Активные формы и методы обучения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1990, стр. 33-36

Обучение и воспитание

Активные формы и методы обучения

Генерал-лейтенант в отставке А. Ф. МИШАГИН,

доцент

В статье рассматриваются пути совершенствования учебного процесса, внедрения активных форм и методов обучения, используемых профессорско-преподавательским составом Военной академии им. М. В. Фрунзе.

СОВРЕМЕННЫЕ условия предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовленности выпускников. Сегодня необходим всесторонне эрудированный офицер с развитым аналитическим мышлением, высокими морально-политическими, боевыми и психологическими качествами, способный эффективно решать весь комплекс стоящих перед ним задач. Исходя из этого, высшая военная школа изыскивает наиболее целесообразные пути осуществления решительного поворота к индивидуализации процесса обучения и развитию творческих способностей будущих специалистов, используя для этого активные формы и методы обучения. Для их реализации общими усилиями командования, отделов, кафедр и слушателей Военной академии имени М. В. Фрунзе сделано уже немало, однако ощутимых результатов пока еще нет. Работа по перестройке процесса обучения продвигается медленно.

Причин тут несколько. В первую очередь сказывается отсутствие научно разработанной психолого-педагогической концепции перестройки ввузов и незавершенность разработки аналогичной академической. Влияет и слабая заинтересованность слушателей в более качественном усвоении программ. Но пожалуй, основная причина - несоответствие уровня методической подготовки отдельных руководителей и преподавателей современным требованиям. Нередки случаи, когда знают, кого и чему учить, но имеют слабое представление о том, как учить и какие применять приемы, чтобы обеспечить комплексный подход. Это будет продолжаться до тех пор, пока основная фигура в обучении - педагог - всесторонне не овладеет методическим мастерством. Поэтому важно, чтобы руководство кафедр глубоко освоило требования современной педагогики, свои частные методики и на этой основе в кратчайшие сроки смогло улучшить методическую подготовку преподавательского состава.

Для полной реализации современных требований и устранения имеющихся «узких» мест в обучении необходимо изыскивать более эффективные пути совершенствования учебного процесса. Прежде всего целесообразно решить, какие формы, методы и в каком направлении следует развивать и внедрять для повышения уровня профессиональной подготовки слушателей. Некоторые предлагают заменить все существующие традиционные на активные формы и методы обучения, но к этому сейчас не готовы ни преподаватели, ни обучаемые. Да и сами авторы такого предложения еще недостаточно конкретно представляют, что же такое обучение по-новому.

Сама постановка вопроса активизации обучения не является новой. Еще в 20-е годы предпринималась попытка внедрить в практику обучения красных офицеров методы, соответствующие духу революционной армии. В основу был положен лабораторный (исследовательский) метод, а лекционный использовать запрещалось. Однако вскоре от такого подхода отказались. Сейчас условия обучения коренным образом изменились, появилось несравненно больше возможностей для активизации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем в ряде современных трудов, посвященных активным формам обучения, под броскими заголовками авторы ведут речь лишь об активизации существующих лекций, семинаров, групповых упражнений, учений и др. Предлагаемые «новшества» зачастую заключаются в новых названиях для давно применяемых форм обучения без изменения их сущности (например, «игровые формы», включающие в себя все существующие практические занятия и учения). От введения этого названия в высшей военной школе вряд ли что изменится. Появилось также заимствованное у гражданских вузов новое понятие «деловые игры». Сами гражданские специалисты признают, что они возникли и развиваются как разновидности наших групповых упражнений и военных игр. Эти критические замечания не следует причислять к разряду консервативных. Наоборот, мы поддерживаем любые новые начинания, если даже они еще и далеки от совершенства, а в своей практической работе стремимся изыскивать и развивать активные формы и методы обучения.

В связи с этим возникают вопросы: что же представляют собой рассматриваемые формы, методы обучения, универсальны они или дают ожидаемый эффект только при определенных условиях? Необходимо отметить, что направлены они прежде всего на развитие у слушателей самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать разнообразные практические задачи в различных ситуациях. Кроме того, позволяют активизировать познавательную деятельность, повысить творческий характер, обеспечить тесную связь теории с практикой и, наконец, создают необходимые условия для сотрудничества, индивидуализации обучения, вооружают определенной методикой подхода к решению проблемных вопросов. Однако следует учитывать, что их применение дает положительный эффект только при наличии у обучаемых определенной теоретической базы, а также опыта и времени для плодотворной самостоятельной работы. Например, попытка в недавнем прошлом перехода преимущественно к проблемному обучению без конкретной опоры на уставы и учебные материалы привела к тому, что слушатели научились абстрактно мыслить, но при этом плохо знали уставные положения, что затрудняло проведение практических занятий. Значит, применять активные методы обучения целесообразно в тех случаях, когда обучаемые достаточно полно изучили положения не только официальных руководств, но и других источников. Только после их усвоения они могут аргументированно дискутировать о конкретных вопросах и предлагать свою методику решения задач. Словом, сегодняшние реалии приводят к выводу, что главным й совершенствовании технологии обучения в академии на данном этапе следует считать активизацию существующих и внедрение новых форм и методов обучения или сочетание их разновидностей.

В разное время (и особенно в 70-е годы) как в дидактике вообще, так и в дидактике высшей военной школы делались попытки решить проблему подготовки специалистов, базируясь на положения различных концепций: ассоциативно-рефлекторную теорию (традиционное обучение), теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий, проблемное и программированное обучение. За последнее время появились деятельностное, компьютерное обучение, педагогика сотрудничества и др. Однако со всей определенностью можно сказать, что предпринимаемые раньше действия организовать обучение на основе только одной из названных концепций вследствие их односторонности оканчивались неудачей. Таким образом, напрашивается вывод: нужна дидактическая система, объединяющая все ценное из предшествующего опыта активизации учебного процесса и представляющая собой качественно новую структуру подхода к обучению слушателей. Мы считаем, что ее целесообразно назвать концепцией проблемно-деятельностного обучения.

Ее сущность, на наш взгляд, заключается в изучении основ и проблемных вопросов, освоении практической деятельности офицера посредством решения различных задач, комплексном применении целесообразных форм и методов обучения. Ее характерные черты: четкое выделение целей, детализирующих квалификационную характеристику - модель выпускника; интенсификация обучения за счет отбора и оптимального построения содержания учебного материала; тесная связь с практикой, научно-исследовательской работой и учебными дисциплинами; активизация традиционных и внедрение новых активных форм, методов обучения и их гибкое сочетание; повышение самостоятельности слушателей в решении учебных задач; усиление индивидуализации обучения и его компьютеризация. Следует заметить, что аналогичных взглядов придерживаются в Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Эта концепция приемлема и для высших военных училищ, но при этом нужно учитывать специфические особенности, обусловленные большим удельным весом общенаучных дисциплин и необходимостью руководствоваться рекомендациями высшей гражданской школы.

По нашему мнению, концепция проблемно-деятельностного обучения должна включать четыре основных компонента: содержание, организацию, формы, методы и средства обучения. Содержание обучения закладывается в квалификационной характеристике (модели) выпускника и реализуется в программах, тематических планах и дидактических материалах кафедр. Новизна подхода заключается в том, что основными критериями оценки выпускника считаются конечные результаты-{практические умения, навыки и качества). Одновременно определяется, по каким дисциплинам и их разделам он должен иметь фундаментальные знания, какие практические действия обязан усвоить на уровне навыков, а какие только на уровне умений.

При совершенствовании методики обучения надо обязательно учитывать, что в ней предусматривается сочетание различных методов, приемов и средств не только на разных, но даже на одном занятии, т. е. один вопрос может отрабатываться традиционным методом, а другой - при создании проблемной ситуации, третий - с элементами моделирования, четвертый - с применением ЭВТ и т. д. Следует также иметь в виду, что аналитическое мышление у слушателей формируется в большей мере на практических занятиях, когда им приходится решать задачи, соответствующие реальной боевой или повседневной деятельности.

Группа преподавателей академии, представляющая постоянно действующий семинар по проблемам высшей военной школы, предлагает постепенный переход к деятельностной педагогике, базирующейся на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Сущность ее состоит в том, что изучение вопросов начинается с выполнения практических действий (приемов) с последующим осмысливанием их до уровня понятий. Применение этой теории дает положительные результаты при подготовке специалистов по освоению вооружения, боевой техники и несложных приемов одиночной подготовки. Но в области обучения оперативно-тактическим вопросам она пока практически не применяется, хотя в академии принимаются попытки (правда, непрофилирующими кафедрами) внедрить эту теорию. На наш взгляд, целесообразно и впредь продолжать исследования в этом направлении и окончательно разобраться в возможности ее использования при обучении сложным вопросам оперативно-тактических дисциплин.

Достигнуты у нас определенные успехи и в совершенствовании форм и методов обучения. Лекционный курс по решению начальника академии в последние годы сокращается. Эта тенденция развеивается параллельно с педагогикой высшей гражданской школы. При этом она обязывает иметь хорошие учебные и другие дидактические материалы, чтобы слушатели могли изучать теоретические положения самостоятельно. Положительно, что в большинстве лекций излагаются не только учебно-проблемные, но и научно-проблемные вопросы. Однако в лекционном курсе есть еще ряд нерешенных вопросов. Не изжиты лекции-диктанты, особенно на иностранных отделениях. Крайне редко применяются преподавателями лекции-диалоги, требующие особого мастерства и широкой эрудиции лектора. Варианты их чтения могут быть следующие: заблаговременное изучение слушателями тиражной лекции; лекция с последующей постановкой вопросов и их обсуждением с аудиторией; рассмотрение отдельных проблем в начале лекции с подведением итога диалога и ее завершение обычным порядком; для слушателей-иностранцев целесообразно применять лекции-беседы.

Наибольшее развитие у нас получили семинары: традиционные (вопросно-ответный метод проведения), с элементами военной игры и моделирования, с разделением участников на оппонирующие группы, с применением элементов проблемного обучения, с использованием приемов игровой дискуссии, способами «круглого стола» и пресс-конференции. Всем этим следует овладеть каждому преподавателю и одновременно продолжать поиски новых. Для повышения эффективности семинаров надлежит расширить их цели. Если раньше мы ограничивались углублением знаний, выработкой интереса к ним, то теперь акцент делается на развитие у слушателей и познавательных способностей, и творческого, мышления, умение вести диалог, убедительно обосновывать свое мнение, культуру речи. Такая постановка вызывает необходимость квалифицированного подхода к определению учебных вопросов в заданиях и планах проведения семинаров. Однако здесь еще встречается ряд серьезных недоработок. Нередко в ходе их проведения на обсуждение выносится неоправданно много вопросов, которые не всегда квалифицированно формулируются, что приводит к абстрактным дискуссиям. Недостаточно настойчиво мы требуем от слушателей использовать при подготовке к занятиям альтернативные материалы, в том числе зарубежные.

Групповые упражнения остаются наиболее активной формой индивидуального практического обучения, особенно по оперативно-тактическим дисциплинам. Их совершенствование предполагает усиление элементов проблемного обучения (особенно в динамике боя) и углубление диалога, компьютеризацию и индивидуальный подход к обучению. Для этого преподавателю сегодня необходимо овладеть всем комплексом существующих и появившихся разновидностей занятий. Основным методом обучения на групповых упражнениях с применением элементов командно-штабного учения (военной игры) является практическая работа, а без их применения - упражнение (тренировка). В ходе их проведения целесообразно создавать благоприятные условия для дальнейшего углубления познавательных способностей слушателей (восприятия, мышления, памяти, воображения и речи). При развитии мышления желательно акцентировать внимание на такие качества, как творчество, самостоятельность, конкретность, чувство нового, критическое отношение, т. е. аналитическое мышление. Для этого преподаватель должен максимально использовать все возможности: рассматривать проблемные ситуации, позволяющие принимать несколько решений; развивать умение убедительно обосновывать и признавать их слабые стороны и т. п.

Для большей эффективности групповых упражнений предлагается шире использовать ЭВТ. Практика показывает, что ее применение необходимо начинать еще при разработке замысла задач, просчитывая возможные варианты решений. Однако не следует забывать, что аналитическое мышление наиболее полно развивается при оценке обстановки, принятии решений, их аргументированном обосновании и всестороннем анализе. Поэтому на первых курсах целесообразно отрабатывать существующие методики, а на старших - повышать самостоятельность обучаемых при выработке исходных данных и вводе их в ЭВМ.

Самостоятельная работа слушателей в последние годы также приобретает статус активной формы обучения. Это вполне закономерно, так как она способствует индивидуализации обучения, расширению и углублению знаний, а с внедрением технических средств (с элементами обратной связи и электронно-вычислительной техники) и практических умений. Она помогает всесторонне овладеть методикой самостоятельного добывания знаний, развивать познавательные способности, воспитывать самостоятельность, творчество и другие качества. В процессе практических занятий слушатели должны получать реальные задания на самоподготовку. Важно постоянно искать пути, обеспечивающие максимальную самостоятельность обучаемых при принятии решений.

Обучение по индивидуальным планам проводилось в академии впервые и уже дало положительные результаты, о чем свидетельствуют результаты госэкзаменов. Из 30 выпускников, привлекаемых для эксперимента, получили дипломы с отличием и золотую медаль - 6, с отличием - 19, остальные - без удовлетворительных оценок. Такое обучение, на наш взгляд, следует расширять.

Слабым местом в процессе обучения продолжает оставаться выработка умений формировать морально-политические, боевые, умст-Еенные, физические и психологические качества, т. е. реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию. Мы научились формулировать учебные и воспитательные цели, требования к дидактическим материалам, однако дальше этого даже у опытных преподавателей дело не идет. Необходимо практически реализовывать эти цели и обязательно доводить решение воспитательных задач до логического завершения.

Таковы основные пути активизации существующих и внедрения новых активных форм и методов обучения. Однако не надо забывать, что таких методов и приемов, которые были бы пригодны на все случаи жизни, нет. Конкретное их применение зависит прежде всего от профессиональной подготовленности преподавателя.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации