Руководство повседневной деятельностью войск
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1990, стр. 15-18
ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУСТВО
Руководство повседневной деятельностью войск
Полковник в отставке И. Д. П О М Б Р И К,
кандидат военных наук, доцент
В ДАННОЙ статье излагаются некоторые вопросы теории управления повседневной деятельностью войск, раскрываются возможные формы и методы работы командиров и штабов в ходе выполнения задач соединениями и частями в мирное время. Управленческую деятельность командиров и штабов в современных условиях следует рассматривать как важнейшее звено в решении задач оперативной, боевой и политической подготовки.
Актуальность этих проблем подчеркивалась в ряде статей, опубликованных в 1988 году. В них остро поднимались некоторые вопросы управленческой деятельности, которые касались стиля работы командиров при руководстве боевой подготовкой. Реализация накопившихся проблем во многом зависит от знания командными кадрами всех степеней теории управления и освоения передовых методов работы по руководству подчиненными. Следует подчеркнуть, что по управлению повседневной деятельностью войск нет ни аргументированных теоретических разработок, ни соответствующих научных рекомендаций. В уставах, периодической военной печати под управлением понимается целенаправленное воздействие на коллективы людей в целях организации и координации их действий в процессе выполнения определенных функций в боевой обстановке и в мирное время. Последнее представляет собой повседневную деятельность войск, которая слагается из ряда мероприятий, обеспечивающих поддержание боевой готовности в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а также жизнь и быт соединений, частей и подразделений.
К основным из них можно отнести: боевую и мобилизационную готовность; оперативную, боевую и политическую подготовку; поддержание уставного порядка и высокой воинской дисциплины; службу войск; политико-воспитательную работу; ведение войскового хозяйства, содержание вооружения и техники в исправном состоянии; совершенствование учебной материальной базы; финансовое и медицинское обеспечение. Каждое из слагаемых включает конкретные задачи, выполняемые I определенной последовательности. Все они требуют непосредственной руководства со стороны командиров и подчиненных им органов управления.
Отсюда сущность управления составляет непрерывная, целенаправленная работа командиров, штабов, политорганов, начальников родов войск и служб по качественному выполнению задач, решаемых соединениями и частями. Практическое значение данного определения обусловливается тремя факторами. Во-первых, в нем просматривается конечная цель управления повседневной деятельностью - поддержание боевой и мобилизационной готовности войск; во-вторых, подчеркивается, что в решении этих вопросов принимает участие большой коллектив должностных лиц органов управления, возглавляемых командиром (начальником); в-третьих, в связи с тем что управленческая деятельность носит коллективный характер, на первый план выдвигается ее организационная сторона. В целях более полного понимания механизма решения задач управления их можно свести в несколько групп: учебно-боевую; политико-воспитательную; административно-хозяйственную; военно-техническую; служебно-распорядительную; контрольно-исполнительную.
Учебно-боевая деятельность командира и штаба осуществляется в ходе руководства мероприятиями, связанными с поддержанием и совершенствованием боевой и мобилизационной готовности, с качественным решением вопросов оперативной, боевой и политической подготовки соединений и частей, их органов управления. Кроме того, она включает подготовку и участие войск в различных учениях, сборах и других мероприятиях, проводимых вышестоящим командованием.
Характер перечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что учебно-боевая деятельность как по объему, так и по содержанию является главной. На нее приходится основная доля работы командира и штаба (около 35 проц. затрат общего времени). Следует отметить, что в этом виде служебной деятельности командования чаще всего проявляются инертность и шаблон в решении запланированных мероприятий. Довольно часто не выделяются ключевые задачи повышения боевой и мобилизационной готовности, укрепления воинской дисциплины, развития инициативы, творчества, новаторства и активности. Планы оперативной подготовки обычно перегружены, а иногда и нереальны. В обучении медленно устраняется упрощенчество. Требования к организации и проведению боевой подготовки в ряде случаев остаются низкими.
В ходе политико-воспитательной деятельности осуществляется руководство идейно-воспитательным процессом, в котором участвуют все категории военнослужащих. Именно здесь вырабатывается у личного состава активная жизненная позиция, направленная да качественное решение задач боевой готовности, искоренение негативных явлений в жизни войск, расширение демократизации и гласности. Главное направление этого вида деятельности - укрепление воинской дисциплины, обеспечение правопорядка, ликвидация неуставных отношений, а также повышение морально-психологических качеств личного состава соединений, частей и подразделений.
Административно-хозяйственная деятельность направлена на организацию и несение службы войск, поддержание уставного порядка, руководство ведением войскового хозяйства и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, создание нормальных бытовых условий, регулярное медицинское обеспечение личного состава, ведение учета, отчетность, аттестование офицерского состава, организацию и ведение делопроизводства.. ,
Военно-техническая деятельность призвана обеспечивать высокое качество освоения личным составом имеющихся образцов вооружения и военной техники и мастерское владение ими, правильное их хранение, эксплуатацию и своевременный ремонт, а также организацию и руководство рационализаторской и изобретательской работой по совершенствованию учебно-материальной базы, улучшению быта воинов.
Служебно-распорядительная деятельность предназначена для обеспечения выполнения намеченных повседневных мероприятий. Она требует от командиров и штабов четкости, твердости, волевой выдержки и определенного такта во взаимоотношениях с личным составом. Отдаваемые подчиненным распоряжения должны быть четкими, не допускать различного рода толкований с тем, чтобы не возникало сомнений в их правомерности. Поэтому, прежде чем отдать то или иное приказание, необходимо проанализировать, смогут ли подчиненные выполнить поставленную задачу в указанном объеме и к установленному сроку. Практика показывает, что если распоряжение отдано своевременно и четко, то будет сделано все возможное для полного и качественного выполнения задачи. Не боязнь быть наказанным за допущенную, ошибку при выполнении того или иного задания, а чувство высочайшей ответственности должно присутствовать во взаимоотношениях между командиром и подчиненными.
Контрольно-исполнительная деятельность занимает особое место в повседневной жизни войск. Ее особенность состоит в том, что она пронизывает все остальные виды управления, так как без контроля за исполнением отданных распоряжений и без практического их выполнения подчиненными невозможно добиться конечных результатов. В осуществлении контрольных функций ведущая роль принадлежит командиру. Это обусловлено принципом единоначалия, предусматривающего личную ответственность за выполнение всех задач, решаемых соединением (частью). Свои обязанности по организации и осуществлению всех видов управленческой деятельности он должен выполнять квалифицированно, опираясь на заместителей, политические и другие органы управления, применяя соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск формы и методы работы.
В общенаучной, философской трактовке форма управления понимается как одно из возможных проявлений его содержания. Оно может быть выражено по-разному как в статике, т. е. при подготовке какого-либо мероприятия, так и в динамике, в ходе его выполнения. В том и другом случае форма определяет рамки, в пределах которых осуществляются практические мероприятия командира и штаба по выполнению повседневно решаемых задач. Форма работы выражает содержание управленческой деятельности, и главным образом ее организационную, сторону. Она зависит от уровня и состава управленческого звена; необходимости сочетания централизации и децентрализации; распределения, конкретных задач между органами управления и должностными лицами внутри них; уровня подготовленности офицеров и слаженности в работе.
В связи с этим, исходя из опыта войск, можно выделить три основные формы управления повседневной деятельностью: единоличную, коллективную (групповую) и комбинированную. Их применение обусловливается прежде всего характером и содержанием конкретной задачи, выполняемой соединениями и частями.
Содержание и форма управления - две стороны одного явления. Она находятся в неразрывной диалектической связи и взаимозависимости. Изменения в содержании работы неизбежно приводят к поиску новых форм. Нарушение этой закономерности - одна из причин имеющихся недостатков в практической деятельности командиров и штабов.) Если проанализировать задачи управления повседневной деятельностью, то нетрудно установить, что некоторые из них могут выполняться как самим командиром (начальником), так и другими должностными лицами. В этом случае командир может единолично принять решение по тому или иному вопросу, за которое он несет персональную ответственность, или поставить задачу своим заместителям, офицеру штаба. Единолично решаемых управленческих задач много, поэтому данная форма применяется часто (служебное совещание, инструктаж и т. д.). Однако следует сказать, что есть вопросы, которые решаются совместно несколькими должностными лицами. Такой коллективной формой деятельности может служить, например, разработка мероприятий боевой готовности, боевой и политической подготовки, организации службы войск, поддержания воинской дисциплины. В то же время бывают задачи, выполнение которых требует сочетания единоличной и коллективной форм деятельности (комбинированная). Как показывает практика войск, она применяется при организации и осуществлении контроля за выполнением приказов, распоряжений, отданных письменно или устно, словом, конкретная форма управленческой деятельности должна соответствовать реальным условиям и возможностям органа управления.
С нею связаны и применяемые методы работы органов управления по руководству отдельными ее видами. Под методом управления принято понимать, как, каким образом следует воздействовать на подчиненных при выполнении той или иной задачи. Это может происходить как непосредственно, так и косвенно. Непосредственное воздействие командира на подчиненного чаще всего будет осуществляться единолично, без привлечения заместителей или других должностных лиц. В этом случае, как показывает практика, можно добиться получения конечного результата в относительно короткие сроки.
Но возможен и другой метод влияния на подчиненного, когда командир ставит ему задачу через заместителей, офицеров штаба. Это пример косвенного воздействия, когда вначале создаются определенные условия для достижения конечной цели, а затем реализуется поставленная командиром задача. Естественно, при таком методе затрачивается много времени, но при большом объеме вопросов, решаемых в ходе повседневной деятельности, он применяется часто. В принципе методы работы разнообразны. Их использование зависит от складывающихся отношений между командиром и подчиненными в процессе выполнения конкретных задач. В соответствии с этим их условно подразделяют на организационно-административные, распорядительные, экономические, морально-психологические, правовые (правового регулирования). Рассмотрим кратко механизм каждого из них.
Организационно-административные методы имеют своей целью обеспечить постоянное воздействие вышестоящих органов на подчиненные звенья управления. В условиях коренной перестройки народного хозяйства они стали тормозом развития, поэтому закономерно, что не только осуждаются, но и отвергаются. К армейской жизни с таких позиций подходить нельзя. Эти методы были и останутся в системе руководства всеми видами повседневной деятельности войск, однако подлежат серьезным изменениям. Прежде всего необходимо избавляться от волюнтаризма, голого администрирования, учитывать конкретные условия жизнедеятельности войск и решаемые ими задачи, расширять демократизацию, гласность. Одним из направлений в перестройке управленческой деятельности, на мой взгляд, является придание командно-административным методам организующего характера, предусматривающего четкое определение, кто, когда и как должен сделать, от кого получить исходные данные, какие соединения и части взять на контроль, кому и в какое время следует доложить о ходе и результатах выполнения задачи. Все это находит отражение в уставах, наставлениях, руководствах, инструкциях и других документах. На практике данные методы проявляются в виде регламентирования, планирования и нормирования служебной деятельности.
Распорядительные методы обеспечивают оперативное воздействие на всю систему управления путем перераспределения сил и средств в ходе решения эпизодических или внезапно возникающих задач. Практика показывает, что чем меньше, детализированы и обоснованы расчетами организационные мероприятия, тем чаще приходится прибегать к распорядительному методу. В данном случае он реализуется в приказах, приказаниях, отдаваемых устно или письменно. Этим корректируются порядок и последовательность задач в ходе выполнения того или иного вида повседневной деятельности. С этой целью командиром могут отдаваться указания о проведении анализа работы подчиненных, чем обеспечиваются обратная связь в системе управления, искоренение выявленных недочетов и исправление положения дел в конкретном виде работы.
Экономические методы занимают одно из ведущих мест и представляют собой взаимосвязанную систему материального воздействия на все стороны жизнедеятельности войск. Имея в своем распоряжении значительные материальные средства, командир и подчиненные ему органы управления в процессе руководства должны соблюдать их экономное использование.
Экономические факторы должны учитываться при организации и проведении мероприятий боевой подготовки, различных учений, а также при решении задач, входящих в сферу хозяйственной деятельности. Решая вопросы использования различных материальных средств, следует соизмерять затраты, исходя из достижения конечной цели - обеспечения высокой постоянной боевой готовности. Их успешное применение возможно при соответствующей военно-экономической подготовке. Однако, как показывает практика, многие командиры такими знаниями в полном объеме не владеют и зачастую используют экономические методы лишь при решении хозяйственных вопросов. А без этого квалифицированно управлять многогранной повседневной деятельностью нельзя.
Морально-психологические методы реализуются во всех рассмотренных ее видах путем разъяснения целей и задач; привлечения должностных лиц органов управления к разработке решения, планирующих и других документов; обсуждения проблем и нахождения путей их реализации; активизации воздействия социалистического соревнования на воспитательный процесс; стимулирования отличившихся военнослужащих; проведения идейно-воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; критики и самокритики; воздействия личным примером.
Правовые методы предусматривают использование в системе управления законов социалистического государства. Их определяющая роль обусловливается прежде всего тем, что право - главный регулятор общественных отношений, который создается и обеспечивается силой государства. Обязательным условием успешной деятельности командиров и начальников всех степеней является строгое соблюдение действующих правовых актов, которые в период перестройки подлежат радикальной переработке в соответствии с новыми подходами к созданию правового государства.
К выбору форм и методов управления повседневной деятельностью войск следует подходить творчески, не допускать шаблона, проявлять инициативу, искать новые, более совершенные способы, соответствующие конкретным условиям жизнедеятельности войск.
Военная мысль.-1883.-№ 9, 10.