Современное оборонное сознание логический аспект
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1990, стр.2-5
Навстречу XXVIII съезду КПСС
Современное оборонное сознание: логический аспект
Полковник А. Г. РЕКАДЗЕ,
кандидат философских наук, доцент
ЛОГИЧЕСКАЯ структура оборонного сознания. Проявляясь на личностном и групповом уровнях, оборонное сознание повторяет многие логические формы индивидуального и общественного сознания. Функционально оно отражает объективно сложившуюся систему военно-политических отношений, реально связывает его носителя с субъектом политического действия, а реализуется в виде идеальных представлений о сущности и характере войны, способах ее ведения, возможных последствиях и путях предотвращения, о деятельности различных политических институтов. Вследствие этого оборонное сознание следует рассматривать как часть политического сознания, направленного на область военных отношений государств (коалиций).
В гносеологическом аспекте оборонное сознание можно квалифицировать как результат взаимодействия субъекта (отдельной личности, социальной группы) и объекта - всей совокупности экономических, общественных и духовных начал, определяющих динамику протекания военно-политической обстановки в мире. С одной стороны, решающее воздействие объекта на субъект в этой системе несомненно, ибо весь комплекс социально-экономических и духовно-идеологических факторов формирует «оборонные взгляды». Но с другой - и оборонное сознание (особенно в его теоретической части) в силу закономерностей развития общественного сознания вообще и политического в частности воздействует на объект, целенаправленно изменяя, упорядочивая и организуя его.
В зависимости от глубины отражения военно-политических процессов в оборонном сознании выделяются два уровня. Первый - массовый. Это эмпирические понятия и первичные оценочные суждения о войне и мире, о взаимоотношениях субъектов военно-политического действия. Он выражает и психологическое состояние масс при восприятии ими характера военно-политической обстановки - оптимизм, пессимизм, восторженность, апатию, готовность к вмешательству в политический процесс и т. п. На этом же уровне формируется общественное мнение относительно тех или иных событий, действий, акций, но, как правило, военно-политические явления отражаются поверхностно, в сознании фиксируются нередко второстепенные, случайные связи, что зачастую приводит к искаженному восприятию складывающейся обстановки.
Второй - теоретический. Он представляет собой научно организованные знания о современной войне, военно-политической ситуации в мире и его регионах, а также суждения относительно существующей и вероятной военной деятельности тех или иных субъектов политики. Формируется он на основе познанных закономерностей военно-политического процесса, проникновения в сущность вещей. Именно на теоретическом уровне вырабатываются политические программы, заявления, платформы и военная доктрина, которая представляет собой систему взглядов государства на проблемы оборонного строительства.
Как известно, мир неоднороден. И вся его социальная, политическая, идеологическая, нравственная противоречивость находит отражение в оборонном сознании. Но поскольку главным социально-нравственным мерилом оборонного сознания служит степень его гуманизма, то из этого вытекает необходимость выделения логических форм в зависимости от социально-политической базы их формирования и гуманного содержания.
Одна из таких форм - абстрактно-гуманистическая. Ее особенность связана с построением социальной модели человека и военно-политической картины современного мира, с представлениями о человеке и войне вообще. Она реализует себя в буржуазном, религиозном, либерально-демократическом и других видах пацифизма. Ее социальной базой (носителем) выступают различные общественные слои и группы, главным образом несоциалистических государств. В последнее время эта форма находит распространение и в социалистических странах, проявляясь прежде всего в оборонном сознании верующих и других пацифистски настроенных людей.
Абстрактно-гуманистическая форма, несмотря на ее внеисторич-ность и безадресную социальную ориентацию, в целом благоприятно влияет на современный политический процесс, так как абстрактный гуманизм идеологически питает все антивоенные движения на Западе. Ощутима и обратная связь: общее «потепление» в мире увеличивает число сторонников этой формы оборонного сознания.
Вторая форма - конкретно-гуманистическая. Она существует в социалистическом массовом и теоретическом оборонном сознании. Ее социальной базой являются трудящиеся социалистических стран, воины их армий, а также часть населения буржуазных государств, исповедующая научные взгляды по проблемам войны и мира. Духовные истоки этой формы - в марксистской теории, обращенной к конкретному человеку и отвергающей абстрактный гуманизм в любых его проявлениях.
С возникновением соответствующих социальных условий эта форма раскрылась для практического воплощения. Следует отметить, что оборонное сознание существовало на протяжении всех лет Советского государства как нравственно-психологический и теоретический стержень военно-программных, доктринальных взглядов и массового сознания. С самого начала оно формировалось как общечеловеческая ценность, провозглашая первенство общечеловеческих интересов над классовыми, что и определило ведущую линию в мировой политике.
Как логическая основа конструктивной военно-политической деятельности оборонное сознание в свою очередь обусловлено многими нравственными, психологическими, эмпирическими, нормативно-теоретическими, социально-бытовыми и иными факторами. Но особое значение имеют, конечно, идеологические, мировоззренческие составляющие.
В зависимости от мировоззренческой базы оборонное сознание можно условно разделить на два вида. Пацифистская логическая форма характеризуется изначальным неприятием всякой войны (насилия) в формируется чаще всего в русле клерикального мировосприятия. Ее нравственным принципом выступает абстрактный гуманизм. Идеологи ческой и теоретико-мировоззренческой основой марксистской логической формы оборонного сознания является диалектико-материалистиче екая концепция войны и мира. Нравственно-эстетическим началом здесь выступает признание гуманистической тенденции мирового революционного процесса, приоритетного места во всех политических движениях общечеловеческих интересов, возвышенного характера защиты социалистического Отечества, свободолюбивых устремлений народов.
Базовые различия пацифистской и марксистской форм оборонного сознания должны во имя решения неотложных военно-политических проблем побуждать теоретиков, аналитиков, практиков к поиску общих точек взаимодействия на мировоззренческом уровне.
До нравственно-мировоззренческой и политической гармонии в мире еще очень далеко: велика военная напряженность, чрезвычайно глубоки социальные противоречия. Не время для расслаблений и отвлеченных рассуждений о войне. Между тем экспресс-опросы, проводимые среди военнослужащих различных категорий в воинских частях и военно-учебных заведениях, показывают, что некоторые респонденты склонны оценивать современную военно-политическую ситуацию в мире с абстрактно-гуманистических и пацифистских позиций. В связи с этим возникают вопросы: какую «угрозу» представляет для советских воинов абстрактный гуманизм, почему с распространением его идей в армейской среде надо бороться?
В контексте общемировой политики пацифистские настроения, безусловно, благотворны. Но ведь существует и иная плоскость отношений: коалиционная, межгосударственная, характеризующаяся противостоянием военных группировок. Пацифистские же взгляды способны «размягчать» сознание воинов, подавлять их деловую энергию, отрицательно влиять на ход боевой и политической учебы, порождать служебное равнодушие. Ни одна из них не желает ослаблять свои позиции. Поэтому актуальной задачей для Советских Вооруженных Сил по-прежнему остается наряду с укреплением боевой готовности усиление военно-патриотического воспитания на основе развития конкретно-гуманистической и марксистской форм оборонного сознания.
Гуманистические начала всех форм оборонного сознания на уровне общечеловеческих ценностей сливаются воедино и определяют его общую социальную направленность. Это в свою очередь обусловливает содержание принципов реального политического действия государств, заинтересованных в проведении политики с однозначно оборонительной направленностью. Так, в основе принципа «баланса интересов» лежит акцентированное отношение государства к условиям своего функционирования в системе международных связей. А интерес - сугубо человеческое качество. Государство же как социальный институт через комплекс содержащихся в нем учреждений лишь демонстрирует его в явной или относительно скрытой форме. Этот принцип является, можно сказать, логическим основанием для мотивировки политической деятельности, предполагающей выбор «эластичных» средств в ходе взаимных контактов государств. При этом «баланс интересов» «работает» на общую пользу, если взаимодействие государств (коалиций) соответствует глобальным интересам, удовлетворяет потребностям всех народов мира. Видимо, в таком гуманистическом ракурсе и следует оценивать принцип «баланса интересов». В противном случае неизбежно его расширенное нравственное толкование, ибо «баланс силы» тоже вытекает из интересов государства.
Принцип гуманизма, лежащий в основе современного оборонного сознания, определяет характер и других принципов внешнеполитической деятельности миролюбивых стран (и прежде всего социалистических): признание приоритета общечеловеческих интересов, общепринятых норм морали, свободы социально-политического выбора стран; деидеологизация межгосударственных отношений; обеспечение безопасности страны политическими средствами; отказ от конфронтации и замена ее диалогом и др.
Словом, современное оборонное сознание логически существует в форме принципов, отражающих развитие военно-политической обстановки на данном этапе в соответствии с диалектическим законом восхождения от абстрактного к конкретному. Его логическая структура включает в себя и те идеальные формы, с помощью которых реализуются присущие ему общие принципы в конкретной военно-политической практике.
К таким формам, бесспорно, относится идея (политическая, нравственная, эвристическая, др.). Социально полноценной «оборонная» идея становится по мере ее восхождения к развитому теоретическому уровню, когда она начинает функционировать в виде, так сказать, политико-социологического реквизита. А возможность ее зарождения находится на конкретно-образном уровне (где-то между догадками и гипотезами относительно современного военно-политического мироустройства).
Политическая среда в зависимости от расстановки социальных сил обладает разной степенью сопротивления прогрессивным начинаниям, и «оборонные» идеи прокладывают себе дорогу порой через многочисленные препятствия, пока обретут наконец свободу действий и «право» на практическое воплощение. Например, потребовалось более сорока лет, чтобы реализовать идею определения понятия «агрессия» (впервые оно возникло в 1933 году, а принято было на сессии Генеральной Ассамблеи ООН только в 1974-м).
Многообразие форм военно-политической практики порождает и соответствующие им идеи. Нет нужды в данном случае приводить развернутую классификацию «оборонных» идей. Ограничимся выделением лишь тех из них, которые в наибольшей мере отражают логику развития современной военно-политической ситуации во временном и пространственном измерениях. Речь идет о способности «оборонных» идей влиять на военно-политическую обстановку в ближайшем или отдаленном будущем, затрагивать интересы людей в глобальном или региональном масштабе.
В зависимости от этого признака «оборонные» идеи можно подразделить на фундаментальные и текущие. Их соотношение подчинено диалектике целого и части.
Фундаментальные идеи определяют тенденции и перспективы развития военно-политических процессов на многие десятилетия. Они являются результатом глубокого социального прогноза и представляют «интересы» цивилизации в целом. К ним можно отнести идеи приоритетности общечеловеческих ценностей, всеобщего и полного разоружения, недопущения войн и их устранения из жизни общества, консолидации миролюбивых сил планеты и др.
Текущие идеи являются этапными в ходе реализации фундаментальных, что называется, их повседневным рабочим материалом. Они выступают в качестве частных задач на пути достижения отдаленной цели и реализуются последовательно, по мере вызревания условий.
Современная международная обстановка отличается необычайной подвижностью и постоянно требует новых идей, которые и рождаются в рамках оборонного сознания. Наиболее актуальными из них сегодня являются: сокращение вооружений и вооруженных сил; заключение межгосударственных, региональных и всеобщих соглашений, затрагивающих военную сферу; уничтожение ядерного оружия к 2000 году; идея общеевропейского дома.
Объединяющей все другие и давшей название самому оборонному сознанию является идея обороны. Именно она индивидуализирует данный феномен, придает присущее ему своеобразие. Логической формой оборонного сознания выступают также политические, нравственно-правовые, эстетические и другие знания, которые на основе факта позволяют правильно понять военно-политическую обстановку с точки зрения ее социально-классового содержания, законности тех или иных политических акций, оценить их с позиций социальной справедливости.
Знания, интегрируясь с идеями и принципами, составляют основу такой логической формы оборонного сознания, как теория. Многие из фундаментальных и текущих «оборонных» идей, соединившись с той или иной отраслью военной науки и политики, постепенно трансформировались в базовые военно-политические теории. Именно так появились, например, теории неприсоединения, национального примирения, региональной безопасности и другие, обладающие оборонными признаками.
К логической форме современного оборонного сознания относится и новое политическое мышление. При этом важно учитывать, что логическая сущность оборонного сознания обнаруживается наиболее полно в сопоставлении его не просто с новым политическим мышлением, а с новым военно-политическим мышлением. Этим устраняется опасность его размывания в общих понятиях. Но если соотношение понятий «новое мышление», «новое политическое мышление», «новое военно-политическое мышление» вписывается в логическую формулу «род-- вид-подвид», то связь «оборонного сознания» и «нового политического мышления» не может быть представлена однолинейно, поскольку реализуется через ряд промежуточных понятийных звеньев. Такое звено (логический мостик) существует между понятиями «сознание» и «мышление». Можно предположить, что им является мысль (идея), т. е. то, что возникает в результате размышления.
Связь сознания и политического мышления осуществляется /через политическую идею - особую логическую форму постижения реальности. В свою очередь оборонное сознание связывается с политическим мышлением через «оборонные» идеи, включающие в себя цели и проекции дальнейшего познания и преобразования военно-политической реальности. И наконец, самые актуальные «оборонные» идеи составляют содержание и логическое основание нового военно-политического мышления. Они его глубинная, сущностная, ведущая сторона. Внутренняя диалектика рациональных и психологических начал оборонного сознания предопределяет изменения в политическом мышлении.
Это подтверждается и практикой. Как известно, с начала 50-х годов во многих странах зародилось и стало активно нарастать антивоенное движение, стимулированное появлением и распространением ракетно-ядерного оружия. Набирая силу, антивоенное, антиядерное движение приобрело характер оборонного, субъективно отражающегося в сознании. Параллельно шло формирование и новых представлений о военно-политических отношениях в мире, все настойчивее заявлявших о себе, приковавших внимание и в конечном счете получивших название нового политического мышления.
Уже в наши дни, став приметой миролюбивых устремлений и практических действий, новое политические мышление по-прежнему выступает как способ организации всех элементов оборонного сознания. Обретая все большую самостоятельность, оно тем не менее находится под влиянием подспудных содержательных процессов, протекающих в лоне оборонного сознания. Через подвижную политическую форму - новое мышление - оборонное сознание заявляет о своем общечеловеческом призвании, связывается с предметным миром, военно-политической практикой.
Все характеристики, данные нами современному оборонному сознанию, относятся преимущественно к его рациональному компоненту. Но в оборонном сознании, как и в сознании вообще, содержатся также эмоционально-чувственный и волевой компоненты. При оценке социальной роли оборонного сознания их нельзя сбрасывать со счетов, так как динамизм и конкретность оно приобретает лишь тогда, когда все три его функции, активно взаимодействуя, вливаются в русло широкого политического движения. Чувства и воля масс, отдельных социальных групп, накладывала, на политические знания, умножают многократно социальные возможности оборонного сознания и делают его историческим фактором.
Таковы логические формы, в которых современное оборонное сознание выражает себя наиболее полно. Если попытаться «ранжировать» их в гносеологической иерархии, то картина будет выглядеть примерно так. На «первом этаже» политического сознания формируется и функционирует эмпирический «пласт» оборонного сознания. «Второй этаж» занимают политические теории, идеи, на основе которых формируется творческий уровень оборонного сознания (именно на нем вырабатываются стратегия и тактика антивоенного движения, формирования систем коллективной безопасности, военные доктрины и т. д.). «Третий этаж» по праву «теоретического гегемона» принадлежит принципам. Они представляют политическую эмпирию и теорию на самом высшем уровне абстракции, выступая как средство познания и регулирования военно-политической ситуации.
Такая условная конструкция дает наглядное представление и о логике развития современного оборонного сознания. Движение от «первого этажа» к «третьему» представляет собой своего рода диалектический переход от эмпирико-политической основы к теоретическим обобщениям и от них к положениям принципиального характера. В целостном виде это можно назвать логической структурой современного оборонного сознания. Являясь диалектически слитной и динамичной системой, она представляет собой одно из субъективных оснований современной военно-политической практики.
Методологическая роль. Введение в логико-аналитический ряд термина «оборонное сознание» означает построение еще одной логической ступеньки, опираясь на которую можно успешнее исследовать магистральный путь и «узкие тропинки» политики в области обороны и безопасности.
Методологическая роль понятия «современное оборонное сознание» реализуется в двух взаимосвязанных направлениях: в развитии военно-политической теории и в оптимизации военно-политической практики. В том и в другом случае это понятие стимулирует поиск наиболее удачных средств решения теоретических или практических задач. Особенно показательна методологическая функция этого понятия в анализе диалектики силы и безопасности. В данном случае оно служит логическим средством раскрытия сложной взаимосвязи этих двух общественных феноменов.
Современная военно-политическая ситуация в интересующем нас аспекте может развиваться по двум вариантам. Первый, если силовое сознание опережает уровень развития оборонного сознания масс. Второй, когда оборонное сознание развивается более динамично и благодаря этому опережает и подавляет силовой фактор. Очевидно, что развитие событий по первому варианту ведет к эскалации военной опасности и нарастанию политических противоречий, что в конечном итоге согласно законам диалектики должно привести к их разрешению. Но в какой форме? Ответ на вопрос, поставленный в гуманистическом контексте, однозначен.
Отсюда следует практический вывод: допустить развитие политического процесса по первому варианту нельзя. Но для этого необходимо, чтобы оборонное сознание стало доминирующим фактором общественного сознания. Став таковым, оно способно создавать «оборонительные» (защитные) рубежи на пути возрастания военной силы и даже обратить его вспять (разоружение, сокращение военной техники, личного состава), предупредить вооруженный конфликт, стабилизировать военно-политическую ситуацию, сделать разрядку необратимой. Поэтому обеспечение опережающего развития современного оборонного сознания по сравнению с военно-силовым, придание ему большего динамизма являются социально-нравственной задачей нашего времени.
Оборонное сознание осуществляет свою методологическую функцию в ходе осмысления закономерностей и тенденций развития современной военно-политической обстановки в целом и ее отдельных сторон в частности. Так, анализ его социалистической формы позволяет углубить представления о принципиальных основах военной политики социалистических государств, корректировать ее, сообразуясь с реальными возможностями.
Из концепции оборонного сознания вытекают и основные пути его развития у различных групп населения. К ним, в частности, относятся: интернациональное воспитание с акцентом на приоритетность общечеловеческих начал; военно-патриотическое воспитание; развитие гуманитарной культуры на основе изучения «миролюбивых» страниц истории;, формирование четких представлений о катастрофических последствиях для цивилизации военных конфликтов с применением современного оружия и др.
С учетом этого представляется возможным наладить организованную систему воспитания воинов социалистической армии, которое является частью работы по формированию оборонного сознания. Его особенность состоит в том, что наряду с формированием у личного состава оптимистических взглядов на возможности демилитаризации современного мира следует вырабатывать твердые убеждения в необходимости поддерживать высокую боевую готовность войск (сил). Важно, чтобы это кажущееся логическое противоречие не стало препятствием в воспитательной деятельности.
Концепция оборонного сознания позволяет определить общие подходы к этой работе и способствовать разрешению упомянутого противоречия в интересах упрочения безопасности страны. Некоторые из этих подходов можно было бы сформулировать так: показ личному составу всей многосложности, противоречивости военно-политической обстановки в мире, неоднозначности тех или иных политических действий, предпринимаемых империалистическими государствами; оценка внешнеполитических инициатив Советского Союза и других социалистических стран в единстве общечеловеческих и государственных интересов; признание приоритетного характера гуманистических идей без их абсолютизации; разъяснение, что поддержание устойчивого военного равновесия создает необходимые предпосылки для ненасильственного мира; уяснение самими воспитателями, что формирование оборонного сознания воинов - это не «расшатывание» их духовных, морально-боевых устоев, а, напротив, часть политического воспитания, понимание того, что «оборонные» идеи играют важную роль в повышении качественных характеристик Советских Вооруженных Сил.
Отражаясь в военных доктринах и политических документах, основные принципы социалистического оборонного сознания обусловливают практические меры по приведению в соответствие с ними организационной структуры Вооруженных Сил СССР и других союзных армий Варшавского Договора и требуют новых творческих поисков в области военного строительства.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М: Сов. энциклопедия, 1968.- С. 358.