ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1985, стр. 67-76

В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА*

* При изучении данной темы рекомендуется также использовать следующую литературу: Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат, 1983, Епишев А. А. Актуальные вопросы партийно-политической работы в армии и на флоте. - М.: Воениздат, 1984; Марксистско-ленинское учение о войне и армии. - М.: Воениздат, 1984; Война и армия. - М.: Воениздат, 1977 и др.

Генерал-полковник И. П. СЕМЕНОВ,

доцент

КПСС и ее ленинский Центральный Комитет уделяют огромное внимание идеологической работе, воспитанию у трудящихся, воинов армии и флота коммунистической сознательности, идейной убежденности, готовности, воли и умения строить новое общество и защищать его. Партия неуклонно руководствуется указанием В. И. Ленина о том, что «развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 376).

Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС поставил задачу решительно поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Она должна быть наполнена глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего прогресса общества. От того, отмечалось на Пленуме ЦК, как мы сумеем мобилизовать духовную энергию народа, поднять его трудовую и социальную активность, во многом зависят осуществление пятилетнего плана, темпы нашего движения вперед и, конечно же, укрепление обороноспособности страны.

Партия высоко ценит роль идеологической, массово-политической работы и рассматривает ее как один из коренных вопросов своей деятельности, одну из важнейших составных частей коммунистического строительства. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко подчеркивает: «...какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей». Вопросы более эффективного использования богатого арсенала средств коммунистического воспитания трудящихся обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС», состоявшейся в декабре 1984 года.

Выполняя задачи, поставленные партией, военные советы, командующие, командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы Вооруженные Силы стали подлинной школой труда и боевой выучки, нравственной чистоты и мужества, патриотизма, интернационализма и товарищества. Духовный потенциал - один из основных слагаемых их боевой мощи и боевой готовности.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА. Исходные теоретические положения по этим проблемам, о потенциальных возможностях и механизме воздействия духовного фактора на ход и исход войны были впервые сформулированы основоположниками научного коммунизма. В трудах В. И. Ленина получил дальнейшее развитие вопрос о соотношении материальных и духовных сил, зависимости духовного потенциала от политических и социально-экономических условий общественного прогресса, характера государственного строя, политических целей войны, уровня идеологической и организаторской работы Коммунистической партии. «Никогда не победят того народа, - указывал он применительно к справедливым войнам, - в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами. культуры, всеми созданиями человеческого труда» (Поли. собр. соч., т. 38, с. 315). Вождь революции отмечал: «Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь» (Там же, т. 41, с. 121).

Духовный потенциал как составной элемент оборонной мощи социалистического государства - это духовные возможности народа и его Вооруженных Сил, которые определяются степенью зрелости общественного и индивидуального сознания советских людей, воинов армии и флота и могут быть превращены в фактор достижения справедливых целей войны в защиту социалистического Отечества. Другими словами, он представляет собой классово-осознанное отношение народа и армии к войне, преодолению ее суровых испытаний.

В научной литературе употребляются понятия «духовный», «морально-политический» потенциал и др. По своему содержанию они во многом совпадают, но не тождественны. Формирование у людей осознанного отношения к целям войны осуществляется на основе прежде всего ее политической и моральной оценки. Следовательно, морально-политический потенциал выступает ядром, сердцевиной духовного потенциала. Он выражает внутренние потребности, побуждения, нормы поведения народа в борьбе с врагом, и ему правомерно отдается приоритет при характеристике его духовной готовности вести войну. Однако немаловажное значение имеют правовая, эстетическая, философская и даже религиозная оценки войны. Идеи, чувства и настроения, которые возникают по отношению к ней в рамках этих форм общественного сознания, хотя и не определяют полностью содержание духовного потенциала, но они входят в него. Поэтому понятие «духовный потенциал» по объему шире, чем «морально-политический потенциал».

Имея относительную самостоятельность, духовный потенциал органически связан с другими составляющими военного могущества государства - экономическим, научно-техническим, социально-политическим и собственно военным. Он так или иначе влияет на них, в свою очередь испытывая их воздействие на себе. Определяющую роль в его формировании всегда играет идеология, являющаяся мировоззренческим и методологическим ориентиром в решении всех проблем социальной, в том числе военной, сферы жизни общества.

Высокий уровень духовного потенциала Советских Вооруженных Сил обусловлен: прочностью общественного и государственного строя СССР; целеустремленной идеологической и организаторской деятельностью партии; непоколебимым идейно-политическим единством армии и народа, богатством их революционных, трудовых и боевых традиций; социалистическим образом жизни; кровной заинтересованностью трудящихся масс в успехах совершенствования общества развитого социализма и надежной его защите.

Следует отметить принципиальное отличие возможностей социалистического и буржуазного обществ в использовании духовных сил народа и армии для достижения целей войны. Морально-политический потенциал империалистических государств по причине социально-классовой разобщенности общества, антагонизма классов и отсутствия научной, цельной идеологии в принципе характеризуется слабостью и непрочностью как в мирное, так и военное время. Не имея возможности опереться на истинные идеи, военно-политическое руководство буржуазных государств в целях подготовки и ведения несправедливых, захватнических войн широко использует махровый антикоммунизм и антисоветизм, национализм, расизм и т. д. Примером невиданного идеологического оболванивания трудящихся масс, личного состава вермахта является гитлеровская пропаганда в годы второй мировой войны и в период, предшествовавший ей. Человеконенавистническая, антисоциалистическая идеология фашизма, не имевшая в своей основе каких-либо рациональных научных идей, массированно внедрялась в сознание людей с помощью лжи, клеветы, подтасовки фактов, подстрекательства, демагогии об «избранности арийской нации», о том, что «Германия превыше всего» и т. д. Если такая изощренная пропаганда и срабатывала под грохот победного шествия немецко-фашистских войск по Европе, то с каждым поражением под ударами Советских Вооруженных Сил их моральный дух падал, выражаясь в панике и чувстве обреченности. Такая же картина наблюдалась и в войнах, развязанных империализмом в послевоенные годы, в частности США против Вьетнама.

Некоторые буржуазные теоретики истолковывают духовный потенциал как проявление психологической возбудимости, национального характера, чувств, эмоций людей. Есть попытки свести его природу к «корпоративному духу» войск, к особым качествам воинской среды, оторванной от народа и живущей своими, обособленными, кастовыми интересами. Используя социальную демагогию, методы манипуляции общественным сознанием, осуществляя массированное идеологическое и психологическое давление на трудящихся, буржуазия рассчитывает заставить их фанатично сражаться за чуждые цели. Нередко, как показывает опыт подготовки агрессивных войн, это ей удается, что всегда следует иметь в виду.

В научной литературе в структуре духовного потенциала выделяются два взаимосвязанных уровня. Общественно-психологический уровень представляет собой совокупность чувств, настроений, привычек, эмоций, иллюзий, традиций, направленности воли, черт характера, свойственных различным классам, нациям, социальным и профессиональным группам и коллективам. Ф. Энгельс отмечал, что «национальный характер, исторические традиции и особенно различный уровень цивилизации создают много различий и порождают характерные для каждой армии ее сильные и слабые стороны» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 436). Для того чтобы полнее и всестороннее знать противника, глубже понять цели, формы и способы действий, надо в процессе оценки сложившейся обстановки учитывать и его национально-психологические особенности, преимущества и слабости. От этого зависят эффективность пропаганды на его войска и население, полнота и правильность оценки военно-политической обстановки в целом, обоснованность принимаемых мер и решений.

Вместе с тем не следует допускать абсолютизации общественно-психологических сторон духовного потенциала. На данном уровне отдельные политически незрелые люди воспринимают войну прежде всего как наиболее простые, непосредственно бросающиеся в глаза явления, факты: кто первый напал, на чьей территории ведутся боевые действия, кто наступает или обороняется. Общество, государство и нация часто рассматриваются в качестве единого, классово нерасчлененного явления. Причем интересы защиты общей территории, культуры, домашнего очага нередко заслоняют коренной вопрос: из-за чего ведется война, каким социальным силам она выгодна.

В. И. Ленин такой подход к войне называл обывательским, остро критиковал тех, кто стоял на подобных позициях. «Социальный характер войны, ее истинное значение, - учил он, - определяется не тем, где стоят неприятельские войска... Этот характер определяется тем, какую политику война продолжает... какой класс в каких целях войну ведет» (Полн. собр. соч., т. 34, с. 196- 197).

В связи с этим в структуре духовного потенциала выделяется теоретико-идеологический уровень, представляющий собой совокупность идей, теорий и взглядов, которые систематизирование, с позиций интересов определенного класса отражают политические оценки и взгляды о сущности войны, ее характере, причинах возникновения, возможных последствиях, выражают отношение людей к ней. Сюда же относятся знания и понимание вопросов о защите социалистического Отечества, о советском патриотизме и пролетарском, социалистическом интернационализме, понятия о мужестве, героизме, отваге, долге и т. д. Эти и другие взаимосвязанные элементы духовного потенциала войск лежат в основе морально-политической и психологической подготовки личного состава, осуществляющейся в единстве, но при определяющем значении развития у воинов политического и морального сознания.

Роль духовного потенциала в структуре боевого могущества Советских Вооруженных Сил в целом выражается в ряде его социальных функций, главными из которых являются сплочение личного состава вокруг КПСС и Советского правительства, идеологическая ориентация народа и армии в отношении ведения войны в защиту социалистического Отечества, убеждение в ее справедливости, стимулирование, мотивация поведения воинов в бою. В нерушимом единстве армии и народа при руководящей и направляющей роли Коммунистической партии заключена великая непреоборимая сила защитников Родины. Их высокое политико-моральное состояние проявляется в стремлении как можно эффективнее и в срок реализовать в боевой обстановке конкретные решения военно-политического руководства страны.

Рассматривая духовный потенциал войск (сил) в функциональном плане, необходимо учитывать возрастание его роли в выполнении задач, стоящих перед Советскими Вооруженными Силами. Это обусловлено тем, что усилившаяся военная опасность со стороны агрессивных сил империализма, прежде всего американского, его безудержные военные приготовления, вероломство сил реакции и милитаризма обязывают личный состав армии и флота проявлять неослабную бдительность и повышать боевую готовность частей, кораблей и соединений к отражению возможной агрессии. «Мы не можем не видеть растущей агрессивности империализма, его попыток добиться военного превосходства над социалистическим содружеством,- говорил товарищ К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС. - Наша страна ни на кого не собирается нападать... Но обороноспособность свою мы будем укреплять, оберегая мирный труд советских людей, отстаивая дело мира во всем мире».

Разумеется, возрастание значения духовного фактора связано и с интенсивным развитием военного дела, непрерывным обновлением оружия и боевой техники. На вооружении современных армий находятся ядерное и другие виды оружия массового поражения, ускоренно разрабатывается и внедряется высокоточное обычное оружие. Идет процесс насыщения их эффективными средствами автоматизации управления войсками и оружием. Все это вызывает повышенные требования к морально-политическим качествам, психологической стойкости и физической выносливости воинов. Для того чтобы добиться высокой слаженности в действиях, научиться в совершенстве владеть сложным оружием и боевой техникой, требуются большие усилия всего личного состава. Человек был и остается решающей силой на войне.

Особенно следует выделить роль таких элементов духовного потенциала войск и сил флота, как чувства советского патриотизма и социалистического интернационализма, интернациональной ответственности и долга, общенациональной советской гордости. Они вобрали в себя все лучшее, что создано трудом, отвагой, героизмом миллионов советских людей.

Советские Вооруженные Силы выполняют свой долг плечом к плечу с армиями других стран - участниц Варшавского Договора. В тесном сотрудничестве совершенствуется их воинское мастерство, крепнет и развивается нерушимая дружба братьев по оружию, воинов-интернационалистов.

Таково марксистско-ленинское понимание сущности, структуры и функций духовного потенциала войск и сил флота. Опираясь на эти принципиальные теоретические положения, военные советы, командующие, командиры, политорганы, штабы, партийные и комсомольские организации практически решают вопросы укрепления духовной готовности армии и флота к решительному отпору любому агрессору.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЙСК. XXVI съезд партии, последующие Пленумы ЦК КПСС поставили задачу наиболее полно использовать преимущества общества зрелого социализма в интересах увеличения его материальных и духовных богатств, гармоничного развития советских людей. Партия и государство комплексно подходят к наращиванию духовных сил народа и армии в целях успешного решения созидательных и оборонных задач в их органическом единстве. Залог того, что они будут выполнены, - нерушимое единство партии и народа. Это особенно ярко выражается ныне, когда КПСС вступила в период непосредственной подготовки к своему XXVII съезду, развернулось всенародное соревнование за достойную встречу 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала армии и флота осуществляется по ряду направлений. Прежде всего, речь идет о том, чтобы в этом Деле всесторонне учитывались и максимально использовались такие возросшие его объективные источники, как неуклонное развитие экономического, научно-технического, социально-политического и духовного потенциалов страны, состоянием которых обусловливается в конечном счете обороноспособность Советского государства.

На этапе зрелого социализма во все возрастающей мере раскрываются созидательные возможности социалистического строя, его подлинно гуманистическая сущность. Партией четко определены главные пути достижения новых рубежей социально-экономического прогресса: ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Обеспечить здесь решающий перелом - не просто хозяйственная, но и огромной важности политическая задача. Ее успешное решение является показателем зрелости советского общества на достигнутой ступени его развития. Только так можно одновременно наращивать экономическую мощь страны, укреплять ее обороноспособность и неуклонно поднимать народное благосостояние. Именно такой подход содержится в материалах февральского, апрельского и октябрьского (1984 года) Пленумов, в речи товарища К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС 15 ноября 1984 года.

Марксизм-ленинизм оценивает роль духовного фактора в войне строго с материалистических позиций, т. е. учитывает воздействие на ход и исход военных действий оружия и боевой техники, профессиональной выучки воинов, качества управления войсками (силами) и т.д. Ф Энгельс писал, что отсутствие оружия или неумение владеть им делает воинственное настроение солдат весьма малоценным (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 15, с. 110).

Высокая техническая оснащенность и боевое мастерство являются той материальной основой, на которой реализуются идейные убеждения и направленность воли личного состава. Командиры, штабы, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы советские воины настойчиво овладевали современным оружием и боевой техникой, неустанно повышают их морально-политическую закалку, выковывают у них развитые качества политического бойца. с активной жизненной позицией, которые прививаются им тем быстрее, чем лучше молодежь готовится к армейской и флотской службе, чем эффективнее проводится с ней воспитательная, военно-патриотическая работа в школе и семье, на предприятиях и в учебных заведениях, в системе профтехобразования и организациях ДОСААФ. Из положений Конституции СССР о защите социалистического Отечества вытекают соответствующие обязанности не только партийных, советских и военных органов на местах, но и персональная ответственность каждого советского гражданина за судьбы Родины.

На укрепление духовного потенциала войск огромное влияние оказывает дальнейшее развитие общественных отношений. Неуклонно упрочиваются единство партии и народа, союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, дружба наций и народностей СССР, активизируется работа Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, повышается роль трудовых коллективов. Совершенствуется социалистическая государственность, углубляется демократизм нашей жизни, утверждается ленинский стиль в деятельности партийного и государственного аппарата, реализуется на практике принцип социальной справедливости, социалистической законности, ведется бескомпромиссная борьба с явлениями, чуждыми коммунистической морали и ценностям советского образа жизни. Поистине огромны достижения Страны Советов в развитии науки и техники, системы образования, литературы и искусства. Важнейшим фактором дальнейшего прогресса общества является возрастание руководящей и направляющей роли Коммунистической партии как политического авангарда советского народа.

Все это создает благоприятные условия для обогащения интеллектуального потенциала социалистической Родины, который изо дня в день сверкает еще более яркими гранями во всем своем богатстве, величии и блеске, для поддержания в стране и Вооруженных Силах здоровой политико-моральной атмосферы, формирования у советских людей чувства оптимизма и исключительной преданности идеалам коммунизма и готовности защищать их с оружием в руках.

Главное содержание работы военных советов, командующих, командиров, политорганов, штабов, партийных и комсомольских организаций в войсках и на флотах - поддержание высокой боевой готовности частей, кораблей и соединений, которая складывается из множества больших и малых дел. Важным направлением укрепления ее духовного слагаемого является осуществление комплекса мер, имеющих целью дальнейшее повышение эффективности идеологической, политико-воспитательной работы с личным составом. Решения XXVI съезда партии, постановления июньского (1983 года), последующих Пленумов ЦК КПСС содержат развернутую и долговременную программу перестройки многих участков и сфер идеологической деятельности, рассчитанную на повышение ее качества и действенности, совершенствование содержания, форм и методов в целях приведения в соответствие с потребностями современного этапа развития советского общества, Вооруженных Сил.

ЦК КПСС, Министр обороны СССР, начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота сосредоточивают внимание командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота на обеспечении высокого уровня пропаганды и агитации как одной из самых насущных задач идейно-воспитательной работы. Речь идет о глубоком, целостном изучении и пропаганде трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, руководителей партии и правительства, истории КПСС, решений ее съездов и Пленумов ЦК, творческом применении методологии марксизма-ленинизма в процессе теоретической и практической деятельности, всестороннем осмыслении сложных процессов современного общественного развития, улучшении всей системы политической учебы личного состава. Задача состоит в том, чтобы еще теснее увязать пропаганду и агитацию с проблемами, решаемыми в процессе оперативной, боевой и политической подготовки войск (сил).

В идеологической, политико-массовой работе требуется глубже и последовательнее осуществлять дифференцированный подход к массам воинов. Как отмечалось на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, при определении ее содержания необходимо учитывать возрастные особенности военнослужащих, уровень их образования, интересы и склонности. На передний план выдвигается усиление боевого, наступательного характера идейно-воспитательной работы, непримиримости к недостаткам, настроениям благодушия и беспечности, особенно в вопросах боевой готовности войск.

Важное значение приобретает воспитание политической культуры у воинов, цель которой, как подчеркивал В. И. Ленин, - «воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 404).

Большое место в мероприятиях по морально-политической подготовке личного состава должно занять глубокое раскрытие проблем войны и мира в современных условиях. Необходимо решительно разоблачать измышления империалистов, связанные с оценкой нынешнего противоборства двух противоположных социальных систем, их попыткой скрыть свои агрессивные военные приготовления разглагольствованиями об угрозе войны со стороны Советского Союза. Под прикрытием подобных пропагандистских ухищрений они делают ставку на разрешение исторического спора двух систем в свою пользу с «позиции силы» в интересах, как утверждает руководство Пентагона, «уничтожить социализм как общественную систему».

Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации призваны разоблачать маневры врагов мира и социального прогресса, повышать бдительность и боевую готовность советских воинов. Офицерским кадрам принадлежит ответственная роль в воспитании и обучении личного состава, что обусловливает необходимость выработки у них наряду с другими качествами высокой политической культуры, умения подходить к решению всех задач с политической точки зрения. Это позволяет им успешнее осуществлять морально-политическую и психологическую подготовку воинов, призванную формировать у них марксистско-ленинское мировоззрение, глубокую идейную убежденность и благородные нравственные принципы поведения.

Сегодня особенно важно прививать воинам чувство любви к Родине и ненависти к ее врагам, высокую политическую бдительность, постоянную готовность к подвигу. Как отмечает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. А. Епишев, необходимо более действенно воспитывать воинов в духе следования Ленину и ленинизму. Изучение теоретического наследия великого вождя, его жизни и деятельности, политики ленинской партии - основа и мощное средство формирования у молодого человека идейной убежденности, классового самосознания, боевой активности.

Враждебная пропаганда клевещет на нашу армию, пытается фальсифицировать ее предназначение и современные задачи. Советские Вооруженные Силы были и являются могучим фактором сдерживания агрессивных устремлений империалистической реакции. Армии эксплуататорских государств, бывшие на протяжении всей истории инструментом насилия и войны, таковыми остаются и при империализме. Только в условиях социализма армия становится орудием защиты мира и обеспечения международной безопасности.

Особенно изощряются враги социализма в попытках извратить руководящую роль марксистско-ленинских партий в области военного строительства, интернациональную природу Вооруженных Сил СССР, ослабить братские узы, связывающие армии стран-участниц Варшавского Договора. Одним из направлений оголтелого антисоветизма является их стремление принизить историческое значение решающего вклада советского народа в разгром империалистических агрессоров во второй мировой войне, освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. Поэтому, как указывается в постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в обстановке, когда агрессивные империалистические круги нагнетают напряженность, систематически организуют враждебные идеологические кампании и диверсии против Советского Союза, братских стран социализма, все возрастающее значение приобретает воспитание трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, дружбы народов СССР. Необходимо формировать у каждого советского человека четкие классовые позиции, высокую политическую бдительность, непримиримость к империализму, убежденность в правоте и непобедимости социализма.

Глубокая идейность, политическая сознательность лежат в основе верности советских воинов своему конституционному долгу, являются источником массового героизма и самоотверженности в борьбе с врагом. Человек, до конца уверенный в правоте своих идейных установок и идеалов, не отступает ни перед какими трудностями и лишениями. «Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев, - писал В. И. Ленин, - поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести... осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу» (Поли. собр. соч., т. 41, с. 121). Ярким подтверждением правильности этой ленинской мысли стал массовый героизм советских людей, воинов армии и флота, проявленный в суровые годы войн в защиту социалистической Родины. Вся армейская и флотская служба вырабатывает, говоря словами В. И. Ленина, «героическое сознание» (Полн. собр. соч., т. 40, с. 322). Сегодня это выражается в постоянной готовности и способности личного состава уверенно действовать в любых, самых сложных условиях.

Перестройка идеологической работы в интересах дальнейшего повышения духовного потенциала войск предусматривает совершенствование ее форм. Отдельные командиры и политработники пытаются решать новые задачи старыми, шаблонными приемами и методами, не учитывая новую ситуацию. Сегодня, как никогда, важны наряду с использованием оправдавших себя приемов и методов, поиск и применение на практике новых, более эффективных форм и средств деятельности, учитывающих специфику современного поколения защитников Родины. Командиры и политорганы, все руководители обучения и воспитания личного состава призваны придавать этому процессу целеустремленный, творческий характер.

Воспитание людей, как известно, - большое искусство, сложное и ответственное дело, где нет готовых рецептов действий. Оно не терпит формализма и равнодушия. Трудно переоценить, например, силу личного примера руководите ля. Практика, социологические исследования показывают, что у воинов возникает потребность в человеческом идеале, в личности, которой можно было бы подражать, следовать во всех случаях жизни.

Нравственное воздействие личного примера командира, политработника в исполнении воинского долга исключительно велико. Его положительная направленность проявляется только в том случае, если слова воспитателя совпадают с его делами, с образом жизнедеятельности. Без этого нет и не может быть подлинного авторитета руководителя, который никогда не приходит сам по себе вместе с назначением на ту или иную должность. Авторитет должности, как известно, вовсе не равнозначен авторитету человека, который ее занимает. Вот почему важно постоянно думать о том, как своим трудом, организацией дела, достижением конкретных результатов в повышении боеготовности подразделения, части, корабля оправдать доверие, свое соответствие занимаемой должности. Вместе с тем завоеванный авторитет нужно постоянно подкреплять делами, причем не только служебными. Огромное значение имеют деловитость офицера, его нравственная чистота, скромность, заботливое отношение к подчиненным, способность расположить их к себе.

Одной из предпосылок повышения уровня духовного потенциала войск и сил флота является максимальное приближение обучения личного состава к условиям ведения боевых действий в современной войне, проведение его без послаблений и упрощений. Благоприятные условия для этого создаются особенно на оперативных учениях и тактических занятиях, боевых стрельбах, пусках ракет, в ходе несения боевого дежурства, на которых формируются навыки согласованных действий, умение преодолевать трудности, управлять собой, самоотверженно выполнять боевые задачи. Реализация принципа «учить войска тому. что необходимо на войне»,-непреложное условие, высокой боевой готовности. В содержании и характере учебно-воспитательного процесса должны отражаться состояние и перспективы развития военного дела, условия театра военных действий, боевые возможности своих войск и войск вероятного противника, его сильные и слабые стороны.

Важным показателем духовного потенциала советских воинов является их высокая дисциплинированность как непременное слагаемое боевой готовности войск. Формирование этого качества у военнослужащих связано прежде всего с их политическим, нравственным, воинским и правовым воспитанием, выработкой постоянного стремления неуклонно следовать требованиям военной присяги и уставов.

Известно, что дисциплина в Советских Вооруженных Силах была и остается категорией политической, нравственной. Ее фундамент составляют идейная убежденность, духовная зрелость воинов, обостренное чувство ответственности за состояние дел в части, на корабле, в подразделении, за их боевую готовность.

Успех в укреплении воинской дисциплины зависит от того, насколько последовательно ведется работа по повышению исполнительности на всех уровнях, обеспечивая четкость и плановость в организации боевой подготовки как осноеы воинского уклада в полку и на корабле, насколько поднята роль распорядка дня и расписания занятий, а служба войск и внутренний порядок приведены в соответствие с требованиями общевоинских уставов и приказов Министра обороны СССР. Во взаимоотношения начальников и подчиненных важно настойчиво внедрять взаимную культуру, вежливость в сочетании с требовательностью, личной дисциплинированностью и строжайшей исполнительностью.

Конкретные пути борьбы за крепкую воинскую дисциплину определены в решениях ЦК КПСС, приказах Министра обороны СССР и директивах Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Однако эффективность работы командиров, штабов, политорганов, партийных и комсомольских организаций в этой области в ряде частей, кораблей и подразделений пока еще невысока. Проводится немало собраний, совещаний, даются многочисленные указания, а работа с людьми страдает многими недостатками. Например, отдельные факты сокрытия истинного состояния дисциплины в подразделении осуждаются, но виновных лиц иногда не называют и не наказывают. Недопустимо успокаивать и себя, и вышестоящее командование, да и подчиненных, иллюзией благополучия, создаваемой с помощью сокрытия проступков. Укреплению дисциплины не способствует также увлечение некоторых командиров и начальников разговаривать с подчиненными языком нотаций и назиданий, забывая о строгом спросе за допущенные просчеты. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов отмечает, что «хороших результатов в воспитании у офицеров партийной принципиальности достигают там, где доверие к ним неразделимо с требовательностью, где спрос осуществляют не от случая к случаю, а постоянно, систематически».

В этом вопросе необходимо полнее использовать и воспитательное воздействие на воинов коллектива. Морально-психологический климат в нем, направленность и действенность общественного мнения во многом зависят от боевитости, активности и деловитости партийных и комсомольских организаций.

Коллектив состоит из людей с различными характерами, вкусами, привычками, наклонностями. Нужно сделать так, чтобы он представлял собой не простую сумму военнослужащих, а единую, дружную, сплоченную семью, живущую горячим стремлением достойно выполнить свой долг перед Родиной.

Образцовый уставной порядок, четкая организация жизни, деятельности и быта личного состава, пропаганда и внедрение в повседневную практику положений военной присяги и уставов воспитывают у него привычку всегда быть дисциплинированным, точным, аккуратным, готовым к выполнению поставленной задачи. Важно создать в каждом воинском коллективе отношения войскового товарищества, боевого братства, взаимной требовательности и заботы о людях. Каждый командир, политработник должен иметь тесные контакты с воинами, которые помогают ему найти верный путь к сердцам подчиненных, что в конечном счете позволяет овладеть секретом победы над врагом.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала войск предполагает повышение социальной ответственности каждого военнослужащего за эффективное использование колоссальных возможностей современного оружия. Коллективный характер его эксплуатации, боевого применения выдвигает перед организаторами обучения и воспитания личного состава ряд проблем, от правильного решения которых во многом зависят духовные силы воинов. Одной из основных предпосылок их прочности выступает ответственное отношение каждого военнослужащего к выполнению своего долга перед Родиной, помноженное на его идейную зрелость. «Наша армия сегодня, как и всегда, - отмечает товарищ К. У. Черненко, - сильна не только современной техникой и хорошей выучкой, но и своей идейной заряженностью, высоким морально-политическим духом».

* * *

Прочный духовный потенциал войск и сил флота наряду с их технической оснащенностью и воинским мастерством личного состава является составной частью боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. Решение всего комплекса задач по его формированию и укреплению возможно лишь на основе марксистско-ленинской идеологии и эффективного внесения ее идей и положений в сознание воинов в процессе целеустремленной, всеохватывающей политико-воспитательной работы. При этом важно добиваться, чтобы усвоенные ими марксистско-ленинские идеи воплощались на практике, в делах, поступках, в поведении, в решении конкретных задач оперативной, боевой и политической подготовки.

Правда, 1984, 26 сентября.

Правда. 1984. 16 ноября.

Красная звезда, 1984, 29 мая.

Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат 1983, с. 11.

Красная звезда, 1984, 29 мая.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации