Территориальная система ПВО проблемы организации Управления

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1996, стр. 58-61

Территориальная система ПВО: проблемы организации Управления

Генерал-майор В.В.БАРВИНЕНКО,

доктор военных наук, академик АВН, профессор

В НАСТОЯЩЕЕ время в вооруженном противоборстве отчетливо прослеживается выход на передний план сил и средств воздушно-космического нападения. Свидетельство тому события в зоне Персидского залива, где механизированные и танковые войска многонациональных сил приняли активное участие в боевых действиях только после того, как основные оперативные и частично стратегические задачи войны были решены средствами воздушного нападения (СВН) с помощью космических систем разведки, связи, навигации и др. Сложившееся положение обусловило необходимость уделять особое внимание силам и средствам воздушно-космической обороны (ВКО).

Одним из важнейших направлении практической работы по совершенствованию системы противовоздушной обороны страны и Вооруженных Сил (составной части системы ВКО) является организация централизованного управления войсками (силами) в зонах и районах ПВО, представляющих собой межвидовые территориальные объединения (соединения). Их создание отражает факт реализации территориального принципа построения системы ПВО.

Территориальная система требует новых подходов к организации противовоздушной обороны и управлению войсками и силами ПВО. Однако, как показывает анализ публикаций последнего времени и опыта учений, сущность территориальной системы ПВО не все понимают однозначно. Отсюда большой разброс мнений относительно ее организации, управления войсками и силами ПВО, приоритетности прикрытия от ударов воздушного противника группировок войск (сил) и объектов, что крайне отрицательно сказывается на решении возникающих проблем. Причины такого положения заключаются, на наш взгляд, в стереотипах мышления, сложившихся в условиях длительного существования «ведомственной» системы ПВО, в разобщенности видов Вооруженных Сил, а также амбициях некоторых должностных лиц, рьяно отстаивающих интересы своего ведомства.

В Советском Союзе и других странах Варшавского Договора были созданы так называемые ведомственные системы ПВО, т.е. войска и силы ПВО имел почти каждый вид ВС. При такой структуре виды вооруженных сил развивают силы и средства ПВО исходя из своих специфических задач и в ходе .организации противовоздушной обороны формируют автономные системы зенитного огня, истребительного авиационного прикрытия, разведки и управления. Взаимодействие между ними слабое, хотя они выполняют близкие по характеру задачи, как правило, в одних и тех же районах. Кроме того, образуется большое количество органов и ступеней управления, относящихся к разным видам ВС, с узкими рамками прав и обязанностей и не всегда определенными взаимоотношениями, управление неоправданно дробится, а действия войск и сил ПВО в целом остаются несогласованными. В одних случаях они создают помехи друг другу, в других, надеясь на соседей, не принимают необходимых мер к уничтожению (подавлению) средств воздушного нападения. Общая система ПВО государства и вооруженных сил при таком построении в основном только декларируется.

Раньше разобщенность в действиях войск и сил ПВО разных видов ВС в какой-то мере компенсировалась достаточно большим их количественным составом. В настоящее время в условиях жестких финансовых ограничений и уменьшения численности Вооруженных Сил этот путь повышения эффективности противовоздушной обороны стал невозможным. Поиск альтернатив и привел к необходимости перехода на территориальный принцип построения системы ПВО.

Система ПВО становится территориальной тогда, когда создается общая система противовоздушной обороны страны и ВС, а не отдельных их элементов. Основным системообразующим средством здесь выступает единая система оперативного управления всеми войсками и силами ПВО независимо от их ведомственной принадлежности. Для повышения оперативности управления территория государства делится на зоны ПВО, а те, в свою очередь, на районы и, возможно, сектора, как это сделано в системах ПВО Северо-Американского континента и НАТО в Европе.

Общая система ПВО государства, системы противовоздушной обороны зон и районов ПВО должны иметь единую структуру органов управления. Реализуя оперативное управление всеми войсками и силами ПВО, находящимися в соответствующих границах ответственности, можно в условиях недостатка войск, сил и средств для надежной защиты всех объектов значительно повысить общую эффективность их действий за счет, во-первых, сосредоточения усилий на основе единого замысла и плана для решения наиболее важных задач, а во-вторых, комплексирования и согласования действий разновидовых и разнородных войск и сил ПВО.

При этом боевой потенциал всех войск и сил ПВО распределяется в зависимости от степени угрозы объектам обороны и их важности. Приоритетность обороняемых объектов определяется на каждый момент ведения военных действий (операции, боевых действий) в соответствии со степенью их важности в зоне (районе) ПВО. Принцип обороны по приоритетности объектов не распространяется на штатные формирования ПВО частей и соединений Сухопутных войск, а также флотские зенитные огневые средства. Они непосредственно подчиняются своим командирам и действуют в боевых порядках своих войск (сил), однако оперативное (боевое) управление ими при отражении ударов СВН в той или иной степени должно осуществляться с командных пунктов зон (районов) ПВО.

Применение предложенного подхода к распределению войск и сил ПВО поднимает проблему определения степени важности объектов. Одна ее сторона связана с ответом на непростой вопрос: что важнее, например, военно-морская база, атомная электростанция, административно-политический центр или группировка Сухопутных войск? Разработанные в Военной академии ПВО методики определения важности объектов противовоздушной обороны, основанные на сочетании аналитических расчетов и экспертных оценок, позволяют, на наш взгляд, достаточно уверенно ответить на него. Тогда встает другой вопрос: в чьей это компетенции? Очевидно, определением важности объектов должны заниматься непосредственно командование и штабы ВС, зон и районов ПВО. Объективное решение данной задачи возможно только на основе как единого руководства всеми войсками и силами ПВО, так и единой ответственности командования за оборону объектов государства, зоны и района ПВО. Указанный принцип требует, чтобы командующий зоной (командир района) ПВО был одним из заместителей (имел права заместителя) общевойскового начальника в общем районе военных действий.

Как показывают исследования, прирост эффективности действий войск и сил ПВО различных видов ВС и родов войск за счет комплексирования и согласования их действий может достигать 40-60%. Он обеспечивается взаимной компенсацией слабых сторон одних группировок войск (сил) сильными сторонами других, сосредоточением усилий на уничтожении наиболее важных (опасных) средств воздушного нападения и их групп, а также уменьшением потерь авиации от огня своих зенитных средств.

Комплексирование и согласование действий войск и сил ПВО возможно только при централизованном оперативном (боевом) управлении ими. Следовательно, единое централизованное оперативное управление должно организовываться для всех без исключения войск, сил и средств ПВО. Именно это обстоятельство обычно вызывает возражения по причине сомнений в возможности управления большим количеством средств ПВО малой дальности, имеющихся в соединениях Сухопутных войск и на кораблях флота. Однако исследования и опыт стран НАТО свидетельствуют о том, что такая возможность реальна, если перейти на новые принципы и системы управления, управлять в зонах и районах ПВО не отдельными средствами, а силами. При этом каждое соединение (часть), попадающее в район ПВО, подключается к информационной и командной системам, управляющий орган начинает учитывать их положение и боевые возможности (пространственные, временные и огневые), вырабатывает решение и ставит задачи на действия, которые согласуются с действиями других соединений (частей) ПВО. Создание же автоматизированной системы управления, построенной на принципах распределенных сетей, позволит значительно повысить ее живучесть, помехозащищенность и гибкость применения, решить проблему интегрирования разнови-довых и разнородных АСУ в зоне (районе) ПВО.

Характерными чертами сетевых средств являются обмен в реальном масштабе времени информацией, поступающей от большого количества источников, совместная ее обработка и формирование единой картины воздушной обстановки. Причем каждый источник обменивается сведениями с 3-4 соседними, сопоставляя циркулирующую в сети картину воздушной обстановки со своей информацией, добавляет (при наличии) недостающие данные о воздушных целях и передает ее в сеть. Сетевые структуры обеспечивают гибкое управление работой источников информации и активных средств ПВО, наиболее полное использование их сильных сторон.

Следует подчеркнуть, что в результате исключения части войск и сил из централизованного управления в районах ПВО, как показывают результаты моделирования, эффективность действий падает, увеличивается расход боевых и материальных средств, уменьшается безопасность своей авиации. Например, если в одном и том же районе ведут боевые действия две зенитные ракетные группировки с автономными АСУ, то даже при относительно небольшой плотности удара СВН противника ввиду несогласованности в целераспределении расход ракет будет в 1,5-2 раза больше, чем в случае управления с одного автоматизированного КП. Когда плотность удара СВН превышает плотность огня зенитных ракетных группировок, необоснованное сосредоточение усилий по одним и тем же СВН ведет уже к пропуску большого количества целей. Еще более катастрофичны последствия отсутствия общего централизованного управления группировками авиации и зенитных средств. Здесь, кроме несогласованности действий по противнику, резко возрастает вероятность обстрела истребителей своими войсками, что подтверждает опыт локальных войн.

Территориальный принцип построения системы ПВО создает предпосылки для объединения сил и средств разведки воздушного противника всех ведомств в одну систему. Появляется возможность интеграции на различных уровнях разнородных информационных каналов: визуального наблюдения, радиолокационных, оптико-электронных, лазерных, теле- и тепловизионных. Все это, безусловно, увеличит эффективность и устойчивость системы разведки.

В заключение отметим, что применение войск и сил всех видов ВС в зонах и районах ПВО по единому замыслу и плану требует совместного проведения в них основных мероприятий оперативной и боевой подготовки. К тому же комплексирование подготовки войск (сил) позволит сократить общее количество мероприятий и добиться большей ее эффективности без существенного увеличения затрат.

Военная мысль. - 1993. - №10. - С.5.

Зарубежное военное обозрение. - 1995. - №2. - С.16-23.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации