Проектные и производственные предприятия авиационно-космической отрасли РФ

ВИНИТИ Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»

№10/200

Проектные и производственные предприятия авиационно-космической отрасли РФ

В журнале Aviation Week & Space Technology опубликована статья, в ко-торой приводится информация о научно-исследовательских институтах, кон-структорских бюро, производственных предприятиях и объединениях авиа-ционно-космической промышленности Российской Федерации.

В публикации отмечается, что российская авиационно-космическая ин-дустрия в течение последних десяти лет находилась в состоянии спада из-за отсутствия государственных оборонных заказов и наследования чрезмерных производственных мощностей от периода "холодной" войны. Предприни-мались неоднократные попытки консолидации производства в надежде на создание менее масштабной и более жизнеспособной индустрии, отвечаю-щей нынешним потребностям. Это неизбежно приводит к ее сокращению, а подобные предложения встречают сопротивление со стороны комплекса, военных и лидеров регионов, на территории которых расположены авиа-ционно-космические предприятия. Примером может быть план, одобренный российским правительством 11 мая 2001 г., базирующийся на схеме, разра-ботанной российским авиационно-космическим агентством ''Росавиакосмос" совместно с Министерством промышленности, науки и технологий. Планом предусматривался двухэтапный процесс, в соответствии с которым частные, смешанные и государственные организации сначала будут консолидированы в 15-20 производственных групп к концу 2002 г. Второй этап консолидации должен начаться в 2004 г., целью которого является создание шести-семи мегагрупп. Но нет уверенности в том, что этот план будет успешно доведен до конца, поскольку ранее многие планы реализовать не удавалось.

Для понимания планов промышленной консолидации необходимо изу-чить структуру российской индустрии, которая отличается во многих фун-даментальных отношениях от европейской и американской корпоративной структуры. Наиболее заметным отличием, наряду с полной государственной собственностью в прошлом, было распределение авиационно-космической промышленности по вертикали в исследовательские институты, конструк-торские бюро и производственные предприятия. Базовые научно-исследова-тельские и перспективные опытно-конструкторские работы обычно ведут-ся научно-исследовательскими институтами (НИИ). Хотя некоторые НИИ являются военными организациями, в основном укомплектованными воен-ными специалистами, большинство является гражданскими исследователь-скими организациями со штатом гражданских ученых и инженеров. Каждое отраслевое министерство, как правило, имеет центральное НИИ (ЦНИИ), который осуществляет контроль и определяет перспективные разработки в рамках всей отрасли. Так, к этой категории относятся ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), ЦИАМ (Центральный институт авиаци-онного моторостроения), ЦНИИМаш (Центральный НИИ Машиностроения, баллистических ракет и космических ускорителей), НИИБТ (НИИ бронетан-ковой техники) и ЦНИИТрансМАШ (ЦНИИ транспортного машинострое-ния) и НИИ им. А. Крылова (НИИ Кораблестроения).

Следующим звеном являются опытные конструкторские бюро (ОКБ), которым обычно поручается инженерная проработка отдельных проектов, представленных соответствующими НИИ. ОКБ часто имеет эксперимен-тальное производственное предприятие, которое изготавливает опытные образцы новой системы. В прошлом после создания опытного образца и его приемки для советской армии начиналось серийное производство на фа-бриках или заводах. ОКБ официально не контролировало производственные предприятия, хотя нередко оно интенсивно взаимодействовало с ними в ходе производства и модернизации системы оружия.

К 70-м годам советское Министерство обороны пришло к пониманию того, что существующая система ведения исследований, опытно-конструк-торских работ и производства имеет серьезные недостатки. По образцу за-падных корпораций было создано несколько научно-производственных объ-единений (НПО). Объединение, обычно включающее ОКБ и одно-два про-изводственных предприятия, руководит разработкой системы вооружения от этапа инженерной проработки и до производства и модернизации. Хотя концепция НПО была принята в 1968 г., к концу 80-х годов было создано более 5000 подобных объединений. НПО создавались, как правило, в таких областях, как разработка ракет и спутников. В меньшей степени эта орга-низационная структура была характерна для авиастроительной отрасли.

После развала Советского Союза авиационно-космическая промышлен-ность находилась в состоянии неразберихи, а ряд компаний были полностью или частично приватизированы. В целях увеличения продаж и рационали-зации организационной структуры отрасли был создан ряд консорциумов и акционерных обществ различного типа. Например, КБ "МиГ" было объ-единено с предприятием МАПО; несколькими КБ по разработке ракет типа "земля-воздух" был образован консорциум "Оборонительные системы".

Проектные организации самолето- и вертолето строения

Авиационные исследовательские институты. Начиная с 20-х годов руко-водство разработкой самолетов традиционно принадлежит Центральному аэрогидродинамическому институту им. Н. Жуковского. Имеется несколько специализированных институтов, расположенных главным образом в Мо-сковской области, осуществляющих разработку ключевых авиационных тех-нологий. К ним относятся Государственный НИИ авиационных систем, Всероссийский институт перспективных материалов, сплавов и компози-тов, Летный исследовательский институт им. М. Громова, который явля-ется главным летным испытательным центром, расположенным в Жуковском/Раменском; Центральный институт авиационных моторов им. П. Ба-ранова, главный центр по разработке авиационных двигателей с испыта-тельным комплексом в Лыткарино.

Большая часть советских авиационных КБ располагалась в Москве и Московской области, исключением было КБ им. О. Антонова, находящееся в Киеве.

