Поставка подвесных контейнеров с аппаратурой нацеливания для самолетов КМП США
ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ,
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ
И ВОЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ
И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ
ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ
Серия: "ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ"
Ежемесячный информационный бюллетень
№11/0
Поставка подвесных контейнеров с аппаратурой нацеливания для самолетов КМП США
В то время как США усиливают свою антитеррористическую кампанию, изготовители контейнеров с аппаратурой нацеливания поставили несколько контейнеров для КМП США на десять месяцев раньше без дополнительной платы. Новые контейнеры нацеливания являются частью пакета модернизации самолетов КМП AV-8B Harrier.
Корпорация Northrop Grumman при поддержке израильской компании Rafael будет изготавливать инфракрасные контейнеры нацеливания LITENING 2. К апрелю 2002 г. компания должна была поставить определенное количество контейнеров, достаточное для оборудования самолетов трех экспедиционных подразделений КМП.
Контейнеры LITENING 2 теперь придадут самолетам AV-8D Harrier такие же возможности, какими обладают другие ударные самолеты, в дополнение к тому, что они могут взлетать с небольших кораблей и (адиться повсюду.
Контейнеры включают аппаратуру дневного и ночного нацеливания и навигации, позволяя пилотам идентифицировать наземные цели для точного их поражения, используя обычные или высокоточные средства. Они позволяют впервые маркировать свои собственные цели.
В сентябре 2001 г. представители КМП попросили о том, чтобы часть из 47 контейнеров была поставлена как можно быстрее. КМП получил восемь производственных контейнеров в декабре 2001 г. и должен был получить еще восемь в апреле 2002 г. Остальные контейнеры предполагалось поставить в 2003 г.
Пока что КМП подписал контракты на поставку 56 контейнеров, хотя потребность составляет 98 контейнеров. Корпус уже израсходовал на эту программу 96 млн. долл. В скором времени предполагаются дополнительные расходы.
По бюджету 2002 г. КМП США выделено еще 25 млн. долл. для закупки примерно еще десяти контейнеров LITENING 2.
КМП намеревался запросить еще 55 млн. долл. для закупки недостающих 32 контейнеров в качестве срочных дополнительных ассигнований в рамках бюджета 2002 г.
Корпорация Northrop Grumman внесла усовершенствования в ИК приемники переднего обзора FLIR и некоторые модернизации в программное обеспечение после того, как в 2000 г. поставила КМП первые девять контейнеров. По словам вице-президента по программам нацеливания М. Lennon это не изменило стоимость контейнеров (1,3 млн. долл. за один контейнер). Хотя в результате была увеличена дальность и повышено качество изображения.
Один лазер может осуществлять подсветку целей для наземных войск, используя очки ночного видения для верификации, а в это время другой лазер может быть использован для сопровождения цели, лазерного целеуказания и в качестве дальномера. Например, целеуказатель может быть переключен в ИК режим, позволяя пилотам сопровождать цели для близко летящих самолетов.
КМП в феврале 2002 г. предполагал впервые ввести в строй самолеты AV-8B Harrier, оборудованные новыми контейнерами. Кроме самолетов КМП, такими системами оборудованы только самолеты F-16 гвардии ВВС из резервных компонентов.
По мнению представителя КМП подполковника J. Walsh, система LITENING 2 является наиболее передовой из ИК контейнеров, состоящих на вооружении ВС США.
Контейнеры КМП прошли испытания и оценки в декабре 2001 г. и получили разрешение на оперативное использование в январе 2002 г. Однако пилоты самолетов AV-8B Harrier, которые должны принять участие в развертывании новой системы, получили возможность пройти подготовку и ознакомление с ней несколькими месяцами ранее, сказал J. Walsh.
В рамках программы Harrier традиционно кооперируются КМП США и моряки Испании и Италии. КМП продолжает использовать дневные и ночные ударные варианты самолетов AV-8B, которые не оснащены радарами.
Три страны закупили совместно самолеты Harrier, оборудованные радарами AN/APG-65, и продолжают коллективно проводить модификации и усовершенствования. КМП получил первый самолет, оборудованный радаром, в 1993 г.
Изготовитель самолетов Harrier компания Boeing заканчивает программу конверсии, в рамках которой 74 дневных ударных самолета будут переведены в разряд ночных. Конверсия самолетов была закончена в 1996 г., а последнего в сентябре 2003 г. По-видимому, в этом же году все дневные оставшиеся самолеты будут выведены из использования.
Значительную модификацию проходит система бортовой авионики самолетов AV-8B Harrier. Программа OSCAR (Open System Core Avionics Requirements) позволит самолетам использовать вооружение следующего поколения, как, например, управляемые бомбы JDAM (Joint Direct Attack Munition) и ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности AMRAAM (Advanced Medium Range Airt - to - Air Missile).
КМП США не получал средств для закупки и интеграции УР типа AMRAAM для своих самолетов, а итальянским и испанским морякам средства на это были выделены.
Самолеты Harrier планируется заменить самолетами JSF (Joint Strike Fighter) в варианте с коротким разбегом и вертикальной посадкой, которые будут поступать на флот в 2010 г. По мнению J. Walsh, самолеты AV-8B Harrier, прошедшие модернизацию, могут оставаться в оперативном использовании в период до 2016 г., а возможно и включая 2020 г.
DefenseNews.- 2002 . February 18-24 . -- P. 26.