Политическая работа в боевой обстановке

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1990, стр.22-28

ВОЕННАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Политическая работа в боевой обстановке

(По опыту выполнения советскими войсками боевых задач в Афганистане)

Генерал-полковник Г. А. СТЕФАНОВСКИЙ,

кандидат исторических наук

ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ явилась крупным военно-политическим событием нашего времени. В ней тесно переплелись политика и экономика, военное дело и идеология, внутренние противоречия страны и международные процессы. Последние несли на себе отпечаток переломных 80-х годов, во многом определивших воплощение в общественное сознание нового политического мышления и укрепление надежд на гарантированное мирное будущее.

Политическая оценка решения о вводе войск в Афганистан дана вторым Съездом народных депутатов СССР. С военной же точки зрения анализ боевых действий советских войск в Афганистане, несомненно, существенно влияет на содержание и организацию работы по проведению реформы Вооруженных Сил СССР. Сегодня важно правдиво и объективно исследовать и использовать в военной практике различные аспекты этой войны, в которой «верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они (советские воины.- Г. С.) лишь выполняли свой воинский долг».

ОПЫТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в войсках, выполнявших боевые задачи в Афганистане, неповторим и имеет ряд характерных уроков. Некоторые из них носят долговременный характер и призваны повлиять на процессы обновления политической, партийной, комсомольской работы в армии и на флоте. Он также свидетельствует об усложнении политической работы в боевой обстановке, увеличении масштабов решаемых ею задач. Это в значительной мере было связано с необходимостью резкой ломки стереотипов в сознании и поведении, формах и методах психологической, собственно военной подготовки людей в условиях мирного времени. По мере развития событий актуальность этого вопроса нарастала. Переход из мирного состояния в военное сопровождался трудностями в выборе целей политической работы и средств их достижения, которые адекватно отражали бы реальную обстановку и способствовали формированию необходимых мотивационных установок поведения воинов на территории дружественной страны.

Увеличение масштабов политической работы связано со спецификой и характером боевых и интернациональных задач в Афганистане - от боевого обеспечения продвижения колонн с материальными грузами, охраны коммуникаций и объектов до организаций плановых боевых действий соединения, части по уничтожению бандформирований в тяжелых климатических условиях горно-пустынной местности. При организации политической работы в полку (дивизии) приходилось учитывать, что подразделения и части нередко выполняли совершенно разные боевые задачи: один батальон выделялся для сопровождения колонн, другой -нес охранную службу на маршруте, третий - участвовал в боевых действиях, остальные подразделения занимались плановой учебой. Это требовало от командования и партийно-политического аппарата полка определения приоритетных направлений в деятельности, поиска нетрадиционных форм и методов работы с людьми, имеющими разный уровень подготовки и боевого опыта.

Реальные сложности и возросший объем политической работы вызывались новизной, связанной с подготовкой и совместным проведением с афганской армией боевых действий. Большинство из них, как правило, носило воздушно-наземный характер. Основная специфика политической работы заключалась в следующем: продумать расстановку политсостава, партийного, комсомольского и идеологического актива; организовать четкое взаимодействие политорганов наземных, авиационных соединений, подразделений и частей, выделенных в состав тактических воздушных десантов; мобилизовать людей на совместное и эффективное выполнение поставленных боевых задач. Большое место в политической работе отводилось мероприятиям, направленным на преодоление настороженности и укрепление доверия населения Афганистана к советским частям, установление тесных контактов со всеми группами и. слоями афганского общества. Решение этих проблем осложнялось неоднозначным восприятием революционных преобразований населением, неразвитостью социально-классовой и пестротой этнической структуры государства, преобладанием родоплеменной психологии, сильным влиянием на сознание людей старейшин, религиозных авторитетов и ислама в целом.

При проведении политической работы в частях, выполняющих интернациональные задачи в Афганистане, проявилась преемственность опыта гражданской и Великой Отечественной войн. Это относится прежде всего к следующим принципам ее организации: единство политического и военного руководства; тесная взаимосвязь идеологической и организаторской работы; непрерывность и оперативность; конкретность и целеустремленность; зависимость от реальной обстановки и задач, решаемых войсками. Одним из ярких доказательств преемственности в политической работе послужила деятельность политорганов, партийных (комсомольских) комитетов и бюро по обеспечению роста и укреплению партийных (комсомольских) рядов. Учитывая настроение личного состава и предложения, поступающие с мест,, с мая 1982 года в советских войсках в Афганистане был введен новый порядок приема в партию. В нем предусматривалось, что воинам, отличившимся в боях и пожелавшим вступить в КПСС, достаточно предоставить рекомендации трех членов партии с годичным стажем, знающих их по совместной работе не менее шести месяцев, и боевую характеристику командира подразделения или его заместителя по политчасти. Вступающие в партию члены ВЛКСМ представляли рекомендацию первичной комсомольской организации, которая приравнивалась к рекомендации одного члена партии. Кандидаты в члены КПСС из числа военнослужащих, отличившихся при ведении боевых действий, принимались в члены партии после шестимесячного кандидатского стажа.

Новый порядок приема в партию позволил расширить партийное влияние, укрепить в подразделениях сеть первичных организаций коммунистов. Так, полнокровные партийные коллективы действовали в 97,2 лроц. подразделений, в том числе во всех мотострелковых и авиационных, 98 проц. танковых и во всех (без исключения) парашютно-десантных ротах, 87 проц. подразделений боевого обеспечения и обслуживания. В условиях когда они действовали в отрыве от основные сил, дробились на боевые заставы, посты и группы сопровождения, эти меры были чрезвычайно важны. Следует подчеркнуть, что доля вой нов, особо отличившихся в бою, среди принятых кандидатами в члены КПСС в армии составила более 70 проц., а в ряде соединений она достигала 96,2 проц.

Командиры и политработники в политической работе широко использовали боевые традиции Великой Отечественной войны - снайперское движение, состязания за звание лучшего специалиста, за право владеть именным оружием, действовать в составе экипажа и расчета имени Героя Советского Союза. Заметное место в политической работе занимал ритуал выхода на выполнение боевых задач, во время которого на построение личного состава выносилось Боевое Знамя части, исполнялся Гимн Советского Союза, вручались государственные награды воинам, отличившимся в предыдущих боях, партийные и комсомольские билеты принятым в КПСС и ВЛКСМ.

Для ознакомления военнослужащих с боевым опытом, как и в годы Великой Отечественной войны, использовали различные формы: военно-технические конференции, пособия, памятки-листовки, наставления, инструкции, предварительную отработку основных тактических приемов ведения боевых действий в специально оборудованных горных стрельбищах, горно-спортивных комплексах и городках морально-психологической подготовки, имеющих сходство с «душманскими городками», «зелеными зонами». Получила свое развитие и практика, связанная со способностью комиссара, заместителя командира по политчасти вести в бой людей, руководить ими в экстремальной обстановке. По данным и свидетельствам участников афганских событий, более 60 проц. командиров рот, батальонов, вышедших из строя в бою, заменяли политработники.

Характерным для политической работы в частях стало выдвижение в ней на первый план задач морально-психологической подготовки воинов, в ходе которой они осознавали особенности боевой обстановки. Это неизбежно вело к перестройке всей системы обучения, политического, воинского и нравственного воспитания. Однако следует подчеркнуть, что с первых шагов в этом деле обозначился целый ряд сложностей и проблем. С одной стороны, не оказалось теоретических и методических рекомендаций,, которые помогли бы в налаживании системы морально-психологической закалки личного состава. Многие вопросы командирам и политсоставу пришлось решать в ходе самой работы. С другой - негативное влияние на моральное и психологическое состояние воинов оказывала обстановка безгласности, которая царила в отношении войны в Афганистане. Больше всего воинов угнетала не оторванность от дома и даже не боязнь быть убитыми или ранеными, а сознание, что на Родине не знают всей правды о войне, не представляют реальную обстановку, не сопереживают нашим солдатам, честно и добросовестно выполнявшим воинский долг. Все это накладывало отпечаток на политическую работу, на мысли и чувства личного состава.

Реализацию задач идейно-политической и морально-психологической закалки воинов серьезно затрудняли определенные перекосы и недостатки, имеющиеся в подготовке молодежи к службе в армии. Война входила в жизнь новобранцев через суровые испытания, происходящие вдали от Родины, в непривычной обстановке, при постоянных потерях товарищей в бою. Поэтому задача политической работы заключалась в том, чтобы в короткие сроки помочь каждому воину адаптироваться в новых условиях, подготовиться к действиям в экстремальных ситуациях, обрести уверенность в себе при выполнении боевых задач.

Анализ призванного для пополнения в армию контингента свидетельствовал о недостаточном уровне морально-психологической подготовленности молодежи, выражающейся в неумении подчинять свои поступки требованиям воинской службы. У определенной части молодых воинов выявилась тяга к вещизму и праздному времяпрепровождению, отсутствовали опыт взаимоотношений в коллективе и ответственность за конкретное дело. Почти 90 проц. юношей, прибывших в учебные части ТуркВО, не имели представлений о реальных трудностях службы в Афганистане. Сама жизнь, боевая практика поставили на повестку дня вопрос о необходимости коренной перестройки системы обучения и воспитания воинов, специальной и морально-психологической подготовки, ввода их в боевую обстановку. Подготовку личного еостава пришлось увеличить с одного до шести месяцев, укомплектовать обучающих специалистами, имеющими боевой опыт. Особое значение имело проведение с молодым пополнением, включая и офицеров, специальных занятий в рамках 12-суточной программы. Организуя их, командиры и политработники основной упор делали на совершенствование боевой выучки, идейной и морально-психологической закалки воинов, формирование у них умения четко и слаженно действовать, обеспечивать взаимопомощь и поддержку во время боя.

Работу в этой обстановке можно разделить на два этапа. На первом проводились мероприятия, направленные на укрепление у военнослужащих идейной убежденности и стойкости, понимания важности выполняемых задач. Большое место отводилось формированию у каждого воина патриотизма и пролетарского интернационализма, боевой дружбы с воинами афганской армии, личной ответственности за достойное поведение за рубежом, верности военной присяге и Боевому Знамени части. В морально-психологическом плане прилагались усилия по развитию у воинов чувства уверенности в оружии и боевой технике, способности к эффективной борьбе с вероятным противником. Для этого изучались его слабые и сильные стороны. На втором этапе решались задачи подготовки воинов по конкретной специальности. У них вырабатывались боевая активность и психологическая готовность к действиям в конкретных видах боевой деятельности. Пристальное внимание при этом уделялось таким категориям военнослужащих, как вертолетчики, механики-водители, разведчики, саперы, авианаводчики, артиллерийские наблюдатели и связисты.

Особо хотелось бы отметить работу командиров и политсостава по поддержанию морально-психологической устойчивости воинов в боевой обстановке. Для решения данной задачи создавались «боевые тройки», объединявшие солдат и сержантов различных периодов службы, и имевшие целью оказать помощь со стороны опытных воинов в боевом становлении нового, необстрелянного пополнения, в сплочении воинских коллективов на здоровой, нравственной основе, укреплении дружбы, взаимопомощи и войскового товарищества. Трудными и недостаточно проработанными оказались вопросы, связанные с психологической совместимостью воинов, длительное время выполнявших задачи в отрыве от основных сил на боевых заставах и боевых постах. Насколько важна была эта проблема, говорят такие факты: от соединения, как правило, выделялось до 500 сторожевых застав и постов, расположенных на маршрутах протяженностью до 300 км и более. Полк имел более 100 застав и постов на маршруте порядка 130 км.

Боевой опыт убеждает в важности мер по психологической реабилитации воинов после выполнения боевых задач. В интересах морально-психологической разгрузки людей командиры и политработники проводили серию мероприятий: от торжественной встречи и помывки в бане вернувшихся из боя воинов до вечеров отдыха, концертов коллективов художественной самодеятельности или профессиональных ансамблей, вручения звуковых писем родных и близких, передачи подарков от (шефов и т. п. В известной мере это стало причиной для создания самодеятельных ансамблей «Каскад» и «Голубые береты», впоследствии получивших всесоюзную известность. Большие усилия потребовались для того, чтобы снять моральную и психологическую нагрузку, ложившуюся на сознание воинов из-за закрытости и секретности вокруг нашего пребывания в Афганистане. Ее пришлось преодолевать налаживанием дополнительной информации, письмами с Родины, обменом делегациями союзных республик, усилением шефской помощи со стороны комсомола, структурных учреждений страны. Немаловажным оказался прорыв замалчивания афганской войны в средствах массовой информации. Газеты, журналы, радио, телевидение стали широко показывать героизм и мастерство воинов-интернационалистов, самоотверженные действия наших людей по оказанию созидательной помощи афганскому народу, что придало дополнительный импульс политической работе в войсках.

Своеобразной была деятельность командиров и политорганов по вводу в строй кадров политсостава. Здесь также на первых порах возникли трудности. В значительной мере они обусловливались низким уровнем военно-профессиональной подготовки офицеров-политработников, отсутствием у них достаточного опыта и навыков работы с людьми в условиях Афганистана. Прежде всего это относилось к недавним выпускникам высших военно-политических училищ и тем, кто проходил службу в частях сокращенного состава. Было решено не направлять IB Афганистан сразу после окончания военных училищ, а лишь через год работы в должности в войсках. Однако это не решало всех проблем.

Живучим оказалось стремление некоторой части политсостава сохранить так называемые «казарменные» методы работы с людьми, привычку постоянно оглядываться на старших начальников, чувствовать себя только исполнителем. Поэтому перестройку сознания вновь прибывших политработников приходилось начинать с решительной ломки психологии исполнительства, с утверждения и развития у них навыков самостоятельности и решительности, инициативы и творчества, умения лично организовывать и проводить политическую работу. Из-за низкой военно-профессиональной подготовки части кадров политсостава по прибытии их в армию нередко затрачивались месяцы на ликвидацию пробелов в практических навыках работы в боевой обстановке. Проблема в ряде случаев обострялась ошибками кадровых органов политуправлений военных округов, заведомо направлявших в Афганистан офицеров, потерявших перспективу в службе, имевших серьезные упущения в работе с людьми. Кроме того, деятельность многих командиров и политработников особенно в первые годы пребывания в этой стране нередко строилась на опыте учений и маневров применительно к западному региону. Исходя из этого и проводились занятия по вопросам политической работы. На инструктажах и совещаниях зачастую говорилось о вреде шаблона, вместе с тем поиски новых, как говорил В. И. Ленин, неведомых форм и способов борьбы (Полн. собр. соч., т. 14, с. 2) не шли дальше призывов изучать опыт прошедшей войны. Выход из создавшихся трудностей виделся в кардинальной перестройке 1всей системы подготовки и ввода в строй политсостава, совершенствовании его военно-профессиональной и морально-психологической подготовки. Основу ее составило поэтапное обучение прибывавших по замене политработников, включавшее в ,себя четырехдневные занятия в округе и недельные сборы ^по категориям) в армии, а также трехдневные занятия, проводимые при политических отделах тех соединений и частей, куда получали назначение офицеры. При этом использовались самые разнообразные методы их подготовки: от перестройки сознания и психологии с мирного на военный лад до активного включения в выполнение конкретных задач политической работы в боевой обстановке. Проводились занятия по изучению исторических, географических и других особенностей страны пребывания, тактики противника и своих войск в горно-пустынной местности, выполнялись упражнения из всех видов оружия и на технике.

Обучение и воспитание политсостава строилось на основе дифференциации по должностям и индивидуализации с учетом уровня подготовки и войскового опыта. Хорошо зарекомендовала себя практика шефства политработников, прослуживших в Афганистане не менее шести месяцев, над молодыми офицерами. Для совершенствования подготовки политсостава в округе был создан батальон резерва офицерских кадров, в штате которого находилось специальное подразделение, где обучались политработники. Специфика ведения боевых действий, потребности повышения уровня боеспособности частей и подразделений, морально-психологической закалки личного состава остро поставили вопрос об изменении системы политической учебы и воспитательной работы: был осуществлен переход с политзанятий на политчасы, организовано политическое и боевое информирование личного «состава; в марксистско-ленинской подготовке офицеров застав и постов перешли с плановых занятий на самостоятельную работу по индивидуальным заданиям; для агитационно-культурного обслуживания личного состава созданы малочисленные мобильные группы, состоящие из подготовленных пропагандистов и участников художественной самодеятельности; в воспитательной работе преобладали индивидуальные формы.

Для достижения целей политической работы в советских войсках осуществлялось тесное взаимодействие командиров, политорганов и политсостава соединений с воинами вооруженных сил Афганистана. По существу, создавался механизм взаимодействия политической работы в коалиционных группировках советских и афганских войск, который ,был призван улучшить ее качество как при решении боевых задач, так и при обеспечении интернационального воспитания, укрепления дружбы и братского сотрудничества между воинами и народами. Так, при подготовке советских и афганских войск к выходу на боевое задание отрабатывались вопросы взаимодействия по организации политической работы, особенно по силам и средствам, формам и методам ее проведения. Если позволяли время и возможности, то .практиковались совместные тренировки и занятия. Большое внимание уделялось обмену опытом политической работы и взаимному информированию о противнике, возможных способах его военных и идеологических действий, совместным агитационно-пропагандистским мероприятиям среди местного населения, выпуску листовок и радиопрограмм для спецпропаганды среди бандформирований. Эффективность этой работы возросла с созданием в 1986 году на базе радиокомплекса «Буря-М» совместной редакции радиостанции «Голос афганца». Важное значение придавалось сотрудничеству с афганскими политработниками, использованию в работе особенностей, обычаев и традиций населения тех районов, где предстояло, действовать войскам.

Командиры и политорганы двух дружественных армий широко применяли единые формы и методы политического воздействия на воинов, проводили совместные воспитательно-мобилизационные мероприятия: короткие совместные митинги перед началом боевых действий; встречи с воинами, отличившимися в боях; состязания мастеров военной специальности в ходе занятий и тренировок; вечера боевого содружества; встречи и беседы афганских и советских солдат, особенно таджикской, узбекской и туркменской национальностей. Среди молодежи обеих армий активно пропагандировались героические подвиги советских и афганских военнослужащих, регулярно организовывались посещения раненых и больных воинов, находившихся на излечении в госпиталях.

При ведении совместных боевых действий в состав создаваемой на этот период оперативной группы обязательно включались представители политического отдела афганского соединения, с участием которых планировались и осуществлялись соответствующие мероприятия, организовывалось постоянное взаимодействие между долиторганами и партполитаппаратом частей, велась политическая работа среди местного населения и спецпропаганда на вооруженные бандитские формирования. В основе этой деятельности лежали поиск и применение преимущественно политических средств, направленных на мирное разрешение внутриафганского конфликта, укрепление доверия местного населения к советским и афганским воинам.

Осознание целесообразности такого подхода формировалось в течение всего времени пребывания советских войск в Афганистане. Причины крылись прежде всего в отсутствии глубокого понимания особенностей политической, социально-экономической и духовной жизни Афганистана, подходе к ней зачастую с европейскими мерками. Недооценивалась исторически сложившаяся традиционная независимость афганских провинций от центра. Не было должного учета этнического состава населения и специфики межнациональных, внутринациональных (родоплеменных) отношений, а также психологии, традиций и местных обычаев. Не всегда принимались во внимание такие качества афганцев, как крайний индивидуализм, личная приверженность одного человека другому (члену семьи, старейшине или вождю племени), невосприимчивость коллективных мероприятий, глубокая религиозность.

В забвении оказался и опыт борьбы с басмачеством в Туркестане в 1919-1926 годах. Поэтому одним из первых шагов стало внимательное его изучение. В этих целях готовились информационные бюллетени, печатались копии архивных документов и исторических справок о боевых действиях в период борьбы с басмачеством; составлялись памятки карманного формата, предназначенные каждому советскому воину и раскрывающие традиции и характер* населения Афганистана, правила поведения и положения об ответственности военнослужащих за нарушение законов страны пребывания. С руководящим составом Туркестанского военного округа и контингента советских войск в Афганистане проводились специальные научно-практические конференции и занятия «по изучению опыта боевой и политической работы в период борьбы с басмачеством. В батальоне подготовки резерва офицерского состава был введен специальный курс по изучению истории Средней Азии, форм и методов утверждения Советской власти в ней, особенностей военных действий против басмачества.

В дальнейшем получила свое закрепление практика изучения с командирами, политработниками и личным составом агитотрядов, количество которых к концу пребывания советских войск в Афганистане утроилось, национальных отличий племен и народностей страны, особенностей их религии. В состав агитотрядов включались военнослужащие и служащие Советской Армии коренных национальностей среднеазиатских республик, имеющие духовное образование или изучавшие ранее мусульманскую религию. В политорганах и полках бы ли введены должности заместителей командиров по политчасти по работе среди местного населения. Командно-политические кадры всех рангов вели работу с муллами, старейшинами и местными авторитетами, многие из которых шли на установление контактов с руководителями отдельных вооруженных формирований оппозиции, чтобы избежать кровопролития и бессмысленных потерь.

Эта работа в совокупности с мерами по повышению уровня профессиональной подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат позволила значительно сократить (потери людей, которые с 1985 года стали постепенно снижаться. Так, если в 1984 году они составили 2060 человек, то в 1985-м 1552; 1986-м - 1068; 1987-м - 1004; 1988-м - 639; 1989-м - 46. Одновременно в течение 1986-1987 годов удалось почти в 3,5 раза сократить число преступлений, связанных с уклонением от воинской службы, в 3,1 раза - с контрабандными действиями, на 37,7 проц. бесчинства по отношению к местному населению.

Оценивая результативность 'политической работы в Афганистане, следует подчеркнуть, что подавляющее большинство советских воинов при выполнении боевых интернациональных задач проявило мужество, смелость, выносливость, решительность и героизм. Когда мы говорим о чести, долге, доблести и героизме, за этими словами незримо стоит воин-интернационалист, прошедший Афганистан.

ИЗ ОПЫТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, проводимой в боевой обстановке в Афганистане, можно сделать следующие выводы. Во-первых. При выполнении боевых и интернациональных задач политическая работа в войсках должна проводиться гласно, открыто и честно. Наши ошибки особенно на начальном этапе войны во .многом были порождены боязнью сказать правду об афганских событиях, что нередко приводило к непониманию, а иногда и к серьезным осложнениям в отношениях с местным населением. Политическая работа с личным составом советских войск значительно проигрывала от того, что базировалась на полуправде. Скрывалось то, что в Афганистане идет гражданская война с присущими ей элементами классовой борьбы, племенной междоусобицы, джихада (священной войны против неверных). Тезис об оказании интернациональной помощи, воспринимавшийся вначале личным составом со всей искренностью, постепенно начал терять свою воспитательную и мобилизующую силу. Это становилось все более очевидным на фоне отсутствия позитивных результатов в стабилизации и укреплении народной власти в стране, в завоевании на свою сторону масс.

Со всей очевидностью обозначилась и одна из основополагающих истин: уходя от убедительных ответов на злободневные вопросы сотен воинов, политическая работа тем самым обрекала себя на отрыв от жизни, теряла эффективность, Там же, где командиры и политорганы исходили из четкого и взвешенного анализа складывающейся ситуации, говорили при этом хотя и горькую, но правду, политработа выступала действительно мощным средством, дополнительным «оружием».

Во-вторых. Боевые действия в Афганистане доказали, что в экстремальных условиях значительно усложняются задачи морально-психологической подготовки личного состава. На моральное и психологическое состояние воинов влияют не только специфика боевых действий, высокие физические нагрузки и особенности страны пребывания, но и малейшие факты неуважительного отношения, грубость, унижение, низкая культура межнационального общения, слабая духовная и военно-профессиональная готовность призывной молодежи к воинской службе.

В-третьих. В ходе боевой практики подтвердилась необходимость сосредоточения основных усилий политической работы в частях и подразделениях, решающих главные задачи, действующих на основных направлениях, в первом эшелоне, в подвижных отрядах и группах захвата. Данный вывод определяется в первую очередь тактикой войск в горных районах, которой были присущи действия подразделений и частей по отдельным, иногда значительно удаленным друг от друга направлениям, борьба за маршруты движения, особенно за узлы дорог, горные перевалы и проходы, господствующие высоты. Поэтому особую актуальность в политической работе имело разъяснение военнослужащим всех этих особенностей и конкретных боевых задач с целью мобилизовать их на грамотные, активные, инициативные и решительные действия по разгрому противника.

В-четвертых. Особое внимание в политической работе должно уделяться частям и подразделениям, выполняющим задачи по охране и обороне объектов и коммуникаций, проводке колонн, разминированию дорог и местности. Решающее значение при этом имели меры по преодолению беспечности и благодушия, «привыкания» к постоянной опасности, халатного отношения к подготовке людей и техники, изучению района действий и тактики противника.

И наконец, важен вывод о том, что опыт политработы в боевой обстановке, накопленный в Афганистане, необходимо учитывать при разработке и проведении военной реформы в армии и на флоте и в ходе подготовки ряда документов, в частности новых уставов и наставлений. Имеются в виду следующие положения: перевод сознания военнослужащих с «мирного» на «военное» состояние; подготовка и ввод в строй в процессе боевой обстановки политсостава; организация политико-воспитательной работы в различных видах боя и в .группировках войск коалиционного состава, сводных подразделениях и оперативных группах; ведение политической работы сре'ди населения и спецпропаганды на противника с использованием технических средств, включая телецентры и широковещательные радиостанции типа «Буря-М»; психологическое восстановление людей в промежутках между боевыми действиями.

Таким образом, при всей специфичности страны пребывания и боевых действий на ее территории накопленный опыт политической работы в боевой обстановке представляет собой определенный интерес для советских военных кадров и в известной мере должен быть использован при подготовке войск.

Правда.- 1989. - 25 декабря.

Правда. - 1989. - 17 августа.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации