К вопросу о взаимодействии соединений и частей Сухопутных войск с авиацией в общевойсковом бою
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1996, стр. 21-24
К вопросу о взаимодействии соединений и частей Сухопутных войск с авиацией в общевойсковом бою
Генерал-лейтенант Е.Н.КАШИЦЫН
Полковник В.А.ХАРИТОНОВ,
кандидат военных наук, доцент
ПОБВДА в современном бою, имеющем ярко выраженный общевойсковой характер, достигается согласованными действиями различных сил и средств. Поэтому вполне понятен интерес к публикациям журнала, в которых рассматриваются вопросы взаимодействия.
Необходимость обращения к данной тематике вызвана нерешенностью на сегодняшний день проблемы взаимодействия соединений и частей Сухопутных войск с авиацией (авиацией СВ, а также фронтовой: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и разведывательной), из-за чего в ходе боевых действий имеют место случаи нанесения авиационных ударов по своим войскам, поражения своих вертолетов и самолетов огневыми средствами танковых (мотострелковых) соединений и частей, отклонения в точности выполнения авиацией огневых задач (удары по другим целям). Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов дает тому немало примеров.
Первопричина сложности взаимодействия наземных войск и авиации кроется, как представляется, в скоротечности этого процесса, так как средняя скорость полета современных самолетов составляет 10-15, а вертолетов - 3-4 км/мин. Поэтому в ходе боя и общевойсковой командир, и летные экипажи остро ощущают дефицит времени, необходимого для решения вопросов взаимодействия.
Для наземных войск данная проблема может быть в значительной степени разрешена, если командир танкового (мотострелкового) полка (дивизии) будет знать точное время выхода авиации к переднему краю. С этой целью один из опорных ориентиров, через которые проходит маршрут полета авиации, предлагается назначать на линии боевого соприкосновения наземных войск (вблизи наблюдательных пунктов полков или батальонов первого эшелона, где, как правило, находится пункт управления авианаводчика), а расчетное время выхода авиации на этот опорный ориентир указывать в информации оповещения.
Располагая такими сведениями, общевойсковой командир сможет без дополнительных расчетов отдать четкие указания по поддержанию взаимодействия в ходе боя: время самого оповещения, прекращения (возобновления) огня артиллерии, введения в действие сигналов обозначения, начала подавления средств ПВО противника и целеуказания.
Проблема дефицита времени для летных экипажей может быть достаточно легко решена в авиации СВ: способность современных боевых вертолетов поражать наземные цели управляемыми ракетами с режима висения на дальностях до 8 км обеспечивает возможность их применения для непосредственной поддержки наземных войск с площадок засад.
Наиболее эффективен данный тактический прием при ликвидации противника, блокированного в населенных пунктах, а также в наступлении: в этом случае время наблюдения поля боя летным экипажем будет составлять уже не 2-5, а 30-50 минут, что позволит ему точнее выполнять команды целеуказания и, кроме того, самостоятельно вести детальную разведку противника, располагая в этом отношении значительно большими возможностями по сравнению с общевойсковым командиром, находящимся в бронемашине. Последнее обусловлено наличием на боевых вертолетах прицела с 10-12-кратным увеличением и его превышением над землей минимум в 5-10 м.
Согласно Толковому словарю русского языка понятие «взаимодействие» означает согласованные действия. Применительно к военному делу под организацией взаимодействия следует понимать работу командиров и штабов различных уровней, направленную на согласование усилий родов войск. Поэтому связанные с ним проблемы скрыты не только в подходах к взаимодействию с авиацией, но и в ее организации.
Опыт боевой подготовки войск, учебного процесса академий Сухопутных войск свидетельствует, что один из них заключен в определении рамок организации взаимодействия в процессе подготовки боя (взаимодействия вообще и с авиацией в частности). Так, согласно довольно распространенному мнению оно начинается с момента принятия решения (или даже раньше), с чем вряд ли можно согласиться: согласование усилий войск (сил) при выработке замысла и постановке задач войскам предопределено, так сказать, самой природой общевойскового боя, осуществляется командиром по его единоличной воле и не входит в организацию взаимодействия, назначение которой - согласование действий конкретных исполнителей задач боя с привлечением широкого круга должностных лиц танкового (мотострелкового) соединения (части).
Как представляется, стремление к широкому толкованию понятия «взаимодействие» вызвано таким определением его военными энциклопедическими изданиями. Однако в свете требований руководящих документов к организации взаимодействия необходимо отнести следующие мероприятия подготовки боя: определение основных вопросов взаимодействия как элемента решения на бой; указания командира танкового (мотострелкового) соединения (части) по взаимодействию; организацию взаимодействия на местности, макете местности или на картах.
Основные вопросы взаимодействия, как правило, включают: этапы боя, по которым организуется взаимодействие; привлекаемые к этому силы и средства; метод, время и место его организации, категории должностных лиц, привлекаемых на это мероприятие; документы и сроки их разработки; порядок управления войсками в ходе организации взаимодействия. По своему содержанию указанное относится к общевойсковым вопросам, в равной степени касающимся и авиации, и всех других участников планируемого боя.
Непосредственная же организация взаимодействия начинается, по нашему мнению, с указаний общевойскового командира, которые в части, касающейся авиации, должны включать: объявление сигналов и мер безопасности взаимодействия с авиацией; указания по организации оповещения о действиях авиации, обозначения подразделений наземных войск и целеуказания.
В настоящее время основными сигналами взаимодействия соединений и частей Сухопутных войск с авиацией являются: «Здесь линия фронта», «Мы свои войска» - сигналы, подаваемые наземными войсками; «Я свой самолет (вертолет)» - сигнал, подаваемый авиацией.
Сигнал «Здесь линия фронта» подается для обозначения переднего края, достигнутых (занимаемых) частями и подразделениями Сухопутных войск рубежей. Он вводится в действие только при выполнении авиацией задач в непосредственной близости от их боевых порядков и является одновременно сигналом опознавания, т.е. определения государственной принадлежности наземных войск.
Сигнал «Мы свои войска» подают подразделения и части Сухопутных войск при нахождении во втором эшелоне и на марше. Его основное предназначение - показать свою государственную принадлежность.
Следует отметить, что радиотехническую систему «Пароль», внедренную в настоящее время в Сухопутные войска, могут использовать только летательные аппараты, имеющие бортовые радиолокационные станции просмотра земной поверхности. Из состава фронтовой авиации и авиации Сухопутных войск это только фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители-бомбардировщики, оснащенные многофункциональной радиолокационной станцией с цифровым синтезированием апертуры. Следовательно, ни большая часть истребителей-бомбардировщиков, ни штурмовики, ни тем более вертолеты воспользоваться этой системой не в состоянии, и для опознавания ими наземных войск необходимо применять другие средства обозначения.
Опыт войн и учений со всей очевидностью свидетельствует, что для обеспечения безопасности взаимодействия с авиацией необходимо соблюдение ряда требований: наличие запретных для полета авиации зон; предупреждение войск о том, чтобы перед открытием огня по самолету (вертолету) обязательно производилось его опознавание; ведение в полосе действий авиации артиллерийского огня только орудиями прямой наводки (за исключением случаев, когда вертолеты находятся под траекторией артиллерийского огня); прекращение огня артиллерии с закрытых огневых позиций на время пролета авиации над рубежами огня; минимальное удаление объектов поражения авиацией от боевых порядков наземных войск.
Безопасная дальность применения конкретных авиационных средств поражения от своих войск определяется по специальным номограммам. Согласно им на дальности более 1100 м могут применяться все обычные средства поражения, находящиеся на вооружении фронтовой авиации и авиации СВ (кроме бомб калибра 1500 кг); на дальности от 800 до 1100 м - авиационные бомбы калибра более 100 кг, НАР типа С-24, С-25, управляемые ракеты типа Х-25(29); в пределах от 500 до 800 м - РБК-500 ПТАБ-1м, РБК-500 ПТАБ-2,5 РТ, РБК-500-ЗАБ 2,5, авиационные бомбы калибра 100 кг и менее, НАР типа С-5, С-8, С-13; на дальности 500-200 м - огонь пушек и противотанковые управляемые ракеты.
В указания по организации оповещения о действиях авиации, мы считаем, следует включить такие сведения: какая из радиосетей является основной, а какая запасной для оповещения; кто из должностных лиц отвечает за это оповещение (как правило, заместитель начальника штаба); сигналы оповещения для фронтовой авиации и авиации СВ.
Указания по организации обозначения своих войск должны содержать, по нашему мнению, информацию о назначении постов обозначения и обеспечении их необходимыми средствами; вид команды на подачу сигналов обозначения, а также порядок ее прохождения (как правило, в той же радиосети, что и оповещение войск о пролете авиации).
Количество пиротехнических средств, которыми необходимо снабдить пост обозначения, определяется по формуле
где -Nсигн - ожидаемое число подачи сигналов в ходе боевых действий;
tсигн - требуемая продолжительность подачи сигнала;
tгор - продолжительность горения пиротехнического средства.
Указаниями по организации целеуказания авиации общевойсковой командир, как представляется, должен определить: место авиационного наводчика в боевом порядке части, подразделения (как правило, на НП); какая из артиллерийских батарей (какой расчет) выделяется для обозначения целей. Кроме того, в указаниях общевойскового командира по взаимодействию с авиацией могут найти отражение следующие вопросы: о проведении контроля знания личным составом наблюдательных постов силуэтов самолетов и вертолетов своей авиации и авиации противника; какие подразделения из состава частей первого эшелона назначаются для спасения летных экипажей, терпящих бедствие, а второго - для охраны (обороны) площадок подскока и базирования авиации.
Организация взаимодействия с авиацией на местности, макете местности или на картах является составной частью этого этапа подготовки боя в танковой (мотострелковой) дивизии (части), и в ходе розыгрыша того или иного тактического эпизода алгоритм работы общевойскового командира может быть следующим:
авиационный специалист (начальник группы боевого управления, авиационный наводчик) докладывает порядок действий авиации на этом этапе боя и элементы взаимодействия с ней - объекты ударов, маршруты, коридоры, высоты, скорости и т.д.;
заместитель начальника штаба (должностное лицо, назначенное ответственным за оповещение) докладывает порядок оповещения (например, о пролете фронтовой авиации): «Зарево» (циркулярный), я 111, всем «Сокол-777» (сигнал оповещения о пролете самолетов к объектам удара) или: «Голубь-333» (возвращения), четыре Грача, маршрут №7, высота 300 м, над 12-м (опорный ориентир на переднем крае) в 12.30»;
начальник артиллерии докладывает порядок прекращения (возобновления) огня артиллерии;
командир полка первого эшелона, на участке которого действует авиация, докладывает порядок обозначения переднего края.
В практике боевой подготовки и учебном процессе ввузов Сухопутных войск на рассматриваемом этапе подготовки боя довольно часто отрабатывается вопрос прекращения огня средств ПВО дивизии (части) при полете авиации над ее боевым порядком, с чем вряд ли можно согласиться. Во-первых, командиры зенитно-ракетных частей и подразделений гораздо лучше, чем общевойсковые, знают воздушную обстановку, так как имеют радиолокационные средства и средства определения государственной принадлежности летательных аппаратов. Во-вторых, огонь средств ПВО избирателен, направлен на конкретную воздушную цель, а их «выключение» даже на малый промежуток времени чревато неоправданными потерями наземных войск при появлении воздушного противника.
Таким образом, организация (в том числе и поддержание) взаимодействия соединений, частей и подразделений Сухопутных войск с авиацией сводится в основном к следующему: оповещение о пролете (действиях) авиации над боевыми порядками Сухопутных войск; прекращение огня артиллерии, если есть вероятность пересечения траекторий полета артиллерийских снарядов (ракет) и самолетов (вертолетов); обозначение подразделениями Сухопутных войск переднего края (своего расположения), если объект удара авиации находится в непосредственной близости от боевых порядков Сухопутных войск; целеуказание авиации.
Военная мысль. - 1992. - №6-7. - С.28-34; 1993. - №3. - С.39-46; №6. -С.25-29; 1994. - №9. - С. 16-20.
Военный энциклопедический словарь. - М.:Воениздат, 1986. - С.127.