К вопросу о военной организации Советского государства проблемы, суждения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1990, стр.13-18

СТРАТЕГИЯ

К вопросу о военной организации Советского государства проблемы, сужденияК вопросу о военной организации Советского государства: проблемы, суждения

Полковник В. И. МИЛОВАНОВ,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Проблемы возникновения и развития военной организации Советского государства, ее роль в современном обществе привлекают внимание не только военных теоретиков и практиков, но и широких кругов общественности. Это вызвано тем, что революционные преобразования всех сфер общественной жизни в СССР требуют коренной перестройки и в военной области, т. е. проведения военной реформы в целях создания современной военной организации, достаточной для обеспечения обороны и безопасности страны. Интерес к военной организации Советского государства вызван также необходимостью приведения всех ее элементов в соответствие с изменяющейся международной обстановкой и складывающейся новой системой межгосударственных отношений. Этому и посвящена предлагаемая читателям статья.

ПОНЯТИЕ «военная организация» в советской научной, учебной и популярной литературе употребляется довольно часто, но однозначного толкования не имеет. Анализ диалектического развития содержания категории «военная организация» в военной теории и практике позволяет проследить и выделить следующие, наиболее признанные точки зрения. Во-первых, наиболее часто военная организация отождествляется с вооруженными силами. Во-вторых, под военной организацией государства понимается его вооруженная организация, т. е. единство вооруженных сил и других вооруженных формирований: внутренних войск, пограничных, Гражданской обороны, госбезопасности, милиции, а также партизанских сил, народного ополчения в период войны и т. д., которые способны вести вооруженную борьбу. В-третьих, существует широкое понимание военной организации Советского государства как совокупности собственно вооруженной организации, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов, организаций и учреждений, объединенных совместной деятельностью в военной области, функциональными отношениями и общей структурой. Думается, что такое понимание военной организации соответствует современному уровню развития военной теории и практики, так как оно наиболее полно и объективно отражает военную деятельность государства и общества в целом, реальное существование и функционирование вооруженных сил, вооруженной и военной организаций государства как единичного, особенного и общего. Это подтверждается самой историей развития данной категории, отражающей объективно складывающиеся реальности в военной области.

Анализ военно-теоретического наследия и исторической практики военного строительства в СССР позволяет сделать вывод, что развитие военной организации и ее категориальное отражение в науке шло от узкого его понимания к более широкому, от части - к целому. Этому способствовали, особенно в 50-60-х годах, исследования ученых по военной мощи государства и боевой мощи его вооруженных сил, по материальным и духовным факторам войны. В общем виде все они находили отражение в сборниках «Марксизм-ленинизм о войне и армии». В 70-х годах были опубликованы работы, в которых война рассматривалась как совокупность различных видов борьбы воюющих сторон при главенствующей роли вооруженной борьбы. В некоторых научных публикациях тех лет военная организация представлялась как совокупность государственных, государственно-общественных и общественных (военно-патриотических) организаций, осуществляющих вооруженную защиту социалистического Отечества или непосредственно готовящих членов общества к ней. В эти же годы появляются диссертационные работы Шубинского Я. И. (1970 год), Тижанина В. Г. (1974 год), Тумаларьяна В. М. (1976 год), Каминского В. И. (1980 год). В них под военной организацией понимается совокупность государственных и общественных организаций, создаваемых государствами и классами для войны и осуществления других актов насилия.

В 80-е годы толчком к дальнейшим исследованиям в этой области явилась необходимость координации, субординации и систематизации научных категорий одного уровня общности, характеризующих, военную область жизни государства и общества, таких, как война, военная мощь, военное строительство, военная политика, военная деятельность, военная готовность, военные факторы (факторы войны), военное сотрудничество, законы войны и другие, а также категорий, определяющих жизнь и деятельность вооруженной организации государства (общества), и в первую очередь вооруженных сил, - вооруженная борьба, боевая мощь, строительство вооруженных сил, боевая деятельность, боевая готовность, боевые факторы, боевое взаимодействие, законы вооруженной борьбы и т. д.

Идейно-теоретическим основанием для научного понимания военной организации служит наследие классиков марксизма-ленинизма. В их трудах понятие «военная организация» употребляется неоднократно как в узком, так и в широком смысле. При этом К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, обращаясь к различным аспектам развития армии и других форм вооруженной организации государства и классов, постоянно отмечали их неразрывную и определяющую связь с политической надстройкой и базисом общества. Войну они рассматривали как ведение вооруженной борьбы с участием и огромным напряжением всех материальных и духовных сил народа, с изменениями во всех сферах общественной жизни противоборствующих сторон.

Методологической основой широкого понимания военной организации служит подход к войне как к сложному и многообразному социально-политическому явлению, содержание которого составляют различные виды противоборства воюющих сторон: вооруженная борьба как главная в войне, а также экономическая, научно-техническая, идеологическая, дипломатическая и другие виды борьбы. Ни вооруженные силы, ни вооруженная организация государства в целом самостоятельно не могут вести войну. Широкое понимание военной организации предполагает и сама практика военного строительства.

Таким образом, основываясь на выводах теории и результатах военной практики, можно сделать вывод, что военная организация представляет собой системное социально-политическое образование, состоящее из отдельных институтов общества, учреждений и организаций государства, объединенных общей целью.

Деятельность военной организации - это качественно определенная область военно-политических отношений (как внутренних, так и внешних), одна из функций общества и государства. В военной организации соединены политическая власть, мощь государства, активная материальная и духовная деятельность различных классов и социальных групп, выполняющих социальный заказ всего общества. Элементы военной организации государства можно классифицировать по предназначению, области деятельности, функциональному признаку. Это, во-первых, вооруженная организация государства, ядром которой являются вооруженные силы. Во-вторых, оборонный комплекс страны, т. е. те отрасли народного хозяйства и науки, которые представляют собой сферу обеспечения деятельности вооруженной организации. В-третьих, звенья государственных и политических органов, учреждений, организаций, занимающихся вопросами военной политики, военного строительства, национальной и международной безопасности, идеологической работы, военно-патриотическим воспитанием населения, подготовкой его к защите Отечества и другими оборонными вопросами. Развитие всех элементов военной организации осуществляется под воздействием военной доктрины и военной политики Советского государства. Военная организация, являясь сложным образованием, не остается неизменной. В процессе развития меняются ее функции, структура и роль в обществе. Военная организация общества отличается от военной организации государства наличием в своей структуре общественных оборонных организаций и массовых военно-патриотических движений, союзов, занимающихся подготовкой населения страны или его отдельной части к защите Родины, военно-патриотическим воспитанием и др.

Содержание и структура военной организации Советского государства. Выступая на VIII съезде партии в марте 1919 года, Владимир Ильич Ленин отметил: «Господствующий класс, пролетариат, если только он хочет и будет господствовать, должен доказать это и своей военной организацией» (Поля. собр. соч., т. 38, с. 139). Вся теоретическая и практическая деятельность Советского государства и партии в области военного строительства показывает, что этот вывод исходил из объективного анализа исторической обстановки.

Главным элементом военной организации Советского государства стала вооруженная организация в форме постоянной кадровой армии, возникшей из вооруженных отрядов рабочих, солдат и матросов, добровольческих формирований Красной гвардии. По мере возрастания масштабов и сложности вооруженной борьбы меняется и структура вооруженной организации государства. Для борьбы с империалистической разведкой, контрреволюцией и саботажем в декабре 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Впоследствии (с марта 1918 года) она имела свои войска и заложила основы для создания органов безопасности Советского государства, которые с 1922 года последовательно имели названия: Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД, Министерство государственной безопасности (МГБ), Комитет государственной безопасности (КГБ). В настоящее время в него входят собственно органы государственной безопасности, пограничные войска, органы военной контрразведки и другие учреждения.

В условиях гражданской войны в 1919 году все войска вспомогательного назначения были преобразованы в постоянные вооруженные формирования (части и соединения)-Войска внутренней охраны Республики (ВОХР), которые предназначались для борьбы с контрреволюционными мятежами, ликвидации банд, охраны промышленных объектов, коммуникаций и стали резервом Красной Армии. Только во втором полугодии 1919 года в действующую армию было отправлено 52 проц. всего личного состава ВОХР. С 1920 года в ВОХР были включены караульные части, войска обороны железных дорог, транспортная милиция. Все они стали называться Войсками внутренней службы (ВНУС). Впоследствии на основе формирований ВЧК, ВОХР и ВНУС созданы внутренние войска (ВВ).

В ноябре 1917 года для охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и правонарушениями была сформирована советская милиция. В период гражданской и Великой Отечественной войн она привлекалась и к выполнению боевых задач. В 1919 году для борьбы с вооруженными провокациями, диверсиями, саботажем, бандитизмом при заводских партячейках, горкомах, укомах и губкомах создавались части особого назначения (ЧОН) как боевые организации партии. Они состояли, как правило, из коммунистов, комсомольцев и преданных революции трудящихся. В условиях войны появлялись и другие временные вооруженные формирования, которые становились частью вооруженной организации государства. Например, в годы гражданской и Великой Отечественной войн широкое развитие получило партизанское движение, ставшее одним из источников пополнения Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны возродилось народное ополчение. В систему вооруженной организации государства входят также войска Гражданской обороны, железнодорожные войска и другие формирования, административные и правовые органы и учреждения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности. Содержание и формы вооруженной организации в зависимости от политических условий постоянно меняются. Однако ее ядром были и остаются Вооруженные Силы.

Важным элементом военной организации Советского государства является система жизнеобеспечения и эффективного функционирования вооруженной организации. Вооруженные Силы и вооруженная организация в целом не могут функционировать без системы, через которую они связаны со всеми сферами общественной жизни, с деятельностью всей страны. Общество, отвлекая на оборону часть экономических, социальных, духовных ресурсов, обеспечивает вооруженную организацию кадрами, оружием и военной техникой, обмундированием, питанием и т. д. Ведущее звено этой системы -военно-промышленный (оборонный) комплекс (ВПК). Зависимость военной мощи государства и боевой мощи вооруженных сил от экономического, научного и технического уровня развития общества постоянно подчеркивали в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин отмечал необходимость создания сферы материально-технического обеспечения вооруженных сил. В годы гражданской войны, несмотря на разруху, вызванную первой мировой войной, слом старого государственного аппарата власти, вооруженную борьбу против внутренней контрреволюции и военной интервенции, Советское правительство начало восстанавливать и создавать военную промышленность. По предложению В. И. Ленина учреждались специальные органы, занимавшиеся обеспечением советских войск вооружением и боеприпасами: в 1918 году Чрезвычайная комиссия по производству предметов военного снаряжения при ВСНХ (позднее переименованная в Чрезвычайную комиссию по снабжению Красной Армии), в 1919 году - Комиссия по военному и вещевому снабжению Красной Армии при Совете Обороны, затем Совет военной промышленности (Промсовет) и т. д. Большую роль в материально-техническом обеспечении Красной Армии сыграли Наркомат оборонной промышленности СССР, а затем наркоматы авиационной, судостроительной промышленности, вооружения, боеприпасов и др. Приоритетное развитие получали новейшие направления науки и техники. Состояние обороны страны, вопросы создания современной военно-технической базы, материального и финансового обеспечения Красной Армии регулярно обсуждались на съездах Советов и Коммунистической партии, на заседаниях ВЦИК, СНК, ЦК партии, Совета Обороны. В итоге предпринятых мер был создан оборонный комплекс, позволивший в годы Великой Отечественной войны обеспечить победу над врагом.

После второй мировой войны в связи с появлением ядерного оружия, межконтинентальных баллистических ракет, реактивной авиации и других видов военной техники ВПК в СССР стал частью общего промышленного комплекса, занимающегося обеспечением обороны страны. По своей военно-политической направленности, содержанию и структуре он отличается от ВПК других развитых 'стран мира. Однако с военно-технической и Организационной точки зрения он имеет с ними много общего: его деятельность обусловлена самим процессом вооружения, т. е. созданием и функционированием военно-научных и опытно-конструкторских организаций, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке оружия и военной техники, а также заводов и полигонов по их производству, испытанию и поставке вооруженным силам и другим государственным вооруженным формированиям. В ВПК входят предприятия, научные учреждения, испытательные полигоны оборонного комплекса (Миноборонпрома, Минавиапрома, Минсредмаша, Минобщемаша, Минсвязи, Министерства гражданской авиации и др.).

К числу основных элементов военной организации государства относятся органы и учреждения государственной власти и управления, непосредственно занимающиеся вопросами обороны. Из них высшие - Президент СССР и (Президентский совет, Верховный Совет СССР и его Президиум, Комитеты и постоянные комиссии Верховного Совета СССР (в том числе Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности при Верховном Совете СССР), Совет Министров СССР, а также Государственные комитеты, министерства и ведомства СССР. В их ведении вопросы войны и мира, государственной безопасности и обороны СССР, военного строительства, руководства вооруженными силами и т. д. В решении оборонных задач участвуют также министерства, ведомства, органы государственной власти и управления союзных и автономных республик, местные органы власти, непосредственно предприятия, учреждения и организации, трудовые коллективы. Их права и обязанности по обороне страны будут определены в подготавливаемом Законе СССР об обороне.

Большую практику военно-политической деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны имеет Совет Обороны СССР (в 1918 году -Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, в 1920-м - Совет Труда и Обороны, в 1937-м - Комитет Обороны СССР, с 1941 по 1945-й - Государственный Комитет Обороны), структура и функции которого в настоящее время уточняются. Ему предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств для защиты страны, а также вменялись согласование и контроль за деятельностью всех организаций и ведомств в области обеспечения обороны и безопасности. Исторически партии большевиков как до революции, так и после нее приходилось непосредственно заниматься этими вопросами. Как отмечал В. И. Ленин, именно авторитет и роль партии позволяли успешно объединять усилия всех ведомств и учреждений в деле обороны страны. Поэтому в ее структуре создавались специальные организации и органы (военные, оборонные, административные, административно-правовые и др.), занимавшиеся вопросами деятельности вооруженной организации государства. Некоторые из них сохранились,до настоящего времени (например, Главное политическое управление СА и ВМФ).

Основные проблемы развития советской военной организации. В доядерную эпоху, когда политические, экономические, идеологические, религиозные и другие противоречия пытались разрешить, как правило, путем вооруженного насилия, вооруженные силы и другие элементы военной организации государств получали приоритетное развитие в обществе и пронизывали все сферы их жизнедеятельности. Однако в ядерную эпоху в связи с угрозой уничтожения цивилизации человечество осознало, что война и военная организация достигли предела своего развития в данном качестве и начался процесс изменения их сущности, содержания и форм в соответствии с изменяющейся объективной реальностью. В мировом сообществе нашли широкую поддержку предложения Советского Союза по демонтажу материальных и духовных основ войны. Продемонстрировав добрую волю, СССР предпринял ряд инициативных шагов в этом направлении, приступив к перестройке своей военной организации на основе проведения глубокой и всесторонней военной реформы. При этом ряд методологических и теоретических вопросов, связанных со структурой, функциями и ролью военной организации в современном советском обществе, приобрел актуальное практическое значение.

Во-первых, внутриполитические и экономические преобразования в нашей стране, перестройка международных отношений и начало создания новой системы национальной, региональной и всеобщей безопасности поставили вопрос о реформировании не только Вооруженных Сил, но и всех других элементов военной организации. Однако для проведения такой работы в масштабе страны необходима общая концепция перестройки военной организации государства на основе концепции обновления социализма. Она должна охватить всю военную область, все элементы военной организации и носить общегосударственный, общенародный характер. Только имея общую концепцию военной реформы, учитывающую перспективы экономических и политических преобразований в стране, поддержанную и одобренную народом, можно успешно осуществить конкретные планы и программы перестройки отдельных элементов и звеньев военной организации. Отсутствие же общих теоретических, методологических, правовых и организационных основ, ведомственность в осуществлении военной реформы не позволяют получить желаемых результатов для страны ни в экономической, ни в политической, ни в социальной, ни в духовной сферах, ни собственно в военной области. Это подтверждают первые результаты реформирования Вооруженных Сил СССР.

Во-вторых, перестройка военной организации государства предполагает правовое отражение и закрепление этого процесса в новой редакции Конституции СССР, Законе СССР об обороне и других правовых актах. Здесь необходимо четко определить предназначение и функции всех элементов военной организации, а также демократический механизм их контроля со стороны общества. Это позволит избежать явлений, противоречащих интересам народа и безопасности Советской страны. Если законодательство СССР по оборонным вопросам будет проводиться без учета концепции перестройки военной организации государства, то оно затормозит военную реформу, что впоследствии может отрицательно сказаться на обороноспособности страны.

В-третьих, для решения назревших задач нужна обновленная научно-теоретическая и методологическая база. Теория должна помочь выработке научной концепции военной реформы, показать наиболее эффективные пути выполнения ее конкретных программ. Начавшиеся изменения в военном деле, вызванные революционной перестройкой всех сфер жизни советского общества и международных отношений, требуют теоретического осмысления и обобщения на качественно новом уровне научных знаний. Появилось много новых идей, исследований, трудов по проблемам военных аспектов мира (безопасности, военно-политической стабильности, оборонной достаточности, военно-стратегического паритета и т. д.), войны (изменения ее сущности, содержания, роли в обществе и общественном прогрессе и т. д.), военно-политической деятельности государства (функционирование и структура его военной и вооруженной организаций, военной мощи, изменение содержания военной доктрины, военной политики, военного строительства и т. д.), армии (появление иного взгляда на ее предназначение, функции, строительство, воспитание личного состава и т. д.) и др. Поэтому, на наш взгляд, вполне своевременно ставить вопрос о подготовке и издании коллективного труда о войне и мире, в котором нашли бы отражение современные суждения и позиции по этим глобальным проблемам в контексте нынешнего развития международных отношений. Он мог бы принести практическую пользу преобразованию всей военной организации советского общества и дать возможность молодым военным ученым совместно со старшим поколением советских обществоведов эффективнее реализовать свой научный потенциал.

Классики марксизма-ленинизма и военная история. - М.: Воениздат, 1983.-С. 189-209; В. И. Ленин и Советские Вооруженные Силы. - М.; Воениздат, 1980.__С. 42-55; Война и армия. -М.: Воениздат, 1977.- С. 361; Партия и армия. -М.: Политиздат, 1977. - С. 15, 16; Ставицкий И. В. В. И. Ленин во главе защиты социалистического Отечества. - М.: Знание, 1969. - С. 3, 5, 9.

Камянский В. И. Ленинское учение о военной организации социалистического государства и вопросы военно-патриотического воспитания. - Хмельницкий: Знание, 1980; Военная организация развитого социализма.- М., 1978; Тижанин В. Г, Сущность военной организации диктатуры пролетариата. - Тула: 1974 и др.

Марксистско-ленинская методология военной истории. - М.: Наука, 1976. - С. 303-312; Марксистско-ленинское учение о войне и армии. - М.: Воениздат, 1968.- С. 216, 238-243 и др.

Марксизм-ленинизм о войне и армии. - М.: Воениздат, 1957. - С. 209-281; Там же. - 1961. -С. 265-319; Там же. - 1965.- С. 237-319; Там же. - 1968. -С. 224-286 и др.

Война и армия. - М.: Воениздат, 1977.- С. 70-77.

Тиморин А., Терентьев В. О советской военной организации и ее формах // Военная мысль. - 1971. - № 4. - С. 66-79.

См.: К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 264; т. 15, с. 413; т. 20, с 175- т 21 с 163-165, 170; т. 32, с. 17; В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т.8, С.-241- 242; т, 9, с, 154-156; т, 10, с. 338, 340; т. 37, с. 295-т, 38, с, 139,

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, с. 509--510; т. 14, с. 5; т. 15, с. 413- 414; т. 20, с. 170-178; В. И. Ленин. Полн, собр. соч., т. 9, с. 156; т. 34, с. 194--197. 331; т. 35, с.345-346, 408 и др.

В. И. Ленин: Поли, собр; соч., т. 39, с. 321.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 175; В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 34, с. 194-196; т. 36, с. 116.

В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 22, с. 304.

Из истории гражданской войны в СССР. Сборник документов и материалов,- Т. l._M.: Советская Россия, 1960. - С. 247-248.

Декреты Советской власти. - Т. 5. - М.: Политиздат, 1971. - С. 545-546.

ВПК - сегодня и завтра // Красная звезда. - 1989. - 23 июля.

В. И. Л е н и н, Полн, собр. сoч., т. 40, с, 240.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации