Отношения России с республиками Центральной Азии

ВИНИТИ Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№11/200

Отношения России с республиками Центральной Азии

В журнале Jane's Intelligence Review опубликована статья М. Galeotti, в которой рассматривается вопрос об усилении военного присутствия США в постсоветской Центральной Азии и об ослаблении влияния России в этом регионе.

В статье говорится, что Москва предприняла значительные усилия, направленные на включение пяти постсоветских центрально-азиатских государств в сферу своего влияния или путем поддержки режимов с помощью войск, как в случае с Таджикистаном, или путем доминирования в основных отраслях экономики.

Для Москвы неприятный факт состоял в том, что как только США серьезно заинтересовались регионом после событий 11 сентября 2001 г., то центрально-азиатские республики проявили готовность к принятию покровительства со стороны США.

В результате в настоящее время в четырех республиках региона имеются американские войска и сооружения и ведутся в той или иной форме переговоры по соглашению, предоставляющему право доступа в пятую республику, Казахстан. Кроме того, желание приобрести региональных союзников побудило Вашингтон закрыть глаза на растущий авторитаризм режимов этих стран. Данный факт рассматривается некоторыми кремлевскими обозревателями в довольно преувеличенном формате, как доказательство того, что США имеют долгосрочные планы превращения их в своих клиентов.

Россия рассматривала Узбекистан и Таджикистан в качестве ключевых союзников и не в последнюю очередь из-за своих военных, политических и разведывательных интересов, связанных с борьбой с исламскими повстанцами и радикалами. Какое-то время узбекский президент И. Каримов сопротивлялся против влияния Москвы, но к середине 2001 г. он, по-видимому, признал региональное лидерство России, присоединившись к первоначальной шанхайской пятерке (ШОС), являющейся организацией, созданной Россией и Китаем для противодействия проникновению в регион США.

Таджикистан в свою очередь полагался на Москву даже в большей мере, особенно учитывая роль группы российских пограничных войск, наряду с российской 201-й мотострелковой дивизией, которая, несмотря на то, что она укомплектована рядовым и сержантским составом из местного населения, выступает мощным символом поддержки со стороны Москвы.

Кремль был обескуражен тем, как мало все это учитывается, когда центрально-азиатские регионы заключают высокодоходные сделки с США. И. Каримов быстро перешел к установлению тесных отношений с Вашингтоном после того, как получил от него не ограниченную условиями помощь в размере 160 млн. долл. и обещания дальнейшей помощи со стороны Всемирного банка. Он подписал договор о стратегическом партнерстве с президентом Дж. Бушем, когда они встретились в марте 2002 г., и узбекская авиабаза в Ханабаде стала ключевым объектом союзных сил. Таджикистан тоже выгадал, когда Вашингтон предложил помощь в размере 125 млн. долл.

Туркменистан является еще одним государством, которое проигнорировало Москву, показывая с очевидностью малую лояльность в ответ на российскую помощь. Выражая свое недовольство и из-за искренней озабоченности тем, что России придется, возможно, вести дело с Туркменистаном без самовозглашенного "отца туркменского народа" С. Ниязова, Москва предоставила убежище бывшему министру иностранных дел Туркменистана Б. Шейхмурадову, который сбежал из республики и создал оппозиционное народно-демократическое движение Туркменистана. Согласно одному российскому источнику, он и его союзники получили поддержку со стороны Кремля. Служба внешней разведки России начала зондировать членов движения и выяснять, какую поддержку имеет движение в силах безопасности Туркменистана. В ответ, по-видимому, говорилось, что поддержка очень незначительна.

Кыргызстан является хозяином авиабазы Манас, где размещаются персонал из 1000 американцев и более 900 европейских и южно-корейских обслуживающих специалистов, который будет дополнен таким же количеством солдат из других стран. Это делает республику главным оплотом американского присутствия, придало Кыргызстану беспрецедентное международное значение и предоставило полезный источник доходов. За первые шесть месяцев дислокации в местную экономику поступили примерно 14 млн. долл.

Казахстан - единственная республика, в которой нет присутствия США, но и здесь мало оснований для надежд Москвы на лучшее. С США ведутся переговоры о соглашениях, которые проложат путь к будущей военной кооперации и даже доступу США к некоторым казахским авиабазам. Фактически правительство Казахстана выступает в ведущей роли в оказании давления на Вашингтон в пользу развития более широкого и твердого военного партнерства, возможно, в рамках договора о взаимной обороне. Прохладное отношение Вашингтона к этой идее не создает комфорта Москве, учитывая то, что говорится об уважительном отношении друг к другу предполагаемых союзников.

Наряду с двусторонними связями Россия пытается использовать такие региональные организации, как увядающее СНГ. В апреле 2002 г. в своем обращении к народу В. Путин идентифицировал углубление кооперации в СНГ, как нечто установленное, а его членов как главный приоритет российской внешней политики. В начале июня 2002 г. секретарь Совета Безопасности В. Рушайло пытался одобрительно говорить о работе СНГ, когда встречался со своими коллегами из шести государств участников Договора о коллективной безопасности (включающего Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Российская сторона вновь стала выдвигать идею трансформации Договора в региональную организацию коллективной безопасности. Одним из аспектов этого, по крайней мере, с точки зрения Кремля, было бы обретение Москвой определенной степени влияния в отношении совместных операций с Вашингтоном в данном регионе. В. Рушайло настойчиво заявлял, что Россия будет проводить антитеррористическую компанию вместе с США. По этому поводу другие участники встречи из центрально-азиатских республик говорить воздерживались. Секретарь СБ Кыргызстана М. Аш-иркулов отметил, что соглашение по использованию авиабазы Манас может и должно действовать все то время, пока ведутся операции в Афганистане. Это противоречит предположениям России, что время соглашения уже истекает.

Как считает автор статьи, это не означает, что центрально-азиатские члены СНГ хотят прекратить свое сотрудничество с Россией. В самом деле, в том же июне 2002 г. в регионе была проведена крупная операция "Южный антитеррор 2002". В ней участвовали войска и полиция восьми членов СНГ, координировал действия вновь созданный Антитеррористический центр СНГ в Бишкеке. Однако истина состоит в том, что центрально-азиатские республики знают, что Москва не может позволить отвернуться от них и их борьбы и допустить дальнейшее распространение воинствующего ислама.

По мнению автора, не подлежит сомнению то, что Россия обеспокоена новой ролью США и их присутствием в Центральной Азии. Генерал Б. Мыльников накануне операции "Южный антитеррор 2002" предупредил, что американские дислокации в Манасе и Ханабаде могут служить плацдармом для дальнейшего вторжения и позволяют Вашингтону осуществлять долгосрочный контроль над военно-политической ситуацией в Центральной Азии. Однако ирония заключается в том, что Вашингтон полагает, что его силы слишком растянуты и, по-видимому, не имеет какого-либо желания бессрочно дислоцироваться в Центральной Азии. Вместо этого Вашингтон предпочитает иметь долгосрочное влияние или "стратегические присутствия" в регионе.

Дальнейшее неудовольствие Москвы вызывает то, что другие государства наращивают свои усилия, направленные на повышение влияния в регионе. Частично с целью ослабления усилий США, Китай начал предоставлять широкую военную помощь. В марте 2002 г. был подписан протокол с Кыргызстаном о военном сотрудничестве, подкрепленный военно-технической помощью в размере 1,2 млн. долл. Затем было заявлено о том, что Китай предлагает военную помощь Казахстану в размере 3,0 млн. долл.

Тем временем Иран и Турция также "обхаживают" центрально-азиатские республики, вынуждая Москву совершать еще более сложные дипломатические кульбиты. Подписав в марте 2001 г. договор о будущей кооперации с Ираном, Кремль отложил его ратификацию, опасаясь испортить отношения с Вашингтоном. Намеченный на февраль визит министра иностранных дел Ирана К. Kharrazi в Москву был отменен в последнюю минуту, но в скором времени Кремль был вынужден переоценить свою стратегию и осознать то, что Тегеран является возможным союзником в деле ограничения американского влияния. После большого закулисного лоббирования К. Kharrazi в апреле 2002 г. посетил Москву, которая приободрилась, выслушав его заявление о том, что "присутствие США в Центральной Азии не будет содействовать безопасности в регионе, поскольку центрально-азиатские государства имеют обязательства строить свою собственную безопасность1'. Однако в то же время российской стороне не удалось убедить иранскую сторону отказаться от ее независимых усилий, направленных на утверждение своего влияния в Центральной Азии во имя создания широкого фронта против Вашингтона. Нравится ли этот факт или не нравится, но время, когда Москва могла полагать, что Центральная Азия была ее исключительной сферой влияния, давно миновало, считает автор статьи.

Jane's Intelligence Review.- 2002 .- June.- P. 50, 51.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации