К вопросу оценки боевой готовности войск

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1996

К вопросу оценки боевой готовности войск

Полковник А.М.БАГИРОВ,

кандидат военных наук

Полковник В.Н.ГУЙВЕНКО,

кандидат военных наук

Полковник В.Г.СИРОТЕНКО

ВОПРОСАМ достижения и поддержания требуемого уровня боевой готовности войск посвящено немало научных трудов и публикаций. Их актуальность еще больше возросла в условиях реформирования ВС РФ. Научные разработки, связанные с этой тематикой, затрагивают вопросы совершенствования системы боевой готовности (БГ) войск по ее составляющим. Поэтому возникает проблема объединения всех сторон деятельности войск для достижения главной цели - поддержания соответствующего уровня боевой готовности, рационального комплексного использования временных, финансовых, материальных и других ресурсов. Это объективно требует от командиров, штабов принятия решений, которые учитывали бы факторы, влияющие на БГ в условиях увеличивающегося объема обрабатываемой информации, и прогнозируемость результатов данных решений, что усложняет управленческие задачи на всех уровнях. При этом временной интервал, в рамках которого должно осуществляться управление, имеет тенденцию к уменьшению. Таким образом, возникает своего рода противоречие между возросшим объемом управленческих задач и возможностью их решения в установленные сроки. Высокопроизводительные технические средства обработки информации позволяют выйти из этого положения путем создания, внедрения и использования в управлении боевой готовностью войск передовых информационных технологий. Процесс решения возникающих при этом задач называется информатизацией. Основу ее представляет информационная поддержка посредством ЭВМ процесса выработки и принятия решения, что, в свою очередь, предъявляет специфические требования к способам представления информации.

В настоящее время в практике управления войсками применяется упрощенная методика выработки и принятия решения на управление боевой готовностью войск. Вид используемого при этом показателя БГ (боеготов, ограниченно боеготов, небоеготов), методика его определения не позволяют достаточно точно и обоснованно обозначить цель предстоящих действий, оценить исходное состояние войск, осуществить прогноз уровня боевой готовности, достигаемого при выполнении того или иного варианта решения. Поэтому, а также из-за низкого уровня формализации используемых при выработке и принятии решения исходных данных ЭВМ в процессе управления повседневной деятельностью войск превращается в информационно-поисковую систему с небольшим количеством расчетных задач, а выполнение трудоемких, связанных с выработкой и принятием решения, как и раньше, ложится на плечи должностных лиц штабов, командиров.

Выходом из создавшегося положения является, на наш взгляд, определение вида и методики вычисления значений показателя уровня боевой готовности, позволяющего в формализованном виде описать цель деятельности соединений, частей, подразделений в мирное время: При определении такого показателя должна учитываться возможность разработки математических моделей различных видов деятельности войск, позволяющих прогнозировать результаты выполнения вариантов решения с помощью ЭВМ.

По нашему мнению, эта задача может быть решена при системном подходе к анализу понятия «боевая готовность войск (сил)».

С информационной точки зрения существующее определение боевой готовности складывается из двух понятий: своевременности вступления войск (сил) в военные действия на начальном и успешности выполнения ими поставленных задач на последующих этапах боевых действий. В общем случае относительный вес этих составляющих в зависимости от задач, стоящих перед тем или иным соединением (частью, подразделением), может быть различным. Поэтому, чтобы преждевременно (до рассмотрения конкретных частей и моделей боевых действий) не завысить степень влияния качества выполнения каждой из них на конечный результат, целесообразно задачи, целью выполнения которых является своевременное вступление в военные действия (подъем по тревоге, сбор, выход в назначенный район и т.д.), ввести в общий список «поставленных задач». Тогда боевая готовность будет определяться способностью войск успешно выполнять задачи, определенные им с началом военных действий.

Оценить способность войск решать отдельно взятую задачу можно с помощью различных показателей (количественных, качественных, вероятностных). Но в ходе боевых действий войска должны решать не одну задачу, а их совокупность, что они и делают, но с разной степенью качества. Возникает необходимость оценки способности выполнения войсками всей совокупности задач, а также определения показателя (вычисления его значений), позволяющего учитывать результаты решения отдельно взятой задачи. Основой для этого является наличие общей цели боевых действий. Следовательно, итоговой должна быть оценка способности достигать в ходе боевых действий требуемого конечного результата.

Необходимо отметить, что используемое во взятом за основу определении боевой готовности выражение «в любых условиях обстановки» с информационной точки зрения не совсем корректно, так как задачи войскам определяются на основе моделей боевых действий, которые учитывают конечное множество вариантов обстановки. Слово же «любые» предполагает их неограниченность.

Исходя из вышеизложенного, предлагается рассматривать боевую готовность как способность войск достигать требуемого конечного результата посредством выполнения необходимых для этого задач в различных условиях обстановки, предусмотренных моделями боевых действий. Из этого определения следует, что уровень БГ необходимо характеризовать тем же показателем, что и требуемый конечный результат, которого войска должны достичь в ходе боевых действий. Это позволит, описав некоторым показателем возможный конечный результат предстоящих боевых действий и определив приемлемое его значение, представить в формализованном виде цель повседневной деятельности войск, т.е. требуемый уровень их боевой готовности.

Очевидно, что в ходе боевых действий ввиду наличия различных случайных факторов, в том числе труднопрогнозируемости действий противника, достичь приемлемого значения боевой готовности очень сложно. Поэтому цель предстоящих действий, а следовательно, и требуемый уровень БГ должны задаваться некоторым интервалом, границы которого соответствуют минимально приемлемому и максимально достижимому результатам в рассматриваемых условиях обстановки. При этом чем ближе достигнутый уровень боевой готовности к максимально достижимому, тем выше БГ войск. Условием небоеготовности войск (соединения, части, подразделения) в формализованном виде будет непопадание в этот интервал.

Вероятно, истинную оценку можно получить только при ведении боевых действий с реальным противником. В мирных же условиях наибольшая точность ее прогноза может быть достигнута при проведении с войсками полномасштабных учений. Но большие затраты, связанные с этим, не позволяют использовать подобный вид контроля состояния войск так часто, чтобы можно было делать обоснованные выводы о БГ соединений, частей, подразделений и своевременно принимать решения на управление. Кроме того, в ходе одного учения, какого бы масштаба оно ни было, нельзя создать все варианты обстановки, возможной при ведении реальных боевых действий, а следовательно, и проверить качество выполнения войсками задач. Поэтому возникает необходимость определения зависимости уровня боевой готовности войск от состояния определяющих его факторов. Она позволит с достаточной степенью обоснованности судить о способности соединений, частей, подразделений достигать требуемого конечного результата в ходе боевых действий.

И здесь основной проблемой, на наш взгляд, является количественное измерение степени влияния факторов на конечный результат боевых действий, которое учитывало бы объективно существующие между ними взаимосвязи. Для ее решения нами предлагается использовать метод анализа иерархий.

Первый этап решения поставленной задачи - построение на основе декомпозиции цели предстоящих действий самой иерархии факторов. В процессе заблаговременной подготовки командир любого ранга, исходя из предназначения вверенных ему войск (сил) для каждого из возможных вариантов обстановки, принимает решение на ведение боевых действий, в котором определяет задачи подчиненных частей (формирований, подразделений, отдельных военнослужащих). Очевидно, что качество выполнения войсками каждой из задач в той или иной мере влияет на достижение цели предстоящих боевых действий. Поэтому способность соединений, частей, подразделений выполнять конкретную задачу с требуемым качеством может рассматриваться как фактор, оказывающий определенное влияние на уровень боевой готовности войск. Тогда в качестве основы для построения иерархии, вершиной которой является цель предстоящих боевых действий (уровень боевой готовности), может быть принята существующая совокупность взаимосвязанных планов боевых действий (обеспечения боевых действий) соединений, частей, представленная в виде иерархической структуры выполняемых войсками задач (рис.1). Последний уровень будут занимать задачи, выполняемые отдельными военнослужащими (номерами расчетов, должностными лицами органов управления соединения, части, подразделения и т.д.).

Качество выполнения военнослужащими отдельно взятой задачи, в свою очередь, зависит от факторов, представленных на рис.2.

Таким образом, иерархия задач, которую мы условились рассматривать как иерархию факторов, определенным образом влияющих на уровень боевой готовности (состояние вершины иерархии), дополняется еще одним уровнем со следующими элементами: обученность военнослужащего, его физическая подготовка, усталость, состояние здоровья; состояние каждого вида вооружения и военной техники, видов материальных средств; морально-психологическое состояние войск.

Необходимо отметить, что в ходе ведения боевых действий на состояние личного состава, вооружения и военной техники, запасов материальных средств могут воздействовать факторы обстановки, к которым относятся: вариант воздействия противника; качество выполнения задач в интересах войск взаимодействующими и обеспечивающими силами; состояние внешней среды (природно-климатические, физико-географические условия местности, инфраструктура района действий, время года, суток и т.д.)- Но так как в основу построения иерархии положено решение командира на ведение боевых действий, в котором в той или иной мере уже учтено влияние факторов обстановки, то они в составе иерархии не рассматриваются.

К вопросу оценки боевой готовности войск

Второй этап - определение относительных весов (приоритетов) ее элементов пр отношению к вершине, которой в данном случае является уровень боевой готовности. Если весовые коэффициенты однородны, т.е. имеют одну шкалу измерения, то это позволяет прогнозировать состояние вершины по состоянию элементов одного из уровней иерархии.

Анализ используемых в настоящее время нормативных документов по оценке уровня обученности войск показывает, что для характеристики качества выполнения различных задач могут использоваться показатели, отличающиеся друг от друга физическим смыслом, а следовательно, и единицами измерения (время выполнения задачи, количество допущенных при этом ошибок, объем использованных средств и т.д.)-

К вопросу оценки боевой готовности войск

Кроме того, существует множество критериев, с помощью которых вырабатывается суждение о качестве: выполнения той или иной задачи. Одни из них максимальному значению показателя ставят в соответствие высшую оценку (чем больше поражено мишеней, тем выше оценка), другие - минимальную (чем меньше времени затрачено на выполние задачи, тем выше оценка).

Для приведения показателей к единой шкале могут использоваться различные приемы их преобразования к единому безразмерному виду (нормирование).

Аналогичным нормированным показателем может описываться и результат предстоящих боевых действий, т.е. уровень боевой готовности.

Для определения состояния вершины необходимо располагать информацией о состоянии всех элементов одного из уровней иерархии. Источником ее является повседневная деятельность соединений, частей, подразделений в мирное время. Ее основу составляет боевая подготовка, когда в ходе учебной отработки задач любого уровня руководителем занятия (учения) и его помощниками (посредниками) создаются элементы обстановки, которые могут сложиться в ходе боевых действий. При этом необходимо отметить, дар, оценивая результаты выполнения учебной задачи, следует учитывать степень адекватности создаваемой в ходе занятия (учения) обстановки той, которая складывается в ходе реальных боевых действий. А это зависит от искусства руководителя, когда в ходе занятия он должен: определить из множества моделей обстановки ту, в которой будет решаться задача, а также оптимальный план действий обучаемых; спрогнозировать качество выполнения задачи при реализации этого плана; провести занятие и оценить качество выполненной обучаемыми задачи.

Кроме того, необходимо учитывать, что перед проведением занятия осуществляется подготовка личного состава и техники, в ходе которой отрабатываются учебные задачи, т.е. на занятии используется исправная техника, личный состав сыт, обут, одет, здоров, обеспечен всеми необходимыми материальными средствами. Следовательно, в ходе занятия оценивается реальное состояние только двух факторов: обученности военнослужащего и его физической подготовки. Поэтому на основании значений показателей качества выполнения задач любого уровня, определенных по результатам проведения занятий в ходе боевой подготовки, можно получить обобщенную оценку обученности войск, которую в данном случае можно интерпретировать как оценку уровня их боевой готовности.

Для получения оценки, отражающей реальное состояние всех факторов, необходимо учитывать степень влияния (приоритет) на нее уровня физической усталости, состояния здоровья и морально-психологического состояния военнослужащего, состояния вида вооружения и военной техники, материальных средств, а также общее количество военнослужащих, видов вооружения, военной техники, материальных средств.

Степень формализации используемых при этом подходе данных создает основу для разработки и реализации на практике методики работы командира (штаба) по выработке и принятию решения на организацию повседневной деятельности соединений, частей, подразделений с использованием ЭВМ, что позволит: оптимизировать принимаемое решение за счет учета степени влияния различных факторов на уровень боевой готовности войск и прогноза результатов выполнения различных вариантов решения; уменьшить время выработки и принятия решения за счет выполнения максимального числа операций по обработке информации непосредственно ЭВМ; освободить командира (должностное лицо штаба) от рутинной («бумажной») работы и предоставить ему максимальные возможности для творческой деятельности.

Предлагаемый подход к методике оценки боевой готовности позволяет достаточно обоснованно (с учетом всех групп факторов, влияющих на боевую готовность) и объективно (с использованием количественных показателей качества выполнения задач) определять ее уровень на различных этапах повседневной деятельности войск.

Основными задачами по созданию такой методики является разработка: методик определения значений нормированных показателей состояния факторов, влияющих на уровень боевой готовности; математических моделей повседневной деятельности войск; алгоритмов решения на ЭВМ задач формирования различных вариантов решения на управление боевой готовностью войск, прогноза и оценки приемлемости результатов их выполнения, выбора рациональных вариантов. Решение этих задач позволит детализировать структуру данной методики и приступить к решению вопросов, связанных с информатизацией остальных этапов процесса управления боевой готовностью войск.

Военный энциклопедический словарь.-М.: Воениздат, 1986.-С.85.

Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. -М.: Радио и связь, 1993. - С.22-42.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации