Система военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров в российской армии XVIII-XIX веков
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1996, стр. 71-78
Система военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров в российской армии XVIII-XIX веков
Полковник А.В.АРШИНОВ
Полковник запаса Ю.К.ЮМАШЕВ,
кандидат технических наук
В статье на основе военно-исторического материала показаны роль и значение системы военно-учебных заведений в подготовке командного состава, отвечающего требованиям военного дела конкретного исторического периода. Поэтому этот опыт может быть использован и при проведении реформ в Вооруженных Силах России
ВОЕННАЯ история свидетельствует об исключительной важности проблем подготовки военных кадров. Это закономерно, поскольку ведущая роль в жизни и деятельности военной организации всегда принадлежала офицерскому корпусу, который служит костяком, организующей силой любой армии. Еще древние римляне утверждали: «Лучше стадо баранов, предводимое львом, чем стадо львов, предводимое бараном». Наши великие предки говорили: «Красна рать воеводою!» (Петр I), «Присутствие опытного и деятельного полководца стоит более целой армии» (А.В.Суворов). Военачальник является главным организатором и руководителем боя, сражения, операции. Без достаточного числа надежных, соответствующим образом обученных и воспитанных офицеров нельзя создать мощную регулярную армию.
Элементарное военное образование существовало уже в глубокой древности, а его эволюция тесно связана с развитием средств вооруженной борьбы и военного искусства. Если в прошлом навыки командования передавались из поколения в поколение по наследству от старшего к младшему, то с появлением массовых армий, для руководства которыми требовался хорошо подготовленный командный состав (офицерский корпус), военное образование становится самостоятельной отраслью. В конце XVII века во всех странах стали создаваться военно-учебные заведения. В России они появились при Петре I.
Первая военная (артиллерийская) школа была учреждена в 1698 году в Москве при Преображенском полку. Ее возглавил «капитан от бомбардир» Скорняков-Писарев, а преподавали в ней офицеры полка. Школа (иногда ее называли бомбардирской ротой) комплектовалась исключительно дворянами. В ней изучали арифметику, геометрию, фортификацию и артиллерию. Вскоре появилась еще одна артиллерийская школа, но в 1699 году она сгорела.
В это же время в Москве открылась «Школа математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Размещалась она в Сухаревой башне. Количество учащихся было определено в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за свой счет, остальные получали «кормовые» деньги от казны. Учебный план составил сам Петр I. Так как школа готовила не только моряков, но и артиллеристов и инженеров, ее программа была универсальной и предусматривала изучение русского языка, арифметики, геометрии, тригонометрии (с практическим приложением ее к геодезии), тригонометрии сферической, артиллерии, фортификации, математической географии, мореплавания, навигации и астрономии. Кроме того, преподавали «рапирную науку» (фехтование). После окончания теоретического курса учащихся посылали на практику. Навигационная школа дала армии и флоту первых отечественных офицеров - моряков, артиллеристов, инженеров, топографов и других специалистов.
С учреждением в 1715 году Морской академии в Санкт-Петербурге Московская школа математических и навигационных наук утратила свое значение и продолжала существовать лишь как подготовительное учебное заведение для поступления в Морскую академию.
Начавшаяся в 1700 году Северная война потребовала расширения сети военных школ и увеличения численности офицеров. Поэтому в Москве в 1701 году при Приказе Артиллерии вновь открывается сгоревшая в 1699 году артиллерийская школа на 300 человек. Она состояла из двух отделений: 1-е (так называемая «инженерная школа») готовило унтер-офицеров в сержантском звании, которые после прохождения практики в войсках и при наличии офицерских вакансий производились в офицеры; 2-е отделение («цифирная и словесная школа») выпускало мастеров, бомбардиров, канониров и писарей. На первых порах 1-е отделение комплектовалось не только дворянами, но и разночинцами, а 2-е - пушкарскими детьми. С 1719 года доступ на 1-е отделение лицам не дворянского происхождения был закрыт.
В 1721 году в Петербурге появилась третья артиллерийская школа, которая комплектовалась дворянами, окончившими Московскую артшколу. В этом учебном заведении изучали устройство орудий, приготовление пороховых и ракетных составов, правила заряжания и стрельбы из орудий.
В 1722 году был утвержден новый штат артиллерийских школ, согласно которому их оставалось только две - в Москве и Петербурге. 100 дворянских детей в течение четырех-пяти лет обучались чтению, письму, арифметике, геометрии и тригонометрии в Москве, после чего 50 человек переводили в Петербургскую артиллерийскую школу, где они занимались только артиллерийским делом и фортификацией.
Помимо артиллерийских широкое развитие получили инженерные школы. Так, указом от 16 января 1712 года в Москве была учреждена инженерная школа, рассчитанная на 100-150 человек, а 16 марта 1719 года основана аналогичная в Петербурге. В 1723 году их объединили в одну, в Петербурге.
Для улучшения подготовки военных врачей в 1707 году в Москве при военном госпитале стала функционировать хирургическая школа с пятилетним сроком обучения. Примерно в это же время появилась Московская школа переводчиков, просуществовавшая до 1715 года.
Надо сказать, что усилия Петра I дали свои результаты: русская армия и флот получили достаточное число квалифицированных инженеров, артиллеристов и моряков. С 1720 года Россия перестала приглашать на службу иностранных военных специалистов.
К сожалению, в дальнейшем дело подготовки офицерских кадров постепенно стало приходить в упадок. Русское дворянство весьма ревниво относилось к чистоте своих рядов и после смерти Петра I стало обвинять его в том, что он засорил дворянство «худородными людьми», так что уже в 30-х годах XVIII столетия были введены ограничения на прием лиц не дворянского происхождения в офицерский корпус.
Сподвижник Петра I П.И.Ягужинский (1683-1736), будучи послом при прусском дворе, близко познакомился с устройством тамошних кадетских корпусов, воспитанники которых пополняли прусский офицерский корпус, и разработал предложения по созданию подобных им в России. Свой проект он представил императрице Анне Иоанновне, и 29 июня 1731 года был подписан именной указ об учреждении Шляхетского (с 1743 года - Сухопутный) кадетского корпуса. По уставу 1731 года кадетский корпус, или, как он именовался, «корпус кадетов», был заведением закрытым, с военной организацией. В него принимались исключительно дворяне в возрасте 13-18 лет, уже освоившие грамоту. Преподавали здесь не только военные, но и образовательные предметы, «понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна». Выпуск первых 11 человек был осуществлен 8 июня 1734 года. Интересно отметить, что в 1794 году во главе корпуса был поставлен М.И.Кутузов. Михаил Илларионович включил в учебный план тактику и военную историю и сам вел оба этих предмета. В 1800 году Сухопутный корпус был преобразован в 1-й кадетский.
В 1756 году на должность генерал-фельдцейхмейстера и главноначальствующего над инженерным корпусом был назначен граф Петр Иванович Шувалов, человек, по выражению одного из современников, замыслов великих и предприимчивый. В 1758 году он объединил Петербургские артиллерийскую и инженерные школы с Московской артиллерийской. Новое учебное заведение стало именоваться «Артиллерийская и инженерная дворянская школа». Шувалов намеревался преобразовать ее в кадетский корпус и в 1758 году представил императрице Елизавете проект «об учреждении корпуса для артиллерии и инженерства». Однако кончина Елизаветы, а затем и Шувалова помешала его осуществлению. И только через четыре года, 25 октября 1762 года, школа была переименована в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус.
В последней четверти XVIII века были открыты: Греческий кадетский корпус для греческих детей, оставшихся сиротами во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов (корпус существовал с 1775 по 1796 год); Шкловское благородное училище (открыто 24 ноября 1778 года), которое в 1800 году было преобразовано в Гродненский кадетский корпус; школа Е.Войцеховского; школа при Виленском университете, штат и программа обучения в которой были предложены М.И.Кутузовым и утверждены в 1797 году; военно-воспитательная школа (1776 год) при Генеральном штабе для подготовки колонновожатых; 23 декабря 1798 года - Императорский военно-сиротский дом и его отделения при гарнизонных полках. В 1829 году дом был преобразован в Павловский кадетский корпус и просуществовал до 1863 года.
Таким образом, подготовка офицерских кадров для армии в конце XVIII - начале XIX века была сосредоточена в 1-м, 2-м и Гродненском кадетских корпусах, военно-сиротском доме и нескольких школах, а с 1802 года и в Пажеском корпусе. Все эти учебные заведения выпускали в год всего 120 офицеров, что было явно недостаточно. В связи с этим шеф 1-го кадетского корпуса генерал П.А.Зубов в 1801 году представил проект учреждения губернских военных училищ, которые готовили бы молодых дворян к поступлению в кадетские корпуса. Александр I одобрил его и предложил губернаторам 12 губерний обсудить на дворянских собраниях вопрос об открытии училищ на средства дворян. В 1802 году была создана специальная комиссия, по итогам работы которой в 1805 году был утвержден «План военного воспитания», предусматривавший развертывание десяти военных училищ - в Петербурге, Москве, Смоленске, Киеве, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске.
Подготовительной ступенью к училищам должны были служить военные школы. Их предполагалось открыть в Тамбове, Туле и Петербурге. Кадетские же корпуса подлежали реорганизации. Однако процесс перестройки затянулся: по ряду причин работали не все предусмотренные планом военные школы; в 1-м и 2-м корпусах были уравнены программы, штаты и внутренний порядок; Гродненский кадетский корпус был переведен в Смоленск. Во время войны 1812 года его передислоцировали сначала в Тверь, потом в Кострому, а в 1824 году - в Москву и переименовали в 1-й Московский кадетский корпус. В 1815 году (в связи с включением в состав России большой части Варшавского герцогства) стал действовать Калиш-ский кадетский корпус. В 1829 году к существующим военным школам прибавились Омская и.Уральская, в которых обучались сыновья офицеров Сибирского и Оренбургского казачьих войск.
Руководство военно-учебными заведениями в это время возлагалось на совет, реорганизованный в 1842 году в «Штаб управления главного начальника Пажеского, всех других сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка».
В 1830 году был опубликован указ об открытии в основных губерниях кадетских корпусов. Дополнительно к существующим были сформированы Новгородский (1834), Полоцкий (1835), Петровско-Полтавский (1840), Александровско-Брестский (1842), Орловско-Бахтинский (1843), Воронежско-Михайловский (18.45), 2-й Московский (1847), Владимире-Киевский (1851) и Александровско-Сиротский (1836). В эти же годы Тульское (1836), Тамбовское (1846), Омское (1835) и Оренбургско-Неплюевское (1844) училища были преобразованы в корпуса. Для всех был введен единый учебный план и установлен общий порядок организации и устройства.
В конце 40-х годов XVIII века в составе старших классов корпусов появились одногодичные артиллерийские и инженерные отделения, на которых читались специальные дисциплины.
Кроме кадетских корпусов офицерские кадры готовил Царскосельский лицей, открытый в 1811 году. Это привилегированное учебное заведение предназначалось для детей знати. В 1822 году лицей получил чисто военное направление, а в 1844-м был переименован в Александровский кадетский корпус и переведен в Петербург.
Особую группу среди общевойсковых военных школ составляли краткосрочные учебные заведения: Дворянский полк и юнкерские школы.
В 1807 году в Петербурге начала действовать одногодичная школа, называвшаяся Волонтерным корпусом, в задачу которого входила ускоренная подготовка младших пехотных офицеров. В 1808 году корпус был переименован в Дворянский полк. Он насчитывал 600 человек. Для подготовки кавалерийских офицеров при нем был сформирован Дворянский кавалерийский эскадрон (ПО человек). В дальнейшем Дворянский полк был преобразован в Константиновский кадетский корпус. Такого же типа была и двухлетняя школа гвардейских подпрапорщиков, учрежденная в 1823 году и в последующем преобразованная в Николаевское училище гвардейских юнкеров.
Юнкерские школы армейских подпрапорщиков были открыты при штаб-квартирах 1-й и 2-й армий, а также при гренадерском и пехотном корпусах 1-й армии. Существовали они недолго - с 1818 по 1830 год, причем единства в организации обучения в них не было. Например, в 1-й армии оно было рассчитано на два года, а во 2-й - на три. В 1-й армии считали, что школа должна давать главным образом 'общее военное образование, во 2-й упор делался на практическую сторону.
После преобразования в 1800 году артиллерийского и инженерного корпуса во 2-й кадетский корпус специальная подготовка артиллерийских и инженерных офицеров прекратилась. Это сразу же сказалось на ходе войн начала XIX века. Поэтому в 1804 году в Петербурге была вновь открыта инженерная школа, которая после некоторых организационных название «Главное инженерное училище».
20 мая 1820 года было принято решение о создании нового военно-учебного заведения - учебной артиллерийской бригады и при ней Артиллерийского училища с двумя отделениями - высшим (офицерским) и низшим (юнкерским). На юнкерское отделение имели право поступать юнкера и рядовые учебных рот гвардейской артиллерии и «молодые люди со стороны» 14-18 лет, принадлежавшие к дворянскому сословию. Срок обучения сначала был трехлетним, а с 1832 года стал пятилетним. За этот период по общеобразовательным дисциплинам давался полный гимназический курс, а по военным - в объеме программ кадетских корпусов. Окончившие юнкерское отделение выпускались прапорщиками в гвардейскую артиллерию и подпоручиками - в полевую.
Офицерское отделение комплектовалось вначале окончившими юнкерское отделение училища, а затем воспитанниками кадетских корпусов, сдавшими вступительные экзамены. Срок обучения в офицерском отделении составлял два года. Окончившие его выпускались с повышением в чине.
Артиллерийское училище было укомплектовано и официально открыто 7 декабря 1820 года. В конце 40-х годов оно стало именоваться Михайловским.
Кадры топографов готовил Финляндский топографический корпус, учрежденный в 1812 году на базе бывшей шведской военной школы. В 1818 году он был переименован в Финляндский кадетский корпус, а после 1825 года преобразован в общеобразовательное учебное заведение. Подготовка специалистов-топографов была возложена на школу топографов (организованную при Главном штабе в 1822 году), которая действовала до 1832 года. Практическая подготовка сосредоточивалась непосредственно в корпусе топографов.
Таким образом, в первой половине XIX века было открыто достаточно много средних военных учебных заведений, в основном интернатного типа. Однако они не могли полностью удовлетворить потребности армии в офицерских кадрах, особенно для высшего армейского звена. Это и явилось причиной формирования при штабах 1-й и 2-й армий временных школ для подготовки офицеров и создания училищ колонновожатых. Так, Петербургское училище колонновожатых было открыто в 1810 году при депо свиты. Почти одновременно возникло и Московское училище. Эти учебные заведения просуществовали до войны 1812 года. Их выпускники и преподаватели в период военных действий занимали в армиях основные Штабные должности. После войны училища возродились. Московское стало называться «Московское училище колонновожатых» и просуществовало до 1823 года, а затем вошло в состав Петербургского, которое в 1826 году было закрыто. В это время для удовлетворения потребностей польских частей в Варшаве стала функционировать школа прапорщиков, которая готовила офицеров в строевые части и на штабные должности.
В 1832 году была учреждена Императорская военная академия, предназначавшаяся «для образования офицеров к службе Генерального штаба» и «для вящего распространения знаний в армии». В академию принимались только офицеры-дворяне, выдержавшие установленные экзамены. На первых порах их было всего 25 человек. Курс обучения был рассчитан на два года. Наряду с главными предметами - тактикой и стратегией - большое внимание уделялось военной истории. В учебный план входили также военная география и статистика, геодезия и топография, черчение и съемка на местности. Остальные предметы занимали в программе подчиненное положение. Объем знаний по тактической подготовке1 был определен как необходимый для командования полком-дивизией, по стратегической - армией.
Вторым крупным высшим военно-учебным заведением была Медико-хирургическая академия, официально функционировавшая в Петербурге с 1800 года.
После поражения России в Крымской войне, где отчетливо проявились недостатки в оперативно-тактической подготовке высшего командного состава, новый военный министр Д.А.Милютин потребовал приблизить процесс обучения к практике. Армии нужны были офицеры, не только хорошо знающие теорию военного дела, но и умеющие практически решать сложные вопросы управления войсками. Начались военные реформы 1860-1870 Годов, в результате которых произошли существенные изменения в системе подготовки офицерских кадров.
Например, в Академии Генерального штаба (Николаевская военная академия) были расширены программы по стратегии и тактике и включена военная игра как метод практических занятий. С учетом этого срок обучения был увеличен на шесть месяцев. Изменились и требования к поступающим: офицер должен был после окончания училища прослужить в войсках четыре года, из которых два - на строевых должностях, ужесточились требования к уровню их общеобразовательной подготовки. Была изменена структура обучения: офицеры, окончившие первые два курса, получали высшее образование и направлялись в войска на командные должности, окончившие три курса причислялись к Генеральному штабу для занятия штабных должностей.
Михайловская артиллерийская академия, созданная в 1855 году на базе офицерских классов Михайловского артучилища, готовила кадры «с высшим специальным образованием преимущественно для занятия мест по техническим и учебным частям в артиллерии». С 1863 года в ней стали функционировать два факультета: технический (теоретический) и строевой. Первый готовил кадры офицеров для разработки и эксплуатации арттехники, второй - для командных должностей. В 1865 году было принято решение сосредоточить подготовку командных кадров в Михайловском артиллерийском училище, а в академии оставить лишь технический факультет, «способный давать хорошо подготовленных ученых техников».
В том же 1855 году на базе офицерских классов Главного инженерного училища была создана Николаевская инженерная академия со сроком обучения два года (с 1869-го - три): Окончившие ее по первому разряду получали звание военного инженера, те, кто имел второй разряд, направлялись в войска на строевые должности. Комплектование осуществлялось офицерами, имеющими инженерное образование и прослужившими в войсках не менее двух лет (в чине капитана, а из саперных частей - в чине поручика).
Александровская военно-юридическая академия была организована в 1878 году. До этого времени подготовку военных юристов осуществляло Военно-юридическое училище, основанное на базе офицерских классов Аудиторского училища. Срок обучения в академии составлял три года. Выпускники делились на два разряда и назначались в военно-окружные суды, военно-прокурорский надзор, иногда на высшие посты.
Усложнение организации тыла, системы обеспечения и переброски войск потребовало создания специального военно-учебного заведения, каким и явились открытые в 1899 году Военно-интендантские курсы. Первыми их слушателями стали 30 офицеров (8 человек из академии ГШ, 22 армейских офицера) и 9 чиновников Интендантского ведомства.
Подготовку медицинского персонала для армии осуществляла Военно-медицинская академия. Однако в 80-е годы срок обучения в ней был сокращен с пяти лет до трех, что привело к снижению качества подготовки медицинских кадров. Пагубность подобного шага поняли лишь через 10 лет, и в 1890 году был восстановлен пятилетний срок обучения.
В 1883 году при школе, которая готовила специалистов для Министерства иностранных дел, были открыты Курсы восточных языков - специальная общевойсковая школа, в задачу которой входила подготовка офицеров со знанием арабского, персидского, турецкого и татарского языков, международного и мусульманского права. Срок обучения был установлен в три года. Численность слушателей - пять человек. По окончании курсов офицеры должны были служить в Туркестанском и Кавказском округах не менее четырех-пяти лет. Для подготовки офицеров со знанием китайского языка были учреждены две стипендии при специальной школе в Угре и одна при такой же школе в Кульдже.
Реформа коснулась и кадетских корпусов. Военная подготовка в Пажеском, Сибирском и Оренбургском корпусах осуществлялась только в двух старших классах, а остальные четыре были приравнены к четырем старшим классам гимназии. В Финляндском корпусе общий курс стал пятилетним (на шведском языке), а специальный - двухлетним (на русском). Средние специальные училища начали подразделять на юнкерские и военные.
Юнкерские училища были созданы в 1864 году с целью «доставления низшим чинам регулярных войск и урядникам из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск научного и строевого образования, необходимого для офицера». Срок обучения - два года. При определении объема содержания специального образования за основу были взяты навыки, необходимые для командования батальоном.
В 1864 году были открыты Московское, Виленское, Варшавское, Гельсингфорсское юнкерские училища; в 1865-1866-м - Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское, Казанское, Тифлисское - пехотные, Елизаветградское и Тверское - кавалерийские. В 1880 году начались занятия в Иркутском, но закрылось училище в Гельсингфорсе. В этих учебных заведениях офицеры получали подготовку, достаточную только для замещения должностей в звене взвод-рота. Поэтому Военное министерство предприняло шаги для ее улучшения. В 1886 году при Московском, а затем Киевском пехотных и Елизаветградском кавалерийском училищах были открыты отделения с военно-училищным курсом. Опыт оказался удачным, и названные училища из юнкерских были преобразованы в военные.
Военные училища. После преобразования кадетских корпусов их специальные классы были сведены в четыре пехотных училища: Константиновское (1859 год), Павловское (1863), Александровское (1863) и Оренбургское (1863). Однако последнее в 1866 году было закрыто. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров было открыто Николаевское кавалерийское училище. Поступали туда дети дворян, окончившие военные гимназии и кадетские корпуса. Училища, срок обучения в которых был рассчитан на два года, занимались подготовкой командиров прежде всего для пехотных и кавалерийских частей, но так как офицеров специальных войск не хватало, в учебных планах значительное время отводилось на изучение артиллерии и фортификации. Кроме того, при Константиновском пехотном училище действовало артиллерийское отделение.
На необходимость изменения такого положения обратил внимание военный министр Д.А.Милютин. По его указанию все учащиеся артиллерийских отделений кадетских корпусов и Константиновского училища были переведены в Михайловское артиллерийское училище. Время на изучение артиллерии и фортификации в пехотных и кавалерийском училищах было сокращено, зато увеличилось количество часов на тактику и топографию, что позволило прививать обучающимся навыки, необходимые для командования не только батальоном, но и полком. Для всех пехотных училищ был установлен общий учебный план.
С 1890 года сеть училищ стала расширяться. Московское (Алексеевское) и Киевское юнкерские училища были преобразованы в военные. Расширено Николаевское кавучилище, но в 1898 году расформировано Ставропольское казачье юнкерское.
Специальные училища. Помимо пехотных и кавалерийских училищ продолжали действовать Михайловское артиллерийское, Николаевское инженерное, Военно-топографическое и офицерские школы.
Военно-топографическое возникло в 1860 году на базе школы топографов, но училищем стало называться с 1863-го. Установленный в нем срок обучения в два года затем был увеличен до трех лет. Вскоре, однако, выяснилось, что это учебное заведение не полностью обеспечивает практическую подготовку слушателей. Поэтому в 1886 году из учебного плана исключили общеобразовательные предметы, так как принимались в него окончившие средние школы, и одновременно срок обучения сократили до двух лет.
В начале 1890 года было открыто Константиновское артиллерийское училище, что позволило увеличить число офицеров-артиллеристов.
Кроме училищ для подготовки офицеров были созданы и офицерские школы, где офицеры проходили переподготовку: стрелковая предназначалась для подготовки капитанов к занятию должностей командиров батальонов; кавалерийская ставила цель совершенствовать кавалерийские знания и умение обучать выездке лошадей; артшкола осуществляла подготовку офицеров к самостоятельному командованию полевой и крепостной батареей; электротехническая совершенствовала навыки офицеров линейных и телеграфных частей; учебный воздухоплавательный парк проводил переподготовку офицеров для авиации.
Как было сказано выше, из специальных классов кадетских корпусов были созданы военные училища, а из общеобразовательных - военные гимназии со сроком обучения семь лет, выпускники которых составляли основной контингент поступающих в военные училища. Сначала был реорганизован 2-й Петербургский корпус. Опыт прошел удачно, и поэтому в 1864 году началась реорганизация всех кадетских корпусов - стали открываться военные гимназии. В каждой имелись подготовительный и шесть основных классов. Новый тип учебных заведений быстро завоевал популярность. Однако в начале 80-х годов XIX века демократические преобразования были приостановлены и военные гимназии в 1882 году вновь переименованы в кадетские корпуса. При приеме был введен ряд ограничений, направленных на то, чтобы превратить их в чисто дворянские учебные заведения. Кадетские корпуса стали поставщиком для армии офицерских кадров исключительно дворянского происхождения.
Военные прогимназии были основаны на базе начальных военных училищ и школ и рассчитаны на четырехлетний срок обучения. Они готовили к поступлению в юнкерские училища. В 1867 году в прогимназии были преобразованы Московское, Псковское, Ярославское, Киевское, Вельское, Оренбургское, Омское и Иркутское военно-начальные училища, а чуть позже Петербургская чертежная и Пермская школы. Прогимназии поставляли в юнкерские школы в основном не дворянский контингент, что болезненно воспринималось и в Военном министерстве, и в самом офицерском корпусе. Поэтому эти школы к концу века были закрыты, за исключением одной в Вольске, куда направляли из кадетских корпусов отчисленных по неуспеваемости и другим причинам.
В целом военные реформы середины XIX века привели к созданию достаточно четкой системы подготовки офицеров. Российская армия стала получать квалифицированные командные кадры.
Подготовка офицерских кадров для флота не рассматривается