Управленческая подготовка - важный приоритет в новых учебных планах и программах военных академий
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5(9-10)/1996, стр. 66-70
Управленческая подготовка - важный приоритет в новых учебных планах и программах военных академий
Генерал-лейтенант в отставке Р.В.МАРКИТАН,
кандидат военных наук
Полковник В.Н.ГУЙВЕНКО,
кандидат военных наук
Полковник В.П.ТЮКАЛОВ,
кандидат военных наук
ВАЖНЫМ этапом в реформировании военного образования должен стать предстоящий переход ввузов на новые учебные планы и программы. Одним из приоритетов подготовки командных кадров в новых условиях, на наш взгляд, должно стать усиление управленческой подготовки, уточнение ее содержания, а также способов и форм преподавания.
Управленческую подготовку мы предлагаем понимать как систему учебно-научных мероприятий, направленных на совершенствование знаний, умений и навыков офицерских кадров в управлении войсками и руководстве воинскими коллективами в обычных и экстремальных условиях, в мирное и военное время.
Возрастание значимости управленческой подготовки обусловливается рядом объективных причин. Во-первых, деятельность современных военных организаций настолько сложна, а условия их функционирования меняются столь стремительно, что существующие уровни и стандарты управленческой подготовки уже не гарантируют удовлетворительной работы субъектов управления. Такое положение подтверждается как выводами управленческой науки, так и войсковой практикой. Во-вторых, в условиях всестороннего реформирования нашего общества и государства многократно усилилось значение человеческого фактора в управлении вообще, а в военной области - особенно. Смещение традиционных ценностных ориентиров привело к деформации мировоззренческих убеждений и идеалов, к девальвации идей патриотизма и государственности, снижению престижа воинской службы. Между тем военный человек, Вооруженные Силы в целом не могут существовать и выполнять возложенные на них задачи без осознания и приятия государственных целей и идеалов, без высокого чувства патриотизма и готовности защищать свою Родину. В связи с этим в военном образовании возрастают значение и вклад гуманитарных, поведенческих наук и дисциплин - истории и политологии, психологии, социологии, конфликтологии и других. В-третьих, ограниченность ресурсов и средств, выделяемых Вооруженным Силам, трудности с финансированием, укомплектованием и всесторонним обеспечением создают, по сравнению с нашим недавним прошлым, новые проблемы в управленческой деятельности командиров. Прежних апробированных методов, способов и принципов управления, которые ориентировались на известные повторяющиеся ситуации и ограничения, явно недостаточно. Необходимы новые подходы, в частности системный метод и его разновидность - ситуационный, основывающийся на системном образе мышления субъектов управления.
При корректировке содержания управленческой подготовки целесообразно исходить из ее особенностей, которые в совокупности характеризуют принципиальное отличие профессии управленца от других.
Прежде всего, объектом управленческого труда являются люди. Командир, руководитель всегда работает «над сочетанием активных людских воль». Люди как объект труда представляют собой активную массу, способную к сопротивлению какому бы то ни было воздействию, в том числе навязанным ей воле и решениям. Это требует от командира-руководителя знания поведенческих наук и умения прогнозировать поведение подчиненных в различных ситуациях и направлять их энергию в нужное для службы русло.
Далее, управленческая деятельность складывается из множества разнообразных работ и операций со сравнительно невысокой частотой повторения, что затрудняет приобретение соответствующих практических навыков и требует для подготовки управленца больше времени, чем это необходимо для других профессий и специальностей.
И наконец, нет и не может быть управленца вне конкретной области общественно полезной деятельности. Дирижер должен быть первоклассным музыкантом, директор банка - финансистом, а командир - профессиональным ракетчиком, танкистом, летчиком и т.д. Следовательно, управленец - это «профессия в профессии», быть управленцем - значит владеть по крайней мере двумя профессиями. Таким образом, рост профессионализма управленца возможен только при условии совершенствования его знаний и навыков как военного специалиста.
К сказанному следует добавить основные выводы, полученные по результатам исследования уровня управленческой подготовки командиров и начальников полкового звена (командиров основных подразделений, заместителей командиров полков), имеющих высшее военно-специальное образование.
Выявлены следующие устойчивые недостатки в подготовке разных групп: неравномерность знаний и навыков в осуществлении различных управленческих функций, когда при относительном благополучии в принятии решений и планировании оставляют желать лучшего куда более скромные знания и навыки в организаторской работе по выполнению принятых решений, в руководстве подчиненными при выполнении поставленных задач; недостаточные знания теоретических основ управления, отсутствие развитого системного мышления, проявляющиеся особенно резко в новых условиях всевозможных ограничений при осуществлении служебной деятельности; низкая готовность к руководству воинскими коллективами при значительном изменении качества людских ресурсов (широкий диапазон мировоззренческих позиций и идеологических убеждений, различие классовых и корпоративных интересов, глубокое социальное расслоение), не соответствующий потребностям управленческой деятельности уровень гуманитарной подготовки.
На основе анализа управления войсками и оружием определены направления управленческой подготовки, которые должны найти отражение в новых учебных планах и программах (см.схему).
При исследовании вопросов, касающихся совершенствования управленческой деятельности и подготовки управленцев-руководителей, допустимо, на наш взгляд, условное разделение на управление деятельностью и управление людьми. Условное потому, что на практике эти два направления органически взаимосвязаны, а деятельность осуществляется только людьми. Однако в целях функциональной декомпозиции управленческой деятельности, определения целесообразных изменений в содержании, методах и формах обучения такое допущение логично и правомерно.
Разделение управления деятельностью на управление боевыми действиями и управление повседневной деятельностью войск в мирное время оправданно на том основании, что различны цели управления, условия и правовая основа, факторы внешней среды, а значит, каждое из этих направлений имеет свои особенности в содержании управленческих функций, методах и средствах работы. Разделение управления людьми тоже правомерно - руководство крупными войсковыми коллективами, группами непосредственно подчиненных военнослужащих и отдельным человеком требует не только каждый раз своих методов, способов и средств, но и различных знаний и навыков.
Соответственно этому разделению при разработке новых учебных планов и программ должны найти отражение требования к учебным дисциплинам. Очевиден вывод: формирование и развитие управленческих качеств нового уровня невозможно в рамках одной или даже нескольких учебных дисциплин - здесь необходим комплексный подход, предполагающий тщательное обоснование, согласование структуры и содержания различных дисциплин, максимально полный охват их единым замыслом подготовки специалистов-управленцев.
С учетом сказанного приоритеты управленческой подготовки в разных областях военного образования, на наш взгляд, могут быть сформулированы следующим образом.
В военно-профессиональной области. Следует внести необходимые изменения в тематику обучения теории и практике оперативного искусства и тактики, соответствующие изменившемуся геополитическому и военно-политическому положению Российской Федерации, принятым концепциям военной безопасности и военной доктрины, новым законодательству и положениям военного искусства. Уточнить содержание военно-профессиональных дисциплин с учетом последних достижений науки и техники, выбранных направлений развития вооружений и технического перевооружения войск, изменившихся условий поддержания их установленной готовности к боевому применению и эксплуатации. Внести в учебные планы новые разделы или даже самостоятельные учебные дисциплины по обеспечению безопасности воинской службы и защите окружающей среды.
В управленческой подготовке слушателей. Больше времени и других ресурсов выделить на изучение теории и практики управленческой деятельности военного руководителя, внести в содержание соответствующих дисциплин фундаментальные вопросы общей теории систем, теоретических основ управления организационными системами, человеческого фактора в них, теории управления войсками в мирное и военное время, процессов управления и теории принятия решений, организационных и системотехнических основ управления.
В свете этого необходимо поднять уровень преподавания учебной дисциплины «Управление повседневной деятельностью части, соединения в мирное время», расширить ее содержание прикладными вопросами теории военных организационных систем, организации повседневной деятельности воинской части, планирования подготовки и поддержания установленной боевой готовности, руководства подчиненными и воинскими коллективами при выполнении задач повседневной деятельности в мирное время.
Реализацию этой установки вести параллельно с дальнейшей разработкой теоретических основ управления повседневной деятельностью войск, систематизацией имеющегося практического опыта на основе системного подхода в управлении, суть которого заключается в том, что воинская часть, соединение рассматриваются как военные организационные системы, функционирующие в мирное время в направлении поддержания боеспособности и установленной боевой готовности. Достижение этих целей зависит от ряда внутренних (цель, задачи, организационная структура, личный состав, вооружение и военная техника, материальные ресурсы, технологии и методики) и внешних (более крупная организационная система, в состав которой входит воинская часть; взаимодействующие военные организации, довольствующие органы и системы; местное окружение и социальная инфраструктура; геофизические и климатические условия дислокации; организация, вооружение и способы действий вероятного противника) факторов. Каждый из них определяет текущее общее состояние боеготовности воинской части и в конечном итоге влияет на успех ее функционирования. Внутренние факторы находятся между собой в органической взаимосвязи, и изменение состояния одного из них после достижения определенного уровня неизбежно влечет за собой изменение других.
Системный подход предусматривает учет этих взаимосвязей на всех этапах и уровнях управления повседневной деятельностью войск, что позволяет добиться улучшения практической подготовки слушателей в рамках той или иной дисциплины, в том числе и за счет перехода от разрозненных или привязанных к отдельным темам практических занятий к отработке комплексной управленческой задачи.
Комплексная управленческая задача - это система взаимосвязанных учебных занятий (самостоятельных, практических, групповых упражнений и военных игр), объединенных единым замыслом, проводимых на фоне динамично развивающейся обстановки в ходе повседневной деятельности воинской части в определенной методической последовательности, позволяющей отрабатывать все этапы управленческого цикла при выполнении поставленных задач. Она может включать в себя блоки взаимосвязанных занятий, отражающие этапы:
приема дел и должности, изучения командиром состояния и условий функционирования воинской части как конкретного объекта управления;
подготовки и принятия решения на организацию боевой учебы и службы войск, всей повседневной деятельности на год с учетом поставленных задач, состояния воинской части на данный момент и условий выполнения задач;
планирования подготовки повседневной деятельности воинской части на год и на месяц;
организаторской работы по реализации основных плановых мероприятий, руководства подчиненными при выполнении поставленных задач (доведения до них поставленных задач, подготовки сил и средств, контроля хода выполнения задач, оценки результатов и эффективности служебной деятельности подчиненных, подведения итогов и стимулирования служебной деятельности).
В гуманитарной и социально-экономической подготовке новые программы учебных дисциплин должны быть ориентированы на достижение ряда целевых установок. В частности, углубленное изучение и осознание обучающимися государственных интересов и целей Российской Федерации, основ ее внутренней и внешней политики требуют введения в содержание военно-исторических и военно-экономических дисциплин, военной политологии разделов, которые бы глубоко раскрывали историю развития и современное толкование национальной и военной безопасности России и принципов их обеспечения, тенденций изменения геополитического положения нашего государства, организацию рыночного хозяйства. Далее, развитие правосознания обучающихся и вооружение их правовыми основами осуществления профессиональной и управленческой деятельности предполагает расширение учебной дисциплины «Правовые основы управления», разделов правоведения, основ международного военного права, военного законодательства, правового регулирования кадровой работы и других видов деятельности военного руководителя. И наконец, для повышения уровня гуманитарных знаний в соответствующие учебные дисциплины необходимо включить разделы, призванные углубить знания основ поведенческих наук (психологии, социологии, конфликтологии, педагогики), расширить в них тематику прикладного характера, ориентированную на потребности военного руководителя.
Реализация предлагаемых изменений и новых ориентиров в подготовке слушателей возможна только в рамках всей системы военного образования в целом на основе накопленного за последние годы опыта его реформирования и полученных в этом направлении научных результатов, систематизированных учебно-методических материалов, а также сохранения прошлого положительного опыта обучения.
Сложность задачи усугубляется тем, что переход на новые учебные планы и программы осуществляется при одновременном сокращении сроков обучения по многим специальностям. Поэтому обязательным условием совершенствования управленческой подготовки является введение современных технологий получения и усвоения новых знаний, обеспечивающих необходимую интенсификацию учебного процесса.
Особое внимание следует обратить на проблемы фундаментализации управленческой подготовки. Ее решение осложняется тем, что нет хороших учебников по теоретическим основам управления организациями. К учебной литературе, используемой в гражданских вузах, следует подходить критически, поскольку военные организационные системы имеют ряд принципиальных особенностей. Нужно, однако, отметить, что известные сдвиги в этом вопросе есть. Так, в Военной академии им. Ф.Э.Дзержинского уже несколько лет идет работа по подготовке соответствующих учебных материалов, подготовлен и профессорско-преподавательский состав.
Таким образом, проблемы современного управления войсками, и в частности повышения уровня управленческой подготовки командиров, офицерского состава, носят системный характер. Их невозможно решить изолированно, на основе дисциплинарных подходов. Нужны концентрированные усилия руководства подразделений и профессорско-преподавательского состава военных академий.
Витке Н. Вопросы управления // Проблемы теории и практики управления. - 1991.- №4.