Перестройка оборонной промышленности России
ВИНИТИ Серия: "ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ"
№
Перестройка оборонной промышленности России
В журнале Business Week опубликована статья московского корреспондента К. Belton, в которой рассматривается ситуация в оборонной промышленности России в 2001 г.
Состояние и проблемы оборонного комплекса России. По оценкам зарубежных экспертов, российский военно-промышленный комплекс (ВПК) переживает более чем десятилетнее невнимание со стороны политического руководства, которое привело к общей запущенности комплекса из-за недостаточного финансирования, к углублению его технологического отставания, к утрате квалифицированных кадров, производственных возможностей. Тем не менее российский ВПК обладает многими технологиями, которые превосходят оружейные технологии Запада. Российское руководство намерено решительно перестроить и укрепить ВПК, опираясь на сохраняющийся высокий научно-технологический, производственный и, что особенно важно с точки зрения обеспечения инвестиций в модернизацию ВПК, высокий экспортный потенциал комплекса.
Сохранившийся в России после развала СССР в 1991 г. хотя и разрозненный, но все еще мощный военно-промышленный комплекс, насчитывал свыше 1700 предприятий, и практически все они продолжали действовать, истощая все более скудные государственный и оборонный бюджеты и приходя постепенно в упадок. Уровень производства в ВПК резко сократился, резко снизилась и загруженность предприятий. По оценкам аналитиков, с момента окончания "холодной" войны производственные мощности ВПК России используются всего на 20% его возможностей. Восстановление, организационная перестройка и техническая модернизация российского ВПК для новых условий стали крайне необходимы и неизбежны.
Примером высоких технологических достижений российского ВПК в создании передовых систем оружия и его экспортных возможностей служат, в частности, знаменитый российский зенитно-ракетный комплекс С-300 и целый ряд других систем вооружений, которыми по праву гордятся российские военные ученые, конструкторы, инженеры и рабочие.
ЗРК С-300 создавался в СССР как перспективная система ПВО для борьбы с западной воздушной угрозой и как противовес и соперник американской армейской ЗРС ПВО "Patriot", которая получила боевое крещение в войне в Персидском заливе против Ирака в 1991 г. и широко рекламировалась американцами как верх технологических достижений в области современных вооружений.
По оценкам иностранных экспертов, С-300 в целом превосходит "Patriot" по боевым характеристикам и возможностям перехвата воздушных целей. Однако заметно и ее отставание от современного уровня в технологическом оснащении.
На одной из ежегодных выставок вооружений офицер, представлявший ЗРК С-300 посетителям, рассказывал, что он управлял стрельбой этого комплекса, при проведении которой было сбито 26 целей за 4 мин. Но даже эта система оснащена устаревшими электронными и другими техническими средствами. Кабина поста управления С-300 оснащена отсталой техникой 70-х годов. Здесь размещен устаревший компьютер управления с грубо выполненным корпусом главного дисплея и операционным блоком, занимающими двухметровое пространство и работающими на магнитной ленте вместо современного жесткого устройства драйвера и ЗУ. Энергию на посту управления системой подает расположенный поблизости от КП чрезмерно шумный дизель-генератор.
Такая комбинация отсталых и новых технологий в одной системе оружия характеризует в целом нынешнее состояние российского ВПК. Вместе с тем зарубежные эксперты подчеркивают, что несмотря на то, что российский ВПК плохо финансируется, отстает от современного уровня технологии, он сохраняет свой потенциал. ЗРК ПВО С-300 и ряд других систем российского оружия служат показателями больших технологических возможностей ВПК, его высокого экспортного потенциала.
Показателями высокого экспортного потенциала ВПК России служит расширяющийся по масштабам экспорт системы ЗРК С-300 и многих других. Китай приобрел С-300 в ответ на наращивание американской военной группировки в зоне Тайваньского пролива.
В приобретении этой и других российских систем высокоточного оружия заинтересована Индия и ряд других стран.
Президент РФ В. Путин использует все свое влияние для того, чтобы укреплять связи с западными правительствами и оборонными корпорациями. Он проводит линию на консолидацию разрозненного ВПК России, за усиление государственного контроля за работой комплекса. Вместе с тем в стремлении модернизировать ВПК страны и одновременно усилить влияние государства на его деятельность западные аналитики усматривают противоречивость политики российского руководства в военно-промышленной сфере в условиях общего перехода страны на рыночную экономику.
По оценкам зарубежных обозревателей, хотя российский экспорт вооружений в последние годы неуклонно растет и по итогам 2001 г. в стоимостном выражении должен был превысить 4 млрд. долл., но даже этот показатель составит всего 1/4 часть объема экспорта оружия во времена СССР и 1/5 часть от объема нынешнего американского оружейного экспорта, составляющего ежегодно около 20 млрд. долл. Эксперты полагают, что даже такой объем российского оружейного экспорта недостаточен для того, чтобы финансировать производство вооружений для удовлетворения собственных потребностей ВС России. Для России необходимо вести поиск новых рынков для экспорта вооружений и расширение его объемов для получения средств на развитие ВПК.
Новые отношения России с Западом и новые рынки вооружений. В ре-зультате сложного, противоречивого развития и переплетения мировых отношений в период после "холодной" войны отмечается сближение между президентом России В. Путиным и Западом. Проявляется заинтересованность США и стран НАТО в использовании достижений российского ВПК в создании высокоточных вооружений для повышения оборонных возможностей и безопасности западного сообщества в условиях нарастающей угрозы со стороны международного терроризма. Это обстоятельство может, по мнению обозревателей, открыть для России новые возможности для развития и расширения отношений с США и Западом, открыть рынки для экспорта российских вооружений. В частности, премьер-министр Великобритании Т. Блэр в своем послании 19 странам - членам НАТО от 16 ноября 2001 года призвал к созданию в рамках блока новой структуры отношений с Россией, способной более тесно вовлечь Россию в систему блоковых консультаций по проблемам безопасности. Хотя это предложение еще не является приглашением России в членство в НАТО, оно в случае реализации может привести к расширению сотрудничества блока с Россией, в том числе и в сфере модернизации вооруженных сил и вооружений.
Президент РФ В. Путин, со своей стороны, в начале 2001 г. предложил НАТО использовать российский проект и технологию новейшей ЗРК С-400 (усовершенствованный вариант С-300) для создания общеевропейской системы противоракетной и противовоздушной обороны.
Администрация Дж. Буша, по данным зарубежных СМИ, обсуждает возможное использование российской системы С-400 в оборонительной структуре Запада при условии предварительного отказа России от противодействия американским планам развертывания стратегической ПРО США. Российские военные обозреватели также считают важным для России развитие сотрудничества с западными странами в сфере создания и производства новейших военных технологий. Независимый военный обозреватель России П. Фельгенгауэр, например, считает: "Будущее российского ВПК неизбежно связано с развитием сотрудничества и кооперации с Западом".
Обозреватели отмечают факт обсуждения нескольких совместных проектов небольшого масштаба. Например, европейская аэрокосмическая оборонная корпорация EADS (European Aeronautic Defence & Space Co.), создатель и производитель самолетов серии Airbus, изучает возможность использования российских авиационных проектов и производственных мощностей для производства некоторых компонентов планируемого военного транспортного самолета А-400М. Корпорация EADS уже сотрудничает с российским авиационным производственным объединением МИГ по программе модернизации истребителей Миг-29.
Вместе с тем, обозреватели Запада склонны считать, что президент РФ В. Путин в политике развития связей с Западом ходит по острию ножа. Организация и налаживание выгодного крупномасштабного военно-технического и производственного сотрудничества России с Западом, организация и практическая реализация совместных военно-технических и производственных проектов - это весьма трудный и длительный процесс, и переход из проектной стадии в стадию реализации может затянуться на многие годы. Более того, в обмен на такие совместные проекты, США и западные страны намерены добиваться от России прекращения экспорта систем наступательных вооружений в такие страны, как Китай и Иран, которые могут использовать эти вооружения для атак против стран Запада. Хотя в целом, по оценке западных экспертов, объемы продаж российского оружия в Китай и Иран дают лишь краткосрочные возможности для обеспечения выживания российского ВПК, в котором занято до 860 тысяч работников.
Аналитик по оборонным вопросам московского центра фонда Карне-ги А. Пикаев, например, считает, что "перед Россией стоит выбор на будущее: или в военном сотрудничестве присоединиться к странам Европы и Соединенным Штатам Америки, или продолжать развитие военного сотрудничества с Китаем".
Между тем, по наблюдениям западных обозревателей, внутри России линия президента В. Путина на усиление контроля государства над ВПК вызывает конфликтную ситуацию.
В. Путин в октябре 2001 г. одобрил план консолидации в едином суперкомплексе под государственным контролем 1700 российских оборонных компаний, по которому 51% акций компаний должны принадлежать государству, а количество компаний будет сокращено в два раза. Главная цель этого плана, по мнению обозревателей, состоит в том, чтобы создать ряд оборонных гигантов, способных конкурировать с американским Boeing и европейским EADS. Более того, план В. Путина даже предусматривает увеличение государственного владения собственностью компаний оборонного сектора путем пересмотра приватизации, проведенной в прошлом, которая принесла, по оценкам чиновников правительства России, миллиардные убытки отрасли и утрату интеллектуальной собственности. Отмечается, что план В. Путина встречает оппозицию со стороны обладателей приватизированных предприятий. Например, Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), выпускающее истребители конструкции ОКБ им. Сухого, по недавнему указу президента РФ планируется объединить с двумя другими предприятиями, также производящими истребители Сухого, в Комсо-мольске-на-Амуре и Новосибирске.
Новый авиационный конгломерат должен на 100% принадлежать государству. Но поскольку доля государства в ИАПО составляет только 14,7% акций предприятия, то Иркутский завод может принять решение оставаться вне создаваемого конгломерата. Однако Москва угрожает отказом одобрять экспортные контракты тех компаний, которые останутся вне создаваемых государственных холдингов. Вице-президент ИАПО В. Безверхий в этой связи считает: "Нас ожидает серьезное давление".
Оценивая складывающуюся ситуацию в ВПК России, западные эксперты полагают, что консолидация российской военной промышленности крайне необходима и назрела. Однако далеко неясно, что увеличение государственной собственности и влияния является наиболее эффективным путем ее оживления. Отмечается, например, что когда государство ослабило свое влияние и частные инвесторы стали вкладывать в военные предприятия свои средства, ИАПО сумело привлечь и диверсифицировать новые инвестиции в производство и направить 140 млн. долл. на создание самолета-амфибии Бе-200 гражданского назначения, а прибыль в 2000 г. достигла 20 млн. долл.
Другим примером активизации частного сектора в ВПК может служить частный оборонный холдинг, принадлежащий финансово-производственной группе (ФПГ) Интеррос олигарха В. Потанина, который создан по программе НПК - "Новые программы и концепции".
Холдинг В. Потанина располагает долей акций Санкт-Петербургского кораблестроительного завода "Северная верфь", на котором строятся эскадренные миноносцы типа "Современный" для ВМС Китая по долгосрочному контракту, оцениваемому в 500 млн. долл. Холдинг стремится внедрить на предприятии западные стандарты менеджмента, западные технологии и приемы маркетинга продукции, сократить ненужные производственные линии и усилить координацию производства между отдельными предприятиями холдинга. В результате этих и связанных с ними мер, выпуск продукции холдинга с 1999 г. увеличился на 150%, а прибыли росли с темпом 14-16% ежегодно, начиная с момента создания холдинга в 1998 г.
Эти примеры свидетельствуют о том, что в ВПК России реструктуризация и консолидация уже идут независимо от государства. Независимые российские военные аналитики подтверждают этот факт.
Заместитель директора московского центра анализа стратегий и технологий К. Макиенко, например, свидетельствует: "Реальная реструктуризация уже происходит независимо от государства. Планы правительства взять (ВПК) под больший (государственный) контроль приведут лишь к стагнации" .
А перспектива оказаться в условиях стагнации, как полагают зарубежные обозреватели, как раз меньше всего нужна для российских предприятий и технологий, которые все еще пользуются магнитной лентой для регистрации информации в своих компьютерных системах.
BusinessWeek.- 2001.-- December 3.- P. 34-35.