НПО/ЦКБ им. Р. А. Алексеева. ЦКБ им. Р. Алексеева находится в Ниж-нем Новгороде, недалеко от судостроительного завода "Красное Сормово", осуществляет в основном конструирование экранопланов (WIG). Производ-ственное предприятие находится на территории судостроительного завода.

ТАНТК/КБ им. Г. Бериева, г. Таганрог. Начиная со второй мировой войны КБ им. Г. Бериева отвечало за разработку и производство боль-шинства гидросамолетов. К ним относятся самолеты - амфибии Бе-12 "Чайка" и Бе-42 "Альбатрос". КБ участвовало в проектировании и вне-дрении других авиационных технологий, включая оборудование радарной системы "Шмель", разработанной НПО "Вега-М", транспортного самолета Ил-76 в качестве системы ДРЛО и Н А-50 ("Mainstay"). В настоящее время корпорация им. Г. Бериева пытается привлечь внимание российского прави-тельства и зарубежных клиентов к самолету - амфибии Бе-40 "Альбатрос" ("Mermaid"). Уменьшенный вариант этой летающей лодки Бе-200 строит-ся на иркутском предприятии, которое обычно ассоциируется с программой Су-27.

КБ им. С. Ильюшина. С периода второй мировой войны данное КБ участвовало в строительстве легких бомбардировщиков и гражданских транспортных самолетов. В настоящее время оно не занимается проектиро-ванием боевых самолетов, а разрабатывает главным образом авиалайнеры и транспортный самолет Ил-76 ("Candid") и созданные на его базе самолет-за-правщик ИЛ-78 ("Midas") и А-50 ("Авакс"). Реализуются программы стро-ительства авиалайнеров Ил-86, широкофюзеляжного Ил-96 и транспортно-го самолета Ил-114. Ассоциированными производственными предприятиями являются Казанский, Воронежский и Ташкентский авиазаводы.

Вертолетный НТК/КБ им. Н. Камова. Организованное в 1948 г. в Лю-берцах КБ им. Н. Камова является вторым крупнейшим разработчиком вер-толетов в России. КБ отвечало за разработку многих палубных вертолетов, например Ка-25 ("Hormone") и Ка-27 ("Helix"). Появились надежды на уси-ление роли КБ в разработке вертолетов после признания ударного вертолета Ка-50 (V-80) как соответствующего требованиям российской армии. В КБ конструировались и гражданские вертолеты, например, Ка-26, Ка-128 и Ка-32.

Авиационное НПО им. А. Микояна. КБ им. А. Микояна - наиболее известная организация, отвечающая за разработку различных истребителей типа "МиГ", известных во всем мире. В настоящее время усилия КБ со-средоточены на самолетах МиГ-29СМТ, МиГ-ЗШ и их модификациях. КБ продолжает разработку учебного самолета МиГ-AT. Оно имеет три ассоци-ированных предприятия - Московское авиационное производственное объ-единение (МАПО) им. П. Дементьева, московское предприятие "Знамя Тру-да" (МиГ-29), нижегородский государственный авиазавод "Сокол" (МиГ-29 и МиГ-31).

КБ им. М. Миля. Это основной разработчик российских вертолетов, на счету которого конструирование 95% вертолетов советского периода, включая Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8/-17 ("Hip"), Ми-24 ("Hind"), Ми-26, удар-ного вертолета Ми-28 ("Havoc") и легкого вертолета Ми-34. КБ ассоцииро-вано с Ростовским вертолетным производственным предприятием (РВПП) "Росвертол" (Ми-26, Ми-24/Ми-35), Казанским ВПО (Ми-8, Ми-17), а также с Московским вертолетным заводом им. М. Миля.

Опытное конструкторское бюро им. В. Мясищева (ОКБ-1457). Это КБ было создано в 1952 г. для разработки стратегических бомбардировщиков ЗМ ("Bison"), но было расформировано в 1959 г. после неудачного констру-ирования самолета М-50 ("Bounder"). Работа КБ возобновилась при содей-ствии НПО "Молния", и в настоящее время им разрабатываются специаль-ные типы самолетов, например высотный стратегический разведчик М-55 "Геофизика", а также космические системы.

АНПК/КБ им. П. Сухого. В последние годы корпорация стала основным

разработчиком российских истребителей и ударных самолетов. КБ "Сухой" разрабатывало ударные самолеты Су-7б и Су-17/Су-22 ("Fitter") и истре-бители-перехватчики Cy-9/Cy-ll ("Fishpot") и Су-15 ("Flagon"). Недавние разработки включают ударные Су-24 ("Fencer"), Cy-25 ("Frogfoot") и ис-требитель-перехватчик Су-27/Су-35 ("Flanker"). В настоящее время в КБ ведутся работы по программам Су-27 и его модернизированных вариантов, например Су-30, демонстрационного образца истребителя с крылом обрат-ной стреловидности С-37, истребителя следующего поколения. АНПК/КБ "Сухой" включает производственные предприятия в Комсомольске-на-Аму-ре (Су-27), Улан-Удэ, Тбилиси (Су-25), Новосибирске и Иркутске (Су-27, Су-30).

КБ им. А. Туполева, ОКБ-116. Это старейшее российское авиационное конструкторское бюро, начавшее проектирование самолетов в 1922 г. В по-слевоенные годы ОКБ-116 в основном осуществляло разработку стратеги-ческих бомбардировщиков, включая Ту-95, Ту-22М, Ту-160 и реактивных пассажирских самолетов, последняя разработка - авиалайнер Ту-204. В настоящее время бюро занимается конструированием пассажирских само-летов. Ассоциированные производственные предприятия находятся в Улья-новске, Самаре, Таганроге и Казани.

КБ им. А. Яковлева. Данное КБ в период второй мировой войны было самым крупным разработчиком советских истребителей. В настоящее вре-мя оно стало относительно небольшой проектной организацией, известной в основном как разработчик специальных военных самолетов, включая палуб-ный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Як-38 ("Forger") и Як-41 ("Freestyle"). Последние программы включают дистанционно-управляемый летательный аппарат "Шмель", палубную систему "AWACS" Як-44 и реактивный учебный самолет Як-130УТС. Ассоциированные производствен-ные предприятия в Смоленске и Саратове. Иркутский авиационный завод строит самолеты Як-12. В настоящее время надежды КБ связаны с разра-боткой нового реактивного УТС Як-130 для российских ВВС, конкурентом которого является УТС разработки КБ им. А. Микояна. КБ им. А. Яковле-ва разработало также ряд реактивных самолетов бизнес-класса, таких как Як-40, и легкие транспортные самолеты.

Авиационные заводы

Иркутский государственный авиационный завод (№ 39). Данное пред-приятие выпускает учебно-боевые самолеты Су-27УБ и ведет работы в рамках программы создания бомбардировщика дальнего действия Су-30. Обсуждались также планы строительства самолета-амфибии Бе-200.

Казанский государственный авиационный завод им. С. Горбунова (№ 2).

Это предприятие строило бомбардировщики Ту-22М ("Backfire"), Ту-160 ("Blackjack") и авиалайнеры Ту-204.

Казанский государственный авиационный завод (№ 387). Выпускает вер-толеты Ми-8 и Ми-17 и планирует производство вертолетов Ми-38.

Государственный авиационный завод им. Ю. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (№ 126). Выпускает перехватчики Су-27, палубные истребители

Су-33 и перспективные истребители-перехватчики Су-35.

Куйбышевский (Самарский) государственный авиационный завод

(№ 18). До недавнего времени на этом предприятии строились стратеги-ческие Саратовский государственный авиационный завод (№ 292). Данное пред-приятие ассоциировано с КБ им. А. Яковлева. Ранее выпускало палубные истребители с вертикальными взлетом и посадкой Як-38, в настоящее время производит реактивные самолеты бизнес-класса Як-12. Производство кры-латых ракет больше не ведется.

Смоленский государственный авиационный завод (№ 475). Специализи-рованное предприятие ранее выпускало разведывательные самолеты М-17 и М-55, а также беспилотные летательные аппараты "Пчела".

Таганрогский государственный авиационный завод (№ 86). Предприя-тие выпускало морские патрульные бомбардировщики Ту-142 ("Bear") и пассажирские самолеты Ту-334.

Государственный авиационный завод в Улан-Уде (№ 99). Основное пред-приятие по строительству вертолетов Ми-8. До недавнего времени выпус-кало УБС Су-25УБ. Текущие программы связаны с производством штурмо-виков Су-25Т и вертолетов Ка-62.

Ульяновский государственный авиационный завод/АО "Авиастар". Создан в начале 70-х годов для строительства стратегических бомбардировщиков. Ранее здесь выпускались тяжелые транспортные самолеты Ан-124, а в настоящее время выпускаются авиалайнеры Ту-204.

Воронежский государственный авиационный завод (№ 64). Был веду-щим предприятием по строительству средних бомбардировщиков Ту-16. Производит беспилотные летательные аппараты "Ястреб", "Стриж" и "Рысь", авиалайнеры Ил-86 и Ил-96.

Проектные организации по авиационным двигателям

Московский Центральный институт моторостроения (ЦАМИ) им. П. Баранова. Является ведущей организацией в сфере разработки самолетных силовых установок. Организован в 1930 г. В настоящее время осуще-ствляет конструирование и испытание главным образом реактивных дви-гателей, а также перспективных силовых установок, например импульсного воздушно-реактивного двигателя. Общее руководство разработкой ракет-ных двигателей осуществляет ЦНИИМаш.

НПО "Энергомаш" им. В. Глушко/ГДЛ-ОКБ/ОКБ-456, г. Химки. Га-зодинамическая лаборатория (ОКБ) добилась наибольшего успеха в обла-сти разработки жидкостных ракетных двигателей. Начиная с 50-х годов, лаборатория и ОКБ участвовали в разработке и производстве 52 типов ра-кетных двигателей. В число ассоциированных производственных предприя-тий входит НИИ Машиностроения, Нижняя Салда, который изготавливает ракетные двигатели РД-120 "Энергия"

ОКБ им. А. Исаева/КБ "Химмаш". КБ химического машиностроения, созданное под руководством А. Исаева в 1943 г., было тесно связано с перво-начальной разработкой ракетных двигателей для тактических ракет. Бюро продолжает разрабатывать прямоточные воздушно-реактивные и ракетные двигатели в рамках российских ракетных программ.

КБ "Химавтоматика" им. С. Косберга, г. Воронеж. Занималось преимущественно разработкой двигателей второй и третьей ступеней баллистиче-ских ракет и космических ускорителей. Ранее бюро отвечало за работы над ракетными двигателями, включая водородный двигатель для ракет-носи-телей "Энергия". КБ ассоциировано с Воронежским машиностроительным заводом.

КБ им. В. Климова (НПО "Ленинград"). Осуществляет конструирование реактивных и газотурбинных двигателей, долгое время было извест-но под названием КБ Изотова. Провело разработку двигателей РД-33 для самолетов МиГ-29 и газотурбинных двигателей ГТД-1250 для танков Т-80У. Серийное производство двигателей велось на Ленинградском заводе "Красный Октябрь", Омском моторостроительном ПО им. П. Баранова и на Калужском моторостроительном ПО. Калужское предприятие ответствен-но за изготовление двигателей для танков Т-80, а также за изготовление некоторых авиационных двигателей, например, двигателей для авиалайне-ра Ил-114. Ассоциированное ПО "Калужский турбинный завод" отвечает за производство морских турбин и силовых установок для подводных лодок.

ОКБ им. Н. Кузнецова; НПО "Труд"; НПО "Куйбышев", г. Самара. ОКБ занимается разработкой самолетных реактивных двигателей и жидкостных реактивных двигателей для баллистических ракет. ОКБ им. Н. Куз-нецова контролирует работу самарского моторостроительного завода им. М. Фрунзе, который является экспериментальной производственной ба-зой изготовления начальной серии ракетных двигателей. Серийное производ-ство преимущественно ведется на заводе "Металлист", который также нахо-дится в Самаре. Недавние военные программы силовых установок включают двигатели НК-321 для бомбардировщиков Ту-160.

Омское КБ авиационных двигателей (МКБ). Создано в 1956 г. для конструирования малых турбинных двигателей, используемых в самолетостро-ении. Его разработками являются двигатели ГТД-1, ГТД-3, ГТД-5 (Ка-25), ТВД-10 (Бе-30), ТВД-10 (польский вертолет W-3 "Sokol"), ТВ-0-100 (Ка-126), ВГТД-43 (Ту-204).

Пермское НПО "Авиадвигатель" (Пермский моторостроительный завод им. Я. Свердлова). Здесь было сконструировано большое количество само-летных и вертолетных двигателей. Ассоциированное производственное пред-приятие изготавливает ракетные двигатели первой ступени РН "Протон", а также авиационные силовые установки. Текущие военные программы включают двигатели Д-ЗОФ6 для истребителей МиГ-31.

НПО «Полет», г. Омск. Омский авиационный завод строил военные и гражданские самолеты. Во время второй мировой войны производил бомбар-дировщики Ту-2 и истребители Як-9, после войны - авиалайнеры Ту-104. Затем предприятие было переориентировано на ракетное и космическое про-изводство и специализировалось на изготовлении двигателей для ракет Р-5 и Р-12. Продукцией объединения являются также ракетные двигатели РД-170, РД-211, РД-216. Среди недавней продукции были двигатели, используемые в РН "Энергия" и ВКК "Буран". Объединение также изготавливает спутни-ки, а в 1993 г. начало осуществлять строительство транспортных самолетов Ан-74.

Рыбинское моторостроительное КБ. Бюро наиболее тесно ассоциируется с производством двигателей для самолетов вертикального взлета и посадки, например РД-38 для Як-38. Двигатель РД-41 устанавливается на самолетах Як-141. КБ разрабатывало коммерческие реактивные двигатели, включая те, которыми оборудовался сверхзвуковой самолет Ту-144.

КБ "Сатурн". Ранее известное как КБ им. А. Люльки, разрабатывает турбореактивные и турбовентиляторные двигатели для военных и граждан-ских самолетов. Недавние военные разработки представлены двигателями АЛ-21Ф для самолетов Су-24 ("Fencer") и АЛ-31Ф для Су-27 ("Flanker"). Производство двигателей ведется на предприятии, находящемся на одной территории с КБ "Сатурн".

МКБ "Союз". Находится в Тушине (Москва), его предшественниками были КБ им. А. Микулина в период второй мировой войны и НИИ-125 в послевоенное время. В настоящее время КБ осуществляет разработку тур-бовентиляторного двигателя с управляемым вектором тяги Р-79В-300 для самолетов Як-41, РДК-300 - для дистанционно управляемых летательных аппаратов и для управляемых ракет, Р-11-300 - для самолетов МиГ-21 и др. Многие самолетные двигатели строились в Уфе. С 1951 г. КБ принимало участие в разработке твердотопливных ракетных двигателей для тактиче-ских управляемых ракет.

Система разработки ракет в отличие от авиационной промышленности более диверсифицирована и управляется, по крайней мере, тремя министер-ствами. ЦНИИ Машиностроения (бывший НИИ-88) является головной ор-ганизацией в сфере разработки ракет и космических ускорителей. Его роль аналогична роли ЦАГИ в авиационной промышленности, который все еще активно участвует в исследованиях, связанных с производством тактиче-ских управляемых ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", изготавливаемых предприятиями бывшего Министерства авиационной про-мышленности. На ЦНИИ Точмаш возложена ответственность за разработку армейских тактических УР, включая противотанковые, и тактических БР. Имеется и несколько других НИИ, которые активно участвуют в разработке компонентов УР, в том числе НИИ "Агат" (РЛ ГСН).

Два основных конструкторских центра управляемых ракет были поте-ряны для России после распада СССР. Это украинский "Южмаш", г. Дне-пропетровск, который был основным разработчиком и изготовителем МБР (ассоциирован с КБ им. Янгеля), и НПО "АиП"/НИИ-88, г. Харьков, ранее бывшее одним из двух предприятий по разработке и производству инерциальных систем наведения для МБР.

