Развитие способов применения авиации ночью

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1987, стр. 50-61

ТАКТИКА СОЕДИНЕНИЙ

Развитие способов применения авиации ночью

Полковник Ю. К. ВЕТРОВ,

кандидат военных наук

В статье на основе анализа опыта боевых действий ВВС в операциях второй мировой и локальных войн рассмотрены тенденции развития способов применения авиации при решении различных боевых задач ночью в зависимости от масштаба и характера военных действий, ТВД, уровня развития авиационной техники, средств поражения, РЭБ и систем управления.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ведения боевых действий рассматривается советской военной наукой как один из важнейших принципов военного искусства. Реализация его в операции и бою может быть достигнута за счет разработки способов эффективного применения соединений и частей всех видов Вооруженных Сил и родов войск при действиях не только днем, но и ночью. Нельзя не учитывать, что в зимние месяцы темное время составляет большую часть суток, а в северных районах вообще длительные полярные ночи.

Наиболее характерной тенденцией в развитии способов применения авиации при действиях ночью в годы второй мировой войны было массирование сил для нанесения противнику максимального ущерба. В этих целях создавались специальные группировки бомбардировочной авиации. Так, в ночных массированных ударах по Лондону в 1940 году принимали участие до 1000 самолетов вермахта.

Аналогичным образом действовали англо-американская авиация в 1944 году по городам Германии и американские ВВС в 1945 году по административно-промышленным центрам Японии. Например, в одном из ночных налетов на Токио участвовали 300 новейших по тому времени «летающих сверхкрепостей» В-29.

Оперативно-тактическое построение сил в этих случаях обычно состояло из нескольких эшелонов, выходивших на цель с разных направлений. Боевой порядок соединений и частей в эшелонах представлял «поток» одиночных самолетов, а в светлые ночи-мелких групп (пара, отряд). Временные интервалы между самолетами (группами) устанавливались в зависимости от характера объекта, применявшихся средств поражения, степени противодействия средств ПВО. Для повышения надежности выхода на объекты ударов самолеты первого эшелона сбрасывали на цель зажигательные бомбы, создавая тем самым обширные очаги пожаров, которые использовались последующими эшелонами как ориентиры. Бомбометание производилось преимущественно по площади без индивидуального прицеливания. При необходимости точного поражения конкретного объекта в населенном пункте осуществлялась подсветка цели светящими авиабомбами. Они, как правило, сбрасывались атакующим самолетом или специальным самолетом-осветителем.

Американские летчики при нанесении ударов по городам Германии и Японии в годы второй мировой войны применяли так называемое «ковровое» бомбометание. При этом дистанции между самолетами устанавливались с таким расчетом, чтобы обеспечивалось сплошное накрытие цели осколками или взрывной волной. При бомбардировках Токио ВВС США наносили удары способом «сужающееся кольцо». Суть его заключалась в том, что первые самолеты сбрасывали зажигательные бомбы на окраины города, выходя на цель с разных сторон, чем создавали сплошное кольцо пожаров, блокирующее выход из города. Последующие экипажи наносили удары так, чтобы зона огня распространялась к центру населенного пункта.

Советские ВВС в ходе воздушных операций наносили массированные авиационные удары ночью главным образом по аэродромам в целях завоевания и удержания господства в воздухе, по крупным узлам коммуникаций и резервам противника, а также группировкам войск, изготовившимся для наступления. В отдельных воздушных операциях ночные удары преобладали над дневными. Так, при подготовке наступления войск Северо-Кавказского фронта в апреле 1943 года удары по аэродромам наносились преимущественно ночью. В результате было уничтожено около 260 самолетов противника.

В воздушной операции в ходе контрнаступления советских войск на белгородско-харьковском направлении авиация бомбила узлы коммуникаций в течение восьми, а в Белорусской операции в течение семи ночей подряд. В них участвовало восемь авиакорпусов дальнего действия, а в налетах от 10 до 97 бомбардировщиков. Наряду с массированными ударами при выполнении этой задачи практиковались полеты ночных «свободных охотников».

Авиационная поддержка войск, ведущих боевые действия в темное время суток, в годы Великой Отечественной войны осуществлялась в основном ночными бомбардировщиками, поскольку возможности одноместных штурмовиков и истребителей были весьма ограничены. Наиболее часто удары в интересах сухопутных войск авиация наносила перед рассветом. Цели назначались на таком удалении от линии боевого соприкосновения, чтобы исключалось поражение своих войск при ошибках экипажей в самолетовождении. Это, конечно, снижало эффективность авиационной поддержки и являлось вынужденной мерой вследствие недостаточной отработанности способов обозначения переднего края и несовершенства навигационных систем.

Воздушная разведка ночью в годы Великой Отечественной войны велась преимущественно в целях вскрытия группировок войск (сил), их передвижения, перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, аэродромной сети противника. На отдельных операционных направлениях, например на Карельском и частично Ленинградском фронтах, где зимой светлое время суток не превышало 3-4 часов, она являлась основным видом разведывательной деятельности авиации.

Глубина воздушной разведки ночью в интересах общевойскового командования и воздушных армий составляла 200-250 км, а иногда достигала 400-500 км. На удалении от линии фронта менее 100 км визуальную разведку вели экипажи легких ночных бомбардировщиков По-2.

Большое внимание уделялось разработке тактических приемов поиска и распознавания различных объектов. Например, для обнаружения аэродромов, с которых осуществлялись ночные налеты, широко практиковался полет разведчика «на хвосте» самолета противника, возвращавшегося с боевого задания. Этот прием был особенно важен для выявления ложных аэродромов. В темные ночи воздушные разведчики действовали преимущественно парами. Первый экипаж выполнял роль осветителя, второй - разведчика. Экипажи многоместных самолетов осуществляли подсветку местности самостоятельно.

Для получения точных данных о важных объектах, надежно прикрытых средствами ПВО, использовалась аэрофотосъемка. Ночное фотографирование выполнялось с применением специальных фотобомб (ФОТАБ). Для обеспечения точного выхода разведчика на цель и сбрасывания ФОТАБов проводились доразведка и обозначение объекта зажигательными бомбами, а местность на подходе подсвечивалась светящими авиационными бомбами (САБами).

Воздушные перевозки ночью в годы минувшей войны осуществлялись при выброске воздушных десантов, снабжении войск, партизанских формирований, эвакуации раненых. Для решения этой задачи наряду с транспортными самолетами и бомбардировщиками применялись транспортные и десантные планеры. Безмоторный полет ночью позволял незаметно пересекать линию фронта и выходить в расчетный район.

Истребительная авиация в ходе второй мировой войны ночью использовалась главным образом в системе ПВО крупных объектов и важных промышленно-административных центров. Советскими ВВС разработан и освоен способ совместного использования для отражения ночных массированных авиационных налетов соединений и частей истребительной авиации различного подчинения - войск ПВО страны, ВВС фронтов (воздушных армий), а в небе Ленинграда и ВВС флота. Этим достигалось сосредоточение сил истребителей на наиболее важных направлениях, обеспечившее в конечном счете срыв замысла гитлеровского командования разрушить ударами с воздуха столицу нашей Родины и другие важнейшие административно-промышленные центры.

В локальных войнах и вооруженных конфликтах, развязанных империалистами в различных районах мира с широким применением авиации, ее ночные действия наибольшее распространение получили в Корее и во Вьетнаме.

Американское командование рассматривало действия ВВС ночью как вынужденные, вследствие сильного противодействия средств ПВО северокорейской армии при налетах днем. Для регулярных ночных бомбардировок использовались преимущественно В-29 и В-26, тактические истребители применялись только днем. Ночные авиационные удары ВВС США наносили в основном по объектам инфраструктуры, чтобы подорвать экономику страны, запугать мирное население, вынудить противника прекратить сопротивление. Удары бомбардировщиков по-следовательно сосредоточивались на разрушении коммуникаций, гидроэлектростанций, ирригационных сооружении, а также населенных пунктов. Особое внимание уделялось борьбе за превосходство в воздухе, основным способом которой считалось разрушение аэродромов противника (так называемая «битва за аэродромы»). Посредством ночных массированных авиационных ударов агрессор осуществлял тактику «выжженной земли», применяя в качестве средств поражения не только фугасные и осколочные авиабомбы, но и вновь созданные напалмовые. Характерным для этого театра военных действий следует считать удары авиации по ирригационным сооружениям. При этом американцы учитывали, что даже небольшое повреждение плотины, вызванное попаданием бомбы, трудно ликвидировать в ночных условиях. Это приводило к полному ее разрушению потоками воды и, как следствие, затоплению обширных территорий, в том числе дорог. Кроме того, наряду с ударами по узлам коммуникаций практиковались полеты ночных охотников на стратегических бомбардировщиках, что было обусловлено тем, что в темное время суток снабжение войск другой стороны осуществлялось целой армией носильщиков, передвигавшихся по тропам вне дорог. Этот способ действий в американской авиации считался новым и, несмотря на крайне низкую эффективность и большой расход летного ресурса на каждую уничтоженную цель, применялся до конца войны. Бомбардировочная авиация действовала в двух-трехэшелонном построении. Боевой порядок состоял из самолетов-осветителей, подавления ПВО и ударных групп.

Истребительная авиация сторон в войне в Корее была вооружена реактивными самолетами, имевшими сравнительно высокие летно-тактические характеристики. Однако на них оставалось старое оружие - пушки и пулеметы. Поэтому в системе ПВО она по-прежнему применялась или в светлые ночи, или совместно с прожекторными частями. По мнению иностранных специалистов, существенное развитие получила система управления истребительной авиацией за счет широкого использования РЛС обнаружения и наведения.

В войне во Вьетнаме действовали уже качественно новые самолеты стратегической и тактической авиации, оснащенные пилотажно-навигационным оборудованием, прицельными устройствами, управляемым и неуправляемым оружием, позволявшим эффективно выполнять различные задачи ночью. Появились принципиально новые средства ПВО - зенитные ракетные комплексы (ЗРК), истребители-перехватчики с управляемыми ракетами «воздух-воздух». Все это оказало существенное влияние на способы нанесения ударов и ведения воздушного боя.

При выборе времени действий авиации все чаще учитывалась оперативная необходимость, обусловленная нарастанием боевой активности патриотов в темное время суток. В отдельные периоды американская тактическая авиация была вынуждена ночью выполнять до 30 проц. полетов, а стратегические бомбардировщики - до 90 проц.

Объектами их ударов были населенные пункты, аэродромы, войска в районах сосредоточения и на марше, узлы коммуникаций и др.

Тактика действий стратегических бомбардировщиков во Вьетнаме существенно изменилась. Основой боевых порядков стал «п о т о к» одиночных самолетов и отрядов. Точное навигационное оборудование обеспечивало надежный выход на стационарные цели и достаточно эффективное применение средств поражения. При «ковровом бомбометании» бомбардировщики оборудовались дополнительными бортовыми огнями, которые хорошо просматривались с соседнего самолета. Это позволяло экипажам выдерживать боевой порядок, обеспечивающий сплошное накрытие цели бомбами.

Развитие способов применения авиации ночью

Весьма характерной чертой тактики стратегических бомбардировщиков при нанесении ударов ночью во Вьетнаме являлась целенаправленная борьба с ПВО, осуществлявшаяся путем огневого и радиоэлектронного подавления ЗРК, РЛС и других средств управления. Для этого в оперативном построении авиации создавались группы различного тактического назначения. Например, при участии стратегической авиации США в операции «Лейнбакер-2» налеты на объекты Северного Вьетнама планировалось выполнять преимущественно ночью. Непосредственно перед входом бомбардировщиков в зону действия радиолокаторов создавались облака пассивных помех, в направлениях возможного появления истребителей ПВО действовали группы расчистки воздушного пространства. Аэродромы ИА другой стороны подвергались ударам самолетов F-111 и дополнительно блокировались «Фантомами». Одновременно из нескольких зон дежурства в воздухе ставились активные помехи в широком диапазоне частот специальными постановщиками помех. Каждый самолет В-52 имел индивидуальные средства РЭБ. Кроме того, для непосредственного сопровождения ударных групп выделялись силы ИА. Это в условиях ночи считалось новым в тактике истребительного обеспечения других родов авиации (рис. 1). В течение одиннадцати суток удары наносились почти каждую ночь. В результате, по данным западной печати, было выведено из строя несколько электростанций и уничтожена часть запасов горюче-смазочных материалов. Зарубежные военные специалисты считают, что такой комплексный подход к решению проблемы преодоления ПВО может обеспечить приемлемый уровень потерь авиации и при действиях на других ТВ Д. При этом отмечалось, что эффективность мероприятий РЭБ ночью значительно более высокая, чём днем, поэтому она стала занимать прочное место в тактике ночных действий авиации.

Новая авиационная техника существенно расширила возможности тактической авиации при действиях ночью. В частности, были созданы специальные самолеты в ВМС - А-6А, в ВВС - F-113, которые оснащались аппаратурой, обеспечивающей полет с огибанием рельефа местности и управляемыми средствами поражения различных целей в условиях слабой освещенности. Проводились постоянные поиски наиболее эффективных тактических приемов нанесения ночных авиационных ударов как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами, бомбами свободного падения с подсветом местности. Заслуживает внимания практика применения в качестве осветителей в интересах тактических истребителей транспортных самолетов С-130, которые использовали для подсветки местности не только светящие бомбы, но и специальные бортовые прожекторы. С боевых самолетов вместо САБов стали применяться осветительные ракеты, что позволяло наносить удары по принципу «осветил - атаковал» в одном заходе. Для этого летчик, выйдя в предполагаемый район расположения объекта действий, пускал вначале осветительные ракеты, а затем осуществлял поиск и атаку обнаруженной цели (рис. 2а).

Развитие способов применения авиации ночью

Во Вьетнаме впервые стали отрабатываться приемы нанесения авиационных ударов в темное время суток с применением средств поражения, наводимых на цель по лазерному лучу.

Был разработан также способ атаки целей ночью - бомбометание по вынесенной точке прицеливания, обозначенной радиомаяком. Он заключался в том, что вблизи линии боевого соприкосновения располагался авианаводчик с переносным радиомаяком (RABFAC) и выдавал экипажу данные о расположении цели относительно своего места. Информация вводилась в бортовое вычислительное устройство, обеспечивающее выход самолета в точку сбрасывания бомб. Военные авиационные специалисты считают данный способ бомбометания дальнейшим развитием аналогичного - применявшегося днем, когда в качестве выносной точки прицеливания использовался хорошо заметный ориентир, расположенный недалеко от цели, местоположение которого было точно известно.

Характерным направлением развития способов действий ВВС в ночных условиях являются первые попытки создания авиационных разведывательно-ударных комплексов (РУК), предназначенных для разведки и немедленного поражения войск, автомашин, передвигавшихся в темное время суток под прикрытием джунглей. Наибольшее распространение они получили после прекращения бомбардировок Северного Вьетнама.

Одним из направлений применения тактической авиации по опыту войны во Вьетнаме являются ночные рейдовые действия сверхзвуковых тактических истребителей, оснащенных высокоточным оружием и системой, обеспечивающей полет с огибанием рельефа местности и позволяющей успешно преодолевать противодействие ЗРК полетом на предельно малой высоте. В качестве такого самолета американским командованием использовался тяжелый тактический истребитель F-111.

Дальнейшее развитие в войне в Юго-Восточной Азии получила ночная воздушная разведка. Здесь применялись следующие способы воздушной разведки: визуальное наблюдение при достаточном уровне естественного освещения и с подсветкой местности САБами, воздушное фотографирование с использованием новых импульсных бортовых источников света, а также радиотехническая разведка радиоизлучающих объектов (радиостанций, радиолокаторов).

Значительно большими возможностями для действий ночью с появлением самолетов, оснащенных радиолокационными прицелами и управляемыми ракетами «воздух-воздух», стала располагать истребительная авиация. Основным способом ее действий в любое время суток стал перехват воздушной цели из положения дежурства на земле или в воздухе. Вывод истребителя-перехватчика, применяющего управляемые ракеты «воздух-воздух», осуществлялся по командам наземных пунктов управления, с которых передавались кодированные сигналы непосредственно на пилотажные приборы. Затем цель обнаруживалась летчиком на экране бортовой РЛС и на разрешенной дальности выполнялся пуск ракет. В этих условиях достигалась достаточно высокая эффективность действий истребителей, поскольку УР «воздух-воздух» с инфракрасными головками самонаведения (ГСН) устойчиво захватывали цель. Захват цели на большой дальности практически исключал возможность выполнения противоистребительного маневра атакованным. Поэтому на ударные самолеты стали устанавливаться различные приборы оповещения, применяться активные и пассивные помехи как наземным пунктам управления, так и БРЛС истребителя. Своевременно поставленная помеха вначале РЛС системы управления ИА, а затем БРЛС, как правило, срывала перехват, так как возможности визуального обнаружения цели в темное время суток при дальностях пуска управляемых ракет более километра были близки к нулю.

Зарубежные военные специалисты, проанализировав опыт применения авиации ночью во Вьетнаме, сделали ряд важных выводов.

Во-первых, была подтверждена, как и в годы второй мировой войны, взаимосвязь удельного веса ночных действий авиации и успеха в борьбе за господство в воздухе, правда с несколько другим акцентом. ВВС США, безраздельно владея количественным превосходством в авиации, вынуждены были активно действовать ночью, исходя из оперативной необходимости. В зарубежной военной печати отмечалось, что превосходство в воздухе по опыту минувших войн «является основным фактором, вынуждающим противника прибегать к ночным действиям... Он использует скрытность, которую дает ему темнота, чтобы компенсировать слабость авиационного прикрытия».

Во-вторых, появление в системе ПВО ЗРК различных типов, а также современных истребителей-перехватчиков существенно снизило зависимость ее эффективности от времени суток и вынудило авиацию для снижения уровня потерь ори действиях ночью проводить такой же комплекс мероприятий, как и при полетах в дневных условиях. Важное место заняла РЭБ.

В-третьих, наибольшая эффективность действий авиации ночью достигается при применении высокоточного оружия и использования ее в составе разведывательно-ударных комплексов, сочетающих в себе функции разведки и немедленного нанесения авиационного удара.

И наконец, в-четвертых, как и в войне в Корее, американское командование считало целесообразным нанесение ночных ударов по крупным населенным пунктам. Хотя такие бомбардировки не оказывали существенного влияния на военно-экономический потенциал другой стороны, однако рассматривались как эффективное средство для запугивания мирного населения и осуществления тактики «выжженной земли».

Наряду со значительным расширением боевых возможностей авиации при действиях ночью отмечались возросшая психологическая нагрузка на летный состав, повышение требований к его профессиональной подготовке для ведения боевых действий на самолетах нового поколения. Поэтому важнейшими направлениями разрешения проблемы эффективного применения ВВС в операциях ночью зарубежные военные эксперты считают дальнейшее совершенствование авиационной техники, средств поражения, разведки, отработку новых приемов нанесения авиационных ударов, а также способов взаимодействия с сухопутными войсками и войсками ПВО.

Исходя из опыта, военными специалистами рассматривается вопрос о целесообразности создания двух типов тактических ударных самолетов для ночных действий в интересах авиационной поддержки войск: первый - для выполнения срочных, особо важных задач при любой погоде и видимости, второй - для авиационной поддержки войск в светлые ночи, в простых метеорологических условиях при естественном освещении или при подсветке местности САБами, осветительными ракетами. При этом предпочтение отдается двухместным самолетам.

Проводятся исследования и ОКР по созданию для ударных самолетов специального оборудования, позволяющего летчикам обнаруживать наземные цели ночью по различным демаскирующим признакам: тепловому излучению, радиолокационной контрастности, радиоизлучению и т.д.

По данным зарубежной печати, в ВВС США проходит испытания комплексная электронно-оптическая обзорно-прицельная система «Пэйв Тэк». Специалисты полагают, что она может обеспечить поражение наземных целей, в том числе движущихся малоразмерных, ночью с малых высот с высокой вероятностью. Так, во время одного из испытательных полетов на самолете F-111, оборудованном этой системой, летчик смог обнаружить движущуюся автомашину и выполнить маневр для захода на цель, наблюдая ее только по бортовому индикатору. Однако система «Пэйв Тэк» будет эффективна ночью только при использовании высокоточных средств поражения, преимущественно с лазерным наведением. В то же время отмечается, что при соответствующей подготовке летного состава она может обеспечить приемлемую точность попадания неуправляемых ракет, и авиабомб.

Перспективным средством, призванным существенно повысить эффективность ночных действий авиации, по мнению западных военных специалистов, является разрабатываемая система «Лантирн». Как сообщается в зарубежной военной печати, она позволит экипажу самолета просматривать местность в секторе до 30 град, с отображением рельефа на лобовом стекле в виде, близком к естественному. Одновременно должны высвечиваться и классифицироваться по типам различные наземные объекты. Система обеспечивает одновременный пуск и наведение управляемых ракет типа «Мейверик» на несколько целей.

В армиях стран блока НАТО большое внимание уделяется развитию техники и тактики армейской авиации при решении различных задач в общевойсковом бою ночью. Создаются специальные вертолеты для ночной разведки поля боя (программа AHIP). Основной вертолет огневой поддержки АН-64 «Апач» оснащается прицельной системой PNVS, обеспечивающей эффективное применение ПТУРС «Хеллфайр». Кроме того, ведется разработка способов атаки целей в условиях ограниченной видимости с применением кассетных боеприпасов, накрывающих значительную площадь.

Существенно расширяет возможности ВВС при выполнении боевых задач в соответствии с концепцией «воздушно-наземной операции» использование самолетов ДРЛО и управления, а также разведывательно-ударных комплексов. Важное место займет и такой способ действий авиации, как удары по вновь выявленным целям с наведением самолетов с наземных или воздушных пунктов управления:

Наряду с совершенствованием авиационной техники, средств поражения, системы управления авиацией в ходе оперативной и боевой подготовки проходят проверку новые тактические приемы, позволяющие наиболее полно реализовать ее боевые свойства.

Большие надежды возлагаются на применение ночью средств поражения, управляемых по лазерному лучу, особенно вблизи линии боевого соприкосновения сторон. Наиболее эффективными считаются авиационные удары, наносимые по данным целеуказания, осуществляемого авиационным наводчиком. Для этого самолет-носитель высокоточного оружия выходит в район объекта удара, связывается с передовым авианаводчиком (ПАН), обозначает свое место. ПАН, зная расположение цели, осуществляет целеуказание вначале курсовым способом или относительно хорошо видимого светового ориентира, а затем обозначает цель лазерным целеуказателем и осуществляет ее подсвет в процессе выполнения летчиком атаки (рис. За). Другой способ ночной атаки наземной цели предусматривает согласованные действия ударного самолета и самолета целеуказания. Если применяются однотипные самолеты, то они действуют как тактическая группа. В качестве осветителя может использоваться легкий самолет, на котором находится ПАН, хорошо знающий обстановку и местность. Лазерная подсветка в этом случае осуществляется в интересах нескольких ударных самолетов, действующих последовательно (рис. 3 6).

При нанесении авиационного удара ночью с применением неуправляемых средств поражения разработан способ действий групп, состоящих из трех самолетов: ударного, осветителя и наведения. На последнем находится ПАН, обеспечивающий вывод в район расположения объектов действий осветителя. Он должен с помощью пиротехнических средств обозначить точку сбрасывания САБов, а затем оказывать помощь ударному самолету в поиске цели (рис. 26). Применение этого способа предполагает весьма высокую подготовку передового авианаводчика.

Развитие способов применения авиации ночью

Самолеты, оснащенные системами типа «Пэйв Тэк», могут наносить удары по наземным целям, действуя автономно (рис. Зв). При наличии точных координат объекта выход на него осуществляется по данным навигационного оборудования, которые вводятся при подготовке экипажа к полету или непосредственно в воздухе с самолетов РТР (РУК). Обнаружение цели и атака ее производятся с помощью бортовой обзорно-прицельной системы. Точностные характеристики систем типа «Пэйв Тэк» позволяют наносить удар как по объекту в целом, так и по отдельным наиболее важным его элементам. Как сообщалось в печати, именно этот способ был использован американскими летчиками на самолетах F-111 в бандитском налете на ливийские города в 1986 году.

При отсутствии точных координат цели экипажу назначается район поиска, в который он выходит с помощью, навигационной, системы. Вначале разведка объекта удара ведется по радиолокационному прицелу, затем осуществляется переход к использованию тепловйзионного устройства. Обнаружив цель, летчик производит маневр для прицеливания и пуск ракет, при этом автоматически включается лазерная подсветка, которая сопровождает объект удара независимо от маневра, выполняемого самолетом. Считается, что этот способ нанесения удара по наземной цели наиболее приемлем на двухместных самолетах. Широкому его распространению способствует возможность реализации принципа «воздушная разведка-поражение» объекта, более надежного преодоления противодействия ПВО за счет свободы в выборе маршрута поиска, режима полета и использования индивидуальных средств РЭБ.

Для целенаправленного применения ударной авиации, выбора тактики действий и средств поражения зарубежные военные специалисты разработали модель распределения важных объектов на ТВД, которая широко используется в оперативной и боевой подготовке (рис. 4).

В ходе учений, исследований, проводимых с учетом боевого опыта, сделан ряд важных оперативно-тактических выводов. В частности, утверждается, что современный уровень развития авиационной техники, средств поражения и управления обеспечивает реализацию принципа массированного применения ВВС не только днем, но и ночью путем одновременных действий большого количества одиночных самолетов и мелких групп, оснащенных прецезионными прицельно-навигационными системами и высокоточным оружием, а также системного подхода к классификации объектов ударов.

Развитие способов применения авиации ночью

Массированное применение авиации в темное время суток предполагает необходимость целенаправленной борьбы со средствами ПВО. Снижение их эффективности перестало быть доминирующим фактором при выборе времени действий.

При выполнении задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск ночью решающее значение приобретает подготовка передовых авианаводчиков, отработка способов целеуказания и обозначения своих войск. Одновременно отмечается, что, несмотря на все проводимые мероприятия, проблема эффективного применения авиации ночью еще далека от полного разрешения и главную роль в этом играет человеческий фактор.

Тщательное творческое изучение боевого опыта, постоянно возрастающих возможностей авиационных соединений и частей по решению различных задач в общевойсковой операции (бою), способов и приемов борьбы за господство в воздухе ночью является непременным условием дальнейшего повышения уровня подготовки офицерского состава ВВС и общевойсковых штабов.

История второй мировой войны 1939-1945. - Т. 3. - М.: Воениздат, 1974. - С. 134.

Там же.- Т. 2.- С. 145.

История второй мировой войны 1939-1945. -Т. П.-1980. -С. 147.

Тимохович И. В. В небе войны. - М.: Воениздат, 1986. - С. 80.

Тимохович И. В. Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1976.- С. 256-258.

Воздушная разведка в Великой Отечественной войне: Сборник статей и примеров.- М.: Воениздат, 1948. - С. 92.

Воздушная разведка в Великой Отечественной войне. - С. 189.

Военно-исторический журнал.- 1983. - № 2.~ С. 44- -45.

Стюарт Д ж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. - М.: Иностранная литература, 1959.- С. 15.

Стюарт Дж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. - С. 162, 186.

Air Force Magazine.- 1973.-Vol. 56. - N 4. - P. 2-3.

Marine Corps Cazette. - 1975. - May. - P. 31-36.

Marine Corps Cazette. -- 1975. - May. - P. 31-36.

T а м же.

Aviation Week and Space Technology.- 1981.-Vol. 117.-N 10.

Infantry. - 1982. - N 2. - P. 18-21.

Aviation Week Space and Technology.- Vol. 117.- N 10.

The Royal United Service Institution Journal. - 1970.- September.- P. 43.

Interavia. - 1981. - N 1. - P. 19.

The Royal United Service Institution Jornal.-1970. - N 659. - P. 39-40.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации