сформировать и развернуть специализированную систему тылового обеспечения и поддержки ядерных сил ТН/ОТН/СН. При этом, большую часть боевой техники и вооружения, необходимых высоких информационно-управленческих и других технологий предстоит закупить за рубежом (а в перспективе и освоить их производ-ство собственным ВПК Индии). Это касается, прежде всего, технологий ПВО/ПРО, космической разведывательной и коммуникационной техники, средств технического контроля ядерного оружия и систем управления.
Западные аналитики и обозреватели считают, что самостоятельно Ин-дия за такой срок может не справиться с реализацией столь масштабной программы развертывания ядерных сил даже при наличии необходимых де-нежных средств в силу отсутствия у страны опыта строительства и обслу-живания таких сложных сил, отсутствия многих необходимых технологий. Индии потребуется технологическая помощь со стороны зарубежных стран, в особенности России, Израиля, Франции.
Положение осложняется тем, что большие усилия и средства уже сейчас требуются для модернизации обычных ВС общего назначения. По официаль-ной оценке представителей военного руководства Индии, 40% вооружений и боевой техники ВС Индии устарело, не пригодно для боевого использования и требуют замены.
По современным оперативным требованиям вооруженных сил Индии, предъявляемым к оперативной и боевой готовности сил и средств регу-лярных ВС, минимум 65% вооружений и боевой техники должны быть в строю в полной готовности к боевому использованию в любой момент.
Для того, чтобы реально обеспечивать эти требования, ВС страны тре-буются немедленные ассигнования до 40 млрд. долл., в то время как весь во-енный бюджет страны в последние годы составлял от 13 до 16 млрд. долл. в год, а бюджет на закупки нового вооружения не превышал при этом 5 млрд. долл. в год.
Решение о создании командования ядерными силами и их оснащении вызвало острые споры между высшим военным руководством и правитель-ством по поводу разработки нового плана бюджетного обеспечения этих мероприятий с одновременным учетом неотложных нужд и потребностей модернизации и перевооружения обычных вооруженных сил на современное оружие и боевую технику.
По оценкам представителей высшего военного руководства Индии, орга-низация, развертывание и оснащение структуры командования и управле-ния ядерными силами потребует огромных средств, но правительство не сможет резко увеличивать военные бюджеты в ближайшие годы, поэтому отвлечение крупных средств на ядерные силы на данном этапе будет озна-чать существенное сокращение ассигнований и расходов на закупку новых обычных вооружений и боевой техники, на их обслуживание и боевую под-готовку ВС, что в конечном итоге серьезно подорвет боевую и оперативную готовность обычных сил.
В то же время высшее военно-политическое руководство Индии рассма-тривает задачу создания надежной системы командования и управления ядерными силами безусловно "приоритетной задачей дня'1, и ВС страны должны будут максимально эффективно использовать выделяемые ресур-сы для ее решения.
В январе 2003 г. министерство обороны Индии провело ряд важных совещаний высших офицеров МО и ВС, представителей правительства с участием военных, ученых и специалистов в сфере ядерных вооружений по выработке принципов формирования структуры ядерных сил и системы управления ими. По сведениям из кругов ученых-ядерщиков, участвовавших в этих совещаниях, правительство признало факт, что Индия не располага-ет возможностями собственными силами создать, обустроить и развернуть надежную и эффективную систему управления ядерными силами. В связи с такой оценкой правительство Индии планирует провести интенсивные пере-говоры на высоком уровне с правительствами России и Израиля с просьбой об оказании технической и иной помощи в строительстве структуры систе-мы контроля, командования и управления ядерными силами и средствами в Индии.
Ученые-ядерщики Индии и западные обозреватели считают, что для страны это будет весьма важная, но трудная задача. С одной стороны, Индия должна, прежде всего, сама определить структуру собственного ядерного ко-мандования и ядерных сил, перечень того, что ей необходимо получить и как это можно получить или закупить для оснащения командования и структур управления ядерными силами. С другой стороны, то, что Дели желает и может получить от России и Израиля, тоже представляет большой вопрос.
Израиль категорически отказывается признать наличие у себя ядерных возможностей (хотя практически все военные аналитики считают Израиль государством, обладающим военными ядерными возможностями) и обсу-ждать какие-либо проблемы, связанные с такими силами и возможностями. По мнению одного из израильских генералов, нет никаких шансов на то, что Израиль станет обсуждать с Индией проблемы ядерных сил, и будет крайне удивительно для Израиля, если Индия обратится с такой просьбой. Предста-вители Израиля признают расширение военно-технического сотрудничества с Индией, но только в сфере обычных вооружений и технологий.
России с технической точки зрения, по мнению главы московского отде-ления вашингтонского центра оборонной информации И. Сафрончука, будет не трудно оказать Индии помощь в организации структуры командования, управления и контроля ядерных сил, но определенные политические аспекты могут затруднить предоставление такой помощи. Российские специалисты, по мнению И. Сафрончука, могут помочь Индии в организации командных пунктов различных сил, их оснащении, в организации системы надежной связи между ними и пунктами других уровней управления; Россия может также предоставить Индии некоторые контрольные индикаторы, связанные с оценками состояния ядерного оружия или с характерными признаками подготовки ядерного удара со стороны противника. Но оказание помощи в организации боевого управления ядерными силами будет затруднено опре-деленными политическими последствиями такого шага.
После того, как Индия и Пакистан в мае 1998 г. провели одновременно серии ядерных испытаний и объявили себя ядерными державами, мир раз-делился в оценках этого их шага и по вопросу о том, помогать ли Индии и Пакистану в создании у них надежных и эффективных систем контроля за их ядерными силами и в обеспечении их гарантированной безопасности, или предоставить им самим решать эти проблемы и рисковать появлением новых ядерных паразитов, считает И. Сафрончук.
По мнению И. Сафрончука и других аналитиков, пока в мире не будет разрешена эта дилемма, России будет весьма сложно объяснить мирово-му сообществу и, особенно Соединенным Штатам, свое решение оказывать помощь Индии в такой специфической и чувствительной сфере, как сфера ядерных вооружений и их распространение.
В определенной степени такая помощь Индии со стороны России может быть оправдана только с позиций оценки Индии как "ответственной ядер-ной державы", противостоящей ядерному Пакистану, который критикуется многими странами, в том числе и Россией за сползание к "безответственной ядерной политике".
Между тем правительство Индии, как сообщают зарубежные СМИ, ра-ботает над новой масштабной инициативой в сфере ВТС по которой ставка делается на партнерство с Израилем, который, по оценкам индийских ана-литиков, в ближайшие пять лет превзойдет Россию в качестве основного зарубежного поставщика ВС Индии современных вооружений и боевой тех-ники.
Министерство обороны Индии уже инициировало диалог с Израилем, в результате которого, как ожидается, Израиль проведет переговоры с Инди-ей о продаже и поставках ВС Индии производимых в Израиле вооружений и техники, причем на условиях (по ценам и другим аспектам) договорных поставок, как в собственные ВС. По этому поводу официальный представи-тель МО Индии заявил: "Если с Израилем будет достигнуто соглашение, то это приведет к ускоренным поставкам израильских вооружений и превратит Израиль в основного поставщика вооружений ВС Индии в ближайшие пять лет".
В настоящее время МО Индии приглашает израильские компании пред-ставлять образцы систем военной техники, вооружения и связанных с ни-ми электронных систем управления для проведения испытаний и оценки в Индии, на основе которых специальные переговорные группы сторон будут определять наивыгоднейшие условия и стоимость конкретных сделок по по-ставкам определенных систем вооружений в Индию с, учетом стоимости, сроков, количественных параметров.
Министр обороны Индии D. Fernandes недавно подтвердил, что связи в сфере ВТС с Израилем весьма прочные и будут развиваться дальше. По состоянию на февраль 2003 г., Израиль занимает второе место после Рос-сии среди крупнейших поставщиков вооружений Индии: объем его поставок Индии составляет в стоимостном выражении 1,5-3 млрд. долл. ежегодно, а российских поставок оружия в Индию - свыше 2 млрд. долл. ежегодно.
Перечень основных запросов Индии по закупке вооружений в Израиле включает:
системы ПРО/ПВО "Arrow";
РЛС раннего предупреждения и управления авиацией типа "Elta Phalcon";
-- свыше 200 ед. беспилотных аппаратов (UAV), включая варианты так-тического (ударного) назначения;
- дополнительное количество корабельных ЗРК ПВО/ПРО типа "Barak" для перевооружения кораблей ВМС Индии;
- поставка современных систем авионики для оснащения боевых само-летов ВВС Индии;
- свыше 100 боевых и многоцелевых (транспортно-десантных и других) вертолетов;
- поставки совершенных тактических АУРС классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность";
- поставки совершенных авиационных и других тренажеров;
- поставка технологий для создания совершенных управленческо-ин-формационных, командно-контрольных и разведывательных электронно-компьютерных комплексов и развертывания их сетей в Индии в системах военного управления;
- оборудование и технику для модернизации российского вооружения в ВС Индии, включая танки Т-72, самолеты Ил-76 и ЗРК ПВО;
- боеприпасы и технологии их производства для армии, ВВС и ВМС Индии;
- поставки гаубиц и других артсистем, включая передачу технологий для их лицензионного производства на предприятиях ВПК Индии;
- поставки Индии систем и сенсоров охраны и контроля границ.
По словам полковника в отставке Y. Rubin, регионального директора израильского агентства экспорта вооружений Sibat Arms Export Authority, в настоящее время действует свыше 12 крупномасштабных соглашений в сфере ВТС между Индией и Израилем, и в будущем ожидается увеличение их количества.
Jane's Defense Weekly. - 2003. January 15.- P. 12.
Defense News.- 2003.- January 27. P. 13.
Defense News. 2003. - March 10. P. 34.