Совершенствование управления войсками аспект информатизации
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1996, стр. 42-45
Совершенствование управления войсками: аспект информатизации
Полковник В.А.КЕЖАЕВ,
кандидат технических наук
ОСОБЕННОСТЬ современного этапа реформирования Вооруженных Сил - необходимость широкой информатизации всех сфер их деятельности. Качество и объем информационных ресурсов сегодня становятся важнейшими показателями оборонного потенциала. Успех в войне в значительной степени будет зависеть от результатов информационного противоборства сторон. Поэтому большую актуальность приобрели вопросы эффективного применения средств информатизации в процессе управления войсками (силами).
Анализ состояния информатизации ВС РФ свидетельствует о том, что существует целый комплекс проблем, требующих незамедлительного решения. Во-первых, это организационные недостатки, обусловленные отсутствием: единой технической политики в информатизации ВС, что привело к программно-информационной несовместимости существующих и разрабатываемых систем, необоснованному увеличению затрат на информатизацию; органа, координирующего работы в области информатизации ВС; системы в организации разработки, внедрения и сопровождения математического и программного обеспечения, оснащения электронно-вычислительной техникой (ЭВТ) и программным обеспечением. Во-вторых, проблемы экономического характера: отсутствие целевого финансирования; недостаточность средств, выделяемых на информатизацию ВС, и их нерациональное расходование вследствие дублирования разработок, закупок импортной техники, требующей проведения специальных исследований, и др. В-третьих, технологические проблемы, связанные с низким уровнем отечественной элементной базы и недостаточными возможностями ЭВТ.
Негативную роль сыграла практика изолированного развития информационных технологий военного назначения, отсутствие координации между оборонными и другими ведомствами (ссылаясь на секретность, уникальность изделий и сжатые сроки разработки, создавали спецвычислители с низким уровнем унификации архитектур и общесистемного программного обеспечения). Вследствие этого в настоящее время информационные технологии военного назначения отстают от тех, что используются в коммерческой сфере.
Интересен опыт решения рассматриваемых вопросов за рубежом. Примечательно, что произошли существенные изменения во взглядах руководства развитых стран на роль и место новых информационных технологий в системах управления, как, впрочем, и на вклад в оборону других «революционных» технологий. Об этом, в частности, свидетельствует принятый в США план масштабной реорганизации тех структур ВС, которые связаны с разработкой информационных технологий. Его осуществление возложено на управление информационных систем министерства обороны. Задача реорганизации - централизация управления и улучшение координации деятельности учреждений и ведомств Пентагона, занимающихся разработкой информационных технологий и программного обеспечения, а также закупками ЭВТ, в целях повышения эффективности их применения. Реализация плана позволит уже в период до 1998 года сэкономить около 36 млрд долларов.
Новая стратегия министерства обороны США в сфере науки и техники предусматривает достаточно существенные изменения в концепции разработки технологий двойного применения. Причиной стали боевые действия в зоне Персидского залива. Исходя из их опыта органы военного планирования определили семь приоритетных направлений развития исследований в технической области. Сюда включена, например, разработка средств глобального наблюдения, обнаружения и связи, способных обеспечивать не только раннее предупреждение, но также планирование боевых действий и управление ими в ходе конфликта на основе применения автоматизированных систем обработки данных и планирования операций. Особо подчеркивается роль систем моделирования боевых действий, учитывающих совокупность внешних факторов в их динамике, использования тренажеров, моделирующих образцы оружия, военной техники и их применение, для исследования новых концепций вооруженной борьбы.
О конструктивном характере изменений свидетельствует то, что работы будут координироваться техническим комитетом, возглавляемым заместителем министра обороны. Приоритеты новой научно-технической стратегии подтверждаются структурой военного бюджета США, а также повышенным интересом к ней представителей оборонной промышленности.
В последние годы зарубежные страны активизировали исследования в области теории и практики применения информационных воздействий против компьютеризированных информационных систем, АСУ войсками и оружием, объектами жизнеобеспечения, использования телекоммуникационных систем в ходе разведывательной деятельности и возможностей компьютерных «взломщиков» в интересах спецслужб. Повышенное внимание уделяется применению «программных закладок», «логических бомб», «троянских коней» и других программ-вирусов, способных блокировать функционирование систем различного уровня и назначения.
Центр компьютерной безопасности в Пентагоне создан еще в 1981 году, а в 1990-м Центр по радиоэлектронному противодействию сухопутных войск США проводил конкурс на выполнение НИР по изысканию путей вывода из строя систем управления оружием противника посредством внедрения в них диверсионных компьютерных программ.
Прогнозы развития вооружения и военной техники, эффективности их применения в военных конфликтах подтвердили, что перспективными направлениями совершенствования боевых систем являются повышение качества управления силами и средствами и комплексное, сбалансированное использование средств поражения, разведки и управления войсками (оружием) в составе единой разведывательно-ударной системы.
Поэтому информатизацию Вооруженных Сил связывают прежде всего с внедрением новых информационных технологий в системы управления войсками и оружием. Актуальность этого процесса достаточно очевидна: быстрый рост объема информации, усложнение задач боевого управления, значительное сокращение стратегических вооружений и т.д. По оценкам специалистов, существующие системы управления обеспечивают реализацию потенциальных боевых возможностей войск только на 30-70 процентов. О наличии здесь резервов свидетельствует, в частности, тот факт, что совместное использование АСУ артиллерийских батарей и комплекса средств автоматизации системы «Такфайр» позволило в несколько раз повысить эффективность управления огнем полевой артиллерии. Универсального метода разрешения сложной и многогранной проблемы повышения эффективности управления войсками, видимо, не существует. Успех здесь связан с проведением комплекса взаимоувязанных научно-теоретических исследований и последовательной реализацией намеченных планов реформирования ВС РФ. При этом важно не растерять того, что накоплено и может быть использовано в современных условиях.
Быстрые изменения обстановки, жесткие ресурсные ограничения, постоянное огневое, радиоэлектронное воздействие противника предъявляют повышенные требования к управлению войсками (оружием). Однако существующие комплексы средств автоматизации по уровню научной проработки вопросов построения и технологии производства не отвечают современным требованиям, что значительно снижает эффективность применения войск. Это необходимо учитывать при совершенствовании управления ВС, планировании и осуществлении мероприятий в области информатизации как с точки зрения уточнения военно-технической политики, так и в интересах поиска новых методов и технических решений, используемых в АСУВ. Благодаря интенсивным исследовательским работам, серийному производству и эксплуатации в войсках отдельных образцов средств автоматизации к настоящему времени накоплен ценный научно-теоретический материал и богатый опыт применения АСУВ. Это способствует более глубокому анализу допущенных просчетов, принятию эффективных мер к их преодолению и выходу на рациональные пути дальнейшего развития автоматизации в ВС РФ.
Вместе с тем в управлении есть проблемы, требующие всеобъемлющих теоретических исследований, обоснования новых методологических подходов к их разрешению. Одна из них - автоматизация функции предвидения (прогнозирования), а также процесса принятия решения. Возможность заранее получить информацию о последствиях реализации того или иного варианта решения представляется крайне важной и необходимой.
Один из путей прогнозирования результатов решений основан на использовании в АСУВ такого эффективного метода, как моделирование. Применяемая в настоящее время схема «исследуемый процесс - модель процесса - программная реализация на ЭВМ» требует корректировки, что вызвано спецификой задач управления, их сложностью и важностью. Недостаточность одностороннего подхода к моделированию очевидна, поскольку практика разработки универсальных моделей показала, что невозможно охватить все многообразие условий и способов боевых действий. В АСУВ должен найти воплощение автоматизированный синтез моделей, предусматривающий также их последующее хранение. Это, в свою очередь, связано с необходимостью разработки моделей предметных областей. Методологической основой здесь служит концепция баз данных и баз знаний.
Большое внимание при совершенствовании управления следует уделять повышению оперативности и обоснованности принятия решений, обеспечению возможности их выработки, реализации и контроля исполнения в любых условиях обстановки. Необходимо добиваться гибкости процедур управления, отказаться от шаблонных решений. Характерно, что при переходе на более высокие уровни управления резко снижается количество задач, решаемых в автоматизированном режиме. Так, деятельность штабов высших уровней управления практически не автоматизирована, хотя, по подсчетам американских специалистов, уже в тактическом звене только для выбора наилучшего способа действий при организации атаки требуется решить несколько сот задач.
Кардинальных изменений в этих вопросах можно достичь за счет: оптимизации сбора, систематизации, обработки и хранения, а также передачи информации об обстановке; прогнозирования результатов принятия решений на основе заблаговременного моделирования и планирования боевых действий, оперативной корректировки вариантов решений при изменении ситуации; широкого применения вычислительных сетей, распределенной обработки информации; активного внедрения процедур подготовки предложений для принятия оптимальных решений, основанных на теории ситуационного управления, методах искусственного интеллекта; рациональной интеграции интеллектуальных способностей должностных лиц штабов и вычислительных возможностей ЭВМ, учитывающей психофизиологические особенности и возможности человека; использования мобильных компактных средств обработки и передачи информации. Главной составляющей процесса информатизации становится интеллектуализация.
В основе выполнения современных требований к управлению войсками (силами) лежит системный подход к построению АСУВ, которые должны иметь многофункциональные рабочие места на базе станций, объединенных в локальные вычислительные сети с распределенной обработкой информации. Особенности таких АСУВ состоят в следующем. Их технические и программные средства позволяют создавать интегрированную систему моделирования задач управления, именуемую в иностранной литературе моделирующим центром. В состав этой системы входят модель предметной области, средства автоматизированного синтеза моделей задач управления на основе новых информационных технологий, средства многовариантного экспериментирования, а также система поддержки принятия решений. Программное обеспечение строится по принципу инвариантного динамичного ядра, которое при необходимости можно адаптировать к конкретным требованиям.
Концепция интегрированных систем моделирования позволит отказаться от принципов «автоматизировать то, что есть», «как должно быть», используемых в настоящее время при проектировании АСУВ, и перейти к принципу «от потребности». Это повысит эффективность управления в условиях неполной и неточной информации, характерной для боевых действий, создаст реальные предпосылки для решения задачи адаптации и реконфигурации АСУВ.
Таким образом, подходы к комплексной автоматизации функций управления, разработке и созданию средств автоматизации, основанные на использовании традиционных схем и методов, исчерпали свои возможности и не позволяют радикально повысить эффективность управления войсками (силами). Реализовать те жесткие требования, которые предъявляются к управлению сегодня, невозможно без внедрения современных информационных технологий. Для этого необходимы специалисты, уверенно ориентирующиеся в вопросах оперативного искусства, тактики и боевого применения родов войск, твердо владеющие методами математического моделирования, глубоко знающие основы теории управления, теории систем, системного анализа, исследования операций и принятия решений, компетентные в области искусственного интеллекта, инженерии знаний и способные умело использовать вычислительную технику.
Военная мысль. - 1994. - № 2. - С.28-32; 1995. - № 1. - С.54-59.