Об обеспечении деятельности МКС

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ,

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ

И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ

ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

Серия: "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ"

Ежемесячный информационный бюллетень

№11/0

Об обеспечении деятельности МКС

Журнал Aviation Week &: Space Technology информирует о возможных изменениях в планах использования международной космической станции (МКС) и дальнейшего обеспечения ее деятельности в связи с прекращением полетов американских "челноков" после гибели ВКК "Columbia".

Специалисты, разрабатывающие варианты деятельности МКС без использования космических "челноков" НАСА, как ожидалось, должны были принять решение о начале подготовки специального экипажа замены, состоящего, предположительно, из двух астронавтов, который должен был сменить экипаж из трех человек, находившийся на борту МКС.

Такое решение позволило бы участникам программы МКС располагать несколько большим временем для принятия решения о дальнейших действиях, учитывая возникновение проблем с обеспечением водой и сокращением технического ресурса космического корабля спасения (ККС) станции. Требовалось решить вопрос о возможности и способах использования запланированного на 26 апреля 2003 г. полета космического "такси" нового ККС "Союз" для замены членов шестой экспедиции, которую планировалось вернуть на Землю в марте с помощью ВКК "Atlantis".

Поскольку ВКК "Atlantis" и два других уцелевших "челнока" не выполняют полеты после катастрофы ВКК "Columbia", менеджеры могли изменить состав седьмой экспедиции, включающей российских космонавтов А. Калери, Ю. Маленченко и американского астронавта Ed Lu, и ввести в нее менее специализированную команду, которая будет поддерживать МКС до возобновления ее нормальной деятельности или до прибытия на станцию нового экипажа. Планировавшийся состав экипажа космического "такси" с космонавтом Г. Падалкой и астронавтом Европейского космического агентства (ЕКА) из Испании мог быть также изменен, поскольку представители НАСА считали необходимым иметь на МКС по меньшей мере одного астронавта, подготовленного для обслуживания и ремонта систем американского производства.

Российская сторона полагала, что она сможет обеспечить с помощью транспортных космических кораблей (ТКК) "Прогресс" доставку сухих грузов и топлива, необходимых для поддержания работы станции в течение сколь угодно длительного времени. Однако основным источником водоснабжения МКС были "челноки", вода на которых вырабатывалась топливными элементами. При их отсутствии обеспечение будущих экипажей МКС из трех человек, потребляющих ежесуточно 4-5 л воды, станет проблематичным.

В результате менеджеры программы в Хьюстоне и Москве до начала полетов американских "челноков" с целью сбережения ресурсов рассматривали целесообразность перехода на экипаж из двух человек. Решение должно было быть принято очень быстро, так как ККС "Союз", состыкованный с МКС, должен был быть заменен не позднее начала мая.

Этот корабль является первым вариантом ККС "Союз-ТМА", модификацией, созданной специально для МКС. Российские конструкторы рассматривали его миссию в качестве квалификационного полета и рассчитывали, что ККС будет находиться на орбите не более 188 су т и вернется на Землю 26 апреля 2003 г., сообщил администратор НАСА по космическим полетам W. R. Readdy.

По словам менеджера интеграции систем НАСА М. Uhran, за рамками краткосрочного решения в отношении экипажа космического "такси", запланированного на апрель 2003 г., инженеры программы МКС космического центра им. Джонсона подготовили несколько вариантов решений, которыми будут руководствоваться при планировании деятельности МКС. За исключением проблем подготовки экипажей, НАСА обладает определенной гибкостью, поскольку МКС находится в стабильном состоянии, а ее экипаж - в безопасности.

ТКК "Прогресс", состыкованный с МКС 4 февраля, 11 февраля повысил высоту орбиты станции приблизительно на 10 км, используя свои бортовые двигатели, сообщили в московском ЦУП. По оценкам российских специалистов, запуска к станции еще одного ТКК "Прогресс" в текущем году и шести в следующем будет достаточно для поддержания МКС на заданной орбите.

Изготовитель ТКК "Прогресс" РКЦ "Энергия" имеет 12 таких транспортных кораблей, находящихся на различной стадии строительства, и может обеспечить необходимое количество ТКК в нужные сроки, если их производство будет профинансировано. Однако инцидент с ВКК "Columbia" усилил напряженность выполнения и так хронически недофинансируемой российской космической программы.

Агентство "Росавиакосмос" рассчитывало выполнить по крайней мере два полета космического "такси" на МКС с двумя космическими туристами, получив при этом около 40 млн долл., но после инцидента исполнение намеченных планов пришлось отложить. Эти средства должны были пополнить скромный бюджет российской части программы МКС, составивший в 2003 г. 130 млн. долл. Данной суммы было бы достаточно лишь для покрытия расходов, связанных со строительством трех ТКК "Прогресс" и двух КК "Союз".

Партнеры из НАСА могли бы оказать России помощь в ускорении строительства, однако законодательство США препятствует этому из-за продажи Россией военных технологий Ирану. Участники программы МКС стремятся решить эту проблему, но реальные действия не будут предприняты до тех пор, пока не станет ясно, как долго "челноки" будут находиться под запретом полетов.

Как отметил М. Uhran, принятие решений в значительной мере будет зависеть от времени возобновления полетов "челноков". До прояснения ситуации американская сторона будет откладывать принятие решений и принимать их лишь по мере необходимости.

Также определяются новые объемы проводимых на МКС научных исследований в условиях отказа от полетов американских "челноков". Эксперименты, требующие транзита энергии с Земли на МКС, не могут быть обеспечены без использования "челноков", однако образцы и оборудование могут доставляться ТКК "Прогресс". Выполнение ряда экспериментов отложено на будущее.

Роль членов экипажей в научных экспериментах чрезвычайно важна и именно это обстоятельство является одной из причин сохранения МКС в пилотируемом режиме; кроме того, наличие экипажа снижает риск возникновения ЧП на самой станции. Несмотря на имеющуюся возможность управлять станцией из ЦУП в Хьюстоне и Москве, из опыта российских космических станций известно, что находящийся на орбите экипаж гораздо лучше устраняет неисправности и справляется с другими чрезвычайными происшествиями.

По словам командира шестой экспедиции К. Bowersox, также имеет значение стремление поддерживать постоянное присутствие человека в космосе. Перевод станции в непилотируемый режим не станет большой потерей. МКС будет по-прежнему находиться на орбите, по-прежнему будет оставаться возможность направлять на станцию миссии, однако с эмоциональной точки зрения желательно, чтобы станция постоянно была обитаемой.

Участники программы МКС согласовали план, в соответствии с которым орбитальная лаборатория будет работать в пилотируемом режиме по крайней мере в течение 18 мес. без участия трех "челноков" НАСА, но с использованием российских космических средств доставки.

На слушаниях в комитете по науке палаты представителей управляющих НАСА S. O'Keefe указал, что если план не удастся реализовать, то станция сможет работать без экипажа в течение года. Согласование проводилось 26 февраля 2003 г. в ходе телеконференции при участии всех сторон.

В соответствии с принятым планом, находившийся на МКС экипаж шестой экспедиции (Н. Бударин, К. Bowersox, D. Pettit) должен был вернуться на Землю в конце апреля или в начале мая на КК "Союз-ТМА", который был пристыкован к станции. Их должны были заменить американский астронавт Ed Lu и российский космонавт Ю. Маленченко, которые изначально проходили подготовку как члены экипажа седьмой экспедиции, состоящего из трех человек. Предполагалось, что они будут доставлены на МКС новым КК "Союз-ТМА", который будет служить кораблем спасения в течение их шестимесячной экспедиции.

Сокращение экипажа с трех до двух членов позволит сэкономить находящиеся на борту станции запасы, но без "челноков" большой грузоподъемности материально-техническое обеспечение станций будет оставаться напряженным. S. O'Keefe отметил, что на МКС имеется достаточное количество продовольствия и воды для обеспечения экипажа из трех человек в период до конца августа, но затем снабжение водой станет проблематичным

Планировалось, что экипаж из двух человек будет обслуживать системы станции, при необходимости производить ремонт, осуществлять научные эксперименты до тех пор, пока позволяют время и обеспечение. Если потребуется выход в открытый космос, астронавты будут действовать совместно, придерживаясь практики, выработанной на российских космических станциях.

Вполне вероятно, что "челноки" не возобновят полеты к моменту выработки в октябре технического ресурса ККС "Союз" седьмой эксплуатации. В таком случае Ю. Маленченко и Ed Lu используют его для возвращения на Землю, а их дублирующий экипаж в составе астронавта М. Foale и космонавта А. Калери прибудут на станцию на новом КК "Союз". М. Foale, находившийся на российской ОКС "Мир" во время ее столкновения с ТКК "Прогресс" в июне 1997 г., уже проходил подготовку в качестве командира восьмой экспедиции, когда был потерян ВКК "Columbia". А. Калери был третьим членом экипажа седьмой экспедиции.

В соответствии с достигнутым соглашением, Россия ускорит изготовление еще двух ТКК "Прогресс" и запланирует запуск одного из них на текущий год для организации поставок, которые должны были выполнить три других миссии ТКК "Прогресс".

S. O'Keefe отметил, что Европейское космическое агентство изящно разрешило проблему, согласившись выдать российской стороне кредиты за полеты своих астронавтов на космических "такси" КК "Союз", которые стали основным средством доставки экипажей на МКС.

По словам директора пилотируемых полетов ЕКА J. Feustel-Buechl, астронавты P. Duque (Испания) и A. Kuipers (Голландия) все же совершат полеты на МКС, но с шестимесячной задержкой. Ожидалось, что P. Duque, который должен был провести на станции неделю в апреле, уступит свое место одному из возвращающихся членов экипажа шестой экспедиции и полетит третьим на заменяющем КК "Союз" в октябре, а возвратится с экипажем седьмой экспедиции. В соответствии с контрактом стоимостью 32 млн. долл., заключенным ЕКА и Россией, A. Kuipers совершит аналогичную ротацию спустя шесть месяцев, в апреле 2004 г.

На заседании комитета по науке S. O'Keefe заявил, что достигнутое соглашение позволит продолжить функционирование МКС по крайней мере в течение 28 мес., а, возможно, и большего времени. Произведенные ранее оценки, согласно которым потребуется 2,5 члена экипажей лишь для поддержания станции в рабочем режиме, оказались чрезвычайно консервативными. Составлялись планы, предусматривающие выполнение научных программ в рамках лимитов времени и возможностей КК "Прогресс" и "Союз" по доставке научного оборудования и предметов снабжения. Однако, по мнению члена комитета демократа В. Gordon, к которому присоединился и S. O'Keefe, перевод станции в непилотируемый режим может быть произведен лишь в случае неудачной миссии при помощи ТКК "Прогресс". Если произойдет неудачный запуск с помощью РН "Союз" такого корабля, главной задачей которого является пополнение запасов, НАСА, вероятно, отдаст экипажу приказ возвращаться домой, заметил S. O'Keefe. В своем ответе В. Gordon, который является влиятельным членом подкомитета по космосу и аэронавтике, подчеркнул, что НАСА не оставит ни одного члена экипажа в неблагоприятных условиях жизни и деятельности в течение длительного времени. Учитывая ограниченность сферы деятельности астронавтов на МКС, всегда остается возможность доставки экипажа на Землю в возможно кратчайшие сроки.

Если экипаж будет снят с МКС, ситуацией можно управлять из ЦУП в Хьюстоне и Москве, по крайней мере до возникновения неисправности, требующей устранения при помощи астронавтов. Россия управляла работой ОКС "Мир" и других областей без присутствия экипажей в течение длительных промежутков времени. Контроллеры московского ЦУПа сумели осуществить безопасный вывод с орбиты ОКС "Мир" при дистанционном управлении и затопить ее в Тихом океане по истечении ее технического ресурса в марте 2001 г.

Aviation Week & Space Technology. 2003. 17 February. P. 26 27.

Aviation Week & Space Technology. 2003. 3 March. - P. 24.

* *

Журнал Aviation Week & Space Technology информирует о ситуации с доставкой экипажей посещения на международную космическую станцию (МКС) и обеспечением ее функционирования после прекращения полетов кораблей многоразового использования США

Руководители программы МКС в феврале 2003 г. заканчивали подготовку планов замены экипажа в целях обеспечения пребывания на МКС экипажей до начала совершения полетов космических кораблей многоразового использования. Также рассматривались европейские и российские предложения на ближне- и среднесрочную перспективу, касающиеся материально-технического обеспечения станции.

Находившийся на борту МКС экипаж должен был быть доставлен на Землю с помощью КК "Шаттл" в марте 2003 г. В связи с новыми обстоятельствами он должен был быть возвращен в ходе ранее планировавшегося полета космического "такси", связанного с заменой КК "Союз", использовавшегося как средство спасения. Этот полет первоначально намечался на 26 апреля. Однако руководитель агентства "Росавиакосмос" Ю. Коптев сообщил, что из-за проблем с готовностью корабля полет переносится на первую декаду мая.

Высказывались предположения о сокращении экипажа этой миссии с трех до двух человек с целью уменьшения потребления на МКС воды и других предметов обеспечения и о замене экипажа посещения, состоявшего из российского космонавта Г. Падалки и европейского астронавта P. Duque, на экипаж, знакомый с особенностями функционирования и ремонта бортовых систем МКС. Третье место, первоначально предназначавшееся для космического туриста, осталось свободным.

Согласно источнику в РКК "Энергия", экипаж обслуживания будет включать Г. Падалку и неназванного астронавта США, которые будут оставаться на борту МКС до полета космического "такси", намеченного на октябрь. В случае если американские КК "Шаттл" не будут совершать полеты, КК "Союз" доставит еще один российско-американский экипаж обслуживания, состоящий из двух человек, и европейского астронавта P. Duque, который пробудет на МКС в течение недели и возвратится с первым экипажем обслуживания на предыдущем КК "Союз".

Директор пилотируемых полетов ЕКА J. F. Feustel-Buechl заявил в середине февраля о том, что решение о сокращении экипажа еще не вынесено. Даже при принятии решения об экипаже из двух человек, P. Duque сможет остаться в составе миссии при условии, что один из трех астронавтов шестой экспедиции, находящихся на борту МКС (Н. Бударин, К. Bowersox или D. Pettit) останется еще на шесть месяцев.

Агентство "Росавиакосмос" тоже заинтересовано в сохранении P. Duque в составе экипажа, поскольку полет космического "такси" является частью контрактного обязательства перед ЕКА, заметил Ю. Коптев. P. Duque и A. Kuipers, который заявлен на полет "такси" в октябре, зимой проходили подготовку в Москве. Ожидалось, что в мае один из пребывавших на МКС американских астронавтов уступит свое место P. Duque, так как Н. Бударин нужен для управления КК "Союз". Складывающуюся ситуацию предполагалось обсудить в ходе телефонной конференции 21 февраля и окончательное решение должно было быть принято в течение нескольких суток, или, возможно, недель, сказал J. Feustel-Buechl.

Хотя замена экипажа основной экспедиции являлась самой неотложной задачей, партнеры по МКС обсуждали также способы доставки на МКС грузов без участия КК "Шаттл". Ю. Коптев указал, что приобретение семи дополнительных грузовых КК "Прогресс" (одного в 2003 г. и шести в 2004 г.), которые будут использоваться для материально-технического снабжения станции до конца 2004 г., потребует дополнительного финансирования в размере 87 млн. долл. Для того, чтобы "грузовики" были готовы вовремя, их изготовление необходимо начать сегодня, подчеркнул Ю. Коптев. На приобретение двух пилотируемых КК "Союз" и трех КК "Прогресс", заказанных на 2003 г., будет затрачен практически весь бюджет агентства "Росавиакосмос" на 2003 г. объемом 190-200 млн. долл., при этом 40% российской космической программы не будет профинансировано. Для удовлетворения потребности экипажа в питьевой воде, которую ранее доставляли КК "Шаттл", Россия предлагает также систему вторичной очистки воды "Родник", ранее использовавшуюся на КС "Мир". Как предполагал Ю. Коптев, обеспечение водой станет проблемой уже текущим летом. По вопросу выделения дополнительных средств "Росавиакосмос" вел переговоры с НАСА и другими международными партнерами, в частности, речь шла об оказании помощи в финансировании производства. Ю. Коптев 14 февраля 2003 г. проинформировал о состоянии дел на МКС президента В. Путина и получил заверение, что Россия сделает все необходимое для выполнения своих обязательств перед партнерами по космической станции.

Aviation Week & Space Technology. 2003. - 24 February. -P. 26 27.

Последствия отказа ступени "Блок ДМ-3"

Как указывается в журнале Aviation Week & Space Technology, неубедительные результаты проведенного в России расследования основной причины произошедшего в 2002 г. отказа верхней ступени "Блок ДМ-3" могут оказать большее отрицательное воздействие на компанию Sea Launch, чем на компанию International Launch Services (ILS), которая была организатором неудавшегося запуска.

Эксперты заявили, что, возможно, так и не удастся определить источник загрязнения, который, как полагают, стал причиной вывода на бесполезную орбиту самого большого из когда-либо построенных коммуникационных спутников "Astra IK" после запуска его ракетой-носителем "Протон".

Как отметил вице-президент компании ILS E. Laursen, возглавляющий независимую комиссию, которая рассматривает результаты деятельности российской государственной комиссии, расследовавшей неудачный запуск 26 ноября 2002 г., послеполетные тесты оставшихся запасов топлива верхней ступени (синтетического керосина) исключают предположение, что источником "посторонних частиц", приведших к отказу, явилось топливо.

Использующийся в ступени "Блок ДМ-3" ракетный двигатель РД-58С может работать на керосине или на более плотном синтетическом топливе "синтин", разработанном РКК "Энергия" и позволяющем придать ступени более высокий удельный импульс. Используемый компанией Sea Launch "Блок-ДМ-СЛ" работает только на керосине, но признание топлива "синтин" в качестве источника загрязнения может вызвать у расследователей и потенциальных заказчиков вопрос: не относится ли проблема загрязнения и к верхней ступени, используемой компанией Sea Launch?

По словам E. Laursen, основная причина загрязнения двигателя ступени "Блок ДМ" может не быть выявлена. Загрязнение могло произойти в процессе производства или после приемных испытаний двигателя.

Российская комиссия определила, что загрязнение либо закупорило дренажный патрубок, либо стало причиной утечки в клапане, что привело к чрезмерной подаче топлива в газовый генератор, который является приводом турбонасоса двигателя РД-58С. При втором запуске двигателя излишек топлива прожег один из трубопроводов и разрушил двигатель. Однако E. Laursen подчеркнул, что двигатель мог выйти из строя в любой момент запуска. Он считает, что заключения российской государственной комиссии являются обоснованными.

Независимая комиссия также произвела оценку мер, предпринятых изготовителем ступени "Блок ДМ-3", РКК "Энергия", которые фокусировались главным образом на процедурах соблюдения российских государственных стандартов на подмосковном предприятии РКК "Энергия" и мало касались условий на Воронежском механическом заводе, где был построен двигатель ступени "Блок ДМ".

Компания ILS перешла на использование верхней ступени "Бриз-М" производства ГКНПЦ им. Хруничева и в списке заявок у нее остался только один "Блок ДМ-3". Заказчиком этого запуска является компания SES Americom, которая вправе принять решение об использовании как другой конфигурации РН "Протон", так и РН "Atlas".

Компания Sea Launch планирует продолжить совместное использование "Блока ДМ-СЛ" и украинской ракеты "Зенит" для запусков спутников с расположенного на экваторе плавучего комплекса. Компания организовала отдельную комиссию для рассмотрения выводов российских экспертов, которая выявила, что шесть из семи рекомендованных ими мер или не относятся к ступени "Блок ДМ-СЛ", или уже реализованы на комплексе Sea Launch. Остальные рекомендации касаются проведения испытаний и инспекций.

Aviation Week fc Space Technology. - 2003. - 3 February. - P. 41.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации