Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1987, стр. 63-70

В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

(По материалам зарубежной печати)

Капитан 3 ранга А. М. КОЛПАКОВ,

кандидат военных наук

В статье рассматриваются взгляды командования ВМС США и НАТО на организацию противоминной обороны, ее основные элементы, дается состав минно-тральных кораблей, приводятся их тактико-технические характеристики, показывается роль воздушных минно-тральных сил, боевых пловцов-минеров.

В ПЛАНАХ милитаристских приготовлений США и НАТО по наращиванию мощи ВМС большое значение придается вопросам развития и совершенствования сил и средств противоминной обороны. Затраты на строительство новых минно-тральных кораблей, закупку вертолетов-тральщиков и мин в настоящее время составили более 2 млрд. долларов.

Противоминная оборона, по мнению командования ВМС США и НАТО, является важнейшей составной частью «минной войны» на море и представляет собой совокупность боевых действий, организационных, разведывательных и технических мероприятий ВМС по предотвращению постановки противником морских мин в районах, где они представляют опасность для кораблей (судов), и по уменьшению этой опасности там, где мины были уже поставлены противником. На нее возлагается противоминное обеспечение сил флота в пунктах базирования, районах боевых действий, на переходе морем и при форсировании минных заграждений, при плавании по внутренним водным путям. Таким образом, противоминная оборона ВМС США и НАТО включает наступательные действия, а также комплекс активных и пассивных оборонительных мероприятий по борьбе с минной опасностью в районах действий сил (рис. 1).

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

Наступательные действия направлены на срыв минных постановок противника и предусматривают нанесение ударов по местам базирования носителей мин, пунктам складирования минного оружия, заводам - изготовителям мин, уничтожение носителей на маршрутах их развертывания и в районах минных постановок; создание специально оборудованных рубежей против минно-заградительных сил противника (постановка активных и оборонительных минных заграждений). Так, при подготовке Нормандской десантной операции (1944 год) вооруженные силы США и Великобритании за четыре месяца до высадки нанесли массированные авиационные удары по минным заводам, носителям мин и транспортной системе противника. В результате были уничтожены флотилии миноносцев и тральщиков, которые планировались немецко-фашистским командованием для постановки противодесантных минных заграждений; выведено из строя 75 проц. подвижного железнодорожного состава в 80-км зоне от нормандского побережья; уничтожены заводы, производящие источники питания к неконтактным донным минам.

В период англо-аргентинского конфликта в 1982 году авиацией ВМС Великобритании был потоплен аргентинский транспорт, доставлявший мины для минирования подходов к Фолклендскому проливу. В случае их постановки первая высадка английского десанта в Сан-Карлос была бы сорвана из-за недостатка противоминных кораблей.

Оборонительные действия направлены на снижение эффективности минных постановок противника и предусматривают проведение активных и пассивных мер противоминной обороны (ПМО).

Активными мерами ПМО считаются поиск и обнаружение минных заграждений, определение их границ и последующее уничтожение, а также противоминная оборона соединений надводных кораблей и подводных лодок на переходе морем и в районах боевых действий.

К пассивным мерам противоминной обороны относятся: локализация минной угрозы, обнаружение факта минной постановки, индивидуальная защита кораблей и судов.

По мнению зарубежных специалистов, локализация минной угрозы достигается путем выбора наиболее безопасных маршрутов перехода кораблей и судов, выработки рекомендаций по использованию оптимальных режимов хода в предполагаемых минно-опасных районах, учета гидрологических факторов, организации своевременного предупреждения своих сил о минной опасности и проводки их в конвоях.

Обнаружение минных заграждений противника по опыту учений ВМС США и НАТО достигается проведением разведывательного и контрольного поиска мин, аэрофоторазведки районов и организацией противоминного наблюдения. Разведывательный поиск мин осуществляется с определенной периодичностью, а также эпизодически или перед выходом (входом) сил флота из пунктов и районов базирования путем разведывательного траления с использованием результатов других видов разведки на театре и системы оповещения о минной обстановке. Контрольный поиск мин проводится для проверки районов, в которых ранее производились противоминные действия. Наблюдение за постановкой мин ведется визуально и с помощью технических средств разведки наблюдательными постами на берегу и на кораблях (судах). Точное определение местоположения минного заграждения, поставленного противником, уменьшает опасность подрыва кораблей (судов) на минах, а также облегчает и ускоряет разминирование находящихся под угрозой районов.

К индивидуальным мерам снижения минной угрозы западные военные специалисты относят: пассивную защиту кораблей и судов от мин; снижение их физических полей и повышение взрывостойкости; использование корабельных гидроакустических станций (ГАС) миноискания, мощных генераторов шумов для искажения акустического поля корабля.

По опыту учений основным способом применения сил и средств противоминной обороны ВМС США и НАТО является проведение комплексных операций, направленных на достижение максимальной эффективности траления при четкой организации взаимодействия всех имеющихся сил и средств и своевременном использовании поступающей по мере выполнения задачи информации. За критерий оценки эффективности противоминных действий западные военные специалисты обычно принимают остаточный риск минной опасности - величину, противоположную вероятности подрыва (отношение числа подрывающихся кораблей к общему числу кораблей, проходящих через протраленный минно-опасный район). Считается, что если в районе установлены якорные мины, остаточный риск может быть сведен к минимуму. При наличии донных неконтактных мин риск всегда бывает достаточно высоким.

В настоящее время основу противоминных сил ВМС НАТО составляют противоминные корабли. Исходя из водоизмещения, вооружения, мореходных качеств, автономности плавания, боевых возможностей и решаемых задач по принятой в ВМС США и НАТО классификации, они подразделяются на подклассы (табл. 1). Особое внимание командование ВМС НАТО уделяет принятию на вооружение новых кораблей, модернизации и переоборудованию находящихся в строю, а также выводу из боевого состава морально устаревших. При этом некоторое уменьшение численности противоминных кораблей отдельных стран НАТО не сказывается на мощи ВМС этих государств и блока в целом, так как из строя выводятся старые корабли, а флоту передаются новые, способные решать более широкий круг задач. По планам командования ВМС НАТО, к концу 90-х годов количество противоминных кораблей первой линии в ВМС составит около 200 единиц.

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

Противоминные корабли каждого подкласса предназначены для решения свойственных им задач в определенном районе моря или на внутренних водных путях (табл. 2).

Многоцелевые противоминные корабли, морские (океанские) тральщики и тральщики - искатели мин имеют большую дальность и автономность плавания, предназначены для действий в удаленных районах морей.

Базовые тральщики и базовые тральщики - искатели мин действуют в прибрежных водах, на прибрежных и шхерных фарватерах. В отдельных случаях они могут привлекаться для борьбы с минами в более удаленных от баз районах во взаимодействии с многоцелевыми кораблями, морскими тральщиками и тральщиками- искателями мин. В период англо-аргентинского конфликта два базовых тральщика-искателя мин типа «Брекон» совершили 8000-мильный переход в район боевых действий и успешно выполнили поставленные перед ними задачи по поиску и уничтожению мин.

Рейдовые, речные тральщики, катера-тральщики и телеуправляемые тральщики предназначены для действий на внутренних и внешних рейдах, в гаванях и бухтах, а также на внутренних водных путях.

Прерыватели минных заграждений используются для траления неконтактных мин с неизвестными характеристиками взрывателей в прибрежных и удаленных районах морей.

Плавучие базы снабжения и корабли управления минно-тральными силами служат для материально-технического обеспечения противоминных действий и размещения походного штаба оперативного соединения (группы).

Противоминные корабли имеют на вооружении средства поиска и уничтожения мин. К первым относится аппаратура радиолокационного, гидроакустического, оптического и магнитного поиска, а ко вторым - тралы, искатели - уничтожители донных мин, управляемые по проводам (кабелю) подводные аппараты и взрывные средства. Особые надежды командование ВМС НАТО связывает с безэкипажными противоминными подводными аппаратами, предназначенными для опознавания и уничтожения обнаруженных мин, а также другими перспективными средствами. В ближайшие годы, полагают зарубежные специалисты, можно ожидать еще большего распространения в ВМС стран НАТО самоходных противоминных аппаратов, которые за счет использования волоконно-оптических кабелей смогут удаляться от кораблей управления на несколько миль.

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

Организация противоминной обороны ВМС США и стран НАТО

Командование ВМС США и НАТО считает необходимым создавать резерв противоминных сил для военного времени. Учитывая, что современные противоминные корабли являются узкоспециализированными прежде всего из-за высоких требований к их физическим полям, системам управления, взрывостойкости и живучести, признано целесообразным подготовить специальные проекты рыбопромысловых судов с корпусом из стеклопластика, позволяющих быстро и просто переоборудовать их для ведения противоминных действий. С этой целью разрабатываются съемные контейнерные системы траления со средствами обработки данных. В период англо-аргентинского конфликта в состав оперативного соединения ВМС Великобритании входили пять тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров с кормовым тралением.

Проводятся работы по использованию в качестве тральщиков кораблей с динамическими принципами поддержания. Пять стран НАТО (США, Великобритания, Франция, ФРГ и Нидерланды) разрабатывают прорыватель минных заграждений на воздушной подушке.

Противоминные корабли ВМС США и НАТО в целях повышения эффективности управления и организации боевой подготовки сводятся во флотилии, эскадры, дивизионы и полудивизионы. На время проведения тральных работ из частей противоминных кораблей создаются оперативные соединения и группы. В состав оперативнрго соединения по опыту учений входят 1-2 десантных вертолетоносца, 2-4 десантно-вертолетных корабля-дока, 6-8 тральщиков, буксиры, спасательные суда и корабли охранения. На рисунке 2 приведен состав 78-го оперативного соединения при тралении мин во Вьетнаме.

В ВМС США имеются две группы минно-тральных кораблей, входящие соответственно в состав Тихоокеанского и Атлантического флотов. В военно-морской базе Чарлстон находится командование боевого использования минно-тральных сил, подчиненное непосредственно начальнику штаба ВМС. В его функции входит координация с командующими флотами и ВМС США в Европейской зоне и в рамках штаба ВМС всего комплекса вопросов, связанных с боевой готовностью, подготовкой, тактическими приемами и способами боевого применениях минно-тральных сил и минного оружия надводными кораблями, подводными лодками и авиацией, а также технического оснащения флота минным и противоминным оружием.

1-я группа минно-тральных кораблей (Тихоокеанский флот, штаб р военно-морской базе Сиэтл) включает четыре дивизиона. Все девять кораблей группы находятся в экстренном резерве. 2-я группа (Атлантический флот, штаб в военно-морской базе Чарлстон) также состоит из четырех дивизионов, включающих по 2-4 эскадренных хральщика типа «Агрессив». Всего в группе 12 кораблей, в том числе 9 в экстренном резерве. Планами перспективного развития минно-тральных сил ВМС США для замены устаревших тральщиков «Агрессив» предусматривается строительство новых противоминных кораблей типов «Авенджер» и «Кардинал». Состав минно-тральных сил стран НАТО приведен в табл. 1.

Недостаточная мобильность и защищенность противоминных кораблей от подрыва на минах, особенно на малых глубинах, привели к появлению новых методов противоминных действий с использованием вертолетов. В ВМС США сформированы воздушные минно-тральные силы и разработана концепция комплексного применения противоминных кораблей и вертолетов. Организационно вертолеты-тральщики объединены в эскадрильи (до шести машин в каждой). В настоящее время в составе ВМС США находятся три эскадрильи вертолетов-тральщиков (НМ-12, НМ-14, НМ-16), которые входят в состав 1-го смешанного авиационного крыла вертолетов ВВС Атлантического флота. Эскадрильи укомплектованы вертолетами RH-53D «Си Стэльен». Эскадрильи НМ-14, НМ-16 находятся в постоянной боевой готовности и могут быть быстро переброшены на любой театр военных действий самолетами военно-транспортной авиации С-5А «Гэлекси». Эскадрилья НМ-12 - учебная, предназначенная для пополнения экипажей вертолетов-тральщиков RH-53D. В настоящее время начинается перевооружение эскадрилий более современными вертолетами-тральщиками МН-53Е, количество которых предполагается довести до 50 машин.

Вертолеты-тральщики действуют, как правило, с десантных вертолетоносцев или десантно-вертолетных кораблей-доков. Они имеют на вооружении контактные и неконтактные тралы, гидроакустические станции миноискания и могут осуществлять траление как самостоятельно (одиночно или в составе групп по два-три вертолета), так и совместно с противоминными кораблями.

Для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз, портов, на внутренних водных путях и в мелководных районах привлекаются боевые пловцы-минеры, имеющие на вооружении малогабаритные средства обнаружения и уничтожения мин. Организационно они сводятся в специальные отряды или входят в состав экипажей тральщиков-искателей мин. Например, в ВМС ФРГ боевые пловцы-минеры включаются в состав экипажей тральщиков - искателей мин. Кроме того, имеется отдельная рота обезвреживания мин (около 100 боевых пловцов-минеров).

