Перспективы сотрудничества США с Китаем в сфере пилотируемых космических полетов

ВИНИТИ Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№10/200

Перспективы сотрудничества США с Китаем в сфере пилотируемых космических полетов

Журнал Aviation Week&Space Technology опубликовал две корреспон-денции своих обозревателей, которые описывают состояние китайской про-граммы подготовки к пилотируемым полетам и возможным перспективам налаживания сотрудничества и кооперации в космической области между КНР и Соединенными Штатами, включая участие Китая в работах по про-грамме международной космической станции (МКС).

Испытательный запуск в Китае в беспилотном варианте космического корабля "Shenzhou-III". Корреспонденция обозревателя G. Couvalt из амери-канского космического центра им. Кеннеди посвящена очередному, третьему по счету испытательному запуску в Китае в беспилотном варианте создава-емого пилотируемого космического корабля "Shenzhou-III" ("Шэньчжоу") и усовершенствованной ракеты-носителя "Long March-2F" ("Большой Поход-2Ф").

Испытания, состоявшиеся на космическом полигоне КНР Jiuquan (Цзю-гуань) в пустыне Гоби 25 марта 2002 г., завершились успешно. Они привле-кли пристальное внимание НАСА и политического руководства Соединен-ных Штатов, дали толчок к переосмыслению политики США по отношению к Китаю в областях космических технологий.

Космическая программа освоения открытого космоса и пилотируемых полетов осуществляется в Китае уже свыше десяти лет и предусматри-вает в том числе осуществление первого пилотируемого полета китайских астронавтов в открытый космос через 1-2 года - предположительно в 2004-2005 гг.

Первый испытательный запуск китайского космического корабля (КК) "Шэньчжоу-1" в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1999 г.; второй запуск также в беспилотном варианте - состоялся в январе 2000 г. Третий беспилотный испытательный полет (25 марта 2002 г.) китайского косми-ческого корабля имел задачу проверки надежного функционирования усо-вершенствованной ракеты-носителя "Long March-2F" (LM-2F) и усовершен-ствованного космического корабля "Шэньчжоу-3", систем жизнеобеспечения и контроля модуля космического корабля, систем обеспечения безопасности космонавтов при пуске ракеты и в процессе полета. В частности, целевым испытаниям и проверке функционирования подвергались системы и меха-низмы отделения ракеты от стартовой мачты и пилотируемого корабля от ракеты, а также системы парашютного приземления и торможения модуля КК.

Ракета-носитель LM-2F и модуль КК для испытаний были оснащены средствами жизнеобеспечения космонавтов и их безопасности - соответ-ствующими устройствами авионики, сенсорами и кабельными соединениями со средствами мониторинга для регистрации данных, а также системой экс-тренного отделения кабины космонавтов при возникновении опасности при пуске. В двух первых испытательных запусках целевых испытаний по отде-лению кабины космонавтов за 15 мин до старта ракеты, а затем через 160 с полета ракеты не проводилось, хотя китайцы взяли на вооружение россий-скую схему отделения КК от ракеты-носителя "Союз", которая в свое время обеспечила спасение жизни российским космонавтам при запусках.

По сведениям китайских СМИ, председатель КНР Цзян Цземинь лично присутствовал при запуске 25 марта 2002 г. испытательного космического корабля в беспилотном варианте и своим присутствием подчеркнул боль-шое политическое значение для Китая этого испытательного запуска и всей программы пилотируемых полетов.

Вместе с председателем КНР Цзян Цземинь на запуске космического ко-рабля присутствовала большая группа высших руководителей КПК, ВСНП, НОАК и члены китайского отряда подготовки космонавтов.

Ракета-носитель испытательного космического корабля "Шэньчжоу-Ш" 2Ф имела тягу двигателей при старте примерно 5771 кН при общей старто-вой массе ракеты-носителя и космического аппарата около 453 т.

Выше упоминалось о том, что администрация Дж. Буша приступила к переоценке своей политики в отношении Китая в области космических программ и технологий, намереваясь в будущем наладить сотрудничество в космосе и несколько либерализовать введенные ограничения на экспорт в Китай высоких технологий.

Определенным показателем и признаком пересмотра такой политики и возможных ее изменений в будущем служит сообщаемый СМИ США факт, что всего через два дня после испытания китайского космического корабля новый руководитель агентства НАСА США S. O'Keefe выступил на специ-альном форуме в Вашингтоне и заявил, что лично он, как глава НАСА, вме-сте с первым заместителем государственного секретаря США R. Armitage проводят массу времени, решая вопрос, следует ли привлечь Китай к более тесному сотрудничеству с США в космической области.

По мнению политических обозревателей Соединенных Штатов, сама идея сотрудничества США с Китаем в космической области, поднимаемая на уровне заместителя госсекретаря, с внешнеполитической точки зрения знаменательна.

Соединенные Штаты до сих пор никогда реально не сотрудничали в области космоса с Китаем - этой наиболее населенной и экономически бы-стро развивающейся страной Азии, хотя прежде использовали перспективу такого сотрудничества в качестве политического инструмента.

Новый этап практического сотрудничества и кооперации в области кос-моса с Китаем позволит, по мнению обозревателей, продвигать вперед и укреплять взаимные политические цели обеих стран.

Сотрудничество США с Китаем в космической области, сосредоточенное на развитии и использовании международной космической станции (МКС) и беспилотных космических полетов, по мнению аналитиков США, может упрочить политические связи между Пекином и Вашингтоном в период, когда Соединенные Штаты нуждаются в поддержке Китаем развертыва-ющейся войны против международного терроризма.

Помимо этого, такое сотрудничество в новых условиях, вероятно, спо-собно сыграть важную роль в ослаблении американских ограничений на экс-порт аэрокосмических технологий в Китай, которые препятствовали запус-кам китайскими ракетами-носителями американских коммерческих спутни-ков, а также европейских космических аппаратов с компонентами и деталя-ми американских технологий. Экспортные ограничения, введенные Соеди-ненными Штатами, наносили также ущерб продажам как китайских, так и американских спутников телекоммуникаций.

Американские аналитики подчеркивают, что пересмотр политическим руководством США отношений с Китаем в сфере сотрудничества в космосе последовал вскоре после обращения к США директора национальной китай-ской космической администрации (НККА) Luan Enjie об открытии МКС для участия Китая в сотрудничестве по ее развитию и использованию.

В интервью в Пекине совершавшей в октябре-ноябре 2001 г. двухне-дельную поездку по КНР группе американских специалистов и обозревате-лей журнала Awiation Week and Space Technology и издательства Orlando Sentinel директор НККА КНР заявил: "Без участия Китая программа МКС не является действительно международной космической программой". В хо-де беседы директор НККА просил американцев-участников встречи пере-дать его мнение руководству НАСА США, что и было выполнено. Обо-зреватели подчеркивают, что до этого интервью Китай не предпринимал подобных формальных обращений к Соединенным Штатам.

В связи с этим в СМИ США также отмечается факт, что прежний ру-ководитель НАСА D. Goldin, выражая личное мнение, фактически отверг инициативу НККА о космическом сотрудничестве, указав в качестве пре-пятствий для США имеющие место в Китае нарушения прав человека, экс-порт китайских вооружений в страны "пояса нестабильности", на контро-лируемый военными Китая характер космической программы КНР.

Несмотря на это, налицо реальные свидетельства того, что администра-ция Дж. Буша пересматривает запретительно-ограничительную политику Соединенных Штатов в отношении Китая в сфере космического сотрудниче-ства на уровне первого заместителя государственного секретаря R. Armitage и нового директора НАСА S. O'Keefe. Причем, директор НАСА США уже за-явил, что вопрос о развитии сотрудничества с Китаем по программе МКС, наиболее вероятно, будет поставлен в повестку дня совещания, назначен-ного на начало июня 2002 г. в Париже по проблеме МКС с участием глав космических агентств стран-участниц этой международной программы.

По мнению американских аналитиков, если Китай будет приглашен для участия в программе МКС даже в ограниченном масштабе, то это предоста-вит обремененной трудностями международной программе (МКС) больше "политической значимости", особенно для Азии, где только Япония является партнером американского, европейского и российского космических агентств в программе МКС.

Вместе с тем, по тем же оценкам, привлечение Китая к программе МКС может вызвать в кругах американского конгресса серьезную критику администрации США, поскольку китайская космическая программа пилотируе-мых полетов находится под контролем руководства вооруженных сил КНР (НОАК), а не гражданского космического агентства страны.

Директор НАСА США S. O'Keefe, выступая в то время (март 2002 г.) на форуме "Женщины и космонавтика" и касаясь сотрудничества с Китаем в этой области, заявил: "Мы рассматриваем будущие соглашения о сотрудни-честве, кооперации и партнерстве с Китаем (в космосе) с позиций реализа-ции разнообразных возможностей для того, чтобы на самом деле избежать дублирования (Китаем) аэрокосмических технологических возможностей и достижений, которыми мы несомненно располагаем".

Директор НАСА подчеркнул, что Соединенные Штаты еще не предпри-нимали никаких формальных шагов в отношении Китая в этом направле-нии, и предупредил, что на пути космического сотрудничества с КНР все еще существуют препятствия, особенно в свете известной истории распро-странения Китаем ракетных технологий.

"В настоящее время наибольшим вызовом и озабоченностью для США, - отметил S. O'Keefe, - является режим экспортного контроля во-оружений и технологий и, учитывая китайскую политику в этом вопросе, проблема космического сотрудничества должна рассматриваться и решать-ся с большой осторожностью".

Тем не менее, как подчеркивают аналитики США, сам факт значительно-го внимания, уделяемого заместителем государственного секретаря и дирек-тором НАСА проблеме налаживания космического сотрудничества с Китаем свидетельствует о том, что администрация Дж. Буша серьезно относится к китайской инициативе, особенно в условиях, когда Европа уже укрепляет и расширяет сотрудничество с Китаем в космосе.

По мнению аналитиков, с точки зрения руководства Китая перспектив-ное сотрудничество с США должно придать китайской аэрокосмонавтике более высокий статус и определенный правовой паритет с американской космонавтикой.

По оценкам специалистов США, китайская программа пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-3" и ракеты-носителя "Long March-2F" относится к крупнейшим по масштабам аэрокосмическим проектам Китая, которые вовлекают в работу десятки тысяч квалифицированных инжене-ров, техников и рабочих на многочисленных предприятиях и космических объектах по всему Китаю.

Подготовка в КНР группы космонавтов к пилотируемым полетам. За-тем журнал Aviation Week&Space Technology опубликовал корреспонденцию из космического центра США Канаверал обозревателя С. Covault, которая связана с мартовскими испытаниями в Китае разрабатываемого пилотиру-емого космического аппарата и ракеты-носителя по проекту "Шэньчжоу-III"/Long March 2F и посвящена характеристике программы подготовки китайских космонавтов к полетам в космос, а также проекту возможного запуска Китаем собственной пилотируемой космической станции.

Поступающая из Китая информация по проведенным испытаниям и про-грамме подготовки китайских космонавтов к предстоящим пилотируемым полетам в космос и к запуску национальной китайской пилотируемой кос-мической станции (НККС) свидетельствует о секретном характере этих про-грамм и о стремлении руководства КНР сохранять эту закрытость до момен-та первого запуска китайского космонавта, который состоится, по предполо-жениям американских аналитиков НАСА и обозревателей СМИ, возможно уже в первой половине 2003 г.

Из космического центра США в середине июля 2002 г. сообщалось, что запущенный в космос 25 марта 2002 г. по программе "Шэньчжоу-Ш" модуль экспериментального пилотируемого космического корабля продолжал мане-врирование в космосе. Этот модуль, согласно новой информации, собран-ной американскими специалистами, оснащен сравнительно современными инфракрасными сенсорами гражданского назначения по обследованию Зем-ли, которые регулярно передают на наземные станции Китая по дистанци-онной системе управления высококачественные снимки и данные наблюде-ний.

По мнению аналитиков и специалистов НАСА США, ИК-технологии и сенсоры ИК-зондажа поверхности Земли, испытываемые и отрабатываемые на находящемся в космосе китайском модуле пилотируемого космического корабля, вполне могут иметь как гражданское, так и военное назначение. По этим оценкам, вся китайская многомиллиардная космическая програм-ма, состоящая из многочисленных китайских космических проектов высоких технологий, включая создание технологий космических аппаратов различно-го назначения и усовершенствованных мощных ракет-носителей, в конечном итоге нацелена на создание, вывод в космос и использование национальной китайской научной пилотируемой космической станции скромных размеров.

В распоряжении обозревателей США имеется новая информация о подго-товке в Китае экипажей космических кораблей для пилотируемых полетов в открытый космос, о разработке и внедрении в аэрокосмонавтику новейших высоких технологий, о создании на этой основе и проведении полетных испы-таний новой космической техники, обеспечивающей такие полеты. Все это свидетельствует о том, что китайское руководство придает высокий приори-тет реализации программы пилотируемых космических полетов и развитию связанных с ней технологий. За ходом подготовки космонавтов, полетных ис-пытаний и процессом реализации всей китайской космической программы внимательно следят НАСА и государственный департамент США.

Далее в статье сообщается, что по мере активизации (Китаем) подготов-ки (космонавтов), развития космической техники и проведения ее полетных испытаний, в государственном департаменте продолжается процесс пред-варительных оценок о возможностях и перспективах налаживания в буду-щем сотрудничества и взаимодействия между США и Китаем в космической области, включая потенциальное участие КНР в научной программе на меж-дународной космической станции.

По оценкам аналитиков США, интерес Китая к развитию космической науки неуклонно нарастает. Одним из космических проектов, который спосо-бен продвинуть вперед сотрудничество с США, считается план испытаний в космосе китайского экспериментального проекта "Шелкопряд" ("Silkworm") в процессе полета американского ККМИ "Колумбия" (полет под индек-сом STS - 107), старт которого планировался на середину июля 2002 г. Полет был временно отложен из-за своевременно обнаруженных микротре-щин в твердотопливных структурах двигательных установок американских ККМИ "Колумбия", "Атлантис" и "Дискавери", что создавало серьезные проблемы их использованию.

Китайский эксперимент "Шелкопряд", задуманный и подготовленный студентами высших учебных заведений Пекина, заключался в изучении по-ведения в условиях космической невесомости и при нулевых перегрузках (zero-g) личинок и коконов шелковичных червей. Но в этом совместном китайско-американском эксперименте более важным для участников было то, что в его процессе должно было осуществляться взаимодействие меж-ду китайскими и американскими менеджерами-интеграторами космического эксперимента и между специалистами аэрокосмической науки и образования.

Весьма примечательно, что с временем проведения китайского экспери-мента в космосе (середина июля 2002 г.) совпали дополнения и комментарии специалистов НАСА к американскому космическому эксперименту "Звездно-кометная пыль" по сбору в космическом пространстве проб звездной и кометной пыли.

В отряд космонавтов Китая (астронавтов - по терминологии специали-стов НАСА) отобрано 14 человек из числа военных летчиков истребительной и штурмовой авиации ВВС НОАК; все кандидаты в космонавты в возрасте старше 30 лет; они не представлены общественности страны, их личности скрываются даже от большинства сотрудников объекта, где они обучают-ся. Отряд космонавтов и вся программа их подготовки к полетам в космос глубоко засекречена, как это было с первыми космонавтами в СССР, хотя в отличие от КНР советская и российская программа пилотируемых косми-ческих полетов уже свыше 25 лет является открытой.

Обозреватели США полагают, что эта закрытость космической про-граммы КНР, вероятно, рассчитана пропагандистскими органами страны специально для создания среди населения и общества обстановки "мисти-ческой таинственности", подъема патриотических чувств и настроений в ожидании полета китайского космонавта в открытый космос на китайском космическом корабле.

В Китае отобранных в отряд кандидатов в космонавты называют "юа-нюань" (yuhangyuan) - "затворники": с понедельника до субботы ежене-дельно они находятся вне семьи и своего дома в специальном новом закры-том "Аэрокосмическом городе" ("Aerospace City") в Пекине. Этот объект работающие в нем китайские служащие и специалисты называют "Крас-ной камерой" ("Red Chamber"); объект тщательно охраняется военными и, по сведениям пекинского бюллетеня "Космические новости Китая" ("China Space News"), любая попытка посторонних людей заглянуть на объект и сде-лать его фотографию вежливо, но твердо пресекается охраной. Большинство жен кандидатов в астронавты работают в том же подразделении (отряде), что и их мужья. Тот же бюллетень свидетельствует: "Жены (астронавтов), как и их мужья, также сохраняют твердое чувство ответственности за хра-нение секретной информации; они никогда не выдадут сведений, касающихся работы своих мужей или космической программы".

Выезды членов отряда подготовки космонавтов на аэрокосмические объ-екты или в различные районы Пекина всегда проводятся под охраной воен-ных.

Aviation Week&Space Technology.- 2002 .- April 1 .- P. 27, 28; - 2002 .- July 15.- P. 30.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации