Подготовка воинских подразделений к миротворческим операциям ООН
ВИНИТИ Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»
№11/200
Подготовка воинских подразделений к миротворческим операциям ООН
В журнале Jane's Defence Weekly опубликована статья, которая информирует о глобальных мероприятиях, направленных на подготовку специальных войск для проведения миротворческих операций (PSO).
Как заявил J. Моуег, комендант канадского центра подготовки к миротворческим операциям (PSTC) в г. Кингстон, шт. Онтарио, подготовка к операциям по поддержанию мира (PSO) является глобальной индустрией, хотя она более высоко развита в некоторых регионах, чем в других. Например, имеется весьма развитая и сформировавшаяся сеть в Европе, включая Германию, Австрию, Швейцарию и скандинавские страны. Во всех этих странах имеются центры подготовки миротворческих подразделений.
Центр PSTC имеется в Аргентине, создается такой центр в Чили. Австралия, Индия и Малайзия уже имеют подобные центры, а Таиланд, Япония, Китай и недавно Южная Корея выразили интерес к организации центров PSTC. В Африке 14 членов сообщества развития Южной Африки организовали региональный центр подготовки к миротворческим операциям (RPTC) в г. Хараре, Зимбабве, который будет вести подготовку и координацию миротворческой подготовки в южной части Африки.
Подготовка к операциям по поддержанию мира стала после окончания "холодной" войны необходимостью. Департамент ООН по миротворческим операциям (DPKO) на своем веб-сайте отмечал: "В последние годы произошли крупные изменения в количестве и характере конфликтов, в которых требовались миротворческие операции ООН. Первоначально они развивались как средство улаживания межгосударственных конфликтов, а затем во все большей мере использовались при внутригосударственных конфликтах и гражданских войнах. В настоящее время конфликты часто происходят между многочисленными вооруженными фракциями с различными политическими целями и раздробленными структурами управления. Вследствие этого миротворцы иногда оказываются в ситуациях, при которых соглашения о прекращении огня игнорируются, согласие на присутствие сил ООН ставится под вопрос, правительство и государственные институты прекращают свою деятельность. Действия нерегулярных сил и ополченцев, которые игнорируют или намеренно нарушают гуманитарные нормы и постоянно изменяют места конфликтов, усложнили задачу миротворцев".
Одной из стран, находящейся на передовой линии развития официальной подготовки PSO, является Канада. Хотя Канада принимала участие во всех крупных миротворческих операциях ООН, начиная с 1949 г., некоторые в канадских ВС сопротивлялись формальной интеграции "миротворческой подготовки", полагая, что лучшим миротворцем является хорошо подготовленный солдат. Однако в последующих исследованиях парламентских комитетов и комиссии по развертыванию канадских сил в Сомали было установлено, что для военнослужащих необходим дополнительный подготовительный курс, что мир вошел в новую эру, и миротворчество приобрело новый образ. В завершенном расследовании по Сомали утверждалось, что "хотя боеготовность канадских войск позволяет лучшим образом выполнять не боевые, миротворческие задачи, миротворческие навыки повышают саму безопасность и боевые возможности канадских войск".
При внешней поддержке и внутреннем признании растущей сложности миротворческих миссий Министерство национальной обороны Канады в 1996 г. учредило центр подготовки к миротворческим операциям, который стал центром экспертизы операций по поддержанию мира. Хотя центр является армейским подразделением, он служит ресурсом для всех ВС Канады и подчиняется заместителю начальника штаба ВС.
На канадский центр PSTC возложены пять главных задач:
- индивидуальная подготовка;
- обеспечение методической помощи органам подготовки личного состава, другим департаментам и странам;
- оценка и аттестация своей подготовки;
- координация развития техники подготовки PSO;
- взаимодействие с другими странами.
Для индивидуальной подготовки канадский центр PSTC предлагает два курса: семидневный базовый курс военнослужащих подразделений, развертываемых за пределами Канады, и трехмесячный курс для военных наблюдателей.
Базовый курс, который проводится 28 раз в течение года, включает изучение разведки, местности, союзников, культуры и языка применительно к конкретной миссии. Слушатели инструктируются по кодексу поведения, использованию силы и правилам ведения боя, а также по опознаванию мин и боевой техники.
Подготовка включает тактику выживания в случае захвата в заложники. J. Моуег не ожидает такого захвата, но возможно задержание миротворцев какой-либо группой, организовавшей дополнительные дорожные блок-посты. Курс включает также ведение переговоров и посредничество, превентивную медицину, включая подготовку завещаний и доверенностей.
Базовый курс проходят одновременно примерно 30 канадских военных. В 2001 г. в центре PSTC прошли обучение по программе базового курса 790 военнослужащих, начиная с рядового и до полковника, от повара до старшего пехотного офицера.
Курс подготовки военных наблюдателей включает основной курс, а также обучение более специфическим навыкам. По словам J. Моуег, одним из первичных требований к военным наблюдателям является умение водить автомобиль со стандартной трансмиссией. Этому они обучаются в процессе курса. Поскольку они работают вдалеке от крупных контингентов вооруженных сил или городских центров, они проходят специальную подготовку по оказанию первой помощи. Они могут иметь дело с ранениями, полученными в результате автомобильной аварии, подрыва на мине, включая ампутацию конечностей.
Полковник G. Cote, директор подразделения миротворческой политики Министерства национальной обороны Канады, заявил, что потребности индивидуально действующего военнослужащего отличаются от потребностей военнослужащих, входящих в подразделение. Например, если он находится в Африке, то ему лучше использовать свои иглы для инъекции, если он чувствует, что началось обезвоживание организма. Солдаты в составе контингента имеют больше возможностей для преодоления психологической травмы, главной из них является возможность рассказать о ней. Однако, когда миротворец дислоцирован один или с двумя другими, едва говорящими на официальных языках Канады, то ему будет трудно снять психологическую травму с помощью разговора, отмечает автор.
В курсе подготовки военных наблюдателей значительное внимание уделяется упражнениям. J. Моуег сообщил, что они осваивают как можно больше сценариев, с которыми они могут столкнуться в жизни. Центр PSTC привлекает специалистов, которые намеренно пытаются вывести из душевного равновесия слушателей.
На курсах военных наблюдателей учатся военнослужащие и работают инструкторы из других стран. Предпочитается иметь 24 слушателя на каждом из четырех курсов, проводимых каждый год. Восемь слушателей могут быть иностранцами. Они распределяются по группам с тем, чтобы канадец работал с интернациональным представителем, поскольку редко канадец будет работать с канадцем в качестве военного наблюдателя. И наблюдатель должен осознавать, что иногда, когда он говорит на английском, его не понимают.
В штате канадского центра PSTC 34 инструктора, они имеют опыт участия в миротворческих операциях. Два или три раза в год центр направляет своих инструкторов в центры других стран и принимает из них инструкторов.
По словам J. Моуег, создана международная сеть центров, в которой идет обмен учебными материалами. В начале 2001 г. он посетил центры PSTC в Австралии, Германии, Иордании и Скандинавии. По его мнению, содержание программ курсов на 80% идентично канадской, остальные 20% базируются на национальных особенностях. Например, канадский центр уделяет большое внимание переговорам и посредничеству, Австрия и Швейцария не делают этого.
Это вызвано частично тем, что страны имеют различный уровень опыта, связанного с поддержанием мира. Например, кроме развертывания наблюдателей и медицинского персонала, швейцарский контингент ограничивался косовскими силами KFOR, при этом только 10% солдат были из регулярных сил. Вся подготовка в швейцарском центре ведется с учетом особенности миссии. Рядовые и сержанты проходят семинедельную подготовку, а специалисты обучаются три недели дополнительно. Офицеры и старшие сержанты обучаются дополнительно до шести недель. Личный состав подготавливается командирами взводов с целью достижения слаженности, им помогают наставники, недавно вернувшиеся с оперативной службы. Последние две недели обучения состоят в совместном обучении с австрийским персоналом, а швейцарский контингент формирует часть австрийского батальона в составе KFOR.
Как отмечается в статье, уникальным среди различных центров является скандинавский многонациональный подготовительный центр военной поддержки миротворческих операций NORDCAPS (Nordic Coordinated Arrangement for Military Peace Support). Он был создан в 1997 г. для усиления координации планирования подготовки в скандинавских странах, которая началась с 60-х годов.
В рамках NORDCAPS Международный центр шведских ВС в г. Седертелье отвечает за курсы штабных офицеров, штабную работу и группы проектирования; Международный центр ВС Финляндии в г. Ниинисало готовит наблюдателей; Школа материально-технического обеспечения датской армии в г. Нерресинд отвечает за военную полицию и за координацию гражданских и военных; Норвежский оборонный международный центр в г. Сесволдмоен за МТО. Ответственность за командирскую подготовку и курс обезвреживания взрывчатых боеприпасов передается ротационно указанным четырем странам.
Центр NORDCAPS возглавляет скандинавская группа управления (NSG), а исполнительным органом является скандинавская военная координационная группа (NMCG), имеющая в Стокгольме небольшое планирующее представительство. Существует ряд курсов и проектных групп, некоторые из них принимают слушателей из национальных полиций, гражданских ведомств и из других стран.
Скандинавская кооперация традиционно ограничивалась миротворческими операциями ООН. Однако в настоящее время, несмотря на то, что Швеция и Финляндия не являются членами НАТО, а Норвегия не является членом ЕС, это сотрудничество приняло международный характер. Миротворческие формирования обучаются и оснащаются на государственном уровне на базе национальных программ подготовки, единственным отличием от большинства других государств является то, что Швеция, Финляндия, Норвегия и в какой-то мере Дания строят подготовку на начальном этапе обучения призывников.
Далее в статье отмечается, что Индия является традиционным активным участником миротворческих операций ООН, она выделяла войска для большинства крупных международных операций, включая операции в Камбодже, Кувейте, Сьерра-Леоне и Сомали. Она также централизовала обобщение опыта миротворческих операций.
Базовая подготовка к миротворческим операциям является частью программ школ индийской армии. Центр армейского обучения CALL (Centre for Army Lessons Learnt) учебного командования армии (ARTRAC) в г. Симла формирует базу данных всех предыдущих миротворческих операций. Командование ARTRAC является органом подготовки для миротворческих
операций ООН и определяет ее общие концепции. Недавно штаб индийской армии попросил Институт объединенных услуг USI (United Service Institute) в г. Нью-Дели, организовать миротворческий центр для обучения не только индийских солдат, но и солдат из дружественных стран в аспекте развертываний сил ООН. Первый курс обучения в указанном институте должен был начаться в первых месяцах 2003 г.
Подразделения проходят подготовку в миротворческом центре подготовки РТС в полковом стрелковом центре Rajputana, г. Нью-Дели, который предоставляет полигоны для проведения стрельб и отработки задач ближнего боя. Миротворцы обучаются также управлению большим скоплением людей, выполнению основных функций, а эксперты - миротворцы инструктируют обучающихся по правам человека, менеджменту СМИ и преодолению стрессов. Их учебная программа включает: информацию о миссии, в том числе информацию о характере конфликта; знакомство с местной культурой; базовую и углубленную языковую подготовку; опасности для здоровья и меры предосторожности; национальное законодательство и местная следственная процедура, водительскую подготовку и дорожные правила.
Подход Великобритании к миротворческой подготовке военнослужащих базируется на двух основных направлениях: общей фундаментальной подготовке и специфике операций. В стране пока что не создан миротворческий центр.
Миротворческая подготовка начинается в Королевской военной академии Sandhurst, где она является частью подготовительной программы обучения молодых офицеров. Академия обеспечивает специфический пакет, в котором внимание сосредоточено на руководстве миротворческими операциями, а также на профессиональном знании. Это воплощается в серии брифингов по следующим темам: природа современного конфликта; использование закона о вооруженном конфликте; роль международной комиссии Красного Креста; работа с гуманитарными организациями; переговоры в условиях насилия; "пол и поколение" в конфликте (рассматриваются такие проблемы, как привлечение малолетних солдат и использование изнасилований как средства ведения войны военными диктаторами); использование доктрины миротворческих операций командирами взводов. Брифинги заканчиваются учением "Safe Haven", которое продолжается неделю и приводит все эти проблемы к практическим условиям.
Офицеры и солдаты проходят подготовку по специфике миссий и дополнительную подготовку в группе оперативной подготовки и консультирования OPTAG в г. Варминстер. Ее задача состоит в координации всей армейской подготовки для миротворческих операций, сосредоточив основное внимание на Балканах, Кипре и постах военных наблюдателей ООН.
Учебные программы являются гибкими и формируются, исходя из требований конкретного театра действий, подразделения и каждого уровня командования боевой группы или подразделения. Типичная программа включает обучение для поддержания уровня базовых боевых навыков, включая стрельбу, сигнальную подготовку, минное дело и так далее, а также более специфические предметы, такие как работа с переводчиками, инструктирование по театру с идентификацией специфических особенностей района вероятного развертывания. Подразделение, развертываемое в регионе впервые, может получить также инструктаж о культуре жителей, истории региона и конфликта.
Офицеры Великобритании прогрессируют в период своей службы, они получают повышенное "образование" по миротворческим операциям. На командно-штабных курсах усовершенствования (для майоров и им равным из других видов ВС) и высших командно-штабных курсах (для полковников и
бригадных генералов) в объединенном командно-штабном колледже изучаются проблемы миротворческих операций и проводятся конкретные исследования.
В связи с публикацией в августе 2000 г. доклада ООН о миротворческой реформе ("Brahimi Report") активизировались усилия Великобритании, направленные на установление связей с правительствами и многонациональными организациями, которые потенциально могут предоставлять войска ООН, с тем чтобы обеспечивать их подготовку для миротворческих операций. С этой целью были организованы следующие фонды:
- содействия расширению целевых конференций и рабочих совещаний;
- увеличения числа слушателей для стран, которые потенциально могут предоставлять войска для ООН, на имеющихся в Великобритании курсах миротворческих операций;
- переориентации существующих курсов с тем, чтобы они в большей степени отвечали требованиям ООН;
- создания курсов по требованию ООН;
- организации центра подготовки к миротворческим операциям PSTC, ориентированного на ООН.
Как отмечается в статье, конечной целью, по-видимому, является создание центра подготовки военнослужащих для миротворческих операций, возглавляемого Министерством иностранных дел и спонсируемого фондом предотвращения глобальных конфликтов. Это произойдет только в том случае, если государства, предоставляющие войска ООН, проявят интерес к подготовке к миротворческим операциям в Великобритании.
Служба боевой подготовки и оценок (TES) департамента миротворческих операций ООН (DPKO) является частью департамента боевой подготовки ООН, созданного в 1992 г. Она разрабатывает стандарты подготовки к миротворческим операциям. J. Моуеr отметил, что эта служба недавно стала более активной, поскольку начала внимательнее рассматривать заявления государств о том, что они имеют готовых к дислокации миротворцев. Служба опубликовала ряд стандартов, в соответствии с которыми канадский центр PSTC оценивает проводимую подготовку. В большинстве случаев канадские курсы идут дальше минимальных уровней, установленных службой ООН. Все учебные материалы канадских курсов доступны в любой точке мира через веб-сайт, который может быть использован любой страной в качестве виртуального центра подготовки к миротворческим операциям (www.Un.Org/Depts/dpko/training).
Этот учебный материал может быть направлен в различных вариантах группами помощи для подготовки канадского контингента, готовящегося к развертыванию, а также в другие страны, которым необходима помощь в подготовке к миротворческим операциям. Например, канадский центр PSTC направил группу помощи в Польшу и ведет переговоры о координаторах в связи с очередной канадской ротацией в Боснии.
В середине 2002 г. к передислокации готовился 1-й батальон легкой пехоты 1-й канадской механизированной бригадной группы, в г. Эдмонтон. Командир батальона подполковник С. King заявил, что подготовка к миротворческой операции включает три части: миротворческая подготовка, оперативная/боевая подготовка и подготовка по особенностям операции.
В ходе миротворческой подготовки офицеры и солдаты из боевой группы используют учебные пакеты базовой подготовки центра PSTC для инструктажа контингента. Когда заканчивается этот вид подготовки, начинается подготовка в полевых условиях с целью достижения требуемого уровня боевой подготовки к началу дислокации. Полевая подготовка включает ведение стрельб их всех видов оружия, которые берутся с собой при развертывании на театре действий. В ходе полевой подготовки должна подтвердиться подготовленность батальона и достигнута его надежность. По словам С. King, подтверждение того, что солдаты умеют эффективно использовать оружие в условиях высокой опасности, является предпосылкой того, что батальон сыграет самую большую сдерживающую роль на театре.
Финальным этапом подготовки, которому уделяется самое большое внимание, считается подготовка к специфическим особенностям миссии. Она концентрируется на действиях при передвижении на автотранспорте; экскортировании транспортных колонн (включая планирование, координацию с неправительственными агентствами и связь); операциях, связанных с противостоянием толпе; конфискации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; координации поисковых операций; организации контроля за передвижением людей и автомашин через специальные пункты проверок.
При освоении этих задач 1-й батальон будет пользоваться помощью офицеров и сержантов боевой группы, уже находящейся на театре боевых действий, а также контрольных наблюдателей другого батальона, имеющего опыт оперативной работы на театре.
По словам командира 10-й бригадной группы полковника S. Веаге, канадский центр PSTC в состоянии обеспечивать преддислокационную подготовку контингента, но его преподаватели не обучают проведению операций, связанных с конфронтацией с людскими массами, эскорту колонн и комплектованию. Этим занимаются различные подразделения каждой бригады. Способы, которые используют различные бригады для обучения и практической отработке решения таких задач, базируются на коллективном опыте всей организации. Он подчеркнул, что цели, задачи и ответственность не изменяются, изменяются тактические приемы их обеспечения.
S. Веаге отметил хорошую ориентировку канадского контингента на театре действий. Например, в Косово планировалось вступать в условиях боя, поэтому была создана боевая группа примерно из 800 человек. Однако в сложившейся обстановке наземные войска смогли войти в Косово без сопротивления, и канадцы быстро переориентировались на то, что действительно требовалось: установление безопасных условий, восстановление закона и порядка с тем, чтобы могли начать работу государственные институты.
По словам S. Веаrе, 95% способностей к оперативной деятельности связанной с поддержанием мира, исходит от подготовки к боевым действиям. Ключевым фактором во всем этом является дисциплина. Она строится на опыте и профессионализме, опирается на команду и объединяет все подразделения, которые могут работать совместно.
Убежденность в ценности боевой подготовки для войск, занимающихся миротворческими операциями, разделяется и другими вооруженными силами.
Начальник центра боевой подготовки (СТО) австралийской армии полковник М. Moon отметил: "Мы не являемся миротворческой армией, наша основополагающая философия подготовки к миротворческим операциям заключается в том, что мы готовимся для ведения боевых действий и затем модифицируем наши навыки таким образом, чтобы удовлетворить специфические требования".
Как только подразделения получат "предупреждение" об оперативной службе в роли миротворца, они первоначально проводят собственную подготовку, оттачивают индивидуальное мастерство, усваивают контекст конфликта и предстоящей операции. Тщательно изучаются характер угрозы и оперативные физические условия. Значительное время в ходе подготовки уделяется обеспечению того, чтобы солдаты, особенно молодые, положительно восприняли содержание операции, понимали историю конфликта, военных и политических участников и как эти элементы связаны друг с другом.
Уделяется внимание к использованию силы и соблюдению правил ведения огня. Как сообщил М. Moon, опыт показал, что практическое применение правил ведения огня является фундаментальной основой успеха миссии. "Подобно офицерам многих армий мы понимаем, что то, как рядовой или капрал на поле будет применять правила ведения огня, может иметь оперативные и политические последствия, если он применит их неправильно".
В этом плане Австралия делает упор на подготовку солдат к операции в составе подразделения. Обычно центр боевой подготовки проводит занятие в составе стрелковой роты. Для большего реализма физические условия района развертывания воспроизводятся в пределах возможного и могут включать такие элементы, как пограничные пункты, КПП и так далее. Проводится серия тактических учений, в основе которых лежат сценарии из реальной жизни оперативного театра, позволяющие роте подготовиться к повседневным операциям.
Например, при подготовке батальонной группы к дислокации на Восточный Тимор ее штаб пройдет через командные учения по специфике миссии.
Финальным этапом, проводимым примерно за месяц до дислокации, является учебная репетиция по развертыванию. Вся группа численностью 1100 человек в случае батальонной группы, направляемой в Восточный Тимор, развертывается в таких районах, как Shoalwater Bay или на военных полигонах High Range, для отработки всех элементов тактической группы, включая танковую поддержку, авиационные средства и так далее. Формирование, в состав которого входит готовящаяся группа, даст ей оценку перед ее дислокацией.
Другие страны обеспечивают подготовку к миротворческим операциям национальных и интернациональных участников. Например, Германия готовит наблюдателей ООН; Греция предлагает курс для служащих пограничного контроля и курс многонационального обеспечения миротворческих операций; Польша и Швеция обучают военной лексике английского языка; Турция предлагает курсы по разминированию, контролю беженцев и законам о вооруженных конфликтах. Украина предлагает курс ориентации, США обучают кризисным коммуникациям, ведению переговоров и военной поддержке гражданских властей.
Как отмечается в статье, бизнес на подготовке к миротворческим операциям стал не только глобальным, но и динамичным, поскольку появляются новые миссии, а продолжающиеся операции совершенствуются. Как указал вышеупомянутый J. Моуег: "Мы находимся на Голанских высотах с 1974 г., но тогда, вероятно, было безопаснее, чем в настоящее время. Хотя операции не только совершенствуются, но и становятся более результативными, тем не менее они иногда становятся более опасными".
Канадский центр PSTC постоянно улучшает и развивает свои учебные программы на основе военных потребностей, используя ответы слушателей на вопросы, которые задаются в конце курса и в конце зарубежной миссии, а также инспекторские визиты на оперативные театры и рассказы вернувшихся миротворцев.
Как заявила Е. Egglefield, капитан и старший офицер по нормативам PSTC, семь дней для базового курса не такое уже большое время. Нельзя позволить обучать тому, что не применяется, и нельзя не учить тому, что имеет существенное значение. Она регулярно направляет инспекторские и информационные группы один или два раза в год в самые крупные миротворческие миссии с участием Канады на Среднем Востоке и в Боснии. Центр хотел бы направлять также группы и в другие миссии, например в Конго и Сьерра-Леоне, но они находятся в оперативно чувствительных зонах, и центру приходится полагаться на информацию и оценки своих программ, получаемых от возвратившихся военнослужащих.
Канадский и другие центры PSTC мира реагируют на ежедневной основе на военные потребности XXI века. И в настоящее время наблюдается понимание того, что наряду с традиционной военной подготовкой, необходима дополнительная подготовка с учетом особенностей миротворческих операций.
Jane's Defence Weekly. - 2002. - 3 July. - P. 22-27.