Системология национальной безопасности России современное состояние и перспективы развития
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11-12) / 1996, стр. 20-25
Системология национальной безопасности России: современное состояние и перспективы развития
Э.Г.ШЕВЕЛЕВ,
президент отделения «Военной системологии» МАИ,
вице-президент АВН, доктор военных наук, профессор
ОБОСТРЕНИЕ глобальных проблем в мире требует разработки действенных, неординарных системных методологий, инструментария, а также технологий комплексного исследования нарастающих внутренних и внешних угроз с целью надежной защиты интересов личности, общества и государства. Среди всего многообразия сложных внутренних и внешних проблем жизнедеятельности Российского государства одной из главных является проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. От ее заблаговременной научной проработки и своевременного практического решения, от создания необходимого для этого механизма и широкомасштабной подготовки высококвалифицированных кадров в области государственного управления и национальной безопасности зависит будущее страны. В наши дни становится все более очевидным, что обеспечение национальной безопасности любого государства может быть осуществлено лишь с системных позиций на основе взаимного учета интересов как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Это является одним из основных и непременных условий создания устойчивых межгосударственных систем безопасности.
В последние годы системология чаще всего воспринимается специалистами и учеными как относительно самостоятельная предметная область науки о методах системного исследования окружающих нас объектов, как объединенное единым замыслом учение о материальных и концептуальных системах различного назначения, которые вводятся исследователями в рассмотрение и изучаются с целью достижения более глубокого и целостного познания происходящих в мире процессов, выявления присущих им закономерностей и использования их для создания более совершенных систем, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Применительно к системам, создаваемым на государственном уровне для обеспечения национальной безопасности России в различных сферах (общественно-политической, экономической, экологической, военной, информационной и других), системология национальной безопасности призвана: вооружить специалистов глубоко осознанным пониманием необходимости применения единого системологического подхода к решению всего многоообразия задач и проблем, возникающих в их практической деятельности на различных этапах формирования, функционирования и использования создаваемых систем обеспечения национальной безопасности; направить усилия разработчиков на опережающее развитие теории и упреждающее создание экономичных, действенных средств предотвращения возможных опасностей, недопущения перерастания их в непосредственные угрозы интересам личности, общества и государства; обеспечить должностных лиц компетентных государственных органов надежным инструментом адекватного восприятия возникающих угроз, устранения первопричин возникающих противоречий, локализации и разрешения конфликтов (преимущественно несиловыми методами).
Системология национальной безопасности России, как и любое другое новое научное направление, формируется на стыке ряда наук: науковедения, философии, военной науки, политологии, экономической науки, социологии, экологии, информатики и др. Ее признание в качестве методологии, инструмента и технологии исследований проблем национальной безопасности будет зависеть от того, насколько широко и активно она начнет использовать эти науки, включая свойственные им методологические подходы и методы, для разработки и ускоренного развития собственного инструментария в целях создания и организации надежного функционирования целостной системы обеспечения национальной безопасности страны.
Для адекватного восприятия и глубокого понимания реального уровня безопасности России необходимо иметь четкое представление о следующих факторах: характере и источниках угроз ее безопасности; жизненно важных национальных интересах; наличии ресурсов (людских, материальных, духовных, интеллектуальных) для создания систем безопасности, способных отразить возникающие угрозы, защитить и реализовать интересы страны; закономерностях формирования, организации и функционирования систем обеспечения безопасности, их развития сообразно изменяющимся геополитическим и другим условиям. Целостный систе-мологическнй подход к проблемам национальной безопасности, базирующийся на едином понимании сущности, роли, значения и взаимосвязанности перечисленных факторов, расширяет возможность комплексной организации деятельности государственных структур по защите и реализации жизненно важных интересов России, а также оптимизации основных приоритетов внутренней и внешней политики. В соответствии с таким подходом реальная и потенциальная угрозы, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание внутренней и внешней безопасности.
В зависимости от назначения изучаемых подсистем национальной безопасности и сферы их функционирования составными частями - подсистемами системологии национальной безопасности России как предметной области знаний о методах ее системного исследования в различных сферах - могут рассматриваться следующие концептуальные системы: системология общественно-политической безопасности, системология экономической безопасности, системология военной безопасности (военная системология), системология экологической безопасности, системология информационной безопасности и др.
Каждая из перечисленных концептуальных систем представляет собой относительно самостоятельную предметную область знаний о методах системного исследования проблем национальной безопасности в данной сфере и непосредственно связана с другими науками. Например, военная системология, изучающая сложные материальные и концептуальные системы военного назначения, охватывая процессы их создания, функционирования и развития, формируется в рамках военной науки в качестве современной методологии, инструмента и технологии исследований по проблемам строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное и мирное время.
