Информатизация военно-гуманитарного образования

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1996, стр. 52-55

Информатизация военно-гуманитарного образования

Подполковник М.И.ЛОМАКИН,

академик Международной академии информатизации,

доктор технических наук, профессор

Подполковник К.Е.РОМАНОВ,

кандидат социологических наук

В СИСТЕМЕ высшей школы, в том числе военной, давно назревают проблемы гуманизации и гуманитаризации подготовки специалистов. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, общество наконец повернулось к человеку, что повлекло за собой переосмысление его роли и в процессе производства, и в несении воинской службы. Во-вторых, разрушение «идеологической машины» привело к ослаблению влияния воспитательных институтов. И в-третьих, подготовка руководящих, в том числе командных кадров ориентирована в основном на инженерный профиль в ущерб методам воспитания, управления персоналом.

Проблемы гуманизации военного образования уже обсуждались на страницах журнала. Авторы публикаций справедливо считают ее одним из важнейших направлений реформирования высшей военной школы.

Процесс гуманизации охватывает все сферы жизни и деятельности военнослужащих и предполагает изменение их личностной культуры, возрастание потребности индивида в свободе, в расширении сферы своей ответственности. Процесс гуманизации направлен на ослабление негативных тенденций в социальных отношениях, культуре, образовании.

Гуманитаризация подготовки специалистов строится на стыке науки, культуры и искусства. Научить человека эстетически воспринимать действительность, окружающую природу, ценить произведения искусства - значит сделать его жизнь более емкой, многообразной и интересной. Важно развивать не просто любовь к художественной литературе, а потребность в чтении, научить слушателей (курсантов) понимать живопись, музыку, архитектуру, театр, дать им представление об истории искусства.

Гуманитаризацию не следует сводить только к внедрению в учебный процесс гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Повысить ее эффективность можно путем своего рода интегрирования - насыщения других наук гуманитарным содержанием, которое развивает мышление, формирует систему взглядов на мир, природу, воспитывает любовь к године, личную ответственность за ее защиту. В этом процессе ведущую роль играет военно-гуманитарное образование (ВГО), представляющее собой совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. ВГО - важнейшее средство формирования мировоззрения, играющее огромную роль в общем развитии слушателей (курсантов), в их нравственном воспитании. В условиях научно-технического прогресса в военно-гуманитарные науки все шире проникают методы естественных и технических наук (кибернетика, математическое моделирование), а освоение естествознания и техники, в свою очередь, требует от слушателей (курсантов) соответствующей подготовки и знания общественных наук.

Военно-гуманитарное образование по своей сути направлено на обучение слушателей (курсантов) методам анализа военно-социальных систем, технологиям управления социальными явлениями и процессами в войсках. Среди проблем военно-гуманитарного образования прежде всего нужно выделить чрезмерную насыщенность информационных потоков, обилие источников информации, быстрое ее устаревание, слабую структурированность военно-социальной информации, необходимость подготовки разнопрофильных специалистов.

В совокупности с избытком технической работы (машинопись, тиражирование, изготовление наглядных пособий) и трудностями в обмене методическими материалами это порой ставит перед педагогами очень сложные задачи. Решение их вполне возможно при переходе ВГО на путь информатизации.

Под информатизацией нами понимается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, основанному на использовании знаний (информации) как материальной силы.

Подобное изменение статуса информации влечет за собой структурно-функциональную трансформацию всех областей человеческой деятельности. Сущность этих изменений заключается в переходе общества на использование современных информационных технологий (СИТ).

Содержание СИТ составляют компьютерные и социальные технологии переработки информации в знания. Поэтому процесс информатизации, как нам кажется, можно рассматривать в двух аспектах: социально-информационном и компьютерном. Социально-информационный позволяет сосредоточить внимание на создании социальных технологий получения информации от разнообразных источников, ее смысловой (семантической) обработке, хранении и передаче с учетом специфики деятельности потребителей. Компьютерный аспект способствует совершенствованию методов и приемов использования ЭВМ в информационных системах безотносительно к содержанию передаваемых сообщений.

Процесс формирования информационного общества непосредственно затрагивает и Вооруженные Силы. Возникает проблема поиска путей информатизации армии и флота, внедрения в повседневную деятельность войск современных методов работы с разнообразной информацией, в первую очередь военно-социальной.

Компьютерные технологии давно привлекли внимание высшей военной школы. Военно-педагогические кадры уже успели оценить возможности ЭВМ по объему и продолжительности хранения, скорости поиска информации в области гуманитарных дисциплин, в научной организации труда. Это позволяет разрабатывать более совершенные методические материалы, сокращать время подготовки к очередным занятиям.

С увеличением количества компьютеров в вузах Министерства обороны настало время для создания социально-информационных технологий в рамках отдельных военно-гуманитарных дисциплин. В связи с этим объектом информатизации ВГО становится система военно-социальной информации, а предметом - внедрение СИТ в преподавание военно-гуманитарных дисциплин.

Информатизация Вооруженных Сил требует подготовки высококвалифицированных управленческих, научных и педагогических кадров, способных эффективно применять СИТ во всех областях воинской деятельности. В ходе решения этой задачи ВГО традиционно сосредоточивает усилия на учебной, методической и научной работе. Центральными проблемами здесь являются: интеллектуализация труда военных педагогов; расширение границ информационного пространства, доступного педагогам и слушателям; структурные преобразования системы гуманитарного образования, приближение его к потребностям войсковой практики; сокращение рутинного труда, переход на «безбумажные» технологии и т.д.

Предварительный анализ хода информатизации ВГО позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, до настоящего времени информатизация преимущественно понималась как компьютеризация педагогического процесса, когда основные усилия сосредоточивались на использовании ЭВМ в качестве иллюстративного средства или для научной организации труда педагогических кадров. В отдельных областях военно-гуманитарного знания ЭВМ применялись также для обучения и контроля. Во-вторых, основную сложность здесь представляет формализация знаний и создание на этой основе социально-информационных технологий с последующей реализацией их в программном продукте для ЭВМ.

По нашему мнению, в системе информатизации ВГО можно выделить следующие направления развития.

В области учебной работы: обучение командных кадров технологиям военно-социального управления; обучение военно-педагогических кадров социально-информационным технологиям получения военно-гуманитарных знаний, а также обучения им слушателей, курсантов с последующим контролем за изменением интеллектуального уровня обучаемых; подготовка и переподготовка кадров, способных создавать социально-информационные технологии в военно-гуманитарном образовании; усиление практической направленности ВГО.

В области методической работы: совершенствование имеющихся, разработка и внедрение новых технологий методического обеспечения занятий; повышение качества обучения военных специалистов (доходчивость, новизна, наглядность); создание диалоговых комплексов, позволяющих слушателям, курсантам самостоятельно углублять знания по военно-гуманитарным дисциплинам, которые могут реализовываться в виде обучающе-контролирующих комплексов, систем выработки и принятия управленческих решений, экспертных систем.

В области научной работы: проведение НИР по разработке социально-информационных технологий в области военно-социального управления; проведение исследований и подготовка научных кадров по специальности «социальная информатика».

Создание и ведение экспертных систем, систем искусственного интеллекта требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые, с одной стороны, знали бы предметную область деятельности, а с другой - умели формализовать социальную информацию, совершенствовать методы ее обработки и представления. Подготовка таких специалистов не должна ограничиваться только рамками учебных дисциплин. Давно назрела необходимость во введении ВАКом научной специальности «социальная информатика». Это позволит организовывать и проводить целенаправленные диссертационные исследования в данной области знания. В Военном университете на кафедре социальной информации и управления построены модели социальных процессов (СП), теоретическую основу которых составляет пространственно-временная концепция, базирующаяся на исследовании военно-социальных отношений между военнослужащими в различных сферах повседневной деятельности войск. Так, например, все многообразие военно-социальных отношений (служебных, организационных, бытовых, семейных, управленческих и др.) рассматривается применительно к сферам жизнедеятельности военно-социальных общностей (подразделений, частей, соединений, объединений): служебно-функциональной, общественно-политической, социально-бытовой.

Выявление механизмов, структур и типов военно-социальных отношений, исследование их динамики позволяет моделировать социальные процессы в военно-социальных общностях. Для этого используются социологические и социально-психологические методы опроса военнослужащих. Выбор типичных социальных отношений в различных военно-социальных общностях позволяет математически точно строить модели социальных процессов. Динамика их изменения до управленческого воздействия и после него позволяет: использовать эффективные социальные методы сбора первичной информации; применять ЭВМ на всех этапах сбора, обработки, хранения, представления социальной информации; осуществлять моделирование и прогнозирование развития существующих, возникновения новых СП в военно-социальных общностях; применять самые эффективные (в том числе математические) методы выработки и реализации управленческого решения командирами, органами военного управления различного звена; делать аргументированные выводы об оптимальности, эффективности, результативности военно-социального управления.

Разработанные в Военном университете технологии анализа целого ряда социальных процессов реализованы в виде пакетов прикладных программ для разных типов ЭВМ (в частности, для IBM-совместимых ПЭВМ) и представляют собой современные информационные технологии в военно-социальном управлении. Поскольку СИТ разрабатывались и уточнялись на базе социологических исследований, проведенных в различных видах ВС, а также во Внутренних и Пограничных войсках, слушатели (курсанты) имеют возможность в ходе плановых занятий осваивать науку военно-социального управления на конкретном фактическом материале, вносить предложения по формированию управленческих решений типа тех, которые им предстоит разрабатывать после выпуска из университета.

Говоря о прикладной стороне информатизации В ГО, необходимо отметить те практические возможности, которые открываются перед военными педагогами, слушателями и курсантами ввузов. Среди них: разработка материалов (компьютерная верстка), тиражирование, создание рынка информационно-справочных услуг, доступ к базам данных (в том числе удаленным), изготовление микрофильмов, подготовка библиографических списков по тематическим запросам, фактографических справок, обзоров, осуществление переводов.

В заключение отметим, что внедрение информатизации в процесс военно-гуманитарного образования придаст ему динамичность, позволит учитывать основные тенденции развития науки и приведет к радикальному повышению качества подготовки военных специалистов.

Военная мысль. - 1994. - №2. - С.33-39; №3. - С.35-48; №9. - С.69-70.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации