Участие России в программе МКС
ВИНИТИ №1/2005, стр. 46-51
Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Участие России в программе МКС
Согласно источникам журнала Aviation Week & Space Technology, HACA занимает выжидательную позицию после смены руководства его главного партнера по международной космической станции (МКС) в связи с реорганизацией структуры правительства РФ.
Ю.Коптев, тесно взаимодействовавший с бывшим руководителем НАСА S.Goldin в работе по объединению пилотируемых программ двух сверх держав, потерял должность после того, как президент В.Путин понизил статус Российского авиакосмического агентства до подразделения Министерства промышленности. Новое Федеральное космическое агентство возглавил генерал-полковник А.Перминов, служивший длительное время в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).
Представители НАСА не ожидают, что это изменение повлияет на сотрудничество в рамках программы МКС, поскольку оно базируется на межправительственном соглашении, а меморандум о взаимопонимании на уровне агентств определяет правила и ответственность для всех партнеров. По состоянию на конец марта 2004 г. официальные лица НАСА еще не встречались с А.Перминовым.
Европейское космическое агентство (ЕКА) придерживается аналогичной позиции. По словам директора по стратегии и внешним связям ЕКА J.-P.Poncelet, для оценки ситуации потребуется какое-то время.
Ю.Коптеву, назначенному президентом Б.Ельциным на пост руководителя Российского космического агентства, не удавалось добиваться от правительства полномасштабного финансирования космических программ, но он получал определенную финансовую поддержку со стороны Б.Ельцина. Это, возможно, и послужило поводом для его отставки. В.Путин продолжает консолидацию власти над так называемыми силовыми министерствами.
Европейские правительственные обозреватели, как и их американские коллеги, рассматривают передачу пилотируемых космических полетов под контроль Министерства промышленности как очевидную попытку модернизации авиакосмического и оборонного сектора и разрыва с советским прошлым.
Пятидесятивосьмилетний А.Перминов в 1991 г. был назначен руководителем Плесецкого испытательного полигона, а в 1993 г. начальником главного управления ракетного вооружения и военных операций РВСН. В 1994 г. он стал начальником штаба РВСН и в 1997 г. первым заместителем командующего РВСН.
Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 22 March. - P.18.
В еженедельнике Aviation Week & Space Technology опубликована информация о текущем состоянии программы МКС.
Россия увеличит свои обязательства по наращиванию и использованию МКС, заявил новый директор российского Федерального космического агентства генерал-полковник в отставке А.Перминов высшим руководителям национальных программ МКС на своей первой встрече с ними.
А.Перминов сообщил, что Россия в настоящее время планирует наращивать усилия по разработке модуля многоцелевой лаборатории и отдельного исследовательского модуля. Эти модули будут доставлены на МКС ракетами-ускорителями «Протон» в 2007 г. и 2020 г. соответственно.
На встрече с руководителями национальных программ в Нидерландах он указал, что Россия кроме того продвигает разработку научного энергетического модуля Science Power Module (SPM) с многочисленными солнечными батареями для обеспечения электроэнергией нового оборудования. Модуль SPM будет доставлен на МКС в 2009 г, американским КК многоразового использования.
Как отметил заместитель руководителя НАС А США F.Gregory, российская сторона стала более открыто говорить о научных исследованиях, которые она планирует проводить на МКС.
Однако пока партнерам по МКС неизвестно, сможет ли Россия реализовать свой собственный план финансирования и разработок. Руководство агентства и другие топ-менеджеры программы МКС из США, Европы, Канады, Японии и России одобрили график сборки станции на период после катастрофы космического корабля многоразового использования (ККМИ) «Колумбия» на встрече в техническом центре ЕКА.
В ожидании официального одобрения в начале 2005 г., партнеры по МКС наметили на 2007 г. доставку на МКС с использованием ККМИ европейского модуля «Columbus» и японского модуля «Kibo». Они согласились на расширение экипажа МКС до шести человек приблизительно 2008-2009 гг. при использовании дополнительных российских КК «Союз» для доставки экипажей и в качестве транспортного средства на случай чрезвычайных обстоятельств.
К МКС будут постоянно пристыкованы два КК «Союз». Однако будущая закупка КК «Союз» станет предметом переговоров между государствами участниками программы МКС, которые состоятся позднее. Согласно законам по контролю над вооружением, США запрещена непосредственная закупка российских КК «Союз».
По словам F.Gregory, на встрече российская сторона заявила о том, что для поддержания будущих операций на МКС она имеет возможность изготавливать четыре КК «Союз» и шесть-восемь непилотируемых грузовых КК «Прогресс» в год.
Ключевые ферменные конструкции и солнечные батарей будут доставляться на МКС в 2005-2006 гг. с помощью американских ККМИ почти в такой же последовательности, как планировалось до прекращения их полетов.
В начале августа 2004 г, ЕКА подписало рамочный контракт по поддержанию функционирования МКС стоимостью 1,0 млрд. долл., основные расходы в рамках которого будут определены после завершения переговоров по окончательной конфигурации МКС. Около 85% этого контракта относится к автоматизированным КК доставки ATV (Automated Transfer Vehicles).
Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 2 August. - P.43.
Как отмечается в еженедельнике Flight International, Россия получит несомненную выгоду от заключения многостороннего соглашения по МКС, которое ожидается в начале 2005 г., так как она является единственным партнером, способным гарантировать полеты обеспечения и возврат экипажей.
В связи с прекращением полетов ККМИ НАСА США, отсутствием альтернативных возможностей и давлением в отношении заключения нового соглашения по чрезвычайному возвращению экипажей Россия призвала партнеров по программе МКС увеличить свой вклад в транспортировку грузов и членов экипажей. После катастрофы, произошедшей 1 февраля 2003 г. с ККМИ «Колумбия», доставка грузов и космонавтов на МКС осуществлялась исключительно Россией.
На встрече руководителей национальных программ МКС в июле 2004 г. в Нидерландах представитель российского Федерального космического агентства сообщил о планах разработки и выведения на орбиту трех своих секций МКС, включая многоцелевую лабораторию, исследовательский модуль и солнечную энергетическую платформу. По этой причине агентство будет вынуждено в 2005 г. на 50% сократить свой вклад в транспортировку экипажей и грузов в 1005 г. Это подорвет операции МКС и вынудит партнеров увеличить свой вклад.
В связи с предстоящим подписанием соглашения об окончательной конфигурации МКС и договора о взаимной ответственности и при отсутствии надежной альтернативы ежегодно обеспечиваемых РФ двух полетов КК «Союз» с экипажами и четырех полетов КК обеспечения «Прогресс» Россия имеет сильную переговорную позицию.
Одним из результатов встречи руководителей национальных программ МКС, который усилил позицию России, было достижение соглашения об увеличении экипажа МКС (до более чем трех человек). Это потребует стыковки с МКС двух КК «Союз» в целях обеспечения экстренного возврата на Землю экипажа и четырех полетов в год для доставки экипажей.
Проблема для НАСА США заключается в том, что ответственность России за возврат экипажей заканчивается в октябре 2005 г. Поскольку для изготовления КК «Союз» и подготовки его вывода в космос требуется определенное время, соглашение о доставке экипажей Россией необходимо заключить к январю - в противном случае в ноябре 2005 г. МКС перестанет быть пилотируемой. Одним из препятствий для любого соглашения является законодательство США, запрещающее НАСА закупать российские космические корабли.
Хотя возобновление полетов американских ККМИ в марте 2005 г. могло бы компенсировать возможное сокращение российских операций по транспортировке, представители российского Федерального космического агентства сомневаются в реальности такой возможности из-за бюджетных проблем НАСА. Заместитель руководителя агентства Н.Моисеев заметил, что возобновление полетов американских ККМИ «требует существенного финансирования, которое Конгресс еще не одобрил, а речь идет примерно об 1,0 млрд. долл., что проблематично даже для такой богатой страны, как США».
Вершинин В.И., Похвалина Е.В.
Flight International. - 2004. - 3-9 August. - Р.23.