На основе опыта локальных войн в ходе оперативной подготовки ВМС стран НАТО изучаются вопросы борьбы с современными минами в морских операциях. В рамках блока создана единая система противоминной обороны в европейских водах. Руководство действиями сил организуется по зональному принципу и осуществляется командующими ВМС НАТО в районах ответственности. Национальные командования отвечают за противоминные действия в своих территориальных водах и на прилегающих к ним коммуникациях, а командование НАТО отвечает за выполнение и координацию минно-тральных операций в районах океана. Для проводки соединений боевых кораблей и конвоев на отдельных минно-опасных участках морской зоны предусматривается использование морских (океанских) тральщиков, базирующихся в узловых точках коммуникаций.

В мирное время в отдельных зонах ответственности НАТО формируются постоянные оперативные соединения минно-тральных сил. С 1973 года в зоне пролива Ла-Манш создано постоянное оперативное соединение минно-тральных сил в составе 4-5 тральщиков ВМС Великобритании, Бельгии, ФРГ и Нидерландов. Оно является ядром для формирования с началом ,войны крупного оперативного соединения противоминных кораблей в проливе.

Для отработки взаимодействия с минно-тральными силами НАТО при ведении противоминных действий из состава Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США выделяются специальные оперативные группы противоминной обороны в составе десантного транспорта-дока, двух океанских тральщиков, двух катеров-тральщиков, четырех вертолетов-тральщиков и отряда водолазов-подрывников. В штабе ударных групп флотов создана специальная оперативная группа, в которую входят офицер штаба, ответственный за организацию противоминной борьбы, дежурные офицеры и планшетисты.

Специалисты ВМС США по вопросам «минной войны» считают, что эффективность мероприятий по борьбе с минами на 85 проц. зависит от подготовки к ним в мирное время и на 15 проц. от их осуществления в ходе боевых действий. Поэтому большое внимание уделяется противоминной обороне военно-морских баз и портов в мирное время. В каждой военно-морской базе под руководством командиров баз созданы специальные отделы по планированию и координации противоминной обороны в пределах операционных зон. Между ВМС США и береговой обороной подписан специальный меморандум о совместных действиях по противоминной обороне акваторий портов и прибрежных коммуникаций. Для каждой военно-морской базы и порта разработана система рекомендованных курсов и фарватеров, за которыми ведется постоянный контроль. Командованием минно-тральных сил составляется специальный каталог контактов миноподобных объектов на фарватерах и рекомендованных курсах, который планируется разослать в соединения противоминных кораблей. Для контроля за рекомендованными курсами и фарватерами привлечены корабли океанографического управления ВМС.

Особое внимание в ВМС США и НАТО уделяется расширению научных исследований в области средств «минной войны». Непосредственно разработкой противоминного оружия в США занимается лаборатория береговых систем ВМС в Панама-Сити (штат Флорида), входящая в научно-исследовательский центр ВМС в городе Сан-Диего. Ответственным за разработку, заказ и закупку противоминных кораблей в ВМС США является командование кораблестроения и оснащения, а за разработку, заказ и закупку противоминного оружия - специальное управление прибрежной войны.

Таким образом, планы и существующие взгляды командования ВМС США и НАТО на организацию противоминной обороны свидетельствуют о возрастании роли минно-тральных сил в боевых действиях на море.

Знание офицерским составом организации противоминной обороны ВМС США и НАТО, критический, творческий подход к изучению и использованию зарубежного военного опыта - одно из важнейших условий дальнейшего повышения боевой готовности сил флота.

Зарубежное военное обозрение.^ 1985.- № 12.- С. 69.

Przeglad Morski. - 1980. - № П.-P. 28-33; Navy International.-1984.- № 7.- P. 421-424.

Navy International.- 1984. - № 7. - P. 421-424; Soldat und Technik.- 1983.- № 2 - S 75-78.

Marine Rundschau.- 1969.-№ 3,-S. 170-187.

Sea Power,- 1983,- № 6. - P. 50.

Navy International,- 1984. - № 7.-P. 421-424.

Przeglad Morski.- 1980. - № 11. - P. 28-33.

Navy International.-- 1982. -№ П. -P. 1422-1428.

USNIP.- 1982.- № 1.- Р. 34-40.

Там ж е.

Судостроение за рубежом. - 1985. - № 9. - С. 68-69.

Зарубежное военное обозрение. - 1985. - № 12. - С. 72.

Т а м же.- 1986. - № 1. - С. 62.

Т а м же.- 1985. - № 12. - С. 71; 1986. - № 5. - С. 78.

Т а м же.- 1986.- № 5.- С. 52.

Marine Rundschau.- 1963. - .№ 4,- S. 209-219.

USNIP. - 1982. - № 1. - P. 34-40,

T а м ж е.

Там же.

T а м же. - 1979. - №. 2. - P. 117-119.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации