Профессиональная культура офицера
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 36-43
В помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию
Профессиональная культура офицера
Полковник В. Ф. КОВАЛЕВСКИЙ,
доктор философских наук, профессор
ПРИНЦИП оборонной достаточности, ориентация на качественные параметры совершенствования Вооруженных Сил ставят по-новому проблему личности военнослужащего как специалиста, профессионала. «Практически все проблемы,- отмечает министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Т. Язов,- связанные с углублением перестройки Вооруженных Сил, их качественным совершенствованием, непосредственно выходят на человека, его внутренний мир, его мировоззренческий и нравственный облик» .
Повышается роль офицерского состава. Современная военная техника, усложняющиеся условия обслуживания боевых комплексов, боевой учебы выдвигают на передний план такие качества офицеров, как высокая общая и техническая грамотность, педагогическое мастерство, идейность, развитые чувства воинского долга, профессиональной чести. Одним словом, сейчас особенно нужна высокая военно-профессиональная культура.
* * *
Исходя из общепринятого философского определения культуры (лат. cultura - возделывание, обрабатывание), военно-профессиональная культура - это совокупность выработанных на протяжении всей военной истории организационно-технических, социально-психологических и духовных ценностей, связанных с военной деятельностью и обеспечивающих ее.
Понятие «культура офицера» отражает уровень усвоения этих ценностей, владение знаниями, умениями и навыками, сформированными индивидуально-психологическими особенностями, а также нравственно-эстетическими свойствами личности, необходимыми для успешной военно-профессиональной деятельности. Культура офицера, его профессионализм относятся к числу наиболее важных факторов военной деятельности, боевого могущества любой армии. Недаром издавна живет изречение: «Каковы офицеры, такова и армия». Недостаточно высокая профессиональная культура командных кадров снижает боевой потенциал вооруженных сил, может явиться причиной неудач и крупных поражений. Так было не раз в военной истории.
Невысокими профессиональными качествами характеризовалась определенная часть командного состава царской армии особенно в период, предшествовавший событиям 1905 года. С большой художественной глубиной и правдивостью изобразил офицерство той поры А. И. Куприн в романе «Поединок». Давая характеристику офицерскому составу в отчете Военному министерству за 1898 год, командующий войсками Киевского военного округа генерал М. И. Драгомиров писал: «По-прежнему между старшими начальниками, начиная с бригадных командиров, все еще много таких, которые в мирное время бесполезны, а в военное будут вредны. Слабый состав высших войсковых начальников требует серьезного внимания».
Исход вскоре разразившейся войны с Японией был во многом предопределен именно этим обстоятельством. Одной из очевидных и непосредственных причин поражения России в этой войне была профессиональная непригодность начальствующего да и всего офицерского состава. «Офицерство,- писал В. И. Ленин, анализируя причины падения Порт-Артура,- оказалось необразованным, неразвитым, неподготовленным, лишенным тесной связи с солдатами и не пользующимся их доверием» (Поли. собр. соч., т. 9, с. 155).
Случаи непрофессиональных действий отдельных наших военачальников имели место и в Великой Отечественной войне, особенно в начальный ее период, Она с особой силой показала огромную роль офицерского состава, безжалостно обнажила всегда действующую закономерность - военный успех, цена победы прямо зависят от боевого мастерства офицеров и в конечном счете от профессиональной культуры военных руководителей всех рангов: от командира взвода до командующего. Уроки войны являются суровым предупреждением против благодушия и грубых ошибок в военно-кадровой сфере, умаления роли офицерского корпуса, его качественных характеристик.
Было бы опасным заблуждением в современных условиях недооценивать те изменения, которые происходят в армиях стран блока НАТО. Фактом большого военного значения является переход США я других стран НАТО к комплектованию вооруженных сил путем найма. Профессионализация воинской службы означает существенное повышение уровня боевой подготовки войск. Надежным противовесом этому должно быть профессиональное мастерство советских воинов.
Ядром военно-профессиональной культуры офицера является его компетентность. В это понятие входит высокая степень профессионально-деловой надежности офицера, его способность принимать безошибочные решения в рамках своих служебно-должностных функций. Культура офицера, военного специалиста - понятие емкое и многогранное. Она не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает анализ всех сторон личности, и прежде всего его морально-политических качеств, высоких социальных чувств. Профессиональная культура немыслима без опоры на обширные общеобразовательные и общенаучные знания, широкую общую, культуру. «Кто не понимает ничего, кроме химии, - писал Г. Лихтенберг, - тот и ее понимает недостаточно».
Общая культура включает основательные знания истории, философии, политологии, права, предполагает владение богатствами мировой и отечественной литературы, музыки, живописи и театра, способность отличать подлинные духовные ценности от подделок. Об общей культуре можно судить по тому, есть ли у офицера потребность в чтении ; классиков литературы, видит ли он глубину в сочинениях Гомера, А. Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, испытывает ли наслаждение от музыки И. Баха, Л. Бетховена, М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова. В век научно-технического прогресса неотъемлемыми гранями личности офицера являются высокая техническая культура, компьютерная грамотность.
Общая культура - это фундамент личности офицера. Она дает верную ориентацию в человеческом мире, позволяет быть, как говорят, на уровне своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление. Ее роль в структуре личности офицера особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения нового политического мышления и общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных. «Сила ума, - писал Шарль де Голль, - требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал, бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы в конце концов всегда находим Аристотеля».
Большинство русских офицеров всегда отличалось высокой общей культурой. Это - одна из национальных традиций. Многие из них сами стали гордостью отечественной культуры, ее блистательными представителями. Офицерами были писатели М. Ю. Лермонтов и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, At И. Куприн, художники Н. А. Ярошенко и К. А. Трутовский, скульптору Н.К. Клодт. Известный больше как композитор, Цезарь Антонович Кюи был выдающимся военным инженером. Инженер-генерал Ц. Кюи преподавал в Николаевской инженерной академии. Он оставил не только ценнейшие труды по полевой фортификации, но и прекрасные оперы и романсы.
Конечно, в любое время можно найти среди офицерского состава людей ограниченных и даже безнравственных. Но не они определяют облик отечественного офицерства. Русским офицерам принадлежит честь пионеров освободительного движения в России. Имена П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева, Н. А. Бестужева, П. Г. Каховского, братьев М. И. и С. И. Муравьевых-Апостолов, других декабристов стали символом чести, самоотверженности, порыва к свободе. Все они были истинными русскими интеллигентами, людьми просвещенными, поставившими целью своей жизни служение Отечеству, народу. Известна их подвижническая просветительно-культурная деятельность - строительство школ для крестьянских детей, учительство в российской глубинке, создание картинных галерей.
Блистательным символом любви и верности стали жены декабристов. Их гражданский подвиг - не только бесценный нравственный урок для всех последующих поколений офицерских жен, но и достояние отечественной духовно-нравственной культуры. Вся история революционно-освободительного движения в России хранит имена офицеров армии и флота. Среди них - выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, теоретик народничества, друг К.Маркса профессор Михайловской артиллерийской академии Петр Лавров.
Необходимо отметить, что военно-учебные заведения сыграли выедающуюся роль в истории отечественной культуры. А. С. Пушкин называл их питомником сынов Отечества. Не кузницей кадров, как называем мы их сейчас, а питомником! Чувствуется разница? Не массовая, поточная ковка специалистов, а органическое, долговременное пестование, образование военной интеллигенции. Военно-учебные заведения были не только центрами военного образования, но и очагами отечественной науки и культуры.
Богатство, разносторонность личности, глубокая духовная культура способствуют развитию у человека желания реализовать свои силы и способности на благо общества, утвердить свою личность в каком-то определенном деле. Высокий профессионализм порождается, как правило, высокой, общественно значимой целью. Такие замечательные русские полководцы и флотоводцы, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, военные ученые, инженеры, врачи, как А. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, А. Д. Засядко, Н. И. Пирогов, всецело подчинили свой талант, знания, мастерство, всю свою жизнь служению Отечеству. В этом они видели смысл своего существования, возможность заслужить у народа доброе имя. А. В. Суворов наставлял своих соотечественников «посвятить |жизнь общественному благу... Не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собою для блага Отечества и человечества».
Понимание общественной значимости своей деятельности и ответственности перед страной, народом было свойственно выдающимся советским полководцам Г. К. Жукову, А. М. Василевскому, К. К. Рокоссовскому, Л. А. Говорову, И. С. Коневу, А. И. Ерёменко, Р. Я. Малиновскому, создателям могучей оборонной техники и оружия И. В. Курчатову и С. П. Королеву. Это были горячие патриоты, люди большой общей и профессиональной культуры, неисчерпаемой душевной щедрости.
С утверждением нового политического мышления обновляется политический словарь офицера. В его жизнь и деятельность вошли такие понятия, как военно-стратегический паритет, оборонная достаточность, качественные параметры строительства Вооруженных Сил, военная безопасность в структуре новой модели безопасности, оборонное сознание, гласность и демократизация в армии и на флоте. Без их усвоения невозможны правильная ориентация офицера в динамично изменяющихся условиях службы, выбор наиболее действенных, современных форм обучения и воспитания личного состава. Впрочем, речь идет не просто об обновлении багажа политических знаний. Нет, наши представления о мировых процессах, о состоянии, путях и перспективах развития общества, о характере и способах обеспечения безопасности страны, о военной политике и военной доктрине претерпевают столь глубокие, фундаментальные изменения, что, пожалуй, было бы правильнее говорить о необходимости формирования у офицеров новой политической культуры.
Такое понимание ситуации предполагает нетрадиционные подходы к организации политической учебы офицеров. На наш взгляд, настала необходимость преобразовать программы идейно-теоретической подготовки офицеров в войсках, поставив в центр проблематику нового политического мышления, военной реформы, воспитания офицеров в духе патриотизма, верности Конституции СССР, присяге и воинскому долгу.
Трудно переоценить роль военно-учебных заведений, и особенно академий, в формировании общей и гуманитарной культуры офицеров. Военная академия представляется мощно оснащенной кафедрами общественных наук - всемирной и отечественной истории, философии, политологии, социологии, политической экономии и военной экономики. В стенах академий - «университетов Вооруженных Сил» - должны звучать лекции по литературе и искусству, этике и военному этикету, эстетике и военной риторике. Стоит серьезно подумать над тем, как сделать военные академии любимым местом выступлений видных государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов и писателей Пока они - редкие здесь гости.
Речь идет о возрождении всего исторически сформировавшегося комплекса гуманитарного знания, ибо именно гуманитарная подготовка делает офицера обладателем «всех богатств, которые выработало человечество», приобщает к общечеловеческим ценностям, высокой нравственности, определяя уровень его интеллигентности. Гуманизация образования, преодоление бездуховности, технократизма в подготовке кадров - это центральная мысль, которая проходит через все документы о перестройке высшей школы. Процветание нового комплекса общественных наук, общественно-политическая, духовно-нравственная, просветительская деятельность педагогов-обществоведов помогут превратить каждую академию, каждый ввуз в подлинный очаг культуры и науки, в центр идей обновления всей военной организации общества, путей военной реформы.
Существенным мировоззренческим и идейно-нравственным компонентом культуры офицера является его отношение к военной профессии своему делу, без страстной привязанности к которым невозможно достичь вершин мастерства ни в одной области. Важно поэтому на протяжении всего служебного пути офицера поддерживать и развивать это социальное чувство, заботиться о том, чтобы в выбранной профессии офицер видел прежде всего возможность наиболее полно реализовать свои патриотические устремления. Вместе с тем нельзя забывать о том, что профессиональное самочувствие офицера, его отношение к службе зависят и от того, насколько своевременно и объективно оцениваются его служебно-трудовые усилия, качество работы, уровень квалификации, как идет его должностное продвижение. Офицер, как и любой советский человек, вправе рассчитывать на справедливую оценку и общественное признание его деятельности, на соответствующее получение материальных и социальных благ.
* * *
Непременным условием и важным слагаемым военно-профессиональной культуры является правовая грамотность офицера. В своей работе офицер-военачальник сталкивается с решением множества вопросов, требующих и хорошо развитого правового сознания, и конкретных административно-правовых знаний, и точного выполнения требований воинских уставов, наставлений, приказов. Правовая подготовленность офицера помогает ему чувствовать себя лицом, ответственным за свои решения и действия, оценивать любой факт армейской действительности в свете задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Правосознание и высокая нравственность офицера не могут позволить ему давать в вышестоящие инстанции неверные, приукрашенные сведения, искажать отчетность, «проталкивать» вверх по службе людей, не достойных этого, совершать другие антиправовые поступки.
Сейчас, когда шаг за шагом формируется правовое государство и вместе с этим укрепляются правовые отношения в Вооруженных Силах, расширяется правовая служба, изменяются ее функции, на первый план выдвигается защита не только государственных, служебных интересов, но и прав военнослужащих, строгой законности действий командиров и начальников. Этот процесс нуждается в людях, обладающих современными правовыми знаниями. Только такие офицеры способны строить работу и отношения между военнослужащими на правовой основе.
Абсолютное большинство офицеров имеет в своем подчинении личный состав, управляет воинскими коллективами, организуя их труд, обучение и воспитание. А это требует определенной психолого-педагогической культуры, владения искусством воздействия на духовный мир человека, умения создавать и поддерживать боевое настроение, стремление к победе в самых трудных условиях боевой обстановки. Лучшие отечественные полководцы и военачальники знали дорогу к сердцу солдата, могли формировать высокий дух войск, полное доверие к себе.
Психолого-педагогическая подготовленность проявляется в способности изучать личностные особенности и возможности воинов, передавать им необходимые знания, вырабатывать у них приемы и навыки воинской, боевой деятельности, Для реализации этого на практике офицер должен обладать педагогической наблюдательностью, педагогическим воображением и тактом, уметь организовать учебно-воспитательный процесс.
Психолого-педагогическая культура оказывает непосредственное влияние на уровень методического мастерства офицера. Методическое мастерство - это система общих и специальных знаний, высокоразвитых умений и навыков, которые в единстве с личностными качествами позволяют успешно решать учебно-воспитательные задачи. Оно характеризуется: во-первых, глубоким знанием офицерами требований приказов и директив министра обороны СССР, других руководящих органов к боевой подготовке войск, ее целей и задач на определенный период; во-вторых, способностью грамотно руководствоваться программами боевой и политической подготовки, психолого-педагогическими принципами обучения и воспитания; в-третьих, основательным, свободным владением предметом обучения (будь то эксплуатация конкретного вида техники, строевая или физическая подготовка и т. д.), достижениями современной военной науки; в-четвертых, практическим умением организовать процесс обучения и воспитания и лично в нем участвовать.
Базовую методическую подготовку офицеры получают в ввузах. Однако практической школой здесь являются учения, морские и океанские походы, боевые стрельбы, учебные пуски ракет, авиационные летно-тактические учения, командно-штабные игры. В ходе их проходят проверку сложившиеся формы боевой подготовки, осуществляется поиск новых, более эффективных способов обучения войск. Важно, чтобы при организации учений и маневров строго соблюдался один из основных принципов советской военной дидактики «Учить войска тому, что необходимо на войне», искусству воевать не числом, а умением, не допускать послаблений и упрощенчества. Такой подход к организации учений - непреходящее требование профессиональной подготовки офицеров, имеющее особое значение в условиях качественного совершенствования Вооруженных Сил.
Важной гранью военно-профессиональной культуры офицера является оперативно-тактическая и тактико-специальная грамотность, способность эффективно управлять войсками и силами флота. Жизнь, войсковая практика подсказывают необходимость повышения штабной культуры офицеров. «Некомпетентность офицеров, - писал Ф. Энгельс, - нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 456). В современных условиях она недопустима не только для офицеров штабных органов, командиров. Штабная культура нужна в определенной мере всем офицерам. В самом деле, оценка боевой обстановки, принятие решений, оформление боевых документов - все это должен уметь любой офицер, а не только офицер штаба. Жизнь показывает необходимость вооружать будущих офицеров прочными навыками штабной работы. Этот пробел в настоящее время успешно устраняется.
Что же касается современного штаба, особенно крупного, то в нем может работать только профессионал, человек, получивший специальное образование. Ведь если прежде на вооружении офицера штаба были в основном карта, линейка, курвиметр и карандаш, то сейчас работа штаба невозможна без автоматизированной техники боевого управления, компьютеров, разнообразных систем связи, включая спутниковую. Вывод один: офицер штаба - это не только должность, но и профессия.
Важной стороной общепрофессиональной культуры офицеров ныне является определенное эргономическое и экологическое образование. Для слушателей же военных академий число общепрофессиональных дисциплин должна пополнить, на наш взгляд, военная профессиология - наука, изучающая закономерности профессионализации воинской деятельности и являющаяся теорией военно-кадровой работы. Центральным компонентом профессиональной культуры офицеров является их специальная подготовка, суть которой заключается в углублении общей военно-профессиональной подготовки, сосредоточении ее на главном, конкретном деле. Военно-прикладная направленность обучения обеспечивает формирование высокой культуры профессионального мышления, разносторонних практических навыков и помогает выполнять учебно-боевые и боевые задачи в любых условиях обстановки.
Обретение и повышение военно-профессиональной культуры - процесс, который длится на протяжении всей службы и жизни. Известно, что в ходе перестройки общеобразовательной и высшей школы в стране ставится задача создания системы непрерывного образования. В этой связи следует заметить, что первой формой такого образования исторически является командирская подготовка офицеров, введенная еще в 60-е годы прошлого столетия в ходе милютинской военной реформы. Она была вызвана насущными потребностями перестройки системы профессиональной подготовки офицеров, глубоким осмыслением итогов Крымской войны и стала традицией русской, а затем и Советской Армии.
Утверждая большую роль командирской и самостоятельной подготовки офицеров, генерал А. А. Брусилов писал: «Нужно... беспрерывно Следить за военной наукой и продолжать изучать ее, так как военная техника быстро совершенствуется, и тот, кто успокоится сложа руки по окончании какой бы то ни было академии, быстро отстанет от своего времени и дела и сделается более опасным для своей работы, нежели неуч, так как будет обладать отсталыми, а следовательно, воображаемыми, но не действительными знаниями». В ходе идущей в Вооруженных Силах перестройки командирская подготовка меняет свои формы, наполняется новым содержанием, становится все более эффективной.
Перестройка создает условия для применения всех талантов, способностей и личностных возможностей каждого военнослужащего. Особую ценность сейчас приобретает такое качество специалиста, военного руководителя, как деловитость. Деловитость - лучшая сторона культуры военных кадров, качество, противоположное пустому многословию, сочинению бесчисленных директив и предписаний, заседательской «деятельности» всевозможных комиссий и «штабов» на общественных началах.
К сожалению, среди офицеров нередко встречаются люди, не обладающие практической хваткой и даже слабохарактерные, хотя это никак не вяжется с обликом офицера. Ибо офицер - это воплощенное единство слова и дела. Для утверждения атмосферы деловитости в воинском коллективе одинаково важно, достаточно ли грамотно и оперативно офицер-военачальник рассматривает служебные вопросы, берет ли на себя ответственность за их решение, хватает ли ему самостоятельности, не увлекается ли он всякого рода «согласованиями», подает ли пример организованности, дисциплины. Подчиненные очень чутко улавливают малейшую нерешительность, нежелание браться за новое дело. Неуверенность, выжидательность офицера-руководителя сразу сказываются на настроении людей: снижается служебная активность, угасает интерес к делу, повсюду начинают проникать равнодушие, инертность, а то и раздражение, досада.
* * *
Нельзя не остановиться еще на одном аспекте личности офицера, в большой мере обусловливающем уровень его профессиональной компетентности. Речь идет о нравственных качествах, профессиональной этике. Еще в уставе Петра I предписывалось: «Офицеру надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву...» Многовековая практика показывает, что культура офицера - не просто сумма знаний и умений, а интегральная характеристика его личности. Она неотделима от нравственности, слита с такими качествами, как честь, достоинство, профессиональная совесть и гордость офицера. Офицер, обладающий высоким профессионализмом, сформировавшейся воинской этикой, считает безупречное выполнение своего служебного долга, мастерское владение техникой и оружием, повышение своей квалификации, мужество на поле боя делом чести. Военный человек, дорожащий своим достоинством, осознающий свой долг защитника Родины, никогда не согласится на застойное, рутинное служебное прозябание, не уронит себя неумением, профессиональным невежеством.
Способность с высокой ответственностью относиться к своим служебным обязанностям, делать все, чтобы не допустить неграмотного, непродуманного решения или действия, поднимать честь офицера в глазах окружающих является важным показателем его профессиональной культуры. Честь - это острое, деятельное чувство, побуждающее офицера ревниво заботиться о своем добром имени, репутации. Оно несовместимо с бюрократически равнодушным отношением к подчиненным, беспринципной пронырливостью, приспособленчеством и угодничеством. Вместе с тем это антипод дилетантства, безответственности, служебной и общественно-политической пассивности военнослужащих.
Нужно заметить, что профессиональная деятельность, особенно боевая, - сфера интенсивной нравственной жизни, ярких динамично изменяющихся эмоционально-волевых состояний личности. И если высокая профессиональная культура, компетентность сопрягаются с понятиями чести, достоинства, счастья, восхищения (вспомним, какой редчайшей способностью такого эмоционально-нравственного переживания воинской деятельности обладал А. В. Суворов: «Господа офицеры, какой восторг!»), то малоквалифицированные, неграмотные, а тем более безответственные действия бесчестят, дискредитируют звание офицера. И это понятно: профессиональная непригодность военного руководителя, специалиста - это прямой, иной раз трудно предсказуемый ущерб боевой готовности части, подразделения, а в бою - поражение, неоправданные жертвы. Цену же и последствия профессиональной безграмотности военачальника в современной войне вообще невозможно представить. Поэтому правильно говорят: непрофессионально - значит, безнравственно, а подчас преступно.
Высокая профессиональная культура обусловливает общественное признание, авторитет специалиста, его вес и значимость в глазах военной общественности, побуждая окружающих высоко ценить и считаться с его мнением. Она придает поведению офицера особый стиль: достоинство, уверенность в своих действиях, способность принимать решения самостоятельно, смело. Она не имеет ничего общего с ограниченностью, заскорузлостью, мещанским педантством. Напротив, мастер своего дела - это человек, как правило, беспокойный, недовольный собой, ищущий новые формы и способы деятельности, смело идущий на риск. Примеров такого революционно-творческого отношения к делу в отечественной военной истории множество. Вот один из них.
Знаменитый русский военный летчик П. Н. Нестеров в августе 1913 года впервые в мире на самолете выполнил «мертвую петлю». Многие изумлялись «отчаянной храбрости» П. Нестерова, но причисляли его поступок к «безрассудным». В этом подвиге проявились, конечно, и храбрость, и русский задор, и романтический порыв. Однако чего в нем не было, так это дилетантского безрассудства. П. Нестеров вначале всесторонне теоретически доказал возможность такого воздушного маневра, убедился в успехе предстоящего эксперимента, а затем твердо, вопреки существующей инструкции, провел его. «Я не фокусник, - говорил летчик своим друзьям, - моя «мертвая петля» - доказательство- моей теории: в воздухе везде опора». Подлинными новаторами в своей профессии были продолжатели нестеровской традиции, прославленные военные летчики, трижды Герои Советского Союза А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. Мастера-профессионалы, специалисты-новаторы, люди с творческой жилкой, беспокойным характером особенно нужны сейчас, когда общество пришло в движение, повсюду решаются большие неординарные проблемы.
Наряду с личностным аспектом профессиональной культуры офицеров надо видеть и более широкий смысл этого феномена. Ведь советские офицеры - особая социально-профессиональная общность со специфическим укладом жизни, традициями, обычаями служебной и семейной жизни, интересами. У нее наряду с общими для всех советских людей есть своя мораль, свои идеалы.
Офицерская субкультура включает также профессиональную лексику, фольклор, праздники и даже (что свойственно больше женам офицеров) свои бытовые приметы и предрассудки. В этой культуре запечатлено своеобразное отношение военной среды к жизни, обществу, другим профессиональным группам. Да и у народа тоже свое особое отношение к военным. Выражается оно по-разному: от почтительного тона признания их дела до игриво-ироничного.
При всем своеобразии советские офицеры как особая социально-профессиональная группа не представляет сколько-нибудь резкого отличия от других социальных слоев ни по уровню материальной обеспеченности, ни по социально-бытовым условиям жизни. Все атрибуты жизни офицеров складывались по мере развития общества и в целом соответствуют его возможностям. Они вполне гармонируют со средними, типичными показателями жизни советских людей, органически вписываются в картину общесоюзного быта с его дефицитом жилья, продуктов в магазинах и избытком бытовых невзгод. Только невзгод у офицеров, пожалуй, гораздо больше, чем у гражданских людей.
Среди сотен тысяч беженцев из Закавказья, не имеющих «своего угла», большую группу составляют жены и дети военных. А как «устраиваются» офицерские семьи после вывода войск из стран Восточной Европы? В тех же казармах, общежитиях. Кто где! Просто в силу присущей офицерам сдержанности они мало и неохотно говорят о своих бытовых трудностях, относя их к «естественным» особенностям военно-кочевой жизни. Мол, сам выбирал профессию - значит, надо терпеть, «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы».
Правда, нельзя больше закрывать глаза на дальнейшее снижение престижа профессии офицера, о чем свидетельствуют многочисленные рапорты об увольнении. Наиболее частым мотивом ухода из армии называют неудовлетворительные условия жизни, отсутствие социальной защищенности офицеров и их семей.
В ходе военной реформы предстоит основательно проанализировать состояние офицерского корпуса, выработать систему организационных, правовых и социальных мер, которые обеспечили бы каждому офицеру достойный уровень жизни, надежно защитили бы его от произвола иных начальников, протекционизма, гарантировали бы продвижение по службе в соответствии с принципом «От каждого по способностям, ..каждому по конечному результату труда».
Военная реформа должна, создать новые, более благоприятные условия для дальнейшего развития профессиональной культуры офицеров. В частности, большие возможности для этого открываются в связи с учреждением Офицерских собраний как самодеятельной военно-общественной организации. Решение о их создании возобновляет традицию отечественного офицерства: ведь первые подобные собрания появились в России более 200 лет назад, а широкое распространение они получили с 70-х годов прошлого столетия.
Прежде они были местом повседневного общения офицеров во внеслужебное время. Даже в отдаленном гарнизоне молодой офицер не ломал голову, чем занять свободный вечер? Шел в Собрание - в здание хорошей архитектуры, построенное и содержащееся на средства самих офицеров, как в родной дом. Там его ожидал стол, бильярд, танцзал, зал для фехтования. А главное - товарищи по службе, люди одной с ним судьбы. Начальники и подчиненные сходились сюда просто как люди одного ремесла.
Собрание было незаменимой формой поддержания духа офицерского братства, школой чести, своеобразного полкового патриотизма. В них царил дух полковых традиций, офицерского молодечества и щегольства. Молодые офицеры усваивали уроки достойного поведения, светских манер и учтивости. Сейчас, когда идет становление Офицерских собраний на новой*социальной почве, важно максимально использовать опыт старых Собраний.
Здесь, пожалуй, главное - не свести их деятельность к запланированным мероприятиям и заседаниям. В одной из брошюр 70-х годов прошлого столетия об устройстве Офицерских собраний подчеркивался их самодеятельный характер: «...если устройство офицерских Собраний, в смысле инициативы и ведения самого дела, пойдет сверху... нечего и затевать этого дела: офицеры будут посещать свой клуб разве в том случае, когда будет отдано приказание по полку».
К этому предостережению, полагаю, нужно прислушаться и теперь, отдав инициативу в деятельности Собраний самим офицерам.
Стоит также подумать и над тем, как перестроить работу Домов офицеров. Ведь не секрет, что некоторые из них функционируют как простые кинозалы. Как привлечь в них по вечерам и выходным дням офицеров, их жен и детей? И не по приказу, а по потребности в общении, совместном досуге. Да и название - Дом... Может быть, все-таки - Собрание?
* * *
Преобразующаяся в ходе военной реформы войсковая практика предъявляет все новые требования к уровню профессиональной культуры военных кадров. Сегодня для профессионального успеха необходимо работать с полной отдачей, творчески, научиться строить службу, руководить воинскими коллективами в условиях растущих требований, расширяющейся демократии и гласности. Это удается далеко не всем. Предстоит дальнейшее совершенствование и повышение профессиональной культуры офицеров. Это - один из магистральных путей активизации человеческого фактора в Вооруженных Силах, укрепления их боевого могущества. Это - и условие, и вместе с тем один из ожидаемых результатов военной реформы.
Я з о в Д. Т. Новая модель безопасности и Вооруженные Силы // Коммунист. - 1989 - № 18.- С. 70.
ЦГВИА, ф. Канцелярии Военного министерства, оп. 2, д. 511, л. 2.
Шарль де Голль. Профессиональная армия. - М.: Гос. военное изд-во, 1935.- С. 77.
Суворов А. В. Письма.- М.: Наука, 1986.-С. 294.
Брусилов А. А. Мои воспоминания, - М.: Воениздат, 1963. г- С. 73.
Советская Россия. - 1987. - 27 февраля.
Военный сборник. - СПб, 1872. - С. 16.