НПО "Алмаз", г. Москва. Является электронной фирмой, специализиру-ющейся на интеграции систем зенитных управляемых ракет. Объединение в основном занимается стратегическими системами ПВО, начиная с С-75 (SA-2) и заканчивая последней разработкой С-ЗООП (SA-10).

Государственное НПО "Альтаир". Данное объединение интегрирует морские ракетные системы, особенно корабельные системы ПВО. Оно от-вечало почти за каждую систему ПВО, размещаемую на кораблях, а также принимало участие в интеграции некоторых противокорабельных систем. Используемые при этом радары, как правило, производились на саратов-ском заводе "Знамя Труда".

НПО "Антей", г. Москва. Также как НПО "Алмаз" и "Альтаир", это объединение является интегратором зенитных ракетных систем, а не разра-ботчиком УР. НПО "Антей" создало первую ЗРС "Круг" (SA-4), а послед-ними разработками были системы "Top" (SA-15) и С-ЗООВ (SA-12).

НПО "Базальт". Объединение является центром разработки и произ-водства авиационных бомб, включая кассетные с управляемыми боевыми элементами, и противотанковых реактивных снарядов и аналогичных си-стем/боеприпасов. В число производственных предприятий входит Новоси-бирское ПО "Сибсельмаш".

Машиностроительное КБ "Факел" им. П. Грушина, г. Химки. Ведущий разработчик управляемых ракет стратегической ПВО, начиная с системы С-75 (SA-2 "Guideline"), а также заатмосферных систем ПРО. КБ часто взаимодействовало с НПО "Алмаз" которое поставляло ассоциированные ра-дары и системы управления огнем. Последние разработки включают С-ЗООП (SA-10) и "Top" (SA-15). Многие из разработанных ракет производились на московском НПО "Авангард" и Ленинградском Северном заводе.

КБ Приборостроения (КБП), г. Тула. Это бюро было создано в 1962 г. для разработки перспективных систем оружия. КБ осуществляло констру-ирование противотанковых УР, авиационных пушечных систем, снарядов с лазерным наведением, а также корабельных и армейских систем ПВО. Ковровский завод им. В. Дегтярева изготавливает многие разработки КБП, включая управляемые танковые снаряды "Рефлекс" калибра 125 мм и проти-вотанковые УР АТ-5. Ракеты АТ-4 и АТ-5 выпускаются также в Златоусте. Авиационные пушечные системы КБП изготавливаются на ПО "Тульский машиностроительный завод" ("Тулмашзавод") им. В. Рябикова.

КБ специального машиностроения (КБСМ, г. Санкт-Петербург). В 1955 г. бюро приступило к разработке шахтных пусковых установок (ШПУ) для ракетных подводных лодок. В дальнейшем стало главным центром раз-работки ШПУ повышенной защищенности, используемых для запуска МБР, а также ПУ с рельсовыми направляющими и других специализированных пусковых систем.

КБ машиностроения (КБМ), г. Коломна. Разработало широкий спектр управляемых ракет, включая тактическую БР "Точка" (SS-21); перенос-ные ЗРК "Стрела-2М" (SA-7); "Игла" (SA-16); ПТУР "Малютка" (АТ-3), "Штурм" (АТ-6), "Атака" (АТ-9). Ракеты "Атака" производятся в Злато-усте; ПТУР и портативные ЗУР - в Ижевске и Коврове; ракеты "Точ-ка" - в Павлодаре, Казахстан. Последней разработкой КБМ является БР "Искандер" (SS-X-26), которая должна заменить устаревшую тактическую управляемую БР "Скад".

Машиностроительное КБ им. В. Макеева, г. Миасс. Оно является глав-ным разработчиком БР, запускаемых с подводных лодок. КБ участвовало в разработке тактических БР, таких как "Эльбрус" ("Скад"), однако в основ-ном передало это направление работ коломенскому КБМ. Ассоциированные производственные предприятия, выпускающие корабельные БР, находятся в городах Златоусте и Красноярске.

Машиностроительное НПО им. В. Челомея (НПО "Машиностроение";

ОКБ-52), г. Реутов. Бюро занимается разработкой широкого спектра ра-кетных систем, включая противоспутниковые, МБР, противолодочные и противокорабельные, а также конструированием разведывательных спут-ников. Предыдущие космические программы включали спутники "Полет" и "Протон", космические станции "Салют-2, -3, -5", а также спутники дистанционного зондирования "Алмаз". В настоящее время основные уси-лия направлены на разработку противокорабельных УР, включая "Басти-он" / "Яхонт". КБ конструировало РН "Протон", но многие разработки в рамках космических программ были переданы образованному в 1993 г. НПО им. М. Хруничева.

Московский институт тепловой технологии (МИТТ). КБ МИТТ, нахо-дящееся в г. Калининграде (г. Королев), является единственным сохра-нившимся российским конструкторским бюро, занимающимся разработкой МБР, и в настоящее время специализируется на твердотопливных балли-стических ракетах. Последние работы были сосредоточены на программе мобильной МБР "Тополь-М" (SS-27) и БР "Булава", запускаемой с под-водных лодок. Конструирование твердотопливных ракет часто проводилось совместно с Бийским химическим заводом, на котором проводится большая часть испытаний. Ассоциироанное производственное предприятие находит-ся в г. Воткинске.

КБ "Новатор", г. Екатеринбург. Бюро разработало морские противоко-рабельные крылатые ракеты SS-N-21 для ударных атомных подводных ло-док типа "Альфа"; противолодочные УР SS-N-15 и др., ЗУР SA-4, SA-12; УР класса "воздух-воздух" КС-172. Основной производственный центр - МСЗ им. М. Калинина, г. Екатеринбург.

КБ точного машиностроения им. Нудельмана; ОКБ-16, г. Москва. Это бюро известно как разработчик самолетных/авиационных пушек, но с 60-х годов занимается и разработкой управляемых ракет, включая противотан-ковые и ЗУР. Бюро сконструировало ЗРК "Стрела-1" (SA-9) и "Стрела-10" (SA-13).

Машиностроительное КБ "Радуга", г. Дубна. Является ведущим разра-ботчиком крупных УР класса "воздух-поверхность" и противокорабельных

УР. Бюро разработало широко используемую УР П-15 (SS-N-2 "Styx"). Сре-ди последних разработок противокорабельная УР ЗМ80 "Москит" (SS-N-22). Гражданская продукция включает новый космический ускоритель "Бур-лак" , запускаемый с воздушной платформы. Многие ракеты, сконструи-рованные КБ, изготавливаются на Дубнинском машиностроительном заво-де.

ГНПП "Регион". Является оружейным предприятием, которое в послед-ние годы вело разработку средств поражения с точным наведением, включая авиационные торпеды и бомбы с лазерным наведением.

КБ транспортного машиностроения им. В. Бармина (ГСКБ), г. Москва.

Ранее это КБ было ведущей организацией в области проектирования ста-ционарных стартовых комплексов для МБР и ракет-носителей; им разрабо-таны стартовые системы для запусков космических ускорителей Р-7/ "Во-сток"/"Союз" иУР-500 "Протон".

НПО "Уран". Является главным российским разработчиком торпед. Бы-ло образовано в 1976 г. в результате слияния подразделений ЦНИИ "Гидро-прибор" и завода "Двигатель". Как и ранее, институт "Гидроприбор" несет основную ответственность за контролирование, а завод "Двигатель" остает-ся производственной базой. НПО "Уран" работает совместно с КБ им. Люлева и КБ "Радуга" над проектированием торпедонесущих управляемых ракет.

Всероссийский НИИ экспериментальной физики (ВНИИЭФ), КБ-11,

"Арзамас-16". КБ-11, генеральным конструктором которого был Ю. Харитон, разработало первые советские ядерные и термоядерные бомбы. ВНИИ-ЭФ продолжает вести активные исследования в области ядерных вооруже-ний.

Всероссийский НИИ технической физики (ВНИИТФ), "Челябинск-70".

КБ "Челябинск-70" было создано в Касли в 1954 г. в качестве второго цен-тра разработки ядерного оружия. Начиная с 1954 г., КБ конструировало ракетные боеголовки и являлось ответственным за создание многих типов ядерных боеголовок.

Центральное НПО "Вымпел", г. Дубна. Объединяет несколько организаций, занимающихся разработкой стратегических оборонительных систем, включая обычные системы ПРО и оружие с использованием направленной энергии.

Государственное КБ "Вымпел", г. Москва. Является основным разра-ботчиком УР класса "воздух-воздух" и было ответственно почти за все конструкции данных ракет, начиная с КС-1 (АА-1 "Alkali") в 50-х годах. Ассоциированными производственными предприятиями являются москов-ское ММПП "Коммунар" и киевское ММПП им. Артема.

КБ "Звезда", г. Королев. Главный разработчик тактических УР класса

"воздух-поверхность", начиная с ракеты "Гром" (AS-17 "Kerry"). Ассоции-рованным предприятием является ПО "Стрела". Маркетинг ракет осуще-ствляет АО "Спецтехника".

Проектные организации космических аппаратов и ускорителей

НПО "Арсенал", г. Санкт-Петербург. Осуществляло разработку первой советской твердотопливной корабельной (лодочной) БР Р-31 (SS-N-17). Ак-тивно участвовало в проектировании и производстве ракетных пусковых систем, устанавливаемых на кораблях и подводных лодках. В космиче-ской области НПО "Арсенал" участвовало в разработке радиолокационных и электронно-оптических морских разведывательных спутников RORSAT,

EORSAT, а также многих компонентов ИСЗ военного и гражданского на-значения.

НПО "Энергия" им. С. Королева, бывшее ОКБ-1, г. Королев. НПО явля-ется ведущим разработчиком ракет-носителей/ускорителей и космических систем. ОКБ-1 активно участвовало в разработке УР на раннем этапе, но в 60-х годах начало работы в космической сфере, отвечало за разработку РН "Союз" и "Восток", созданных на базе ракеты Р-7, многих пилотируемых космических кораблей, ВКК "Буран", ОКС "Мир".

ЦСКБ "Фотон", г. Самара. Создано в 1958 г. в составе машиностроительного завода "Прогресс" для поддержки ОКБ-1 в производстве ракет-но-сителей Р-7, а в последующем отвечало за их дальнейшее развитие. МСЗ "Прогресс" (Авиазавод № 1) осуществлял производство РН, созданных на базе ракеты Р-7. В настоящее время ЦСКБ "Фотон" занимается главным образом разработкой спутников, включая военные разведывательные спут-ники "Зенит", а также спутники новых поколений. Является крупнейшим разработчиком и изготовителем военных и гражданских спутников, на его долю приходится более 870 спутников из числа запущенных. МСЗ "Про-гресс" изготовил более 1500 ед. РН Р-7/"Восток"/"Союз". В настоящее вре-мя ЦСКБ "Фотон" разрабатывает ускоритель "Русь".

