О роли военно-морских сил в международных отношениях
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1990, стр. 65-78
О роли военно-морских сил в международных отношениях
(По материалам иностранной печати)
Капитан 1 ранга В. А. ГАЛКОВСКИЙ
АКТИВНАЯ миротворческая внешняя политика Советского государства, реалии перестройки внутренней жизни страны в значительной степени оздоровили весь спектр наших международных отношений, в том числе с США и их союзниками по НАТО. Особое внимание и поддержку прогрессивных кругов мировой общественности получили оборонительный характер провозглашенной советской военной доктрины, конструктивные предложения М. С. Горбачева, позволяющие не только смягчить конфронтацию, снизить уровень военного противостояния, но и убедительно доказывающие бессмысленность мировых войн как средства политики. Беспрецедентные мирные инициативы нашей страны, комплекс конкретных предложений по острейшим международным проблемам, изложенных в речи М. С. Горбачева на 43-й сессии ООН, положили, по мнению западных обозревателей, конец «холодной войне».
Международное признание нового военно-политического курса, активизация социально-экономической жизни в стране создали реальную основу не только для расширения политических контактов, но и для развития международного сотрудничества в экономике, науке, культуре. И хотя еще преждевременно оценивать не только возможные результаты, но и конкретные направления и планы этого сотрудничества, тем не менее, в определенных кругах зародилось состояние этакой «пацифистской эйфории», распространяются мнения, предложения, пожелания о ненужности нашей стране регулярных Вооруженных Сил (ВС), о необходимости их принципиальной реформы и т. п. Этому, возможно, способствовало и недостаточно всестороннее освещение средствами массовой информации причин и целей сокращения и перестройки Вооруженных Сил, что привело к формированию у части населения мнения, что они вызваны лишь по воле М. С. Горбачева в пропагандистских внешнеполитических целях.
Однако действительность значительно сложней. Для проведения в жизнь намеченных мероприятий необходимо наличие ряда объективных условий, как внешних, так и внутренних. Объективные предпосылки для уточнения военно-стратегических концепций, взаимных последствий военного противостояния создались в итоге мировых экономических и социальных процессов, позволивших расширить сотрудничество нашей страны со странами Европы, приступить к нормализации отношений в Азиатском регионе (в первую очередь с Китаем и Японией) и, конечно, активизировать диалог с США практически по всему комплексу проблем межгосударственных отношений.
Развитию этих процессов способствует и повышение роли ООН и других международных организаций по урегулированию конфликтных ситуаций правовыми, политическими средствами; разработка и проведение под их эгидой ряда международных программ.
Реализм мышления и действий военно-политического руководства Советского государства позволил не только увидеть и оценить эти возможности, но и расширить их своевременной корректировкой внешнеполитического курса, реализацией открывающихся в международных отношениях возможностей, в том числе и по снижению военной конфронтации даже за счет одностороннего сокращения группировок войск и вооружений. Пример Советского Союза поддержан и другими странами Варшавского Договора.
Необходимо особо отметить, что ослабление военного противостояния не сводится только к механическому уменьшению расходов на оборону и численности ВС СССР, а ведется главным образом за счет уточнения их структуры, придания им принципиально иного (оборонительного) характера и масштабов, не превышающих разумной достаточности для предотвращения или срыва возможной агрессии.
Эти основополагающие принципы нашего оборонного строительства законодательно закреплены в советской военной доктрине и доктрине стран-участниц Варшавского Договора. Для практической реализации этих доктрин предстоит огромная работа, в которой начавшееся сокращение армии - лишь первый, наиболее простой, хотя и нелегкий этап. Начато уточнение, а в отдельных случаях и пересмотр практически всех разделов военной науки, корректировка задач и инфраструктуры стратегических и оперативно-стратегических группировок ВС, пересматриваются уставы, наставления и другие основополагающие документы по подготовке и применению всех сил и средств вооруженной защиты государства. Ясно, что это не какое-то разовое мероприятие или кампания, а многосторонний длительный процесс, темпы и масштабы которого определяются как военно-стратегической обстановкой в мире, так и социально-экономическими условиями внутри своей страны.
Сам факт активизации общественного интереса к Вооруженным Силам, конструктивный анализ всех сторон их жизнедеятельности заслуживают безусловной поддержки, если он направлен на совершенствование и укрепление обороноспособности страны, а не на попытки получения определенных сиюминутных выгод от безрасчетного снижения оборонного потенциала, структура и масштабы которого определяются требованиями военной доктрины.
Критерием эффективности любой военной доктрины является способность государства ее реализовать.
Как показывает исторический опыт, для этого необходимо, чтобы помимо военных и экономических возможностей ее требования стали составной частью мировоззрения широких трудящихся масс, трезво и перспективно оценивающих состояние дел и обстановку в мире. А для этого необходимо, чтобы «...пресса, наука, искусство, школа, армия - все организовывалось и направлялось в одну точку» - для воспитания единой военной идеологии не только у руководства армии, но и всех государственных и общественных организаций.
Только в этом случае, как показывает опыт отечественных и зарубежных войн, можно рассчитывать на успешное отражение агрессии превосходящих сил противника.
А военная опасность для нашей страны и стран Варшавского Договора не только не уменьшается, но, на мой взгляд, становится все более масштабной, если оценивать возможные последствия от массированного применения современного, даже неядерного оружия. Анализ стратегических взглядов военно-политического руководства США, программ развития вооружения и военной техники, структуры и направленности оперативной подготовки войск позволяет сделать вывод, что широкомасштабная гонка вооружений, угроза или прямое применение военной силы остаются главным, а в ряде случаев единственным средством достижения их гегемонистских политических целей.
Однако установившийся между СССР и США паритет в ядерном оружии и понимание невозможности его применением одностороннего достижения решительных стратегических целей привели к эволюции во взглядах руководства США как на цели и масштабы ведения войн с обычными средствами поражения, так и на приоритетность развития видов вооруженных сил.
Суть этой эволюции - в стремлении к достижению решительных стратегических целей в ходе длительной войны обычным оружием в нескольких районах мира одновременно. Для этого ведется массовое оснащение ВС высокоточным оружием, способным поражать все типы объектов, в том числе и защищенные точечные; разрабатываются новые формы и способы их применения; создаются стратегические запасы для экономики стран и группировок войск НАТО и трансокеанские транспортные системы их пополнения и переброски войск на театры войны; завершается оборудование основных ТВД системами и средствами всех видов обеспечения.
Ведущую роль в осуществлении своих планов военно-политическое руководство США отводит военно-морским силам как виду ВС, в наибольшей степени отвечающему основополагающему принципу всех американских стратегических концепций - вести войны только на чужих территориях, не допуская ударов по своим административным и промышленным центрам и максимально используя силы союзных им стран.
Военно-морские силы, по мнению руководства США, являются гарантом существования системы созданных ими союзов (блоков), обеспечивая стратегическую устойчивость и мобильность группировок О ВС в любом районе мира, а также безопасность морских и океанских коммуникаций систем стратегического снабжения, средств глобальной системы освещения обстановки, коалиционного, государственного и военного управлений.
Особое внимание американское военное руководство отводит способности флотов длительно действовать в отрыве от баз снабжения практически в любом районе мира.
Перспективным качеством оперативных соединений ВМС считается то, что входящие в их состав силы (подводные лодки, корабли, самолеты) не только не подвержены ударам из космоса и стратегических крылатых ракет, но и сами способны к срыву функционирования космических систем и выводу их аппаратов из строя.
Кроме того, военно-морские силы являются наиболее универсальным и гибким видом ВС, способным решать широкий спектр задач во всех сферах вооруженной борьбы (наземной, воздушной, космической, надводной и подводной), оперативно реагируя на изменения как в содержании и объеме задач, так и в условиях их решения.
С учетом традиционных и новых оперативно-стратегических возможностей ВМС и взаимодействующих с ними в борьбе на океанских и морских ТВД видов ВС в США в начале 80-х годов была разработана «новая океанская стратегия» (некоторые авторы называют ее «новой морской стратегией» или «передовой морской стратегией США»), сущность которой сформулирована так: «...это стратегия ведения глобальной неядерной войны; стратегия, затрагивающая советские тылы, фланги и интересы во всем мире и предусматривающая затяжные военные действия даже в случае неудач первоначальных на суше...».
При этом, по взглядам американских специалистов, война между СССР и США любого, даже ограниченного одним континентальным ТВД, масштаба вызовет глобальную войну на морях и океанах.
Характеризуя целевую направленность «новой океанской стратегии», один из ее авторов, бывший в те годы министром ВМС Дж. Леман, заявил в конгрессе: «Нам нужно безусловное превосходство над ВМФ СССР; эта задача, которую даже не следует подвергать обсуждению... Это не просто новая стратегическая задача, это главная национальная цель, без достижения которой вообще не может быть никакой американской стратегии!».
Поэтому развитию военно-морских сил, их систем управления и обеспечения в США придается приоритетное значение относительно других видов ВС как по ассигнованиям, так и по численности личного состава в регулярных войсках (табл. 1,2). Анализ приведенных в них данных позволяет заметить, что ВМС получают сил и средств больше, чем МБР, ПРО, ПВО, ПКО, ВВС, стратегическая авиация, вместе взятые (приоритетное финансирование ВМС осуществляется с 1976 года).
«Новая океанская стратегия» является логическим продолжением и развитием доктрины «морской мощи», разработанной в 1890 году американским адмиралом Альфредом Мэхэном, который исходил из известного постулата Птолемея: «Кто владеет морем, тот правит миром!».
Эта доктрина со дня своего зарождения является теоретическим фундаментом, методологической основой политической и экономической экспансии всех претендентов на мировое господство. Вслед за США доктрина «морской мощи» была взята на вооружение правящими кругами не только «морских», но и «сухопутных» держав, проводящих агрессивную политику. Так, кайзер Германии Вильгельм II писал: «Сейчас я не читаю, а просто поглощаю книгу капитана Мэхэна и пытаюсь выучить ее наизусть. Она имеется на всех моих судах, а мои капитаны и офицеры постоянно ее цитируют... Мы опоздали принять участие в распределении колониальных владений. Однако приближается второе распределение. Нам достаточно лишь подумать, ...чтобы увидеть, какие богатые возможности нас ждут». Аналогия имперских амбиций кайзера Германии и руководства США очевидна.
«Новая океанская стратегия» реализуется в ряде программ строительства и модернизации ВМС (1980-1990 годы), основными направлениями которых являются увеличение на 32 проц. числа кораблей (до 600 единиц), оснащение основных из них ядерными энергетическими установками, ракетизация всех сил, развертывание глобальных автоматизированных систем освещения обстановки и целеуказания всем типам ударных систем оружия, создание стратегических запасов для объединенных ВС и экономики на длительный (около 6 месяцев) период ведения боевых действий.
Кроме того, в центре внимания остается и задача усиления стратегических наступательных сил за счет принятия на вооружение серии пларб типа «Огайо» (около 20 единиц) с баллистическими ракетами «Трайдент-2», каждая из которых по своим боевым возможностям эквивалентна 10 пларб с ракетами «Поларис».
Существенным дополнением к морским стратегическим наступательным силам должны стать крылатые ракеты «Томагавк», которыми планируется вооружить более 50 многоцелевых атомных подводных лодок и практически все основные ударные надводные корабли.
Скрытой формой наращивания ВМС являются перевооружение и реорганизация сил береговой охраны США, которые должны взять на себя функции ВМС в прибрежных морях и таким образом высвободить их от решения «второстепенных» задач. Береговая охрана (43 тыс. человек, 250 кораблей и судов, 2250 катеров, 70 самолетов и 150 вертолетов) в мирное время подчинена министерству транспорта, а с введением чрезвычайного положения переходит в состав ВМС.
Особое место в ВС США занимают морские десантные силы, включающие морскую пехоту, авиацию морской пехоты и амфибийные силы. Это единственный род в ВС США, который может быть использован президентом без санкции конгресса. В мирное время они являются средством устрашения или прямого вмешательства во внутренние дела других стран, а в военное - способны проводить операции как самостоятельно, так и во взаимодействии с группировками других видов ВС на континентальных театрах военных действий. Планируемое совершенствование оргструктуры, огневой мощи и мобильности позволит к 1996 году резко повысить их боевые возможности и обеспечить высадку ряда оперативно-стратегических и оперативно-тактических десантов.
Необходимо отметить растущее внимание к укреплению своих ВМС и других государств - членов НАТО (табл. 3).
Во Франции уже полным ходом идут работы по созданию атомного авианосца, четырех атомных подводных лодок и боевых кораблей других классов. Показательно, что при увеличении военного бюджета 1988-89 года на 3 проц. ассигнования для ВМС выросли на 4,6 проц., т. е. важнейшим направлением совершенствования своей обороноспособности континентальная Франция считает укрепление военно-морских сил.
В ФРГ принято решение построить 12 подводных лодок с комбинированной двигательной системой (проект 212). Прототип этой лодки проходит испытание с ноября 1987 года, а заказ головной лодки этой серии запланирован на 1990 год. Выделены средства и на строительство 4-х кораблей ПВО, предусмотрено оснащение ракетами надводных кораблей и катеров для борьбы с противокорабельными ракетами противника.
В Италии введен в строй авианосец «Д. Гарибальди», увеличивается количество подводных лодок, эсминцев.
Испания проводит оперативную реорганизацию своих ВМС в целях создания двух авианосных групп. К 1996 году намечено построить шесть фрегатов, 16 минно-тральных кораблей, шесть ракетных катеров, пять десантных кораблей.
Нидерланды, обладающие хорошо сбалансированным флотом, и Норвегия осуществляют программу замены устаревших подводных лодок. С 1989 года Норвегия планирует начать строительство десяти минно-тральных кораблей.
Канада планирует строительство 10-12 атомных подводных лодок, шести новых эсминцев, возрождает минно-тральные силы. По оценке западных специалистов, это позволит ей сделать боль ш ой шаг от безызвестности младшего партнера по НАТО к морской мощи, с которой вынуждены считаться все великие державы. (По имеющимся в настоящее время данным, строительство атомных подводных лодок не планируется.- Ред.).
Основной проблемой в использовании объединенных военно-морских сил НАТО, по мнению ряда специалистов, является управление ими в военное время, причем не столько его технические аспекты, сколько организационно-методологические. Так, в предисловии к справочнику по корабельному составу его редактор Р. Шарп пишет, что «ВМС США обладают национальной морской стратегией, которая более современна и совершенна, чем натовская. Лично мне кажется невозможным, чтобы такой флот, как ВМС США, во времена международной напряженности поставил себя в подчиненное положение от многоязычного брюссельского базара, который зарекомендовал себя тем, что даже на штабных учениях не может вовремя принять необходимых военно-политических решений».
Особые надежды военные специалисты НАТО возлагают на претворение в жизнь стратегической компьютерной инициативы (С К И), основной целью которой является «интеллектуализация» всех систем высокоточного оружия (ВТО), т. е. наделения их элементами «логического умозаключения», что дает возможность принимать решения в реальном масштабе времени. Это может позволить за счет резкого сокращения времени цикла управления как оружием, так и силами (исключение человека как промежуточного элемента в оценочно-расчетных операциях по подготовке вариантов решения и управления силами) значительно повысить их оперативность и эффективность, уменьшить количество военнослужащих на единицу вооружения и военной техники.
Развитие ВМС стран Центральной и Южной Америки осложнено финансовыми трудностями. Но и в этих условиях Перу, Чили, Венесуэла, Аргентина и Бразилия планируют модернизацию и наращивание своих военно-морских сил.
Возрастает активность и увеличивается операционная зона флота Австралии, закончена в 1986 году реорганизация ВМС Индонезии (создано 2 флота). В этом регионе только флот Филиппин находится в упадке, а ВМС Южной Кореи, Таиланда, Малайзии, Тайваня хорошо сбалансированы и вполне способны решать свои задачи. Крупнейшим флотом в этом регионе обладает Япония (6-е место по объему военных расходов в мире). В стране обсуждается целесообразность расширения сферы действий флота и его активизация, возможность приобретения авианосцев противолодочной обороны (ПЛО). Сейчас строятся три подводные лодки, семь эсминцев, четыре фрегата и ряд обеспечивающих кораблей и судов.
В Юго-Западной Азии доминирующее положение у ВМС Индии, которая, как всякая великая морская держава, стремится иметь и авианосцы (есть один) и атомные подводные лодки (есть одна). Продолжается строительство и приобретение и кораблей других классов.
Таким образом, тенденцию расширения возможностей и численности своих военно-морских сил можно считать устойчивой для большинства стран, имеющих выход в Мировой океан.
Постоянное внимание командования ОВМС США и НАТО уделяют оперативному оборудованию океанских театров военных действий. Крупные средства вкладываются в развитие систем освещения обстановки, сбора, обработки и передачи данных в целях создания глобальной автоматизированной системы, позволяющей в масштабе времени, близком к реальному, управлять силами и оружием в подводной, надводной и воздушной сферах практически любого района Земли.
Ведутся широкомасштабные работы по созданию в Тихоокеанском регионе второй (после атлантической) линии противостояния СССР, для чего активизирована роль 3-го флота и поднята его значимость до уровня 7-го флота; начата отработка десантных операций в северных условиях (впервые после второй мировой войны высажен морской десант на Алеутские острова), планируется разместить в Южной Корее крылатые ракеты, заканчивается создание «электронного колпака» для Тихоокеанского и азиатских театров - цепь баз и аэродромов флотов, центров разведки, управления и РЭБ от Филиппин до Арктики.
«Тихий океан следует сделать американским озером» - эта мечта милитаристов в комментариях не нуждается! С подобной же «скромностью» оценивается и место ВМС на Индийском ОТВД: «...это район, где термины «паритет» или «равенство» для нас неприемлемы».
Начата подготовка и нового - Арктического океанского ТВД, где намечено создание систем освещения ледовой обстановки на базе использования ИСЗ, авиационной ледовой разведки, кораблей, судов, подводных лодок, а также автономных автоматических буев (программа Р/РОР, разработанная НАСА и Европейским космическим агентством на период 1987-1995 гг.).
Всесторонняя и тщательная подготовка океанских и морских театров должна обеспечить максимальную реализацию боевых возможностей ударных группировок ОВМС, длительное поддержание и быстрое восстановление боеспособности привлекаемых систем и средств. Состаз сил и средств в соединениях и оперативных объединениях флотов определяется с учетом вероятного оперативного построения сил ВМФ и решаемых ими задач.
По мнению зарубежных военных специалистов, «...с началом войны между блоком НАТО и ОВД основная часть ВМФ в соответствии с принятыми концепциями будет занята обеспечением стратегической обороны страны... При этом главные силы ВМФ будут решать задачи обороны ...рубежей, которые охватят внутренние моря (Баренцево, Балтийское, Черное, Японское и около побережья Камчатки) и будут обеспечивать господство ВМФ в этих зонах, а также внешнего рубежа обороны, отстоящего от вышеназванного внутреннего оборонительного рубежа на несколько сотен миль в сторону открытого океана и предназначенного для недопущения действий флота противника за его пределами, например, прорыва к внутреннему рубежу стратегической обороны.
На Европейском театре общая оборонная зона может простираться по глубине на 1000 миль и более...». Следовательно, специалисты НАТО исходят из необходимости создания нами двух рубежей обороны: внутреннего или, точнее, прибрежного, который призван прикрыть силы и средства флота от применения противником своего ударного оружия; внешнего, точнее, передового, основное назначение которого- в прикрытии административно-политических и военно-промышленных объектов на территории страны от ударов по ним с океанских направлений. Глубина каждого из этих рубежей определяется в основном действующими оперативно-тактическими характеристиками ударного оружия и систем управления силами.
Рост боевых возможностей группировок ОВМС сопровождается активизацией форм и способов их подготовки к применению. Уже с 1986 года ведется практическая отработка боевых задач - в первую очередь по поражению наземных объектов и высадке десантов в операциях начального периода войны из районов, непосредственно прилегающих к границам СССР и стран ОВД - американо-европейскими на Атлантическом и американо-японско-южнокорейскими коалиционными группировками на Тихоокеанском театрах. Для этого впервые в операционную зону их соединений и объединений включены наши прибрежные моря (Балтийское, Черное, Японское и Охотское).
Новым элементом в оперативной подготовке является широкое привлечение стратегической и тактической авиации ВС США к решению задач на морских и океанских ТВД во взаимодействии с корабельными и авиационными силами флотов. На учениях они отрабатывают удары по морским целям, массированные минные постановки; ведение РЭБ, разведки и выдачу целеуказаний.
Помимо отработки планов глобальной войны на море, значительное место в оперативной подготовке сил общего назначения США и НАТО отводится их использованию в так называемых «конфликтах низкой интенсивности». За период с 1946 по 1982 год из 250 случаев применения американских ВС военно-морские силы были главным фактором примерно в 200 из них. По прогнозам западных специалистов, до 2000 года возможно примерно 70 войн, в ходе которых потери могут составить около 12 миллионов человек. Количество подобных конфликтов, вероятно, в перспективе будет увеличиваться. Вероятность их увеличения вызывается в основном двумя причинами.
Во-первых, если сейчас характер международных отношений определяется в значительной степени противостоянием двух блоков - НАТО и ОВД, то в XXI веке в силу закона неравномерности развития капитализма возможно создание и других мощных коалиций из числа развитых и развивающихся стран, темпы роста экономического и военного могущества которых позволят им поравняться с двумя ведущими в настоящее время державами. Этот процесс, возможно, будет сопровождаться обострением противоречий, возникновением конфликтов как между коалициями, так и отдельными державами.
Во-вторых, развитие освободившихся стран, границы которых в значительной части остаются определенными еще колонизаторами без учета экономических, этнических и культурных интересов населяющих их народов, создает объективные предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций между ними.
Помимо изменения роли флотов в вооруженной борьбе, новое содержание и объем приобретают уже на рубеже XXI века задачи ВМС в мирное время. Их резкое расширение будет вызвано вовлечением ресурсов и акваторий Мирового океана для решения экологических, энергетических и, главное, сырьевых проблем человечества. Население Земли к 2020 году возрастет до 8 млрд. человек, что потребует соответствующего развития производственных мощностей (как минимум их удвоения). Однако сырьевые ресурсы континентов в значительной степени истощены (за последние 25 лет использовано полезных ископаемых больше, чем за всю предшествующую историю человечества). Для удовлетворения потребностей одного гражданина нашей планеты ежегодно из земли извлекается около 40 тонн минерального сырья, а используется же из него в лучшем случае несколько процентов. Остальное - в отходы, во вред всему окружающему. А для обеспечения одного человека питанием, жильем, коммуникациями и т. п. необходимо иметь около 2 гектаров земли. По оценкам ученых, лишь железа хватит до 2500 года, а с медью, золотом, оловом, свинцом, вольфрамом, цинком и нефтью придется проститься на рубеже или в начале XXI века.
Удовлетворение потребностей в этих минеральных ресурсах возможно только за счет их добычи со дна в глубоководных районах Мирового океана, где сосредоточено не менее 65 проц. нефти и газа и практически все необходимые металлы. Их промышленная добыча (в зонах, не подчиненных национальной юрисдикции) уже начата рядом развитых стран.
Попыткам ООН регулировать океаническую коммерческую деятельность (Конвенция по международному морскому праву от 10.12.1982 года) противодействуют как отдельные страны (главным образом США), так и международные корпорации, стремящиеся монополизировать ресурсы океанов для устойчивого обеспечения своего военно-промышленного производства.
Для США военное и экономическое значение металлов, которые могут добываться с морского дна, чрезвычайно велико, так как в настоящее время они импортируют почти 100 проц. марганца и кобальта, 90 проц. никеля и значительную часть меди в основном из «политически нестабильных» (развивающихся и неприсоединившихся) стран. «Это выдвинуло проблему гарантирования для США безопасного поступления этих стратегических минералов в разряд задач, значительно более серьезных, чем просто обеспечение интересов национальных корпораций».
Резкое увеличение добычи минерального и биологического сырья потребует соответствующего увеличения морских перевозок, стоимость которых уже в настоящее время составляет 10 проц. перевозимых грузов, а объем достигает 70 проц. суммарного грузооборота всех видов транспорта на планете. Таким образом, морской транспорт станет «четвертой сферой материального производства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, с. 422).
Количественный рост гражданских судов повышает мобилизационные возможности страны, так как современные технологии (за счет модульных конструкций) позволяют в короткие сроки оснастить эти суда ударным оружием, усилить радиотехническое и радиоэлектронное оснащение, что обеспечит их применение не только в качестве транспортно-десантных средств, но и как элементов разведывательно-ударных систем. Командование ВМС Великобритании уже заказало 120 комплектов систем, обеспечивающих базирование и использование летательных аппаратов с транспортных судов, особенно контейнеровозов.
В США в мае 1983 года утверждена «Программа Т» (транспортный флот), предусматривающая использование гражданских судов для стратегических перевозок и для обеспечения боевых действий флотов.
Возрастает роль транспортного флота и как источника подготовленного резерва личного состава для военно-морских сил. Не случайно, что морской транспорт в ряде стран считается «видом вооруженных сил», «великим стратегическим оружием» и т. д. Правительства США и Японии всячески стимулируют развитие национального судоходства, представляют судовладельцам льготные кредиты и крупные дотации на строительство и оборудование судов в соответствии с военными требованиями. Нужно учитывать, что при свертывании судоходства (с началом военных действий в каком-либо регионе или в угрожаемый период) все эти суда (около 10-12 тысяч), стремящиеся в свои или нейтральные порты, окажут серьезное воздействие на развертывание сил противоборствующих флотов, радиосвязь, радиоэлектронную борьбу.
Кроме того, необходимо помнить, что Мировой океан является не только крупнейшим резервом сырьевых ресурсов Земли, но и ее «легкими» и «почками». Но самоочищающая способность Мирового океана уже сегодня не соответствует объему поступающих в него загрязнений. Подсчитано, что катастрофа 10-ти супертанкеров «выключит» их, что приведет к необратимым последствиям для всего живого на Земле.
Стремительный рост экономического значения Мирового океана входит в противоречие с принципом равного беспрепятственного доступа любого государства к его богатствам. Начинается фактический раздел Мирового океана прибрежными странами и транснациональными монополиями. Это может привести к беспримерному усилению противоречий, которые особенно обострятся с массовым началом промышленных разработок -морского дна наиболее развитыми странами мира. Поэтому Мировой океан может стать ареной крупных экономических, политических и военных конфликтов. При этом многие зарубежные теоретики считают, что «...военно-морские силы явятся главным фактором, определяющим развитие международного права и режима в Мировом океане».
Так, к участию в англо-аргентинском конфликте из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, а точнее из-за обширной (радиусом 150 миль) нефтеносной зоны, прилегающей к этим островам, Англия привлекла половину своего флота. Эта операция обошлась ей в сумму не менее 1,2 млрд. долларов. По заявлению бывшего генерального секретаря НАТО Лунса, последствия этого конфликта повлияют на всю военную политику в будущем, так как в нем был положен конец ограничениям на использование подводных сил в локальных войнах, дан пример участия в них всех родов сил, а также привлечения сил и средств союзников.
Поэтому США уделяют особенное внимание программам строительства и модернизации ВМС, завершение которых позволит, по их мнению, не только парализовать наш ВМФ и исключить его воздействие по территории США, но и определять ход и исход борьбы на любых континентальных театрах массированными ударами с океанских направлений по административно-политическим и военно-экономическим объектам, а в мирное время - обеспечить господство США в любом районе Мирового океана.
Именно поэтому США, идя на разговор о возможном сокращении в ряде видов своих ВС, считают, что вопросы о сокращении флота не подлежат никакому обсуждению. Бывший министр обороны США Ф. Карлуччи говорил, что для США сокращать флот равносильно тому, что для СССР разрушать железные и шоссейные дороги... Флот - это главная, так сказать, коммуникабельная артерия США в торговле, экономике и обеспечении безопасности.
Одной из причин отказа американцев от любых переговоров по сокращению своих ВМС является планируемая компенсация ликвидируемых ракет средней и меньшей дальности в Европе за счет массового размещения на боевых кораблях ВМС США ракет типа «Томагавк» с ядерными и обычными боеголовками и создание тем самым ракетно-ядерной угрозы для СССР и других стран с океанских (морских) направлений.
Боевые возможности группировок ОВМС США и НАТО значительно возрастут, если будет сокращено (запрещено) стратегическое ядерное оружие, а его носители - переоснащены на стратегические крылатые ракеты (СКР) с обычными боеприпасами. Ударный потенциал этих сил (только СКР более 10 000 шт.) может стать определяющим в общей системе средств поражения наземных объектов.
Таким образом, анализ стратегических концепций США, программ развития вооружения и военной техники, направленности оперативной подготовки флотов, а также перспектив развития экономики показывает, что уже на рубеже XXI века акватории Мирового океана могут стать основной ареной борьбы противостоящих сторон. При этом впервые применением группировок ОВМС с океанских и морских ТВД могут решаться стратегические задачи на континентальных театрах военных действий, причем пространственные масштабы борьбы могут возрасти до глобальных во всех сферах (наземной, морской, воздушной и космической).
В мирное время военно-морским силам по-прежнему отводится роль одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности военно-политического руководства Соединенных Штатов Америки и некоторых стран НАТО. Формула О. Кромвеля: «Моим лучшим дипломатическим представителем является военный корабль» не забыта. Автор политики «большой дубинки» президент Т. Рузвельт развил ее дальше: «Военно-морские силы - правая рука США». Эту фразу часто повторял Р. Рейган, да и нынешняя администрация Белого дома и Пентагона верна ей. Их нежелание включить свои военно-морские силы в общий процесс разоружения не только замедляет его развитие, подрывает веру в устойчивость уже достигнутых соглашений, но и сужает перспективу сотрудничества между нашими странами в социальной и экономической сферах.
Рост экономического значения Мирового океана, усиление гонки морских вооружений, сочетающееся с активизацией форм и способов их применения, таят серьезную опасность агрессии против стран ОВД, дестабилизации международной обстановки в других районах и должны учитываться в долгосрочном планировании развития и подготовке наших Вооруженных Сил.
Военная наука и революция. - Кн. 1. - М.: Воениздат, 1921. - С. 35.
Материалы ТАСС.- Серия АД. - 1 ноября !986. - С. 18.
Hearing of Military Posture. Department of Defence Authorization for Appropriations for F.Y., 1983, Wash., 1983. - P. 553.
Grenfell R. Sea Power. - N. Y. - 1941. - P. 6.
Морской сборник.- 1988.- № 2.- С. 79.
Jane's Fighting ships 1988-1989. - Jane's Publishing Company limited. - P. 115.
Морской сборник. - 1988. - № 1. - С. 81.
Т а м же.- 1987. - № 10. - С. 87.
Naval Forses. - 1987. - № 2. - P. 106.
Коммунист Вооруженных Сил. - 1989. - № 2. - С. 52.
Мировой океан: экономика и политика.-М.: Мысль, 1986. - С. 17.
Комсомольская правда. - 1988. - 8 мая.
Bisiness Week. - 24 May 1982. - P. 134.
Law of the Sea Neglected Yssues. -Hawaii,- 1977.- P. 327.