Федеральная служба охраны России
ВИНИТИ
Серия «Вооруженные силы и военно-промышленный потенциал»
№ 10-2005, стр.6-9
Федеральная служба охраны России
По мнению журнала «Jane's Intelligence Review», в процессе реорганизации Федеральной службы безопасности В.Путиным Федеральная служба охраны приобретает более важное значение, чем раньше. По мнению автора статьи и журнала, это удивительное автономное ведомство, по-видимому, становится личным средством разведки и информации президента.
Указ, подписанный В.Путиным 11 июля 2004 г., обеспечивает перетасовку ФСБ для укрепления и обновления этой чрезвычайно могущественной организации. Высказывались опасения, что указ может возродить старый КГБ посредством объединения под единым командованием всех других служб внешней разведки и внутренней безопасности, однако этого не произошло.
Эти вопросы обсуждались в Кремле в течение недели перед тем, как они, наконец, обрели форму указа. Слишком большому усилению ФСБ воспрепятствовали другие силовые ведомства, в том числе такие как служба внешней разведки (СВР) и очень влиятельная Федеральная служба охраны (ФСО).
ФСО является самой маленькой из многочисленных служб и ведомств России, занимающихся вопросами обеспечения безопасности и разведкой, хотя в последние годы ее значение и влияние возросли несоразмерно по отношению к ее размеру и в том числе в областях, которые раньше не были сферой ее ответственности.
Официально эта служба должна обеспечивать охрану только крупных правительственных чиновников и зданий, где они работают, но в течение ряда лет ее функции постоянно расширялись. Она теперь охраняет президента и членов его семьи (а также бывших президентов) и еще приблизительно 30 других руководителей, включая премьер-министра, спикеров верхней и нижней палат законодательной власти, председателей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, семерых полномочных представителей президента в федеральных округах страны и глав иностранных государств, прибывающих с визитом в Россию. Она также охраняет Кремль и мавзолей В.И.Ленина, девять президентских резиденций в разных районах страны и другие важнейшие объекты, например, правительственные центры связи.
ФСО численностью 20 тыс.чел. включает в себя Службу безопасности президента (СБП) с подразделениями для охраны Кремля (в нее входит так называемый «президентский» полк) и специальные подразделения, например, гараж специального назначения, имеющий 100 ед. автомашин, мотоциклов и микроавтобусов, президентская эскадрилья из 4-х самолетов и президентская яхта «Россия».
СБП была сформирована на основе бывшего 9-го управления КГБ, имевшего аналогичные функции в эпоху СССР. После разделения КГБ 9-е управление, по меньшей мере та его часть, которая находилась в России, в 1992 г. было преобразовано в Главное управление охраны (ГУО). Отдельная Служба безопасности президента была создана в 1993 г., хотя в то время она фактически была не чем иным, как инструментом амбиций Александра Коржакова, начальника охраны или телохранителя Бориса Ельцина с 1987 г. Во время роста влияния А.Коржакова СБП стала доминировать над ГУО, приобрела исключительно большую власть и превратилась в непредсказуемую силу. А.Коржаков использовал СБП для слежки за своими врагами и за врагами Б.Ельцина, для оказания протекции и защиты, а также для запугивания соперников. Например, в декабре 1994 г. вооруженные офицеры СБП перехватили кортеж автомобилей крупного бизнесмена В.Гусинского, выразив таким образом ему явное предостережение.
Другим примером растущей политизации А.Коржакова был его призыв приостановить выборы 1996 г., так как он был обеспокоен возможными успехами оппозиционных сил на этих выборах. А.Коржаков в конце концов стал помехой, излишне глубоко увязнув в межфракционной политике. Б.Ельцин пожертвовал им и урезал СБП до первоначальных размеров, к тому же Б.Ельцин в тот момент пытался наладить отношения со своими более реформистки настроенными союзниками. А.Коржаков и вместе с ним еще более десяти старших офицеров СБП были уволены. Еще более 100 офицеров были уволены в отставку в последующие месяцы, некоторые из них добровольно, а некоторые под давлением. Более важен тот факт, что СБП вновь была подчинена ГУО, которое впоследствии переименовали в ФСО.
Во все остальное время правления Б.Ельцина ФСО, главным образом, ограничивалась выполнением своих профессиональных обязанностей и охранной бюрократической политикой и противостояла попыткам соперничавших с ней ведомств урвать у нее часть бюджетных ассигнований или отнять у нее часть функций, но активно не пыталась их расширить. Однако при В.Путине и с ростом влияния нового директора ФСО генерала-майора Евгения Мурова ФСО снова начала выходить за рамки простых физических обязанностей по охране.
Генерал-майор Е.Муров является карьерным офицером службы безопасности. Он родился в конце 2-й мировой войны в Московской области (г.Звенигород) и после получения высшего образования был зачислен в штаты КГБ в качестве офицера внешней разведки со специализацией по странам Юго-Восточной Азии. В 1992 г. его перевели в Петербургское управление Министерства безопасности, предшественника ФСБ, где он имел контакты с В.Путиным (по некоторым свидетельствам их взаимоотношения начались еще в 80-х годах, но это не подтверждено документально). Затем он снова вернулся в Москву и был назначен первым заместителем Управления экономической контрразведки, а в мае 2000 г. был назначен директором ФСО. Е.Муров по-видимому также близко знаком с Виктором Ивановым, другим бывшим офицером КГБ, который вслед за В.Путиным также вырос и теперь стал заместителем главы администрации президента.
Под управлением генерала-майора Е.Мурова ФСО не только приобрела новые важные полномочия в отношении закрытой информации и систем скрытой связи, но и постоянно возрастающую роль в обеспечении президента и президентской администрации данными и аналитическими сведениями, по-видимому, потому, что В.Путин нуждался в альтернативном надежном и дружественном источнике информации, в том числе разведывательной. При А.Коржакове аналитический сектор СБП значительно расширился и вышел за пределы простой оценки возможных угроз президенту, стал органом политического анализа с акцентом на сбор компромата на политиков из оппозиционного крыла и даже на лиц из ближайшего окружения Б.Ельцина. После 1996 г. этот сектор был полностью ликвидирован, но недавно ФСО стала его возрождать с упором на его более широкую аналитическую роль. Однако вместо того, чтобы заниматься разгребанием грязи, как при А.Коржакове, новый аналитический сектор специализируется на предоставлении так называемого «полного спектра анализа безопасности»: от анализа деятельности террористов до военной готовности, а также на ознакомлении президента и его администрации с внутриполитическим положением и статусом других разведывательных служб.
Рост влияния ФСО в некоторой степени был связан с тем, что эта служба, как никакая другая, размещается в Кремле, в так называемом Блоке 4. Для генерала-майора Е.Мурова стали обычным делом срочные вызовы к В.Путину, обычно вместе с аналитиками и заместителями. Это не удивительно, так как у него много общего с президентом РФ, включая общие корни, воззрения и прошлую профессиональную деятельность в течение почти 30 лет,
Команда заместителей и старших сотрудников генерала-майора Е.Мурова также имеет довольно хорошие связи и способности (что вполне обычно для российской службы безопасности), а также она сплочена и может работать чрезвычайно эффективно (что не вполне обычно). Первым заместителем Е.Мурова является генерал-лейтенант Валерий Никитин, уважаемый ветеран КГБ, как и другие его заместители: Анатолий Проценко, Владимир Соколов и генерал-лейтенант Сергей Стригин, который также занимает важную должность коменданта Кремля (С.Стригин был первым, кто приветствовал нового президента при его инагурации в 2000 г.). По некоторым данным Юрий Корнев, начальник управления президентской связи, также является одним из заместителей директора ФСО, но это точно не установлено. Виктор Золотое, глава СБП также в прошлом был связан с В.Путиным, так как являлся его личным телохранителем, когда тот был еще премьер-министром при Б.Ельцине. Он также работал у Анатолия Собчака, прежнего начальника В.Путина, когда А.Собчак был мэром Санкт-Петербурга.
Это означает, что ФСО имеет прямой доступ к президенту и влиятельной президентской администрации, а также необычную степень единодушия. Она также способна использовать свою ключевую роль в обладании и координации важнейших средств коммуникации. Это привело к тому, что ФСО стало отвечать за правительственные системы коммуникаций и за их защиту, даже за системы, используемые другими ведомствами по безопасности. В результате у ФСО возникли натянутые отношения с ФСБ, не без основания полагающей, что ФСО контролирует ее линии связи внутри страны. Отчасти это отражает ее корни в 9-ом управлении бывшего КГБ, которое контролировало отдельные телефонные сети КПСС. ФСБ также недовольна тем, каким образом ФСО стала новым арбитром в государственных секретах. В.Никитин, например, является также членом Межведомственной комиссии по защите государственных секретов. Это является хорошим отражением того факта, что ФСО появилась как личный ответ В.Путина на вечную дилемму - кто следит за сторожами?
Так называемые преторианцы снова стремятся поставить себя в положение личной разведывательной службы президента, президент при этом, по-видимому, вполне доволен использовать их для этой цели. Другим показателем этого является то, как офицеры ФСО начинают «колонизировать» другие властные структуры, как это делала ФСБ, после того как В.Путин впервые пришел к власти. Например, в июле 2004 г. прежний заместитель директора ФСО В.Тихонов был назначен на совершенно новый пост заместителя губернатора Санкт-Петербурга по вопросам правопорядка и безопасности. В.Тихонов, другой ветеран КГБ из того же города, что и В.Путин, работал в Ленинградском областном управлении КГБ с 1984 г., затем был переведен в Министерство безопасности и работал там до 2001 г., когда стал заместителем главы национальной службы безопасности. Был ли он назначен на пост заместителя губернатора Санкт-Петербурга для наблюдения за губернатором В.Матвиенко, как полагают некоторые, или в качестве возможного кандидата для замены ее, мнения расходятся. Важно, что ветерану ФСО была придана некоторая роль неофициального полномочного представителя президента, которая традиционно предоставлялась ветеранам ФСБ. В этом отношении это показывает, что ФСО стала мощным игроком в российской политике по своему собственному праву и возможным противовесом до последнего времени неприступной ФСБ.
К.Я.Прохоров
Jane's Intelligence Review. - 2004. - September. - P. 54-55.