Система обеспечивающих операций
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1996
Система обеспечивающих операций
Полковник О.Г.БУЛАТОВ,
кандидат военных наук Полковник В.С.БОЧКАРЕВ,
кандидат военных наук
Подполковник А.А.КАЗАЧЕНОК,
кандидат военных наук
В статье авторы излагают свои взгляды на проблемы создания и сохранения группировок войск, задачи разведки в новых военно-стратегических условиях. По ряду позиций они спорны, но, учитывая их важность, читателям предлагается обменяться мнениями на страницах журнала.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ обязательства по снижению уровня противостояния, сокращению вооружений и вооруженных сил в Европе, тяжелое положение в экономике и, как следствие, резкое уменьшение ассигнований на оборону не позволяют иметь на всех стратегических направлениях (СН) группировки войск, способные без доукомплектования и значительного усиления успешно выполнять возложенные на них задачи. Исследования и опыт ведения боевых действий многонациональными силами (МНС) в зоне Персидского залива (1991 год) свидетельствуют, что в современных условиях именно начальный период будет в значительной степени определять ход и исход войны в целом. Расчеты показывают: относительная важность угрожаемого и начального периодов войны практически равнозначна важности ее последующего и завершающего периодов, вместе взятых. Поэтому необходимость создания к началу боевых действий группировок войск и сил, которые позволят в любых условиях успешно проводить первые операции начального периода войны, очевидна.
Решить данную проблему можно только на основе централизации руководства мероприятиями, проводимыми в угрожаемый период, их жесткой увязки по целям, задачам,- времени, направлениям (регионам), привлекаемым силам и средствам. Однако такая увязка, на наш взгляд, возможна лишь при условии заблаговременного планирования в мирное время системы обеспечивающих операций угрожаемого периода, включающей: первую наземно-воздушную (водную) транспортную операцию (далее первая транспортная операция), операцию по обеспечению живучести группировок войск (далее операция по обеспечению живучести войск) и разведывательную операцию. Основное предназначение системы обеспечивающих операций: решение в короткие сроки крупномасштабных задач по стратегической перегруппировке войск, эвакуации мирного населения, объектов народного хозяйства, культурных и других ценностей с одновременным обеспечением живучести войск, мобилизацией важных государственных, военных, народнохозяйственных объектов, населения, сохранением экологической среды; усиление деятельности разведывательных органов всех уровней. При этом значительная часть спланированных и подготовленных мероприятий будет не только иметь военное назначение, но и позволит без дополнительных временных затрат принимать решения,
соответствующие меры по ликвидации в мирное время последствий крупных аварии, стихийных бедствий и т.п.
Основные факторы, вызывающие необходимость планирования и проведения указанных операций, а также их цели представлены в таблице.
Рассмотрим возможный масштаб операций и управленческий уровень, на котором должны осуществляться их планирование, подготовка и проведение.
Анализ расчетов, проведенных применительно к Западному СН, показывает, что для создания только необходимых группировок РВиА фронта требуется перебросить на ожидаемое направление вторжения противника не менее одной-двух артиллерийских дивизий, до двух противотанковых бригад, реактивную бригаду, другие части и подразделения. Для перевозки указанных формирований потребуется до 50-80 железнодорожных эшелонов. Так как эти данные отражают потребность в железнодорожном транспорте для перевозки только формирований РВиА СВ, то очевидно, что для создания требуемой общевойсковой группировки необходимы сотни железнодорожных эшелонов, морских и речных судов, самолетов ВТА. Кроме того, весьма значительны потребности в транспорте и для перевозки различных видов материальных средств. Одновременно с вышеуказанными будут обеспечиваться и мобилизационные мероприятия, эвакуация населения, материальных ценностей из районов возможных боевых действий. Следовательно, планирование и руководство такими грандиозными транспортными перебросками войск и средств, их материально-техническое обеспечение возможны только в масштабе всей страны. При этом необходимым условием эффективного осуществления транспортного процесса являются единство и централизация руководства, сосредоточение функций управления работой всех видов транспорта в одном органе. В другие периоды военных действий, на наш взгляд, может появиться необходимость проводить последующие транспортные операции. Как показали исследования, масштабы разведывательной операции и операции по обеспечению живучести будут также соизмеримы с общегосударственными мероприятиями по концентрации усилий на угрожаемом (угрожаемых) стратегическом направлении (направлениях). Следовательно, обеспечивающие операции должны планироваться, готовиться и проводиться на самом высоком государственном уровне.
Факторы, обусловливающие необходимость проведения обеспечивающих операций и их цели
Заблаговременное их планирование и подготовка позволят: адекватно реальным условиям реагировать на изменения военно-политической обстановки в различных регионах, где создается угроза интересам России; своевременно создавать необходимые по численности и боевому составу группировки сил на угрожаемых направлениях или в нужных регионах; организованно и в сжатые сроки проводить комплекс мероприятий по переводу страны (или отдельных регионов) на военное (чрезвычайное) положение; рационально распределять материальные средства (ассигнования) на совершенствование оперативного оборудования СН, развитие инфраструктуры, народного хозяйства в новых экономических условиях.
Рассмотрим подробнее некоторые вопросы, связанные с основными положениями подготовки и проведения обеспечивающих операций угрожаемого периода.
Первая (последующая) наземно-воздушная (водная) транспортная операция, по нашему мнению, представляет собой согласованные действия транспортных органов Министерства обороны РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства РФ по делам ГО и ЧС и других государственных (акционерных, частных) организаций, формирований транспортной авиации ВВС, а также обеспечивающие действия Войск ПВО, Военно-космических войск, войск связи, формирований РЭБ, Внутренних войск по своевременной перегруппировке в районы оперативного (боевого) предназначения Мобильных сил, оперативных резервов с целью создания (усиления) группировок войск для отражения агрессии любого масштаба на любых направлениях, эвакуации населения, объектов народного хозяйства и иных ценностей. Размах такой операции может охватывать одно или несколько стратегических направлений.
Необходимость ее подготовки и проведения подтверждает исторический опыт. Например, в 1945 году в кратчайшие сроки из Европы в Забайкалье и на Дальний Восток было переброшено 12 корпусов, насчитывавших 39 дивизий и бригад, много других соединений и частей различных родов войск (всего около 1 млн человек) с использованием единственной магистрали - Транссибирской. О масштабах этой операции можно судить и по таким фактам: за 3 месяца на расстояние 9 - 11,5 тыс.км было перевезено около 136 тыс. вагонов с личным составом, боевой техникой и запасами материальных средств.
Успешное проведение этой операции, а также мероприятий, связанных с оперативной маскировкой и разведкой, предопределило успех всей кампании по разгрому Квантунской армии.
Другим примером транспортной операции стратегического масштаба может служить перегруппировка вооруженных сил США в зону Персидского залива. Динамика их наращивания беспрецедентна по своим масштабам, срокам и задействованию транспортных средств. Так, только в ходе стратегических воздушных перевозок в район конфликта за 5 месяцев было доставлено 246 тыс. человек личного состава и свыше 240 тыс. тонн грузов, а морем на расстояние до 20 тыс. км было переброшено 7,5 млн тонн грузов из США и Европы.
Примером крупных транспортных операций является вывод наших войск из ЗГВ, ЮГВ, ЦГВ и Монголии.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в современных условиях подготовка и проведение первой наземно-воздушной (водной) транспортной операции стали объективной необходимостью. Поэтому в угрожаемом периоде выделение такой операции из числа других мероприятий вполне оправданно. Началом ее можно считать принятие решения высшими органами государства о подготовке к отражению агрессии, а окончание будет, как правило, совпадать с началом войны или завершением перегруппировки войск и эвакуационных мероприятий. Следовательно, продолжительность первой транспортной операции станет в значительной мере определяться продолжительностью угрожаемого, периода и масштабами перегруппировки войск. Однако если противник упредит наши войска в развертывании, то она может продолжаться и в ходе уже начавшихся боевых действий.
Особое внимание при подготовке первой транспортной операции должно уделяться созданию воздушных, наземных (водных) «коридоров», т.е. магистральных направлений для воздушного и наземного (водного) транспорта, по которым будет осуществляться переброска войск и грузов в район конфликта, эвакуация населения и материальных ценностей. Эти направления уже в мирное время должны соответствующим образом оборудоваться, иметь сеть аэродромов, железных и шоссейных дорог, речных (морских) коммуникаций, линий связи, трубопроводов и т.п. В целях скрытия перегруппировок войск, обеспечения их живучести и боеспособности перечисленные направления следует надежно прикрывать системами ПВО (ПРО), средствами РЭБ и оперативной (тактической) маскировки. Поэтому мы предлагаем в мирное время, в угрожаемый и другие периоды войны проведение по единому плану операции, связанной с сохранением живучести войск на одном или нескольких стратегических направлениях, которая представляет собой совокупность мероприятий оперативного оборудования стратегических направлений, оперативной и тактической маскировки создаваемых группировок войск, их защиты от ударов ядерного, высокоточного, обычного оружия и воздействия средств РЭБ противника в местах постоянной дислокации, на маршрутах перемещения и в районах развертывания.
Необходимость такой операции подтверждает опыт как Великой Отечественной войны, так и вооруженных конфликтов (войн) 50-90-х годов. Например, при подготовке операции по разгрому Квантунской армии советское командование сумело добиться не только тактической, но и оперативно-стратегической внезапности, что предопределило успех наших войск. Важность согласованного проведения таких мероприятий подтверждает и опыт войны в зоне Персидского залива, когда авиация и полевая артиллерия МНС были вынуждены расходовать дорогостоящие высокоточные и обычные боеприпасы по иракским макетам боевой техники и вооружения. Вместе с тем следует признать, что в стратегическом масштабе операция Ирака по сохранению живучести войск окончилась провалом. Иракские войска, в течение 38 суток подвергавшиеся непрерывному огневому воздействию, потеряли значительную часть личного состава, вооружения и боевой техники. Это деморализовало личный состав, сломило его способность к сопротивлению и послужило одной из главных причин разгрома армии.
Исследования показали, что большую роль в подготовке и проведении операций по сохранению живучести войск могут сыграть сооружения двойного назначения - гражданского и военного, т.е. различные народнохозяйственные объекты, пригодные для укрытия пусковых установок, орудий, РСЗО, командных пунктов, другого вооружения и военной техники, а также дороги, подземные линии связи, трубопроводы, аэродромы, посадочные площадки, мосты и т.п. В мирное время они могут широко использоваться для нужд сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи.
Своевременная увязка вопросов по их созданию (дооборудованию) в условиях военной и экономической реформы позволит сэкономить значительные материальные и финансовые ресурсы.
Для оперативной и тактической маскировки должны использоваться технические средства, в частности принятая на вооружение универсальная маскировочная станция (УМС). Расчет одной такой станции (6 чел.) способен за 1 час изготовить 3-5 макетов вооружения и боевой техники из пенополиуретана. Например, макеты подразделений РВиА, сделанные по такой и подобным технологиям, должны оживляться действиями кочующих пусковых установок, орудий и реактивных систем залпового огня, ложных радиосистем и пунктов управления. Кроме того, не утрачивают значения и другие табельные средства - уголковые отражатели, тепловые ловушки, средства дымопуска и т.п.
Следует особо отметить, что накануне и в ходе войны в зоне Персидского залива большую роль в дезинформации противника и его психологическом подавлении играли средства массовой информации, которые участвовали в психологических операциях. Через телевидение, радио, печать передавалась, с одной стороны, умело подготовленная дезинформация (о сроках начала боевых действий, боеготовности МНС, мощи, солидарности и решимости), а с другой - формировалось общественное мнение о справедливости военной акции и обреченности Ирака. Результатом этих^мер явились: многодневное изнурительное ожидание иракской стороной ударов МНС и, несмотря на это, внезапность последних; низкий моральный дух солдат; позитивное отношение к этой акции руководства большинства европейских государств.
В условиях сокращения количества объединений, соединений и частей всех видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и значительного роста боевых возможностей средств разведки и огневого поражения в армиях развитых стран мира ценность каждого боевого формирования возрастает в несколько раз. Поэтому сохранение войск для выполнения задач оперативного предназначения становится необходимым условием успеха в операциях начального периода войны. В этой связи по-прежнему актуальными, на наш взгляд, остаются уроки июня 1941 года. Известно, что в полосе Киевского Особого военного округа наши войска имели преимущество над фашистской армией. Тем не менее объединения, соединения и части округа своевременно в полную боевую готовность приведены не были, а следовательно, не были созданы группировки войск. В результате противнику удалось завоевать господство в воздухе, обеспечить огневое превосходство и осуществить свои замыслы, нанося нашим войскам тяжелые потери. Приведенные данные являются еще одним подтверждением важности предлагаемой операции по сохранению живучести войск.
Важное место в системе обеспечивающих операций должна занимать разведывательная операция. Ее особенность заключается в необходимости ведения разведки не на одном, а на всех стратегических направлениях. По сути это будет совокупность разведывательных действий в интересах добывания и систематизации исходной информации, касающейся обстановки на угрожаемом направлении. При этом начинаться разведывательная операция скорее всего будет еще до угрожаемого периода в случае любых осложнений международной обстановки.
По нашему мнению, разведывательная операция представляет собой согласованные усилия формирований и органов всех видов разведки по своевременному вскрытию замысла и состава группировок агрессора, слежению за важнейшими объектами и формированиями из их состава, решению других специфических задач с целью своевременного и точного вскрытия намерений группировок войск н сил противника, добывания данных, необходимых для принятия решений Главнокомандующим Вооруженными Силами (командующими, командирами всех уровней), и обеспечения своевременного поражения объектов в соответствии со складывающейся (прогнозируемой) обстановкой. Особое место разведывательной операции в системе обеспечивающих операций определяется тем, что, начинаясь до угрожаемого периода, она будет продолжаться и в ходе ведения боевых действий, так как с их началом без каких бы то ни было пауз имеющаяся информация о группировках войск и объектах противника должна быть с максимальной эффективностью реализована при осуществлении его поражения. Таким образом разведывательная операция может перерасти в разведывательно-огневую.
Прообраз такой операции был продемонстрирован многонациональными силами в зоне Персидского залива в 1991 году.
В заключение следует отметить, что при современном состоянии Вооруженных Сил России, экономики страны, ее инфраструктуры планирование системы обеспечивающих операций является объективной необходимостью, которая должна предусматриваться соответствующей Государственной программой и быть тесно связана с аналогичными программами совершенствования инфраструктуры, транспорта, связи, сельского хозяйства, промышленности. Рассмотренные в статье вопросы требуют глубокой проработки. Однако их поэтапная практическая реализация в интересах поддержания обороноспособности страны необходима уже сегодня.
Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Военно-исторический очерк.-Т.ГУ.-М.: Воениздат, 1959. - C.623-624.
Война в Персидском заливе. - М.: Воениздат, 1993. - С.26-27.
Военная мысль.- № 7.-1993.-С.54.