Роль российских технологий в программах вооружений ВВС Китая
ВИНИТИ
Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»
№ 7-2005, стр.19-2
Роль российских технологий в программах вооружений ВВС Китая
В журнале «Aviation Week & Space Technology» опубликована статья D.Barrie, в которой рассмотрены программы вооружений ВВС Китая, которые выполнялись с помощью Советского Союза в прошлом, а в последующем с помощью России.
В статье говорится, что ВВС Китая находятся на трудном этапе трансформации, когда предпринимаются усилия по их модернизации. Часть этого обновления связана с закупкой зарубежных технологий, таких как самолеты типа Су-27 и стратегические управляемые ракеты класса «поверхность-воздух» SA-20. Параллельной более трудно прослеживаемой тенденцией является усилие китайской оборонной промышленности, направленное на повышение собственного престижа путем разработки более комплексных и совершенных отечественных самолетов и управляемых ракет. Это ключевая концепция оживления устаревающей линии китайских военных экспортных поставок и, если она окажется успешной, она поможет профинансировать модернизацию. Китай думает также о более агрессивной конкуренции с российскими экспортерами как изготовитель истребителей РСК «МиГ» и зенитных управляемых ракет концерна ПВО «Алмаз-Антей». Некоторые результаты инвестирования демонстрировались 1-7 ноября 2004 г. во время авиационной выставки Air Show China в Zhuhai.
В статье рассматривается возросшее количество программ разработки истребителей и управляемых ракет, и сделана попытка объяснить, почему устремления Китая, а также его экспортный потенциал привлекают интерес Министерства обороны США,
Культура Китая является исторической и древней, к сожалению, так же можно охарактеризовать парк боевых самолетов китайских ВВС.
Имея на вооружении устаревающий парк самолетов, построенных по советским проектам конца 50-х годов, большая часть китайских ВВС в настоящее время удручающе не адекватна для того, чтобы отвечать вызовам воздушной войны 21-го века.
Значительная часть китайского парка истребителей базируется на типах, которые лучше подходят для демонстрации в музеях, чем для нахождения в летном строю. Истребители J-6 и J-7 продолжают оставаться на вооружении несмотря на то, что являются аналогами устаревших советских МиГ-19 и МиГ-21, построенными по лицензии в Китае. Бомбардировочный парк базируется на бомбардировщике Xian Н-б, лицензионном аналоге советского бомбардировщика средней дальности Ту-1б «Беджер». Лицензионные соглашения, охватывающие эти типы самолетов, относятся еще к концу 50-х и началу 60-х годов. Китаю недостает также самолетов специальной поддержки, как, например, для ведения РЭБ и воздушной разведки.
Фактически ВВС Китая остаются видом ВС, который находится в мучительном длительном переходном периоде. Они совершают собственную революцию в военной сфере, темп и направление которой не всегда сравнимы с темпами и направлениями в ВВС стран Запада. Наряду с программой обновления авиационного оборудования, просматриваемой обозревателями, важны изменения в доктрине и оперативных стратегиях, необходимые с точки зрения использования внедряемой техники.
ВВС Китая самый большой выигрыш от развала Советского Союза получили китайские ВВС. После событий 1989 г, на площади Тяньаньмэнь оказались напрасными усилия, которые были направлены на кооперацию с Западом. Но в начале 90-х годов ВВС Китая удалось найти доброжелательного партнера в лице российского авиакосмического сектора, который пытался компенсировать крах внутреннего рынка.
Борясь за местное производство адекватных боевых самолетов четвертого поколения, ВВС Китая представилась возможность приобрести самолеты-истребители Су-27 «Флэнкер» и договориться о лицензионном производстве их в Китае. Соглашение о первой партии самолетов было достигнуто в 1991 г., оно предусматривало поставку как одноместных Су-27СК, так и двухместных Су-27УБК к середине 2002 г. Дальнейшие соглашения привели к лицензионному производству самолетов Cy-27/J-11 в Китае, а также к закупкам двухместных многофункциональных истребителей Су-30 МКК. Пока что Китай закупил 76 самолетов Су-27СК и Су-27УБК, а также 70 самолетов Су-30МКК, изготовил 20-30 самолетов J-11. Соглашение о лицензионном производстве было подписано в конце 1996 г. и предусматривает строительство для ВВС Китая 200 самолетов J-11.
Самолет Су-27 обеспечивает ВВС Китая современным тяжелым истребителем, а его вариант Су-30МКК многофункциональным истребителем. Однако амбиции ВВС Китая и их потребности простираются значительно дальше большого количества самолетов Су-27 «Флэнкер».
Кроме лицензионного производства самолетов Ml, китайская индустрия имеет в разработке, по крайней мере, четыре других типа боевых самолетов: Chengdu 3-10, Chengdu FC-1, вариант Shenyang J-8II и ударного Xian JH-7A. Ведутся предварительные разработки тяжелого истребителя, который потенциально может прийти на смену J-11.
Признавая необходимость замены самолета JJ-7 (МиГ-21УБ «Монгол») в роли современного реактивного УТС, в стадии разработки находятся две программы: Chengdu JJ-9/FTC-2000 и Hongdu L-15. Первый базируется на планере JJ-7, а второй представляет собой новую конструкцию, разработанную с российским участием.
Наиболее важной из этих программ для ВВС Китая является программа J-10. Хотя о самолете пока еще нет официального объявления, изображения опытных образцов и самолетов начального производства уже распространяются, что может говорить о возможном государственном одобрении. Программа J-10 , задуманная еще в начале 80-х годов, прогрессировала медленными темпами, но в настоящее время, по-видимому, самолет продвигается к принятию на вооружение. Несмотря на отрицания, конструкция самолета J-10 усиливает подозрения в том, что программа Chengdu получила значительную помощь со стороны Израиля. Общая платформа самолета весьма сильно напоминает самолет Lavi прекращенной программы израильской компании Israel Aircraft Industries. Однодвигательный самолет J-10, со схемой «утка» с треугольным крылом, составляет дополнение самолету J-11 и заменит самолеты J-7 и J-6, а также сможет решать некоторые задачи, возлагаемые в настоящее время на самолет Q-5 как на средний многофункциональный боевой самолет.
Первый опытный образец самолета J-10 начал полеты во второй половине 90-х годов. В настоящее время уже кажется очевидным то, что наряду с Израилем значительную поддержку программе оказала Россия. Силовая установка самолета МО, согласно многим сообщениям, является вариантом двигателя АЛ-31 КБ «Сатурн-Люлька», который первоначально разрабатывался для истребителя Су-27.
Что касается радара, которым будет оборудован самолет J-10, то наиболее вероятно, что это будет радар исследовательского института электроники Nanjing RIET. Это импульсный допплеровский радар с плоской антенной решеткой, называемый Туре 1473 или KLJ-3. Радар, вероятно, будет устанавливаться на самолетах J-8 в ходе их дальнейшей модернизации, модернизированные J-8 иногда обозначаются как J-8IIF.
В ВВС Китая самолеты J-8H, в лучшем случае, ограничены использованием управляемых ракет класса «воздух-воздух» с полуактивным радиолокационным наведением. Хотя как российские, так и китайские УР с полуактивным РЛ наведением интегрированы в варианты самолетов J-8II. В каком количестве они имеются на вооружении, остается только догадываться.
УР SD-10/PL-12 класса «воздух-воздух» также будут главным вооружением самолетов J-10. Однако пока что на их изображениях видны подвешенные УР с инфракрасным наведением PL-8 или УР с полуактивным РЛ наведением PL-10/11. Согласно сообщениям, 5ыло построено восемь опытных образцов и поставлено более десятка самолетов J-10 производственных стандартов. Если самолет оправдает надежды ВВС Китая, то он, вероятно, будет закуплен в больших количествах.
Наряду с усилиями в рамках программы J-10 Chengdu наконец достигла некоторого успеха в рамках своего давнего проекта легкого истребителя, который теперь получил название FC-1/JF-17. Проект был начат в 80-е годы. Одно время он был китайско-американской программой Super-7 с участием тогдашней компании Grummann, но после событий на площади Тяньаньмэнь США отказались от участия.
Пока что построено три опытных образца самолета FC-1/JF-17, первый начал полеты в сентябре 2003 г. В проекте участвует Пакистан, он же является первым заказчиком, которому необходимо не менее 150 самолетов. ВВС Китая еще предстоит решить вопрос > закупках самолета FC-1, он может оказаться привлекательным в связи с тем, что цена будет, по-видимому, сравнительно невысокой.
Предстоит решить вопрос о радаре и бортовой авионике для пакистанских самолетов. 1редлагаются как западные, так и российские системы. Однако китайские закупки будут почти определенно связаны с бортовым оборудованием китайского производства с тем, чтобы оптимизировать его с оборудованием самолетов J-10.
Программы FC-1 и J-10 выглядят определенно «свежее» по сравнению с программами Shenyang J-8 и Xian JH-7. Работы по программе J-8 начались еще в середине 60-х годов,
Самолет был в центре непрерывных, хотя и вялых, программ модификаций. Последняя разработка серии J-8, возможно, известная как J-8IIF, предусматривает оборудование самолета усовершенствованным радаром управления перехватом воздушных целей и обеспечение возможности использования УР класса «воздух-воздух» SD-10 BVR с активной РЛ ГСН. Однако предстоит решить вопрос принимать ли этот вариант на вооружение ВВС Китая, или он может быть нацелен на экспортных заказчиков. Аналогичные вопросы связаны с самолетом JH-7A, с самой последней разработкой ударного самолета JH-7, который совершил первый полет в 1988 г. Ограниченное количество базовых самолетов JH-7 поступило на вооружение авиационных подразделений ВМС Китая для нанесения ударов по морским целям. Отутствие надлежащей силовой установки и неспособность лицензионного производства двигателя «Spey» компании Rolls-Royce не позволяли принять на вооружение самолеты первой модели. В 2000 г. с компанией Rolls-Royce было достигнуто оглашение о поставке дополнительной партии двигателей «Spey», побывавших в эксплуатации, что позволило продолжить строительство самолетов JH-7.
Самолет JH-7A оборудован в результате модификации новой бортовой авионикой и радаром. Силовая установка еще не утверждена. По сравнению с JH-7 вариант JH-7A может нести более широкий набор средств поражения класса «воздух-поверхность», включая УР Х-31 (AS-17 «Krypton») российского ГНПЦ «Звезда-Стрела» с ракетно-рямоточным двигателем (известна в Китае как YJ-91).
Самолеты JH-7A, возможно, войдут в состав авиации Китая с тем, чтобы дополнить относительно небольшое количество самолетов СУ-30МКК, которые были заказаны в 2002 г., однако это остается открытым вопросом, учитывая доступ Китая к самолетам СУ-0MKK. Китай может также рассчитывать на одного-двух экспортных заказчиков самолета JH-7, который иногда называется FBC-1.
В то время, как самолет Су-30МКК является весьма эффективным ударным средством ВВС Китая, пока что на вооружении имеется недостаточное количество таких самолетов. В прошлом российские официальные представители предполагали, что у Китая есть намерения строить такие самолеты по лицензии.
Если на тактическом ударном уровне ВВС Китая обладают современными средствами, хотя и в сравнительно ограниченных количествах, «стратегические» платформы твердо связаны с разработками 50-х годов. Xian H-6 является лицензионным вариантом бомбардировщика Ту-16 и продолжает использоваться ВВС Китая в различных ролях. Например, самолет будет нести первую крылатую УР класса «воздух-поверхность» YJ-63, которая приближается к принятию на вооружение ВВС Китая.
Попытки получить российский бомбардировщик Ту-22МЗ «Бэкфайр» в начале 90-х годов в качестве замены бомбардировщика Н-6 не были реализованы из-за беспокойства России тем, что такие бомбардировщики могут быть использованы против нее самой. Хотя Россия продолжает предоставлять базовые технологии и техническую поддержку Китаю, она проявляет сдержанность в отношении предложения стратегических платформ.
Планируемый вывод из состава ВВС России некоторых бомбардировщиков Ту-22МЗ может возобновить интерес Китая к этому бомбардировщику.
Являясь бомбардировщиком большой дальности, бомбардировщик Н-6 используется для решения и ряда других задач. Наряду с усилением своего парка боевых самолетов фронтовой линии, Китай также пытается приобрести или разработать самолеты поддержки и специальных миссий, которые во все большей мере требуются в современных воздушных операциях.
Планер Н-6 используется в качестве самолета-заправщика, для поддержки истребителей J-8 было конвертировано около десятка бомбардировщиков.
Однако самолеты J-10 производственного стандарта будут оборудованы устройствами дозаправки топливом в воздухе, как и самолеты Су-30МКК, поэтому ВВС Китая подыскивают самолет-заправщик, обладающий большими возможностями. Очевидным кандидатом остается российский Ил-78 «Мидас», особенно учитывая, что ВВС Китая используют аналогичный самолет Ил-76 «Кандид» в качестве тяжелого транспортного самолета.
Самолет Ил-7б «Кандид» будет, по-видимому, базой опытного образца самолетной системы дальнего РЛ обнаружения и наведения (AEW&C), которую ВВС Китая также хотели бы иметь на вооружении. В прошлом они пытались приобрести технологию AEW&C с системой «Argus» у Великобритании и с системой «Phantom» у Израиля. Последняя китайская разработка такой системы, названная, вероятно, KJ-2000, находится на этапе испытаний. Фотографии показывают модифицированный Ил-76, оборудованный антенным обтекателем. Размещается ли в нем фиксированная или вращающаяся радиолокационная антенная решетка, пока не ясно.
Самолеты ДРЛО и H/AEW&C и самолеты-заправщики являются лишь двумя самолетами широкого спектра специальных самолетов, в которых заинтересованы ВВС Китая с точки зрения внедрения или модернизации. Вероятно, что приоритетами являются самолеты, предназначенные для ведения радиоэлектронной борьбы, тактической и стратегической разведки.
Хотя ВВС Китая должны пройти еще какой-то путь прежде, чем они могут рассматриваться, как обладающие всеми современными возможностями, за прошедшее десятилетие они прошли большую дистанцию.
В.И. Вершинин
Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 8 November. - P.51-54.