Аналогично могут быть определены и другие рассматриваемые составляющие системологии национальной безопасности. Ее созданию и постоянному совершенствованию в соответствии с требованиями времени закономерно отводится ключевая роль в преодолении системного кризиса, который переживает Россия. Подспудно это утверждение базируется на признании того, что в современных условиях именно отсутствием системности исследований и практической деятельности по разрешению проблем национальной безопасности объясняется недостаточная результативность создаваемых с этой целью государственных и общественных организаций и структур. Причем с ростом числа последних падает результативность их деятельности (вследствие дублирования функций и неизбежно возникающей между ними «борьбы за выживание»), вместе с тем экономические и материальные затраты на решение указанных проблем неимоверно возрастают.
Результаты исследований последних лет и событий наших дней убедительно свидетельствуют о том, что достижение поставленных целей в рассматриваемой области практически невозможно без разработки и последовательного проведения единой государственной политики, без создания и претворения в жизнь единой системы взаимосогласованных и всесторонне взвешенных мер экономического, политического и организационного характера, адекватного угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Законом Российской Федерации предусматривается, что система обеспечения ее национальной безопасности создается существующими и вновь формируемыми (в случае необходимости) государственными структурами, функционирующими в законодательной, исполнительной и судебных сферах страны. Важная роль в создании и организации функционирования подобной системы отводится Совету безопасности Российской Федерации (СБ РФ), призванному возглавить формирование внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, обеспечить сохранение государственного суверенитета страны, поддержание социально-политической стабильности в обществе, защиту прав и свобод граждан.
Основными задачами СБ РФ в современных условиях, на наш взгляд, являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; своевременное выявление реальных и потенциальных угроз национальной безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности страны и организация подготовки необходимых для этого комплексных программ; принятие оперативных решений с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой тяжелые социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, а также координация действий по их ликвидации; координация и контроль деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; совершенствование и дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности России путем разработки предложений, связанных с реформированием существующих либо созданием новых органов, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства.
Выполнение перечисленных задач, а также формирование постоянно функционирующей и непрерывно совершенствуемой системы обеспечения национальной безопасности России требуют специально подготовленных кадров государственных служащих - специалистов в области государственного управления и национальной безопасности. Сегодня их подготовка возложена на Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Объективно оценивая состояние системологии национальной безопасности России в целом следует признать, что она в настоящее время находится на начальном этапе своего становления в качестве относительно самостоятельной предметной области знаний. Формируемые на ее основе новые научные дисциплины в различных сферах деятельности, связанной с обеспечением национальной безопасности, имеют, как правило, описательный (вербальный) характер и чаще всего реализуют системный подход только на морфологическом уровне, т.е. ограничиваются изучением состава анализируемых сложных систем и взаимосвязей их основных элементов. Перспективы дальнейшего развития системологии национальной безопасности связаны с ее последовательным переводом на структурно-функциональный и информационный уровни, что предполагает дальнейшее совершенствование традиционных методологических подходов и технологии исследований проблем национальной безопасности в различных сферах.
Анализируя перспективы формирования системологии национальной безопасности России как научной дисциплины, призванной в недалеком будущем занять ведущее место среди других базовых дисциплин в учебных программах слушателей ведущих академий страны по специализации «национальная безопасность», определим, как это принято, ее предмет через объект, аспект, метод и цель исследования, удостоверяя тем самым общественную функцию вновь создаваемой научной дисциплины, необходимость и право на ее существование.
Основным объектом исследования системологии национальной безопасности России являются сложные концептуальные и материальные системы, создаваемые в различных сферах человеческой деятельности для защиты интересов граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Основной аспект исследования - структурно-функциональный (в перспективе - информационный), предусматривающий изучение структуры исследуемых систем, взаимосвязей и взаимозависимостей их элементов, процессов функционирования системы национальной безопасности в различных сферах.
Основной метод исследования - имитационное моделирование анализируемых процессов функционирования системы обеспечения национальной безопасности России с целью выявления присущих ей свойств и закономерностей.
Основная цель исследования - повышение эффективности национальной безопасности России путём рационального использования присущих ей функциональных свойств и закономерностей для дальнейшего совершенствования и развития данной системы в соответствии с изменениями обстановки в стране и за ее пределами.
Что принципиально нового вносит в решение проблем обеспечения национальной безопасности переход от традиционного к системологическому подходу в познании ее закономерностей? Какие требования предъявляются к инструментарию системологии национальной безопасности?
Принципиально новым при реализации системологического подхода к познанию процессов обеспечения национальной безопасности являются: существенное расширение и углубление изучаемого механизма анализируемых процессов; более полный (по сравнению с традиционным подходом) учет возможных последствий принимаемых решений в сфере национальной безопасности; введение в качестве обязательного этапа разработки и обоснования решений моделирования процесса их реализации.
Исходя из перечисленных особенностей системологического подхода к проблемам национальной безопасности, следует отметить, что его реализация связана прежде всего с разработкой инструментария, способного адекватно воспроизводить на моделях анализируемые процессы функционирования системы обеспечения национальной безопасности в различных сферах с целью познания свойственных им закономерностей в интересах ее дальнейшего совершенствования и развития. Например, возможная война России с другими странами в интересах защиты своих национальных интересов и, в частности, вооруженная борьба, современные операции и боевые действия с позиций военной системологии предстают перед исследователями (в недалеком будущем это будут не только специалисты и ученые, но и командующие, штабы различных уровней) как процессы взаимодействия сложных динамических организационно-технических систем - боевых систем (БС) противоборствующих сторон.
Под боевой системой в общем случае понимается функционально связанная совокупность войск (сил), средств, объектов различного назначения, используемых по единому замыслу, плану и под единым командованием для выполнения поставленной боевой задачи. БС создаются противоборствующими сторонами на основе развертываемых ими группировок войск (сил) путем организации их взаимодействия, установления необходимых взаимосвязей и взаимозависимостей между различными элементами (подсистемами разведки, связи и др.).
Главная цель изучения противостоящей группировки противника как боевой системы - выявление ее самых уязвимых элементов (мест) и режимов функционирования. Полученная при этом информация служит в дальнейшем основой: для выработки наиболее целесообразного решения на применение своих войск (сил), средств, объектов различного назначения в операциях и боевых действиях; для выбора и обоснования главного и других направлений действий, основных объектов ударов, последовательности и времени их нанесения. Основная цель системного анализа и исследования своих войск (сил), а также средств и объектов различного назначения, обеспечивающих их применение в процессе выполнения поставленной боевой задачи, состоит в том, чтобы создать из них единую боевую систему, способную успешно противостоять БС противника, а в случае необходимости сорвать ее функционирование, заставить противника отказаться от агрессивных замыслов.
Теория боевых систем позволяет более полно, по сравнению с традиционным подходом, использовать возможности современных математических методов и электронно-вычислительной техники для изучения механизмов вооруженной борьбы путем введения в рассмотрение и исследование функциональных свойств БС, определяющих в конечном счете ход и исход современных операций и боевых действий.
Опыт локальных войн последних десятилетий (в частности, война многонациональных сил с Ираком в зоне Персидского залива) и результаты исследований показывают, что на современном уровне развития средств вооруженной борьбы важнейшими функциональными свойствами боевой системы являются присущие ей (как и многим другим системам обеспечения национальной безопасности) интеллект, управляемость, организованность, наблюдаемость, скрытность, боевые возможности, боевая устойчивость. Нарушение любого из них существенно сказывается на функционировании БС и влияет на достижение поставленной цели в операции и боевых действиях. Так, конечная цель современных операций и боевых действий может быть достигнута не только при уничтожении или разгроме ударных группировок противника, что связано со значительными собственными потерями, но и при нарушении (подавлении) отдельных функциональных свойств его боевой системы. Например, подавлением «интеллекта», лишением «боевой устойчивости», «наблюдаемости», «скрытности» боевой системы противника можно заставить его отказаться от ведения активных боевых действий.
Другой важный вывод, к которому закономерно подводят результаты исследований в военной области с позиций системологии национальной безопасности России, состоит в том, что решение ее проблем в силу их взаимосвязанности и взаимообусловленности может быть достигнуто лишь в результате комплексного и целенаправленного использования всех имеющихся в распоряжении Президента и Правительства страны средств и механизмов их применения: экономических, политических, военных и др. При этом приоритет должен принадлежать несиловым методам воздействия на «оппонентов». Однако, как показывают опыт и результаты исследований, эти методы оказываются эффективными лишь при опоре на военную силу и гарантированном сохранении возможности ее использования для защиты национальных интересов России.
Последовательная реализация системологического подхода при решении проблем национальной безопасности в различных ее сферах на современном этапе развития геополитической и военно-политической обстановки в мире является важным фактором, стимулирующим дальнейшее развитие других наук и, в частности, военной науки. Ведущие военные ученые и специалисты России в своих исследованиях по проблемам национальной безопасности не ограничиваются традиционной разработкой все более совершенных форм и способов применения силы для обеспечения обороны и безопасности страны. Их усилия концентрируются на поиске путей и способов предотвращения войн и военных конфликтов на различных стадиях развития, изыскании нетрадиционных подходов к комплексному использованию всех имеющихся средств для обеспечения национальной безопасности России без применения силы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть исключительную важность опережающего (по сравнению с возрастанием количества проблем национальной безопасности) развития системологии национальной безопасности России и ускоренного формирования ее в качестве базовой учебной дисциплины для подготовки и переподготовки в ведущих вузах страны кадров государственных служащих по специальности «государственное управление и национальная безопасность».
Развитие системологии национальной безопасности России, использование присущих ей новых концептуальных подходов и методов в интересах решения актуальных проблем обеспечения национальных интересов открывает новые возможности для повышения системности поиска и реализации нетрадиционных путей вывода страны из состояния кризиса.