Охрана здоровья военнослужащих проблемы и пути решения
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1991
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА И ТЫЛ
Охрана здоровья военнослужащих: проблемы и пути решения
Генерал-майор медицинской службы В. Г. ЧВЫРЕВ,
профессор
Полковник медицинской службы Б. И. ЖОЛУС,
доцент
НЕ ВЫЗЫВАЕТ сомнения то, что в ряду общечеловеческих ценностей здоровье и жизнь человека имеют первостепенное значение. Это в равной степени относится как к гражданскому населению, так и к военным. В связи с этим хотелось бы высказать ряд соображений и предложений, которые являются, на наш взгляд, весьма важными при решении вопросов совершенствования сферы охраны здоровья военнослужащих в свете происходящей в Вооруженных Силах СССР реформы. Подчеркнем, что до настоящего времени нет четкой дефиниции понятия «здоровье». Наибольшее распространение получила формулировка из преамбулы Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов». Если физическое и психическое (душевное) состояние человека можно определить и даже измерить, то критерии оценки социального благополучия могут быть самыми различными, так как они в определенной степени субъективны и основываются на потребностях человека. В период перестройки вскрылись многие социальные проблемы, в том числе и в армейской жизни. Наиболее остро дискутируются вопросы социальной незащищенности офицеров, прапорщиков и мичманов, их неудовлетворительного жилищного, денежного обеспечения, медицинского обслуживания и др. Уже ни для кого не секрет, что социального благополучия в среде кадровых военнослужащих достичь не удалось и это не может не отражаться на состоянии их физического и психологического здоровья и не вызывать обеспокоенности военных медиков. В этом контексте необходимо признать, что призываемый на военную службу контингент молодежи в целом имеет невысокий уровень состояния здоровья и этот показатель год от года падает. За время же службы в армии и на флоте большинство военнослужащих рядового состава улучшает свое физическое развитие, возвращается к мирному труду окрепшим и возмужавшим. Вместе с тем показатели заболеваемости, госпитализации, трудопотерь, изменения категории годности, увольняемое и смертности военнослужащих по-прежнему остаются высокими. Продолжительность жизни бывших кадровых военных, как было нами установлено, меньше, чем мужского населения страны на 2-2,5 года. Причем эти цифры получены без учета статистических данных об умерших во время службы. Все это свидетельствует о более выраженном воздействии на здоровье военнослужащих вредных факторов и'несовершенстве сферы охраны их здоровья. Необходимость принятия здесь незамедлительных мер подтверждается решением Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности от 11 июня 1990 года, который обязал Министерство обороны СССР разработать целостную программу по повышению социальной защищенности военнослужащих.
В этой связи в статье рассматриваются некоторые проблемы, решение которых могло бы улучшить состояние охраны здоровья военнослужащих. Под охраной здоровья следует понимать комплекс мер государственного, общественного и индивидуального уровней, позволяющих предупредить заболевания у здоровых лиц и восстановить здоровье в случае болезни или травмы. Охрана здоровья военнослужащих должна регламентироваться уставами Вооруженных Сил СССР (Уставом внутренней службы, Корабельным уставом ВМФ). Однако в главе проекта УВС ВС СССР «Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих» термин «охрана здоровья» отсутствует. В Конституции СССР, других законах он используется и по своему содержанию шире, чем «сохранение здоровья». Но это только часть проблемы. Важнее всего регламентировать уставами само содержание охраны здоровья: определить, кто обеспечивает, чем она достигается, т. е. узаконить ее идеологию. До настоящего времени этот аспект разработан недостаточно, что вызывает у некоторых военнослужащих вольную трактовку содержания этого термина.
В этой связи в Устав внутренней службы целесообразно ввести следующие основополагающие понятия и положения.
Охрана здоровья военнослужащих - это система мер по предупреждению заболеваний, травм, несчастных случаев, восстановлению здоровья в случае болезни или травмы (ранения).
Охрана здоровья военнослужащих является обязанностью командиров и начальников всех рангов, руководителей предприятий, учреждений, общественных организаций и самих военнослужащих.
Охрана здоровья военнослужащих осуществляется выполнением командирами, начальниками, всеми должностными лицами и военнослужащими положений настоящего Устава по мерам безопасности в ходе учебно-боевой деятельности и мероприятий, включающих размещение, питание, водоснабжение, обмундирование, банно-прачечное обслуживание личного состава, гигиеническое воспитание, очистку и надлежащее содержание территорий, акваторий, а также мер по защите природной среды от загрязнения.
Охрана здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий.
Предупреждение заболеваний личного состава армии и флота охватывает государственный, общественный и индивидуальный уровни. Государственный уровень - это деятельность командира (начальника) по охране здоровья подчиненных. По проекту же Устава внутренней службы командир отвечает «за медицинское обеспечение и его организацию» (ст. 62). Это составляет лишь часть мероприятий по охране здоровья. Согласно ст. 59 он обязан «создавать условия для укрепления здоровья и физического развития подчиненных», что существенно отличается по содержанию от правовой категории «отвечает». В этой связи напомним, что в вооруженных силах США командир несет ответственность за состояние здоровья подчиненных, а обязанности главного врача возложены на помощника министра обороны по здравоохранению. Война во Вьетнаме показала, что поручать столь ответственную сферу, как охрана здоровья военнослужащих, начальнику тыла нецелесообразно из-за его перегруженности вопросами материального снабжения войск.
Другой стороной данной проблемы является низкий уровень знаний командира в вопросах здравоохранения в целом и охраны здоровья в частности. И это понятно. Во-первых, положения общевоинских уставов не могут отражать должный объем информации по этому вопросу. Во-вторых, курс медицинской подготовки, изучаемый в училищах, включает лишь способы оказания первой помощи при ранениях, поражениях личного состава различными видами оружия. Поэтому, на наш взгляд, нужна специальная подготовка (дисциплина), которая давала бы будущему офицеру глубокие знания по проблемам здоровья, современные сведения о болезнях, их проявлениях и профилактике, о здоровом образе жизни и т. д. К примеру, в военных училищах царской России преподавался специальный курс гигиены, завершавшийся экзаменом. Он был составной частью не только общекультурного развития офицера, но и средством поддержания на должном уровне здоровья военнослужащих. Исследования свидетельствуют, что офицеры проявляют большой интерес к проблеме охраны здоровья военнослужащих (80 проц. опрошенных высказывается в поддержку предложения о введении специальной учебной дисциплины). Профессорско-преподавательским составом ряда кафедр Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова разработана и включена с 1990 года в учебный план Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова программа «Основы охраны здоровья военнослужащих ВМФ». Она способствует приобретению офицерами флота необходимых знаний в данной области. Мы убеждены, что аналогичная дисциплина должна быть введена во всех учебных заведениях Министерства обороны СССР.
Общественный уровень может осуществляться различными комиссиями и организациями. В воинских частях и соединениях имеются противоэпидемические комиссии и комиссии по профилактике травматизма. Но чаще всего они действуют ретроспективно, т. е. рассматривают уже случившиеся факты вспышки эпидемической болезни или происшедшей травмы. По нашему мнению, есть необходимость создать комиссии с правами и обязанностями контроля всех сфер, обеспечивающих охрану здоровья личного состава части и соединения. В ее состав должны входить рабочие и служащие СА и ВМФ, жены военнослужащих, а возможно, и матери военнослужащих. Это соответствовало бы принципам открытости и гласности, способствовало устранению выявленных недостатков и решению задач, вытекающих из Указа Президента СССР от 15 ноября 1990 года «О мерах по реализации предложений Комитета солдатских матерей». Что касается индивидуальных мер, то каждый военнослужащий обязан не только знать факторы риска здоровья на военной службе по конкретной специальности, но и иметь возможности для профилактики заболеваний. Кроме того, на наш взгляд, в армии и на флоте следует повысить требования к физическому развитию солдат и офицеров. Распорядком дня предусмотреть и четко определить место и время для занятий физической культурой, разработать программу обеспечения соответствия физического развития военнослужащих предъявляемым к ним требованиям. В соответствии с этим целесообразно разработать весовые стандарты, методику определения веса и физического состояния военнослужащих. Последнее характеризуется способностью выполнить специальный (для каждого вида Вооруженных Сил) комплекс физических упражнений. Необходимо также поощрять военнослужащих за хорошее состояние здоровья (незаболеваемость за год, некурение и т. п.) и применять меры дисциплинарного воздействия к тем, кто о здоровье не заботится (не проходит углубленное медицинское освидетельствование, не занимается физической подготовкой и т. д.).
Перечисленные меры охраны здоровья должны осуществляться на основе знаний организаторами и исполнителями истинных показателей состояния здоровья воина и коллектива. Для этого можно использовать такие критерии, как: заболеваемость, госпитализация, трудопотери, изменение категории годности, увольняемость военнослужащих из Вооруженных Сил и др. Их анализ, а также проведение в более широких масштабах наблюдений за состоянием здоровья воинов должны быть предметом внимания не только военных медиков, но и командиров всех степеней. Причину многих болезней надо видеть не как недоработку медицинской службы, а как отсутствие в войсках (силах) программ борьбы с наркоманией, пьянством, алкоголизмом и курением. Следует систематически осуществлять проверку личного состава исследовательскими организациями по контролю инфраструктуры охраны здоровья.
Новый подход нужен и к учету заболеваемости военнослужащих. В период гласности, когда открыто публикуются данные о численности и составе Вооруженных Сил, количестве и качестве вооружений, размерах финансирования армии и флота, вряд ли целесообразно скрывать и учет заболевших военнослужащих. Математические способы выражения показателей заболеваемости, госпитализации, трудопотерь и т. д.- в промилле и процентах - не раскрывают численности воинских контингентов. Необходимо шире изучать и опыт профилактики заболеваний личного состава в иностранных армиях. При этом незаменимы встречи коллег. Словом, медицинская служба Вооруженных Сил СССР должна совершенствовать учет и анализ показателей заболеваемости и других критериев оценки состояния здоровья военнослужащих. Но заболеваемость не может снижаться только медицинскими мерами, нужно улучшать и социально-экономические условия военнослужащих. Так, за последние 7 лет за счет повышения качества воды и улучшения водоснабжения удалось в целом по Вооруженным Силам снизить заболеваемость вирусным гепатитом в 5 раз и острыми кишечными инфекциями в 2 раза. Основную роль в этом сыграли квартирно-эксплуатационная (морская инженерная) служба и военные строители. По линии же медицинской службы в 1983 году в результате проведенных в Дальневосточном военном округе исследований были пересмотрены факторы риска вирусного гепатита и острых кишечных инфекций: риск неудовлетворительного водоснабжения был оценен в 70 проц., тогда как прежде мушиный фактор считался главным.
В настоящее время серьезное беспокойство вызывает высокая заболеваемость курсантов в учебных частях и подразделениях. Так, в учебных отрядах Тихоокеанского флота она превышает в 2-5 раз общефлотские показатели по острым респираторным инфекциям, ангинам, острым пневмониям, болезням кожи и подкожной клетчатки. Согласно исследованиям Военно-медицинской академии главным фактором риска высокой заболеваемости является неудовлетворительное казарменное размещение. Объем воздуха на одного человека в спальных помещениях в 2-3 раза ниже, чем определено в Уставе внутренней службы. Кровати расположены в 2-3, а в некоторых подразделениях даже в 4 яруса. Такие условия способствуют передаче болезней воздушно-капельным путем.
Нередко причину неснижающегося уровня заболеваемости усматривают в недостаточно эффективной деятельности медиков-профилактиков, сосредоточенных преимущественно в санитарно-эпидемиологических отрядах (СЭО). Деятельность СЭО характеризуется показателями заболеваемости в обслуживаемой зоне. Но это, на наш взгляд, не совсем объективная оценка, так как медицинская служба не может обеспечить более качественное поддержание здоровья военнослужащих, выполняя санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия без участия в них должностных лиц и самих воинов. Санитарный надзор как" контрольная функция военных медиков вносит определенный вклад в дело охраны здоровья личного состава, но и в этой области накопилось немало проблем. По данным специалистов СЭО, эффективность осуществляемого надзора ими же самими оценивается на 53,4 проц., а деятельность войсковых (корабельных) врачей в этой сфере еще ниже- 25,4 проц. Это обусловливается в основном неудовлетворительным материально-техническим обеспечением деятельности лиц саннадзора, их правовой незащищенностью и недостаточной поддержкой командованием. По нашему мнению, требования санитарного надзора будут предъявляться смело и настойчиво, если они станут независимы в служебном отношении от тех лиц, на объектах которых допускаются санитарные нарушения. Нужны иные, реальные механизмы взаимодействия между исполнителями и инспектирующими.
Нельзя не затронуть вопрос и о штрафах, налагаемых на нарушителей санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1973 года № 4448 такое право предоставлено медицинской службе Министерства обороны СССР. Однако штраф не может быть наложен на военнослужащего, а только на рабочих и служащих СА и ВМФ. По другому Указу Президиума Верховного Совета СССР 1984 года № 10661-штраф в размере до 100 рублей взыскивается даже с рядового и курсанта, но только за материальный ущерб, причиненный государству. В Министерстве здравоохранения СССР право наложения штрафа предоставлено всем главным врачам СЭО независимо от категории учреждения, а в округе и на флоте только главному эпидемиологу.
Решению многих из названных проблем будет способствовать утверждение высшими государственными органами страны обсуждавшихся в 1989 году проектов «Санитарного кодекса СССР», «Положения о государственном и санитарном надзоре в СССР», а также «Положения о санитарно-эпидемиологической службе в СССР». Необходимо улучшить охрану здоровья военнослужащих, повысить эффективность медицинской службы. Только комплексными мерами командования, служб тыла, общественности и самих военнослужащих можно придать этой сфере более высокий уровень приоритетности, снизить заболеваемость и продлить в Вооруженных Силах СССР активное долголетие специалистов всех категорий.
Н. И. Крылов (1903-1972), Маршал Советского Союза: «Любая профессия требует от советского человека к себе искренней заинтересованности, высокой партийности и идейной убежденности. Тем более этого требует военная профессия. Если это отсутствует, то военный человек превращается в серую, унылую личность, которая добру и злу внимает равнодушно. И от такой личности нечего ждать ни подвигов, ни увлечения революционной, воинской романтикой».
Свод военных Постановлений России: «Всякий служащий должен поставить себя в непременную обязанность ведать все уставы и Законы Государственные и содержать их в нерушимой сохранности, яко первый и главный предмет, от которого зависит правое и благонамеренное управление всех дел. Закон, запрещающий всем вообще подданным отговариваться неведением законов, преимущественно подтверждается в отношении к лицам, состоящим в государственной службе».