Информационно-пропагандистское обеспечение операций и боевых действий в военных конфликтах
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1996, стр. 64-70
Информационно-пропагандистское обеспечение операций и боевых действий в военных конфликтах
Полковник Н.Д.ПЛОТНИКОВ,
кандидат военных наук
В настоящей статье с учетом материалов иностранной печати, опыта локальных войн и вооруженных конфликтов, учений рассматриваются наиболее важные направления информационно-пропагандистского обеспечения операций и боевых действий, а также возможности его применения в ВС России.
ОПЫТ военных конфликтов последних десятилетий с участием вооруженных сил США и НАТО показывает, что высшее государственное военно-политическое руководство и армейское командование уделяют информационно-пропагандистскому обеспечению операций и боевых действий большое внимание. По мнению иностранных военных специалистов, оно влияет на уровень потерь в личном составе, вооружении и технике, на материальные затраты, способствует достижению целей операций, сохранению престижа армии и государства даже в случае неудачного исхода операции.
В последние годы Вооруженные Силы РФ стали использоваться в миротворческих операциях ООН (бывшая Югославия), на территории бывшего СССР (Приднестровье, зона грузино-абхазского конфликта), в составе коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ (Республика Таджикистан).
Соединения и части Российской армии - основа федеральных войск в операции по разоружению и ликвидации незаконных формирований в Чечне. Наряду с другими вопросами возникали и продолжают возникать проблемы, связанные с освещением средствами массовой информации (СМИ) хода боевых действий, взаимоотношений армии и прессы, армии и общественных организаций и т.д. Эти проблемы, конечно, не новы. Работе с журналистами, методике формирования общественного мнения в русской армии стали уделять внимание начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Тогда впервые был создан своего рода штаб прессы, находившийся при штабе верховного главнокомандующего, была введена аккредитация корреспондентов. Для них регулярно проводили, говоря современным языком, брифинги и пресс-конференции, организовывали поездки на фронт.
3а время, прошедшее с тех пор, накоплен огромный опыт. Но во многом он еще не осмыслен отечественными исследователями. Попытаемся, анализируя опыт иностранных армий в локальных войнах и вооруженных конфликтах 70-90-х годов, определить цель информационно-пропагандистского обеспечения. Итак, это - формирование позитивного общественного мнения о действиях армии, подрыв морального духа солдат и офицеров противника, боевиков незаконных формирований, ослабление их воли к сопротивлению, побуждение к добровольной сдаче оружия, а также обеспечение лояльного отношения местного населения к войскам в зоне конфликта.
В соответствии с поставленными целями основными объектами информационно-пропагандистского воздействия могут быть: высшее военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население своей страны, дружественных, нейтральных государств и страны, против которой планируется силовая акция; национальные и религиозные меньшинства; оппозиционные силы; определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки, студенты и т.д.).
В зависимости от содержания военно-политических задач, решаемых в конфликте, масштаба и характера использования в нем армейских формирований, а также объектов воздействия различаются мероприятия информационно-пропагандистского обеспечения, проводимые государственными (стратегический уровень) и специальными армейскими структурами (оперативный и тактический уровни) непосредственно в зоне конфликта. Отметим, что во многих странах-участницах НАТО оно осуществляется в форме самостоятельных психологических операций (ПсО), информационно-пропагандистских и оперативных мероприятии, а также отдельных акций. Они объединяются единым замыслом и планом и проводятся под единым руководством.
Рассмотрим на примере США субъекты, которые целесообразно привлекать к информационно-пропагандистскому обеспечению.
В операциях, проводимых США по захвату Гренады, свержению власти генерала Норьеги в Панаме, ликвидации правления военной хунты на Гаити, в войне в зоне Персидского залива информационно-пропагандистскими мероприятиями государственного (стратегического) уровня руководили президент страны и его администрация. В мероприятиях участвовали госдепартамент, Центральное разведывательное управление, Информационное агентство (ЮСИА), СМИ, ряд других государственных учреждений, а также научно-исследовательские центры, различные фонды и общественные организации.
Руководство президента заключалось прежде всего в определении целей информационно-пропагандистского обеспечения предстоящей операции в подготовительный период, с началом операции и по ее окончании, утверждении соответствующих директивных документов. Кроме того, в регулярных традиционных президентских радио- и телеобращениях к американскому народу вопросы, связанные с подготовкой или ходом уже начавшейся операции, стояли на первом месте. Так, в радиообращении 6 декабря 1992года президент Дж.Буш, говоря об операции «Возрождение надежды», заявил: «Народ Сомали, особенно дети, нуждается в нашей помощи. Мы должны помочь им выжить. Мы должны дать им надежду. Америка должна действовать».
Задолго до применения военной силы соответствующими госслужбами готовились официальные правительственные заявления для печати, информационные бюллетени и краткие информационные сообщения, которые обосновывали необходимость проведения силовой акции. Материалы и указания внешнеполитического ведомства готовились и рассылались во все посольства. Они вводились в действие сразу же после начала вторжения.
Основным средством распространения пропагандистских сообщений являются СМИ, в первую очередь телевидение. По выразительности, объемности информации оно не имеет себе равных. Телерепортажи с места событий создают у зрителей иллюзию сопричастности показываемым на экране событиям. Опросы, проводимые фондом «Общественное мнение» среди различных социальных групп населения и военнослужащих, свидетельствуют о том, что около 90% зрителей верят тому, что передается. На самом же деле зрители нередко получают уже интерпретированную, соответствующим образом обработанную информацию о реальных событиях, что называется, из вторых рук. Эффект восприятия такой «информации» в значительной мере зависит от содержания и тональности комментариев, пропагандистского мастерства ведущего телепрограммы, соответствующего разъяснения фактов. А они, как правило, находятся в прямой зависимости от целей, преследуемых конкретными силами. Повторно используя телепередачи и апеллируя в основном к эмоциям, можно навязать объекту воздействия практически любую точку зрения.
При подготовке операций «Возрождение надежды» и «Поддержка демократии» основными темами ведущих телекомпаний США Си-би-эс, Эн-би-си, Эй-би-си и Си-эн-эн были: хаос, голод, смерть и анархия в Сомали и на Гаити, необходимость наказания военных преступников, невозможность восстановления мира и согласия без решительного вмешательства американской армии. Материалы, передаваемые известными журналистами популярных программ теленовостей, как правило, были полны сцен кровавых преступлений против простого народа. При показе хроники успешно использовались комментарии и личные мнения авторитетных государственных, политических и общественных деятелей США, свидетельские показания беженцев. У тех, кто смотрел эмоциональные, грамотно построенные передачи, уже не возникало никаких сомнений в явном нарушении демократии и элементарных прав человека. Поэтому выступления представителей Белого дома, госдепартамента и Пентагона о необходимости военной акции казались большинству американцев вполне законными и обоснованными.
В результате массированных информационно-пропагандистских кампаний Вашингтону удавалось и удается добиваться поддержки своих действий мировой общественностью и Организацией Объединенных Наций. Кстати, Совет Безопасности ООН при проведении операций в зоне Персидского залива, в Сомали, на Гаити санкционировал создание многонациональных сил под единым командованием и использование всех необходимых средств. Тем самым создавались международно-правовые основы для применения вооруженных сил.
Одним из специфических средств пропагандистского и психологического воздействия следует считать опросы общественного мнения о целесообразности проведения силовой акции и опубликование их результатов в СМИ. Они позволяют оценивать эффективность информационно-пропагандистской работы, своевременно вносить в нее необходимые коррективы.
Непосредственное информационно-пропагандистское обеспечение в зоне конфликтов выполняют специальные армейские структуры. В армии США это прежде всего формирования ПсО и Служба по связи с общественностью. Каждая из названных структур решает как сугубо специфические, так и совместные задачи в рамках психологических операций и мероприятий по связям с общественностью, гражданской администрацией в зоне конфликта и местным населением. Основными направлениями работы структур являются: налаживание и расширение контактов с командованием правительственных войск противостоящей стороны и полевыми командирами иррегулярных формирований в целях прекращения сопротивления и добровольной сдачи оружия; разъяснительная работа среди местного населения для недопущения сопротивления войскам; дискредитация оказывающих сопротивление лидеров вооруженных формирований для изоляции их от местного населения и рядовых боевиков; информационное обеспечение своих военнослужащих в зоне конфликта в интересах поддержания высокого морально-боевого духа; подготовка и распространение объективной информации о действиях войск в зоне конфликта через СМИ и работа с журналистами; организация работы местных газет, радио и телевидения для усиления информационно-пропагандистского воздействия на местное население; противодействие распространяемым слухам.
Одним из наиболее сложных вопросов является освещение конфликта в СМИ и работа с журналистами. Как же это делали специалисты Пентагона при подготовке и осуществлении операций против Панамы и в зоне Персидского залива?
В период обострения американо-панамских отношений (май 1989 года) военно-политическое руководство США наряду с дипломатическими и экономическими санкциями развернуло мощную информационно-пропагандистскую кампанию по дискредитации руководства Панамы и формированию по отношению к нему негативного общественного мнения в США и международного сообщества. Тон задавал президент Дж. Буш. На ряде брифингов для представителей прессы, в радио- и телеобращениях к американскому народу он выступил с прямыми угрозами в адрес панамского руководства, обвинив его в нарушении норм международного права. Массированная, целенаправленная обработка общественного мнения о возможном применении силы против Панамы в интересах защиты национальных интересов США и обеспечения безопасности ее граждан, находящихся в зоне канала, в конечном счете способствовала поддержке конгрессом и народом позиций администрации Дж.Буша. В подготовительный период аппарат помощника министра обороны США по связям с общественностью создал специальную группу журналистов для формирования общественного мнения. В нее включили особо доверенных корреспондентов ведущих американских СМИ. Состав группы утвердил министр обороны.
Управление оборонной информации установило со всеми членами группы постоянную связь. Это позволило оперативно собрать журналистов и на специальном самолете военно-транспортной авиации перебросить их в Панаму, где они работали только под псевдонимами. Прежде чем отправлять материалы в агентства или редакции, журналисты должны были представлять их в Управление по обеспечению свободы информации во избежание утечки секретных данных. Другими словами, материалы подвергались цензуре. В результате целенаправленной деятельности группы журналистов, руководимой военными, операция Пентагона в Панаме предстала перед американским народом как акция исключительной важности в деле защиты его интересов, демократии и прав человека, а действия войск получили оценку «высшего профессионализма».
Опрос общественного мнения, проведенный в январе 1990- года в крупнейших городах США, показал, что 80% граждан полностью поддерживают действия президента и вооруженных сил. Как видим, целенаправленное информационно-пропагандистское обеспечение подготовки операции, продуманное, активное и упреждающее освещение в СМИ ее хода, с одной стороны, способствовали достижению военно-политических целей вторжения в Панаму, укреплению стойкости американских военнослужащих, подрыву морального духа сторонников генерала М.Норьеги, а с другой - оказывали противодействие попыткам некоторых государств формировать негативное мировое общественное мнение по отношению к действиям вооруженных сил США.
Еще более скрупулезно разрабатывались и осуществлялись мероприятия по освещению в СМИ подготовки и хода операции «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне». Руководство министерства обороны США поставило перед соответствующими службами задачу подать такую информацию, чтобы общественность и агентства новостей поверили в необходимость зашиты национальной безопасности и поддержки оборонной стратегии. В то же время надо было исключить утечку закрытой информации.
Для должного освещения в СМИ действий армии командование организовало Объединенное информационное бюро (ОИБ) в Дахране и позже в Эль-Риаде. ОИБ координировало работу журналистов (всего в Саудовской Аравии побывало более 1600 представителей различных СМИ), решало вопросы, связанные с посещением ими соединений и частей, предоставлением возможности для работы.
Большое значение придавали цензуре. Офицеры, сопровождавшие журналистов, следили за тем, чтобы они в репортажах не раскрыли детали планов боевых действий, боевые возможности войск, уязвимые места многонациональных сил.
К началу наступления сухопутной группировки во всех частях находились обозреватели, аккредитованные при пресс-бюро Пентагона. Благодаря им общественность США могла своевременно получать объективную информацию о действиях войск.
Усилия военных не пропали даром. За все время войны в зоне Персидского залива в результате кропотливой и предметной работы с журналистами не появилось ни одной статьи сомнительного содержания, способной подорвать престиж армии, породить нездоровые слухи в обществе.
Как работало ОИБ с прессой?
Организовывало регулярные пресс-конференции и брифинги. С начала боевых действий начальники оперативного и разведывательного отделов объединенного штаба как наиболее компетентные лица вместе с помощником министра обороны по связям с общественностью провели 35 брифингов, в том числе по телевидению. 98 брифингов для прессы провела в Саудовской Аравии специальная группа, выделенная заместителем начальника оперативного отдела. Необходимо отметить, что при подготовке обязательно учитывались поступающие от СМИ запросы.
Регулярно представляло телекомпаниям, в том числе иностранным, уже готовые, специально отснятые видеоматериалы с соответствующими комментариями должностных лиц, причем бесплатно.
Оказывало журналистам помощь в посещении воинских частей, интервьюировании военнослужащих, которые предварительно подготавливались офицерами по связи с общественностью. Кстати, последние должны были обязательно присутствовать во время беседы, хотя некоторые журналисты выражали по этому поводу недовольство, считая, что при сопровождающем офицере нет свободного обмена информацией.
Какие выводы можно сделать из изложенного применительно к российским Вооруженным Силам?
Для этого сначала надо, по всей видимости, хотя бы в общих чертах дать определение информационно-пропагандистскому обеспечению операций (боевых действий). Предлагается понимать под ним систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, объектам, месту и времени информационно-пропагандистских (информационно-психологических) акций и мероприятий. Их следует проводить командующим (командирам), штабам, другим органам управления и специальным объединениям по единому замыслу и плану для влияния на формирование позитивного общественного мнения о действиях войск, нейтрализации (ослабления последствий) негативного информационно-психологического воздействия, защиты морально-боевого духа военнослужащих и укрепления моральной стойкости гражданского населения, создания благоприятных условий для решения поставленных перед войсками задач.
Что следует понимать под специальными формированиями, непосредственно организующими информационно-пропагандистское обеспечение? Прежде всего это органы информации и связи с общественностью (пресс-центры, центры общественных связей и т.д.), воспитательной работы и, как их называют в армиях ряда западных стран, психологических операций (оперативной информации, психологической обороны и т.д.).
Практика показывает, что такая своеобразная триада спецформирований должна незамедлительно быть создана в Вооруженных Силах России. Но прежде чем создавать какие-либо структуры, следует разработать концепцию информационно-пропагандистского обеспечения действий войск (сил). Причем не только в операциях (боевых действиях), но и в режиме повседневной деятельности, в периоды обострения внешне- и внутриполитической обстановки, участия Вооруженных Сил в специфических операциях и в военное время. В отдельных акциях могут быть задействованы силы и средства войск связи (например, для оперативной передачи журналистами сообщений в редакции), радиоэлектронной борьбы, а также органы военной контрразведки.
Какими принципами надлежит руководствоваться при информационно-пропагандистском обеспечении? Анализ работы зарубежных и отечественных пресс-служб силовых структур позволяет выделить основные: убеждающего воздействия, информационного опережения, использования актуальных событий и удовлетворения информационных потребностей.
Что касается непосредственно освещения военных конфликтов средствами массовой информации, то необходимо заблаговременно разрабатывать правила для журналистов, регламентирующие нормы их поведения в различных ситуациях. В частности, правила должны предусматривать неразглашение сведений закрытого характера, контроль представителями информационных органов силовых министерств передаваемой в агентства (редакции) сообщений, запрещение произвольного толкования событий, односторонних комментариев, подачи фактов зверств и насилия, дискриминации по национальным и религиозным признакам.
Может возникнуть закономерный вопрос - почему деятельность журналистов, связанная с освещением военных конфликтов, должна регламентироваться дополнительной инструкцией? Ведь есть соответствующие государственные нормативные акты, и общество имеет право знать все, что затрагивает его интересы, а тем более безопасность.
Печальная статистика военных конфликтов показывает, что их освещение, особенно операций по локализации межнациональных и межрелигиозных столкновений, требует предельной осторожности, взвешенности, объективной обоснованности. Ложная, непроверенная информация, претендующая на сенсационность, может повлечь за собой события с непредсказуемыми последствиями, гибель военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, мирных жителей.
В связи с этим представляется, что в нормативном документе (указе президента, постановлении правительства) о проведении силовой акции, если не объявляется режим чрезвычайного положения, должен обязательно содержаться пункт, согласно которому за всеми материалами из района действий устанавливается государственный контроль. Кроме того, до начала операции целесообразно провести совместную встречу командования войск силовых министерств и редакторов основных информационных агентств, газет, радио и телевидения, ведущих обозревателей и комментаторов для разъяснения возможных негативных социально-политических последствий нарушений установленного порядка информационного освещения происходящего. Такую встречу желательно проводить по поручению президента страны секретарю Совета Безопасности или по поручению председателя правительства РФ руководителю его пресс-службы.
В районе действий необходимо заблаговременно создавать пресс-центр командования группировки войск. Практика показывает, что на него целесообразно возлагать следующие задачи: регулярное информирование старшего информационного органа о ходе операции (боевых действиях), событиях и фактах, которые могут привлечь внимание общественности; подготовку для командующего группировкой войск обзоров СМИ, освещающих деятельность соединений и частей; оказание содействия журналистам в объективном и своевременном освещении деятельности войск, хода боевых действий (что позволит исключить распространение необъективной информации, способной оказать негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих); информирование военнослужащих о событиях на родине; координацию деятельности журналистских бригад, прибывающих для освещения деятельности войск. Журналисты, желающие прокомментировать операцию, предварительно должны получить аккредитацию при информационной службе министерства, руководитель которого назначается командующим объединенной группировкой федеральных войск (после соответствующей проверки органами контрразведки).
В район действий представителей СМИ желательно доставлять в составе уже сформированных бригад транспортом министерства, ответственного за силовую акцию. Состав бригад желательно иметь небольшой - 4-6 человек. Сопровождать бригады должен представитель пресс-центра (центра общественных связей) соответствующего силового ведомства. Его функции: подбор по согласованию с командованием материалов, которые целесообразно осветить в интересах прекращения конфликта; проверка отснятых теле- и фотоматериалов; организация интервью с солдатами и офицерами. В последнем случае надо соблюдать следующие условия: обсуждать только факты, не делать предположений, не обсуждать спорные политические вопросы. Эти требования обязательны для всех: от солдата до генерала. Для того чтобы в последующем не возникало недоразумений, целесообразно делать копии аудио- и телезаписей и сохранять их до реализации материала.
Основными способами информационно-пропагандистского обеспечения могут быть: пресс-конференции и брифинги командования для представителей СМИ, радио- и телеобращения командования и гражданской администрации к военнослужащим и гражданскому населению; цензорский контроль материалов СМИ из района событий; выявление лиц, распространяющих слухи, литературу, аудио- и видеоматериалы, умышленно компрометирующие военнослужащих, разжигающие национальные и религиозные распри, призывающие солдат к неповиновению своим командирам, отказу от выполнения приказов и т.д.; дискредитация лидеров экстремистских, националистических и бандформирований, развенчание их политических программ, лозунгов и тезисов, побуждение членов незаконных вооруженных формирований к прекращению противоправной деятельности.
В настоящей статье затронуты лишь основные вопросы информационно-пропагандистского обеспечения операций и боевых действий в военных конфликтах. По ряду позиций они спорны, но, учитывая важность поднятой проблемы, читателям предлагается обменяться мнениями на страницах журнала.