Государственное космическое НПО им. М. Хруничева, г. Москва. В ию-не 1993 г. КБ "Салют" и завод им. М. Хруничева были объединены в новое НПО им. М. Хруничева. КБ "Салют" занимался главным образом разработ-кой космических аппаратов, в том числе модуля "Кристалл" ОКС "Мир". Завод им. М. Хруничева совместно с КБ им. В. Челомея отвечал за произ-водство ускорителей "Протон". В настоящее время НПО разрабатывает РН "Ангара" и целый ряд других космических систем, изготавливает ускори-тели "Протон-КМ".

ОКБ "Комета", г. Москва. Является главным разработчиком противо-спутниковых систем, принимало участие в разработке спутников разведки океана RORSAT, спутников системы раннего предупреждения и спутников обнаружения запусков баллистических ракет.

НПО "Красная Звезда", г. Москва. Основной подрядчик при производ-стве космических ядерных силовых установок, например "Топаз", в коопе-рации с обнинским физическим НИИ энергетического машиностроения, где проектируются указанные системы.

НПО "Лавочкин" (ОКБ-577, Исследовательский институт им. Г. Бабакина). Хотя ОКБ С. Лавочкина авиационного предприятия № 301 в Химках было хорошо известно в период второй мировой войны как разра-ботчик истребителей, в 1948-1949 гг. оно было переориентировано на разра-ботку зенитных управляемых ракет. В конце 50-х годов ОКБ С. Лавочкина начало разработку ИСЗ, а программы ЗУР в основном были переданы МКБ "Факел". После смерти С. Лавочкина ОКБ возглавил Г. Бабакин. Главной сферой деятельности бюро стала разработка семейства спутников и меж-планетных космических аппаратов "Луна", "Венера", "Марс" и "Зонд". В военной сфере ОКБ осуществляло разработку спутников раннего предупре-ждения серии "Око".

НПО "Молния". Первоначально НПО было структурным подразделени-ем КБ им. А. Микояна. Несмотря на то, что в течение непродолжительного времени КБ занималось конструированием УР класса "воздух-воздух" Р-60, основным направлением его деятельности стала разработка пилотируемых КК, включая ВКК "Буран". Ассоциированное предприятие - Тушинский машиностроительный завод.

НПО прикладной механики, НПО-ПМ; ОКБ им. Решетнева, г. Зелено-горек, "Красноярск-26". ОКБ и предприятие объединения являются основ-ными разработчиками и изготовителями военных и гражданских коммуни-кационных спутников, ИСЗ передачи данных, навигационных спутников, раннего предупреждения, "Молния-1 и 3", "Экран", "Горизонт", "Glonass", "Луч" и "Радуга". НПО-ПМ разрабатывало навигационные спутники "Ци-када" и "Glonass", геодезические "Геоик" и "Эталон".

ОКБ "Прогресс", г. Самара. ОКБ и его ассоциированное предприятие участвовали в разработке космических кораблей и, прежде всего, грузовых КК "Прогресс".

Разработчики электронных систем военного назначения НИИ "Аргон", г. Москва. Институт разрабатывает бортовые компьюте-ры и электронные системы для самолетов, управляемых ракет и космиче-ских аппаратов/кораблей.

НПО "Астрофизика", г. Москва. Является одним из крупнейших российских центров в области разработки тактического и стратегического пучко-вого (направленной энергии) оружия, главным образом, лазерного.

НИИ "Автоматика", г. Москва. Данный институт и ассоциированное

НПО "Автоматика" в Москве являются ведущими разработчиками и изгото-вителями оборудования стратегического командования, управления, связи и разведки (С3 I), включая шифровальное оборудование для государственного руководства и системы управления и наведения стратегических вооружений. НИИ "Автоматика" разрабатывает и производит телефонные аппараты для ведения зашифрованной связи, сравнимые с американской системой STU-3. Брянский электромеханический завод. Здесь производится широкий спектр оборудования РЭБ и электронной маскировки, устанавливаемого на машинах, включая систему электронного подавления (ЕНП-4) смонтирован-ную на грузовом автомобиле "КАМАЗ-4310".

Завод "Электроприбор". Завод главным образом занимается производством армейского и самолетного радиокоммуникационного оборудования. Выпускаемые заводом радиостанции используются на российских страте-гических бомбардировщиках.

НПО "Фазотрон". Бывшее ранее НИИ радиостроение НПО является основным разработчиком радаров, используемых на истребителях и в на-земных системах. Последними разработками являются радар "Жук" для МиГ-29М, "Копье" для модернизированного МиГ-21И и радар для ЗРК 2С6 "Тунгуска".

"Гидроприбор", г. Санкт-Петербург. Ведущий центр разработки гидро-локаторов и других средств противолодочной борьбы. Участвовал в проек-тировании различных видов противолодочного оружия, включая мины.

Электронный завод/НПО "Исток", г. Фрязино. Является одним из круп-нейших российских центров разработки радаров и электронной аппаратуры. Ранее входил в состав НИИ-160. В последние годы занимался также разра-боткой лазерных устройств. Здесь же проектировался радар с ФАР "Заслон" для самолета МиГ-31.

НПО "Ленинец", г. Санкт-Петербург. Производит бортовые радары и другое радиолокационное оборудование, а также самолетные компьютеры. Объединение было ведущим разработчиком радаров для бомбардировщиков, включая РЛС "Рубин" для Ту-16 и РЛС "Орион" для Су-24. Ассоциирован-ный экспериментальный завод находится в Гатчине.

Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО). На этот элек-тронно-оптический исследовательский центр была возложена ответственность за разработку широкого круга средств разведки, ракетных ИК головок самонаведения, космических телекамер, электронно-оптических датчиков и лазерных систем. Конструкторский центр связан с несколькими электрон-но-оптическими предприятиями в Санкт-Петербурге и его окрестностях. НПО "Нител" (Нижегородский телевизионный завод). Является одним из главных центров по разработке и производству радаров воздушного на-блюдения и одним из крупнейших предприятий этого профиля в мире. Здесь разрабатывались и производились РЛС П-12, П-14 и П-18, а в настоящее вре-мя изготавливаются мобильные, трехкоординатные РЛС воздушного наблю-дения 55Ж6, способные обнаруживать самолеты с небольшой отражающей поверхностью типа "стеле".

Пензенское КБ моделирующих систем (ПКБМ) "Эра". Является круп-нейшим российским центром разработки тренажеров для обучения летчиков гражданских самолетов и вертолетов.

НПП "Полет", г. Нижний Новгород. Это предприятие считается ведущим производителем самолетного радиокоммуникационного оборудования, включая антенные системы, трансмиттеры, приемники, аппаратуру обра-ботки данных, изготавливает центры управления воздушным движением.

Завод им. А. Попова (ЗиП АНПО), г. Нижний Новгород. Крупнейшее предприятие, выпускающее авиационные средства связи, специализирующееся на производстве стационарных и мобильных наземных радиостан-ций. В число изготавливаемых армейских радиостанций входят "Кристалл", "Ядро-1", "Ядро-2", "Каштан" и Р-864.

НИИ приборостроения (НИИП), г. Жуковский. Один из первых россий-ских центров разработки радиолокационных систем. В 60-е годы институт участвовал в разработке радарной системы "Лиана" для самолета Ту-126 "AWACS" и РЛС обнаружения "Перископ". Производственные работы ве-дутся на заводе "Электромаш", а модификационные - в КБ "Горизонт". НИИП выступал в качестве интегрирующего КБ при проектировании зенит-ных УР средней дальности, таких как 2К12 "Куб" (SA-6 "Gainful"), "Бук-1М"/"Ганг" (SA-11 "Gadfly"), в основном разрабатывая радарные системы и системы самонаведения. Институт участвовал также в конструировании авиационных систем вооружения для самолетов МиГ-31 и Су-27.

НПО "Радио". Организовано в 1953. г. в рамках Министерства связи, принимало участие в разработке радиосистем, включая системы космиче-ской связи по программе "Горизонт".

НПО "Радиоприбор", г. Казань. Это объединение электронных фирм включает завод "Свияга", предприятие "Радиоприбор" и НИИ радиоэлек-троники. Объединение разрабатывает и производит большую часть систем опознавания "свой-чужой" для СВ, ВВС и ВМФ, включая текущую серию приборов 60П.

МПО "Салют". Ранее было ведущим советским КБ, проектировавшим морские радары. Объединением разработан морской радар "Гюйс-2", а так-же большинство радаров следующих поколений, включая современные, типа "Пламя", "Фрегат"-МА и "Подберезовик".

Всероссийский НИИ радиотехники (ВНИИТ) "Скала", г. Москва. Явля-ется одним из ведущих центров по разработке радаров. Создавался при участии НИИ-17. Среди выпускаемой продукции РЛС обзора/обнаружения "Каста-2Е2" (39Н6) и "Каста-2ЕГ (51У6). Институт разрабатывает также основные РЛС ЗРК, включая радары для системы ПВО С-300.

Уральский оптико-механический завод (УОМЗ), г. Екатеринбург. Основ-ной разработчик и изготовитель самолетных лазерных целеуказателей (станций подсветки целей) и оптико-электронных прицелов, например ОЭПС-29, ОЭПС-27 для истребителей МиГ-29 и Су-27.

НПО "Утес". После слияния КБ с Лианозовским электромеханическим заводом НПО "Утес" стало одним из главных разработчиков и изготовите-лей радаров ПВО (П-37, 76Н6) и систем управления воздушным движением, включая их радары.

НПО "Вега-М" МНИИП (Московский НИИ приборостроения). Объеди-нение "Вега-М" участвовало в разработке перспективных радаров, включая РЛС "Шмель" для самолета А-50 "AWACS", "Сабля" и "Шомпол" - для самолета МиГ-25Р. Это объединение присоединено в качестве филиала к МНИИП.

НПО "Вектор", г. Екатеринбург. Представляет собой объединение, в ко-торое входят завод электроавтоматики и КБ "Пеленг". Осуществляет разработку систем командования, управления, связи и разведки (С I), военных тактических компьютеров и другой перспективной военной электроники, на-пример артиллерийских систем разведки "Зоопарк" и метеорадара "Улыб-ка". Объединение разработало и изготовило многие из основных мобильных систем С3 I ПВО, включая системы "Сенеж" и "Рубеж".

НПО "Зенит", г. Москва. Специализируется на разработке средств ра-диоэлектронной борьбы. Они включают системы типа "Горячий камень" ("Hot Brick"), как, например система Л-166 "Испанка" для вертолетов Ми-24 и Ми-28, а также танковые системы постановки помех головкам самона-ведения ПТУР "Штора-Г.

Aviation Week &; Space Technology.- 2003.- January 13.- P. 321-327.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации