ТАКТИКА
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1991
ТАКТИКА
Борьба с воздушными десантами в обороне
Полковник Е. Ф. МОРОЗОВ
КОРЕННЫЕ изменения, происходящие в техническом оснащении армий стран НАТО, привели к пересмотру командованием блока взглядов на применение разнородных сил и средств сухопутных войск и авиации в бою и операции. Это нашло практическое выражение в концепции «воздушно-наземная операция (сражение)», согласно которой основным способом разгрома противостоящего противника является его глубокое огневое (ядерное) поражение в сочетании с решительными действиями с фронта общевойсковых соединений (частей) и широким применением в тылу противника воздушных десантов и других маневренных сил (от батальонной тактической группы до дивизии). Например, в ходе последних учений войск НАТО от дивизий первого эшелона, действовавших на направлении главного удара, высаживалось от полутора до двух батальонных тактических аэромобильных групп, а на другом - до двух-трех ротных.
Если считать, что на обороняющуюся мотострелковую дивизию может наступать полторы-две дивизии противника, то силы его «воздушного эшелона» составят три-четыре, а иногда и более батальонных тактических аэромобильных групп. При этом каждая из них может быть усилена взводом (батареей) 105-мм гаубиц, вертолетами (разведывательными и огневой поддержки). Кроме того, не исключается возможность действия в полосе обороны дивизии 8-12 диверсионно-разведывательных групп противника.
Состав воздушных десантов (ВДес) зависит не только от поставленных им задач, но и от планируемого времени их самостоятельных действий. Так, по опыту учений ротные тактические воздушные десанты высаживаются, как правило, в полосе обеспечения, а после ее преодоления действуют 2-4 час в пределах участков обороны полков первого эшелона до соединения с наземными силами, а батальонные применяются в основном за участками обороны полков первого эшелона с расчетом 6-10 час самостоятельных действий. Как показывают расчеты, только одна такая группа со средствами усиления, если на нее не воздействовать после высадки в течение 40-60 мин, может сковать второй эшелон (резерв) в составе до полка.
Следовательно, перед обороняющимися встает проблема борьбы с «воздушным эшелонам» противника. Основным содержанием этой борьбы в оборонительном бою, на наш взгляд, является: своевременное вскрытие районов сосредоточения и погрузки ВДес и нанесение ударов по ним в целях уничтожения десантов, задержки или срыва готовящихся действий; вывод из строя транспортных средств с десантами противника во время полета; борьба с десантами во время их высадки (выброски); разгром основных сил высадившихся десантов не только силами противодесантного резерва, но и действиями подразделений второго эшелона (общевойскового резерва) соединения.
Для осуществления надежного и своевременного поражения сил и средств воздушных десантов, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп в исходных районах и пунктах базирования потребуется хорошо организованная разведка в целях получения достоверных данных об их местонахождении. Анализ ее сил и средств, а также изучение опыта учений свидетельствуют, что для выполнения этой задачи возможностей разведки соединения недостаточно. Требуется ее усиление дополнительными силами и средствами, поддержание тесного взаимодействия с разведкой вышестоящих инстанций. Наиболее эффективными средствами поражения воздушных десантов являются тактические ракетные комплексы, дальнобойная артиллерия, поддерживающая дивизию авиация. Для сковывания и нанесения потерь аэромобильным группам в указанных районах следует использовать и дистанционное минирование. Исходя из существующих взглядов на предоставление ресурса авиации для ведения оборонительного боя, а также из принципа жесткого распределения вышестоящим штабом самолето- и вертолето-вылетов, ракет для поражения других важных объектов противника, командир дивизии не всегда сможет выделить нужное их количество. Принимая во внимание важность уничтожения десантов на этом этапе, дивизии необходимо увеличить выделяемый ресурс фронтовой авиации, средств дистанционного минирования и обеспечить ее разведывательными данными об их местонахождении.
Если упреждающими ударами по аэромобильным войскам в исходных районах для десантирования и пунктах базирования не удалось сорвать их применение или такие удары не наносились, то поражение десантов осуществляется при совершении ими перелета (рис. 1). Чтобы борьба с десантами в воздухе была более эффективной, начинать ее целесообразно с момента подъема аэромобильных сил с посадочных площадок. При этом весьма действенными средствами поражения являются поддерживающая авиация и боевые вертолеты, оснащенные ракетами класса «воздух-воздух». При выполнении этой задачи широкое применение должна найти система засад средств ПВО на вероятных маршрутах пролета и вблизи предполагаемых районов высадки десантов в целях внезапного воздействия на противника. В состав засад, как правило, включаются разнотипные зенитные средства ПВО дивизии. Если для этих целей выделить необходимое количество сил и средств, то это снизит возможности ПВО по прикрытию частей И подразделений от ударов противника с воздуха. Поэтому в условиях массового применения наступающим воздушных десантов и других сил, перебрасываемых в тыл обороняющегося по воздуху, было бы целесообразно для борьбы с ними иметь специальные подразделения, вооруженные зенитными комплексами. Эффективность борьбы с десантами противника в воздухе может быть повышена путем привлечения мотострелковых подразделений, имеющих на вооружении зенитные средства. Для затруднения маневра транспортных средств с десантами широкое применение, на наш взгляд, найдут аэрозольные завесы, а для нанесения потерь колоннам транспортно-десантных вертолетов, действующих на малых высотах, могут создаваться на вероятных маршрут тах их пролета управляемые минные поля из осколочных мин направленного действия.
Одним из основных этапов борьбы обороняющейся дивизии с воздушными десантами противника, в том числе и его аэромобильными группами, является поражение их в ходе высадки (рис. 2). Так как в это время десанты считаются довольно уязвимыми, то хотелось бы остановиться на нем более подробно. Практика показывает, что в момент и после приземления десанты обладают низкими огневыми возможностями; возрастает вероятность уничтожения транспортно-десантных вертолетов противника от огня обороняющихся подразделений; возникают большие сложности в управлении, взаимодействии и тыловом обеспечении десантных групп. Кроме того, на этом этапе при условии быстрого обнаружения обороняющимися высадки подразделений десантов и принятия мер к их уничтожению имеется вероятность привлечения для разгрома меньшего количества сил и средств. Немедленная реакция на высадку десантов и своевременное воздействие на них даже небольшими по составу силами зачастую будут эффективнее, чем удар даже более крупными формированиями, нанесенный позднее. Так, расчеты свидетельствуют, что для надежного огневого подавления батальонной аэромобильной группы в первые 15-20 мин после высадки требуется артиллерии в 6-8 раз меньше, чем в условиях, когда она имела для высадки и закрепления на местности хотя бы 40-50 мин.
В связи с этим при организации оборонительного боя для обнаружения высадки десантов и своевременного принятия мер по их уничтожению, кроме разведывательных средств подразделений ПВО, которые ведут воздушную разведку,- целесообразно назначать дополнительно наблюдателей за воздухом как в ротах полков первого эшелона, так и в каждой роте подразделений второго эшелона (резерва). Следует отметить, что достаточно точно определить район высадки десанта можно по некоторым признакам (действиям воздушной и наземной разведки противника, обработке этого района авиацией, артиллерией и др.). Это дает командиру для принятия решений дополнительный ресурс времени. К примеру, для высадки аэромобильной группы по опыту учений НАТО требуется до 30-35 мин. Этот временной интервал не позволит решить задачу уничтожения в период ее высадки даже при привлечении для этого авиации и боевых вертолетов. Если решение на уничтожение будет принято с началом огневой обработки района и высадки разведывательных групп противника, т. е. на 15-30 мин раньше, то появится реальная возможность нанести удар в момент высадки не только авиацией, но и противодесантным резервом или близко расположенными к району высадки частями и подразделениями.
И еще важный момент. Определив предполагаемые районы высадки по вышеизложенным признакам, необходимо предусмотреть ряд первоочередных мер: подготовить по этим районам огонь артиллерии, планировать применение средств дистанционного минирования для сковы-вания манёвра; создать систему взрывных и невзрывных заграждений; спланировать действия противодесантных резервов и использование подразделений, наименее удаленных от районов высадки. Практика показывает, что в целях дезорганизации управления, снижения эффективности ведения разведки, а также нарушения связи десанта с поддерживающей авиацией и главными силами на этом этапе очень важно применять средства радиоэлектронного подавления.
Разгром основных сил воздушных десантов - одна из возможностей для обороняющихся сорвать десантную операцию противника, и для этого надо использовать все силы и средства. Если исходить из того, что использование воздушных десантов является целенаправленной, взаимосвязанной деятельностью противника по достижению успехов в бою, то и использовать их он будет в наиболее слабых местах построения боевых порядков обороняющегося. Поэтому и основные усилия при организации борьбы с воздушными десантами надо сосредоточивать, на наш взгляд, на тех участ-ках, которые не попадают в районы обороны мотострелковых (танковых) подразделений. Для непосредственного решения задач по противоборству с десантами в этих районах должны создаваться противодесантные резервы (ПДрез), а также привлекаться вторые эшелоны и общевойсковые резервы. Если ПДрез не успеют вступить в бой, то основная тяжесть в этот период ляжет на авиацию, РВ и А и те части и подразделения родов войск, специальные войск или тыла, которые окажутся в районах десантирования противника и в зависимости от обстановки будут принимать участие в блокировании или в уничтожении десантов. В рамках борьбы с воздушными десантами требуется подготавливать в глубине обороны различные виды огня и планировать удары поддерживающей авиации.
При высадке противника в пределах участков обороны полков первого эшелона следует привлекать ПДрез от второго эшелона дивизии и другие специальные подразделения, вблизи расположения которых произошла высадка. По десанту сосредоточивается огонь орудий и минометов в целях нанесения поражения противнику и поддержки подразделений, привлекаемых для его уничтожения. Исходя из возможностей наступающей стороны по применению воздушных десантов, указанный ПДрез вряд ли сможет действовать в других районах. Значит, при высадке десантов за участками обороны полков первого эшелона необходимо будет привлечь другие силы. Это будет, на наш взгляд, второй ПДрез, созданный из подразделений второго эшелона. Но и распределение сил обоих ПДрез для борьбы с десантами даже в тесном взаимодействии с подразделениями родов войск и специальных войск не может гарантировать полное уничтожение десантов. Следовательно, основными способами борьбы с ними на этом этапе являются: блокирование районов высадки с целью не допустить объединения аэромобильных групп; вытеснение их в районы, где они не будут представлять значительной опасности.
Таким образом, в оборонительном бою дивизии создается целая система борьбы с воздушными десантами, главными принципами которой будут: всесторонний учет десантных возможностей наступающего противника; постоянная готовность обороняющихся к борьбе с ними, выделение для этого достаточного количества сил и средств (не в ущерб другим задачам), организация их специальной подготовки; сосредоточение усилий по борьбе с десантами в тактически важных районах и в решающие периоды боя; разнообразие и нестандартность форм, способов и приемов борьбы, согласованность усилий частей и подразделений соединения как между собой, так и с взаимодействующими соединениями; удержание господства в воздухе над районами действий аэромобильных групп противника; нанесение ударов по десантам в периоды их наибольшей уязвимости и ограниченной способности к действиям (в районах сосредоточения и погрузки, в ходе перелета и при высадке). Каждый из названных принципов, а также содержание борьбы с воздушными десантами имеют свои особенности. Но даже беглый анализ рассматриваемой проблемы показывает, что в борьбе с подразделениями, специально подготовленными и высаженными в полосе обороны дивизии для ведения боевых действий, традиционные способы и приемы действий частей и подразделений уже малоэффективны. Поэтому поиск и разработка нового в этой области - обязанность каждого командира и штаба.
Военная мысль, - 1989. - № 8. - С. 16.
Там ж е. - С. 17.